Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивно-поведенческая практика 5 глава




Шпехт (1986) показывает, что социальная поддержка применима к более широкому спектру социальных отношений и организаций, поскольку соци­альные сети подразумевают определенную совокупность связанных друг с дру­гом индивидов. Он считает маловероятным, что в США в микросоциальной среде есть неиспользованные ресурсы для поддержки людей в проблемных ситуациях. Эта точка зрения подтверждена эмпирически в работах английских исследователей (Абраме, 1984; Булмер, 1987). Тиммс (1983) и Аллан (1983) предлагают создавать службы поддержки действующим социальным сетям, однако официальные каналы помощи не должны подменяться неформальной помощью. Неудачными будут и попытки изменить существующие модели не­официальных форм помощи. Эти положения подтвердились в исследовании Сесиль и соавторов, проведенном в Северной Ирландии (1987).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Мистер Харди и его соседи

Обратимся вновь к случаю мистера Харди (см. гл. 5). Можно ли пересмотреть его с точки зрения системной перспективы, согласно которой воздействия на ок­ружение будут считаться более эффективными, чем работа с самим мистером Харди? Какие системы будут целевыми и какие службы будут задействованы в качестве агентов изменений в данном случае?

Соседи мистера Харди — супруги Гаррет и их двое детей, Джордж (7 лет) и Фреда (4 года), приехали из сельской местности. Место рождения мистера и миссис Гаррет находится на расстоянии 1000 км от их дома. Детям сложно при­способиться к жизни большого города. У Джорджа появились проблемы с пове­дением и учебой в школе. И хотя мистер Гаррет имеет хорошо оплачиваемую ра­боту, миссис Гаррет переживает одиночество и депрессию. Ее мать (82 года) уже с трудом передвигается, но у нее есть друзья, которые живут поблизости, и род­ственники в ее родном городе, которые навещают ее. Родители мистера Гарре­та моложе и живут рядом, но у них практически нет друзей, и поэтому они про­сят супругов Гаррет регулярно их навещать. Миссис Гаррет и дети хотели бы вернуться домой. На данном этапе они обратились за помощью к социальному работнику поликлиники, в которой лечилась миссис Гаррет.

Анализируя данную ситуацию с точки зрения системной теории, определите возможные системы, социальные сети и методы воздействия. Какие концепции в рамках системной теории можно использовать в этом случае? Что может пред­ложить для разрешения сложившейся ситуации экокритический подход?


Комментарий

Системная и экологическая теории благодаря четкой структуре и специ­альной терминологии формируют тип теории, отличающийся от традицион­ной практики социальной работы с ее психологической основой и индивиду­альным подходом. Они принадлежат к числу немногих всеобъемлющих теорий социальной работы, имеющих социологическое основание. Преимущества си­стемного подхода заключаются в следующем.

■ В нем отчетливее, чем в психологических подходах, выражен акцент на изменении окружения.

■ Это интерактивный подход, в нем анализируются не мысли и чувства, а влияние людей друг на друга. Кокс (2003), например, изучает роль бабу­шек и дедушек в воспитании внуков. Она показывает, насколько важно объединить мнения о ситуации всех, кто участвует в процессе воспита­ния, — различного рода специалистов, соседей и родственников, при­надлежащих к разным поколениям.

■ Системный подход показывает социальным работникам возможность до­стижения одной и той же цели различными путями (равнофинальность и многофинальность). Благодаря этому уменьшается стигматизация нестан­дартных форм поведения, а также социальное давление, которое харак­терно для многих психологических теорий, определяющих границы нор­мы и девиации (Лейнингер, 1978).

■ Системный подход является единым (Гольдштейн, 1973), интегральным (Пинкус и Минахан, 1973) и целостным (Хирн, 1969; Лейнингер, 1978). Он используется в работе с отдельными индивидами, группами и в мик­росоциальной среде. В данном случае не существует одного определенно­го метода воздействия. Напротив, предлагается обобщенная стратегия объяснения социальных событий, позволяющая воспринимать в качестве воздействий любые вмешательства в систему. Отдельные объяснительные теории являются частью этого общего правила. Социальные работники подбирают теории, которые соответствуют характеру их деятельности. Как правило, им чужды теоретические дискуссии о том, чем они занимают­ся: изменением личности или социальным реформированием. Так или иначе, отбор теорий в целях использования их на любой организацион­ной основе представляется сложной задачей для практиков.

