Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивно-поведенческая практика 4 глава




В отличие от радикальной теории, а также социологической критики тра­диционной социальной работы, которые были влиятельны в этот период, теория систем не настаивает на трансформации социальных структур и соци­альной политики в целом. Напротив, особенностями этой теории являются принятие и исследование существующего социального порядка, а не свой­ственные радикальной теории критический анализ и отрицание обществен­ного мироустройства. В этом одна из причин ее успеха. Системная теория соот­ветствует целям профессии и организационной структуре социальных служб, которые представляют собой часть государства и обладают полномочиями и властью. Ее влияние было особенно значительно в тот период, когда соци­альная работа расширяла поле своей деятельности и занимала пустующие ниши в государственных службах многих стран. В отличие от радикальной теории системная теория удачно сочетается с психологическими теориями на уровне человеческого поведения, включая этот уровень теоретических исследований в более широкий контекст.

Теория систем имеет много общего с другими теориями. Леонард (1975. 48) с точки зрения марксистского подхода утверждает, что в системной тео­рии не только содержатся объяснения стабильного и устойчивого состояния систем, но и анализируются различные институты, их взаимодействия, а так­же возможности для их радикальной трансформации. Авторы, придерживаю­щиеся традиций, такие как Вудс и Холлис (1999), также включили некото­рые принципы данной теории в свои концепции психодинамической практи­ки. Престон-Шут и Агасс (1990) предложили комбинацию этих двух теорий. Эти авторы полагают, что психодинамическая теория, как и любая другая психологическая теория, дает объяснение человеческим эмоциям, взаимоот­ношениям и внутренним реакциям на внешние воздействия. Теория систем обеспечивает контекст для этого понимания, показывает взаимодействие со­циальных процессов и индивидуальных реакций, различия воздействующих факторов, а также вероятность того, что социальные работники и службы * сами станут объектами изменений. Объединение этих концепций позволяет социальным работникам преодолеть эмоциональный стресс, вызванный их постоянным общением с людьми, так как у них появляется возможность уви­деть эти проблемы в общем, социальном контексте. Престон-Шут и Агасс также подчеркивают тот факт, что мы не можем анализировать одновременно сложные социальные и межличностные ситуации. Если у нас есть два взаимо-

 

 

связанных, но различных варианта объяснения событий, то мы можем пере­ключить внимание с межличностной на социальную ситуацию. Общей чертой психодинамической теории и теории систем является то, что они придают особое значение взаимосвязи поведенческих моделей и социальных отноше­ний, что проявляется во взаимодействиях людей друг с другом. Кондрат (2002) в своей экологической концепции также подчеркивает самостоятельность и взаимосвязь крупно- и мелкомасштабных аспектов социальной работы. При этом она использует идеи структурализма Гидденса (1984). По ее мнению, экологическая теория и другие системные теории только выиграют при вклю­чении в них элементов социального конструктивизма (гл. 8), поскольку он предполагает наличие у людей способности к изменению своей социальной ситуации.

Основные концепции

В настоящее время известны следующие три варианта экосистемной тео­рии:

■ экокритический, экосоциальный, экофеминистский подходы, изложен­ные в книге «Экосоциальный подход в социальной работе», изданной под редакцией Матиса и др. (2001);

■ модель жизненного цикла, представленная в книге Джемейн и Гиттер-ман «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996);

■ экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практи­ки социальной работы» (2002).

Первая группа теорий объединяет критические экологические подходы. Эти теории рассматриваются чуть позже, поскольку в них содержится критика экосистемного подхода в целом. Две другие модели экосистемной теории пред­ставлены в используемых мною текстах, которые отражают развитие межлич­ностного направления в социальной работе в США. Модель жизненного цикла разработана довольно давно. Так, работы Джемейн (1976, 1977, 19786) были впервые опубликованы в середине 1970-х гг. Хотя в этой модели отражена в основном межличностная социальная работа (с некоторыми вкраплениями экологического подхода), она была особенно популярна в США, что прояви­лось в издании большого числа публикаций, посвященных ее использованию в работе с семьей и микросоциальными группами. Широко вошел в научный оборот концепт «личность в окружении (в среде)». Ниже представлены основ­ные положения концепции Джемейн и Гиттерман (1996), отличающиеся чет­костью терминологии. Экокритический и экосистемный подходы также рас-# сматриваются в нашей работе, особенно экокритический и экосоциальный подход Матиса (2001), разработанный в Германии и во многом противостоя­щий американской работе.

