Восточные концепции, концепции творческого развития и символизма
Брэндон (1976, 2000) показывает возможность использования идей дзен-философии в социальной работе. По его мнению, социальные работники должны использовать свой личностный потенциал для построения аутентичных отношений с людьми, переживающими стрессовые события. В отличие от многих гуманистических терапевтических подходов, которые критиковались за ограниченность их применения (только при работе с клиентами, стремящимися к личностному самовыражению), концепция Брэндона направлена на помощь людям, находящимся в крайних ситуациях. В данном случае работа предполагает развитие самопознания, просвещение (в дзен-буддизме используется концепт сатори — интуитивного озарения) и личностный рост как социального работника, так и клиента. Особое внимание обращается на условия, препятствующие движению клиента к саморазвитию, а также на возможности предотвращения влияния внешних обстоятельств подобного рода. В концепции Брэндона подчеркивается значение личной харизмы и эффективного взаимодействия клиентов и социальных работников. Некоторые авторы, например Ингланд (1986), утверждают, что социальную работу следует считать искусством, а не приложением социальных наук. Уолтер (2003) считает, что импровизация и условный, а не контрактный, характер отношений между специалистом и клиентом включают в себя элементы театральной игры. Многие авторы полагают, что произведения искусства и литературы помогают понять окружающий мир и обладают терапевтическим воздействием (Роуз, 1992; Сэндерс, 1993). Блэк и Иное (1981) утверждают, что феноменологические идеи подтверждают актуальность этого подхода. В феноменологии считается, что понять поведение людей можно только с точки зрения их собственных мнений. Для этого необходимо использовать методы исследования и понимания индивидуальных позиций. На основе данных представлений Ингланд разработал гуманистическую теорию социальной работы, в которой центральное место занимают понятия «преодоление» (концепт психологии личности) и «смысл» (концепт духовного развития). Как и в теории личностных конструктов (см. гл. 8), здесь предполагается, что интерпретация событий социальными работниками, клиентами и окружающими людьми кардинальным образом влияет на процесс социальной работы. Поиск смысла — это путь к гуманизации отношений и осознанию общественной ценности клиентов. Ланц и Гринли (1990) на основе бесед с ветеранами войны показывают необходимость осмысления и интерпретации стрессовых ситуаций.
Леинг (1965, 1971) в своих ранних работах по теории психических заболеч ваний использовал наряду с психоаналитическими экзистенциальные идеи. Его исследования оказали определенное влияние на социальную работу, особенно в Великобритании. В своих поздних работах Леинг выступает с боле; радикальных и мистических позиций (Седгвик, 1972). Он утверждает, что такое наиболее распространенное психическое заболевание, как шизофрения, можно рассматривать в качестве реакции человека на неопределенность, а также, вероятно, опасность, которые создает социальная среда. Он придает большое значение самости «Я», рассматривая ложную самость и самосознание. Позднее он включает в свой анализ идеи теории коммуникации, посвященные семейному общению, в частности идею Бэйтсона и др. (1956) о двойном переплете {йоиЫе Ып(1). Леинг предполагает, что нарушения семейно, коммуникации приводят к тому, что один из членов семьи оказывается межл> двух огней. Это провоцирует реакции, диагностируемые как шизофренические. Работы Леинга заставили социальных работников обратить особое внимание на необходимость учета социальных и семейных факторов при установлении диагноза. В целом символический интеракционизм и феноменологическая социология повлияли на технологии работы, особенно в случаях присвоения клиентам ярлыка девиантности (например, в случае правонарушителей»
Символический интеракционизм — это социологическая и социально-психологическая теория, ведущая свое начало от работ Мида (1934) и Блумера (1969). Основная его идея заключается в том, что люди действуют в соответствии с символами (фиксированными представлениями) об окружающем мире, которые закреплены в сознании. Символы создаются людьми с помощью языка в процессе интерпретации их взаимодействий с окружающим миром. Личность («Я») также создается, поскольку для того, чтобы взаимодействовать с окружающим миром, люди должны иметь представление о бытии. Поэтому, чтобы понять окружающий мир, людям приходится взаимодействовать мсжд> собой. Эти идеи связаны с теорией личностных конструктов (см. гл. 8), согласно которой человеческое поведение организовано в соответствии с внутренними конструктами относительно окружающего мира. Идеи символического интеракционизма близки теории социального конструирования. Рамон (199С»• утверждает, что они помогают социальным работникам и клиентам понять переживания, сопровождающие процесс выписки из психиатрической клиники. Этот опыт может быть интерпретирован (в антропологических терминах) как церемония инициации, как переходный кризис и процесс, требующий переопределения собственной идентичности. Чайклин (1979) утверждает, что символический интеракционизм предлагает социальным работникам альтернативу психологическим способам понимания человеческого поведения. Акцент на взаимоотношениях и их символическом значении предполагает меньшую, чем при традиционных близких взаимоотношениях, эмоциональную включенность клиента и социального работника. Более того, в данном случае допускается, что среди клиентов встречается гораздо больше людей адекватных, компетентных, а не слабых и неспособных контролировать свою судьбу. В этом контексте одной из важнейших является идея наклеивания ярлыков, обсуждаемая в главе 8.