■ Системный подход далек от линейных, детерминистских, причинно-след­ственных объяснений поведения или социальных явлений, характерных, например, для когнитивно-поведенческих теорий, поскольку равнофиналь­ность и многофинальность означают, что энергетические потоки оказыва­ют воздействие на систему самыми разными способами. Большую ценность представляет анализ моделей системных взаимодействий и характеристик области контакта (интерфейс) и слияния границ различных систем.

■ Уэйкфилд (1996) определяет четыре аргумента в пользу применения эко-системных подходов: возможность анализировать цикличность взаимодей-


ствия социального работника и клиента; диагностическую полезность; связь с другими теориями социальной работы; а также акцент на соци­альных факторах, служащий альтернативой индивидуальной работе со случаем. Вместе с тем, по его мнению, эти аргументы достаточно спор­ны, что доказывается ниже.

У теории систем есть и недостатки.

Поскольку теория носит скорее пояснительный, чем объяснительный ха­рактер (Фордер, 1976), ее принципы изложены в необычной форме, ко­торая позволяет легче понять суть, а также взаимосвязь разных уровней социальной реальности и индивидуального поведения человека. Однако данная теория не дает объяснения причинам происходящих событий и • существованию вышеупомянутых взаимосвязей. Следовательно, эмпири­чески проверить эти положения крайне сложно.

Эти подходы нетехнологичны (Джемейн, 19796, 6), в них не содержатся инструкции, информирующие о том, каким образом можно влиять на системы (Мэнкоск, 1981). Кроме того, здесь нет инструментов, позволя­ющих контролировать результаты воздействий на систему, потому что неизвестно, как ее части будут взаимодействовать между собой. Предпо­лагается, что воздействие на одну часть системы повлияет на другие ее части, но вполне возможно, что на практике этого не произойдет (Сипо-рин, 1980).

Теория систем претендует на всеобъемлющий характер. Однако не все в ней отражает реальное положение вещей. Что именно является адекват­ным — трудно определить. Многие принципы не вписываются в общую схему, определение границ представляет сложность или совсем невоз­можно. Априори считается, что элементы системы взаимосвязаны (Лей-нингер, 1978). Кроме того, сосредоточенность социальных работников на стратегических социальных проблемах может привести к игнорированию проблем отдельных индивидов (Сипорин, 1980).

В теории систем, особенно в экологической теории, преувеличивается значение частей, составляющих систему, каждая из которых необходима для системной целостности и связана с другими частями. Таким образом, предполагается, что необходимо поддерживать равновесие систем, а не стремиться их изменить. Кроме того, для теории систем характерно поло­жение о том, что конфликт менее желателен, чем поддержка и интегра­ция. Однако на практике все может быть совершенно иначе (Лейнингер, 1978).

Концепт обратной связи предполагает медленное и управляемое измене­ние. А что делать, если необходимы радикальные перемены? Обратная связь вместо устранения иногда усиливает девиацию. В теории систем дан­ные обстоятельства практически не учитываются (Лейнингер, 1978).

Концепты энтропии и выживания систем являются аналогиями функцио­нирования физических систем и, подобно многим другим биологическим и физическим аналогиям, могут не соответствовать социальным систе-


мам (Лейнингер, 1978). Следует ли всем системам (например, конфликт­ным семьям) стремиться к выживанию? Уходит ли энтропия в окружаю­щую среду или система должна вытягивать энергию из уже энергетически ослабевшей среды? Например, нужно ли бедной семье просить помощь > таких же бедных семей из се окружения или ей следует требовать распре­деления ресурсов обеспеченных людей? Подобные вопросы носят поли­тический характер, который не свойственен в целом теории систем, в которой для повседневной практики социальной работы предлагаются узкие, неполитические варианты решения проблем.

■ * Сложная, специальная терминология теории не слишком хорошо подхо-

дит для описания такой гуманистически ориентированной деятельности, как социальная работа (Джемейн, 19796, 6). В результате это насторажи­вает социальных работников. Именно критика заимствования технокра­тических идей объединяет теорию систем и поведенческий подход. На­против, большей популярностью пользуются психодинамические пред­ставления о конфликте, потребностях и влечении, а также гуманистиче­ские идеи об открытости самому себе и экзистенциальном одиночестве.

■ Вследствие того что теория носит обобщенный характер, ее применение
к частным ситуациям затруднительно (Джемейн, 19796, 7; Лейнингер.
1978). Однако прикладные ее варианты могут быть очень разными. Один
специалист интерпретирует ситуацию согласно одним представлениям, а
другой — другим, поэтому крайне трудно определить, кто из них прав.

