Социальная работа в контексте философии Ганди
Национальный лидер Индии Ганди (Махатма Ганди, 1869—1948) сформулировал философию социального развития, которая оказала большое влияние на социальную работу в Индии, в частности благодаря изменениям социальной политики в отношении неприкасаемых (людей низшей социальной касты), женщин и сельского населения (Музумдар, 1964; Говард, 1971). Ку-мар (1995) представляет в обобщенном виде следующие основные положения философии Ганди: ■ следует опираться на ведическую философию; ■ люди как взаимозависимы, так и самодостаточны; ■ духовное начало играет большую роль в любой деятельности; ■ важна вера в чистоту средств, а не достижение целей любой ценой; ■ идеи общности и целостности особенно важны в отношении политической независимости; социальное развитие, уверенность в своих силах и всеобщее образование непременно должны сопутствовать достижению политической независимости. Эти идеи важны в социальном развитие (см. гл. 10); ■ официальная юридическая власть не одобряется, взаимоподдержка и опоре на свои силы, как было упомянуто выше, более важны. Согласно Ганди, для идеального общества характерны: ■ рам раджа — нравственно-ориентированная социальная система. Справедливость и социальная справедливость интегрированы в демократическом государстве. Простота и устойчивое развитие должны быть целью государства. Общество рассматривается как совокупность индивидов, дл! которых обязанности важнее, чем права; ■ саврадж — независимость, главным образом, государства от внешнего вмешательства, но также индивидов от государства. Государство — организованная и централизованная форма насилия. Минимальная государственность предполагает личную ответственность;
■ свадеши — самодостаточность в экономических, политических и социальных отношениях. Производство жизненных благ должно соответствовать потреблению; ■ развитие сельских районов, создание сельских республик (децентрализация ■ делегирование власти); ■ попечительство. Ганди стремится объединить социализм и капитали; предлагает систему, в которой значительная роль отводится государственному регулированию экономики. Данные идеи являются важными для социального развития (см. гл. 10| Ганди обращает особое внимание на развитие сельской индустрии (при это* физический труд предпочитается машинному производству), на децентрализацию власти, социальную справедливость и уравнительное распределение благ. Кумар (1995) полагает, что эта романтическая философия, тем не менес отвечает ценностям социальной работы в формировании самодостаточное-!»-взаимопомощи, личностного и социального развития, которые достигаются ■ рамках небольших местных групп, а не благодаря вертикальным властные отношениям. Процесс и средства реализации этой деятельности, а также огромное значение сотрудничества и ненасилия составляют фундамент этой философии Трансактный анализ Трансактный анализ (ТА), разработанный Э.Берном (1961, 1964), тесно связан с психоаналитической идеей о структурах личности и с некоторыми аспектами ее терминологии. Однако обычно он рассматривается как разновидность гуманистической терапии, поскольку его главный принцип отличается от принципов детерминизма психоаналитической теории. В трансактном анализе рассматриваются автономные субъекты, способные управлять своей жизнью и решать свои проблемы. Препятствием для них могут быть только остаточные проявления поведенческих моделей раннего детства (Питман, 1982). ТА развивался абсолютно независимо от психоанализа и имеет автономную теоретическую и академическую базу. Питман (1983) разработал рекомендации по его применению в социальной работе, а Купер и Тернер (1996) составили краткий обзор современных источников, однако ТА так и не был повсеместно внедрен в социальную работу. Скорее всего, он предстаатяет собой систему терапии, к которой иногда прибегают отдельные специалисты социатьных служб. Для транс-актного анализа характерна специфическая лексика, поверхностное использование которой часто не подкрепляется знанием теоретических основ.
