Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа в контексте философии Ганди




Национальный лидер Индии Ганди (Махатма Ганди, 1869—1948) сфор­мулировал философию социального развития, которая оказала большое вли­яние на социальную работу в Индии, в частности благодаря изменениям со­циальной политики в отношении неприкасаемых (людей низшей социальной касты), женщин и сельского населения (Музумдар, 1964; Говард, 1971). Ку-мар (1995) представляет в обобщенном виде следующие основные положения философии Ганди:


следует опираться на ведическую философию;

■ люди как взаимозависимы, так и самодостаточны;

■ духовное начало играет большую роль в любой деятельности;

■ важна вера в чистоту средств, а не достижение целей любой ценой;

■ идеи общности и целостности особенно важны в отношении политиче­ской независимости; социальное развитие, уверенность в своих силах и всеобщее образование непременно должны сопутствовать достижению политической независимости. Эти идеи важны в социальном развитие (см. гл. 10);

■ официальная юридическая власть не одобряется, взаимоподдержка и опоре на свои силы, как было упомянуто выше, более важны.

Согласно Ганди, для идеального общества характерны:

рам раджа — нравственно-ориентированная социальная система. Спра­ведливость и социальная справедливость интегрированы в демократиче­ском государстве. Простота и устойчивое развитие должны быть целью государства. Общество рассматривается как совокупность индивидов, дл! которых обязанности важнее, чем права;

саврадж — независимость, главным образом, государства от внешнего вмешательства, но также индивидов от государства. Государство — орга­низованная и централизованная форма насилия. Минимальная государ­ственность предполагает личную ответственность;

свадеши — самодостаточность в экономических, политических и соци­альных отношениях. Производство жизненных благ должно соответство­вать потреблению;

развитие сельских районов, создание сельских республик (децентрализация ■ делегирование власти);

попечительство. Ганди стремится объединить социализм и капитали; предлагает систему, в которой значительная роль отводится государствен­ному регулированию экономики.

Данные идеи являются важными для социального развития (см. гл. 10| Ганди обращает особое внимание на развитие сельской индустрии (при это* физический труд предпочитается машинному производству), на децентра­лизацию власти, социальную справедливость и уравнительное распределе­ние благ.

Кумар (1995) полагает, что эта романтическая философия, тем не менес отвечает ценностям социальной работы в формировании самодостаточное-!»-взаимопомощи, личностного и социального развития, которые достигаются ■ рамках небольших местных групп, а не благодаря вертикальным властные отношениям.

Процесс и средства реализации этой деятельности, а также огромное зна­чение сотрудничества и ненасилия составляют фундамент этой философии


Трансактный анализ

Трансактный анализ (ТА), разработанный Э.Берном (1961, 1964), тесно связан с психоаналитической идеей о структурах личности и с некоторыми аспектами ее терминологии. Однако обычно он рассматривается как разновидность гума­нистической терапии, поскольку его главный принцип отличается от принци­пов детерминизма психоаналитической теории. В трансактном анализе рассмат­риваются автономные субъекты, способные управлять своей жизнью и решать свои проблемы. Препятствием для них могут быть только остаточные проявле­ния поведенческих моделей раннего детства (Питман, 1982). ТА развивался аб­солютно независимо от психоанализа и имеет автономную теоретическую и академическую базу. Питман (1983) разработал рекомендации по его примене­нию в социальной работе, а Купер и Тернер (1996) составили краткий обзор современных источников, однако ТА так и не был повсеместно внедрен в со­циальную работу. Скорее всего, он предстаатяет собой систему терапии, к ко­торой иногда прибегают отдельные специалисты социатьных служб. Для транс-актного анализа характерна специфическая лексика, поверхностное использо­вание которой часто не подкрепляется знанием теоретических основ.

