Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ практической ситуации




Рефлексия

Обратитесь вновь к примерам практики из предыдущих глав и подумайте, как антидискриминационная теория, а также культурная и этническая чуткость мо­гут помочь в разрешении ситуаций. Вступают ли в конфликт этнические и расо­вые проблемы с другими антидискриминационными действиями, которые могут потребоваться? В чем точки их соприкосновения? Такой ракурс подчеркивает


важность применения подходов, основанных на антидискриминации или чутко­сти, к широкому ряду практических теорий. Каким образом можно использовать антидискриминационный подход или этнокультурный подход в сравнении с дру­гими видами интервенции со стороны социальных работников?

Комментарий

В 1980— 1990-е гг. антидискриминационная теория и теория сопротивления угнетению в социальной работе играли большую роль. Это было вызвано ря­дом причин. На практике многие общества и социальные агентства испытали воздействие последствий миграции населения из-за возрастающей глобализа­ции экономики и обострения проблем беженцев. Более того, отношения меж­ду группами людей с ограниченными возможностями и женщин, стали менее дифференцированными. Группы стали реже соглашаться со сложившимся ти­пом власти, особенно патриархальной. Данные теоретические перспективы помогли проанализировать новые социальные проблемы и отреагировать на них. Перспективы темнокожего населения и других притесняемых групп и мультикультурные подходы также помогли социальным работникам исполь­зовать на практике новые знания о роли в социальных отношениях групп эт­нических меньшинств, женщин, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей.

Кроме того, антидискриминационная теория и теория антипритеснения имеют ряд теоретических преимуществ по сравнению с другими подходами к социальной работе. Они развивают радикальные подходы, которые учитывают различные основания притеснения групп, неравенства и расслоения в обще­стве и, таким образом, обеспечивают более эффективный анализ проблем, с которыми сталкиваются социальные работники. Эти теории внесли свежую струю и укрепили позиции радикальных подходов в социальной работе. Это позволило вновь сосредоточиться на притеснении и предоставить более пол­ную информацию о радикальной социальной работе, которая, в свою оче­редь, внесла вклад в развитие критической теории. Антидискриминационная теория и теория антипритеснения привлекают внимание к недостаткам мно­гих психологических и индивидуалистских теорий социальной работы, кото­рые особенно ярко прояатяются при решении проблем дискриминации мень­шинств и женщин в современном обществе, и предлагают путь к осознанию этих проблем, укрепляя тем самым социологическую основу социальной ра­боты.

Критика антидискриминационной теории и теории сопротивления угнете­нию зависит от конкретно избранной перспективы. Либеральный феминизм, антирасистская теория, а также плюралистическая мультикультурная теория и теория чуткости, подвергаются критике, поскольку они принимают суще­ствующий социальный порядок и не отражают адекватно существующее раз­личие интересов и сил в обществе, которые ведут к притеснению определен­ных групп. Если мы согласимся с такой критикой, то придем к структуралист­ской перспективе. Взгляды радикальных феминистов и перспективы притес­няемых групп могут подвергаться критике за неспособность учитывать инсти­туционализированные структурные притеснения, хотя они принимают во вни-


мание правовое неравенство, поскольку индивиды и группы испытывают на себе его влияние.

Структурный анализ проблем дискриминации и притеснений более успе­шен, чем экономический и классовый анализ марксистских перспектив в со­циальной работе. Он в большей степени соответствует проблемам повседнев­ной практики социальных работников. Эти взгляды подвергались критике, поскольку заставляли профессионалов предписывать определенные поведе­ние и отношения, принимаемые за норму, что само по себе воспринималось как притеснение. Сторонники теории сопротивления угнетению берут на себя контроль над тем, как притесняемые группы понимают притеснение. Перс­пективы этих групп и темнокожего населения структурно ограничены. Требу­ется уделять большое внимание желаниям и потребностям таких групп во всем их разнообразии, а не принимать лишь одно структурное объяснение прите­снения. Тем не менее существует совместный опыт притеснений, требующий реагирования со стороны служб и социальных работников.

Культурный и сензитивный подходы к проблемам темнокожего населения и притесняемых групп считают невозможным объединение всех жертв притес­нений в одну группу, и стремятся к более комплексному анализу их потреб­ностей. Необходимо чутко реагировать на нужды клиентов, признавать важ­ность структурного анализа власти как частичного условия такого реагирова­ния. В результате появится множество услуг, соответствующих потребностям определенных групп меньшинств и притесняемых групп. Подходы, основан­ные на чуткости, концентрируются на том, чтобы вырабатывать у социальных работников конкретное и особое понимание. Все социальные работники дол­жны принять на себя ответственность за чуткое реагирование на нужды и желания людей, с которыми они работают. Если клиентам необходима специ­ализированная помощь, их следует направлять к тем, кто имеет соответствую­щие знания и опыт. Недостатком культурного и сензитивного подходов (если рассматривать их с точки зрения работы с притесняемыми группами и темно­кожим населением) являются предписание определенных практических дей­ствий. Мы видели, что в феминистских теориях сопротивления угнетению и чуткости использовались методы стимулирования активности клиента для ликвидации этого пробела, а разработка теории стимулирования активности клиента является предметом главы 14.


