Когнитивно-поведенческая практика 4 глава
В отличие от радикальной теории, а также социологической критики традиционной социальной работы, которые были влиятельны в этот период, теория систем не настаивает на трансформации социальных структур и социальной политики в целом. Напротив, особенностями этой теории являются принятие и исследование существующего социального порядка, а не свойственные радикальной теории критический анализ и отрицание общественного мироустройства. В этом одна из причин ее успеха. Системная теория соответствует целям профессии и организационной структуре социальных служб, которые представляют собой часть государства и обладают полномочиями и властью. Ее влияние было особенно значительно в тот период, когда социальная работа расширяла поле своей деятельности и занимала пустующие ниши в государственных службах многих стран. В отличие от радикальной теории системная теория удачно сочетается с психологическими теориями на уровне человеческого поведения, включая этот уровень теоретических исследований в более широкий контекст. Теория систем имеет много общего с другими теориями. Леонард (1975. 48) с точки зрения марксистского подхода утверждает, что в системной теории не только содержатся объяснения стабильного и устойчивого состояния систем, но и анализируются различные институты, их взаимодействия, а также возможности для их радикальной трансформации. Авторы, придерживающиеся традиций, такие как Вудс и Холлис (1999), также включили некоторые принципы данной теории в свои концепции психодинамической практики. Престон-Шут и Агасс (1990) предложили комбинацию этих двух теорий. Эти авторы полагают, что психодинамическая теория, как и любая другая психологическая теория, дает объяснение человеческим эмоциям, взаимоотношениям и внутренним реакциям на внешние воздействия. Теория систем обеспечивает контекст для этого понимания, показывает взаимодействие социальных процессов и индивидуальных реакций, различия воздействующих факторов, а также вероятность того, что социальные работники и службы * сами станут объектами изменений. Объединение этих концепций позволяет социальным работникам преодолеть эмоциональный стресс, вызванный их постоянным общением с людьми, так как у них появляется возможность увидеть эти проблемы в общем, социальном контексте. Престон-Шут и Агасс также подчеркивают тот факт, что мы не можем анализировать одновременно сложные социальные и межличностные ситуации. Если у нас есть два взаимо-
связанных, но различных варианта объяснения событий, то мы можем переключить внимание с межличностной на социальную ситуацию. Общей чертой психодинамической теории и теории систем является то, что они придают особое значение взаимосвязи поведенческих моделей и социальных отношений, что проявляется во взаимодействиях людей друг с другом. Кондрат (2002) в своей экологической концепции также подчеркивает самостоятельность и взаимосвязь крупно- и мелкомасштабных аспектов социальной работы. При этом она использует идеи структурализма Гидденса (1984). По ее мнению, экологическая теория и другие системные теории только выиграют при включении в них элементов социального конструктивизма (гл. 8), поскольку он предполагает наличие у людей способности к изменению своей социальной ситуации. Основные концепции В настоящее время известны следующие три варианта экосистемной теории: ■ экокритический, экосоциальный, экофеминистский подходы, изложенные в книге «Экосоциальный подход в социальной работе», изданной под редакцией Матиса и др. (2001);
■ модель жизненного цикла, представленная в книге Джемейн и Гиттер-ман «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996); ■ экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практики социальной работы» (2002). Первая группа теорий объединяет критические экологические подходы. Эти теории рассматриваются чуть позже, поскольку в них содержится критика экосистемного подхода в целом. Две другие модели экосистемной теории представлены в используемых мною текстах, которые отражают развитие межличностного направления в социальной работе в США. Модель жизненного цикла разработана довольно давно. Так, работы Джемейн (1976, 1977, 19786) были впервые опубликованы в середине 1970-х гг. Хотя в этой модели отражена в основном межличностная социальная работа (с некоторыми вкраплениями экологического подхода), она была особенно популярна в США, что проявилось в издании большого числа публикаций, посвященных ее использованию в работе с семьей и микросоциальными группами. Широко вошел в научный оборот концепт «личность в окружении (в среде)». Ниже представлены основные положения концепции Джемейн и Гиттерман (1996), отличающиеся четкостью терминологии. Экокритический и экосистемный подходы также рас-# сматриваются в нашей работе, особенно экокритический и экосоциальный подход Матиса (2001), разработанный в Германии и во многом противостоящий американской работе. Экосистемный подход, разработанный в 1970-е гг. Матайни (2002) и представленный в 1983 г. Мейером, отличается от этих первоначальных вариантов акцентом на методах работы в микросоциальной среде, с семьей и группой,
