Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивно-поведенческая практика 7 глава




Понятие о сопротивлении, предлагаемое психодинамической теорией (см. гл. 4), в данном случае использовать нельзя. Если люди не желают сотрудни­чать, значит, они отвергают данный вид помощи. В таком случае социальному работнику необходимо найти альтернативные варианты работы с клиентом. Сопротивление проявляется также в создании историй героического преодо­ления проблем, что является положительной основой приобретения опыта и развития дальнейшей мотивации к действию.

То, о чем говорят люди, и особенно — как они обсуждают проблемы и их решения, находится в центре внимания практической работы. Социальные работники конструктивистского направления принимают за точку отсчета те языковые выражения, которые используются клиентами для описания про­блем и желаемых целей. Некоторые терапевты-конструктивисты считают, что люди сами способствуют появлению проблем, так как находятся под влияни­ем негативных культурных повествований. Например, представление о том, что муж должен быть кормильцем семьи, а жена — домохозяйкой, является истинным до тех пор, пока мужчина не становится инвалидом. Если супруги придерживаются устоявшегося представления о распределении ролей, то, ско­рее всего, они столкнутся с серьезной проблемой. Для других эта ситуация не


Таблица 8.1. Конструктивистская практика социальной работы (по Партону и О'Байну, 2000)

 

 

-1^        
  Процесс Цель Пояснения клиента/рассказчика  
  Представиться; кратко остановиться на особенностях предстоящей работы; по­просить рассказать историю проблемы; най­ти время выслушать историю полностью Обратить внимание на языковые конст­рукции; объяснить переживания и чув­ства; показать, что эти переживания не­адекватны, или без них можно обойтись Признать и подтвердить эти чувства; определить, что хотелось бы изменить  
  Задать вопросы о том, что оказывает Выразить сомнение в адекватности виде- Увидеть возможность изменений; отделить  
  негативное влияние на жизнь клиента, о ния проблемы; создать неопределенность себя от субъективно созданного «состоя-  
  взаимоотношениях, оценке мнении других людей (используемые вами языковые выражения должны показывать новые возможности) ния неполноценности»  
  Выяснить, как сам человек видит разли- Оказать сопротивление проблеме. Пока- Увидеть себя сопротивляющимся пробле-  
  чия между тем, как он живет, и желае- зать проблему (за исключением тех случа- ме; проанализировать контекст беседы и  
  мым способом существования ев, когда проблемой является насильст­венное или жестокое поведение по отно­шению к окружающим); отдалиться от проблемы внешние воздействия; подчеркнуть ответ­ственность клиента за проблему; сконст­руировать проблему как внешнюю  
  Оспорить проблематичные истории четырех типов ■ Идеи непреодолимости я Идеи обвинения ■ Истории о несостоятельности ■ Снятие с себя ответственности «Ничего уже не изменить»; «Она изна­чально испорчена»; «Я очень тревожный человек»; «Я такой же, как мой отец»  
  Поощрить повествование о тех событиях, Семь шагов: «Черная собака» = депрессия; чувства,  
  когда проблемам оказывалось сопро- ■ Наименование истории переживания, связанные с проблемой;  
  тивление ■ Итог ■ Моменты сопротивления ■ Персонализация сопротивления ■ Подтверждение на основе новых историй ■ Будущее ■ Социальные факторы поворот к лучшему; удачное решение = повышение самооценки и новая иден­тичность; успехи в прошлом, объяснения, данные сопротивлению; поощрение — будущие успехи; поддержка окружения  
  Использование таких внешних метафор, как: ■ 11оланление Деконструирование проблемы: ■ Запугивание, молчание ■ Связывание, тишение свободы Героические поступки: ■ Протестовать ■ Освободиться  
 
   

