Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивно-поведенческая практика 8 глава





ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Самоактуализация и самореализация как цели социальной работы.

> Эмпатия, конгруэнтность, искренность и безусловное положительное отноше­ние — качества социального работника, необходимые для успешной практики.

> Сценарии и игры как модели поведения.

> Духовные представления о целостности и связанности как о человеческих целях и ценностях.

> Децентрализация, устойчивость и взаимозависимость как важные социальные цели.

> Демократия и участие как элементы практики.

> Страх и отчуждение в человеческой жизни.

> Понятия «родитель», «взрослый» и «ребенок» как метафоры трансактного анали­за, используемые при описании взаимодействия людей на внешнем и внутрен­нем уровнях.

Общий теоретический контекст

В основе гуманизма и экзистенциализма лежат признанные философские направления. Гуманизм предполагает веру в способность сознательных челове­ческих индивидов размышлять, осуществлять выбор и свободно действовать без религиозного руководства. Поскольку социальная работа является формой социальной помощи светского общества и связана с гуманизмом, некоторые глубоковерующие люди сомневаются в ее полезности. Гуманизм ассоциирует­ся с гуманностью, однако он не сводится только к ней. Гуманность — это практика доброго отношения к людям, проявление человечности. Гуманизм ассоциируется с демократией, поскольку в нем утверждается вера в способ­ность человека ценить другого и совместно трудиться над выстраиванием сво­ей судьбы. Гуманистической групповой работе посвящено исследование Глас-сман и Кейтса (1990). Авторы рассматривают группы как формы поддержки демократических и гуманистических принципов, так как они позволяют лю­дям принимать равное участие в совместной работе.

Экзистенциализм связан со смыслом человеческого существования. Акцент делается на способности людей к управлению своей жизнью и изменению принципов своего существования. Люди рассматриваются в качестве «субъек­тов» и «объектов»: они воздействуют на окружающую среду и сами подверже­ны ее влиянию. Считается, что окружающий мир вызывает у человека ощуще­ние абсурдности существования, одиночество и страдание. К основным теоре­тическим течениям экзистенциализма относятся философские школы Бубе-ра, Кьеркегора и Сартра. Работы Сартра оказали наибольшее влияние на тео­рию социальной работы (Блум, 1994). В исследовании Томпсона (1992) пред­ставлен вариант применения идей Сартра в практике социальной работы.

Хотя социальная работа ассоциируется с западными просветительскими идеями, во многих странах социальная помощь все еще связана с религиозной благотворительностью, поскольку многие люди воспринимают социальную


работу как практическое воплощение их веры. Кроме того, в организации не­которых социальных служб принимают участие церкви и различные религиоз­ные группы. Индивидуальная социальная работа также зачастую поднимает духовные вопросы. Духовность связана с поиском человеком смысла и целей жизни. Предполагается, что каждый индивид может совместить в своей лич­ности опыт многих людей. Стэнворф (2004, гл. 2) сравнивает стремление лю­дей к объединению различных смыслов жизни с усилением физического по­тенциала в спорте, а также с опытом единения музыкантов в оркестре. Она показывает, каким образом люди переживают духовные события. Одни собы­тия, например рождение ребенка, вызывают чувство благоговения, ощуще­ние чуда и помогают обрести внутреннюю целостность. Другие, такие как развод или потеря близкого человека, заставляют людей пересмотреть свою жизнь. Переживание значимых событий проецируется на всю жизнь человека.

Многие философские идеи Востока связаны с «духовностью» и имеют сход­ные черты с западными вариантами гуманизма и экзистенциализма. Особенно это относится к дзен-буддизму, индуизму и некоторым направлениям ислама. Огромное внимание в них уделяется процессу осознания человеком своих спо­собностей к изменению существования через духовное саморазвитие. В восточ­ных философских учениях важное значение придается религии, вере. Этим они отличаются от гуманизма и экзистенциализма. Религиозные философские идеи, в частности представления о «пробуждении» личности и инсайте, ока­зали прямое влияние на мышление многих терапевтов (см.: Клакстон, 1986: Янг-Айзендраф и Мурамото, 2002).