что отвечает образовательным стандартам США. Особенностью этого подхода является графическое представление семейных отношений с помощью эко-карт. Еще одна его особенность заключается в большом внимании к современным проблемам культурного многообразия, социальной справедливости и прав человека. Джемейн и Гиттерман: модель жизненного цикла
Модель жизненного цикла в отношении социальной работы, разработанная Джемейн и Гиттерман (1980, 1996), является главной концепцией экосистем-ной теории. Джемейн выступила редактором сборника, посвященного использованию этого метода в различных сферах социальной работы (1979а). Она утверждает, что данная модель имеет общее с психологией сознания, поскольку большое значение придается факторам среды, понятиям действия, самоуправлению и идентичности (Джемейн, 1978а). Вместе с тем эти два подхода концептуально отличаются друг от друга и могут применяться по отдельности.
©^шшташыь Рис. 7.1. Модель жизненного цикла в практике социальной работы 174
Модель жизненного цикла основана на метафоре экологических отношений — «личность в среде», раскрывающей взаимозависимость людей от окружающей среды. Отношения между людьми и окружающей их социальной средой носят реципрокный (взаимный) характер: происходит постоянный обмен воздействиями. Целью социальной работы является упрочение связи людей с окружающей их средой. Модель жизненного цикла представлена на рис. 7.1. Считается, что каждый человек проходит свой жизненный путь. На этом пути люди сталкиваются с жизненными 'стрессогенными факторами, переходными периодами, событиями и проблемами, которые нарушают равновесное отношение с окружающей средой. Все это вызывает снижение способности в адаптации к среде и ощущение невозможности справиться с проблемами. Люди проходят через две стадии: стадию оценки стрессора и стадию переживания стресса. Вначале определяется серьезность нарушений и возможные последствия: ущерб, поражение, испытание. Затем оцениваются способы решения проблем и имеющиеся ресурсы. С ситуацией можно справиться с помощью изменений личности, среды или взаимоотношений между ними. Сигналы, поступающие из окружающей среды, а также физические и эмоциональные реакции людей дают обратную связь, информирующую о результатах попыток преодоления трудностей. Основными ресурсами, необходимыми для преодоления, считаются: ■ связанность — способность к формированию привязанностей; ■ внутренняя сила — уверенность в способности преодолеть трудности;
■ компетентность — владение существенными навыками или возможность получения помощи от других людей; ■ образ «Я» — общая оценка самого себя; ■ самооценка — степень собственной значимости и достоинства; ■ самоуправление — ощущение контроля над собственной жизнью, а также ответственность за свои поступки и уважение прав других людей. Реакции личности также в значительной степени подвержены влиянию семейных и социальных обстоятельств. Например, бедная микросоциальная среда может предложить значительные ресурсы для развития самоуважения. Модель жизненного цикла можно подвергнуть критике за слишком подробное описание характеристик, которые не являются столь важными в повседневной практике. Способность к активации этих межличностных ресурсов находится под воздействием таких социальных факторов, как: ■ принудительное использование власти, когда доминантные группы проявляют свою власть над клиентами, принадлежащими к другим социальным и культурным группам; ■ эксплуатация власти, когда доминантные группы создают технологии, загрязняющие окружающую среду и подвергающие опасности здоровье и благополучие других людей, особенно представителей бедных слоев населения; ■ естественная среда пребывания — физическая и социальная среда, окружающая клиента; ■ ниша — определенное социальное положение, занимаемое клиентом; ■ жизненный путь — уникальные, непредсказуемые жизненные события и приобретаемый в соответствии с ними уникальный жизненный опыт; ■ историческое время — исторический контекст жизненного пути; ■ индивидуальное время — смыслы, которыми люди наделяют свои жизненные переживания; ■ социальное время — события, затрагивающие семьи, группы и микросоциальную среду, частью которых является клиент. Первая книга, изданная Джемейн, посвящена вопросам пространства и времени как аспектов практики социальной работы. Эти элементы вошли и в современную модель жизненного цикла. Однако следует заметить, что эти пространственно-временные аспекты, как и системная теория в целом, не затрагивают такие проблемные для социальной работы факторы, как социальный класс, социальный статус, расовая и культурная дискриминация (см. гл. 11 — 13). Концепт времени сам по себе не представляет важности при рассмотрении этих факторов, хотя и указывает на социальный контекст человеческих взаимоотношений и индивидуальных жизненных событий. В теории социального конструктивизма данные факторы являются предметом более пристального внимания (см. гл. 8).
