Семья Найтли и семья Карим
Мистер Найтли был арестован за нападение на своего соседа, мистера Кари-ма, и его сына. Нападение произошло на окраине города, где они проживали. Мистер Найтли был освобожден под залог, но вновь арестован за повторное нападение. Семья Найтли находится во враждебных отношениях с семьей Каримов. Дело в том, что Каримы содержали индийский ресторан. Он создавал серьезную конкуренцию закусочной «Рыба и чипсы», которой владел брат мистера Найтли. Более того, трое детей Найтли неоднократно задерживались полицией. Один из них был исключен из школы за запугивание младших детей Каримов. Миссис Найтли принимает антидепрессанты, недавно она перенесла операцию по удалению матки. Миссис Карим большую часть времени проводит на кухне ресто- рана, а ее две дочери обслуживают посетителей, из-за чего часто пропускают школу. Дети Найтли находятся на учете полиции как дети из неблагополучной семьи, а дети Каримов имеют проблемы со школой. Что могут предложить критические и радикальные подходы для анализа этой ситуации социальному работнику, занимающемуся защитой прав детей? Какие действия возможны с этих позиций? Комментарий Критическая социальная работа во многом ушла вперед по сравнению с радикальной социальной работой, в частности благодаря влиянию постмодернизма, конструктивизма и феминизма. В то же время практика критической социальной работы содержит те же элементы, что и радикальные подходы, поэтому эти теории имеют следующие схожие проблемы. ■ Существует определенное противоречие между направленностью социальной работы на поддержку отдельных индивидов и ее стремлением к коллективной социальной справедливости (Скаурфилд, 2002). Критическая теория строится на принципах коллективных действий, для нее характерно отрицание индивидуальных потребностей клиентов. Иногда в ней видится отсутствие этики, заботы и практической пользы, поскольку это не то, чем должны заниматься социальные службы. Критическая теория предлагает только частичное объяснение поведения и ситуаций.. которыми сталкиваются социальные работники. Марксистская психология личности в трактовке Леонарда (1984) пытается связать общие объяснительные принципы социальной теории с изучением индивидуальных реакций.
■ В критической теории практически отсутствует объяснение эмоциональных проблем, несмотря на то, что влияние феминизма привело к некоторым изменениям в этом отношении. Вместе с тем акцент на материальных и социальных проблемах, соблюдении социальных прав и гарантий не оправдывает, по мнению представителей гуманистического и психодинамического направлений, отсутствия внимания к человеческим, эмоциональным и личностным проблемам. Рекомендации сторонников радикального подхода остаются теоретическими, они не связаны с конкретными проблемами, с которыми приходят клиенты. Таким образом-недостатком этого подхода является тенденция, противоположная тенденции традиционной социальной работы исходить из теоретических предпосылок и мнений специалистов относительно положения клиентов. Мнения людей, которых они призваны поддерживать, часто не принимаются во внимание. Именно это обстоятельство подвергается критике со стороны приверженцев доказательной практики. В ответ представителе критического направления говорят, что осознание и позиция клиентов нуждаются в развитии. ■ Еще одной проблемой радикальной теории является недостаточная проработка практических рекомендаций. Для критической теории характер попытка преодолеть этот недостаток, в частности с помощью социально-
конструктивистских методов, позволяющих услышать и отреагировать на обращение клиентов, особенно тех, кто находится в маргинальном положении и исключен из общества. Кроме того, подход, предлагающий последовательный и критический взгляд на мир, полезен сам по себе. Фук (2002) свидетельствует о практическом значении многих техник, таких как обозначение явлений, аналитический взгляд, а также продвижение общих социально значимых принципов. ■ Консайентизация (развитие осознания) основана на механизме инсайта /преодолению проблем. ■ Критический анализ социального положения различных групп помогает выявить многочисленные проблемы. Однако аналитические выводы лишены последовательности и четкости, отсутствует единая позиция в отношении необходимых действий (Ройек и др., 1989), что носит негативный и демотивирующий характер. ■ Власть в критической теории рассматривается односторонне и приравнивается к контролю. Социальные работники оказываются чрезмерно привязанными к анализу проявлений угнетения и не замечают существования сложных межличностных отношений, которые также являются отношениями власти. По мнению экзистенциалистов, клиенты, даже находящиеся в ситуации гонения и преследования, имеют определенную власть над своей жизнью (Ройек и др., 1989). ■ Хотя в критической теории утверждается стремление к социальным изменениям, невозможно примирить интересы всех социальных групп и добиться справедливого распределения ресурсов, поэтому на практике это превращается в требование увеличить число социальных услуг для угнетенных групп (Ройек и др., 1989). ■ В критической теории социальной работы не обсуждаются вопросы религиозного угнетения и случаи нарушения прав человека, в том числе пытки, а также ограничение политических свобод, т.