Существует четыре вида ТА: структурный, трансактный, игровой и сценар­ный. В структурном анашзе предполагается, что личность имеет три состояния «Я», или три способа восприятия окружающего мира: «родитель», «ребенок», «взрослый». Им соответствуют типичные поведенческие модели. Состояние «ро­дитель» отражает директивы, даваемые родителем ребенку, а также восприятие таких указаний ребенком. Состояние «ребенок» характеризуется чувствами и взглядами, переживаемыми в детстве, в частности эгоцентричностью, а также слабой степенью контроля и потенциальным творческим началом. Состояние «взрослый» контролирует, по большей части рационально, отношения между различными состояниями «Я» и окружающим миром. Эти концепты подобны психоаналитическим структурам: Сверх Я (Супер Эго), Оно (Ид) и Я (Эго), но в ТА меньше внимания обращается на внутренние взаимоотношения между частями сознания, влечения и иррациональные реакции. В трансактном анализе показываются варианты взаимодействия различных состояний «Я» контактиру­ющих людей. Трансакции — это обмены между состояниями «Я», которые мо­гут быть открытыми или скрытыми. Проблемы возникают в том случае, если открытые и скрытые послания исходят из разных состояний и трансакций вза­имодействующих людей. Существуют три вида трансакций: «дополнительные», когда активны только два состояния «Я»; «пересекающиеся», когда во взаимо­действие вовлечены несколько состояний, но вербальные и невербальные по­слания не противоречат друг другу: и «неясные», когда взаимодействуют не­сколько состояний «Я», но открытые послания не согласуются со скрытыми. На практике социальные работники применяют трансактный анализ для опреде­ления тех состояний «Я», которые воатечены в трансакции, а также для оказа­ния помощи клиентам в построении эффективной коммуникации.

Анализ игр связан с моделями взаимодействия и поведения. Выделяют сле­дующие три группы эмоциональных потребностей:

■ потребность в стимуляции, которая удовлетворяется в художественной, досуговой и трудовой деятельности;


■ потребность в признании, которая удовлетворяется «поглаживаниями» — невербальными или вербальными, позитивными или негативными, иду­щими от других людей (например, улыбка и «спасибо» или сердитый взгляд и критика — соответственно);

■ потребность в структурировании жизни, в частности времени.

Паттерн «поглаживаний» и жизненный опыт, которые приобретаются в детстве, влияют на нашу жизненную позицию, отношение к себе и другим, а также на общее восприятие окружающего мира. Существуют четыре жизнен­ные позиции (Харрис, 1973). Они представлены в табл. 9.1.

Игры являются примером скрытых трансакций, которые повторяют, отра­жают и подкрепляют ущербные жизненные позиции. Социальные работники анализируют игры совместно с клиентами, которые затем самостоятельнс идентифицируют их и стараются выбрать более удачные формы взаимодей­ствия. Анализ сценариев помогает понять, каким образом трансакции прошло­го привели к жизненным позициям и играм в настоящем.

Из этого краткого обзора следует, что ТА является интересной формой анализа поведения, в которой рассматриваются модели коммуникации, ха­рактерные и для традиционной теории коммуникации (см. гл. 8). Очевидная связь ТА с психоанализом, однако, не должна преувеличиваться, поскольку он отличается от анализа инстинктивных влечений и детерминизма. Можнс провести параллель трансактного анализа с психологией сознания и психоди­намическими структурами личности. Как отдельный метод и психодинамиче­скую теорию его можно критиковать за зависимость от интуитивного понима­ния, а также за психотерапевтический характер и отсутствие внимания к прак­тическим проблемам клиента, например к бедности и дискриминации. Тем не менее трансактный анализ помогает клиентам избежать самоподавления. На­конец, считается, что ТА является неглубоким методом, оценивающим пове­дение поверхностно, с помощью жаргонизмов, которые могут восприниматься клиентами как знаки неуважительного к ним отношения.