Цель практической деятельности по модели жизненного цикла — улучшение адаптации людей к окружающей их среде путем смягчения воздействия жизненных стрессоров, обогащения индивидуальных и социальных ресурсов, развития у людей стратегий преодоления трудностей, а также трансформация факторов окружающей среды для обеспечения их соответствия человеческим потребностям. В практической работе необходимо придерживаться этических принципов и толерантного отношения к индивидуальным различиям, активизировать ресурсные стороны клиента, а также стремиться к партнерству социального работника и клиента в целях снижения статусных различий. Социальные работники должны обсуждать с клиентами приоритетные проблемы, внимательно слушать историю их жизни, а также анализировать принятые и принимаемые решения. Они могут работать в восьми направлениях: с индивидами, семьями, группами, социальными сетями, микросоциальной средой, естественной средой, организациями, политическими действиями. В центре проводимых мероприятий должно быть развитие индивидуального и коллективного потенциала, что отражается в самостоятельном принятии решений и независимых действиях клиентов. Важно постоянно принимать во внимание воздействия внешней среды и особенности жизненного пути, а также оценивать результаты практичес-. кой работы и анализировать их в целях приращения профессионального знания. В табл. 7.2 представлены три основные фазы практической работы и соответствующие им действия и навыки социального работника. Подробный обзор Таблица 7.2. Практическая работа в рамках модели жизненного цикла (по Джемейн и Гиттерману, 1996) Фаза Процесс поддержки Действия
Начальная фаза Содействие: создать принимающее и поддерживающее окружение Проявить эмпатию в отношениях с клиентом; поддержать клиента в выражении собственных желаний и предпочтений; доступно рассказать о службе, вариантах помоши и роли социального работника; оказать противодействие окружению, негативно влияющему на клиента
Методика Выбрать форму работы: индивидуальную, семейную, групповую, в микросоциальной среде, основываясь на предпочтениях клиента и особенностях жизненного стрессора
Методы Выбрать вид помощи: эпизодическую, экстренную, краткосрочную, без временных границ
Навыки Провести диагностику соответствия личности и среды: ■ выяснить исходные (основные) данные об индивиде и семье; ■ определить жизненные стрессогенные факторы; ■ идентифицировать ожидания клиента службы; определить сильные и слабые стороны клиента; выявить особенности естественной среды; согласовать план действий
Текущая фаза Помощь в преодолении стресса, связанного с изменениями и травматическими событиями Оказать поддержку клиенту, показывая «присутствие» рядом; исследовать и прояс-нитьситуацию с помощью концентрации, направленного внимания, детализации, определения типичных моделей, выдвижения гипотез, активизации рефлексии и обратной связи; активизировать сильные стороны с помощью акцента на способностях, укреплять веру в себя; руководить процессом, обеспечивая клиента информацией и корректируя ее, предлагая совет и обсуждение, определяя задачи; способствовать процессу, указывать на модели избегания, неадекватные и непоследовательные действия
Помощь в преодолении стрессогенных факторов окружающей среды Определить функции и структурную организацию соответствующих социальных служб; выявить социальные сети поддержки; изучить эффект воздействия естественной среды: соответствующее индивидуальное про- Продолжение табл. ' 2 Фаза Процесс поддержки Действия странство, измененное предметное пространство, смягченное окружающее пространство; связать клиентов и организационные ресурсы; сотрудничать с клиентом; стать посредником при взаимодействии с организациями; действовать напрямую, налаживать контакты с организациями; оказывать противодействие организациям и защищать интересы клиента Помощь в развитии семейных отношений Определить функции семьи: деторождение и социализация детей, защита членов семьи, принятие и развитие самореализации, поддержание контактов с окружающим миром; присоединиться к семье: подчеркнуть положительные моменты, выслушать истории жизни, создать терапевтический контекст, необходимый для достижения изменений, определить семейное мировоззрение; взаимодействовать с семьей: определить восприятия, обозначить задачи для домашней проработки, обсудить семейные ритуалы и поведенческие модели, активизировать рефлексию