е. права выражать свое мнение и избирательного права. Причиной этого, возможно, является западное происхождение данных концепций. В развитых странах данные права соблюдаются, и протест против их нарушения не является актуальной задачей. Однако во многих государствах положение может быть иным. Кроме того, и в западных странах встречаются нарушения прав человека, перечисленные выше. Следовательно, недостатком критической теории можно считать неверную расстановку приоритетов. С другой стороны, традиционная радикальная теория с ее акцентом на структурном неравенстве на основе классовых различий и различиями между богатыми и бедными имеет преимущества перед современными трактовками неравенства. Проблемы сексизма, расизма и других «измов» представляются для большинства людей менее важными проблемами, чем другие проблемы.
Считается, что с помощью методов развития сознания можно избежать проблем, возникающих при использовании инсайта в традиционных терапевтических теориях, поскольку целью является не просто понимание, а действие, продиктованное новым знанием. В то же время отсутствие реальных изменений, следующих за инсайтом в психологических моделях, скорее всего, означает, что в них недостаточно проработаны технологии социальной работы. Те же проблемы с практическими технологиями могут проявляться и в структурной социальной работе, где инсайт также може-не приводить к действиям. Критика традиционной социальной работы я неэффективность практики содержит призыв к замене ее на практическую работу критического направления. Вместе с тем практические специалисты, придерживающиеся критического подхода, тоже могут работать неэффективно. Теоретики критического подхода в ответ на это утверждают, чтс в психологических теориях инсайт приводит к действиям на уровне изменения установок, а целью в данном случае является достижение соответствия социальным ожиданиям в рамках существующего социального порядка. В критической теории новое знание тесно связано с действиями на внешнем уровне, направленными на изменение социального порядка. С одной стороны, подобные действия могут быть более эффективными, поскольку в данном случае возможны совместная деятельность и взаимопомощь. С другой стороны, психологические изменения в нужном направлении поддерживаются всей социальной системой.
Данный подход является в большей степени идеологией, чем теориек: здесь отсутствуют закономерности, проверяемые эмпирическим путем В ответ марксисты бы сказали, что их исследовательским методом яатя-ются исторический анализ и диалектическая полемика. Кроме того, в критической теории утверждается, что позитивистские (доказательные) методы отражают гегемонию правящих кругов, поскольку поддерживают л укрепляют существующий социальный порядок, поэтому в рамках \ кальной теории они являются неадекватной формой исследования. В этом смысле любая теория представляет определенную идеологию и зачасту»: оправдывает существование привилегированных классов. Подобно большинству идеологий, критические теории определяют идеи протеста в своих терминах и дают соответствующую интерпретацию (в этш терминах часто формулируется идеология угнетенных групп). То же характерно и для других теорий (например, в психодинамической теории считается, что критика и несогласие часто объясняются неосознаваемыми страхами или внутренними конфликтами протестующего). В некоторых критических концепциях утверждается, что причиной проблем клиента являются, скорее, неадекватность и подавление (в социальной среде и социальных службах), чем личностные факторы. В наиболее радикальном варианте ответственность индивида может полносты» отрицаться и заменяться обвинениями в адрес социального окружения (Галпер, 1975; Вебб, 1981). Это может привести к тому, что социальные работники будут поддерживать клиентов в ущерб нуждам и интересам окружающих людей, поскольку потребности и желания беднейших слое» населения не всегда могут быть приравнены к интересам всего рабочего
ласса. Кларк (1976) приводит характерный пример, когда предоставление государственного жилья одной социальной группе вызвало недовольство другой группы. Критикуя недостатки данного подхода, важно не впадать в крайность. В действительности многие службы и их клиенты используют методы критической работы и работы в малых социальных группах, а недостатки вовсе не означают, что подход в целом должен быть исключен. Совместно с другими теориями он может применяться на практике и обогащать теоретические познания социальных работников при условии отсутствия серьезных конфликтов с социальными службами. Критические концепции помогут смягчить недостатки традиционной практики, совершенствуя и способствуя ее прогрессивному развитию. В этом отношении полезно тщательно изучать и анализировать все противоречия и отказаться от восприятия конфликта как единственно возможного метода социальной работы критического подхода. В современных концепциях критической социальной работы подробно описываются практические технологии, способствующие ее реализации. Необходимо также осуществлять перемены постепенно, а не пытаться достичь кардинальных социальных изменений на каждом отдельно взятом этапе работы.
