Когнитивно-поведенческая практика 5 глава
Шпехт (1986) показывает, что социальная поддержка применима к более широкому спектру социальных отношений и организаций, поскольку социальные сети подразумевают определенную совокупность связанных друг с другом индивидов. Он считает маловероятным, что в США в микросоциальной среде есть неиспользованные ресурсы для поддержки людей в проблемных ситуациях. Эта точка зрения подтверждена эмпирически в работах английских исследователей (Абраме, 1984; Булмер, 1987). Тиммс (1983) и Аллан (1983) предлагают создавать службы поддержки действующим социальным сетям, однако официальные каналы помощи не должны подменяться неформальной помощью. Неудачными будут и попытки изменить существующие модели неофициальных форм помощи. Эти положения подтвердились в исследовании Сесиль и соавторов, проведенном в Северной Ирландии (1987). ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Мистер Харди и его соседи Обратимся вновь к случаю мистера Харди (см. гл. 5). Можно ли пересмотреть его с точки зрения системной перспективы, согласно которой воздействия на окружение будут считаться более эффективными, чем работа с самим мистером Харди? Какие системы будут целевыми и какие службы будут задействованы в качестве агентов изменений в данном случае? Соседи мистера Харди — супруги Гаррет и их двое детей, Джордж (7 лет) и Фреда (4 года), приехали из сельской местности. Место рождения мистера и миссис Гаррет находится на расстоянии 1000 км от их дома. Детям сложно приспособиться к жизни большого города. У Джорджа появились проблемы с поведением и учебой в школе. И хотя мистер Гаррет имеет хорошо оплачиваемую работу, миссис Гаррет переживает одиночество и депрессию. Ее мать (82 года) уже с трудом передвигается, но у нее есть друзья, которые живут поблизости, и родственники в ее родном городе, которые навещают ее. Родители мистера Гаррета моложе и живут рядом, но у них практически нет друзей, и поэтому они просят супругов Гаррет регулярно их навещать. Миссис Гаррет и дети хотели бы вернуться домой. На данном этапе они обратились за помощью к социальному работнику поликлиники, в которой лечилась миссис Гаррет.
Анализируя данную ситуацию с точки зрения системной теории, определите возможные системы, социальные сети и методы воздействия. Какие концепции в рамках системной теории можно использовать в этом случае? Что может предложить для разрешения сложившейся ситуации экокритический подход? Комментарий Системная и экологическая теории благодаря четкой структуре и специальной терминологии формируют тип теории, отличающийся от традиционной практики социальной работы с ее психологической основой и индивидуальным подходом. Они принадлежат к числу немногих всеобъемлющих теорий социальной работы, имеющих социологическое основание. Преимущества системного подхода заключаются в следующем. ■ В нем отчетливее, чем в психологических подходах, выражен акцент на изменении окружения. ■ Это интерактивный подход, в нем анализируются не мысли и чувства, а влияние людей друг на друга. Кокс (2003), например, изучает роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Она показывает, насколько важно объединить мнения о ситуации всех, кто участвует в процессе воспитания, — различного рода специалистов, соседей и родственников, принадлежащих к разным поколениям. ■ Системный подход показывает социальным работникам возможность достижения одной и той же цели различными путями (равнофинальность и многофинальность). Благодаря этому уменьшается стигматизация нестандартных форм поведения, а также социальное давление, которое характерно для многих психологических теорий, определяющих границы нормы и девиации (Лейнингер, 1978).