Многие из вышеупомянутых представлений тесно связаны с ролевыми, социально-психологическими и социально-конструктивистскими теориями, опи- санными в главе 8. В о-п срвых, символический интеракционизм и аналогичные социологические концепции раскрывают понятия о социальных ожиданиях и интерпретациях, которые представляют собой фундамент ролевой теории, так как принятие и прояснение ролей являются символическими элементами взаимодействия людей. В о-в т о р ы х, как отмечалось в главе 8, концепция Гофф-мана о различных ролях, которые люди исполняют в зависимости от социальных обстоятельств, представляется одним из вариантов ролевой теории, возникающим на пересечении символических и феноменологических идей. Несмотря на общий социологический характер, эти концепции также содержат объяснительные модели возникновения сильных эмоций. Смит (1975), например, интерпретирует переживания горя с феноменологических позиций, а не с помощью условных психоаналитических категорий «биологических, инстинктивных и внутренних психических процессов» (Смит, 1975, 79). Согласно этой точке зрения, человек переживает горе, осознавая уникальность определенных отношений (таких, как брак) и социальных ожиданий, характерных для этой ситуации. Таким образом, происходит реорганизация социальных конструкций в соответствии с ожиданиями. Когда отношения разрушены или потеряны, должна произойти социальная реконструкция. Более того, на индивидуальном уровне конструкция собственной личности включает и близкого человека, ушедшего из жизни, поэтому необходима также внутренняя реконструкция. Исходя из обобщенной гуманистической позиции, Уайлкс (1981) полагает, что социальная работа со многими «недооцененными» («хроническими») группами клиентов, чьи проблема или недееспособность не могут быть преодолены сразу, должна включать поиск смысла жизни. Желательно, чтобы социальный работник свободно и открыто делился своим опытом, а не делал упор лишь на метод и терапевтически обоснованные цели, что неэффективно во многих случаях.
Концепция Крилла, разработанная в 1960-е гг. (например, Крилл, 1969), нашла более полное выражение в его исследовании, посвященном экзистенциальной социальной работе (1978), а также в издании 1990 г., в котором подчеркивается значение практического опыта для теоретического знания в социальной работе. Это эклектичная модель, созданная на основе концепций инсайта Роджерса, гештальтпеихологии, дзен-философии и аналогичных направлений. Однако в основном она базируется на экзистенциальной философии. Экзистенциализм, по мнению Крилла, — это теория о противоречивости нашего существования, поскольку мы стремимся жить в этом мире, но жизнь полна разочарований. В своей поздней работе Крилл (1990) подчеркивает необходимость поиска смысла жизни через субъективное понимание мира. В процессе поиска субъективного смысла не следует рассматривать людей с точки зрения их проблем. Напротив, следует признать, что они обладают свободой творчества при контроле «спирали желаний», которая влияет на них. Автор утверждает, что желания становятся более интенсивными, если мы испытываем их постоянно. Это может привести к возникновению зависимости. Чтобы изменить ситуацию, людям необходимо расширить спектр своих интересов, но при этом сконцентрироваться на каком-то определенном из них. В результате появляется возможность не просто размышлять о желаемом, но и определить пути к достижению цели и воплотить задуманное. Духовные перспективы Духовность как элемент практики стала возрождаться в 2000-х гг. (Буллис. 1996; Канда, 1998, 2003; Нэш и Стюарт, 2002). Профессионализация социальной работы в XX в. привела к развитию специализированных и рациональных инструментов, поскольку рациональная система знания считалась ведущей Методы доказательной практики (см. гл. 3), например, включали обсуждение с клиентами в процессе достигнутых результатов рационального принятия решений. Духовные вопросы затрагивались только тогда, когда они поднимались самими клиентами. В настоящее время значение вопросов духовного роста стало более очевидным для теории социальной работы, поскольку: ■ социальная работа осуществляется сегодня в обществах, в которых религия и духовность считаются неотъемлемой частью человеческого бытия: ■ актуализируется работа с этническими и культурными меньшинствами западных стран; ■ возникает политический интерес к возможностям участия религиозных общин и церквей в организации общественной помощи и социальных услуг, а следовательно, к их вкладу в поддержание социальной стабильности. Кроме того, духовность и религиозная вера способствуют профилактике ряда социальных проблем (например, Ходж и др., 2001);