Экосистемный подход, разработанный в 1970-е гг. Матайни (2002) и пред­ставленный в 1983 г. Мейером, отличается от этих первоначальных вариантов акцентом на методах работы в микросоциальной среде, с семьей и группой,


 


что отвечает образовательным стандартам США. Особенностью этого подхода является графическое представление семейных отношений с помощью эко-карт. Еще одна его особенность заключается в большом внимании к современ­ным проблемам культурного многообразия, социальной справедливости и прав человека.

Джемейн и Гиттерман: модель жизненного цикла

Жизненный путь — уникальный путь развития

Личность — следование по жизненному пути

Модель жизненного цикла в отношении социальной работы, разработанная Джемейн и Гиттерман (1980, 1996), является главной концепцией экосистем-ной теории. Джемейн выступила редактором сборника, посвященного исполь­зованию этого метода в различных сферах социальной работы (1979а). Она ут­верждает, что данная модель имеет общее с психологией сознания, поскольку большое значение придается факторам среды, понятиям действия, самоуправ­лению и идентичности (Джемейн, 1978а). Вместе с тем эти два подхода концеп­туально отличаются друг от друга и могут применяться по отдельности.

©^шшташыь

Рис. 7.1. Модель жизненного цикла в практике социальной работы 174


 


Модель жизненного цикла основана на метафоре экологических отноше­ний — «личность в среде», раскрывающей взаимозависимость людей от окру­жающей среды. Отношения между людьми и окружающей их социальной сре­дой носят реципрокный (взаимный) характер: происходит постоянный обмен воздействиями. Целью социальной работы является упрочение связи людей с окружающей их средой.

Модель жизненного цикла представлена на рис. 7.1. Считается, что каж­дый человек проходит свой жизненный путь. На этом пути люди сталкивают­ся с жизненными 'стрессогенными факторами, переходными периодами, со­бытиями и проблемами, которые нарушают равновесное отношение с окру­жающей средой. Все это вызывает снижение способности в адаптации к сре­де и ощущение невозможности справиться с проблемами. Люди проходят через две стадии: стадию оценки стрессора и стадию переживания стресса. Вначале определяется серьезность нарушений и возможные последствия: ущерб, поражение, испытание. Затем оцениваются способы решения про­блем и имеющиеся ресурсы. С ситуацией можно справиться с помощью из­менений личности, среды или взаимоотношений между ними. Сигналы, по­ступающие из окружающей среды, а также физические и эмоциональные реакции людей дают обратную связь, информирующую о результатах попы­ток преодоления трудностей.

Основными ресурсами, необходимыми для преодоления, считаются:

связанность — способность к формированию привязанностей;

внутренняя сила — уверенность в способности преодолеть трудности;

компетентность — владение существенными навыками или возможность получения помощи от других людей;

образ «Я» — общая оценка самого себя;

самооценка — степень собственной значимости и достоинства;

самоуправление — ощущение контроля над собственной жизнью, а также ответственность за свои поступки и уважение прав других людей.

Реакции личности также в значительной степени подвержены влиянию семейных и социальных обстоятельств. Например, бедная микросоциальная среда может предложить значительные ресурсы для развития самоуважения. Модель жизненного цикла можно подвергнуть критике за слишком подробное описание характеристик, которые не являются столь важными в повседнев­ной практике.

Способность к активации этих межличностных ресурсов находится под воз­действием таких социальных факторов, как:

принудительное использование власти, когда доминантные группы прояв­ляют свою власть над клиентами, принадлежащими к другим социальным и культурным группам;

эксплуатация власти, когда доминантные группы создают технологии, загрязняющие окружающую среду и подвергающие опасности здоровье и


благополучие других людей, особенно представителей бедных слоев насе­ления;

естественная среда пребывания — физическая и социальная среда, окру­жающая клиента;

ниша — определенное социальное положение, занимаемое клиентом;

жизненный путь — уникальные, непредсказуемые жизненные события и приобретаемый в соответствии с ними уникальный жизненный опыт;

историческое время — исторический контекст жизненного пути;

индивидуальное время — смыслы, которыми люди наделяют свои жизнен­ные переживания;

социальное время — события, затрагивающие семьи, группы и микросо­циальную среду, частью которых является клиент.