С другой стороны, для некоторых людей занимательный и непретенциоз­ный характер ТА помогает взглянуть на собственное поведение по-новоч>

Таблица 9.1. Жизненные позиции в трансактном анализе

 

Жизненная позиция Значение
«Я хороший — ты хороший» Позитивное чувство к себе и другим
«Я хороший — ты плохой» Позитивное чувство по отношению к себе, но негатт ное к другим; тенденция обвинять других в своих собст-1 венных проблемах и критиковать их (подобно проекции в психоанализе)
«Я плохой — ты хороший» Негативное отношение к себе и позитивное — к дру­гим (как к более влиятельным и способным); ощуще­ние собственной неполноценности и неуверенность в себе
«Я плохой — ты плохой» Критичное отношение к себе и другим

Взаимодействие людей через состояния Эго «родителя», «взрослого» и «ре­бенка» в трансактном анализе показано на рис. 9.1.

В данном случае собеседник А находится в состоянии «родитель» и взаимо­действует с состоянием «взрослый» второго собеседника Б, в то время как Б, находясь в состоянии «ребенок», обращается к состоянию «ребенок» А. На­пример, А — мужчина, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего босса во время банкета и надеющийся, что жена поддержит его в этом. Его жена Б могла бы обратиться к состоянию «взрослый» мужа из своего состояния «взрослый» и произнести, например, что-то типа: «Я понимаю, мы должны соответствовать ожиданиям ради твоей работы, даже если это противоречит нашему образу жизни». Или же она могла бы обратиться из своего состояния «ребенок» к состоянию «родитель» мужа, подчиняясь жела­ниям мужа. Однако, как показано на рис. 9.1, жена реагирует оппозиционным образом, подталкивая своего мужа к выражению свойственных ему радикаль­ных политических взглядов в присутствии босса.

Основные концепции


Собеседник Л Собеседник Б

Рис. 9.1. Диаграммное представление состояний Эго в трансактном анализе

Теориям гуманизма и экзистенциализма посвящено множество исследова­ний, встречаются также концепции, отражающие перспективу духовности. Среди последних — работа Канды и Фермана «Духовное разнообразие в прак­тике социальной работы» (1999). Она написана на основе нескольких предше­ствующих публикаций Канды и посвящена вопросам духовности в социаль­ной работе. Главная цель этой книги — приблизить практику социальной ра­боты к религиозным традициям; она в меньшей степени связана с конкрет­ными технологиями и духовностью как отличительной чертой религий. По­этому я отдаю предпочтение обзору более узкоспециализированной концеп­ции Глассман и Кейтса («Групповая работа: гуманистический подход», 1990),

 

раскрывающей гуманистические принципы в применении к групповой рабо­те, а также концепции Томпсона («Экзистенциализм и социальная работа». 1992) об экзистенциальной социальной работе, поскольку эти концепции не только дают обобщенную модель, не имеющую прикладного значения (как в случае с книгой Канды), но и демонстрируют варианты применения данных теоретических представлений в практике социальной работы.

Глассман и Кейтс: гуманистическая групповая работа

Групповая работа — это процесс «демократической взаимопомощи» между членами группы, целью которого является достижение желаемых изменений Подобное понимание групповой работы продиктовано демократическими и гуманистическими ценностями. При этом признается, что различия межд> членами группы обогащают всех участников. Каждому члену группы присуши

■ достоинство и способности;

■ ответственность за другого человека в социальных отношениях;

■ право принадлежать группе и быть включенным в процесс;

■ право участвовать и быть услышанным;

■ право на свободу слова и самовыражение;

■ право на свободу выбора;

■ право выражать сомнение и оспаривать действия специалистов.

В своем развитии группы проходят несколько стадий. Поведение участни­ков и темы взаимодействий в группе меняются в соответствии с этими стади­ями. Согласно гуманистической теории, участники могут целенаправленнс использовать группу для достижения личностного развития. Более авторитар­ным теориям групповой работы свойственны контроль и ограничение пове ния, в результате определенное поведение привязывается к каждой из стадий. Рассматриваются следующие стадии.

Мыне группа. Участники относятся к группе с опаской, существ\е~ неопределенность относительно групповых норм. Ведущий помогает им исследовать возможные варианты поведения в группе и предотвратит* слишком сильные воздействия на группу извне.

