Когнитивно-поведенческая практика 7 глава
Понятие о сопротивлении, предлагаемое психодинамической теорией (см. гл. 4), в данном случае использовать нельзя. Если люди не желают сотрудничать, значит, они отвергают данный вид помощи. В таком случае социальному работнику необходимо найти альтернативные варианты работы с клиентом. Сопротивление проявляется также в создании историй героического преодоления проблем, что является положительной основой приобретения опыта и развития дальнейшей мотивации к действию. То, о чем говорят люди, и особенно — как они обсуждают проблемы и их решения, находится в центре внимания практической работы. Социальные работники конструктивистского направления принимают за точку отсчета те языковые выражения, которые используются клиентами для описания проблем и желаемых целей. Некоторые терапевты-конструктивисты считают, что люди сами способствуют появлению проблем, так как находятся под влиянием негативных культурных повествований. Например, представление о том, что муж должен быть кормильцем семьи, а жена — домохозяйкой, является истинным до тех пор, пока мужчина не становится инвалидом. Если супруги придерживаются устоявшегося представления о распределении ролей, то, скорее всего, они столкнутся с серьезной проблемой. Для других эта ситуация не Таблица 8.1. Конструктивистская практика социальной работы (по Партону и О'Байну, 2000)
|
|
Окончание табл. 8.1
будет столь проблематичной, потому что их конструкции не зависят от неточностей данного культурного стереотипа.
В первую очередь обсуждаются цели, которые стремится достичь клиент. Цели должны быть сформулированы ясно, четко и в соответствии с желаниями клиента. Социальный работник начинает работу с того, что занимает позицию неинформированного, по любопытного слушателя, при этом он избегает вопросов о причинах проблемы. Задача специалиста состоит в поиске помогающих вопросов и оформлении рассказа клиента. Социальному работнику необходимо четко различать помогающие и контролирующие действия, чтобы помочь клиенту понять эту разницу. Если социальный работник четко следует установленным функциям, у клиента может возникнуть желание завершить контакт с социальным работником; обсуждение целей может освободить от опеки специалиста. Поиск решений строится на основе стремления к сопротивлению проблеме или возможностей к изменению. Сопротивление (или исключение, согласно терминологии де Шейзера) указывает на тот период, когда проблема не существовала или не была столь острой. Поэтому задача специалиста заключается в том, чтобы продлить этот период, например проанализировав обстоятельства, при которых сопротивление имело место. Кроме того, социальный работник определяет способности и ресурсные стороны личности клиента и стремится найти варианты их наилучшего использования. Слушая рассказы клиентов, социальные работники отслеживают моменты, когда возможно «повернуть» повествование, поскольку их задачей является переформулирование историй. Например, когда клиент говорит: «Моя дочь так резка со мной», социальный работник может обратить внимание на слово «так» и спросить: «Была ли она менее резкой ранее?» Социальный работник стремится показать разницу между эмоциями, мыслями и действиями. Дочь повела себя грубо и резко, но какие мысли и эмоции вызвали подобную реакцию? Как вел себя родитель? Могла ли дочь повести себя по-другому? Рефлексивность отношений подразумевает построение и переживание рефлексивных отношений с клиентом, которые зависят как от действий клиента в контексте этих отношений, так и от обдуманных ответов специалиста. Шаблонные отношения невозможны, ничто не задается заранее: взаимоотношения строятся в момент общения. Конструктивистская технология практической работы представлена в табл. 8.1. Данный сводный обзор конструктивистской социальной работы Партона и О'Байна (2000) составлен на основе концепций О'Хэнлона о терапии с помощью возможностей, повествовательной терапии Уайта и краткосрочной терапии поиска решений де Шейзера. В этих психотерапевтических концепциях акцент делается на изучении языка клиента, осмыслении и переформулировке возможностей, а также на поиске новых решений, применимых в будущем.