Помощь в развитии групповых отношений Определить направленность группы (образовательная, проблемно-ориентированная, задаче-центрированная, социальная направленность, реализация определенного поведения); выявить внутренние стрессоген-ные факторы: проблемы в создании группы, структурные и ценностные проблемы; организовать группу: приобрести организационную поддержку, определить форму и структуру, набрать уч астн и ков
Снижение межличностного стресса между социальным работником и клиентом Определить источники стресса: авторитет и официальный статус службы, власть и профессиональная социализация социального работника, различия в социальном положении, борьба за межличностный контроль, запретные темы; эффективно подготовиться к возможному напряжению в отношениях, открыто обсудить межличностные барьеры
Завершающая фаза Содействие: организационные факторы времени и методические особенности Определить факторы завершения работы, временные ограничения и методические особенности, характерные для данной службы
Факторы взаимоотношений Изменение взаимоотношений клиента и социального работника, различия в статусе Окончание табл. 7.2
мероприятий и методов, проиллюстрированный примерами, содержится в книге Джемейн и Гиттерман (1996). В этой работе также раскрываются, хотя и в меньшей степени, направления социальной работы: работа в микросоциальной среде, работа с отдельными организациями, участие в политических действиях. Рассмотрим пример работы со стрессогенными факторами среды. Миссис Эванс — пожилая женщина. Она живет одна в маленькой муниципальной квартире и после смерти мужа испытывает сильную депрессию. После обсуждения с социальным работником ее переживаний и желаний принимается решение о перемещении некоторых предметов, принадлежащих ранее мистеру Эвансу, из ее спальни в коридор. Остальные вещи, напоминающие о ее покойном муже, отдаются в благотворительный магазин, и в квартире появляется больше свободного места. Волонтеры из местного благотворительного центра помогают изменить обстановку в квартире. В результате у миссис Эванс появляются новые знакомые из этой организации, и она начинает посещать клуб пожилых людей, действующий на базе центра. Миссис Эванс также обеспокоена поведением соседей, поэтому социальный работник решает пойти вместе с ней в департамент жилья, чтобы разобраться, что можно предпринять. Это ни к чему не приводит, и социальный работник решает обсудить эту проблему неофициально с главным менеджером. Помимо технологий работы со средой данный пример показывает важность построения эффективных взаимоотношений с клиентом, а также то, насколько важно устанавливать и развивать эффективные взаимоотношения с клиентом, даже если в фокусе работы находятся в основном проблемы среды. В данном случае были решены различные проблемы, требующие изменения: индивидуального пространства (больше свободного места), предметного пространства (размещение вещей супруга) и окружающего пространства (изменения в квартире и в отношениях с соседями). Кроме того, был установлен ряд контактов с внешним окружением. Посредничество в отстаивании интересов клиента в департаменте жилья также принесло в конечном счете определенные положительные результаты. Экосоциальный подход: экокритицизм Экосоциальный подход опирается на применение в социальной работе концепций социальной экологии, появившихся в начале XX в. в США. В нем подчеркивается значение социальной среды, а также в определенной степени затрагиваются противоречивые отношения между личностью и окружением. Джемейн, Гиттерман, Мейер и другие авторы в своих работах, анализируя взаимодействия клиентов с окружающей их средой, пользуются экологическими метафорами. В экосоциальном подходе применение экологической терминологии имеет политическое значение, поскольку целью является преодоление социального исключения. Примером могут служить дискуссии о влиянии факторов среды (Матис и др., 2000а, б, 2001; Нэрхи, 2004). В свою очередь, в экофеминизме (Бесторн и МакМиллен, 2002) утверждается, что в политических и социальных представлениях о системах, включая экосистем-ную