 


ИТОГИ ГЛАВЫ

| Подходы, связанные с антидискриминацией, притеснениями и сензитивностью, подчеркивают, насколько важны ответные действия на дискриминацию и притес­нения, особенно при решении расовых и этнических проблем.

| Хотя в этих подходах представлены ценности, которые проникают в социальную работу, остается неясным, смогут ли они создать основу самостоятельного под­хода в своем развитии, поскольку для реализации этих подходов кроме ценно­стей востребованы также другие виды услуг и терапевтические методы.

■ Рассматриваемые подходы предполагают стимулирование активности клиента Однако это не созвучно со структурной направленностью антидискриминацион­ной практики.


Практика сопротивления угнетению критикуется за предписание ей определен­ных поведения и отношений, которые считаются правильными. Это связано с кон­тролем профессионалов над тем, что считать притеснением или дискриминаци­ей.

Структурные объяснения притеснения являются основными в антидискримина­ционной теории. Они отчетливо разъясняют социальные цели этой теории.

Подходы, связанные с чуткостью, сосредоточены на культурных и социальных от­ношениях как методе включения этих вопросов в другие подходы к практике соци­альной работы.

Рассматриваемые подходы, скорее, стремятся влиять на все формы социальной работы, чем создавать особые модели практики.


Глава 14. АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ КЛИЕНТА И ЗАЩИТА ЕГО ИНТЕРЕСОВ

О чем повествует эта глава

Активизация ресурсов клиента1 направлена на предоставление клиентам возможности участвовать в решении своих проблем через снижение влияния социальных или личностных препятствий в реализации существующих прав. Этот вид деятельности предполагает также поддержку индивидов и групп с целью приобретения уверенности в себе и развития их способностей отстаи­вать свои права. Защита интересов клиентов заключается в отстаивании их прав перед находящимися у власти лицами и социальными структурами. Кри­тически настроенные социальные работники утверждают, что активизация ресурсов клиента и защита его интересов не всегда опираются на структурные идеи при анализе социальных и психологических проблем. Отчасти это связа­но с тем, что эти подходы более широко используются в нерадикальных кон­текстах. Они также часто используются в терминологическом аппарате других теорий социальной работы и в основном отражают самоопределение и откры­тость, а не критическую практику, поскольку, как утверждает Симон (1995), социальная работа демонстрировала приверженность к активизации ресурсов клиента на протяжении всей своей истории. Таким образом, эти подходы, как и теория этнокультурной чуткости, находятся между социал-коллективист­скими, индивидуал-реформистскими и рефлексивно-терапевтическими под­ходами. В них акцентируется внимание на социальных изменениях как относи­тельно личностного, так и группового развития. В рамках этих подходов ис­пользуются различные практические методы.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Активизация ресурсов клиента и защита его интересов связаны с критической, феминистской и антидискриминационной теориями, но они берут свое начало в социал-демократической практике, направленной на то, чтобы дать людям воз­можность преодолеть препятствия в достижении жизненных целей и получить до­ступ к социальным услугам.

> Защита интересов клиента основывается на юридической квалификации и связа­на со многими помогающими профессиями.

> Самопомощь связана с самозащитой (особенно это относится к работе с группой).

1 Терминологическое выражение «активизация ресурсов клиента» имеет переводческий эк­вивалент — «стимулирование активности клиента». Оба выражения используются в отече­ственной научной литературе на равных. — Примеч. науч. ред.


> При осуществлении защиты социальные работники представляют интересы кли­ентов двумя способами: выступая от их имени, а также интерпретируя и представ­ляя их властным структурам.

> Защита по судебным делам добивается социальных изменений для групп, в то вре­мя как защита клиентов отстаивает права и добивается улучшения положения кли­ентов и их семей.

> Защита клиентов с ограниченными возможностями, в частности с задержкой ум­ственного развития, психическими заболеваниями и ограниченными физическими возможностями, — важный источник стимулирования правозащитного движения.

> Защита интересов клиента и стимулирование его активности связаны с самопо­мощью и участием индивидов, а также малых социальных групп в принятии опре­деляющих для них решений.

> Активизация ресурсов клиента направлена на достижение социальной справед­ливости в процессе социальной работы; при этом имеются в виду методы ее вы­полнения и цели.

