Когнитивно-поведенческая практика 6 глава
Отдельную область прикладных теорий социальной психологии составляют тренинги личностных и социальных навыков (Куртц и Маршал, 1982), которые были рассмотрены ранее в рамках поведенческих подходов в социальной работе. Схожие представления содержатся в теории и практике консультиро-
вания, основы которого изложены в работах Роджерса и Каркуфа (см. гл. 9) и дополнены эмпирическими техниками. С помощью консультирования можно формировать у клиентов необходимые навыки. Микротренинги стали практической площадкой для широкого применения подобных техник среди специалистов вспомогательных профессий. В ходе их проведения используются такие технические приемы, как видеозапись реального поведения и другие технологические новшества. Применяется также детальный анализ обратной связи относительно отдельных поведенческих проявлений (Куртц и Маршал. 1982). Групповая работа и работа в стационарных учреждениях строится с учетом результатов многих социально-психологических исследований группового и межгруппового поведения, а также на основе теорий, имеющих непосредственное отношение к социальной работе. Принципы и практические выводы социальной психологии также важны при работе с микросоциальными группами по месту жительства (Саттон, 1994). Области пересечения Психологическая основа и экспериментальный, эмпирически обоснованный понятийный аппарат, характеризующие социально-психологический подход, сближают его с когнитивными подходами. Вместе с тем акцент на межличностном и внутригрупповом поведении и, следовательно, на языке и коммуникации скорее связывает социально-психологический подход с теори. социального научения и когнитивными концепциями, чем с традиционной поведенческой теорией (Хеллер и Норфкат, 2002). Вслед за развитием конструктивистских подходов внимание к языку как к социальному продукту и процессу, формирующему социальные структуры и наше знание о них, позволило обогатить рассматриваемый подход идеями о ролях как некой игре, или «перформансах», и о коммуникации как о форме социальной конструкции. Постмодернистская интерпретация значения языка как элемента социального конструирования усилила интерес к теории коммуникации (Томпсон, 20036). Это также связано с изучением социальными службами языка неблагополучных социальных групп, а также с антидискриминационной практикой и работой по активизации ресурсов клиента (например, Линн и Ма 1996), что обеспечивает связь с гуманистическим и экзистенциальным подходами в социальной работе (см. гл. 9). В теории феминизма также используются идеи конструирования пола на основе взаимоотношений и языка, поэт(анализ социальных норм и их языкового отражения помогает объяснить процесс создания женских ролей в патриархальных обществах.
Нельсен (1980, 1986) полагает, что теория коммуникации может стать областью пересечения многих теорий социальной работы. Например, энергетическая подпитка таких систем (см. гл. 7), как «индивид», «семья» или «социальная группа», имеет информационную природу и состоит в получении информации и реагировании на нее. Психология сознания (см. гл. 4) и когнитивно-поведенческие теории определяют, как индивид воспринимает реальность. и, следовательно, также анализируют коммуникативные процессы. Таким образом, социальный работник любого направления обращает внимание на тг или иные стороны процесса коммуникации. Теоретические исследования ком- муникации представляют собой методологическую основу, необходимую для анализа человеческих взаимодействий. Обзорные работы Лишман (1994) и Томпсон (20036) посвящены изучению прикладных сторон данных исследований.