Мыгруппа. Некоторые члены группы пытаются предложить свои идеи относительно направления движения группы. Возникают сопротивление и конфликт. Ведущий помогает участникам осознать ответственность за последствия, и члены группы начинают принимать ее нормы.

Мы принимаем тебя. Члены группы стремятся использовать ведущего или демонстрируют свою невовлеченность. Ведущий помогает им понять раз­личные способы участия. Это увеличивает принятие и помогает понять причины и основания для отношений враждебности и отрицания, по­корности и подчинения.


Убежище. Члены группы чувствуют себя в группе более комфортно, чем в реальной жизни, поскольку группа помогает избежать многих проблем. Ведущий помогает им использовать это состояние защищенности для проработки реальных проблем.

Дальше так не пойдет. Члены группы не желают рисковать, чувствовать незащищенность и разочарование, преодолевая свои проблемы в группе. Ведущий помогает им сохранить чувство защищенности и использовать опыт групповой поддержки при работе над своими проблемами.

Мы в порядке и можем многое. Продолжая работать несмотря на противо­речивые чувства и сомнения в помощи членов группы, участники приоб­ретают уверенность в том, что они могут справиться с трудными пробле­мами и достичь своих целей. Они отбирают из различных вариантов пове­дения, предлагаемых группой, наиболее подходящие для себя. Ведущий помогает им принять решение и преодолеть стремление к безрассудным действиям или страх перед действиями в сложных ситуациях.

Чуть подольше. Участники хотят сохранить защищенность, которую ощу­щают в группе, поскольку здесь они успешно справлялись со своими про­блемами. Однако теперь они могут использовать опыт работы в группе для самостоятельного и эффективного решения проблем. Ведущий помогает им отделиться от группы, акцентируя внимание на успехах.

Целью групповой работы является развитие демократической системы вза­имопомощи и одновременно оказание помощи членам группы в выражении и выполнении (актуализации) их целей. Эти основные функции реализуются различными способами (см. табл. 9.2). Из таблицы видно, что цели развития демократической системы взаимопомощи и цели актуализации не обязатель­но должны совпадать. Они представлены именно таким образом, чтобы пока­зать их возможное взаимопересечение. Следует добавить, что ведущие могут использовать и другие техники для достижения этих целей. Среди них:

требование, ведение, приспособление и поддержка. В данном случае веду­щие используют свое положение, чтобы продвинуть группу вперед, фо­кусируя внимание на конкретных действиях и их осуществлении. Ведущие должны, скорее всего, быть активными и позитивно настроенными, чем рефлексивными и нейтральными;

работа с чувствами. Ведущие выступают в качестве моделей для отраже­ния позитивных чувств, а также помогают участникам выразить отрица­тельные чувства;

молчание — выражает уважение и поддержку членам группы, которые преодолевают трудности;

исследование — помогает вовлечь группу в свободную, ненаправленную деятельность. Открытые вопросы и интерес стимулируют вовлеченность;

идентификация — подразумевает акцент на повторяющихся паттернах груп­пового поведения и мышления.


Таблица 9.2. Техники и виды деятельности для достижения двойственных целее в гуманистической групповой работе (по Глассману и Кейтсу, 1990)

 

 

 

 

