Когнитивно-поведенческая практика 8 глава
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ > Самоактуализация и самореализация как цели социальной работы. > Эмпатия, конгруэнтность, искренность и безусловное положительное отношение — качества социального работника, необходимые для успешной практики. > Сценарии и игры как модели поведения. > Духовные представления о целостности и связанности как о человеческих целях и ценностях. > Децентрализация, устойчивость и взаимозависимость как важные социальные цели. > Демократия и участие как элементы практики. > Страх и отчуждение в человеческой жизни. > Понятия «родитель», «взрослый» и «ребенок» как метафоры трансактного анализа, используемые при описании взаимодействия людей на внешнем и внутреннем уровнях. Общий теоретический контекст В основе гуманизма и экзистенциализма лежат признанные философские направления. Гуманизм предполагает веру в способность сознательных человеческих индивидов размышлять, осуществлять выбор и свободно действовать без религиозного руководства. Поскольку социальная работа является формой социальной помощи светского общества и связана с гуманизмом, некоторые глубоковерующие люди сомневаются в ее полезности. Гуманизм ассоциируется с гуманностью, однако он не сводится только к ней. Гуманность — это практика доброго отношения к людям, проявление человечности. Гуманизм ассоциируется с демократией, поскольку в нем утверждается вера в способность человека ценить другого и совместно трудиться над выстраиванием своей судьбы. Гуманистической групповой работе посвящено исследование Глас-сман и Кейтса (1990). Авторы рассматривают группы как формы поддержки демократических и гуманистических принципов, так как они позволяют людям принимать равное участие в совместной работе.
Экзистенциализм связан со смыслом человеческого существования. Акцент делается на способности людей к управлению своей жизнью и изменению принципов своего существования. Люди рассматриваются в качестве «субъектов» и «объектов»: они воздействуют на окружающую среду и сами подвержены ее влиянию. Считается, что окружающий мир вызывает у человека ощущение абсурдности существования, одиночество и страдание. К основным теоретическим течениям экзистенциализма относятся философские школы Бубе-ра, Кьеркегора и Сартра. Работы Сартра оказали наибольшее влияние на теорию социальной работы (Блум, 1994). В исследовании Томпсона (1992) представлен вариант применения идей Сартра в практике социальной работы. Хотя социальная работа ассоциируется с западными просветительскими идеями, во многих странах социальная помощь все еще связана с религиозной благотворительностью, поскольку многие люди воспринимают социальную работу как практическое воплощение их веры. Кроме того, в организации некоторых социальных служб принимают участие церкви и различные религиозные группы. Индивидуальная социальная работа также зачастую поднимает духовные вопросы. Духовность связана с поиском человеком смысла и целей жизни. Предполагается, что каждый индивид может совместить в своей личности опыт многих людей. Стэнворф (2004, гл. 2) сравнивает стремление людей к объединению различных смыслов жизни с усилением физического потенциала в спорте, а также с опытом единения музыкантов в оркестре. Она показывает, каким образом люди переживают духовные события. Одни события, например рождение ребенка, вызывают чувство благоговения, ощущение чуда и помогают обрести внутреннюю целостность. Другие, такие как развод или потеря близкого человека, заставляют людей пересмотреть свою жизнь. Переживание значимых событий проецируется на всю жизнь человека.
Многие философские идеи Востока связаны с «духовностью» и имеют сходные черты с западными вариантами гуманизма и экзистенциализма. Особенно это относится к дзен-буддизму, индуизму и некоторым направлениям ислама. Огромное внимание в них уделяется процессу осознания человеком своих способностей к изменению существования через духовное саморазвитие. В восточных философских учениях важное значение придается религии, вере. Этим они отличаются от гуманизма и экзистенциализма. Религиозные философские идеи, в частности представления о «пробуждении» личности и инсайте, оказали прямое влияние на мышление многих терапевтов (см.: Клакстон, 1986: Янг-Айзендраф и Мурамото, 2002). Схожим образом духовные теории, разработанные в странах Африки и Карибских островов, значительно повлияли на появление в социальной работе в США и за их пределами так называемой «традиции оказания помощи черным» (африканским этническим группам. — Примеч. науч. ред.) (Мартин и Мартин. 2002). Согласно данной традиции, духовная сущность человека едина с расовой и общинной сущностью. Общепринятая в африканских племенах взаимопомощь является отражением духовности африканских народностей, источником которого являются священное и божественное начала. Именно это давало афроаме-риканским рабам ощущение собственного достоинства и самоценности. В частности семейственность и совместное воспитание детей вызывали ощущение солидарности и взаимосвязи поколений (Грэхэм, 2002). Краткое описание гуманистических и экзистенциальных подходов представлено ниже. Идеи экзистенциализма связаны с «зеленым» направлением в политической и социальной философии. Джордж и Уайлдинг (1994) подчеркивают необходимость контролирования разрушительного влияния человека на окружающую среду и важность гармонии с природой. Эти идеи пытаются воплотить сообщества людей, объединенные совместным проживанием и нуждающиеся в социальной защите (Пеппер, 1991). Несмотря на то что это направление является второстепенным по своему социальному значению и влиянию на социальную работу благодаря растущей популярности экокритических идей. оно нашло применение в работе с молодежью (см. гл. 7).
