Проект по оздоровлению микросоциальной среды района Хевенхэм
Проект по укреплению здоровья сообщества микросоциальной среды бедное густонаселенного района Хевенхэм был разработан в целях утверждения пра«-тики потребления здоровой пищи. Большинство его населения составляли пожилые люди пенсионного возраста, живущие здесь с рождения, также в нею проживали эмигранты. Местная администрация обратилась к государству за финансовой помощьс Условием для получения средств был 50-процентный вклад со стороны местного сообщества. Финансирование было рассчитано на три года. Планировалось, что по истечении указанного срока проект станет самофинансируемым или будет включен в целевой государственный бюджет. На встрече с группами местных жителей из Вьетнама, Индии, Бангладеш > Карибских островов часть местных лидеров предложили разработать проект по обеспечению питанием пожилых людей на территории их проживания. Был сфос-мирован комитет, в который были приглашены менеджер по социальной рабо-«из команды по работе со взрослым населением, а также опытный социальный работник из местной координационной группы по работе с общественными организациями для пожилых людей. Директора местных ресторанов высказались против этой идеи, поскольо работа по доставке пищи потенциально сокращала число посетителей ресторанов. В то же время они выразили готовность улучшить качество предлагаемо* ими пищи. Используя принципы социального развития и развития микросоциально* среды, а также отдельные положения социальной педагогики, какие альтернативные идеи для разработки проекта по оздоровлению питания возможны в данном случае? Какие представления системной теории (см. гл. 7) могут быть полезными? Основываясь на материале глав 3 и 5, определите, какие критические замечания могут быть высказаны в адрес подобного проекта помощи пожилым людям. Что в нем не учитывается?
Комментарий Концепция Миджлея (1995) — одна из первых попыток построения теории социального развития. Она отражает стремление адаптировать теорию социального развития к целям социальной работы. В работе Миджлея недостаточно раскрываются модели практического действия, поэтому его концепция остается перспективой, которая в будущем войдет в практику социальной работы. Значение этой концепции показано на примере методов, описанных в данной главе, а также взаимосвязи социальной работы и работы в малых социальных группах, работы в малых социальных группах и социальной педагогики. Прикладное значение работы в малых социальных группах также представлено в обзоре Хендерсона и Томаса. То же можно сказать о социальной педагогике, распространенной в Европе. Особенно это касается работы с детьми, а также работы учреждений стационарного и дневного пребывания. Работа в малых социальных группах служит доказательством особой роли социальной работы в оказании услуг местному населению. В рамках данного подхода организация и развитие услуг отвечают более широкой задаче социального развития. Недостатком концепции социального развития Миджлея и теории социальной работы в малых социальных группах является принятие порядка существующих социальных структур. Дракер (2003) утверждает, что стремление к повсеместному признанию и развитию социальной работы во всех странах мира реализуется в попытке интегрировать западную модель индивидуальной терапии в культуру развивающихся стран, хотя более адекватной стратегией были бы мероприятия по экономическому и социальному развитию. Методы индивидуальной работы можно использовать в целях преодоления последствий бедности и экономической отсталости.