Диагностика в конструктивистской социальной работе (Партон и О'Байн, 2000, 134— 151) строится на основе слушания и анализа историй клиентов, поэтому требует временных затрат. Оценивая конструктивистскую диагностику, Неймайер и Неймайер (1993) утверждают, что люди «создают смысл» из повествовательных структур (рассказывания историй). Неймайер (1993) предлагает термин вывязывание для описания техники, применяя которую интервьюер помогает рассказчику от простых высказываний постепенно, шаг за шагом, перейти к более сложным выводам о себе и конкретной ситуации. Например, человек, привыкший контролировать свои эмоции, постепенно приходит к выводу, что именно это мешает ему быть раскованным при общении с другими людьми, заставляет чувствовать себя некомфортно и приводит к одиночеству. Неймайер показывает несколько подобных техник. Многие из них носят когнитивный характер, а некоторые созвучны теории личностного конструирования Келли и направлены на структурирование историй, рассказываемых клиентами. Подобным образом при работе с представителями других культур изучение и структурирование их рассказов о себе и жизни своей семьи с помощью техники «устных историй» помогают проанализировать смыслы и конструкции, которые они придают своему опыту (Мартин, 1995). ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Фредди и Кристин Фредди и Кристин — молодая супружеская пара, оба с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники). Они проживают в специально оборудованной квартире на первом этаже недалеко от своих родителей. У Фредди с детства ДЦП в тяжелой форме, а у Кристин — паралич нижних конечностей после автомобильной аварии, произошедшей в подростковом возрасте. Она работает секретарем в местной школе. Он — специалист по компьютерам в компании, производящей компьютерные технологии для страховых организаций. Родители Кристин были против ее брака с инвалидом. Родители Фредди считали, что два инвалида не смогут жить самостоятельно. Родители обоих супругов навещают их и помогают по хозяйству. Фредди и Кристин хотят купить дом, который был бы более удобным для них. Их родители препятствуют этому. Фредди и Кристин попросили социального работника региональной ассоциации инвалидов защитить их интересы. Какие альтернативные истории и конструкции могут встретиться при описании этой ситуации? Какие методы работы возможны с позиций ролевой теории и теории коммуникации? Что предпринять, чтобы помочь всем участникам пережить эту ситуацию? В контексте работы с чувствами какие технологии социальной работы будут более эффективными: психодинамические, когнитивно-поведенческие, системные или конструктивистские? Какие изменения произойдут в функциях социального работника, если он будет исполнять роль адвоката? Комментарий Концепция конструктивистской социальной работы, опирающаяся на психотерапевтические техники, непосредственно связана с другими теориями социально-психологического спектра. На основе анализа различных подходов конструктивистской практики Партон и О'Байн (2000, 152— 169) сделали вывод, сходный с комментарием де Шейзера (де Шейзер и Берг, 1997), о том, что общая направленность заключается в реализации целей клиента, а не в достижении характерных для других теорий показателей эффективности. Была также доказана эффективность модели выработки решений, которая применяется во многих службах наряду с другими технологиями. Например. Франклин с соавторами (2001) демонстрируют положительные результаты ее использования в работе с отстающими школьниками и детьми, имеющими поведенческие проблемы. К числу достоинств теорий социального конструирования в социальной работе (Пэйн, 1999) относятся следующие: ■ данные теории одновременно являются и социальными, и психологическими теориями; ■ с их помощью можно объяснить факторы как социального, так и индивидуального характера; ■ их исследовательская основа (с использованием детального анализа поведения и языковых конструкций) имеет непосредственное отношение к практическим целям социальной работы и вносит вклад в развитие социально-психологического направления в социальной работе; ■ психотерапевтические техники, предложенные в рамках этих теорий, результативны; ■ акцент в практической деятельности на рефлексивной, диалогической коммуникации соответствует назначению социальной работы, а также критической теории и теории активизации ресурсов (см. гл. 11 — 14); ■ открытость к изменениям, которая утверждается в теориях социального конструирования, имеет большое значение для социальной работы; ■ представления о социальных изменениях, содержащиеся в теориях социального конструирования, отличаются гибкостью, что сближает их с методами восточных культур, в которых внимание уделяется индивидуальной ответственности и социальным взаимосвязям (см. гл. 9). Ценность социально-психологических моделей в социальной работе заключается также в том, что они используют принципы социальной психологии в описании процессов формирования социальной идентичности и раскрыли влияние на эти процессы социальных и групповых отношений. Это помогает лучше понять особенности жизни клиентов. Кроуфорд с соавторами (2002) считают, что работа с повествованиями дает возможность создать «плотное», т.