Гегемония, язык и политическая корректность
Структурные элементы антидискриминационной практики связаны с традиционной радикальной критикой недостатков традиционной теории социальной работы (см. гл. 10). Так как структура и общности, возникающие на культурных основаниях, являются важной частью поведения человека, дискриминация не связана в целом лишь с личными предубеждениями, хотя в отдельных случаях это может быть и так. Она предстаатяет собой, в первую очередь, способ сохранения власти доминирующих групп общества. Дискриминация поддерживается с помощью гегемонии, т.е. социального контроля над представлениями о природе общества. Таким образом, дискриминация создается и поддерживается личными убеждениями и поведением, подкрепленными идеологиями, которые развиваются благодаря атиянию со стороны властных групп с целью поддержки и усиления их доминирующего положения в социальных структурах. По мнению Фука, это чрезвычайно важный концепт критической теории (см. гл. 11). Уилсон и Бересфорд (2000) считают, что направление, в котором социальная работа оценивает важность практики сопротивления угнетению, позволяет социальным работникам присваивать идеи клиентов, представляющих притесняемые группы, сохраняя при этом власть для определения того, что является притеснением. Таким образом, пользователи услуг утрачивают контроль над своей жизнью, что само по себе уже является притеснением. Одним из способов поддержания дискриминации является использование языка и социальных допущений. В данном случае прослеживаются связи с теорией социального конструирования. Дэнней (1992) утверждает, что постструктуралистская теория предлагает метод исследования, который позволяет на основе судебных материалов и данных социальных служб анализировать динамику процесса принятия дискриминационных решений. Примером утверждения дискриминации с помощью языка является использование слов «паралитик» и «идиот» в оскорбительном значении, хотя первоначально они были специальными терминами и выражали определенную форму или степень задержки соответственно физического и умственного развития. «Поскольку я белый и вырос, не встречая темнокожих людей почти до 20 лет, я не задумывался о том, что быть белым нормально, а быть темнокожим необычно». Мы считаем такое восприятие себя и других как само собой разумеющееся. По мнению Овузу-Бемпа (1994), социальные работники считают, что самоидентичность темнокожих детей становится проблематичной, если они воспринимают белых сверстников так же, как себя. Нам следует проявлять открытость и гибкость по отношению к этническим группам и учитывать их перспективы, а не принимать как должное любое положение, относящееся к этнической идентичности.
Прямое отношение к антидискриминационной практике имеет концепт «политическая корректность»1. В частности он предполагает осторожное использование языка. Филпот (1999) указывает, что «политическая корректность» языка иногда доходит до крайностей и становится предметом насмешек или оскорблений, когда высмеивается чрезмерная обеспокоенность антидискриминацией. Пример последствий такого рода приводит Пинкер (1999). Он показывает, что когда социальные работники добивались усыновления детей одной и той же расы и оказывали им фостерскую помощь2, то у них не было достаточных оснований для активных антидискриминационных действий. В результате, утверждает он, и дети, и усыновители упускали ряд возможностей. По мнению Дента (1999), антидискриминационная практика должна сосредоточиваться на эффективном предоставлении услуг, а не на использовании языка или соблюдении мер предосторожности для того, чтобы скрыть некорректность. Считается, что сензитивный язык — это соответствующая ситуации вежливость. Феаклох (2003) в обзоре, посвященном данному вопросу, указывает, что требования, которые привели к обвинениям в неразборчивом применении политической корректности, были связаны с поиском соци-
' Политическая корректность как культурно-поведенческая и языковая тенденция возникла в 1980-х гг. в США. Она связана с движением африканских пользователей английским языком, выступивших против «расизма английского языка» и потребовавших его дерасиализации (йегаааИщНоп). Политическая корректность языка выражается в стремлении найти новые способы языкового выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивида, ущемляют его человеческие права привычной языковой бестактностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса и т.