Вместе с тем некоторые практические рекомендации критической социальной работы связаны с коллективными действиями, сфокусированными на структурных изменениях, а не на индивидуальной помощи. Подчеркивается необходимость в достижении людьми нового понимания и критического анализа собственной ситуации. С одной стороны, клиенты и специалисты могут столкнуться с трудностями, пытаясь следовать этим рекомендациям. Клиентам может показаться, что для них существуют только две альтернативы: принятие реальности или длительное сопротивление. Кроме того, может появиться нежелание каким-либо образом менять собственное мировоззрение. С другой стороны, работа в этом направлении сможет дать положительные результаты, поскольку с ее помощью можно прийти к новому пониманию, которое позволит объяснить то, что было непонятно ранее. Вызывает сомнение и утверждение о том, что изменение политических и социальных представлений клиентов входит в профессиональные обязанности специалистов и государственных служащих и что это не способствует решению, к примеру, таких вопросов, как защита интересов детей. Социальные работники, скорее, столкнутся с проблемами в профессиональной деятельности, пытаясь работать на основе критических подходов, поскольку официальные учреждения представляют правящую идеологию. Поэтому эти специалисты не смогут реализовать запланированные стратегии. Однако критический анализ различных идей может быть полезным, как, например, критический анализ общества риска Бека (1992), показывающий, каким образом современные общества сопротивляются возникновению риска. Критический анализ может помочь специалистам в теоретическом осмыслении своей деятельности и в анализе ее адекватности. Подобные ему подходы показывают, что слишком радикальные действия подавляют родителей в процессе отстаивания интересов ребенка или сохраняют репутацию службы, но ухудшают положение пожилых людей, чрезмерно акцентируя внимание на их способности к самостоятельной жизни без поддержки социальных служб. ИТОГИ ГЛАВЫ Радикальная социальная работа является предшественницей критической социальной работы. Она характеризуется критическим взглядом на существующий социальный порядок, а также социальный контроль и контролирующие функции социальных работников, анализирует последствия профессионализации социальной работы и проявления институциональной власти социальных служб. Для современной критической практики свойственен особый аналитический взгляд на социальные проблемы, который помогает социальным работникам творчески подходить к практической деятельности и реагировать на проблемы, порожденные угнетением и неравенством. В критической теории подчеркиваются определенные аспекты жизни, включая роль власти, идеологической гегемонии, класса и статуса, а также профессионализации, тендера и угнетения. Критическая теория представляет данные идеи в понятной для социальных работников форме, кроме того, на ее основе были созданы прикладные технологии. Акцент критической теории на властных отношениях способствует адекватному раскрытию подходов, анализирующих сексизм и расизм, что достигается лишь немногими другими теориями. Развитие этой перспективы более отчетливо показано в главе 13, посвященной антидискриминационной теории.