> Работа с группами самоуправления (Маллендер и Вод) является важным практи­ческим примером активизации клиентов и совместной практики.

> Нормализация и поддержание социальной роли людей с ограниченными возмож­ностями направлены на создание для них условий, максимально приближающих их к полноценной жизни.

> Теория стимулирования активности клиента основывается на концепции Соломо­на, дополненной Ли, и тесно связана с историей борьбы темнокожего населения за равноправие в США.

> Право не может быть предоставлено людям автоматически; им следует помочь в том, чтобы получить его.

> Групповая работа по стимулированию активности клиентов из депривированных групп в дальнейшем сможет способствовать участию в ней граждан.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Барьеры, или препятствия, возникающие на пути к достижению социальных целей.

> Понимание проблем и открытость в практической работе, а также помощь клиен­там в самоуправлении. Необходимо признать невозможность достижения с по­мощью изменений системы социального обеспечения, а также наличия факторов, препятствующих активности клиента, которые связаны со структурой капиталис­тического общества.

> Нормализация, необходимая для создания среды проживания клиентов в учреж­дениях стационарного типа и других видов оказания им помощи.

> Одобрять и ценить сообщество между людьми.

> Подтверждение чувств и опыта людей.

Общий теоретический контекст

Контексты, имеющие отношение к активизации ресурсов клиента и защи­те его интересов, включают теорию и практику менеджмента, а также кон-


зашн ресурсов клиента (например. Стюарт. 199*1 с—лил с молвишщка ши­ли видов и коллективов к достижению больших успехов в |шя,лм оргаякзшн-

онных задач через предоставление им независимости от управленческого кон­троля. Идеология стимулирования активности клиента предполагает стремле­ние возложить ответственность на индивидов за обеспечение их собственных нужд. При этом скрывается истинная цель — ограничить деятельность государ­ственных служб. Нам следует проявлять осторожность, применяя этот подход, чтобы избежать подобного обмана.

Защита берет свое начало, в частности, в правовой области. Термин «заши­та» в данном случае используется в практике юристов, представляющих своих клиентов в судах и других учреждениях. Кроме того, защита представляет со­бой четко очерченную область квалификации. Социальные работники могут приобрести полезные навыки, получая подобные знания, но это редко вы­полняется в процессе обучения социальной работе. Подобный метод исполь­зуется с целью повышения квалификации и значимости других специалистов. Так, в Великобритании профессиональный кодекс предписывает медицин­ским сестрам прибегать к защите интересов клиента, если возникают пробле­мы в обеспечении ресурсами или организации социальных услуг, которые могут вызвать негативные последствия для пациентов.

Фурлонг (1987) выделяет социал-демократическую направленность в акти­визации ресурсов клиента. Он считает, что согласно этому подходу социальные действия и личностные перспективы не противопоставляются, а работа с ин­дивидами и семьями рассматривается в контексте решения социальных задач. Роджерс (1986) утверждает, что стимулирование активности клиента и защи­та его интересов, хотя и тесно связаны с критической и марксистской перс­пективами, имеют иные цели, будучи по своей природе рационалистскими. По его мнению, изменение среды в пользу клиента возможно. Критические подходы являются материалистическими; они предполагают, что социальная система нуждается в серьезных изменениях, которые следует осуществить до того, как станет возможным полноценное стимулирование активности кли­ента. Критически настроенные социальные работники стремятся к стимули­рованию активности клиента для создания социальных противоречий, веду­щих к возможным изменениям, а не ждать изменений в обществе, как рацио­налисты.

Области пересечения

Теории активизации ресурсов клиента и защиты его интересов

Активизация ресурсов клиента и защита его интересов являются значимы­ми аспектами социальной работы. Благодаря им возникли практические тео­рии, объединившие в практику социальной работы положения радикальной и критической теорий. Эти теории пытаются обойтись без опоры на марксист­ские корни радикальной и критической теорий (см. гл. 11). Начиная с 1970-х гг. защита интересов клиента стала включаться в практику социальной работы широкого профиля, особенно в правовую работу, направленную на достиже-


ние максимального благосостояния и обеспечения различными пособиями пользователей социальных услуг. В США также используется выражение «за­щита по делу» — стремление внести изменения в законодательство или поли­тику от имени группы пользователей социальных услуг. Теория активизации ресурсов клиента была призвана наметить пути достижения радикальных це­лей без опоры на идеологемы радикальной и критической работы. Рэмчаген и др. (1997) концентрируют внимание на важности стимулирования активности клиента и защиты его интересов при решении неформальных проблем (на­пример, проблем семейных отношений), формальных проблем (например, вопросов принятия решений агентствами), а также правовых вопросов (на­пример, пересмотр судами или трибуналами существующих решений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...