д. — Примеч. науч. ред. 1 Фостерская помощь (/о$1ег саге) — вид опеки, предполагающий помещение ребенка в семью, члены которой его содержат и воспитывают в течение определенного срока вместо родителей (при этом родители ребенка лишаются родительских прав). — Примеч. науч. ред. альных и политических изменений в рамках нового подхода: изменить отношения в сфере культуры и языка, а не стремиться к изменению социальных институтов, закона или политики. Попытка изменить социальные поведение и структуру с помощью использования языка была новым явлением для большинства людей и воспринималась в большей степени как проявление высокомерия, а не как способ достижения социальных перемен. Более того, по мнению Феаклоха, в отличие от многих кампаний за социальные перемены, организаторы движений не работали в стратегическом направлении, а рассматривали искомые перемены как вопрос справедливости, требующий немедленных и практических действий. Таким образом, антидискриминационные перспективы и перспективы сопротивления угнетению являются критическими для всей практики и организации социальной работы, так как они не могут объединить основные социальные изменения в целях достижения равенства и социальной справедливости для меньшинств и притесняемых групп. Культурный и сензитивный подходы подвергают сомнению структуралистское акцентирование внимания на неравенстве и социальной трансформации. Практикам предлагается выбор — полностью согласиться со структурной критикой (социал-коллективистская стратегия) или сосредоточиться на культурных перспективах, а также на перспективах темнокожего населения и притесняемых групп, учитывающих нужды притесняемых меньшинств в рамках межличностной и терапевтической практики (рефлексивно-терапевтическая стратегия). Во избежание этой дихотомии социальным работникам потребуется индивидуал-реформистская стратегия, объединяющая структуралистское представление, этническую и культурную чуткость. Однако такое объединение приводит к компромиссу, в частности со структуралистской перспективой.
Основные концепции Главные антидискриминационные концепции выстраиваются на основе вводной работы Томпсона (2003а) «Антидискриминационная практика», ко-, торая в настоящее время издается в третий раз. Дэлримпл и Берк (1995) в работе «Практика антипритеснения» предлагают анализ практики, отражающей деятельность социальных работников в государствах всеобщего благосостояния; особое внимание уделяется правовой и профессионатьной ответственности. Книга Доминелли «Практика антипритеснения в социальной работе» (2002в) является практическим руководством, хотя в ней содержится меньше информации о межличностной практике, чем в работе Дэлримпла и Берка. Труд Доминелли в теоретическом отношении является более исчерпывающим, чем работа Томпсона. Он имеет интернациональную направленность и основывается на антирасизме (1997). Книга Доминелли «Социальная работа» (2004) посвящена общей практике социальной работы. В ней рассматриваются основные британские группы клиентов, а также содержится информация об антидеспотических перспективах. Основной концепцией этнически-чувствительной практики является работа Девор и Шлезингер (1999) «Практика этнически-чувствительной социальной работы». Дупер и Мур (2001) приводят полезную информацию, но
концентрируются на группах этнических меньшинств, наиболее часто встречающихся в США. Исследования Мартин и Мартин (1995) и Карлтон-ЛаНей (2001) содержат материал о влиянии темнокожего населения на социальную работу в США. В работе О'Хэген (2001) рассматривается проблема культурной компетентности, однако эта книга не является исчерпывающим практическим руководством. Дэлримпл и Верк: практика сопротивления угнетению Дэлримпл и Берк представляют многие рассматриваемые здесь идеи в работе по сопротивлению угнетению (Дэлримпл, Берк, 1995). Их внимание сосредоточено на том, как правовая и профессиональная ответственность социальных работников может реализовываться в форме давления или в направлении активизации клиента. Авторы разработали модель для крайне сложной сферы социальной работы — использования права и власти — в целях обеспечения защиты как для общества, так и для клиентов. Акцент на сфере социальной работы, которая как бы вступает в конфликт с наступающей дискриминацией и развивается в направлении активизации клиентов, придает формулировке все большую убедительность. По мнению Дэлримпла и Берка, для эффективной практики сопротивления угнетению необходима теоретическая концепция, включающая ценностную базу. Четкое понимание власти и права и угнетения должно также дать информацию о практических ценностях. Власть рассматривается в связи с личностными и социальными отношениями, когда человек или группа мешают другим, которые трактуются как не имеющие власти, чтобы достичь удовлетворения потребностей или стремлений. Угнетение понимается через личностные и социальные отношения, характеризующиеся правовым неравенством, когда люди соглашаются с ограничением своих правовых возможностей. Дэлримпл и Берк утверждают, что должна существовать связь между личностным социальным окружением индивида, которое может представлять его бесправным, и более широкой социальной системой, поддерживающей бесправное положение определенных групп. Социальные работники должны также быть в курсе деятельности служб, и не просто воспринимать политические проблемы, связанные с предоставлением социальных услуг как повседневное принуждение, а анализировать свою деятельность. Названные принципы должны применяться на практике, чтобы дать социальным работникам возможность понять, в каких случаях они используют либеральный, а не радикальным метод.