Глава 12. ФЕМИНИСТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / О чем повествует эта глава Перспективы феминизма в социальной работе сосредоточены на рассмотрении угнетенного положения женщин в большинстве обществ и реакции на него. Это важно для социальной работы, поскольку в большинстве стран сотрудниками социальных служб в основном являются женщины, и перспективы феминизма позволяют им понять свои социальные роли и положение в обществе. В основе феминистской практики лежат сотрудничество и групповая работа, которые направлены на формирование самосознания в вопросах, затрагивающих социальные взаимоотношения женщин внутри общества. Кроме того, в большинстве агентств основная часть сотрудников — женщины, но они не занимают высоких должностей. Идеи феминизма направляют усилия социальных работников на понимание проблем женщин в социуме. В основе этих идей лежит не только стремление к радикальным преобразованиям в обществе, равенству и взаимной помощи, зачастую они связаны с личным и общественным ростом и развитием. Таким образом, феминистские перспективы между социал-коллективистским и рефлексивно-терапевтическим подходами к социальной работе в зависимости от специфики практики. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > Феминистские идеи имеют длительную историю. Они связаны с политической, социальной, культурной и другими формами угнетения женщин и их социальными отношениями при патриархате, с системой мышления и социальных отношений, где привилегии и власть принадлежат мужчинам и создаются такие взаимоотношения между полами, которые лишают женщин права голоса, власти и обесценивают их роль. > Либеральный феминизм концентрирует внимание на неравенстве возможностей, радикальный феминизм — на патриархальных отношениях, социалистический феминизм — на угнетении женщин как части социального неравенства, феминизм темнокожих — на многообразии и ценности женского опыта, а постмодернистский феминизм — на культурных и социальных дискурсах в обществе, которые ограничивают представления о женщинах и возможностях их развития. > В социальной работе феминистские перспективы усиливают внимание к властным отношениям, которые ставят женщин в невыгодное положение в профессиональном отношении, отрицают их компетентность, опыт и ценности, а также необходимость понять и отделить женский жизненный опыт от мужского опыта, а также ролям, которые должны играть мужчины при возникновении тендерных про- блем, связанных с обеспечением ухода, проституцией, домашним, сексуальным насилием и эксплуатацией женщин. > Феминистская социальная работа основывается на разделении отношений междуличным опытом и общественными проблемами, а также на методах вмешательства социальных работников (возможно, с элементами притеснения) от имени общества в семейную сферу. > Феминистская практика имеет место в диалоговых, эгалитарных взаимоотношениях, в рамках которых можно разделять и оценивать опыт и особенности женщин. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ > Пробуждение самосознания (связанное с практикой развития критического осознания) как стратегия стимулирования познания и изменений. > Переосмысление как инструмент для исследования с последующим использованием его в качестве элемента практики. > Диалоговые, эгалитарные отношения как средство продвижения практики, в которой ценят и оказывают доверие женщинам. > Социальная и личная идентичность, а также социальные процессы, которые ее формируют и изменяют и являются важными аспектами конструирования и интервенции в различных взаимоотношениях. Общий теоретический контекст История феминизма насчитывает более ста лет. Первая волна феминистского движения в конце 1800-х гг. была связана с борьбой за политические и имущественные права женщин. Вторая волна — 1960-е гг. — была связана с борьбой за демократические преобразования общественной жизни, которые бы изменили положение женщины в обществе и отношение к ней. МакЛолин (2003) характеризует разногласия между социальными теориям и феминистскими перспективами. В частности, с точки зрения теории, основанной на марксистских представлениях, исследуются интересы и перспективы различных групп. Современные постмодернистские воззрения подчеркивают культурные и лингвистические аспекты правовых отношений между женщинами и мужчинами. В этом аспекте интересна работа Гиллигэн (1982). Она показывает, что женщины и мужчины следуют разной логике объяснения вопросов морали (Фоудс, 1985), а Дэвис (1985) считает, что мужской рационализм заглушил «голоса» женщин. По мнению Гиллигэн (1986), это означает различие в подходах к пониманию, самооценке и определению того, что морально, а что нет, мужчинами и женщинами. Требуются альтернативные пути определения социальной работы, не допускающих со стороны социальных служб исключения перспектив, связанных с женщинами. Начиная с 1960-х гг., в рамках феминизма стали появляться различные направления. Среди них следующие: ■ Либеральный феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или градуализм (Роджек и др., 1989). Представители этого направления стремятся к равенству между мужчинами и женщинами, в частности на рабочих местах и дома. Этот подход сосредоточен на том, каким образом половые различия в связи с культурными допущениями переходят в тендерные различия, которые влияют затем на социальные отношения. Ответом на неравенство является борьба за создание равных возможностей мужчин и женщин законодательным путем, т.