Существует четыре вида ТА: структурный, трансактный, игровой и сценарный. В структурном анашзе предполагается, что личность имеет три состояния «Я», или три способа восприятия окружающего мира: «родитель», «ребенок», «взрослый». Им соответствуют типичные поведенческие модели. Состояние «родитель» отражает директивы, даваемые родителем ребенку, а также восприятие таких указаний ребенком. Состояние «ребенок» характеризуется чувствами и взглядами, переживаемыми в детстве, в частности эгоцентричностью, а также слабой степенью контроля и потенциальным творческим началом. Состояние «взрослый» контролирует, по большей части рационально, отношения между различными состояниями «Я» и окружающим миром. Эти концепты подобны психоаналитическим структурам: Сверх Я (Супер Эго), Оно (Ид) и Я (Эго), но в ТА меньше внимания обращается на внутренние взаимоотношения между частями сознания, влечения и иррациональные реакции. В трансактном анализе показываются варианты взаимодействия различных состояний «Я» контактирующих людей. Трансакции — это обмены между состояниями «Я», которые могут быть открытыми или скрытыми. Проблемы возникают в том случае, если открытые и скрытые послания исходят из разных состояний и трансакций взаимодействующих людей. Существуют три вида трансакций: «дополнительные», когда активны только два состояния «Я»; «пересекающиеся», когда во взаимодействие вовлечены несколько состояний, но вербальные и невербальные послания не противоречат друг другу: и «неясные», когда взаимодействуют несколько состояний «Я», но открытые послания не согласуются со скрытыми. На практике социальные работники применяют трансактный анализ для определения тех состояний «Я», которые воатечены в трансакции, а также для оказания помощи клиентам в построении эффективной коммуникации.
Анализ игр связан с моделями взаимодействия и поведения. Выделяют следующие три группы эмоциональных потребностей: ■ потребность в стимуляции, которая удовлетворяется в художественной, досуговой и трудовой деятельности; ■ потребность в признании, которая удовлетворяется «поглаживаниями» — невербальными или вербальными, позитивными или негативными, идущими от других людей (например, улыбка и «спасибо» или сердитый взгляд и критика — соответственно); ■ потребность в структурировании жизни, в частности времени. Паттерн «поглаживаний» и жизненный опыт, которые приобретаются в детстве, влияют на нашу жизненную позицию, отношение к себе и другим, а также на общее восприятие окружающего мира. Существуют четыре жизненные позиции (Харрис, 1973). Они представлены в табл. 9.1. Игры являются примером скрытых трансакций, которые повторяют, отражают и подкрепляют ущербные жизненные позиции. Социальные работники анализируют игры совместно с клиентами, которые затем самостоятельнс идентифицируют их и стараются выбрать более удачные формы взаимодействия. Анализ сценариев помогает понять, каким образом трансакции прошлого привели к жизненным позициям и играм в настоящем. Из этого краткого обзора следует, что ТА является интересной формой анализа поведения, в которой рассматриваются модели коммуникации, характерные и для традиционной теории коммуникации (см. гл. 8). Очевидная связь ТА с психоанализом, однако, не должна преувеличиваться, поскольку он отличается от анализа инстинктивных влечений и детерминизма. Можнс провести параллель трансактного анализа с психологией сознания и психодинамическими структурами личности. Как отдельный метод и психодинамическую теорию его можно критиковать за зависимость от интуитивного понимания, а также за психотерапевтический характер и отсутствие внимания к практическим проблемам клиента, например к бедности и дискриминации. Тем не менее трансактный анализ помогает клиентам избежать самоподавления. Наконец, считается, что ТА является неглубоким методом, оценивающим поведение поверхностно, с помощью жаргонизмов, которые могут восприниматься клиентами как знаки неуважительного к ним отношения.
С другой стороны, для некоторых людей занимательный и непретенциозный характер ТА помогает взглянуть на собственное поведение по-новоч> Таблица 9.1. Жизненные позиции в трансактном анализе
Взаимодействие людей через состояния Эго «родителя», «взрослого» и «ребенка» в трансактном анализе показано на рис. 9.1. В данном случае собеседник А находится в состоянии «родитель» и взаимодействует с состоянием «взрослый» второго собеседника Б, в то время как Б, находясь в состоянии «ребенок», обращается к состоянию «ребенок» А. Например, А — мужчина, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего босса во время банкета и надеющийся, что жена поддержит его в этом. Его жена Б могла бы обратиться к состоянию «взрослый» мужа из своего состояния «взрослый» и произнести, например, что-то типа: «Я понимаю, мы должны соответствовать ожиданиям ради твоей работы, даже если это противоречит нашему образу жизни». Или же она могла бы обратиться из своего состояния «ребенок» к состоянию «родитель» мужа, подчиняясь желаниям мужа. Однако, как показано на рис. 9.1, жена реагирует оппозиционным образом, подталкивая своего мужа к выражению свойственных ему радикальных политических взглядов в присутствии босса. Основные концепции