■ Системный подход является единым (Гольдштейн, 1973), интегральным (Пинкус и Минахан, 1973) и целостным (Хирн, 1969; Лейнингер, 1978). Он используется в работе с отдельными индивидами, группами и в микросоциальной среде. В данном случае не существует одного определенного метода воздействия. Напротив, предлагается обобщенная стратегия объяснения социальных событий, позволяющая воспринимать в качестве воздействий любые вмешательства в систему. Отдельные объяснительные теории являются частью этого общего правила. Социальные работники подбирают теории, которые соответствуют характеру их деятельности. Как правило, им чужды теоретические дискуссии о том, чем они занимаются: изменением личности или социальным реформированием. Так или иначе, отбор теорий в целях использования их на любой организационной основе представляется сложной задачей для практиков. ■ Системный подход далек от линейных, детерминистских, причинно-следственных объяснений поведения или социальных явлений, характерных, например, для когнитивно-поведенческих теорий, поскольку равнофинальность и многофинальность означают, что энергетические потоки оказывают воздействие на систему самыми разными способами. Большую ценность представляет анализ моделей системных взаимодействий и характеристик области контакта (интерфейс) и слияния границ различных систем. ■ Уэйкфилд (1996) определяет четыре аргумента в пользу применения эко-системных подходов: возможность анализировать цикличность взаимодей- ствия социального работника и клиента; диагностическую полезность; связь с другими теориями социальной работы; а также акцент на социальных факторах, служащий альтернативой индивидуальной работе со случаем. Вместе с тем, по его мнению, эти аргументы достаточно спорны, что доказывается ниже. У теории систем есть и недостатки. Поскольку теория носит скорее пояснительный, чем объяснительный характер (Фордер, 1976), ее принципы изложены в необычной форме, которая позволяет легче понять суть, а также взаимосвязь разных уровней социальной реальности и индивидуального поведения человека. Однако данная теория не дает объяснения причинам происходящих событий и • существованию вышеупомянутых взаимосвязей. Следовательно, эмпирически проверить эти положения крайне сложно.
Эти подходы нетехнологичны (Джемейн, 19796, 6), в них не содержатся инструкции, информирующие о том, каким образом можно влиять на системы (Мэнкоск, 1981). Кроме того, здесь нет инструментов, позволяющих контролировать результаты воздействий на систему, потому что неизвестно, как ее части будут взаимодействовать между собой. Предполагается, что воздействие на одну часть системы повлияет на другие ее части, но вполне возможно, что на практике этого не произойдет (Сипо-рин, 1980). Теория систем претендует на всеобъемлющий характер. Однако не все в ней отражает реальное положение вещей. Что именно является адекватным — трудно определить. Многие принципы не вписываются в общую схему, определение границ представляет сложность или совсем невозможно. Априори считается, что элементы системы взаимосвязаны (Лей-нингер, 1978). Кроме того, сосредоточенность социальных работников на стратегических социальных проблемах может привести к игнорированию проблем отдельных индивидов (Сипорин, 1980). В теории систем, особенно в экологической теории, преувеличивается значение частей, составляющих систему, каждая из которых необходима для системной целостности и связана с другими частями. Таким образом, предполагается, что необходимо поддерживать равновесие систем, а не стремиться их изменить. Кроме того, для теории систем характерно положение о том, что конфликт менее желателен, чем поддержка и интеграция. Однако на практике все может быть совершенно иначе (Лейнингер, 1978). Концепт обратной связи предполагает медленное и управляемое изменение. А что делать, если необходимы радикальные перемены? Обратная связь вместо устранения иногда усиливает девиацию. В теории систем данные обстоятельства практически не учитываются (Лейнингер, 1978). Концепты энтропии и выживания систем являются аналогиями функционирования физических систем и, подобно многим другим биологическим и физическим аналогиям, могут не соответствовать социальным систе-
мам (Лейнингер, 1978). Следует ли всем системам (например, конфликтным семьям) стремиться к выживанию? Уходит ли энтропия в окружающую среду или система должна вытягивать энергию из уже энергетически ослабевшей среды? Например, нужно ли бедной семье просить помощь > таких же бедных семей из се окружения или ей следует требовать распределения ресурсов обеспеченных людей? Подобные вопросы носят политический характер, который не свойственен в целом теории систем, в которой для повседневной практики социальной работы предлагаются узкие, неполитические варианты решения проблем. ■ * Сложная, специальная терминология теории не слишком хорошо подхо- дит для описания такой гуманистически ориентированной деятельности, как социальная работа (Джемейн, 19796, 6). В результате это настораживает социальных работников. Именно критика заимствования