е. сложное и многостороннее, описание жизни клиентов. Благодаря методам анализа разговоров и диалогическому общению диагностика и практическая работа с семьей и ее окружением носят характер совместного и равноправного исследования (Сейкула и др., 2003). В целом коммуникативные и конструктивистские модели полезны и применимы на практике, в частности теория коммуникации имеет богатую исследовательскую традицию. Они используются для того, чтобы помочь разъяснить клиентам интерактивные процессы, возникающие в ходе практической работы. Их теоретическая и исследовательская база является основой при оказании практической помощи в построении отношений и взаимодействии с клиентами, в изучении технологии интервьюирования и навыков межличностного общения. Ролевая теория, связывающая социальный статус с определенными ожиданиями, которые закрепляются в паттернах коммуникации, предлагает эффективную модель понимания социальных и межличностных отношений. Теория коммуникации также предлагает практические технологии интерпретации социальной жизни. Она занимает нейтральное положение в идеологических дебатах, например приверженцев бихевиоризма и психоанализа или критической теории и функционализма. Что касается ролевой теории, то по своему характеру она функциональна. Теория коммуникации и ролевая теория признают роль социальной среды, индивидуальных эмоций и стиля мышления. Однако они не предполагают глубокого анализа и, соответственно, вмешательства в эмоциональные и социальные основы поведения клиентов. Ролевая теория, в которой роли рассматриваются как презентации самости «Я», и некоторые направления теории коммуникации, объясняющие значение языка в конструировании смысла социальных ситуаций, предлагают щадящие способы осознания поведения клиентами. Данные представления связывают социально-психологическую теорию с более широкими социальными аспектами ситуаций. Это создает, по крайней мере номинально, возможность для использования социально-психологических концептов в понимании процесса формирования социальной идентичности в дополнение к традиционным для социальной работы трактовкам личности в русле психологии развития. Обзор теории коммуникации, сделанный Нельсен (1980), полезен с точки зрения технологии действия в терапевтических ситуациях, однако он не оказал достаточного влияния на популяризацию данной теории. Во многом это было связано с тем, что ее работа была опубликована до того, как были разработаны наиболее сложные теории коммуникации, социальной идентичности и социального смысла. По мнению Уайт и соавторов (1994), данное направление имеет решающее значение для таких форм работы, как коллективное участие в теории социального развития и дисциплины в целом. Слабые стороны теории коммуникации также связаны с акцентом на стилях и природе взаимодействий в ущерб содержанию. Хотя и утверждается, что содержание коммуникации играет важную роль, но способы его анализа выражены нечетко. При обсуждении психоанализа в качестве критики отмечалось, что он поощряет склонность социальных работников не доверять тем проблемам, которые клиенты выражают, а искать внутренние причины трудностей. За это недоверие критикуются и социально-психологические подходы. В данном случае социальный работник рассматривается как специалист, лучше знающий проблемы клиента, и это может привести к манипуляции клиентам. Одна из техник этой модели — использование парадокса — частично дает основания для такой критики. В коммуникативной модели, по сравнению с психоанализом, взаимодействие с клиентами является относительно открытыми. Ролевая и коммуникативная модели мало чем могут помочь в решении практических проблем, с которыми сталкиваются клиенты. Их методы используются для установления контактов с другими службами или повышения социальной компетентности клиента, но вряд ли их можно назвать технологиями социальной защиты. Современные концепции социально-конструктивистского направления в социальной работе опираются на методы клинической психотерапии и частично на социально-психологические технологии. В то же время здесь прослеживаются широкие связи с теорией культуры, а также феноменологической социологией (см. гл. 9). В этих концепциях раскрываются возможности целенаправленной работы с проблемами клиентов, исходным положением которой являются их собственное мнение и представление о происходящем. В данном случае им не навязываются сложные теоретические интерпретации, свойственные, например, когнитивной теории. Ли (2003) утверждает, что при изучении реальных изменений и конструировании индивидуальных решений соци- альные работники могут опираться на ресурсы культурного пространства и тем самым бороться с дискриминацией и культурной нетерпимостью. Такая позиция способствует вовлечению клиентов в