Теориям гуманизма и экзистенциализма посвящено множество исследований, встречаются также концепции, отражающие перспективу духовности. Среди последних — работа Канды и Фермана «Духовное разнообразие в практике социальной работы» (1999). Она написана на основе нескольких предшествующих публикаций Канды и посвящена вопросам духовности в социальной работе. Главная цель этой книги — приблизить практику социальной работы к религиозным традициям; она в меньшей степени связана с конкретными технологиями и духовностью как отличительной чертой религий. Поэтому я отдаю предпочтение обзору более узкоспециализированной концепции Глассман и Кейтса («Групповая работа: гуманистический подход», 1990),
раскрывающей гуманистические принципы в применении к групповой работе, а также концепции Томпсона («Экзистенциализм и социальная работа». 1992) об экзистенциальной социальной работе, поскольку эти концепции не только дают обобщенную модель, не имеющую прикладного значения (как в случае с книгой Канды), но и демонстрируют варианты применения данных теоретических представлений в практике социальной работы. Глассман и Кейтс: гуманистическая групповая работа Групповая работа — это процесс «демократической взаимопомощи» между членами группы, целью которого является достижение желаемых изменений Подобное понимание групповой работы продиктовано демократическими и гуманистическими ценностями. При этом признается, что различия межд> членами группы обогащают всех участников. Каждому члену группы присуши ■ достоинство и способности; ■ ответственность за другого человека в социальных отношениях; ■ право принадлежать группе и быть включенным в процесс; ■ право участвовать и быть услышанным; ■ право на свободу слова и самовыражение; ■ право на свободу выбора; ■ право выражать сомнение и оспаривать действия специалистов. В своем развитии группы проходят несколько стадий. Поведение участников и темы взаимодействий в группе меняются в соответствии с этими стадиями. Согласно гуманистической теории, участники могут целенаправленнс использовать группу для достижения личностного развития. Более авторитарным теориям групповой работы свойственны контроль и ограничение пове ния, в результате определенное поведение привязывается к каждой из стадий. Рассматриваются следующие стадии. ■ Мы — не группа. Участники относятся к группе с опаской, существ\е~ неопределенность относительно групповых норм. Ведущий помогает им исследовать возможные варианты поведения в группе и предотвратит* слишком сильные воздействия на группу извне. ■ Мы — группа. Некоторые члены группы пытаются предложить свои идеи относительно направления движения группы. Возникают сопротивление и конфликт. Ведущий помогает участникам осознать ответственность за последствия, и члены группы начинают принимать ее нормы. ■ Мы принимаем тебя. Члены группы стремятся использовать ведущего или демонстрируют свою невовлеченность. Ведущий помогает им понять различные способы участия. Это увеличивает принятие и помогает понять причины и основания для отношений враждебности и отрицания, покорности и подчинения. ■ Убежище. Члены группы чувствуют себя в группе более комфортно, чем в реальной жизни, поскольку группа помогает избежать многих проблем. Ведущий помогает им использовать это состояние защищенности для проработки реальных проблем. ■ Дальше так не пойдет. Члены группы не желают рисковать, чувствовать незащищенность и разочарование, преодолевая свои проблемы в группе. Ведущий помогает им сохранить чувство защищенности и использовать опыт групповой поддержки при работе над своими проблемами. ■ Мы в порядке и можем многое. Продолжая работать несмотря на противоречивые чувства и сомнения в помощи членов группы, участники приобретают уверенность в том, что они могут справиться с трудными проблемами и достичь своих целей. Они отбирают из различных вариантов поведения, предлагаемых группой, наиболее подходящие для себя. Ведущий помогает им принять решение и преодолеть стремление к безрассудным действиям или страх перед действиями в сложных ситуациях. ■ Чуть подольше. Участники хотят сохранить защищенность, которую ощущают в группе, поскольку здесь они успешно справлялись со своими проблемами. Однако теперь они могут использовать опыт работы в группе для самостоятельного и эффективного решения проблем. Ведущий помогает им отделиться от группы, акцентируя внимание на успехах. Целью групповой работы является развитие демократической системы взаимопомощи и одновременно оказание помощи членам группы в выражении и выполнении (актуализации) их целей. Эти основные функции реализуются различными способами (см. табл. 9.2). Из таблицы видно, что цели развития демократической системы взаимопомощи и цели актуализации не обязательно должны совпадать. Они представлены именно таким образом, чтобы показать их возможное взаимопересечение. Следует добавить, что ведущие могут использовать и другие техники для