Несмотря на то, что в данных концепциях признается важность критического подхода, социальное развитие рассматривается в рамках существующего социального порядка. Миджлей во многом основывается на прогрессивном, развивающем подходе к социальному развитию, но признает формальные институциональные структуры в качестве главных элементов социального развития. Схожим образом, по мнению Хэдли, социальная работа в малых социальных группах (Хэдли и МакГраф, 1980) направлена не столько на трансформацию, сколько на реформирование деятельности бюрократизированных социальных служб. Кроме того, с точки зрения этого автора, работа в малых социальных группах сосредоточена на вопросах социатьной политики, и не является целевой стратегией, актуальной в рамках определенной микросоциальной среды. ИТОГИ ГЛАВЫ ■ Социальное развитие и развитие микросоциальной среды охватывают более широкий спектр мероприятий, направленных на помощь дискриминируемым группам, чем системная теория, в которой анализируются межличностные отношения. ■ Социальное развитие и социальная педагогика возникли вне рамок традици:— ных западных теорий социальной работы. В основе этих инновационных концепций лежат альтернативные теоретические и практические подходы. ■ Социальное развитие и развитие микросоциальной среды признают и закре: ют существующий социальный порядок. ■ Детализация методов работы в малых социальных группах показывает возмож-:-сти их использования в работе по социальному развитию и развитию микросоои-альной среды. ■ Подходы, рассмотренные в последующих четырех главах, объединены идеями оптического отношения к существующему социальному порядку и защиты интересов дискриминируемых в обществе групп. Глава 11. ОТ РАДИКАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ К КРИТИЧЕСКИМ ПЕРСПЕКТИВАМ О чем повествует эта глава В данной главе рассматривается переход от радикальных, структурных теорий практической социальной работы к современным критическим теориям. Радикальные перспективы практической социальной работы восходят к марксистским социальным теориям, которые представлены во многих теоретических школах. Их влияние на социальную работу особенно сильным было в периоды экономического спада, например во время Великой депрессии 1930-х гг., а также в 1960—1970-х гг. в период активного политического реформирования общества. Радикальные теории практической деятельности, существующие на данный момент, связаны с движением за права женщин (см. гл. 12). Они также направлены против дискриминации отдельных социальных групп по признаку расы и этничности и отражают такие вопросы социальной защиты, как инвалидность, возрастные различия и сексуальная ориентация (см. гл. 13).
Возможность применения этих теорий в социальной работе неоднократно подвергалась сомнению в связи с отсутствием моделей, которые широко используются в практике социальной работы. В 1990-е гг. были сделаны попытки переформулировать базовую теорию марксизма, используя современные формы критической теории, которые были рассмотрены в данной главе, а также практику активизации ресурсов клиента и защиты его интересов (см. гл. 14). Эти представления отражают преимущественно социал-коллективистские взгляды. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > Радикальная теория и критическая теория являются трансформационными, т.е. предполагают, что социальная работа направлена на изменение условий, порождающих социальные проблемы в обществе. В частности, они отвергают капиталистические, экономические либеральные и экономические рациональные подходы к управлению экономикой как по причине идеологических расхождений, так и в связи с отсутствием необходимого уровня социального обеспечения. > Эти теории также являются эмансипаторными (освободительными), направленными на освобождение людей от ограничений, которые несет в себе существующий социальный порядок > Радикальная социальная работа к концу 1990-х гг. нашла свое развитие в критической практике, включив феминистские и антидискриминационные подходы, а также элементы теории активизации ресурсов. > Радикальная и критическая социальная работа отвергает положения традицю— ной практики социальной работы, согласно которым социальная политика, основанная на экономическом либерализме и рационализме, считается приемлемэ*.