Таким образом, согласно Дэлримплу и Берку, практика сопротивления угнетению требует: ■ стимулирования собственной активности клиента; ■ работы в партнерстве с клиентами; ■ минимальной интервенции. Социальные работники могут использовать эти положения в практике социальной работы в рамках обычных полномочий и для того, чтобы не прибе-336 гать к давлению. Например, социальный работник, оказывающий помощь пожилой женщине, не должен ставить перед собой цель проверить ее способность справиться со своими проблемами самостоятельно. Вместо этого ему следует открыто обсудить с ней возможные риски, возникающие при самопомощи, и совместно работать над планом по предотвращению возникающих проблем. Это позволит снять с клиента излишнюю ответственность за его действия. Такой подход означал бы, что у клиента нет еще достаточных практических навыков, чтобы взять на себя ответственность за собственную безопасность. Подход, стимулирующий активность клиента, предполагает акцентирование внимания на оказании помощи клиентам в приобретении ими большей уверенности в себе, знаний и использовании своих личностных ресурсов, в преодолении препятствий при удовлетворении потребностей и стремлений, в реализации возможности участвовать в решении своих проблем, в развитии наряду со специалистами способности отстаивать свои права и противостоять ситуации, связанной с неравенством и угнетением. Стимулирование активности клиента требует установления связей между личностными позициями клиентов и структурным неравенством, что предполагает оказание помощи людям в осознании произошедшего с ними и поиске путей, по которым они могут осуществлять контроль хотя бы над некоторыми аспектами своей жизни. Это вселяет в них уверенность и помогает им контролировать свою жизнь. Рассмотрим пример. Госпожа Уилкинс — пожилая женщина, экономившая почти всю свою жизнь, начинает осознавать, что не может прожить на свою небольшую пенсию. Она чувствует свою некомпетентность и затрудняется в определении первоочередности своих ежедневных расходов. Социальный работник объяснил, что причиной была ее малая подвижность, из-за которой она не могла делать покупки в более дешевых магазинах. Кроме того, небольшой размер пенсии вынуждал ее экономить, чтобы покрыть свои расходы. Она смогла определить приоритеты в своих ежедневных расходах (покупка продуктов, оплата жилья, коммунальных услуг). Средства на самое необходимое стали вычитаться из ее пенсии, и вскоре она поняла, что может использовать свои сбережения для осуществления более крупных покупок (одежда и домашнее оборудование). Женщина почувствовата. что контролирует свои расходы, и стала считать, что они соответствуют целям, которые она ставила перед собой, делая сбережения. Социальный работник смог также получить для нее информацию, как следует инвестировать свои деньги для получения более высокого дохода. В этом случае он действовал на межличностном уровне, чтобы мобилизовать личностные ресурсы клиента, а также использовать сведения агентства и информационные ресурсы на организационном уровне. В долгосрочной перспективе информация о ситуациях, подобных данной, может накапливаться и применяться в работе на политическом уровне. Дэлримпл и Берк предлагают работать с клиентами на различных уровнях: ■ на уровне чувств, на котором следует уменьшить влияние личностного опыта, приводящего клиента к ощущению беспомощности. Как и Риз (1991, см. гл. 12), они подчеркивают важность изучения биографии клиента для понимания его личностного опыта; ■ на уровне идей необходимо сосредоточиться на понимании самооценки клиентов и усилить их способность контролировать свою жизнь, чувства и способность к действию. Это аналогично работе по самоподдержке в психодинамической социальной работе и, в значительной степени, является центром когнитивной теории. Цель в данном случае — изменить сознание клиента; ■ на уровне действия следует стремиться изменить деятельность социальных служб, системы социального обеспечения или более широких систем, неблагоприятно влияющих на клиентов. Следующий аспект практики сопротивления угнетению Дэлримпла и Бер-ка связан с партнерством. Партнерство, согласно формулировке, которую дали Стивенсон и Парслоу (1993) на основе проекта организации помощи в микросоциальной среде, предполагает следующие действия: ■ исследовать проблемы только при согласии клиента; ■ действовать только тогда, когда имеется четкое соглашение с клиентом или прямые распоряжения законодательных органов; ■ действовать на основе взглядов и потребностей всех членов семьи клиента; ■ действовать на