Влияние социальной психологии и социального конструирования на практику социальной работы Итак, модели имеют, скорее, социальный, чем индивидуальный характер. Тем не менее не существует ни одной серьезной концепции социально-психологической теории, реализуемой на практике в рамках социальной работы. По крайней мере, так обстояли дела до конца 1990-х гг. Затем появились социально-конструктивистские концепции. Вместе с тем в социальной работе были использованы концепция сильных сторон личности Сейлиби (1992, 1996), теория личностных конструктов Келли (1955), психология повествования (Уайт и Эпстон, 1990) и психология устных историй (Мартин, 1995), а также различные варианты семейной терапии. Известны также работы де Шезера (1985, 1988, 1991) и модель выработки решений (Уолтер и Пеллер, 1992). Те поведенческие реакции, которые не являются частью «проблемного» поведения, могут стать основой для его преодоления и принятия решений. Предполагается, что изменения носят постоянный характер, и небольшие достижения постепенно приводят к серьезным переменам. Для выработки решений привлекаются ресурсы клиента и поддержка окружающих, а мнение самих клиентов приравнивается к экспертному. Интерпретируя и придавая определенное значение событиям, мы воздействуем на происходящее вокруг нас. Этот циклический процесс прерывается новыми смыслами, придаваемыми новым решениям, которые реконструируют окружающий мир. Эти идеи оказали влияние на развитие конструктивистских подходов в социальной работе. Недостаточное распространение социально-психологических теорий в социальной работе объясняется тремя причинами. Во-первых, сфокусированность на межгрупповых и межличностных отношениях, а также экспериментальный способ получения знания, которые характерны для социальной психологии, сложно перевести на уровень индивидуальной работы со случаем. В рамках социально-конструктивистского подхода были разработаны прикладные методы, адекватные целям индивидуальной работы. Во-вторых, существует проблема методов познания, характерных для социально-психологических моделей. С их помощью трудно создать теоретическую основу, способную легко трансформироваться в принципы конкретных действий, как, например, в психоаналитической или когнитивно-поведенческой теориях. Для реализации терапевтических целей социальной работы необходима технология, имеющая четкую структуру. Развитие нарративной терапии и ее применение в клинической психологии и консультировании (МакКлеод, 1997) делают это возможным. В-т р е т ь и х, социально-психологическая работа дает определенное знание, особенно важное для теории групповой работы, однако не существует технологии ее практической реализации.
Тем не менее вследствие популярности семейной терапии в 1970— 1980-е гг. возросло значение коммуникативной основы семейной терапии в социальной работе. Грин (1996) подчеркивает коммуникативный фундамент семейной терапии и иллюстрирует применение такой техники, как переформулирование, когда социальный работник предлагает правдивую альтернативную интерпретацию социальным фактам, переживаемым семьей и индивидом. Это помогает людям увидеть различия между реальными событиями и их интерпретацией, что подчеркивается в социально-конструктивистском анализе языковыг практик. В теории коммуникации довольно подробно раскрываются техно/ гия и методы действия, проверенные и подтвержденные исследованиями и практическим опытом. В ней отражены многие ценности социальной работь». в частности активное слушание, а также внимание к поведению и переживаниям клиентов. Вместе с тем в теории коммуникации не существует социально значимых концепций, характерных для социальной работы и выходящих а рамки отдельных ситуаций общения. Поэтому эта модель применяется гла»^ ным образом не для построения общей технологии, а в терапевтических ш клинических ситуациях, а также в социальных службах при анализе отдельны! поведенческих форм. Именно так определяется область ее использования • исследованиях Нельсена (1980), Лишман (1994) и Томпсона (20036), посвященных коммуникациям в социальной работе.
Ролевая теория Ролевая теория в социальной работе известна довольно давно, поскол предметом ее изучения являются взаимодействия индивидов, их ожидания ■ реакции, а также факторы, влияющие на возникновение определенных реакций. Перлман (1968) считает, что ролевая теория предлагает социальную интерпретацию взаимоотношений, которая дополняет психологическое понимание личности (Стрин, 1971; Библ и Томас, 1979; Дэвис, 1996). Существуют два типа ролевой теории: ■ структурно-функциональная ролевая теория, в которой анализируется сто людей в социальных структурах. Каждой социальной позиции соответствует своя роль, под которой подразумевается набор определенна установок и поведенческих проявлений, продиктованных социальным положением. Осознание своей роли облегчает процесс ее изменения. Говарщ и Джонсон (1985) приводят в качестве