Первая книга, изданная Джемейн, посвящена вопросам пространства и времени как аспектов практики социальной работы. Эти элементы вошли и в современную модель жизненного цикла. Однако следует заметить, что эти пространственно-временные аспекты, как и системная теория в целом, не затрагивают такие проблемные для социальной работы факторы, как соци­альный класс, социальный статус, расовая и культурная дискриминация (см. гл. 11 — 13). Концепт времени сам по себе не представляет важности при рас­смотрении этих факторов, хотя и указывает на социальный контекст челове­ческих взаимоотношений и индивидуальных жизненных событий. В теории социального конструктивизма данные факторы являются предметом более пристального внимания (см. гл. 8).

Цель практической деятельности по модели жизненного цикла — улучшение адаптации людей к окружающей их среде путем смягчения воздействия жиз­ненных стрессоров, обогащения индивидуальных и социальных ресурсов, раз­вития у людей стратегий преодоления трудностей, а также трансформация фак­торов окружающей среды для обеспечения их соответствия человеческим по­требностям. В практической работе необходимо придерживаться этических прин­ципов и толерантного отношения к индивидуальным различиям, активизиро­вать ресурсные стороны клиента, а также стремиться к партнерству социально­го работника и клиента в целях снижения статусных различий. Социальные ра­ботники должны обсуждать с клиентами приоритетные проблемы, вниматель­но слушать историю их жизни, а также анализировать принятые и принимае­мые решения. Они могут работать в восьми направлениях: с индивидами, семь­ями, группами, социальными сетями, микросоциальной средой, естественной средой, организациями, политическими действиями. В центре проводимых ме­роприятий должно быть развитие индивидуального и коллективного потенциа­ла, что отражается в самостоятельном принятии решений и независимых дей­ствиях клиентов. Важно постоянно принимать во внимание воздействия внешней среды и особенности жизненного пути, а также оценивать результаты практичес-. кой работы и анализировать их в целях приращения профессионального знания.

В табл. 7.2 представлены три основные фазы практической работы и соот­ветствующие им действия и навыки социального работника. Подробный обзор


Таблица 7.2. Практическая работа в рамках модели жизненного цикла

(по Джемейн и Гиттерману, 1996)


Фаза


Процесс поддержки


Действия


 


Начальная фаза


Содействие: создать принимающее и под­держивающее окруже­ние


Проявить эмпатию в отношениях с клиен­том; поддержать клиента в выражении соб­ственных желаний и предпочтений; доступ­но рассказать о службе, вариантах помоши и роли социального работника; оказать проти­водействие окружению, негативно влияю­щему на клиента


 


Методика


Выбрать форму работы: индивидуальную, семейную, групповую, в микросоциальной среде, основываясь на предпочтениях клиента и особенностях жизненного стрес­сора


 


Методы


Выбрать вид помощи: эпизодическую, экст­ренную, краткосрочную, без временных границ


 


Навыки


Провести диагностику соответствия лично­сти и среды:

■ выяснить исходные (основные) данные об индивиде и семье;

■ определить жизненные стрессогенные факторы;

■ идентифицировать ожидания клиента
\ относительно соцмалъното работника м

службы;

определить сильные и слабые стороны

клиента;

выявить особенности естественной среды;

согласовать план действий


 


Текущая фаза


Помощь в преодолении стресса, связанного с изменениями и травма­тическими событиями


Оказать поддержку клиенту, показывая «присутствие» рядом; исследовать и прояс-нитьситуацию с помощью концентрации, направленного внимания, детализации, оп­ределения типичных моделей, выдвижения гипотез, активизации рефлексии и обрат­ной связи; активизировать сильные стороны с помощью акцента на способностях, ук­реплять веру в себя; руководить процессом, обеспечивая клиента информацией и кор­ректируя ее, предлагая совет и обсуждение, определяя задачи; способствовать процессу, указывать на модели избегания, неадекват­ные и непоследовательные действия


 


Помощь в преодолении стрессогенных факторов окружающей среды


Определить функции и структурную органи­зацию соответствующих социальных служб; выявить социальные сети поддержки; изу­чить эффект воздействия естественной сре­ды: соответствующее индивидуальное про-