> Представители радикальной и критической теорий подчеркивают структурный г не индивидуальный характер социальных проблем и обращаются к вопросам социального неравенства и дискриминации. > Радикальная и критическая практика направлена на осознание социального неоа-венства, политических акций и социального изменения. Это способствует преодолению культурной гегемонии, когда властные структуры поддерживают выгодна* для них социальный порядок, формируя социальные представления и включая т в культурную жизнь людей с помощью средств массовой информации и обр вательных институтов. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ > Объяснение практики на основе структур, а не концепций индивидуальной психологии и социальных сетей. > Социальные трансформации, которые не только выстраивают, но и направляв индивидуальные и локальные изменения. > Вопросы неравенства как актуальные социальные проблемы. > Праксис — идея о том, что практика работы с притесняемыми людьми дает нам представление о функционировании общества и развивает наши возможности • достижению социальной трансформации. > Критика представлений, признающих существующий социальный порядок, и те» аспектов социальной работы, которые ведут к социальному контролю. > Диалогическая практика — работа с людьми на основе принципов равноправ*** когда возможен обмен различными взглядами на социальную ситуацию. > Консайентизация, или развитие сознания (термин, предложенный Фрейри) -деятельность, помогающая людям понять и критически осмыслить взаимосвязи, социальных структур и дискриминации, а также предпринять активные действия в отношении последствий и проявлений этой связи. > Анимация — методы вовлечения людей в коллективную деятельность по достижению социальных и культурных целей. > Дискурсы — языковые формы и практические действия, с помощью которых люд» проявляют свою власть, формируя культуру и социальные отношения; дискурса. необходимо понимать и воспринимать. Общий теоретический контекст Данная и три последующие главы посвящены теориям, в которых раскрывается социал-коллективистский, или трансформационный, подход в социальной работе. В них опровергаются или критикуются положения экономического либерализма (экономического рационализма), а также утверждается что необходимо изменить общество в соответствии с социалистическими принципами. Согласно идеологии либерализма и рационализма, ассоциирующейся
с деятельностью консервативных, республиканских и христианско-демокра-тических политических партий, экономические рыночные отношения являются наиболее эффективной организацией общества..Это связано с тем, что разумные (рациональные) индивиды стремятся повысить свой экономический статус и тем самым способствуют экономическому росту и социальному развитию. Социалистические философские течения, связанные с коммунистическими политическими партиями, напротив, доказывают, что конкуренция и индивидуализм не являются необходимыми для экономического развития, они приводят к экономическому неравенству между людьми, что, в свою очередь, проявляется в дискриминации экономически менее благополучных групп населения со стороны элит и властных социальных групп. Плановое экономическое развитие, по мнению социалистов, является не менее эффективным, к тому же оно помогает избежать неравенства. Согласно идеологии либерализма и рационализма, неравенство заставляет людей стремиться к достижению лучшего экономического положения. В рамках радикализма существует множество направлений, к которым относится и менее радикальный социал-демократический подход, разделяемый представителями лейбористской и социал-демократической политических партий. С позиций данного подхода рыночные конкурентные отношения являются наилучшей формой организации общества, но в то же время необходима демократическая система, представляющая все социальные группы. Ее развитие актуально для социального планирования и обеспечения, которые призваны сгладить негативные проявления рыночной экономики. Социальный либерализм несколько отличается от экономического либерализма. Представители этого подхода отстаивают социальные свободы и критически относятся к традиционным источникам власти, таким, как правительство, церковь, полиция, учителя, родители (а также, возможно, и к социальным работникам). Социальные либералы зачастую связывают конфликты с вопросами тендера и сексуальной ориентации. Особой областью полемики являются права женщин. В рамках социального либерализма также рассматривается проблема сексуальной свободы, например обсуждаются вопросы возможности добрачных сексуальных отношений, свободы в принятии решений об аборте и др. По мнению социальных консерваторов, наличие системы социальных статусов и соответствующих властных полномочий является необходимым условием поддержания стабильности и порядка. В этом смысле традиционное разделение тендерных ролей и традиционная сексуальная ориентация являются важными элементами стабильности общества. Поэтому идеология социального либерализма считается дестабилизирующей. Социальный консерватизм зачастую (хотя и незаслуженно) ассоциируется с религиозным фундаментализмом, в котором социальные и нравственные нормы, содержащиеся в таких священных книгах, как Библия и Коран, рассматриваются буквально. Религиозные наставления подобного рода часто находят отражение в консервативных представлениях об обществе, хотя такой связи не должно быть в принципе. Радикальная социальная работа возникла в конце 1960-х гг. Радикальным считается все, что предполагает серьезные изменения. Эта характеристика часто употребляется при описании политических радикальных идей (например, социалистических партий, или «левого крыла»). Происхождение