е. путем изменения социальных представлений и процесса социализации таким образом, чтобы исключить проблемы тендерного неравенства. ■ Радикальный феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или сепаратизм (Роджек и др., 1989). Представители этого направления концентрируют внимание на патриархате, социальной системе, характеризующейся властью и привилегиями мужчин. При таком подходе различия между мужчинами и женщинами ценятся и превозносятся; поощряется создание отдельных женских структур внутри существующих организаций и собственно женских социальных структур. ■ Социалистический (марксистский) феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или активизм (Роджек и др., 1989), который рассматривает угнетение женщин как часть структурированного неравенства в рамках классовой социальной системы. Поскольку женщины играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы, выполняя домашнюю работу и заботясь о детях, представители этого направления подробно рассматривают этот аспект. Угнетение женщин связано с другими формами угнетения (такими как расовое угнетение, исключение из общества инвалидов). Необходимо анализировать социальные отношения, основанные на угнетении, чтобы учитывать интересы притесняемых групп в различных подходах. ■ Феминизм темнокожих (Доминелли, 2002а; Коллинз, 2000) возникает как сопротивление расизму, подчеркивает многообразие женщин и выступает против различных видов угнетения, которым они подвергаются. Коллинз (2000) считает, что поскольку темнокожие женщины подвергаются угнетению во многих областях социальной и семейной жизни, то их опыт интереснее, чем опыт белых женщин. На различные виды угнетения люди реагируют по-разному в зависимости от особенностей опыта, и поскольку угнетение в различных сферах взаимосвязано, устанавливаются связи с другими движениями за социальную справедливость. Представители этого направления обобщают семейный опыт времен рабства и традиционной семьи и изучают социальные модели африканских и других стран. ■ Постмодернистский феминизм (Сэндс и Нуккио, 1992; Доминелли, 2002а) обращается к сложности социальных отношений, в которые вовлечены женщины, и акцентирует внимание на том. в каком дискурсе общество создает социальные теории о роли женщин в обществе. Одной из важных особенностей постмодернистского феминизма является попытка ставить под сомнение категории и изучить социальные отношения, включающие наблюдение и дисциплину, с которыми связаны социальные работники (Фоколт, 1972). Либеральный феминизм критикуется за игнорирование реальных различии интересов и жизненного опыта мужчин и женщин и за стремление создать равные возможности. Дело в том, что равные возможности не гарантируют хороших результатов, другие аспекты неравенства могут не позволить женщинам воспользоваться ими. Радикальный феминизм критикуется за сосредоточенность на тендерных различиях и на опыте женщин, что приводит к игнорированию разнообразия интересов среди различных групп женщин. Выделение тендерных различий может снизить способность женщин в достижении социальных изменений и представить их в роли жертв. Социалистический феминизм критикуется сторонниками радикального феминизма за ограниченность взглядов на различные формы властных отношений между мужчинами и женщинами. Так, представители этого направления не уделяют внимания вопросам насилия и сексуальности. Сосредоточенность на классовом и экономическом угнетении способствует формированию неадекватных представлений о патриархальных отношениях. Как и все постмодернистские теории, постмодернистский феминизм можно критиковать за то, что он выделяет относительность социального понимания. Тендер рассматривается в данном случае как социально сконструированная категория, а не как зависящая от половой идентичности категория. Кроме того, постмодернистские идеи подчеркивают роль языка в создании различных социальных перспектив и категорий. Таким образом, в постмодернистском феминизме предполагается, что категория «женщина» не является единственной категорией, поэтому эксплуатации и угнетению женщин не уделяется внимания (Форсей и Нах, 1998). Некоторые феминисты высказывались о негативном влиянии постмодернизма, который не позволяет сосредоточиться на властных отношениях в условиях угнетения (Фосетт и Физерстоун, 2000). Области пересечения Феминистская социальная работа достаточно хорошо проанализирована. Сэндс и Нуккио (1992) подчеркивают важность проблематизации социальных и тендерных категорий. Речь идет о том, что необходимо уходить от стереотипов, на основе которых формируются социальные категории, а также характеристики людей, которые разводятся по разным тендерным категориям. К примеру, ошибочно полагать, что женщины по своей природе должны заботиться о детях лишь потому, что они их рожают. В работе Тэйлора и Дэли (1995) рассматривается историческое развитие роли женщин, подчиненным мужчинам согласно общим социальным обычаям, закону, медицинской практике и религии, которые оказали существенное влияние на социальную работу. Это определяет многие направления, в которых тендерные категории считаются доказанными. В книге Ван ден Берга (1995а) рассматриваются такие важные вопросы, оказавшие влияние на феминистскую практику, как отношение к миру, социальная справедливость и насилие по отношению к женщинам. Миллс (1996) считает, что осуществление контроля над принятием решений является критическим элементом постмодернистского феминистского мышления и способствует установлению социальной справедливости, утверждению прав женщин, страдающих от домашнего насилия. Представители фе- министского направления социальной работы также высказывают озабоченность по поводу того, что социализация женщин несовместима с мужскими представлениями об управлении. Поэтому они и не занимают руководящих постов в агентствах, соответствующих их представительству в профессии в целом, и недовольны тем, как используются властные полномочия в процессе социальной работы (Халлет, 1989; Гримвуд и Попплестоун, 1993; Тэйлор, 1995). Некоторые авторы (Гримвуд и Попплестоун, 1993; Чернески, 1995; Кол-шед и др., 2000) выступают за использование феминистских методов в управлении социальной работой. Феминисты пытаются понять жизненный опыт, перспективы и ценности женской половины человечества и интерпретировать этот опыт с женской точки зрения, которая отличается от мужской (Хадсон, 1985). Например, психологическое понимание развития ребенка в социальной работе отражает, скорее, точку зрения мужчин (Уолтер и Петерсон, 2002). Важным методом является пробуждение самосознания через формирование групп, представители которых имеют схожий опыт и обеспечивают взаимную поддержку. Лон-грес и МаКлеод (1980) относят пробуждение самосознания к консайентиза-ции, развитию критического осознания (по Фрейри, 1972), которое напрямую связано с критической теорией. В главе 11 было показано, что феминистское мышление оказало существенное влияние на переход от радикальной теории к критической. В социальной работе считается, что задаче-центриро-ванная практика и позитивистские требования к научной практике являются приоритетами, установленными мужчинами. Есть такие понятия в гендероло-гии и феминологии, как «мужской язык» и «мужская логика» (Коллинз, 1986; Фосетт и др., 2000). Однако Уолкер (1994) указывает на результаты, достигнутые с помощью научного метода, и утверждает, что критика должна быть полезной для того, кого критикуют. Более того, с позиции «этики заботы» утверждается, что в патриархальных обществах забота обесценивается, поскольку связана с женщинами. Партон (2003) считает, что с этим связана установка конструктивистской теории на плюрализм знания и мнений, через принятие альтернативных способов изложения фактов и реализации возможностей. При работе с мужчинами возникает много сложностей, так как тендерные взаимоотношения непохожи на другие формы угнетения и дискриминации. Дело в том, что мужчины и женщины находятся в тесном взаимодействии, а не разделены, как многие угнетаемые группы (Милнер, 2004). Таким образом, представители феминистского направления социальной работы могут считать приоритетной работу с женщинами — жертвами домашнего насилия, вместо того, чтобы воздействовать на его виновников, которыми обычно являются мужчины. Кроме того, согласно феминистским убеждениям, мужчины могут исключаться из спорных областей практики, таких как работа с жертвами сексуального насилия. Профеминистская социальная работа с мужчинами нацелена на уменьшение насилия и эксплуатации по половому признаку, в частности в социальном образовании при подготовке социальных работников (Каванаг и Кри, 1996). Работа с мужчинами и мальчиками направлена на то, чтобы устранить негативные последствия, которые возникают в процессе овладения ими моделями традиционного мужского поведения, и предоставить возможность для установления наиболее плодотворных личных взаимоотношений. Она призвана уменьшить, в частности, стремление мужчин к изоляции, поскольку существует мнение, что они не нуждаются в помощи или поддержке. Кроме того, такая работа поможет уменьшить тенденцию к агрессии и насилию (ван Эльст, 1994). Мужчинам