Наряду с практической недостаточностью системная теория вызывает так­же методологические замечания. Они связаны с социологической критикой теории социальных систем, в частности с критикой структурно-функциональ­ного понимания общества, предложенного Парсонсом (Эванс, 1976). Мэн-коск (1981, 714— 715) обобщает эти замечания следующим образом: «Крити­ки утверждают, что теория действия Парсонса является в большей степени теорией статического существования общества, чем его системной теорией, она не настолько обоснована эмпирически, как утверждается, к тому же так абстрактна и расплывчата, что основные понятия не поддаются определению. Акцент в теории действия сделан на функции, а не на процессе взаимодей­ствия, что противоречит смыслу систем».

Мэн коек полагает, что в приложении к социальной работе критика ста­тичности системной теории является неубедительной, поскольку в ней мно­го внимания уделяется как индивидуальным, так и социальным изменениям Вместе с тем в интерпретациях системной теории, сделанных в рамках соци­альной работы, например в книге Пинкуса и Минахана, Эванс (1976) нахо­дит скрытое предположение о взаимозависимости всех систем. Это справед­ливо только для закрытых систем; открытые системы характеризуются боль­шей гибкостью, и важно еще раз подчеркнуть это различие. Сипорин (1980» указывает на марксистскую критику теории систем, связанную с отсутстви­ем в ней внимания к несовместимости классовых интересов в капиталисти­ческом обществе, которая препятствует достижению социальной интегра­ции. Девор (1983) утверждает, что модель жизненного цикла в большей сте­пени, чем другие концепции, учитывает классовые, этнические и культур-


ные различия и значение образа жизни. Однако, по его мнению, в ней отсут­ствует специальный анализ вопросов, которые, например, влияют на поло­жение темнокожего населения. Представители экокритического и экофеми-нистского подходов считают, что экологическая теория в социальной работе не затрагивает проблем формирования устойчивых экологических систем, тем самым она содействует утверждению дискриминационных и неполно­ценных социальных отношений. Данный аргумент характерен и для крити­ческого подхода.

Системная критическая, антидискриминационная теории и теории акти­визации ресурсов и зашиты прав клиента являются главными социологиче­скими теориями социальной работы. К этой группе не относятся социально-психологическая, ролевая теории и теория социального конструирования, которые представляют собой социально-психологический подход в социаль­ной работе, рассматривающийся в следующей главе.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Концепты системной теории и ее идеи служат основой для создания социально-психологического подхода к социальной работе.

■ В частности, в ней показывается, каким образом социальные изменения и непря­мая деятельность1 могут быть интегрированы в практику работы на индивидуаль­ном уровне.

■ Благодаря включению экологических концептов системная теория превратилась во всеобъемлющую теорию практической деятельности, которая приобрела осо­бую популярность в США.

■ Концепции социальных сетей и систем социальной поддержки способствуют даль­нейшему развитию теории и практики социальной работы.

 

■ Поскольку в системной теории социальный порядок принимается как данность, интеграция критических и в особенности экокритических и трансформационных взглядов проблематична.

■ Недостатком системного и экологического подходов является отсутствие ясности в методах и формах воздействий, необходимых в конкретных обстоятельствах.

■ Происходит постепенная интеграция экологических идей в системную модель со­циальной работы на уровне социальных действий и индивидуальной работы, но конкретные методы экологической идеологии пока слабо разработаны.

1 Непрямая деятельность — опосредованная активность социального работника, исключаю­щая личный контакт с клиентом. — Примеч. науч. ред.


Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

О чем повествует эта глава

В этой главе раскрываются теоретические положения, связанные с соци­альной психологией, и, в частности, влияние теории социального конструи­рования на социальную работу в 1990-е гг.

Социальная психология в основном изучает влияние внутри групповых от­ношений на формирование социальной идентичности индивидов и не зани­мается разработкой терапевтических идей, значимых для практики социаль­ной работы.

Вместе с тем многие понятия ролевой и коммуникативной теории, а так­же концепции, находящиеся на стыке психологии и социологии, широко используются в социальной работе.

Социальное конструирование, объединяющее постмодернистские теории 1990-х гг., составляет одно из направлений критической психологии. В его рамках разработаны практические методы, которые были перенесены в прак­тику социальной работы. И хотя данные теории являются индивидуалистиче­скими, в них отражается переход к рефлексивно-терапевтической точке зре­ния.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Социальная психология изучает то, как внутри- и межгрупповые отношения фос-мируют и укрепляют социальную идентичность индивидов.