Помимо этого идеи гуманизма, экзистенциализма и духовности пересекаются и с феминистскими теориями. Это связано с тем, что феминизм придает большое значение опыту женщин в осознании их подчиненной социальной позиции (см. гл. 12). Кроме того, важной особенностью феминистских теорий
является контроль таких проявлений, разрушительных для равных и гармоничных социальных взаимоотношений, как насилие. Здесь можно отметить необходимость гуманистического саморазвития и совместного участия, хотя потребность в контроле девиаций в существующих социальных отношениях подразумевается. Рассматриваемые идеи также близки психологии личности Когута (см. гл. 4), в которой делается акцент на организации самости, признается возможность переживания человеком трагедии, а также прослеживается связь несовершенств и неудач индивида с процессами самоорганизации (Клуг-ман, 2002). Области пересечения Несмотря на различный философский фундамент, в теории социальной работы под общим названием гуманистических моделей практики объединяются все три перспективы. В основе этих моделей лежит идея о том, что человек пытается придать смысл миру, в котором он существует. Социальные работники пытаются помочь людям приобрести навыки самоизучения и направить их на поиск личностного смысла, опираясь на их опыт и внешнее влияние. Гуманистические модели построены на принципах обоснованности и ценности человеческих интерпретаций собственной сущности. Большое значение, которое во многих, особенно незападных, культурах придается духовному росту, находит отражение в технологиях социальной работы в странах Африки и Азии, а также при взаимодействии с теми группами населения, которые принадлежат к этническим меньшинствам. В связи с этим подходы, акцентирующие внимание на роль духовности, постепенно находят применение и в западных моделях социальной работы. Так, Грэхэм (2002) изучает различные аспекты африканского мировоззрения путем пересмотра западных теорий социальной работы и внимательного анализа системы ценностей негритянского населения Карибских островов. Райт и Андерсон (1998), проанализировав литературу, посвященную культурным особенностям и ресурсам афроамерикан-ских семей, пришли к выводу, что эти черты являются основой для практики социальной работы. Микулас (2002) стремится объединить отдельные направления восточных и западных традиций. В частности он связывает когнитивные и поведенческие идеи, в которых в той или иной степени подчеркивается значение самоконтроля, с восточной медитацией как формой самоконтроля. Эти представления пока еше не отражают господствующую тенденцию в западной социальной работе и психологическом консультировании. То же можно сказать и относительно влияния западных идей на социальную работу в странах Азии и Африки. Другими словами, социальная работа в азиатских и африканских странах играет иную роль, чем в странах Западной Европы, поэтому лишь отдельные элементы рассматриваемых подходов находят применение в консультативной практике. Примером является различное восприятие принципов экологических подходов. Так, теория экологических систем (см. гл. 7) в большей степени ориентирована на изменение социальных отношений, чем на гармонизацию человеческих взаимоотношений.
