Антидискриминационная теория, этническая чуткость и другие формы практики социальной работы
Антидискриминационная теория и теория сопротивления угнетению уделяют большое внимание вопросам борьбы против дискриминации. Интерес представляет анализ антидискриминационной практики, предпринятый Томпсоном (1993, 1997, 2003а). Это первая попытка дать обоснование ряда случаев дискриминационного поведения. В более поздних изданиях Томпсона теоретическое изложение было несколько изменено. В нем подчеркивается важность социального деления (классы, тендер, расы, этничности) при создании социальных структур, в которых люди имеют опыт дискриминации. Томпсон включает в свой анализ пол, этничность, возрастные особенности, ограниченные возможности, сексуальную ориентацию, религию, язык, нацию, регион, а также психические заболевания и отклонения. Такой анализ позволяет избежать построения иерархии различных форм дискриминации, когда одна форма более значима, чем другая. Все формы дискриминации рассматриваются как важные. Они характеризуются взаимовлиянием: одна форма дискриминации усиливает неблагоприятные эффекты других. Например, быть пожилой женщиной и представительницей этнического меньшинства, значит, подвергаться тройной опасности (Норман, 1985), хотя нет очевидных доказательств тому, что темнокожие пожилые люди в Великобритании находятся в менее привилегированном положении, чем пожилые белые люди (Блэйкмор и Бо-унхэм, 1994, 55). Идеи культурного плюрализма подчеркивают культурный элемент этнических различий, например, различия в одежде, социальных обычаях, раз- личный вклад в развитие изобразительного искусства и музыки, разные диеты и кухни. Воспитание детей в духе традиций является важной стратегией. На этот процесс в 1980-е гг. оказал влияние мультикультурализм. Подобный подход был также использован при подготовке специалистов по социальной работе и сходным профессиям для развития межкультурной чуткости к потребностям и интересам различных этнических групп. На основе данного подхода сформировалась идея о необходимости «культурной компетентности» социальных работников (Лум, 1999; О'Хэген. 2001), которая позволяет проводить работу с учетом сохранения многообразия и понимания культур, с представителями которых они вступают в контакт.
Форт (1999) предлагает социатьным работникам разработать «набор инструментов», позволяющий получать информацию о ценностях различных культур. Для американской литературы (например. Джэкобс и Бауэлс, 1988; Рай-ан, 1992; Ким, 1995) характерно детальное изучение информации о различных группах меньшинств. Отчасти это объясняется наличием в США больших групп иммигрантов, с которыми связаны языковые, культурные и практические проблемы, а также коренных этнических групп. Данджи-Андерсон и Бе-кетт (1995) считают, что следует понимать культуры людей, с которыми мы работаем, чтобы избежать ошибок в процессе интервенции, вызванных непониманием нашей реакции или реакции клиента. На практике выделение культурных аспектов представляет определенные трудности. Культура может включать в себя относительно неизменный доминирующий набор социальных ценностей, и допускать, что они будут приняты членами определенной группы. Вопреки этому предположению источники влияния на индивида, социальные или этнические группы могут быть разными. Мультикультурализм в образовании подвергается критике за поощрение поверхностного изучения культур без углубленной оценки их источников и причин различий. Сторонники антидискриминационной теории утверждают, что социальные работники могут поверхностно изучать многообразие, не занимаясь случаями социального неравенства и дискриминации. При этом возникает риск игнорирования многообразия в рамках категорий культуры, а также толкования альтернативных культур в рамках западных ценностей или упрощения и отрицания реальных различий в трактовке культур (Гросс, 1995). При таком подходе мультикультурализм не обращается к неравенству, дискриминации и к глубокому изучению культурного многообразия. На основании личного опыта могу сказать, что соииатьному работнику лучше спросить, есть ли у клиента какие-то просьбы, пожелания, связанные с его культурными особенностями, чем выстраивать догадки на основе прочитанной литературы. Феллин (2000) считает, что мультикультурализм также не акцентирует внимания на вопросах многообразия в группах этнического большинства, сосредоточивается на различиях в группах этнических меньшинств, а также на различиях между этническим меньшинством и большинством.
Используя различные подходы к многообразию. Кокс и Эфросе (1998), подобно Ли (2001, см. гл. 13), определяют позицию, на основе которой социальные работники рассматривают клиентов и их социальные ситуации. Они считают, что следует идентифицировать гомогенные и гетерогенные аспекты в этнических группах, с которыми они работают. Таким образом, сталкиваясь с этническими проблемами, необходимо определить их связь с проблемами неравенства и структурного расизма и, кроме того, определить факторы, особо влияющие на группу, включая тендерные различия — половую принадлежность и сексуальную ориентацию. Например, чтобы определить, что темнокожий мужчина, уроженец с Карибских островов, страдает от структурного неравенства в западном обществе, нам следует работать над специфическими проблемами, которые порождают его деспотическое отношением к жене, а также с личными и социальными проблемами, которые порождаются его нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сили (2004) полагает, что при непродолжительной работе с представителями культурных меньшинств необходимо сфокусироваться на их интерпретации своего культурного опыта, чтобы понять важные для клиента проблемы. Мультикультурализм приносит практическую пользу в тех случаях, когда социальные работники — представители доминирующей группы населения — имеют дело с клиентами из других этнических или культурных групп. Их практическая деятельность будет более уважительной и чуткой. Можно также организовать службы, которые обращали бы внимание на культурные ожидания, а также учитывали языковые различия и обеспечивали разъяснение и информацию на соответствующих языках. О'Хэген (2001) говорит о «первичности усилий по отношению к знанию».
Представители этнических и культурных меньшинств дают высокую оценку тем социальным работникам, которые уточняют у них, какой тип взаимодействия они предпочитают, а не следуют автоматически обычаям большинства или широко распространенным стереотипам об этнических меньшинствах. Таким образом, социальный работник, спрашивающий у представителя иной культуры о том, как к нему обращаться, или работник интернатного учреждения уточняет у девочки, за которой осуществляет уход, как она хотела бы одеться, показывают свое уважение, даже если они не в состоянии точно оценить эти потребности клиента на основе имеющихся у них знаний. Социальная работа подвергается критике с позиций мультикультурализ-ма относительно того, что в ней поощряются культурные предположения и имеет место поверхностная оценка культурных различий. Хьюстон (2002), исходя из социологических идей Бурдье, предлагает определять связи между культурой, властью и воспроизводством социальных структур в процессе этнокультурной практики социальной работы. Культурные идеи и допущения сохраняются под влиянием определенных властных социальных групп и способствуют воспроизводству социальных структур, которые дают преимущества группам, находящимся у власти. Таким образом, можно увидеть, как культура связана с классом и политической властью в осуществлении социального деления и дискриминации. Антидискриминационный и этнокультурный подходы полезны для практики социальной работы, так как развивают у социальных работников этническую и культурную чуткость и компетентность. Однако их прагматизм и акцент на дискуссионной культурной концепции означают, что идеологические и теоретические элементы антидискриминационной теории заняли во многих отношениях конкурирующую теоретическую позицию по отношению к этнической чуткости. Политика сопротивления угнетению, культурная и этническая чуткость
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|