Продолжение табл. ' 2


Фаза


Процесс поддержки


Действия


странство, измененное предметное прост­ранство, смягченное окружающее прост­ранство; связать клиентов и организацион­ные ресурсы; сотрудничать с клиентом; стать посредником при взаимодействии с организациями; действовать напрямую, на­лаживать контакты с организациями; оказы­вать противодействие организациям и защи­щать интересы клиента


Помощь в развитии семейных отношений


Определить функции семьи: деторождение и социализация детей, защита членов семьи, принятие и развитие самореализа­ции, поддержание контактов с окружаю­щим миром; присоединиться к семье: под­черкнуть положительные моменты, выслу­шать истории жизни, создать терапевтиче­ский контекст, необходимый для достиже­ния изменений, определить семейное ми­ровоззрение; взаимодействовать с семьей: определить восприятия, обозначить задачи для домашней проработки, обсудить семей­ные ритуалы и поведенческие модели, ак­тивизировать рефлексию


 


Помощь в развитии групповых отношений


Определить направленность группы (образо­вательная, проблемно-ориентированная, задаче-центрированная, социальная на­правленность, реализация определенного поведения); выявить внутренние стрессоген-ные факторы: проблемы в создании груп­пы, структурные и ценностные проблемы; организовать группу: приобрести организа­ционную поддержку, определить форму и структуру, набрать уч астн и ков


 


Снижение межличност­ного стресса между со­циальным работником и клиентом


Определить источники стресса: авторитет и официальный статус службы, власть и профессиональная социализация социаль­ного работника, различия в социальном по­ложении, борьба за межличностный конт­роль, запретные темы; эффективно подго­товиться к возможному напряжению в отно­шениях, открыто обсудить межличностные барьеры


 


Завершающая фаза


Содействие: организа­ционные факторы вре­мени и методические особенности


Определить факторы завершения работы, временные ограничения и методические особенности, характерные для данной службы


 


Факторы взаимоотно­шений


Изменение взаимоотношений клиента и со­циального работника, различия в статусе



Окончание табл. 7.2

 

 

Фаза Процесс поддержки Действия
    социального работника и клиента
Стадии завершения Выявить и обсудить негативные чувства, возникающие в связи с прекращением от­ношений; осознать переживания грусти или удовольствия, признать освобождение от необходимости продолжать работу

мероприятий и методов, проиллюстрированный примерами, содержится в книге Джемейн и Гиттерман (1996). В этой работе также раскрываются, хотя и в меньшей степени, направления социальной работы: работа в микросоци­альной среде, работа с отдельными организациями, участие в политических действиях. Рассмотрим пример работы со стрессогенными факторами среды. Миссис Эванс — пожилая женщина. Она живет одна в маленькой муници­пальной квартире и после смерти мужа испытывает сильную депрессию. Пос­ле обсуждения с социальным работником ее переживаний и желаний прини­мается решение о перемещении некоторых предметов, принадлежащих ранее мистеру Эвансу, из ее спальни в коридор. Остальные вещи, напоминающие о ее покойном муже, отдаются в благотворительный магазин, и в квартире по­является больше свободного места. Волонтеры из местного благотворительно­го центра помогают изменить обстановку в квартире. В результате у миссис Эванс появляются новые знакомые из этой организации, и она начинает по­сещать клуб пожилых людей, действующий на базе центра. Миссис Эванс также обеспокоена поведением соседей, поэтому социальный работник ре­шает пойти вместе с ней в департамент жилья, чтобы разобраться, что можно предпринять. Это ни к чему не приводит, и социальный работник решает обсудить эту проблему неофициально с главным менеджером. Помимо техно­логий работы со средой данный пример показывает важность построения эф­фективных взаимоотношений с клиентом, а также то, насколько важно устанавливать и развивать эффективные взаимоотношения с клиентом, даже если в фокусе работы находятся в основном проблемы среды. В данном случае были решены различные проблемы, требующие изменения: индивидуального пространства (больше свободного места), предметного пространства (разме­щение вещей супруга) и окружающего пространства (изменения в квартире и в отношениях с соседями). Кроме того, был установлен ряд контактов с вне­шним окружением. Посредничество в отстаивании интересов клиента в депар­таменте жилья также принесло в конечном счете определенные положитель­ные результаты.