основе утвержденного соглашения, а не допущений или предубеждений относительно потребностей и желаний клиента; ■ предоставлять клиентам возможность выбора, даже если приходится применять к ним принудительные меры. В условиях эффективной связи между социальным работником и клиентом Дэлримпл и Берк рекомендуют использовать письменные соглашения. Кроме того, клиенты должны иметь доступ к независимым адвокатам, которые могли бы представлять их интересы. Письменные уставы или стандарты обслуживания, а также разъяснение прав клиентов дают им возможность ясного понимания своих прав. Партнерство включает в себя совместную деятельность социальных служб и тщательное планирование услуг, чтобы у клиентов был широчайший выбор при минимуме препятствий в осуществлении этого выбора. При использовании интервенции социальные работники должны осознавать границы своей потенциальной власти над клиентом. Выход за пределы этих границ может нанести клиенту вред или привести к непредсказуемым результатам. Социальные работники должны использовать интервенцию на следующих уровнях: ■ на первичном уровне — для предотвращения возникающих проблем. Следует адаптировать услуги к потребностям клиентов, мобилизовать ресурсы микросоциальной среды, а также вооружить информацией и обучить представителей общественности и помощников, чтобы дать клиентам возможность справиться с проблемой; ■ на вторичном уровне — для выявления проблемы и ее разрешения на ранней стадии. Это уменьшает степень вмешательства в жизнь клиентов; ■ на третичном уровне — для уменьшения последствий в случаях неудач При таком подходе подчеркивается, что необходимо действовать, не дожидаясь того момента, когда обстоятельства вынудят к использованию чрезвычайных мер или притеснению. Лучше вмешаться на ранней стадии, чтобы уменьшить степень вторжения в жизнь клиентов в дальнейшем. Главным элементом концепции Дэлримпла и Берка является связь стратегии, направленной на достижение изменений с повседневными действиями. Такая связь позволяет избежать притеснений клиентов со стороны социальных работников, а также агентств и социальных служб. Стратегический подход в данном случает включает следующее: ■ четкое определение проблемы и путей ее разрешения; ■ расчленение проблемы и целей на промежуточные задачи; ■ определение временных рамок достижения цели; ■ анализ и оценка достижений в рамках цели и определения задач; ■ установление связей с другими лицами, работающими над разрешением тех же или подобных проблема. Девор и Шлезингер: этносензитивная практика Как и авторы многих других исследований, посвященных практической работе с группами этнических меньшинств, Девор и Шлезингер (1999) начинают свою работу с рассмотрения исторического положения темнокожего населения и этнических меньшинств, а также демографического и культурного осмысления их жизненного опыта. Точкой отсчета является исторический опыт рабства, миграции и получения гражданства в США. В Австралии, Канаде, Новой Зеландии и США опыт коренного населения до возникновения белых поселений в колониальный период сыграл решающую роль в последующих отношениях между этническими группами. Основой этносензитивной практики является также положение различных этнических групп в определенных обществах, в формулировке Девора и Шлезингера — «этническая реальность». К одной из важных проблем можно отнести проблему именований этнических групп. Например, представителям некоторых этнических групп не нравится, что их называют меньшинством или притесняемыми группами, или когда их вообще ассоциируют с какими-либо группами, поскольку иногда они чувствуют себя в роли жертв определенной категоризации, которая не осознается ими. В каждой стране используется своя терминология в отношении этнических и культурных меньшинств, соответствующая их истории и демографии. Так, в США до сих пор употребляется выражение «цветные». Отношение к этим проблемам меняется с появлением новых взглядов и различно для разных стран, поэтому необходимо быть в курсе этих изменений. Девор и Шлезингер исследуют также политику и илеоласшо са^млльулж^ ъч-ношений между этническими группами. Предметом их исследования являются: ■ ассимиляционизм, связанный с существующей в США идеологией «плавильного котла», согласно которой различные культуры и группы сольются, чтобы стать единственной разделяемой всеми культурой. Многие общества имеют идеологии, содержащие подобные допущения о желательности или нежелательности ассимиляции; ■ этнический конфликт, связанный с идеями соперничества этнических групп за доминирование или влияние; ■ этнический