Схожим образом духовные теории, разработанные в странах Африки и Ка­рибских островов, значительно повлияли на появление в социальной работе в США и за их пределами так называемой «традиции оказания помощи черным» (африканским этническим группам. — Примеч. науч. ред.) (Мартин и Мартин. 2002). Согласно данной традиции, духовная сущность человека едина с расовой и общинной сущностью. Общепринятая в африканских племенах взаимопомощь является отражением духовности африканских народностей, источником кото­рого являются священное и божественное начала. Именно это давало афроаме-риканским рабам ощущение собственного достоинства и самоценности. В част­ности семейственность и совместное воспитание детей вызывали ощущение солидарности и взаимосвязи поколений (Грэхэм, 2002). Краткое описание гу­манистических и экзистенциальных подходов представлено ниже.

Идеи экзистенциализма связаны с «зеленым» направлением в политиче­ской и социальной философии. Джордж и Уайлдинг (1994) подчеркивают не­обходимость контролирования разрушительного влияния человека на окружа­ющую среду и важность гармонии с природой. Эти идеи пытаются воплотить сообщества людей, объединенные совместным проживанием и нуждающиеся в социальной защите (Пеппер, 1991). Несмотря на то что это направление является второстепенным по своему социальному значению и влиянию на социальную работу благодаря растущей популярности экокритических идей. оно нашло применение в работе с молодежью (см. гл. 7).

Помимо этого идеи гуманизма, экзистенциализма и духовности пересека­ются и с феминистскими теориями. Это связано с тем, что феминизм придает большое значение опыту женщин в осознании их подчиненной социальной позиции (см. гл. 12). Кроме того, важной особенностью феминистских теорий

 

 

является контроль таких проявлений, разрушительных для равных и гармо­ничных социальных взаимоотношений, как насилие. Здесь можно отметить необходимость гуманистического саморазвития и совместного участия, хотя потребность в контроле девиаций в существующих социальных отношениях подразумевается. Рассматриваемые идеи также близки психологии личности Когута (см. гл. 4), в которой делается акцент на организации самости, призна­ется возможность переживания человеком трагедии, а также прослеживается связь несовершенств и неудач индивида с процессами самоорганизации (Клуг-ман, 2002).

Области пересечения

Несмотря на различный философский фундамент, в теории социальной работы под общим названием гуманистических моделей практики объединя­ются все три перспективы. В основе этих моделей лежит идея о том, что чело­век пытается придать смысл миру, в котором он существует. Социальные ра­ботники пытаются помочь людям приобрести навыки самоизучения и напра­вить их на поиск личностного смысла, опираясь на их опыт и внешнее влия­ние. Гуманистические модели построены на принципах обоснованности и цен­ности человеческих интерпретаций собственной сущности. Большое значение, которое во многих, особенно незападных, культурах придается духовному росту, находит отражение в технологиях социальной работы в странах Афри­ки и Азии, а также при взаимодействии с теми группами населения, которые принадлежат к этническим меньшинствам. В связи с этим подходы, акценти­рующие внимание на роль духовности, постепенно находят применение и в западных моделях социальной работы. Так, Грэхэм (2002) изучает различные аспекты африканского мировоззрения путем пересмотра западных теорий со­циальной работы и внимательного анализа системы ценностей негритянского населения Карибских островов. Райт и Андерсон (1998), проанализировав ли­тературу, посвященную культурным особенностям и ресурсам афроамерикан-ских семей, пришли к выводу, что эти черты являются основой для практики социальной работы. Микулас (2002) стремится объединить отдельные направ­ления восточных и западных традиций. В частности он связывает когнитивные и поведенческие идеи, в которых в той или иной степени подчеркивается значение самоконтроля, с восточной медитацией как формой самоконтроля. Эти представления пока еше не отражают господствующую тенденцию в за­падной социальной работе и психологическом консультировании. То же мож­но сказать и относительно влияния западных идей на социальную работу в странах Азии и Африки. Другими словами, социальная работа в азиатских и африканских странах играет иную роль, чем в странах Западной Европы, по­этому лишь отдельные элементы рассматриваемых подходов находят приме­нение в консультативной практике. Примером является различное восприятие принципов экологических подходов. Так, теория экологических систем (см. гл. 7) в большей степени ориентирована на изменение социальных отноше­ний, чем на гармонизацию человеческих взаимоотношений.