примера ролевые установки в неполных семьях. Исследование, проведенное в США, показало, что людям, имеющим традиционные установки относительно распределении! ролей в браке, труднее приспособиться к роли одинокого родителя, чео| людям, у которых был опыт гибкого распределения ролей в супружестве; ■ драматургическая ролевая теория, предложенная Гоффманом (19686). которой роли рассматриваются в качестве форм исполнения (драматизации) социальных ожиданий, соответствующих социальному статус»... В социальных взаимодействиях люди анализируют сигналы, поступающие друг от друга. Поэтому, регулируя информацию, которую люди получают от нас, мы можем влиять на то, как нас воспринимают окружающие. Мы даем «представления», целью которых является создание нуж-1 ного нам впечатления. Наше представление обычно идеализировано, т с включает общепринятые социальные ожидания. Некоторые аспекты роли акцентируются, другие вуалируются. Гоффман 0968а\^ок_азьшел^^^ люди со стигмой стараются контролировать восприятие окружающими этой особенности, которая не одобряется в обществе. Это помогает им относительно безболезненно «обойти» стигматизируемый момент. Людям часто приходится работать совместно в командах, разделять ответственность, исполнять социально одобряемые роли. Поэтому они испытывают облегчение, когда их «закулисные» роли остаются за кадром. Гоффман (1972а, б, в) развивает далее эти идеи и детально анализирует, каким образом социально ожидаемые роли объясняют различные формы поведения. Данные концепты имеют большое значение, поскольку некоторые формы поведения можно объяснить несовпадением и неопределенностью ролей. Подобная интерпретация доступна для понимания клиентов. В данном случае их личность не критикуется, поэтому создается благоприятная возможность для интервенции и внесения изменений. Более того, для ролевой теории характерен социологический подход к анализу поведения, так как в ней поведенческие проблемы и социальное окружение рассматриваются во взаимосвязи. Мей-джер (2003) предлагает 6-шаговый процесс совместного исследования ролевых проблем с клиентом, включающий обсуждение ролей и возможностей их изменения. Он содержит следующие шаги:
■ определить требования новой роли; ■ определить полный ролевой набор, т.е. круг задействованных лиц и особенности их ролей; ■ распознать затруднения в исполнении ролей и возможные конфликты, связанные с приобретением новой роли; ■ обсудить новые роли в деталях: кто и что, когда и где делает; ■ проработать модель интеграции ролей, например временную шкалу, согласно которой привлекаются лица, исполняющие различные роли, или создать альтернативную ролевую программу; ■ вернуться к обсуждению ролей, если в результате обратной связи станет очевидной необходимость изменений. Рассмотрим пример. Клэр, женщина среднего возраста, работала секретарем и самостоятельно воспитывала детей после развода с мужем. Ее одинокая мать, проживающая отдельно, стала терять зрение и вскоре совсем ослепла. Она несколько раз падала и сильно расшибалась. Семейный доктор посоветовал матери и дочери жить вместе. Совместное проживание оказалось для них крайне сложным, потребовалась помощь социального работника. С помощью понятий ролевой теории их ситуация была рассмотрена как ролевой конфликт между ролью работающей женщины, важной для самооценки Клэр, и ролью заботливой дочери. В данном случае имел место как межролевой конфликт, поскольку профессиональная роль и роль дочери пришли в противоречие, так и внутриролевой конфликт, так как ожидания матери относительно идеаль- ного поведения заботливой дочери расходились с представлениями самой Клэр и семейного врача. При тщательном рассмотрении обнаружилась ролевая неопределенность, которая вызывала дополнительную сложность, поскольку Клэр внимательно относилась к мнению других о ее роли как дочери. Это вызывала в ней неуверенность относительно собственных действий. Ролевая теория вызвала ряд замечаний представителей критического подхода по поводу отсутствия признания социальных предрассудков и давления, оказываемого на женщин, которые при неразвитой социальной защите вынуждены заботиться обо всех членах семьи. Таким образом, хотя ролевая теория и способна объяснить, каким образом индивиды подвергаются влиянию социальных моделей, ее структурно-функциональный подход может привести к убеждению, что роли — это данность, и что они необходимы для существования общества. В этом случае сложно понять, являются ли эти модели адекватными и нужно ли их менять. Более того, ролевая теория не предлагает методик для изменения поведения и работы с эмоциями и индивидуальными реакциями на ролевые конфликты. С ее помощью можно только выявить подобные конфликты. Данная теория тесно связана с символическим интеракционизмом (см. гл. 9). В обоих случаях внимание акцентируется на процессе формирования ролей через социальные ожидания и приклеивание ярлыков. Проблема ярлыков обсуждалась