  ■ Лишение свободы движений ■ Раскрыть правду
  ■ Подглядывание ■ Проникновение, размывание границ ■ Играть по правилам, владеть ситуацией
  ■ Занятия спортом ■ Авантюра ■ Держать удар, обойти с фланга
  ■ Война/насилие ■ Атака, поражение ■ Сохранять контроль, сказать нет
  ■ Обольщение ■ Соблазн, обещания ■ Изгнать темные силы
  ■ Сверхестественное ■ Энергетический вампир ■ Предотвратить, поймать, заявить о
  ■ Преступление ■ Кража, похищение происшедшем
  Рассказывание историй Рассказать истории людей, добившихся Показать разнообразие возможностей;
    успеха помочь в принятии решения; указать на положительные примеры
  Перейти от обсуждения особенностей Определить проявления сопротивления в «Поскольку было решено обратиться за
  конструирования проблемы к разговору о прошлом; расспросить с целью нахожде- помощью...»; «Деньпосле чуда?»; «Если
  ресурсах ния новых возможностей; оценить ресур- произойдет небольшое чудо?»; «Где вы
    сы по 10-балльной шкале; определить находитесь в настоящий момент, где вы
    стратегии совладания хотите оказаться?»; «Как вы сможете прожить эту ситуацию?»
  Обсудить цели для разных типов Определить, на какой стадии нам нужно Определить специфические и достижи-
  клиентов, таких как: остановиться и работе; использовать мые цели:
  гости — не стремятся сотрудничать активные глаголы ■ «Небольшие задачи предпочтительнее»
  (прояснить их желания);   ■ Процесс: необходимо действовать
  жалобщики — хотят изменить кого-то   ■ Акцент на «здесь и теперь»
  другого (определить, что они сами в   ■ Позитивное отношение
  состоянии сделать);   ■ Способности личности
  клиенты — стремятся к изменениям   ■ Индивидуальные языковые особенности ■ Необходимость в долговременной работе
  Организовать встречи для оценки прог- Использовать в разговоре сочетание «це- «Что еще можно предпринять?»; «Какие
  ресса/достижений (продолжительность левых» терминов и «сопротивленческой» действия возможны вместо пережива-
  около 45 минут) лексики; включить в разговор терминоло- ний?»; «Что заметил бы ваш муж, если
    гию «будущности» предположить, что он участвует в этом процессе?»
       

Окончание табл. 8.1

 

Процесс Цель Пояснения клиента/рассказчика
Организовать встречи для оценки прог­ресса/достижений (продолжительность около 45 минут) Использовать в разговоре сочетание «це­левых» терминов и «сопротивленческой» лексики; включить в разговор терминоло­гию «будущности» «Что еще можно предпринять?»; «Какие действия возможны вместо пережива­ний?»; «Что заметил бы ваш муж, если предположить, что он участвует в этом процессе?»
Организовать перерыв во время встречи; получить обратную связь после перерыва Вновь обратить внимание на языковые вы­ражения и возможности сопротивления; закрепить комплиментами выполнение задач Выяснить, приводят ли сопротивления к положительным результатам (клиент их может контролировать). Приблизило ли это к цели?
Определить задачи Поддержать вовлеченность в работу; по­ощрить выполнение задач; поддержать размышление о проблемах Отметить и перечислить то, что хотелось бы в будущем; представить... или дейст­вовать как если бы...; предсказать, как будут развиваться события при активном сопротивлении
Последующие встречи Провести работу над изменениями; повто­рить изменения; ограничиться акцентом на нескольких вопросах — тех же самых, но по-разному сформулированных Вызвать конкретные изменения; проана­лизировать изменения (что они привно­сят?); подкрепить изменение, сделать комплимент; повторить процесс с дру­гими изменениями

 

 

будет столь проблематичной, потому что их конструкции не зависят от неточ­ностей данного культурного стереотипа.