> Основное влияние социальной психологии на социальную работу до нача-; 1990-х гг. осуществлялось через заимствование понятий из ролевой и коммуни­кативной теорий.

> В 1990-е гг. критическая психология, основанная на идеях постмодернизма и со­циального конструктивизма, оказала влияние на развитие конструктивистско* практики.

> Главными источниками, послужившими основой для применения теорий социальг-ного конструирования в практике социальной работы, стали концепции о терапия с помощью решений Шейзера, о терапии с помощью повествования Уайта и Э-стона, а также о рационализации возможностей О'Хэнлона.

> Подход к практике социальной работы заключается в том, чтобы на основе пони­мания языковых моделей установить, как люди создают свою социальную реальг-ность, и помочь им реконструировать действительность с помощью изменения языковых структур для идентификации новых возможностей.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Формирование социальной идентичности в группах.

> Роль, ролевой конфликт и ролевое поведение.

> Анализ коммуникации и коммуникативные навыки.

> Переформулирование (рефрейминг) устоявшихся представлений и поиск альтер­нативных правдоподобных интерпретаций.

> Реальность как социальная конструкция, соответствующая определенному исто­рическому и социальному контексту и включающая в себя различные культурные и социальные формы.

> Повествование (нарратив) — основа анализа и трансформации социальных иден-тичностей индивидов, их ролей и свойственных им социальных конструкций.

> Формы эффективного поведения индивидов как основа поиска решений их про­блем.

> Исключения или возможности, помогающие определить необходимые изменения в опыте индивидов.

Общий теоретический контекст

Предметом изучения социальной психологии (Хогг и Абраме, 1988) яв­ляется влияние внутри- и межгрупповых отношений на формирование и со­хранение социальной идентичности индивида. Она рассматривает поведение людей в процессе их взаимодействия и взаимовлияния, а также воздействие на внутригрупповое поведение таких социальных факторов, как стигматиза­ция и стереотипизация. Кроме того, социальная психология занимается оп­ределением конфликтных и дискриминационных взаимодействий между груп­пами.

В частности социальная психология изучает результаты коммуникации, а следовательно, роль языковых и речевых структур в социальных взаимодей­ствиях. Значительная область «коммуникативных исследований» посвящена языку и другим символам коммуникации в отношениях между отдельными индивидами, группами, а также в больших организациях и социальных кол­лективах (Табс и Мосс, 2000; Де Вито, 2002). Коммуникативные исследования включают анализ использования языка на индивидуальном уровне и в соци­альных ситуациях для обозначения различного восприятия окружающей дей­ствительности. Властные отношения возникают в результате формирования мировоззрения через языковые модели. Будучи социально приемлемыми, ми­ровоззренческие конструкты влияют на другие точки зрения. Социальные ра­ботники, например, прибегают к таким языковым выражениям, использова­ние которых помогает им оказывать воздействие на клиентов. Это означает, что те механизмы, которые приводятся в действие в ходе речевых коммуника­ций, дают работникам социальных служб определенную власть над клиентами. В исследовании ролевых отношений, проведенном Лайон (1993), также утверж­дается, что приобретение ролей есть процесс конструирования своего места в социальных отношениях.


Рис. 8.1: а — личностные конструкты — индивидуальное восприятие; б — со­циальные конструкты — общепринятое восприятие социальной реальности

Теория ролей, концепции приклеивания ярлыков и в целом вся область социально-психологических исследований человеческих взаимоотношений оказали большое влияние на социальную работу. Брэйквел и Раувет (1982 > обосновали социально-психологический подход в социальной работе. Этот подход, в частности, акцентирует внимание на процессах формирования и регулирования отношений в социальных ситуациях, проблемах идентично­сти, связанных со стигмой и групповым поведением, влиянием социальной среды, территории и потребностью в личном пространстве, а также содержит материал по практическим методам достижения социальных и личностных изменений. Теория личностного конструирования Келли основана на гипотезе о том, что люди выстраивают собственное поведение сообразно конструктам своего сознания, которые формируются на основе прошлого опыта и опреде­ляют способы действия. Каждый из нас конструирует события по-своему. По­этому анализ и изменение личностных конструктов способствуют трансфор­мации поведения аналогично принципам когнитивной теории и терапии (см. гл. 6). Данный подход может быть полезен для понимания социальных взаимо­действий (Тьюли, 1976). Он близок феноменологической и экзистенциальной теориям (см. гл. 9), в которых даются всевозможные интерпретации индивиду­ального и социального мира.