в работах Беккера (1963) и Лемерта (1972). По мнению Лемерта. отклонения в поведении у большинства людей проявляются случайно, критически важной является реакция социального окружения на эти действия. Иногда социальная система приклеивает людям ярлык девианта или преступника. Получая определенный ярлык, они сталкиваются с социальными ожиданиями, которые ему соответствуют. Считается, что это только подкрепляет деви-антное поведение, ярлыки же становятся все устойчивее. Беккер показывает, как социальные группы провоцируют девиации, создавая правила и решая, кто им соответствует. Лица, не соблюдающие эти правила, считаются «аутсайдерами». «Моральная паника» (Кохен, 1972), возникающая вокруг отдельных форм поведения, таких как хулиганство или скандальное поведение спортивных болельщиков, означает рост обеспокоенности общества относительно девиантных явлений. Это вносит определенную лепту в закрепление ярлыков. В свою очередь ожидание проявлений отклоняющегося поведения провоцирует девиации. Положительное значение ролевой теории, тем не менее, состоит в том. что она показывает влияние официальных структур, в том числе социальных служб, на возникновение проблем, с которыми они призваны бороться. Есть много свидетельств тому, что социальные работники часто приклеивают негативные ярлыки своим клиентам (Кейс и Лингерфельт, 1974; Джинджерич и др., 1982). Следовательно, при оценке проблем и оказании социальных услуг необходимо воздерживаться от стигматизации (Леви, 1981). Теория коммуникации в социальной работе Теория коммуникации способствует развитию социально-психологических теорий, рассмотренных ранее, и содержит ряд рекомендаций относительно технологии работы с клиентами. Она объединяет несколько психологических подходов, авторами которых, в частности, являются психологи и терапевты из Пэло Альто. Одна из самых известных представительниц этой теории — Сатир (1964, 1972)'. В ее работах раскрываются сложные закономерности человеческих взаимоотношений (через речевую практику) и способы изменения поведения. Определенное влияние на развитие сициально-психологических теорий оказали также исследования антропологов и социальных психологов, таких как Бедвистел (1973), Шефлен (1972; Шсфлен и Эшкрафт, 1976) и Холл (1966). В них рассматриваются микроуровень конкретных невербальных форм коммуникации, а также такие культурные факторы, как территориальная культурная принадлежность, личностное пространство и проксемика, связанная с пространственным взаимоотношением людей в процессе общения. К коммуникативным подходам также относится нейролингвистическое программирование (Энжел. 1996), в котором тщательному изучению подвергается терапевтическое влияние вербальных конструкций. Акцент здесь делается на особенностях получения информации из окружающей среды, ее лингвистической переработки и организации на индивидуальном уровне (Энжел, 1996). Томпсон (20036) указывает на роль языка как элемента культуры и на возрастающее влияние культурологии в исследовании процессов коммуникации. Он также обращает внимание на особенности письменной коммуникации. Хотя в специальной литературе по социальной работе и обсуждаются методы переписки с клиентами, в реальности развитие электронной и текстовой мобильной связи показывает необходимость дальнейшего изучения современных письменных форм общения с использованием новых коммуникационных технологий. Понимание языка новых форм коммуникации особенно важно в работе с детьми и молодежью. Согласно Томпсону (20036), основной моделью коммуникации является передача информации получателю. В процессе коммуникации случаются «помехи». Формируются коммуникационные сети. Особенности коммуникативного процесса, а также его участники становятся частью культуры и социальных отношений. Так, этнические и классовые деления сопровождаются «помехами» в сетях коммуникации. Нельсен (1980) полагает, что наши действия всегда являются ответом на информацию, полученную извне. В качестве информации могут выступать факты, знания, а также эмоции, воспоминания, телесные ощущения, представления о том, что думают о нас другие. Мы воспринимаем информацию и затем оцениваем ее; это называется процессом переработки информации. Оценив информацию, мы осуществляем обратную связь с партнером по коммуникации, у которого создается представление о нашем восприятии и оценке коммуникации. Обсуждая системную теорию, мы уже рассматривали процесс взаимного оценивания. У каждого из нас есть свои собственные правила переработки информации: какие-то вещи мы считаем для себя важными, а какие-то нет. Это приводит к избирательному восприятию, когда информация, не представляющая для нас особого значения, не улавливается. В то же время для окружающих она может быть важной. Коммуникация осуществляется в вербальной и невербальной формах. Обратная вербальная связь может создавать комфортную ситуацию общения. Невербальная коммуникация, т.