термина «левое крыло» связано с полукруглым пространством зала французского законо- дательного собрания. Во времена Французской революции левую часть зала законодательного собрания занимали приверженцы социалистических взглядов — так возник термин «левое крыло». С конца 1700-х гг. представители «левого крыла» стали участвовать в политическом движении. В рамках радикальной традиции существует большое число конкурирующих подходов. Вместе с тем можно говорить о следующих общих принципах социалистической теории, которые нашли отражение в социальной работе. ■ Радикальные и критические теории являются материалистическими (Бург-хардт, 1996). Это означает, что способ производства материальных продуктов, необходимых для существования, рассматривается здесь в качестве ключевой детерминанты социальной системы. ■ Причины социальных проблем рассматриваются с точки зрения социальной структуры, а не с точки зрения индивидуальных факторов. В данном контексте под фактором понимается способность человека влиять на окружающую действительность. Структурные объяснения являются детерминистскими, в них анализируется то, каким образом социальный порядок, т.е. способ организации общества, направляет и детерминирует социальные отношения. Влияние же отдельных индивидов на социальное устройство считается незначительным. Следовательно, индивидуальные взаимоотношения и проблемы являются продуктом социальных отношений, характерных для капиталистического общества. Капитализм представляет собой экономическую систему, при которой небольшая группа людей накапливает капитал и инвестирует производство товаров, а большинство продает свой труд. Работникам сложно накопить какой-либо капитал, поэтому они теряют контроль над средствами производства. Однако не все структуралистские положения, связанные с социальной работой, рассматриваются в контексте данной теории. Так, Вуд и Мидлман (1989) рассматривают структурный подход с точки зрения системной перспективы. ■ Неравенство и несправедливость по отношению к отдельным группам общества связаны с положением рабочего класса. Ликвидация социальное неравенства и несправедливости является главной целью активных социальных действий. Социалисты не разделяют позицию экономического либерализма, согласно которой неравенство и несправедливость являются неотъемлемой частью общества, и мотивируют трудящихся к достижению большего. Проявления несправедливости по отношению к различным группам находятся в центре внимания социалистов. Такой под привел к трансформации традиционной радикальной теории классовогс общества и расширил спектр факторов, способствующих возникновению неравенства и несправедливости. Наиболее известными радикальными перспективами являются феминистская теория (см. гл. 12), а также теория сопротивления угнетению и антидискриминационная теория (см. гл. 13). в рамках которых рассматриваются сущность и проявления притеснения в отношении отдельных социальных групп. ■ Кооперация и совместные действия, которые способствуют установлению равенства и являются наилучшими способами организации общества. о о< ■ В фокусе деятельности должны быть политические действия и социальные изменения, а не индивидуальная поддержка. Поскольку неравенство и несправедливость являются продуктами общественной структуры, окончательно решить все социальные проблемы в капиталистическом обществе невозможно. Только серьезные социальные изменения помогут справиться с ними. Это требует «революции» в политической и социальной мысли. ■ Идея праксиса означает, что в практической работе необходимо реализовать теоретические принципы. В этом случае практика будет отражать и изменять теорию. Идеи, которыми мы руководствуемся, приобретают смысл в практической деятельности. Они выражаются через наши действия и меняют наше представление о себе в процессе их воплощения (Ронби, 1992). Теория должна частично исходить из представлений, выходящих за пределы повседневной практики, иначе она будет лишь простым отражением последней. В рамках радикальной критики методов социальной работы выражается недовольство системой социальной помощи. Поскольку социальные службы являются частью социальной системы, которая поддерживает капитализм, они не способны помочь клиентам — представителям рабочего класса (Райант, 1969). В этом контексте обсуждается несколько теоретических проблем. Рассмотрим их более подробно. ■ Проблема социального контроля и диапазон, в котором социальная работа использует социальный контроль через систему, регулируемую государством и правящими классами. Поэтому критический подход предостерегает от использования методов, основанных на контроле. ■ Проблема профессионализации и диапазон, в котором профессионализация обеспечивается через социальное образование в ущерб интересам низкостатусных социальных групп и клиентов. Социальные работники критического напра&тения стремятся к сотрудничеству не с официальными организациями, а с представителями рабочего класса и общественными