В первую очередь обсуждаются цели, которые стремится достичь клиент. Цели должны быть сформулированы ясно, четко и в соответствии с желани­ями клиента. Социальный работник начинает работу с того, что занимает по­зицию неинформированного, по любопытного слушателя, при этом он избе­гает вопросов о причинах проблемы. Задача специалиста состоит в поиске по­могающих вопросов и оформлении рассказа клиента. Социальному работнику необходимо четко различать помогающие и контролирующие действия, что­бы помочь клиенту понять эту разницу. Если социальный работник четко сле­дует установленным функциям, у клиента может возникнуть желание завер­шить контакт с социальным работником; обсуждение целей может освободить от опеки специалиста.

Поиск решений строится на основе стремления к сопротивлению пробле­ме или возможностей к изменению. Сопротивление (или исключение, соглас­но терминологии де Шейзера) указывает на тот период, когда проблема не существовала или не была столь острой. Поэтому задача специалиста заключа­ется в том, чтобы продлить этот период, например проанализировав обстоя­тельства, при которых сопротивление имело место. Кроме того, социальный работник определяет способности и ресурсные стороны личности клиента и стремится найти варианты их наилучшего использования. Слушая рассказы клиентов, социальные работники отслеживают моменты, когда возможно «повернуть» повествование, поскольку их задачей является переформулиро­вание историй. Например, когда клиент говорит: «Моя дочь так резка со мной», социальный работник может обратить внимание на слово «так» и спросить: «Была ли она менее резкой ранее?» Социальный работник стремится показать разницу между эмоциями, мыслями и действиями. Дочь повела себя грубо и резко, но какие мысли и эмоции вызвали подобную реакцию? Как вел себя родитель? Могла ли дочь повести себя по-другому? Рефлексивность отношений подразумевает построение и переживание рефлексивных отношений с клиен­том, которые зависят как от действий клиента в контексте этих отношений, так и от обдуманных ответов специалиста. Шаблонные отношения невозмож­ны, ничто не задается заранее: взаимоотношения строятся в момент общения.

Конструктивистская технология практической работы представлена в табл. 8.1. Данный сводный обзор конструктивистской социальной работы Партона и О'Байна (2000) составлен на основе концепций О'Хэнлона о терапии с помо­щью возможностей, повествовательной терапии Уайта и краткосрочной тера­пии поиска решений де Шейзера. В этих психотерапевтических концепциях акцент делается на изучении языка клиента, осмыслении и переформулиров­ке возможностей, а также на поиске новых решений, применимых в будущем.

Диагностика в конструктивистской социальной работе (Партон и О'Байн, 2000, 134— 151) строится на основе слушания и анализа историй клиентов, поэтому требует временных затрат. Оценивая конструктивистскую диагности­ку, Неймайер и Неймайер (1993) утверждают, что люди «создают смысл» из повествовательных структур (рассказывания историй). Неймайер (1993) пред­лагает термин вывязывание для описания техники, применяя которую интер­вьюер помогает рассказчику от простых высказываний постепенно, шаг за шагом, перейти к более сложным выводам о себе и конкретной ситуации.


Например, человек, привыкший контролировать свои эмоции, постепенно приходит к выводу, что именно это мешает ему быть раскованным при обще­нии с другими людьми, заставляет чувствовать себя некомфортно и приводит к одиночеству. Неймайер показывает несколько подобных техник. Многие из них носят когнитивный характер, а некоторые созвучны теории личностного конструирования Келли и направлены на структурирование историй, расска­зываемых клиентами. Подобным образом при работе с представителями дру­гих культур изучение и структурирование их рассказов о себе и жизни своей семьи с помощью техники «устных историй» помогают проанализировать смыс­лы и конструкции, которые они придают своему опыту (Мартин, 1995).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Фредди и Кристин

Фредди и Кристин — молодая супружеская пара, оба с ограниченными воз­можностями передвижения (инвалиды-колясочники). Они проживают в специаль­но оборудованной квартире на первом этаже недалеко от своих родителей. У Фредди с детства ДЦП в тяжелой форме, а у Кристин — паралич нижних конеч­ностей после автомобильной аварии, произошедшей в подростковом возрасте. Она работает секретарем в местной школе. Он — специалист по компьютерам в компании, производящей компьютерные технологии для страховых организаций. Родители Кристин были против ее брака с инвалидом. Родители Фредди счита­ли, что два инвалида не смогут жить самостоятельно. Родители обоих супругов навещают их и помогают по хозяйству. Фредди и Кристин хотят купить дом, ко­торый был бы более удобным для них. Их родители препятствуют этому. Фред­ди и Кристин попросили социального работника региональной ассоциации ин­валидов защитить их интересы.