Помощь членам группы в выражении их целей (актуализирующая цель) Развитие процесса взаимопомощи
Техники Виды деятельности Техники Виды деятельности
Утверждение в группе демократи­ческих норм, вклю­чая право принад­лежать к группе и право быть услы­шанным Способствовать кол­лективному учас­тию; осуществлять сканирование(вни­мание каждому чле­ну группы по очере­ди) Определение тем групповой работы; формирование опы­та планирования, ролевой игры и организации Осуществлять прог­раммирование: пла­нировать и прини­мать участие в груп­повой программе (инициация, этапы, задачи, средства, опыт, оценка)
Выбор решения и формулирование правил поведения в группе Вовлекать всю груп­пу; сопоставлять, приходить к компромиссу Повторять роли, планировать буду­щую деятельность, исследовать полез­ное поведение
Развитие навыков ведения/следова­ния; уважение каж­дого члена группы, внимание к их особенностям Запускать процесс «здесьи теперь», подчеркивать важ­ные события и реак­тивные паттерны, вовлекать группу в самонаблюдение Конфронтация: вы­зов и требование постоянных измене­ний в поведении
Выражение чувств, возникающих в ответ на поведение каждого участника Работа с неизвест­ным: обсуждение идей будущих изме­нений; групповая встреча: начало дис­куссии по болез­ненным вопросам
Выражение чувства по отношению к ве­дущему, высказыва­ние по поводу его власти и авторитета Поощрять самовы­ражение; интересо­ваться реакциями; подчеркивать избе­гание; адресовывать выражение чувств Помощь группе, оп­ределение и выра­жение разрушитель­ных и созидатель­ных чувств Способствовать са­мораскрытию (вы­ражение искренних чувств и заблужде­ний)
Развитие и реализа­ция общих целей Наблюдать, как в словах выражается трансформация по­требностей и инте­ресов Организация дея­тельности клиентов вне группы Осуществлять об­ратную связь, раз­решать конфликт: определять конф­ликт, прояснять те­мы, чувства, пред­лагать новые пер­спективы
Выражение чувств к другим в позитив­ном ключе Контрол ировать сильные эмоции; создавать комфорт­ную атмосферу; огран ичиватьлич­ные потребности Определение моде­лей мышления, препятствующих групповым отношениям Проводить группо­вую рефлексивную дискуссию о дета­лях отдельных со­бытий; соблюдать последователь-

Окончание табл. 9.2

 

 

 

Помощь членам группы в выражении их целей (актуализирующая цель) Развитие процесса взаимопомощи
Техники Виды деятельности Техники Виды деятельности
      ность, прояснять чувства, взаимодей­ствия, решения
Объяснение груп­пового процесса, чтобы помочь груп­пе осознать себя Внимательно изу­чать факты и дан­ные, чтобы предот­вратить возникнове­ние предрассудков (предубеждений)
Развитие эмоцио­нальной привязан­ности и улучшение взаимопонимания Анализировать по­ложительные и от­рицательные мысли и переживания уча­стников о встречах Закрепление ус­пешных изменений (повторение дейст­вий членами груп­пы) Интерпретация, «чтение между строк»; инвентаризация (сделать достижения очевидными)

Гуманистическое содержание концепции групповой работы Глассман и Кейтса (1990) связано с возможностью достижения двух основных групповых целей, а также целей личностного развития через групповой опыт.

Томпсон: экзистенциализм и социальная работа

Томпсон (1992) предлагает современное понимание ценности экзистенци­ализма в практике социатьной работы, основанное на идеях Сартра. В центре его внимания — фундаментальный концепт экзистенциализма — онтология, учение о бытии. Здесь рассматриваются наши представления о человеческой сущности. Кроме того, Томпсон определяет прикладные аспекты эпистемоло­гии социальной работы, т.е. свойственный ей подход к природе знания. Не менее важным является и подход социальной работы к природе общества.

Центральным понятием экзистенциализма является понятие «бытие». «Бы-тие-в-себе» есть чистая экзистенция. «Бытие-для-себя» — существование, ко­торое мы осознаем и потенциально создаем, например планируя и принимая решения о том, какими мы хотим быть.