достижения этих целей. Среди них: ■ требование, ведение, приспособление и поддержка. В данном случае ведущие используют свое положение, чтобы продвинуть группу вперед, фокусируя внимание на конкретных действиях и их осуществлении. Ведущие должны, скорее всего, быть активными и позитивно настроенными, чем рефлексивными и нейтральными; ■ работа с чувствами. Ведущие выступают в качестве моделей для отражения позитивных чувств, а также помогают участникам выразить отрицательные чувства; ■ молчание — выражает уважение и поддержку членам группы, которые преодолевают трудности; ■ исследование — помогает вовлечь группу в свободную, ненаправленную деятельность. Открытые вопросы и интерес стимулируют вовлеченность; ■ идентификация — подразумевает акцент на повторяющихся паттернах группового поведения и мышления. Таблица 9.2. Техники и виды деятельности для достижения двойственных целее в гуманистической групповой работе (по Глассману и Кейтсу, 1990)
Окончание табл. 9.2
Гуманистическое содержание концепции групповой работы Глассман и Кейтса (1990) связано с возможностью достижения двух основных групповых целей, а также целей личностного развития через групповой опыт. Томпсон: экзистенциализм и социальная работа Томпсон (1992) предлагает современное понимание ценности экзистенциализма в практике социатьной работы, основанное на идеях Сартра. В центре его внимания — фундаментальный концепт экзистенциализма — онтология, учение о бытии. Здесь рассматриваются наши представления о человеческой сущности. Кроме того, Томпсон определяет прикладные аспекты эпистемологии социальной работы, т.е. свойственный ей подход к природе знания. Не менее важным является и подход социальной работы к природе общества. Центральным понятием экзистенциализма является понятие «бытие». «Бы-тие-в-себе» есть чистая экзистенция. «Бытие-для-себя» — существование, которое мы осознаем и потенциально создаем, например планируя и принимая решения о том, какими мы хотим быть. В экзистенциализме отсутствует изначальная установка относительно того, как следует жить человеку или обществу. Людям присуща интенциональность, т. е. способность действовать, представляя свое возможное и желаемое будущее. Этот подход отличается от бихевиоризма и психодинамической теории, в которых утверждается, что прошлое определяет настоящее. Блум (2002) показывает, насколько сложно использовать данный подход в терапевтической практике. Ни социальный работник, ни клиент не могут знать друг друга заранее, опираясь на общее представление о другом или природу формального знания, поскольку предварительного знания о человеческом бытии не существует. Терапевтические взаимоотношения представляют собой борьбу опыта двух людей, опыта, им не принадлежащего. Именно через эту борьбу различных представлений мы можем принимать совместное участие в процессе социальных и личностных трансформаций. Однако понять сущность или предсказать поведение друг друга невозможно, несмотря на утверждения психологических теорий. Люди свободны в своих действиях, поэтому наши представления друг о друге непредсказуемы и свободны, они приобретаются в процессе взаимодействия с другим человеком. Экзистенциализм обращает внимание на важность нашей интерпретации прошлого. Таким образом, интерпретация прошлого и ориентация на будущие действия придают смысл нашей жизни. Через свою личностную свобол> индивиды способны к созиданию и самоопределению. Личность и социальные структуры — продукты выбора, сделанного свободными людьми. Однако окружающие навешивают ярлыки на наше поведение, что делает нас зависимыми от мнения окружающих. Мы стараемся соответствовать социальным ожиданиям и ограничениям, накладываемым на наши действия и личность. Это единственный способ, с помощью которого мы можем справиться с чувством, что жизнь — это абсурд. Такое чувство возникает потому, что, с точки зрения экзистенциалистов, свобода человека и аутентичность его существования связаны с актом веры в Бога как во всеобщий Дух, направляющий личностное и социальное развитие. Существует «театр абсурда», показывающий различны* варианты примирения человека с абсурдностью жизни. Пример — пьеса Ионеско «Носорог», в которой показано, как люди постепенно превращаются в больших неуклюжих носорогов. Именно поэтому люди полностью ответственны за собственные действия. Это важный аспект экзистенциальной этики. Мы свободны в своих действиях. но не освобождаемся от ответственности за свои поступки и реакции на окружающее; они являются фактическим проявлением существования (экзисч ции). Фактичность, реальность внешнего мира, отличается от случайности. возможности действовать и изменять условия реальности. Осознание этого факта может укрепить вас, но также и вызвать чувства беспокойства и угрозы. Это связано с тем, что «Бытие как сущее» подразумевает Ничто, и сознательные решения могут вызывать негативные последствия. Такая отрицательность также не имеет смысла, опять же потому, что существование в принципе бессмысленно. Мы чувствуем трепет или страх перед неизвестным, перед случайностями, которые