Какие альтернативные истории и конструкции могут встретиться при описа­нии этой ситуации? Какие методы работы возможны с позиций ролевой теории и теории коммуникации? Что предпринять, чтобы помочь всем участникам пере­жить эту ситуацию? В контексте работы с чувствами какие технологии социаль­ной работы будут более эффективными: психодинамические, когнитивно-пове­денческие, системные или конструктивистские? Какие изменения произойдут в функциях социального работника, если он будет исполнять роль адвоката?

Комментарий

Концепция конструктивистской социальной работы, опирающаяся на пси­хотерапевтические техники, непосредственно связана с другими теориями социально-психологического спектра. На основе анализа различных подходов конструктивистской практики Партон и О'Байн (2000, 152— 169) сделали вывод, сходный с комментарием де Шейзера (де Шейзер и Берг, 1997), о том, что общая направленность заключается в реализации целей клиента, а не в достижении характерных для других теорий показателей эффективности. Была также доказана эффективность модели выработки решений, которая применяется во многих службах наряду с другими технологиями. Например. Франклин с соавторами (2001) демонстрируют положительные результаты ее использования в работе с отстающими школьниками и детьми, имеющими поведенческие проблемы.


К числу достоинств теорий социального конструирования в социальной работе (Пэйн, 1999) относятся следующие:

■ данные теории одновременно являются и социальными, и психологиче­скими теориями;

■ с их помощью можно объяснить факторы как социального, так и инди­видуального характера;

■ их исследовательская основа (с использованием детального анализа по­ведения и языковых конструкций) имеет непосредственное отношение к практическим целям социальной работы и вносит вклад в развитие соци­ально-психологического направления в социальной работе;

■ психотерапевтические техники, предложенные в рамках этих теорий, ре­зультативны;

■ акцент в практической деятельности на рефлексивной, диалогической коммуникации соответствует назначению социальной работы, а также критической теории и теории активизации ресурсов (см. гл. 11 — 14);

■ открытость к изменениям, которая утверждается в теориях социального конструирования, имеет большое значение для социальной работы;

■ представления о социальных изменениях, содержащиеся в теориях соци­ального конструирования, отличаются гибкостью, что сближает их с ме­тодами восточных культур, в которых внимание уделяется индивидуаль­ной ответственности и социальным взаимосвязям (см. гл. 9).

Ценность социально-психологических моделей в социальной работе за­ключается также в том, что они используют принципы социальной психоло­гии в описании процессов формирования социальной идентичности и рас­крыли влияние на эти процессы социальных и групповых отношений. Это помогает лучше понять особенности жизни клиентов. Кроуфорд с соавторами (2002) считают, что работа с повествованиями дает возможность создать «плот­ное», т.е. сложное и многостороннее, описание жизни клиентов. Благодаря методам анализа разговоров и диалогическому общению диагностика и прак­тическая работа с семьей и ее окружением носят характер совместного и рав­ноправного исследования (Сейкула и др., 2003). В целом коммуникативные и конструктивистские модели полезны и применимы на практике, в частности теория коммуникации имеет богатую исследовательскую традицию. Они ис­пользуются для того, чтобы помочь разъяснить клиентам интерактивные про­цессы, возникающие в ходе практической работы. Их теоретическая и иссле­довательская база является основой при оказании практической помощи в построении отношений и взаимодействии с клиентами, в изучении техноло­гии интервьюирования и навыков межличностного общения.

Ролевая теория, связывающая социальный статус с определенными ожи­даниями, которые закрепляются в паттернах коммуникации, предлагает эф­фективную модель понимания социальных и межличностных отношений.