В экзистенциализме отсутствует изначальная установка относительно того, как следует жить человеку или обществу. Людям присуща интенциональность, т. е. способность действовать, представляя свое возможное и желаемое буду­щее. Этот подход отличается от бихевиоризма и психодинамической теории, в которых утверждается, что прошлое определяет настоящее. Блум (2002) пока­зывает, насколько сложно использовать данный подход в терапевтической прак­тике. Ни социальный работник, ни клиент не могут знать друг друга заранее, опираясь на общее представление о другом или природу формального знания,


поскольку предварительного знания о человеческом бытии не существует. Те­рапевтические взаимоотношения представляют собой борьбу опыта двух лю­дей, опыта, им не принадлежащего. Именно через эту борьбу различных пред­ставлений мы можем принимать совместное участие в процессе социальных и личностных трансформаций. Однако понять сущность или предсказать поведе­ние друг друга невозможно, несмотря на утверждения психологических тео­рий. Люди свободны в своих действиях, поэтому наши представления друг о друге непредсказуемы и свободны, они приобретаются в процессе взаимодей­ствия с другим человеком.

Экзистенциализм обращает внимание на важность нашей интерпретации прошлого. Таким образом, интерпретация прошлого и ориентация на буду­щие действия придают смысл нашей жизни. Через свою личностную свобол> индивиды способны к созиданию и самоопределению. Личность и социальные структуры — продукты выбора, сделанного свободными людьми. Однако ок­ружающие навешивают ярлыки на наше поведение, что делает нас зависимы­ми от мнения окружающих. Мы стараемся соответствовать социальным ожи­даниям и ограничениям, накладываемым на наши действия и личность. Это единственный способ, с помощью которого мы можем справиться с чувством, что жизнь — это абсурд. Такое чувство возникает потому, что, с точки зрения экзистенциалистов, свобода человека и аутентичность его существования свя­заны с актом веры в Бога как во всеобщий Дух, направляющий личностное и социальное развитие. Существует «театр абсурда», показывающий различны* варианты примирения человека с абсурдностью жизни. Пример — пьеса Ионес­ко «Носорог», в которой показано, как люди постепенно превращаются в больших неуклюжих носорогов.

Именно поэтому люди полностью ответственны за собственные действия. Это важный аспект экзистенциальной этики. Мы свободны в своих действиях. но не освобождаемся от ответственности за свои поступки и реакции на окру­жающее; они являются фактическим проявлением существования (экзисч ции). Фактичность, реальность внешнего мира, отличается от случайности. возможности действовать и изменять условия реальности. Осознание этого факта может укрепить вас, но также и вызвать чувства беспокойства и угрозы. Это связано с тем, что «Бытие как сущее» подразумевает Ничто, и сознательные решения могут вызывать негативные последствия. Такая отрицательность так­же не имеет смысла, опять же потому, что существование в принципе бес­смысленно. Мы чувствуем трепет или страх перед неизвестным, перед случай­ностями, которые влияют на нас. Неспособность признать экзистенциальный страх или бегство от собственной свободы есть проявления безответственно­сти, поскольку приводят к ложной стабильности и заключают в рамки обще­принятых и жестких социальных ограничений. Точно так же «Бытие как с>-щее» подразумевает постоянное изменение и развитие, но люди зачастую пред­почитают стабильность, чтобы укрепиться в жизни. Стабильность и опреде­ленность также представляют собой проявления безответственности. В некото­ром смысле в нереалистическом желании определенности отражается стрем­ление «быть Богом», которое для многих людей может стать жизненной моти­вацией. Отсутствие этой возможности часто приводит к отчаянию. Однако стре ление к определенности и стабильности побуждает людей к самосозиданию, самоопределению, укреплению силы духа и освобождению. Томпсон (1992,


показывает необходимость достижения аутентичности как более удачного ре­шения экзистенциальной проблемы. Аутентичность означает, что наше пове­дение не вступает в противоречие с нашим представлением о себе и тем, как мы являем себя миру.

Этот подход во многом связан с идеями когнитивной теории, в которой утверждается, что иррациональные мысли, проявляясь в наших суждениях, вводят нас в заблуждение относительно ситуации, в результате наши реакции могут быть неадекватными. Если мы сможем принять и воспользоваться соб­ственной свободой, то осуществим самоопределение и самосозидание, разви­вая свою собственную личность и изменяя социальную ситуацию. Свобода предполагает ответственность за самосозидание и страдание, которые связа­ны с пониманием того, что в созданном нами есть как положительное, так и отрицательное.