группами. ■ Проблема критической практики, ее возможностей в условиях ограничений, которые устанавливаются обществом и социальными службами и связаны с индивидуальным характером социальной работы. Акцент на коллективных и политически окрашенных стратегиях работы позволяет предположить, что критический подход невозможен в практике работы государственных социальных служб, которые контролируются правящей элитой (как через политическую систему, так и через управленческие структуры, представляющие интересы социальных групп, занимающих элитарное положение). Данные принципы и проблемы отражают лишь некоторые аспекты социалистической теории, иллюстрирующие истоки происхождения критической теории социальной работы. Применение этих принципов на практике, например, демонстрирует Швартц (1995) в обзоре, посвященном программе профессионального обучения для городских жителей. В этой работе рассматрива-
ются методы гражданского образования, которые помогают прояснить предназначение служб занятости, в частности с помощью вовлечения клиентов ■ процесс планирования мероприятий. Также Швартц обращает внимание н» осознание неадекватности ресурсов потребностям людей и раскрывает формы; политических действий в защиту интересов клиентов. Ройек (1986) выделяет следующие три подхода к социальной работе с точки зрения марксизма. ■ Прогрессивный подход (Бейли и Брейк, 1975а, 1980; Гэлпер, 1980; Б>т>-хардт, 1996), согласно которому социальная работа является активным проводником изменений и объединяет буржуазное общество (общество, в котором существует система эксплуатации рабочего класса) и прел-вителей рабочего класса. Роль социальных работников заключается в достижении изменений, организации коллективных действий и повышении политической сознательности. ■ Репродуктивный подход (Скенридж и Ленни, 1971), согласно которое? социальные работники выступают проводниками классового контроль усиливающего угнетение рабочего класса, и способствуют воспроизводству капиталистической системы в следующем поколении, помогая людям приспособиться к ее требованиям. ■ Противоречивый подход (Корриган и Леонард, 1978), согласно которому социальные работники выступают проводниками капиталистическое контроля и одновременно «размывают» классовое общество (по крайне* мере, потенциально). Являясь субъектами социального контроля, социальные работники вместе с тем помогают представителям рабочего класса реализовать себя, делятся знаниями и частью государственной власш с клиентами. Существование данного противоречия в их роли приводит ■ возникновению других противоречий, которые в конечном счете способствуют ниспровержению капиталистического общества. Современная структурная и критическая теория, по большому счету, является развитие» противоречивого подхода. Радикальные идеи в социальной работе позднее нашли отражение в теориях практической деятельности социал-демократического направления, срели которых наиболее известными являются теория активизации ресурсов клиента и теория защиты его интересов (см. гл. 14). Однако социал-демократическая направленность критикуется социальными работниками радикального толк» и теми, кто продолжает придерживаться радикальной теории (например, Латан и Ли, 1989; Фук, 1993). Кроме того, такие авторы, как Ланган (2002с сожалеют о снижении влияния радикальных идей, особенно после дискрел>«-тации марксизма в связи с падением коммунистических режимов в Восточно* Европе и Азии в начале 1990-х гг., а также в связи с установлением в западны» странах экономических режимов неолиберального и рационального напраыг-ний, например, во времена правления Маргарет Тетчер и Рональда Рейгана (де Мария, 1993). Таким образом, в конце 1990-х гг. возникла теория критической социан ной работы, согласно которой предполагается: ■ использование рефлексии (см. гл. 2) в критическом ключе, предполагающем, что рефлексивные выводы не всегда удобны и не так просто реализуются на практике. В данном случае, скорее, имеются в виду не критическая практика, а критическое мышление и критическая рефлексия. ш включение более современных критических теорий, которые выходят за рамки классического марксизма, в частности идей представителей Франкфуртской социологической школы Хабермаса и Бека, а также теории коллективной работы Грамши (Ледвиф, 1997). Значение данных теорий состоит в том, что они подчеркивают роль культурных, политических и нравственных ценностей и структур, а также их влияние на социальный порядок. В практической деятельности социальных работников это находит непосредственное отражение, так как их работа связана с попытками изменить представления людей и их восприятие социальных отношений. На развитие критической практики в 1990-е гг. оказали определенное влияние теории постмодернизма и социального конструктивизма. Эти идеи являются критическими в том смысле, что в них уделяется особое внимание социальной обусловленности поведения и роли социальных институтов, а также подвергается сомнению безусловность