плюрализм — идея о том, что различные этнические группы могут сосуществовать в полиэтническом обществе; ■ этническая идентичность, предполагающая, что язык, ритуалы, торжества, раздельные школы, референтные группы поддерживают или развивают идентифицируемые этнические группы. Поскольку «раса» сама по себе является социальной конструкцией, то все идеи, предполагающие различие во взглядах на смысл идентичности как со стороны разных этнических групп, так и других, являются скорее разновидностями идеологий, которые люди связывают с тем, что должно или может произойти, а не с соответствующим представлением о сложных социальных отношениях. Например, в Великобритании в 1950— 1960-х гг. в период новой иммиграции из стран Британского Содружества существовали идеи об интеграции. Однако группы этнических меньшинств зачастую предпочитали жить там, где проживали представители этих групп. Таким образом создавались этнические общины. В более позднее время усиливающееся разделение привело к идее о необходимости усиления интеграционной политики. Кроме того, Девор и Шлезингер рассматривают значение жизненного курса, а также различия в опыте разных этапов жизни и переходов между ними. Все это важно для понимания эффективной этносензитивной практики. Авторы выделяют шесть уровней в основе этносензитивной практики, которые необходимо осознавать (см. табл. 13.2). Указанные уровни содержат базовую информацию о практике. Далее следует анализ различных теорий социальной работы, в том числе и тех, которые рассматриваются в данной книге: анализируется уровень их согласованности с этнически-чувствительной практикой. Считается, что во многих теориях уделяется недостаточно внимания этнической реальности. Анализ практики, итоги которого подводятся в таблице 13.2, Девор и Шлезингер начинают с определенных исходных положений и принципов, идей, относящихся к общей практике, а также адаптации норм и стратегий социальной работы к этносензитивной практике. Это важно, поскольку они подвергают критике неспособность многих теорий адекватно откликаться на потребности этносензитивной практики. Социальные работники могут, таким образом, использовать эти исходные положения для адаптации других практических рекомендаций. В остальной части книги этих авторов исследуются конкретные рекомендации работы с различными группами клиентов. Важным элементом практики Девора и Шлезингера является учет и понимание социальными работниками «этнической реальности», которая играет большую роль в процессе диагностики и принятия практических решений. Таким образом, модель Девора и Шлезингера не предлагает особых действий, которые были
Элементы практики Принципы практики Комментарий 1999)
Допущения и принципы Индивидуальная история и коллективная история порождают и решают проблемы Изучать групповую историю, индивидуальную историю. Признать важность взаимодействия индивидуальной истории и групповой истории
Настоящее является наиболее важным Концентрировать внимание на существующей в настоящее время проблеме; осознать то, как прошлое влияет на существующую в настоящее время проблему
Этничностьявляется источником сплоченности, идентичности и силы, а также напряжения, разногласий и вражды Носителями этнического опыта выступают: Семьи Ритуалы и празднования Этнические школы Язык
Социальный контекст и ресурсы, необходимые для улучшения жизни, влияют на жизнедеятельность людей Уделять внимание микро-и макропроблемам
Неосознанные явления влияют на жизнедеятельность индивида Осознать важность культуры
Практика широкого профиля: уровни понимания. Уровень 1. Ценности социальной работы Такие ценности, как: ■ концепции, выбираемые людьми; ■ цели, определяемые людьми; ■ предпочтительные взаимодействия с людьми Осознать важность уникальности самореализации и равных возможностей; усилить самоуправление
Уровень 2. Базовые знания о человече- Жизненный курс индивида и семьи "~| Т^^ия^с^циальных систем Социологическая теория Психологические теории Конкретные теории, относящиеся к данной сфере Относятся к теориям о мире клиентов, связаны с
Уровень 3. Знания и умения в деятельности агентства и социальных служб Понимать микросоциальную среду и ее организацию, а также ее приспособленность к «этнической реальности»; создавать Окончание табл. 13.2
бы этносензитивными. Она требует от социальных работников быть в курсе очевидного, владеть информацией об этнических проблемах в своей микросоциальной среде, работать с индивидами из групп этнических меньшинств и использовать все это в своей практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|