технократических идей объединяет теорию систем и поведенческий подход. Напротив, большей популярностью пользуются психодинамические представления о конфликте, потребностях и влечении, а также гуманистические идеи об открытости самому себе и экзистенциальном одиночестве. ■ Вследствие того что теория носит обобщенный характер, ее применение Наряду с практической недостаточностью системная теория вызывает также методологические замечания. Они связаны с социологической критикой теории социальных систем, в частности с критикой структурно-функционального понимания общества, предложенного Парсонсом (Эванс, 1976). Мэн-коск (1981, 714— 715) обобщает эти замечания следующим образом: «Критики утверждают, что теория действия Парсонса является в большей степени теорией статического существования общества, чем его системной теорией, она не настолько обоснована эмпирически, как утверждается, к тому же так абстрактна и расплывчата, что основные понятия не поддаются определению. Акцент в теории действия сделан на функции, а не на процессе взаимодействия, что противоречит смыслу систем». Мэн коек полагает, что в приложении к социальной работе критика статичности системной теории является неубедительной, поскольку в ней много внимания уделяется как индивидуальным, так и социальным изменениям Вместе с тем в интерпретациях системной теории, сделанных в рамках социальной работы, например в книге Пинкуса и Минахана, Эванс (1976) находит скрытое предположение о взаимозависимости всех систем. Это справедливо только для закрытых систем; открытые системы характеризуются большей гибкостью, и важно еще раз подчеркнуть это различие. Сипорин (1980» указывает на марксистскую критику теории систем, связанную с отсутствием в ней внимания к несовместимости классовых интересов в капиталистическом обществе, которая препятствует достижению социальной интеграции. Девор (1983) утверждает, что модель жизненного цикла в большей степени, чем другие концепции, учитывает классовые, этнические и культур-
ные различия и значение образа жизни. Однако, по его мнению, в ней отсутствует специальный анализ вопросов, которые, например, влияют на положение темнокожего населения. Представители экокритического и экофеми-нистского подходов считают, что экологическая теория в социальной работе не затрагивает проблем формирования устойчивых экологических систем, тем самым она содействует утверждению дискриминационных и неполноценных социальных отношений. Данный аргумент характерен и для критического подхода. Системная критическая, антидискриминационная теории и теории активизации ресурсов и зашиты прав клиента являются главными социологическими теориями социальной работы. К этой группе не относятся социально-психологическая, ролевая теории и теория социального конструирования, которые представляют собой социально-психологический подход в социальной работе, рассматривающийся в следующей главе. ИТОГИ ГЛАВЫ ■ Концепты системной теории и ее идеи служат основой для создания социально-психологического подхода к социальной работе. ■ В частности, в ней показывается, каким образом социальные изменения и непрямая деятельность1 могут быть интегрированы в практику работы на индивидуальном уровне. ■ Благодаря включению экологических концептов системная теория превратилась во всеобъемлющую теорию практической деятельности, которая приобрела особую популярность в США. ■ Концепции социальных сетей и систем социальной поддержки способствуют дальнейшему развитию теории и практики социальной работы.
■ Поскольку в системной теории социальный порядок принимается как данность, интеграция критических и в особенности экокритических и трансформационных взглядов проблематична. ■ Недостатком системного и экологического подходов является отсутствие ясности в методах и формах воздействий, необходимых в конкретных обстоятельствах. ■ Происходит постепенная интеграция экологических идей в системную модель социальной работы на уровне социальных действий и индивидуальной работы, но конкретные методы экологической идеологии пока слабо разработаны. 1 Непрямая деятельность — опосредованная активность социального работника, исключающая личный контакт с клиентом. — Примеч. науч. ред. Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ О чем повествует эта глава В этой главе раскрываются теоретические положения, связанные с социальной психологией, и, в частности, влияние теории социального конструирования на социальную работу в 1990-е гг. Социальная психология в основном изучает влияние внутри групповых отношений на формирование социальной идентичности индивидов и не занимается разработкой терапевтических идей, значимых для практики социальной работы. Вместе с тем многие понятия ролевой и коммуникативной теории, а также концепции, находящиеся на стыке психологии и социологии, широко используются в социальной работе. Социальное конструирование, объединяющее постмодернистские теории 1990-х гг., составляет одно из направлений критической психологии. В его рамках разработаны практические методы, которые были перенесены в практику социальной работы. И хотя данные теории являются индивидуалистическими, в них отражается переход к рефлексивно-терапевтической точке зрения. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > Социальная психология изучает то, как внутри- и межгрупповые отношения фос-мируют и укрепляют социальную идентичность индивидов. > Основное влияние социальной психологии на социальную работу до нача-; 1990-х гг. осуществлялось через заимствование понятий из ролевой и коммуникативной теорий. > В 1990-е гг. критическая психология, основанная на идеях постмодернизма и социального конструктивизма, оказала влияние на развитие конструктивистско* практики. > Главными источниками, послужившими основой для применения теорий социальг-ного конструирования в практике социальной работы, стали концепции о терапия с помощью решений Шейзера, о терапии с помощью повествования Уайта и Э-стона, а также о рационализации возможностей О'Хэнлона. > Подход к практике социальной работы заключается в том, чтобы на основе понимания языковых моделей установить, как люди создают свою социальную реальг-ность, и помочь им реконструировать действительность с помощью изменения языковых структур для идентификации новых возможностей. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ > Формирование социальной идентичности в группах. > Роль, ролевой конфликт и ролевое поведение. > Анализ коммуникации и коммуникативные навыки. > Переформулирование (рефрейминг) устоявшихся представлений и поиск альтернативных правдоподобных интерпретаций. > Реальность как социальная конструкция, соответствующая определенному историческому и социальному контексту и включающая в себя различные культурные и социальные формы. > Повествование (нарратив) — основа анализа и трансформации социальных иден-тичностей индивидов, их ролей и свойственных им социальных конструкций. > Формы эффективного поведения индивидов как основа поиска решений их проблем. > Исключения или возможности, помогающие определить необходимые изменения в опыте индивидов. Общий теоретический контекст Предметом изучения социальной психологии (Хогг и Абраме, 1988) является влияние внутри- и межгрупповых отношений на формирование и сохранение социальной идентичности индивида. Она рассматривает поведение людей в процессе их взаимодействия и взаимовлияния, а также воздействие на внутригрупповое поведение таких социальных факторов, как стигматизация и стереотипизация. Кроме того, социальная психология занимается определением конфликтных и дискриминационных взаимодействий между группами. В частности социальная психология изучает результаты коммуникации, а следовательно, роль языковых и речевых структур в социальных взаимодействиях. Значительная область «коммуникативных исследований» посвящена языку и другим символам коммуникации в отношениях между отдельными индивидами, группами, а также в больших организациях и социальных коллективах (Табс и Мосс, 2000; Де Вито, 2002). Коммуникативные исследования включают анализ использования языка на индивидуальном уровне и в социальных ситуациях для обозначения различного восприятия окружающей действительности. Властные отношения возникают в результате формирования мировоззрения через языковые модели. Будучи социально приемлемыми, мировоззренческие конструкты влияют на другие точки зрения. Социальные работники, например, прибегают к таким языковым выражениям, использование которых помогает им оказывать воздействие на клиентов. Это означает, что те механизмы, которые приводятся в действие в ходе речевых коммуникаций, дают работникам социальных служб определенную власть над клиентами. В исследовании ролевых отношений, проведенном Лайон (1993), также утверждается, что приобретение ролей есть процесс конструирования своего места в социальных отношениях. Рис. 8.1: а — личностные конструкты — индивидуальное восприятие; б — социальные конструкты — общепринятое восприятие социальной реальности Теория ролей, концепции приклеивания ярлыков и в целом вся область социально-психологических исследований человеческих взаимоотношений оказали большое влияние на социальную работу. Брэйквел и Раувет (1982 > обосновали социально-психологический подход в социальной работе. Этот подход, в частности, акцентирует внимание на процессах формирования и регулирования отношений в социальных ситуациях, проблемах идентичности, связанных со стигмой и групповым поведением, влиянием социальной среды, территории и потребностью в личном пространстве, а также содержит материал по практическим методам достижения социальных и личностных изменений. Теория личностного конструирования Келли основана на гипотезе о том, что люди выстраивают собственное поведение сообразно конструктам своего сознания, которые формируются на основе прошлого опыта и определяют способы действия. Каждый из нас конструирует события по-своему. Поэтому анализ и изменение личностных конструктов способствуют трансформации поведения аналогично принципам когнитивной теории и терапии (см. гл. 6). Данный подход может быть полезен для понимания социальных взаимодействий (Тьюли, 1976). Он близок феноменологической и экзистенциальной теориям (см. гл. 9), в которых даются всевозможные интерпретации индивидуального и социального мира. Теория личностного конструирования отличается от теории социального конструирования. На рис. 8.1, а личностные конструкты представлены как внутренние картины мира, формируемые на основе индивидуальных восприятий, личностный конструкт каждого индивидуален. Анализ и изменение восприятия и интепретации окружающего мира относятся к методам когнитивной терапии (см. гл. 6), подобного рода практика называется конструктивистской Д.