Экосоциальный подход: экокритицизм

Экосоциальный подход опирается на применение в социальной работе кон­цепций социальной экологии, появившихся в начале XX в. в США. В нем под­черкивается значение социальной среды, а также в определенной степени затрагиваются противоречивые отношения между личностью и окружением.


Джемейн, Гиттерман, Мейер и другие авторы в своих работах, анализируя взаимодействия клиентов с окружающей их средой, пользуются экологиче­скими метафорами. В экосоциальном подходе применение экологической тер­минологии имеет политическое значение, поскольку целью является преодо­ление социального исключения. Примером могут служить дискуссии о влия­нии факторов среды (Матис и др., 2000а, б, 2001; Нэрхи, 2004). В свою оче­редь, в экофеминизме (Бесторн и МакМиллен, 2002) утверждается, что в политических и социальных представлениях о системах, включая экосистем-ную теорию в социальной работе, игнорируется роль женщин в поддержании устойчивой социальной среды.

Коутс (2003) раздвигает рамки экологического подхода в социальной ра­боте и акцентирует внимание на устойчивом развитии обществ любого типа, а не только тех, которые отличаются ресурсной недостаточностью и бедно­стью. Он подчеркивает взаимосвязанность мира, особенно заметную на фоне растущего влияния глобализации. Новое понятие субъективности должно не только включать индивидуальность, но и иметь отношение к общественной ответственности, объединяя людей, живущих в малых или больших группах по всему миру. Необходимо понять сложный характер взаимозависимости и ценность многообразия как человеческих, так и природных форм. Коутс ис­пользует понятие границ для описания мира как закрытой системы, ресурсы которой ограничены. Именно поэтому для сохранения человеческой жизни необходимо поддержание устойчивости мировой системы. Основными прин­ципами экосоциального подхода в социальной работе должны быть следую­щие:

■ интеграция и взаимосвязь;

■ мудрость природного порядка;

■ вероятностность, помогающая по праву оценить то, что в теории реализ­ма (см. гл. 3) называется потенциальными свойствами, возможным аль­тернативным развитием событий;

■ поддержание многообразия;

■ отношения в микросоциальной среде (малых социальных группах).

Практика социальной работы должна быть сконцентрирована:

■ на развитии функций помощи в малых социальных группах;

■ на разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение общего благополучия;

■ на развитии активного партнерства;

■ на поиске новых возможностей на индивидуальном и общественном уровнях:

■ на соде'йствии децентрализации и локализации в принятии и реализации решений;

■ на поддержании общественного здоровья и социальной устойчивости к кризисам;

 

 

■ содействии экологическому равновесию и социальной справедливости;

■ снижении стрессов человеческого и экологического характера, в частно­сти через оказание помощи в преодолении потери и горя;

■ применении естественных методов оздоровления и духовного развития (см. гл. 8).

Нэрхи и Матис (2001) обращаются к дискуссии немецких исследователей, в которой обсуждаются концепции взаимодействия личности и среды, опубли­кованные в американской специальной литературе, и рассматривают это взаи­модействие как единое целое, а не как дихотомию личности и среды. Более того, авторы подчеркивают, что необходимо принимать во внимание общий жизненный контекст, а не только социальные отношения. Этот экокритический подход, появившийся в 1980-е гг. в Германии, вобрал в себя экологические проекты движения «зеленых», программы коллективного проживания и рабо­чих коммун для молодежи. Целью этих проектов было повышение осознания политического и социального значения человеческих взаимодействий, а также развитие социального самосознания и экологической ответственности. Тради­ционно объектом социальной работы являлись проблемы образа и стиля жизни клиентов, которые связаны с наличием у клиентов статуса работающего чело­века. Однако нестабильность в сфере занятости, возрастающая в связи с глоба­лизацией социальных ресурсов и миграцией рабочей силы, только укрепила экологически неблагоприятные отрасли промышленности, ориентированные на приращение капитала. Кроме того, в современном мире ухудшается соци­альное здоровье в результате негативного воздействия таких факторов, как си­дячий образ жизни, некачественные пищевые продукты и курение. Тестер (1994) также утверждает, что в модели жизненного цикла среда, созданная людьми и окружающая их в данный момент, считается стабильной и неизменной, поэто­му возможности ее изменения в целях содействия неблагополучным социальным группам ограничены. Необходимо помогать людям в создании среды, богатой ресурсами и возможностями, а не адаптировать их к тяжелым условиям жизни. Осознание этих целей особенно важно для специалистов, работающих в полу­стационарных и стационарных учреждениях, а также осуществляющих помощь клиентам на дому. Культурное и этническое разнообразие обеспечивает воз­можность создания многоликой социальной среды, но зачастую воспринимает­ся как причина социальных конфликтов и исключения. Человеческие и куль­турные ресурсы любого сообщества можно использовать в полной мере, если направить их на развитие социальной интеграции, привлекая людей к оказа­нию взаимопомощи и участию в общественной жизни. По мнению Бек и др. (2001), любой экосоциальный подход к вопросам социального включения дол­жен сочетать элементы британской политики перераспределения ресурсов и французской традиции анализа социального капитала, включающего те вари­анты, в которых социальные отношения могут привести к исключению других социальных групп.