следует принимать участие в борьбе против тендерных стереотипов, от которых они страдают также, как и женщины (Томпсон, 1995). Существует конфликт, связанный с мужским началом. Например, конфликты часто происходят по поводу степени вовлеченности в воспитание детей при распаде семей, а также когда мужчины и женщины играют разные роли в семье, или из-за неформальной опеки над детьми (Прингл, 1995). Такие социальные конфликты объясняют причину особого внимания к работе с мужчинами в решении вопросов мужского начала, которое порождает как проблемы, связанные с мужчинами, так и общие проблемы. Однако такую работу можно подвергнуть критике, если она не связанна с потребностями мужчин, а проводится лишь для того, чтобы улучшить положение женщин. Политика феминистской социальной работы Феминистская теория появилась в западном обществе в 1970-е гг. Она выросла из стремления женщин — социальных работников — к расширению феминистского движения и связывалась с радикальными движениями в социальной работе 1960 — начала 1970-х гг. Тем не менее самые ранние работы по социальной работе феминистской направленности можно отнести к либеральной традиции. Они отражали общее движение в защиту гражданских прав и прав человека. В 1970-е гг. на профессиональное мышление социальных работников повлияли академические исследования, посвященные проблемам женщин, и радикальная теория о роли женщин в семье. Феминистские движения, в свою очередь, оказали влияние на подходы к практике консультирования женщин при решении проблем их благосостояния и здоровья. Проводились также кампании по таким проблемам, касающимся женщин, как жестокое обращение, изнасилование, проституция. Ормэ (2002) определяет следующие четыре основные сферы1 феминистской социальной работы. ■ Условия, в которых находятся женщины (женщины разделяют опыт угнетения и дискриминации во многих сферах жизни и поставлены в невыгодные условия при продвижении по службе). ■ Практика, направленная на решение проблем женщин, в центре которой — определение потребностей женщин и их удовлетворение. ■ Женская точка зрения — женщины ощущают мир иначе, чем мужчины, особенно это касается социальных и моральных вопросов. ■ Работа с различиями — благодаря сложившемуся опыту угнетения женщины способны идентифицировать, оценивать многие формы социальных различий и реагировать на них. 1 Здесь сфера — пределы распространения феминистской социальной работы. Феминистские подходы связаны с появлением в 1980-х гг. исследований по проблемам женщин (например, Брук и Дэвис, 1985; Бурден и Готлиб, 1987; Хэнмер и Штатхам, [1998] 1999; Доминелли и МаКлеод, 1989). Авторы многих из них предприняли попытки взглянуть на проблемы, связанные с социальной работой, с точки зрения феминизма. К примеру, тот факт, что социальные работники, как и многие государственные службы, недостаточно активно занимаются проблемами женщин, подвергшихся жестокому обращению или изнасилованию, свидетельствует о недостаточной проработанности теории социальной работы (Ормэ, 2003). Указанные проблемы были также отмечены в основных обзорных работах по теории социальной работы (Тернер, 1986; Хоум, 1987). В 1990-е гг. появилось множество публикаций, в которых были представлены детальный анализ феминистской практики в клинических учреждениях, т.е. работы с индивидуальным случаем (например, Брикер-Дженкинс и др., 1991). Широкий спектр проблем феминистской практики представили в своих работах Лэнгэн и Дэй (1992), феминистский подход в работе с малыми социальными группами демонстрирует Ормэ (2000). Указанные работы зачастую сосредоточены на ситуациях, в которых женщины страдают от домашнего насилия, сексуальных домогательств, или выступают жертвами тендерных различий (Валентич, 1996). Кроме того, в этих исследованиях большое внимание уделяется вопросам переосмысления заботы о детях. Скорфилд (2002), например, отмечает, что, поскольку социальная работа основывается на принципах индивидуализма, а забота о ребенке в патриархальном обществе осуществляется женщиной, защита детей неизбежно будет связана с проблемой поведения матери, а не с вопросами бедности и плохого питания. Анализируя предложения феминистов по переосмыслению этой проблематики, Коллахан (1997) обращает внимание на следующие моменты: ■ опыт женщин но уходу за детьми является основным аспектом понимания практики работы с детьми; ■ семья и роль женщины в семье являются главными элементами заботы о детях; ■ репродуктивная функция как элемент общества столь же важна, как и экономическое производство; ■ необходимо перестроить взаимоотношения для того, чтобы увидеть связь между личными отношениями, отношениями между супругами, между женщинами и детьми, а также проанализировать то, что уместно, и уже затем внедрять в практику семейных отношений. В социальной работе отсутствовала
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|