теорию в социальной работе, игнорируется роль женщин в поддержании устойчивой социальной среды. Коутс (2003) раздвигает рамки экологического подхода в социальной работе и акцентирует внимание на устойчивом развитии обществ любого типа, а не только тех, которые отличаются ресурсной недостаточностью и бедностью. Он подчеркивает взаимосвязанность мира, особенно заметную на фоне растущего влияния глобализации. Новое понятие субъективности должно не только включать индивидуальность, но и иметь отношение к общественной ответственности, объединяя людей, живущих в малых или больших группах по всему миру. Необходимо понять сложный характер взаимозависимости и ценность многообразия как человеческих, так и природных форм. Коутс использует понятие границ для описания мира как закрытой системы, ресурсы которой ограничены. Именно поэтому для сохранения человеческой жизни необходимо поддержание устойчивости мировой системы. Основными принципами экосоциального подхода в социальной работе должны быть следующие: ■ интеграция и взаимосвязь; ■ мудрость природного порядка; ■ вероятностность, помогающая по праву оценить то, что в теории реализма (см. гл. 3) называется потенциальными свойствами, возможным альтернативным развитием событий; ■ поддержание многообразия; ■ отношения в микросоциальной среде (малых социальных группах). Практика социальной работы должна быть сконцентрирована: ■ на развитии функций помощи в малых социальных группах; ■ на разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение общего благополучия; ■ на развитии активного партнерства; ■ на поиске новых возможностей на индивидуальном и общественном уровнях: ■ на соде'йствии децентрализации и локализации в принятии и реализации решений; ■ на поддержании общественного здоровья и социальной устойчивости к кризисам;
■ содействии экологическому равновесию и социальной справедливости; ■ снижении стрессов человеческого и экологического характера, в частности через оказание помощи в преодолении потери и горя; ■ применении естественных методов оздоровления и духовного развития (см. гл. 8). Нэрхи и Матис (2001) обращаются к дискуссии немецких исследователей, в которой обсуждаются концепции взаимодействия личности и среды, опубликованные в американской специальной литературе, и рассматривают это взаимодействие как единое целое, а не как дихотомию личности и среды. Более того, авторы подчеркивают, что необходимо принимать во внимание общий жизненный контекст, а не только социальные отношения. Этот экокритический подход, появившийся в 1980-е гг. в Германии, вобрал в себя экологические проекты движения «зеленых», программы коллективного проживания и рабочих коммун для молодежи. Целью этих проектов было повышение осознания политического и социального значения человеческих взаимодействий, а также развитие социального самосознания и экологической ответственности. Традиционно объектом социальной работы являлись проблемы образа и стиля жизни клиентов, которые связаны с наличием у клиентов статуса работающего человека. Однако нестабильность в сфере занятости, возрастающая в связи с глобализацией социальных ресурсов и миграцией рабочей силы, только укрепила экологически неблагоприятные отрасли промышленности, ориентированные на приращение капитала. Кроме того, в современном мире ухудшается социальное здоровье в результате негативного воздействия таких факторов, как сидячий образ жизни, некачественные пищевые продукты и курение. Тестер (1994) также утверждает, что в модели жизненного цикла среда, созданная людьми и окружающая их в данный момент, считается стабильной и неизменной, поэтому возможности ее изменения в целях содействия неблагополучным социальным группам ограничены. Необходимо помогать людям в создании среды, богатой ресурсами и возможностями, а не адаптировать их к тяжелым условиям жизни. Осознание этих целей особенно важно для специалистов, работающих в полустационарных и стационарных учреждениях, а также осуществляющих помощь клиентам на дому. Культурное и этническое разнообразие обеспечивает возможность создания многоликой социальной среды, но зачастую воспринимается как причина социальных конфликтов и исключения. Человеческие и культурные ресурсы любого сообщества можно использовать в полной мере, если