Несмотря на то, что изменения затрагивают индивидуальный уровень, необходимо видеть то, что ограничивает личную свободу, а именно общепри­нятые представления о мире, которые соответствуют определенным соци­альным интересам. Это требует политических действий освободительного ха­рактера. В противном случае политические и социальные давление и ограниче­ние будут препятствовать проявлению индивидуальной свободы. Подобные взгляды связаны с марксистским диалектическим материализмом, согласно которому экономические силы управляют историческим развитием, ограни­чивают свободное историческое творчество. Схожим образом отчуждение в марксизме понимается как отлучение рабочих в процессе производства от ору­дий труда, находящихся во власти и под контролем капиталистов. Этим во многом объясняются нищета и страдание, но экзистенциализм идет дальше и показывает, что отчуждение связано со многими другими видами дискрими­нации (например, с расовой или тендерной дискриминацией). Экзистенциа­лизм требует полной социальной реорганизации, ресоциализации, предпола­гающей свободное участие индивидов в процессе постоянной реконструкции на основе своих потребностей и желаний. Такая свобода позволила бы людям преодолеть отчуждение. В отличие от марксистской идеологии для экзистенци­ализма не существует абсолютной идеальной модели социальных отношений — участники постоянно их реконструируют. Подобное положение тесно связано с идеями постмодернизма.

Важное место в экзистенциализме занимает концепт «Другого». «Бытие как сущее» может существовать только в отношении к другим. Мы можем пережи­вать многие чувства (например, стыд) только через реакции других людей на нас.

Понятие о группе также имеет большое значение. Большинство групп пред­ставляют собой «эпизоды». Люди, в них включенные, индивидуалистичны и преследуют свои цели, хотя их и связывают социальные ситуации. Например, соседей может связывать общий интерес в выборе средств невмешательства в дела друг друга. Тем не менее нельзя сказать, что соседи находятся в постоян­ных социальных отношениях, так как они не всегда помогают друг другу в трудную минуту. Некоторым группам свойственна солидарность, которая ха­рактеризуется взаимосвязанностью, общностью интересов и совместной дея­тельностью. Участники таких групп используют свою свободу, действуя в ин­тересах группы. Однако эпизодические группы наиболее распространены, по-


этому нам следует воспитывать солидарность. Соседей нужно поощрять и под­держивать, чтобы активизировать взаимопомощь в трудных ситуациях и сти­мулировать социальную активность. Это поможет укрепить группу и сделать ее более эффективной. Подобные представления связаны с идеями о социальных сетях и микросоциальной среде, в которых наличие большого числа связей рассматривается как улучшенная модель социальных отношений. Другим важным ценностным аспектом этики экзистенциализма является преданность своей груп­пе. В этом смысле экзистенциализм подчеркивает гуманистическую ценность «целостности», рассматривая индивидов и социальные системы как единое целое. Становление целого предполагает попытку объединения нашего пони­мания социальных ситуаций, а также формирование общего понимания на основе взаимодействия многих точек зрения. Диалектическое мышление есть процесс формирования синтезированных представлений о мире через пре­одоление постоянных внутренних и экзистенциальных противоречий. Это вза­имодействие, или дискурс (в терминах Фуко), приводит к постоянным изме­нениям картины мира.

Томпсон утверждает, что значение экзистенциализма заключается в том, что особое внимание уделяется онтологии, пониманию основ человеческого бытия. Это проявляется в осмыслении идей Бытия, Ничто и Случайности. Боль­шинство теорий социальной работы, по его мнению, игнорируют анализ эти^ аспектов человеческого существования, и поэтому понимание социальных и личностных отношений, содержащееся в них, является неполным. Он пока­зывает несколько примеров типичных проблем практики социальной работы