Теория коммуникации также предлагает практические технологии интер­претации социальной жизни. Она занимает нейтральное положение в идеоло­гических дебатах, например приверженцев бихевиоризма и психоанализа или критической теории и функционализма. Что касается ролевой теории, то по


своему характеру она функциональна. Теория коммуникации и ролевая теория признают роль социальной среды, индивидуальных эмоций и стиля мышле­ния. Однако они не предполагают глубокого анализа и, соответственно, вме­шательства в эмоциональные и социальные основы поведения клиентов.

Ролевая теория, в которой роли рассматриваются как презентации самости «Я», и некоторые направления теории коммуникации, объясняющие значе­ние языка в конструировании смысла социальных ситуаций, предлагают ща­дящие способы осознания поведения клиентами. Данные представления свя­зывают социально-психологическую теорию с более широкими социальными аспектами ситуаций. Это создает, по крайней мере номинально, возможность для использования социально-психологических концептов в понимании про­цесса формирования социальной идентичности в дополнение к традицион­ным для социальной работы трактовкам личности в русле психологии разви­тия. Обзор теории коммуникации, сделанный Нельсен (1980), полезен с точ­ки зрения технологии действия в терапевтических ситуациях, однако он не оказал достаточного влияния на популяризацию данной теории. Во многом это было связано с тем, что ее работа была опубликована до того, как были разработаны наиболее сложные теории коммуникации, социальной идентич­ности и социального смысла. По мнению Уайт и соавторов (1994), данное направление имеет решающее значение для таких форм работы, как коллек­тивное участие в теории социального развития и дисциплины в целом.

Слабые стороны теории коммуникации также связаны с акцентом на сти­лях и природе взаимодействий в ущерб содержанию. Хотя и утверждается, что содержание коммуникации играет важную роль, но способы его анализа вы­ражены нечетко. При обсуждении психоанализа в качестве критики отмеча­лось, что он поощряет склонность социальных работников не доверять тем проблемам, которые клиенты выражают, а искать внутренние причины труд­ностей. За это недоверие критикуются и социально-психологические подходы. В данном случае социальный работник рассматривается как специалист, луч­ше знающий проблемы клиента, и это может привести к манипуляции клиен­там. Одна из техник этой модели — использование парадокса — частично дает основания для такой критики. В коммуникативной модели, по сравнению с психоанализом, взаимодействие с клиентами является относительно откры­тыми. Ролевая и коммуникативная модели мало чем могут помочь в решении практических проблем, с которыми сталкиваются клиенты. Их методы ис­пользуются для установления контактов с другими службами или повышения социальной компетентности клиента, но вряд ли их можно назвать техноло­гиями социальной защиты.

Современные концепции социально-конструктивистского направления в социальной работе опираются на методы клинической психотерапии и час­тично на социально-психологические технологии. В то же время здесь просле­живаются широкие связи с теорией культуры, а также феноменологической социологией (см. гл. 9). В этих концепциях раскрываются возможности целена­правленной работы с проблемами клиентов, исходным положением которой являются их собственное мнение и представление о происходящем. В данном случае им не навязываются сложные теоретические интерпретации, свойствен­ные, например, когнитивной теории. Ли (2003) утверждает, что при изуче­нии реальных изменений и конструировании индивидуальных решений соци-


альные работники могут опираться на ресурсы культурного пространства и тем самым бороться с дискриминацией и культурной нетерпимостью. Такая позиция способствует вовлечению клиентов в терапевтический процесс соци­альной работы и реализации их целей.