направить их на развитие социальной интеграции, привлекая людей к оказанию взаимопомощи и участию в общественной жизни. По мнению Бек и др. (2001), любой экосоциальный подход к вопросам социального включения должен сочетать элементы британской политики перераспределения ресурсов и французской традиции анализа социального капитала, включающего те варианты, в которых социальные отношения могут привести к исключению других социальных групп. ■ холистический (целостный) анализ, раскрывающий потребности глобальной среды, влияние факторов окружающей среды на социальную сферу, в которой функционируют социальные работники, а также необходимость привлечения граждан к планированию и социальным действиям в соответствии с их интересами и потребностями; ■ разумное использование природных ресурсов и развитие самосознания при организации образа жизни, сберегающего ресурсы окружающей среды; ■ внимание к социальной среде и кооперативным сетям, предоставляющим различные услуги, особенно школам, учреждениям здравоохранения и социального обслуживания; ■ «педагогика новой среды» {«приключенческая педагогика»), предполагающая содействие в создании особых сетей для развития новых жизненных возможностей людей. Матис и соавторы (2001) иллюстрируют этот подход на примере молодежи, однако развитие подобных форм также актуально для поддержки пожилых людей и людей с ограниченными физическими и психическими способностями. Социальные сети и системы социальной поддержки Развитие сетей в системах социальной поддержки как направление зародилось в рамках работы по охране психического здоровья. Данный подход рассматривался в качестве альтернативы изолирующему воздействию психиатрических больниц и как реакция на их деинституциализацию в 1970-х гг. (Кап-лан, 1974; Каплан и Килилея, 1976; МакГвайр, 1991; Биджел и др., 1994). Эффективная социальная поддержка может оказываться как в формально организованных группах поддержки, так и «неформальными» и «естественными» помощниками друзьям, соседям и членам семьи (Уолтон, 1986). Итальянский исследователь социальной работы Фольгерейтер (2004) утверждает, что в основе любых социальных проблем лежат проблемы отношений, поэтому разработка планов помощи в социальной работе должна происходить совместно. Если отсутствие социальной поддержки носит кратковременный характер, актуальным становится возобновление прерванных отношений, в случае же долговременной изоляции необходимы специальная групповая работа и работа в микросоциальной среде (Айрич и др., 2003). По мнению Сида (1990, 19). сеть — это «система или структура связей между объектами... которая имеет определенное значение» для тех, кто в нее включен. Социальные работники выявляют сети самих клиентов, а также создают новые контакты со службой, которые формируют модели повседневной жизни клиентов. Целью работы является поиск формальных и неформальных социальных сетей, их расширение и использование для поддержки клиента. Сети отличаются различной плотностью и качеством в зависимости от частоты и значения контактов сетевых элементов. Сети также различаются по своим характеристикам (домашние, рабочие, досуговые, лечебные сети). Недавние разработки в рамках концепции социальных сетей представляют технологию, с помощью которой развитие межличностных отношений может перейти на уровень работы в микросоциальной среде. Тревиллион (1999) считает сетевое взаимодействие необходимой основой для построе- ния партнерства с клиентами и микросоциальной средой. Я также признаю его эффективность при организации работы многопрофильных команд (Пэйн, 2000). Тревиллион рассматривает социальных работников как потенциальных посредников микро.социальной среды, связывающих клиентов с ее многочисленными ресурсами. Можно провести параллели между концепцией социальных сетей и практической работой в рамках теории активизации ресурсов. Гилкрайст (2004) сочетает сетевую теорию с теорией комплексности и хаоса. По его мнению, представление о развитии микросоциальной среды, которое предполагает воссоздание тесных и взаимозависимых социальных контактов, является утопичным. Метасети соединяют разнообразные сети, основанные на межличностных контактах, и создают определенную модель связей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|