влияют на нас. Неспособность признать экзистенциальный страх или бегство от собственной свободы есть проявления безответственности, поскольку приводят к ложной стабильности и заключают в рамки общепринятых и жестких социальных ограничений. Точно так же «Бытие как с>-щее» подразумевает постоянное изменение и развитие, но люди зачастую предпочитают стабильность, чтобы укрепиться в жизни. Стабильность и определенность также представляют собой проявления безответственности. В некотором смысле в нереалистическом желании определенности отражается стремление «быть Богом», которое для многих людей может стать жизненной мотивацией. Отсутствие этой возможности часто приводит к отчаянию. Однако стре ление к определенности и стабильности побуждает людей к самосозиданию, самоопределению, укреплению силы духа и освобождению. Томпсон (1992, 4т показывает необходимость достижения аутентичности как более удачного решения экзистенциальной проблемы. Аутентичность означает, что наше поведение не вступает в противоречие с нашим представлением о себе и тем, как мы являем себя миру. Этот подход во многом связан с идеями когнитивной теории, в которой утверждается, что иррациональные мысли, проявляясь в наших суждениях, вводят нас в заблуждение относительно ситуации, в результате наши реакции могут быть неадекватными. Если мы сможем принять и воспользоваться собственной свободой, то осуществим самоопределение и самосозидание, развивая свою собственную личность и изменяя социальную ситуацию. Свобода предполагает ответственность за самосозидание и страдание, которые связаны с пониманием того, что в созданном нами есть как положительное, так и отрицательное. Несмотря на то, что изменения затрагивают индивидуальный уровень, необходимо видеть то, что ограничивает личную свободу, а именно общепринятые представления о мире, которые соответствуют определенным социальным интересам. Это требует политических действий освободительного характера. В противном случае политические и социальные давление и ограничение будут препятствовать проявлению индивидуальной свободы. Подобные взгляды связаны с марксистским диалектическим материализмом, согласно которому экономические силы управляют историческим развитием, ограничивают свободное историческое творчество. Схожим образом отчуждение в марксизме понимается как отлучение рабочих в процессе производства от орудий труда, находящихся во власти и под контролем капиталистов. Этим во многом объясняются нищета и страдание, но экзистенциализм идет дальше и показывает, что отчуждение связано со многими другими видами дискриминации (например, с расовой или тендерной дискриминацией). Экзистенциализм требует полной социальной реорганизации, ресоциализации, предполагающей свободное участие индивидов в процессе постоянной реконструкции на основе своих потребностей и желаний. Такая свобода позволила бы людям преодолеть отчуждение. В отличие от марксистской идеологии для экзистенциализма не существует абсолютной идеальной модели социальных отношений — участники постоянно их реконструируют. Подобное положение тесно связано с идеями постмодернизма. Важное место в экзистенциализме занимает концепт «Другого». «Бытие как сущее» может существовать только в отношении к другим. Мы можем переживать многие чувства (например, стыд) только через реакции других людей на нас. Понятие о группе также имеет большое значение. Большинство групп представляют собой «эпизоды». Люди, в них включенные, индивидуалистичны и преследуют свои цели, хотя их и связывают социальные ситуации. Например, соседей может связывать общий интерес в выборе средств невмешательства в дела друг друга. Тем не менее нельзя сказать, что соседи находятся в постоянных социальных отношениях, так как они не всегда помогают друг другу в трудную минуту. Некоторым группам свойственна солидарность, которая характеризуется взаимосвязанностью, общностью интересов и совместной деятельностью. Участники таких групп используют свою свободу, действуя в интересах группы. Однако эпизодические группы наиболее распространены, по- этому нам следует воспитывать солидарность. Соседей нужно поощрять и поддерживать, чтобы активизировать взаимопомощь в трудных ситуациях и стимулировать социальную активность. Это поможет укрепить группу и сделать ее более эффективной. Подобные представления связаны с идеями о социальных сетях и микросоциальной среде, в которых наличие большого числа связей рассматривается как улучшенная модель социальных отношений. Другим важным ценностным аспектом этики экзистенциализма является преданность своей группе. В этом смысле экзистенциализм подчеркивает гуманистическую ценность «целостности», рассматривая индивидов и социальные системы как единое целое. Становление целого предполагает попытку объединения нашего понимания социальных ситуаций, а также формирование общего понимания на основе взаимодействия многих точек зрения. Диалектическое мышление есть процесс формирования синтезированных представлений о мире через преодоление постоянных внутренних и экзистенциальных противоречий. Это