Теория личностного конструирования отличается от теории социального конструирования. На рис. 8.1, а личностные конструкты представлены как внут­ренние картины мира, формируемые на основе индивидуальных восприятий, личностный конструкт каждого индивидуален. Анализ и изменение восприя­тия и интепретации окружающего мира относятся к методам когнитивной терапии (см. гл. 6), подобного рода практика называется конструктивистской Д.Карпентер (1996), например, обосновывает идею «структурного детерми­низма» и показывает, каким образом такие структуры, как социальные роли, влияют на поведение. Практика должна быть сосредоточена на изменении не­адекватных моделей восприятия и мышления. На рис. 8.1, Асоциальные конст­рукты представлены в качестве общих моделей восприятия мира, которые создаются в процессе взаимодействия людей в разных социальных и истори-


ческих контекстах. Практическую работу, основанную на подобного рода иде­ях, часто называют конструкционистской. В ходе этой работы анализируется процесс создания общепринятых моделей, а также изучается возможность изменения результатов их воздействия и соответствующего контекста. Это ус­тойчивое различие конструктивистской и конструкционистской теорий отме­чается далеко не всеми авторами, поэтому на практике они рассматриваются как взаимосвязанные. В обоих случаях объектом анализа выступают определен­ные конструкции и возможности их изменения. Это особенно характерно для работ, опубликованных в США.

Теория социального конструирования анализирует то, каким образом ок­ружающая реальность описывается, объясняется и создается людьми в про­цессе их взаимодействия в определенном социальном, культурном и истори­ческом контексте. В главе 3 было показано значение данного подхода для эпи­стемологии — теории методов познания, — поскольку социальное конструи­рование утверждает, что человеческое знание формируется не в результате размышления и экспериментирования, а благодаря совместной интерпрета­ции событий. Идеи социального конструктивизма, воплощенные в психотера­певтических формах, важны и для социальной работы.

Для социальной работы значимы следующие четыре основных направле­ния социологической теории социального конструирования (Пэйн, 1999):

■ концепция Бергера и Лукмана (1971) о социальном конструировании реальности (см. гл. 1);

■ социальное конструирование социальных проблем (Китсьюз и Спектор, 1973; Спектор и Китсьюз, 1977);

■ феноменологическая социология (см. гл. 9) и постмодернизм;

■ социальное конструирование различных социальных категорий, таких, например, как «тендер» и «раса».

В концепции социального конструирования реальности подчеркивается, что усвоение общепринятых социальных конструктов способствует успешным со­циализации и интеграции индивидов в общество и различные социальные группы. Социальные представления, распространяясь и укрепляясь, становят­ся реальностью для членов этого общества.

Л\роЪлемъ\ можно назвать социальными в том случае, если социальная группа через средства массовой информации или другими путями заявляет о соци­альном вопросе как о проблематичном, решение которого требует срочных мер социального и политического характера. Проблематичность не является изначальным свойством социальной проблемы, а задается действиями извне. Например, тот факт, что большинство браков в некоторых странах заканчива­ются разводом, может навести на мысль о том, что в этих обществах налажен механизм официального прекращения неудачных семейных отношений. Одна­ко, по мнению представителей определенных групп, разводы создают соци­альную проблему, ведущую к социальной нестабильности и конфликтам. По их мнению, брак укрепляет социальную стабильность и благоприятен для об­щества, а развод приводит к нестабильности и поэтому нежелателен. Актуали­зация социальных проблем является особым случаем социального конструи-


рования реальности. Она показывает механизм создания определенными об­щественными группами социальных конструкций на основе интерпретации социального опыта.

Феноменологическая социология изучает традиционные формы поведения ^ точки зрения лежащих в их основе социальных конвенций (соглашений). На­пример, в этнометодологии анализируется, как иррациональное на первый взгляд поведение сообразуется с логическими правилами, принимаемыми по негласной договоренности всеми членами общества. Так, в одном из исследо­ваний было показано, что записи в больничных картах делались, скорее, в целях демонстрации работниками медицинского учреждения следования ин­струкциям, чем отражали их реальные действия (Гарфинкель, 1970).