е. то, как мы держимся и двигаемся в пространстве, также дает информацию о нас другим людям. Мы находимся в состоянии общения постоянно. Даже молчание или отсутствие контакта является коммуникацией, так как интерпретируется другими людьми. Значимой может быть не только вербальная, но и невербальная, и символическая коммуникация (Лишман, 1994). Оценка любой коммуникации должна включать и контекст. | котором происходит общение. Поведение, кажущееся странным в одном месте, может быть совершенно нормальным в другом. Коммуникация формирует модели — паттерны. Люди привыкают к тем способам общения, с которыми они обычно сталкиваются в жизни. Это становится основой их взаимоотношений. Фелонг (1990) утверждает, что модели, которые используют социальные работники, часто можно описать такими словами, как «поддержка», «помощь» и «одобрение», что подразумевает доброжелательные взаимоотношения с клиентами. Такими словами обозначаются отношения сотрудничества, которые особенно необходимы при использовании терапевтических методов. Фелонг полагает, что в отдельных случаях более эффективными моделями, способными заставить клиентов достичь определенных целей, являются жесткие, директивные отношения, а соответственно, и термины. Паг (1996). анализируя языковые модели в коммуникациях, показывает, каким образом они отражают социальные установки, формируют идентичность и используются для демонстрации власти и социального статуса. Коммуникация всегда имеет содержание, которое является ее внешней (видимой) частью. Но во взаимоотношениях в результате действия метакоммуникации очевидному содержанию придаются другие смыслы. Способ, с помощью которого раскрывается содержание, обусловливает определенный род отношений. Поэтому манера общения социальных работников с клиентами говорит о том, какого рода отношения предполагаются между ними. Соблюдение специалистом дистанции, что диктуется профессиональной ролью, может интерпретироваться неверно. Одни клиенты жалуются на официальное отношение социальных работников, другие ожидают от специалистов «профессионального» подхода, а неформальное отношение озадачивает их. В моделях коммуникации часто отражаются доминирование или подчинение. Следовательно, с помощью коммуникативной теории можно определить проявления неравенства и дискриминации. Теория и анализ коммуникации могут быть полезны для: ■ анализа и развития практической работы (путем совершенствования коммуникативных навыков); ■ работы с коммуникативными проблемами клиентов; ■ анализа проблемных ситуаций в командной работе (Пэйн, 2000). Основные концепции Со времени выхода книги Брейквела и Ровета (1982) не появилось ни одной сколько-нибудь значимой социально-психологической концепции в социальной работе. Были разработаны несколько прикладных подходов в рамках теории коммуникации, в частности подходы, связанные с семейной терапией (см., например, обзорную работу Грин, 1996). Нельсен (1980) является авто- ром наиболее полного обзора теории коммуникации и ее применения в социальной работе, однако его работа представляется несколько устаревшей в настоящее время, когда появились новые исследования коммуникаций, а также современные лингвистические и культурологические исследования. Томпсон (20036) предлагает практическое и теоретическое руководства, которые содержат анализ новейших разработок в теории коммуникации, включая культурологические и постмодернистские лингвистические подходы. Вместе с тем в данной книге не затрагиваются вопросы прикладного использования общей теории коммуникации в социальной работе. Фишер (1991) предлагает довольно своеобразную концепцию конструктивизма в социальной работе. Он подробно раскрывает скорее конструктивистские, чем социально-конструктивистские представления. Кроме того, в последнее время появились совершенно новые разработки, сделанные в рамках повествовательной терапии и терапии с помощью решений. МакНэми и Джер-джен (1992), выступившие редакторами интересного сборника, показывают, каким образом психологическое направление социального конструирования может применяться в терапевтической практике. Многие статьи этого издания также актуальны для социальной работы. Франклин и Нюриус (1998) объединяют в своей книге несколько довольно интересных статей, посвященных отдельным случаям индивидуальной, семейной, командной работы, а также работы в микросоциальной среде. Однако эти статьи не имеют общей теоретической основы и технологического обоснования. В качестве основной мы рассмотрим концепцию Партона и О'Байна, представленную в их работе «Конструктивистская социальная работа», в которой сочетаются психотерапевтические и конструктивистские подходы. Партой и О'Байн: конструктивистская социальная работа Партон и О'Байн (2000) находят в социальной работе рационально-технические элементы, но все же они считают ее в большей степени искусством. Следовательно, в социальной работе процесс также важен, как и результат. Существует