холистический (целостный) анализ, раскрывающий потребности глобаль­ной среды, влияние факторов окружающей среды на социальную сферу,


в которой функционируют социальные работники, а также необходи­мость привлечения граждан к планированию и социальным действиям в соответствии с их интересами и потребностями;

разумное использование природных ресурсов и развитие самосознания при организации образа жизни, сберегающего ресурсы окружающей среды;

внимание к социальной среде и кооперативным сетям, предоставляющим различные услуги, особенно школам, учреждениям здравоохранения и социального обслуживания;

«педагогика новой среды» {«приключенческая педагогика»), предполагающая содействие в создании особых сетей для развития новых жизненных воз­можностей людей. Матис и соавторы (2001) иллюстрируют этот подход на примере молодежи, однако развитие подобных форм также актуально для поддержки пожилых людей и людей с ограниченными физическими и психическими способностями.

Социальные сети и системы социальной поддержки

Развитие сетей в системах социальной поддержки как направление зароди­лось в рамках работы по охране психического здоровья. Данный подход рас­сматривался в качестве альтернативы изолирующему воздействию психиатри­ческих больниц и как реакция на их деинституциализацию в 1970-х гг. (Кап-лан, 1974; Каплан и Килилея, 1976; МакГвайр, 1991; Биджел и др., 1994). Эффективная социальная поддержка может оказываться как в формально орга­низованных группах поддержки, так и «неформальными» и «естественными» помощниками друзьям, соседям и членам семьи (Уолтон, 1986). Итальянский исследователь социальной работы Фольгерейтер (2004) утверждает, что в ос­нове любых социальных проблем лежат проблемы отношений, поэтому разра­ботка планов помощи в социальной работе должна происходить совместно. Если отсутствие социальной поддержки носит кратковременный характер, актуальным становится возобновление прерванных отношений, в случае же долговременной изоляции необходимы специальная групповая работа и рабо­та в микросоциальной среде (Айрич и др., 2003). По мнению Сида (1990, 19). сеть — это «система или структура связей между объектами... которая имеет определенное значение» для тех, кто в нее включен. Социальные работники выявляют сети самих клиентов, а также создают новые контакты со службой, которые формируют модели повседневной жизни клиентов. Целью работы является поиск формальных и неформальных социальных сетей, их расшире­ние и использование для поддержки клиента. Сети отличаются различной плот­ностью и качеством в зависимости от частоты и значения контактов сетевых элементов. Сети также различаются по своим характеристикам (домашние, рабочие, досуговые, лечебные сети).

Недавние разработки в рамках концепции социальных сетей представля­ют технологию, с помощью которой развитие межличностных отношений может перейти на уровень работы в микросоциальной среде. Тревиллион (1999) считает сетевое взаимодействие необходимой основой для построе-


ния партнерства с клиентами и микросоциальной средой. Я также признаю его эффективность при организации работы многопрофильных команд (Пэйн, 2000). Тревиллион рассматривает социальных работников как потенциаль­ных посредников микро.социальной среды, связывающих клиентов с ее мно­гочисленными ресурсами. Можно провести параллели между концепцией социальных сетей и практической работой в рамках теории активизации ре­сурсов. Гилкрайст (2004) сочетает сетевую теорию с теорией комплексности и хаоса. По его мнению, представление о развитии микросоциальной среды, которое предполагает воссоздание тесных и взаимозависимых социальных контактов, является утопичным. Метасети соединяют разнообразные сети, основанные на межличностных контактах, и создают определенную модель связей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...