Карпентер (1996), например, обосновывает идею «структурного детерминизма» и показывает, каким образом такие структуры, как социальные роли, влияют на поведение. Практика должна быть сосредоточена на изменении неадекватных моделей восприятия и мышления. На рис. 8.1, Асоциальные конструкты представлены в качестве общих моделей восприятия мира, которые создаются в процессе взаимодействия людей в разных социальных и истори- ческих контекстах. Практическую работу, основанную на подобного рода идеях, часто называют конструкционистской. В ходе этой работы анализируется процесс создания общепринятых моделей, а также изучается возможность изменения результатов их воздействия и соответствующего контекста. Это устойчивое различие конструктивистской и конструкционистской теорий отмечается далеко не всеми авторами, поэтому на практике они рассматриваются как взаимосвязанные. В обоих случаях объектом анализа выступают определенные конструкции и возможности их изменения. Это особенно характерно для работ, опубликованных в США. Теория социального конструирования анализирует то, каким образом окружающая реальность описывается, объясняется и создается людьми в процессе их взаимодействия в определенном социальном, культурном и историческом контексте. В главе 3 было показано значение данного подхода для эпистемологии — теории методов познания, — поскольку социальное конструирование утверждает, что человеческое знание формируется не в результате размышления и экспериментирования, а благодаря совместной интерпретации событий. Идеи социального конструктивизма, воплощенные в психотерапевтических формах, важны и для социальной работы. Для социальной работы значимы следующие четыре основных направления социологической теории социального конструирования (Пэйн, 1999): ■ концепция Бергера и Лукмана (1971) о социальном конструировании реальности (см. гл. 1); ■ социальное конструирование социальных проблем (Китсьюз и Спектор, 1973; Спектор и Китсьюз, 1977); ■ феноменологическая социология (см. гл. 9) и постмодернизм; ■ социальное конструирование различных социальных категорий, таких, например, как «тендер» и «раса». В концепции социального конструирования реальности подчеркивается, что усвоение общепринятых социальных конструктов способствует успешным социализации и интеграции индивидов в общество и различные социальные группы. Социальные представления, распространяясь и укрепляясь, становятся реальностью для членов этого общества. Л\роЪлемъ\ можно назвать социальными в том случае, если социальная группа через средства массовой информации или другими путями заявляет о социальном вопросе как о проблематичном, решение которого требует срочных мер социального и политического характера. Проблематичность не является изначальным свойством социальной проблемы, а задается действиями извне. Например, тот факт, что большинство браков в некоторых странах заканчиваются разводом, может навести на мысль о том, что в этих обществах налажен механизм официального прекращения неудачных семейных отношений. Однако, по мнению представителей определенных групп, разводы создают социальную проблему, ведущую к социальной нестабильности и конфликтам. По их мнению, брак укрепляет социальную стабильность и благоприятен для общества, а развод приводит к нестабильности и поэтому нежелателен. Актуализация социальных проблем является особым случаем социального конструи- рования реальности. Она показывает механизм создания определенными общественными группами социальных конструкций на основе интерпретации социального опыта. Феноменологическая социология изучает традиционные формы поведения ^ точки зрения лежащих в их основе социальных конвенций (соглашений). Например, в этнометодологии анализируется, как иррациональное на первый взгляд поведение сообразуется с логическими правилами, принимаемыми по негласной договоренности всеми членами общества. Так, в одном из исследований было показано, что записи в больничных картах делались, скорее, в целях демонстрации работниками медицинского учреждения следования инструкциям, чем отражали их реальные действия (Гарфинкель, 1970). Теоретический анализ конструирования социальных категорий выявил, что многие физически определяемые человеческие категории, такие как «мужчина» и «женщина», представляют собой социально сконструированные категории. Например, считается, что забота является характеристикой, присущей женщинам. Женщины социализированы и ограничены социальной ролью заботливой матери и жены