Подобные концепты тесно связаны с конструктивистскими и конструкцио-нистскими представлениями об окружающем мире (см. гл. 8). Как было показа-


но в главах 1 и 3, теории конструктивизма предлагают альтернативу объектив­ному, нейтральному подходу к поведению и социальному взаимодействию (Эллен, 1993). Социальные работники способствуют рождению многообразия идей, конструируя совместно с клиентами новые смыслы их опыта и пережи­ваний (Дин, 1993) и создавая новую идею их «самости» (Фишер, 1991). Это достигается путем выявления контрастных и двойственных переживаний, из­влечения и реконструкции событий, в которых нашли отражение властные отношения, ситуации выбора и изменений (Фишер, 1991). В рамках дискурсив­ного анализа, относящегося к постмодернистским и постструктуралистским теориям (Ройек и др., 1989), также делается попытка раскрыть разнообразную и многозначную реальность через языковое отражение наших представлений о людях, обществе и функциях социальных работников. Роджерс (1991), на­пример, показывает, каким образом использование «языка контрактов» в пе­реговорах с клиентами о ролях и задачах в процессе социальной работы, при­вносит неопределенность в переговоры и вызывает конфликт. Это связано с тем, что между профессиональным и повседневным пониманием значения понятия «контракт» существуют различия (см. гл. 5).

Многие хорошо известные прикладные концепции, а также книги по соци­альной работе и смежным дисциплинам считаются гуманистически или экзис­тенциально ориентированными. Их идеи используются повсеместно. Примера­ми являются представления Леинга о психическом здоровье, клиент- (лич­ность-) центрированная терапия Роджерса, а также концепции дзен-филосо-фии и медитативных практик Брэндона и Кифи, гештальттерапия Перлза и др. (1973). Благодаря таким авторам, как Бредфорд (1969), Крилл (1978, 1990) и Томпсон (1992), были сформулированы принципы практического применения этих идей в социальной работе. Гольдштейн (1981, 1984) попытался адаптиро­вать когнитивную теорию к целям социальной работы, обогатив ее гуманисти­ческими компонентами. Во многих его работах были показаны варианты вклю­чения в образование и практику гуманистических, духовных и художественных элементов (Грей, 2002). Трансактный анализ Берна (1961), несмотря на свое психоаналитическое происхождение, часто рассматривается в ряду гуманисти­ческих теорий, поскольку в нем подчеркивается возможность самопознания через анализ моделей коммуникации и поведения.

Значение гуманистической, экзистенциальной и духовной перспектив в социальной работе

Гуманистическое направление можно считать как основным, так и второ­степенным направлением в теории социальной работы. Основным — посколь­ку многие гуманистические принципы принимаются в качестве фундамен­тальной установки социальных работников. Например, Маллэли (2003) оши­бочно связывает гуманизм с гуманитаризмом (гуманитарной помощью). Вто­ростепенным — поскольку гуманистическую теорию сложно назвать даже подходом. Она является, скорее, обобщенной философской позицией, а не способом определения специфической модели практики. Экзистенциализм и восточные философские традиции находятся на периферии социальной рабо­ты и вызывают интерес только у ограниченного круга специалистов.


Тем не менее многие теории и перспективы социальной работы критику­ются за их техницизм и медикализм (индивидуал-реформистский взгляд). Не­которые авторы обращаются к вере в способность человека к саморазвитию, чему придается огромное значение в социальной работе. Характерным также является протест против тенденции к инструментализации и бюрократизации социальной работы, что особенно часто встречается в больших государствен­ных службах. Акцент на гуманистической направленности целей и идеалов социальной работы противостоит этой тенденции (например, Хагман, 1977). В данном случае делается попытка восстановить статус социальной работы как деятельности рефлексивно-терапевтической по своей направленности и, сле­довательно, в определенной степени противопоставить ее социал-коллекти­вистскому и индивидуал-реформистскому подходам. Тем не менее экзистен­циализм, например, связан с радикально-критическим концептом отчужде­ния, хотя подходы к отчуждению могут быть разными. Кроме того, о ценно­стях демократии и равноправного участия также говорится в радикальном и феминистском подходах к социальной работе. Попытки гуманизировать ког­нитивные подходы в социальной работе (Гольдштейн, 1981, 1984) показыва­ют определенную взаимосвязь гуманистических теорий с технологическими и индивидуал-реформистскими подходами в социальной работе. Это указывает на противоречия и взаимопересечения различных направлений.

Основной задачей социальной работы является повышение самооценки индивидов и способностей к самопознанию, активизация их личностных ре­сурсов (см. гл. 14). Это особенно важно в тех случаях, когда клиенты подверга­ются дискриминации из-за своей этнической принадлежности (Грин и др., 1996). Идеи социального конструирования и конструктивизма, популярные в семейной терапии, стали восприниматься в качестве альтернативы концеп­ций системной теории (Келли, 1994). Гуманизм и смежные с ним направле­ния в социальной работе часто критикуются за неясность и идеализм.

Влияние гуманистических идей на социальную работу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...