существующего социального порядка. Вместе с тем содержащаяся в них критическая позиция по отношению к «общепринятым истинам» и практической деятельности на благо общества противоречит активным социальным действиям, а также анализу материализма и социальной структуры в критической теории. Марксисты рассматривают бедность и неравенство в качестве ключевой проблемы, а вопросы языковых практик и идентичности не считаются существенными (Фергюсон и Лавалет-те, 1999). Следовательно, хотя сомнение и критика, характерные для постмодернистских подходов, сближают их с критическими теориями, более актуальными для социальных работников представляются современные концепции антидискриминационных и феминистских подходов. Аллан (2003), изучая взаимоотношения модернистских и постмодернистских критических теорий, в частности, подчеркивает важность для современной критической теории дискурсионного анализа, т.е. анализа через культурные и социальные отношения. Он рассматривает власть не как механизм подавления, а как эффективную стратегию, способствующую развитию саморефлексии в работе с клиентами и рефлексивного творчества. Представители критической теории с осторожностью относятся к применению методов активизации ресурсов клиента и защиты его интересов и считают приемлемыми только те варианты, которые опираются на структурный и критический подходы (см. гл. 14). Области пересечения Радикальный подход в социальной работе содержит критику «традиционной» (психодинамической) соци&тьной работы, а также других теорий, дающих психологическое объяснение социальных проблем и теорий функциональной направленности, в которых существующий социальный порядок воспринимается как данность. Радикальный взгляд на традиционную социальную работу, широко представленный в критической практике, может быть обобщен в следующих замечаниях (см.: МакИнтайр, 1982). ■ В традиционной социальной работе объяснения сложных социальных проблем сводятся к психологическим проблемам индивида. Виновником проблем выступает жертва-клиент, на которого перекладывается ответственность за проблемы, имеющие социальное происхождение. Таким образом, социальные факторы остаются без внимания. ■ Представители экологического подхода считают, что людям следует прийти в соответствие с требованиями среды, приспособиться (адаптироваться к существующему социальному порядку, а не подвергать его сомнению и не бороться против нежелательных проявлений современного общества. ■ В традиционной социальной работе социальные проблемы «приватизируются», т.е. рассматриваются как конфиденциальные. Поэтому люди, находящиеся в проблемной ситуации, не имеют возможности разделить свои переживания с другими людьми и, соответственно, не могут решать проблему совместно. ■ В традиционных представлениях выражается и закрепляется капиталистический социальный порядок. Несмотря на указанные недостатки, дающие основания для критики, радикальная критическая теория и традиционная социальная работа имеют определенные сходства. Так, Вебб (1981) выделяет четыре общие черты этих подходов, ■ И традиционная социальная работа, и радикальная теория предполагают, что общество способствует возникновению личностных проблем. Однако в традиционной социальной работе (как показывают психосоциальная и системная теории) анализу этих проблем уделяется недостаточно внимания. ■ И в критической теории, и в традиционной социальной работе отношения между индивидом и обществом носят рефлексивный и взаимный характер, т.е. признается, что индивиды способны воздействовать на социальные обстоятельства, и наоборот. ■ Обе теории направлены на независимость клиента. Традиционные теории критикуют радикальный подход за то, что в стремлении к масштабным социальным изменениям социальные работники зачастую игнорируют индивидуальные потребности и свободу личности. Представители радикальной теории критикуют традиционную социальную работу за принуждение клиентов к социальной адаптации. ■ И традиционная социальная работа, и радикальная теория придают большое значение пониманию клиентами обстоятельств, в которых они оказались, что необходимо для последующих действий. Однако цели и методы, а следовательно, и формы работы этих подходов различны. Значение перехода от радикальной теории к критической теории Радикальные идеи оказали значительное влияние на социальную работу в 1970-е гг. В 1980-е гг. их популярность пошла на спад. Одной из причин этого. возможно, стало то обстоятельство, что политическое развитие большинства западных стран противодействовало радикализму и, казалось, одержало победу после падения коммунистических режимов в России и Восточной Европе. В рамках социальной работы радикальные идеи также подверглись резкой критике, и им крайне сложно было утвердиться в практической деятельности. Однако возрождение этих идей в конце 1980—1990-х гг. вполне объяснимо. В 1980-е гг. усилилась критика недостатков и растущего социального неравенства, которые порождались политикой консервативных правительств