взаимодействие, или дискурс (в терминах Фуко), приводит к постоянным изменениям картины мира. Томпсон утверждает, что значение экзистенциализма заключается в том, что особое внимание уделяется онтологии, пониманию основ человеческого бытия. Это проявляется в осмыслении идей Бытия, Ничто и Случайности. Большинство теорий социальной работы, по его мнению, игнорируют анализ эти^ аспектов человеческого существования, и поэтому понимание социальных и личностных отношений, содержащееся в них, является неполным. Он показывает несколько примеров типичных проблем практики социальной работы Так, Томпсон исследует проблемы воспитания детей. Многие проблемы. связанные с детско-родительскими отношениями возникают вследствие неумения детей управлять своей свободой. Допустим, Джон выходит из себя. когда ему что-то не разрешают. Он стремится к свободе действий, но не берет на себя ответственность за свои поступки и не понимает социальных условии в которых он может проявить эту свободу. Более адекватным решением может быть обсуждение условий, при которых Джон может получить желаемое. Для этого члены его семьи должны показать пример солидарного поведения, когда семейные интересы более значимы, чем собственные. Властный отец, который мало занимается воспитанием ребенка, не может преподать Джону урок ведения переговоров. Он, скорее, заставит сына принять запреты как данность, смириться с ними, вместо того, чтобы обсудить условия и взять на себя ответственность. Согласно Томпсону, в этой ситуации для родителей недостаточно реализовать типичные социальные требования быть последовательными, поддерживать дисциплину и выражать любовь. Последовательность может быть неудачным вариантом решения проблемы, поскольку окружают^-среда предстает жестко определенной, что препятствует изменениям. Любовь — это попытка обладать другим человеком, контролировать его свобод) это стремление к абсолютизации близости с человеком, которого любишь. 1 ущерб другим интересам и отношениям. Дисциплина — это попытка создать чрезмерную определенность на основе подчинения. В психоанализе считается, что самодисциплина вырабатывается через интернализацию и внушение родительских взглядов относительно желаемого поведения. В бихевиоризме \т-верждается, что мы учимся и формируем поведение в соответствии с социальными ожиданиями относительно дисциплинированного поведении. С точ- ки зрения экзистенциализма самодисциплина (которую бихевиоризм отрицает) — чрезвычайно важный концепт, поскольку он подразумевает принятие ответственности за социальный характер ситуации, в которой мы действуем. Это также означает, что самодисциплина основывается на ответственности за СВ01И действия и реакции, в рамках которой происходит осуществление свободного выбора. В психодинамической теории, напротив, подчеркивается, что выбор осуществляется под влиянием родителей, а это влияние, в свою очередь, опосредуется и интерпретируется социальными ожиданиями. В контексте экзистенциальной теории предлагаются различные проекты семейной солидарности. Задачами социальных работников может быть укрепление солидарности, отстаивание интересов семейной группы. Это можно осуществить путем развития взаимной поддержки при реализации индивидуальных проектов, т.е., соблюдая интересы каждого члена семьи. Вопросы детского воспитания и семейных отношений нельзя полностью объяснить общими поведенческими принципами. Необходимо обратить внимание на отдельные жизненные «проекты» и факторы, препятствующие проявлению свободы и ответственности за социально и семейно ориентированные поступки. Общие принципы неэффективны, так как они провоцируют ожидание полной определенности, которая в жизни невозможна. Родители бывают разными, и успех во взаимоотношениях родителей и детей зависит от особенностей родительского поведения. Например, если отец обеспокоен или игнорирует ребенка, то ребенок может понять дистантную или напряженную реакцию, если знает причину его поведения. Однако если причина ребенку неясна, возникнет замешательство. Он может принять ответственность за свободное действование, если понимает происходящее и если коммуникация эффективна. В маленьких детях родители видят себя, поскольку их влияние велико. Ребенок ощущает самоценность благодаря положительным чувствам, переживаемым в процессе взаимодействия с родителями. Эти чувства дают родителям и ребенку возможность осознать себя и свою ценность в жизни и являются основой родительских, а также сыновних (дочерних) чувств и «материнского» инстинкта. Это мощный мотиватор, обеспечивающий солидарность членов семьи и в целом формирующий опыт групповой солидарности в социальных отношениях. Однако это также может сковывать человека и искажать восприятие и, следовательно, снижать способность к принятию свободы и ответственности. Анализируя экзистенциальную работу с пожилыми людьми, Томпсон отмечает, что социальные работники работают, скорее, с социальными последствиями старения, чем с физическими условиями. Он проводит различие между обслу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|