Теоретический анализ конструирования социальных категорий выявил, что многие физически определяемые человеческие категории, такие как «мужчи­на» и «женщина», представляют собой социально сконструированные катего­рии. Например, считается, что забота является характеристикой, присущей женщинам. Женщины социализированы и ограничены социальной ролью за­ботливой матери и жены благодаря исходному положению, согласно которо­му эта роль «естественна». Современные исследования, проведенные с ис­пользованием анализа речевых конструкций, показывают, что социальные ка­тегории создаются самими участниками ситуации и соответствующими соци­альными структурами (Джокинен и др., 1999; Карвинен и др., 1999; Холл н др., 2003). Например, Юхила (2003) доказывает, что в процессе социальной работы активизируются две социальные роли — социального работника и кли­ента, которые являются асимметричными, неравными во властном отноше­нии. Участники имеют власть над различными аспектами взаимоотношений-Социальный работник обладает институциональной властью, основанной на профессиональном знании и авторитете социальной службы, в то время как клиент контролирует доступ к личной и семейной информации. При других формах социальной работы возможны более сложные комбинации взаимо­отношений. Например, для сторонников феминизма характерно стремление к максимально возможным отношениям равенства мужчин и женщин (см. гл. 12»

Все рассмотренные подходы требуют внимательного отношения к анализ} человеческих взаимодействий, который предполагает комплексное понимание социальных отношений, формирование идентичности и поведения. Кроме того, они показывают аналогичные пути взаимодействий с целью трансформация человеческого восприятия и социальных конструкций и соответственно изме­нения поведения индивидов и социальных взаимоотношений. Данная возмож­ность лежит в основе конструкционистской социальной работы.

Идеи социальной психологии о социальном конструировании положили начало критической психологии, по-новому освещающей вопросы станов­ления групповой и индивидуальной идентичности. Традиционная психоло­гия предполагает существование фундаментальной личностной идентично­сти, «самости». Как было показано в главе 4, данное положение также харак­терно для психодинамической психологии. Критическая психология утверж­дает, что сознание и самость формируются на основе интерпретаций и прак­тик социальных отношений (Ветерел и Мэйбин, 1996) через рефлексивный цикл (см. гл. 2), опосредованный нашим пониманием, языковыми структу­рами и властными отношениями. Таким образом, социальное конструирова-


ние в психологии подчеркивает возможность изменения личности сообразно социальным отношениям, и социальные работники и терапевты вполне спо­собны трансформировать идентичность индивидов. Значительное влияние на развитие этого направления оказали идеи французского философа Фуко (Чем-бон и др., 1999). Ирвинг (1999) утверждает, что Фуко в создании своей тео­рии о непознаваемости внешнего мира эмпирическим путем и наличии внут­реннего знания об окружающем мире опирался на философию Ницше и литературный критицизм Бекетта. Поскольку социальная работа носит мо­дернистский характер, критические идеи о необходимости «радикального сомнения» зачастую вступают в противоречие с фундаментальными прин­ципами практики социальной работы (Ирвинг, 1999). Многие представле­ния Фуко связаны с феноменологической социологией, в которой исполь­зуется его «археология» знания для объяснения неявных аспектов понима­ния, скрытых в повседневном поведении и событиях. Философ «деконстру-ировал» язык поверхностных интерпретаций различных социальных инсти­тутов и практик, заставил усомниться в свойственных им языковых клише, а затем переструктурировал социальное знание об изучаемых институтах. Ис­черпывающий анализ функционирования тюрем, психиатрических больниц, а также сексуального поведения показал, что социальные институты и пове­денческие проявления являются многообразными. Опираясь на исследования Фуко, можно сделать следующие выводы.

■ Большинство социальных институтов предназначены для сохранения су­ществующих моделей социальной власти. Это осуществляется путем уста­новления дисциплины и наказания за отклонения от социальных норм. Применительно к социальной работе это означает, что в терапии и формах помощи также реализуются модели властных отношений, которые дис­циплинируют и наказывают. По-словам Фуко, «социальная работа являет­ся частью масштабной социальной функции, на протяжении нескольких столетий приобретавшей все новые формы, а именно функции надзора-и-коррекции в двух ее значениях — надзора и исправления индивидов или, другими словами, наказания и педагогики» (Фуко, 1999, 92).

ш Социальные институты формируются в дискурсе взаимодействий людей и социальных групп относительно их сути и целей, следовательно, через анализ этого дискурса можно не только раскрыть модели социальной власти й дискуссионные моменты в подходах, но и показать существование дис­курса на метауровне. Так, в главе 3 обсуждались дискурсивные различия между доказательными и социально-конструктивистскими подходами к методологии социальной работы. Другими словами, для социальной ра­боты актуален поиск эффективных форм знания как основы практики. Однако эта проблема пока не разрешена. Определив данную проблему как метауровень, можно проанализировать и обосновать причины ее возникновения в социальной работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...