Подобные концепты тесно связаны с конструктивистскими и конструкцио-нистскими представлениями об окружающем мире (см. гл. 8). Как было показа- но в главах 1 и 3, теории конструктивизма предлагают альтернативу объективному, нейтральному подходу к поведению и социальному взаимодействию (Эллен, 1993). Социальные работники способствуют рождению многообразия идей, конструируя совместно с клиентами новые смыслы их опыта и переживаний (Дин, 1993) и создавая новую идею их «самости» (Фишер, 1991). Это достигается путем выявления контрастных и двойственных переживаний, извлечения и реконструкции событий, в которых нашли отражение властные отношения, ситуации выбора и изменений (Фишер, 1991). В рамках дискурсивного анализа, относящегося к постмодернистским и постструктуралистским теориям (Ройек и др., 1989), также делается попытка раскрыть разнообразную и многозначную реальность через языковое отражение наших представлений о людях, обществе и функциях социальных работников. Роджерс (1991), например, показывает, каким образом использование «языка контрактов» в переговорах с клиентами о ролях и задачах в процессе социальной работы, привносит неопределенность в переговоры и вызывает конфликт. Это связано с тем, что между профессиональным и повседневным пониманием значения понятия «контракт» существуют различия (см. гл. 5).
Многие хорошо известные прикладные концепции, а также книги по социальной работе и смежным дисциплинам считаются гуманистически или экзистенциально ориентированными. Их идеи используются повсеместно. Примерами являются представления Леинга о психическом здоровье, клиент- (личность-) центрированная терапия Роджерса, а также концепции дзен-филосо-фии и медитативных практик Брэндона и Кифи, гештальттерапия Перлза и др. (1973). Благодаря таким авторам, как Бредфорд (1969), Крилл (1978, 1990) и Томпсон (1992), были сформулированы принципы практического применения этих идей в социальной работе. Гольдштейн (1981, 1984) попытался адаптировать когнитивную теорию к целям социальной работы, обогатив ее гуманистическими компонентами. Во многих его работах были показаны варианты включения в образование и практику гуманистических, духовных и художественных элементов (Грей, 2002). Трансактный анализ Берна (1961), несмотря на свое психоаналитическое происхождение, часто рассматривается в ряду гуманистических теорий, поскольку в нем подчеркивается возможность самопознания через анализ моделей коммуникации и поведения. Значение гуманистической, экзистенциальной и духовной перспектив в социальной работе Гуманистическое направление можно считать как основным, так и второстепенным направлением в теории социальной работы. Основным — поскольку многие гуманистические принципы принимаются в качестве фундаментальной установки социальных работников. Например, Маллэли (2003) ошибочно связывает гуманизм с гуманитаризмом (гуманитарной помощью). Второстепенным — поскольку гуманистическую теорию сложно назвать даже подходом. Она является, скорее, обобщенной философской позицией, а не способом определения специфической модели практики. Экзистенциализм и восточные философские традиции находятся на периферии социальной работы и вызывают интерес только у ограниченного круга специалистов. Тем не менее многие теории и перспективы социальной работы критикуются за их техницизм и медикализм (индивидуал-реформистский взгляд). Некоторые авторы обращаются к вере в способность человека к саморазвитию, чему придается огромное значение в социальной работе. Характерным также является протест против тенденции к инструментализации и бюрократизации социальной работы, что особенно часто встречается в больших государственных службах. Акцент на гуманистической направленности целей и идеалов социальной работы противостоит этой тенденции (например, Хагман, 1977). В данном случае делается попытка восстановить статус социальной работы как деятельности рефлексивно-терапевтической по своей направленности и, следовательно, в определенной степени противопоставить ее социал-коллективистскому и индивидуал-реформистскому подходам. Тем не менее экзистенциализм, например, связан с радикально-критическим концептом отчуждения, хотя подходы к отчуждению могут быть разными. Кроме того, о ценностях демократии и равноправного участия также говорится в радикальном и феминистском подходах к социальной работе. Попытки гуманизировать когнитивные подходы в социальной работе (Гольдштейн, 1981, 1984) показывают определенную взаимосвязь гуманистических теорий с технологическими и индивидуал-реформистскими подходами в социальной работе. Это указывает на противоречия и взаимопересечения различных направлений. Основной задачей социальной работы является повышение самооценки индивидов и способностей к самопознанию, активизация их личностных ресурсов (см. гл. 14). Это особенно важно в тех случаях, когда клиенты подвергаются дискриминации из-за своей этнической принадлежности (Грин и др., 1996). Идеи социального конструирования и конструктивизма, популярные в семейной терапии, стали восприниматься в качестве альтернативы концепций системной теории (Келли, 1994). Гуманизм и смежные с ним направления в социальной работе часто критикуются за неясность и идеализм. Влияние гуманистических идей на социальную работу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|