■ подверглись критике материализм и потребительские тенденции современных западных обществ, в которых все рассматривается через призу экономической и покупательской ценности. Стала очевидной необходимость сближения этих тенденций и гуманистического стремления к поиску смысла жизни. Многие современные гуманистически ориентированные тенденции подвергаются критике, поскольку в них недостаточно внимания уделяется экономическому и социальному значению научных и технических достижений, и в целом — экономическому развитию. Более того, интерес к восточным религиям, таким как буддизм и даосизм, скорее, можно рассматривать как увлечение экзотикой. В исследованиях по социальной работе религиозные и духовные идеи пр влекаются для объяснения особенностей различных культурных и этнических групп и развития толерантности к различиям. Однако встречаются и попытки извлечь определенную пользу из этнокультурных традиций. Например, Нг (2003) анализирует практики целительства китайских шаманов и считает стремление к гармонии, устойчивости и целостности одной из целей социальной работы; Хардл (2002) изучает гавайские традиции целительства; Восс и соавторы (1999) изучают варианты социальной работы. использованием племенных и шаманских ритуалов племени Лакота; Линн (2001) описывает традиции взаимопомощи одного из австралийских племен; а Вулф (2003) исследует аюрведическую индийскую философию. В целом Нг (2003) считает, что социальные работники не могут знать и разбираться во всех духовных направлениях, тем более что зачастую они противоречат мировоззрению самого специалиста. Альтернативный подход состоит в том, чтобы определить принципы практической деятельности, которая имеет более близкое отношение к духовным вопросам, нежели та, что представлена во многих моделях социальной работы. Он отражен в современных теоретических источниках. По мнению Конзсдин (2002), можно выделить четыре основных принципа духовной практики, среди которых: ■ общее благо, стремление к децентрализации, солидарности, а также защита прав человека, отстаивание интересов бедных слоев населения, дискриминируемых и депривированных групп; ■ устойчивость, которая должна быть приоритетной и действовать в экономических и социальных системах, учитывающих как положение экономически слаборазвитых стран, так и потребности будущих поколений; ■ мудрость, включение в практику тщательно продуманных ценностных суждений; ■ целостная духовность, внимание к поиску, развитию, пониманию и признанию целостности и цельности нашего существования и наших действий. Многие из этих принципов продиктованы растущим интересом к экологически ориентированной практике (см. гл. 7). Например, Окунда и соавторы (1999) полагают, что духовное развитие, как оно понимается в незападных культурах, дает людям естественную власть через взаимосвязанность социальной и природной сред. Эта форма власти отличается от властных отношений официальных институтов. Вулф (2003) утверждает, что в аюрведической философии самость (личность) рассматривается как нематериальная индивидуальная сущность, которая не принадлежит ни телу, ни материальному миру. Таким образом, осознание человеком себя (например, через цвет кожи) является частью материального мира, который маскирует нашу самость и ограничивает свободу воли, ей присущую. Практика социальной работы направлена на поиск пути к себе, на раскрытие и развитие свободы воли человека в отношениях с окружающим миром, а следовательно, на создание индивидуальных и социальных изменений. Стюарт (2002) рассматривает прикладное значение следующих вопросов, связанных с проблемами духовного развития: ■ преодоления барьеров на пути к развитию духовности, трансценденцию материалистического, фрагментарного, линейного и технического восприятия мира; ■ обеспечения связи между верованиями и важнейшими культурными ценностями через внимательное отношение к представлениям и ценностям, обусловленным культурой, осознание роли культуры в развитии духовности человека, а также признание и содействие культурному разнообразию; ■ развития духовной практики через обсуждение вопросов духовности в рамках проблем культурной сензитивности, повышение значения духов- ности, целостности и единства, идентификация и оценка мировоззренческих различий, развитие межкультурной компетентности в работе с носителями различных культур, а также поиск и разработка подходов, включающих духовные вопросы в практику социальной работы. Буллис (1996, гл. 3) считает, что вопросы духовности могут стать частью практической работы. Например, можно определить важность этих моментов для клиента и обратить на них внимание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|