огромное разнообразие представлений об окружающем мире, возможностей и ресурсов, проблем, ограничений и интерпретаций социальных отношений. Конструктивистская социальная работа направлена на поиск альтернативных возможностей, которые, как правило, неочевидны вследствие особенностей ситуации, в которой находятся клиенты. Эта ситуация, или история, зависит от их понимания и переживания отношения к ним окружающего мира. Социальную работу можно считать конструктивистской, так как в ее процессе осуществляется поиск позитивных моментов в жизни и опыте индивида, а в ее основании лежат принципы теории социального конструктивизма. Модель практики показана на рис. 8.2. Отправной точкой в концепции Партона и О'Байна является повествование (нарратив). Описывая события, люди стараются приблизить свои истории к реальности настолько, насколько это позволяет сделать их субъективное восприятие. Таким образом, повествование клиентов отражает их реальность. Рассказывая истории, люди также учитывают аудиторию слушателей, поэтому репрезентация реальности зависит еще и от того, как рассказчик воспри- нимает слушателей. Каждое повествование представляет собой социальное отношение: в его ходе событие не только описывается, но и интерпретируется согласно контексту социальных отношений. Каждая история содержит потенциал для альтернативных репрезентаций, однако по мере повествования реальность приобретает фиксированную форму и различные элементы истории выстраиваются в определенной последовательности. В результате рассказываемая история начинает претендовать на право быть правдой, т.е. на то, чтобы убедить слушателей в истинности повествования. Исследования коммуникативных процессов показывают, что в диалоге люди могут обращаться друг к другу и задавать вопросы, однако при повествовании истории рассказываются таким образом, чтобы они были понятны слушателям. Люди интерпретируют события и присваивают им определенное значение, ориентируясь на общепринятые смыслы, поэтому истории, которые мы создаем, опосредованы коллективными повествованиями наших культур и социальных групп (Сейли-би, 1994). Признание тех или иных историй в качестве истинных зачастую зависит от позиции социальных и культурных групп, обладающих властью. Поскольку наши представления опосредованы культурными и общественными конструкциями, способность влиять на них зависит от осознания механизмов социально-структурного и властного конструирования нашего знания и, следовательно, нашего мира. По словам Фуко, наша жизнь находится во власти тех нормативных истин, которые создаются властными практиками. Группы, обладающие властью, устанавливают нормы, т.е. определяют, какие общепринятые социальные ожидания являются истинными, а какие нет. Таким образом, данные нормы приобретают статус объективной реальности, и мы стараемся следовать им. Власть воздействует через идеи, которые влияют на культурные и социальные отношения, а следовательно, и через язык. С помощью языка представления выражаются и обозначаются, делаются значимыми для нас благодаря сигнификатам (означаемым словам), которые мы используем для их выражения. Картина мира подобна прочтению текста. Мы слышим описание события и интерпретируем его, словно читаем книги, привнося наш опыт в этот процесс. Наш опыт сохраняется в памяти в виде историй; мы редактируем и шлифуем их, они служат тем целям, которые мы стремимся достичь. Таким образом, языковые выражения, которые мы используем, и способ построения текста оказывают огромное влияние на наше понимание. Кроме того, в случае непонимания в процессе общения мы можем задать вопросы и принять участие в обсуждении, чтобы прояснить для себя то, что нам нужно. Мы также можем изменить направление повествования, дать понять рассказчику, в чем мы заинтересованы. Следовательно, рассказчик способен адаптировать свое повествование. Партон и О'Байн (2000, 58) на основе работы Джержен и Джерджен (1986) выделяют следующие три типа повествования: ■ прогрессирующее {поступательное) повествование, в ходе которого люди описывают себя и достигают поставленных целей; ■ стабильное повествование, в котором события описываются как неизменные; ■ отступающее повествование, в котором люди описывают себя удаляющимися от поставленных целей. Изменения происходят постоянно, и понимание этого процесса дает нам возможность влиять на события во время их трансформации. Определение возможных способов воздействия в диалогическом общении усиливает фактор нашего влияния. Поэтому конструирование повествования совместно с социальным работником помогает людям понять, что нового происходит в их жизни, что привело к этим изменениям и как они сами повлияли на появление тех или иных событий. Прошлый опыт может ограничивать возможности воздействия в настоящем, но самым важным в процессе общения является определение достижений и моментов сопротивления проблемам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|