терапевтический процесс социальной работы и реализации их целей. В то же время конструктивистские концепции имеют и недостатки. Невнимание к ним может привести к относительности любых мнений и ценностей, что создаст сложности для социального работника в отстаивании интересов клиентов перед членами их семей, окружающими людьми или социальными службами, поскольку их мнения будут считаться в равной мере справедливыми (Норфкат и Хеллер, 2002). Теории социального конструктивизма способствуют достижению целей социальной защиты. Например, Партон и О'Байн (2000) указывают на важную роль конструктивистских идей в поиске творческих, ненасильственных методов работы с детьми, молодежью и родителями в вопросах охраны прав детей, а также в развитии нестандартных методов диагностики. Однако акцент на относительности мировосприятия, скорее, является препятствием для использования этих методов в социальном обслуживании и других сферах социальной работы. Это обстоятельство объясняется тем, что жестко установленные и официально принятые методы работы в службах не оставляют места для открытости при интерпретациях человеческого опыта, и повествования клиентов могут считаться «вымыслами», а не значимыми представлениями об окружающем мире. ИТОГИ ГЛАВЫ ■ Идеи социальной психологии способствовали построению взаимодействия с клиентами и пониманию взаимосвязи их социальных взаимоотношений и психологических реакций. Они не изменили общую модель практики социальной работы, пока не появились концепции социального конструирования. ■ В рамках теорий социального конструирования была создана модель практики, которая опирается на мировосприятие самих клиентов и их оценку собственных проблем. ■ Конструктивистская социальная работа представляет собой позитивный и прогрессивный подход к проблемам клиентов, здесь нет фиксации на прошлом и обвинении клиентов. ■ Однако ее направленность на разнообразие и развитие возможностей сложно реализовать в условиях социального контроля и дисциплинирующих функций социальной работы. ■ Для современных социальных наук и прикладных направлений имеют большое значение новые конструктивистские технологии, такие как модель выработки решений, повествовательная терапия, терапия с помощью возможностей, а также стратегии поиска и применения ресурсов сопротивления. ■ Социально-конструктивистский анализ диалогического общения вносит определенный вклад в понимание особенностей взаимодействия в процессе социальной работы. ■ Рассмотренные концепции в настоящее время не имеют статуса теорий социальной работы. Глава 9. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ О чем повествует эта глава Гуманизм и экзистенциализм — широко известные философские направления — заняли особую нишу в социальной работе и оказали влияние на ряд теорий практической деятельности. Понятие «духовность» тесно связано с гуманистическими представлениями, согласно которым существует универсальная человеческая потребность в поиске смысла жизни, более значимая, чем цели выживания. Эти идеи соответствуют принципам практики социальной работы. Их применение в работе с различными этническими группами, в частности принадлежащими к незападным культурам, нашло отражение в соответствующих теоретических концепциях. Отличительная черта данных концепций — внимание к человеческому опыту, творческим и культурным аспектам социальных взаимоотношений, а не к профессионализации и развитию методов доказательной практики. Они принадлежат к числу рефлексивно-терапевтических подходов, поскольку их главной целью являются раскрытие человеческого потенциала и личностный рост, а не достижение социальных изменений. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > Гуманистическая, экзистенциальная и духовная перспективы предлагают различные интерпретации важнейших компонентов процесса социальной работы и человеческого опыта, основанных на признании целостности этого опыта, значения личностных и социальных целей и смыслов. > Многие восточные религиозные учения придают особое значение этим смыслам однако в странах Запада они рассматриваются как экзотические религии, в которых духовности придается универсальное значение. > Понимание роли духовности в малых этнических группах западных стран необходимо для формирования адекватного представления о социальных и индивид, альных потребностях этих групп. > Символический интеракционизм, феноменологическая социология, концепци= Леинга о психической болезни, клиент-центрированная практика Роджерса, геш-тальттерапия, модель социальной работы Ганди и трансактный анализ — это кс-цепции, принципиальное значение в которых придается человеческому опы социальной справедливости, социальному и экологическому развитию. > Групповая работа, осуществляемая в рамках гуманистического подхода, по Глас-сман и Кейтсу, а также экзистенциальная социальная работа, по Томпсону, ре ляются примерами использования данных подходов и методических моделей в практике социальной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|