Так, Томпсон исследует проблемы воспитания детей. Многие проблемы. связанные с детско-родительскими отношениями возникают вследствие не­умения детей управлять своей свободой. Допустим, Джон выходит из себя. когда ему что-то не разрешают. Он стремится к свободе действий, но не берет на себя ответственность за свои поступки и не понимает социальных условии в которых он может проявить эту свободу. Более адекватным решением может быть обсуждение условий, при которых Джон может получить желаемое. Для этого члены его семьи должны показать пример солидарного поведения, ког­да семейные интересы более значимы, чем собственные. Властный отец, ко­торый мало занимается воспитанием ребенка, не может преподать Джону урок ведения переговоров. Он, скорее, заставит сына принять запреты как дан­ность, смириться с ними, вместо того, чтобы обсудить условия и взять на себя ответственность. Согласно Томпсону, в этой ситуации для родителей не­достаточно реализовать типичные социальные требования быть последователь­ными, поддерживать дисциплину и выражать любовь. Последовательность мо­жет быть неудачным вариантом решения проблемы, поскольку окружают^-среда предстает жестко определенной, что препятствует изменениям. Лю­бовь — это попытка обладать другим человеком, контролировать его свобод) это стремление к абсолютизации близости с человеком, которого любишь. 1 ущерб другим интересам и отношениям. Дисциплина — это попытка создать чрезмерную определенность на основе подчинения. В психоанализе считается, что самодисциплина вырабатывается через интернализацию и внушение ро­дительских взглядов относительно желаемого поведения. В бихевиоризме \т-верждается, что мы учимся и формируем поведение в соответствии с соци­альными ожиданиями относительно дисциплинированного поведении. С точ-


ки зрения экзистенциализма самодисциплина (которую бихевиоризм отрица­ет) — чрезвычайно важный концепт, поскольку он подразумевает принятие ответственности за социальный характер ситуации, в которой мы действуем. Это также означает, что самодисциплина основывается на ответственности за СВ01И действия и реакции, в рамках которой происходит осуществление сво­бодного выбора. В психодинамической теории, напротив, подчеркивается, что выбор осуществляется под влиянием родителей, а это влияние, в свою оче­редь, опосредуется и интерпретируется социальными ожиданиями.

В контексте экзистенциальной теории предлагаются различные проекты семейной солидарности. Задачами социальных работников может быть укреп­ление солидарности, отстаивание интересов семейной группы. Это можно осу­ществить путем развития взаимной поддержки при реализации индивидуаль­ных проектов, т.е., соблюдая интересы каждого члена семьи. Вопросы детско­го воспитания и семейных отношений нельзя полностью объяснить общими поведенческими принципами. Необходимо обратить внимание на отдельные жизненные «проекты» и факторы, препятствующие проявлению свободы и ответственности за социально и семейно ориентированные поступки. Общие принципы неэффективны, так как они провоцируют ожидание полной опре­деленности, которая в жизни невозможна. Родители бывают разными, и успех во взаимоотношениях родителей и детей зависит от особенностей родитель­ского поведения. Например, если отец обеспокоен или игнорирует ребенка, то ребенок может понять дистантную или напряженную реакцию, если знает причину его поведения. Однако если причина ребенку неясна, возникнет за­мешательство. Он может принять ответственность за свободное действование, если понимает происходящее и если коммуникация эффективна.

В маленьких детях родители видят себя, поскольку их влияние велико. Ребе­нок ощущает самоценность благодаря положительным чувствам, переживае­мым в процессе взаимодействия с родителями. Эти чувства дают родителям и ребенку возможность осознать себя и свою ценность в жизни и являются ос­новой родительских, а также сыновних (дочерних) чувств и «материнского» инстинкта. Это мощный мотиватор, обеспечивающий солидарность членов семьи и в целом формирующий опыт групповой солидарности в социальных отношениях. Однако это также может сковывать человека и искажать воспри­ятие и, следовательно, снижать способность к принятию свободы и ответ­ственности.

Анализируя экзистенциальную работу с пожилыми людьми, Томпсон от­мечает, что социальные работники работают, скорее, с социальными послед­ствиями старения, чем с физическими условиями. Он проводит различие между обслу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...