благодаря исходному положению, согласно которому эта роль «естественна». Современные исследования, проведенные с использованием анализа речевых конструкций, показывают, что социальные категории создаются самими участниками ситуации и соответствующими социальными структурами (Джокинен и др., 1999; Карвинен и др., 1999; Холл н др., 2003). Например, Юхила (2003) доказывает, что в процессе социальной работы активизируются две социальные роли — социального работника и клиента, которые являются асимметричными, неравными во властном отношении. Участники имеют власть над различными аспектами взаимоотношений-Социальный работник обладает институциональной властью, основанной на профессиональном знании и авторитете социальной службы, в то время как клиент контролирует доступ к личной и семейной информации. При других формах социальной работы возможны более сложные комбинации взаимоотношений. Например, для сторонников феминизма характерно стремление к максимально возможным отношениям равенства мужчин и женщин (см. гл. 12» Все рассмотренные подходы требуют внимательного отношения к анализ} человеческих взаимодействий, который предполагает комплексное понимание социальных отношений, формирование идентичности и поведения. Кроме того, они показывают аналогичные пути взаимодействий с целью трансформация человеческого восприятия и социальных конструкций и соответственно изменения поведения индивидов и социальных взаимоотношений. Данная возможность лежит в основе конструкционистской социальной работы. Идеи социальной психологии о социальном конструировании положили начало критической психологии, по-новому освещающей вопросы становления групповой и индивидуальной идентичности. Традиционная психология предполагает существование фундаментальной личностной идентичности, «самости». Как было показано в главе 4, данное положение также характерно для психодинамической психологии. Критическая психология утверждает, что сознание и самость формируются на основе интерпретаций и практик социальных отношений (Ветерел и Мэйбин, 1996) через рефлексивный цикл (см. гл. 2), опосредованный нашим пониманием, языковыми структурами и властными отношениями. Таким образом, социальное конструирова- ние в психологии подчеркивает возможность изменения личности сообразно социальным отношениям, и социальные работники и терапевты вполне способны трансформировать идентичность индивидов. Значительное влияние на развитие этого направления оказали идеи французского философа Фуко (Чем-бон и др., 1999). Ирвинг (1999) утверждает, что Фуко в создании своей теории о непознаваемости внешнего мира эмпирическим путем и наличии внутреннего знания об окружающем мире опирался на философию Ницше и литературный критицизм Бекетта. Поскольку социальная работа носит модернистский характер, критические идеи о необходимости «радикального сомнения» зачастую вступают в противоречие с фундаментальными принципами практики социальной работы (Ирвинг, 1999). Многие представления Фуко связаны с феноменологической социологией, в которой используется его «археология» знания для объяснения неявных аспектов понимания, скрытых в повседневном поведении и событиях. Философ «деконстру-ировал» язык поверхностных интерпретаций различных социальных институтов и практик, заставил усомниться в свойственных им языковых клише, а затем переструктурировал социальное знание об изучаемых институтах. Исчерпывающий анализ функционирования тюрем, психиатрических больниц, а также сексуального поведения показал, что социальные институты и поведенческие проявления являются многообразными. Опираясь на исследования Фуко, можно сделать следующие выводы. ■ Большинство социальных институтов предназначены для сохранения существующих моделей социальной власти. Это осуществляется путем установления дисциплины и наказания за отклонения от социальных норм. Применительно к социальной работе это означает, что в терапии и формах помощи также реализуются модели властных отношений, которые дисциплинируют и наказывают. По-словам Фуко, «социальная работа является частью масштабной социальной функции, на протяжении нескольких столетий приобретавшей все новые формы, а именно функции надзора-и-коррекции в двух ее значениях — надзора и исправления индивидов или, другими словами, наказания и педагогики» (Фуко, 1999, 92). ш Социальные институты формируются в дискурсе взаимодействий людей и социальных групп относительно их сути и целей, следовательно, через анализ этого дискурса можно не только раскрыть модели социальной власти й дискуссионные моменты в подходах, но и показать существование дискурса на метауровне. Так, в главе 3 обсуждались дискурсивные различия между доказательными и социально-конструктивистскими подходами к методологии социальной работы. Другими словами, для социальной работы актуален поиск эффективных форм знания как основы практики. Однако эта проблема пока не разрешена. Определив данную проблему как метауровень, можно проанализировать и обосновать причины ее возникновения в социальной работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|