многих западных стран. Это способствовало пересмотру и переработке радикальных представлений. Симпкин (1989) утверждает, что для социальных работников по-прежнему была актуальной необходимость реагировать на маргинализацию многочисленных социальных групп, но разрозненность попыток критического реагирования препятствовала созданию единой и последовательной радикальной теории. В рамках социальной работы под влиянием феминистских идей, антирасистских и антидискриминационных представлений и критической теории также произошло переосмысление ее предназначения. Некоторые радикальные идеи 1970-х гг. остаются вплетенными в идеологию социальной работы. Сегодня теория социальной работы, как никогда прежде, испытывает большую потребность в радикальной социальной критике. Благодаря этому направлению была создана теоретическая атмосфера, способствовавшая появлению и признанию таких форм социальной работы, как активизация ресурсов клиента, защита его интересов и развитие гражданского сознания. Согласно общепринятому мнению, социальная работа выполняет функцию социального контроля. В связи с этим одной из ее задач является обеспечение соответствия с «обязательными гарантиями гражданского общества» (Пирсон, 1975, 129). Однако признавая важность подобной роли, невозможно сказать определенно, всегда ли контроль совершается ради клиентов и в интересах тех социальных групп, к которым они принадлежат. Сатьямурти (1979) полагает, что помощь и контроль настолько взаимосвязаны в социальных службах Великобритании, что эти функции крайне трудно разделить. Это справедливо и для социальной работы тех стран, в которых она проводится государственными социальными службами. Горофф (1974) утверждает, что деятельность многих служб в США отражает принудительный социальный контроль. По мнению представителей критического подхода, такое положение зачастую поддерживается государством, которое представляет интересы, господствующие в капиталистическом обществе. В радикальной социальной работе рассматриваются те последствия профессионализации, которые действуют в ущерб интересам клиента и ведут к превращению социальных работников в часть государственной машины, подавляющей клиента. Цель профессионального роста реализуется даже в том случае, если вступают в противоречие с интересами клиента. Более того, профессионализация основывается на технических, а не на нравственных и политических аспектах оказания помощи и отделяет социальную работу от других смежных профессий через усиление специализации и профессиональной иерархии, что провоцирует возникновение неравенства (Маллэли и Китинг, 1991). В книге Иллича и его коллег (1977) представлена любопытная точка зрения, согласно которой специалисты в ходе своей деятельности зачастую реалиэо-вывают свои интересы, а не служат интересам людей. Пример — содержание образования по социальной работе. С точки зрения радикального подхода студентов обучают «традиционным» вариантам социальной работы, тем самым • их сознании закрепляются идеи социального контроля, индивидуализировав ное восприятие проблем клиента и общепринятое, а не радикальное, поь мание общества (Кэннан, 1972). Радикальная практика рассматривается в работе Бейли и Брэйка (19~: 1980) как «глубокое осмысление положения угнетенных слоев населении живущих в определенных социально-экономических условиях» (Бейли ■ Брэйк, 1975, 9). Методы работы с индивидуальным случаем здесь признаются, за исключением тех, которые поддерживают «гегемонию правящего класса». Под «гегемонией» подразумевается использование правящим классов идеологии в целях подчинения и контроля рабочего класса. В целом в критической теории утверждается, что стационарное обслуживание в его нынешнем варианте имеет много отрицательных моментов, но коллективное проживание в принципе позволяет осуществить самоактуализацию, лишенн>™ эгоистических проявлений, что невозможно в обычном капиталистическое] обществе и недостижимо в других формах терапии. Ли и Пайферс (1980| например, считают, что радикальная социальная работа незначительно влияла на стационарное обслуживание. По их мнению, стационарные уси вия могут быть эффективной моделью коллективного проживания, выс~1 пая в качестве альтернативы семейной социализации. Практика работы стационарных условиях могла бы противодействовать неблагоприятным пр явлениям социализации, в процессе которой усваиваются доминир>»: щие идеологемы. Де Мария (1992) определяет несколько требований, которым должны ся ответствовать методы радикальной практики: ■ методы социальной работы должны учитывать значение социальных I торов; ■ практические действия должны соответствовать той ситуации, в коте работают специалисты; ■ социальные работники должны предполагать возможность противоре^ между конкретным результатом (активизацией клиента) и связанным ним ущербом; ■ социальная работа основана на принципах гуманизма, поэтому ни ш политическая или теоретическая система не мо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|