В то же время конструктивистские концепции имеют и недостатки. Невни­мание к ним может привести к относительности любых мнений и ценностей, что создаст сложности для социального работника в отстаивании интересов клиентов перед членами их семей, окружающими людьми или социальными службами, поскольку их мнения будут считаться в равной мере справедливы­ми (Норфкат и Хеллер, 2002). Теории социального конструктивизма способ­ствуют достижению целей социальной защиты. Например, Партон и О'Байн (2000) указывают на важную роль конструктивистских идей в поиске творче­ских, ненасильственных методов работы с детьми, молодежью и родителями в вопросах охраны прав детей, а также в развитии нестандартных методов диагностики. Однако акцент на относительности мировосприятия, скорее, является препятствием для использования этих методов в социальном обслу­живании и других сферах социальной работы. Это обстоятельство объясняется тем, что жестко установленные и официально принятые методы работы в службах не оставляют места для открытости при интерпретациях человеческо­го опыта, и повествования клиентов могут считаться «вымыслами», а не зна­чимыми представлениями об окружающем мире.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Идеи социальной психологии способствовали построению взаимодействия с клиентами и пониманию взаимосвязи их социальных взаимоотношений и пси­хологических реакций. Они не изменили общую модель практики социальной работы, пока не появились концепции социального конструирования.

■ В рамках теорий социального конструирования была создана модель практики, которая опирается на мировосприятие самих клиентов и их оценку собственных проблем.

■ Конструктивистская социальная работа представляет собой позитивный и про­грессивный подход к проблемам клиентов, здесь нет фиксации на прошлом и об­винении клиентов.

■ Однако ее направленность на разнообразие и развитие возможностей сложно ре­ализовать в условиях социального контроля и дисциплинирующих функций соци­альной работы.

■ Для современных социальных наук и прикладных направлений имеют большое зна­чение новые конструктивистские технологии, такие как модель выработки реше­ний, повествовательная терапия, терапия с помощью возможностей, а также стра­тегии поиска и применения ресурсов сопротивления.

■ Социально-конструктивистский анализ диалогического общения вносит опреде­ленный вклад в понимание особенностей взаимодействия в процессе социаль­ной работы.

■ Рассмотренные концепции в настоящее время не имеют статуса теорий соци­альной работы.


Глава 9. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ

О чем повествует эта глава

Гуманизм и экзистенциализм — широко известные философские направле­ния — заняли особую нишу в социальной работе и оказали влияние на ряд теорий практической деятельности. Понятие «духовность» тесно связано с гу­манистическими представлениями, согласно которым существует универсаль­ная человеческая потребность в поиске смысла жизни, более значимая, чем цели выживания. Эти идеи соответствуют принципам практики социальной ра­боты. Их применение в работе с различными этническими группами, в частно­сти принадлежащими к незападным культурам, нашло отражение в соответ­ствующих теоретических концепциях. Отличительная черта данных концепций — внимание к человеческому опыту, творческим и культурным аспектам соци­альных взаимоотношений, а не к профессионализации и развитию методов доказательной практики. Они принадлежат к числу рефлексивно-терапевтиче­ских подходов, поскольку их главной целью являются раскрытие человеческого потенциала и личностный рост, а не достижение социальных изменений.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Гуманистическая, экзистенциальная и духовная перспективы предлагают различ­ные интерпретации важнейших компонентов процесса социальной работы и че­ловеческого опыта, основанных на признании целостности этого опыта, значения личностных и социальных целей и смыслов.

> Многие восточные религиозные учения придают особое значение этим смыслам однако в странах Запада они рассматриваются как экзотические религии, в кото­рых духовности придается универсальное значение.

> Понимание роли духовности в малых этнических группах западных стран необхо­димо для формирования адекватного представления о социальных и индивид, альных потребностях этих групп.

> Символический интеракционизм, феноменологическая социология, концепци= Леинга о психической болезни, клиент-центрированная практика Роджерса, геш-тальттерапия, модель социальной работы Ганди и трансактный анализ — это кс-цепции, принципиальное значение в которых придается человеческому опы социальной справедливости, социальному и экологическому развитию.

> Групповая работа, осуществляемая в рамках гуманистического подхода, по Глас-сман и Кейтсу, а также экзистенциальная социальная работа, по Томпсону, ре ляются примерами использования данных подходов и методических моделей в практике социальной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...