Анализ практической ситуации
Рефлексия Обратитесь вновь к примерам практики из предыдущих глав и подумайте, как антидискриминационная теория, а также культурная и этническая чуткость могут помочь в разрешении ситуаций. Вступают ли в конфликт этнические и расовые проблемы с другими антидискриминационными действиями, которые могут потребоваться? В чем точки их соприкосновения? Такой ракурс подчеркивает важность применения подходов, основанных на антидискриминации или чуткости, к широкому ряду практических теорий. Каким образом можно использовать антидискриминационный подход или этнокультурный подход в сравнении с другими видами интервенции со стороны социальных работников? Комментарий В 1980— 1990-е гг. антидискриминационная теория и теория сопротивления угнетению в социальной работе играли большую роль. Это было вызвано рядом причин. На практике многие общества и социальные агентства испытали воздействие последствий миграции населения из-за возрастающей глобализации экономики и обострения проблем беженцев. Более того, отношения между группами людей с ограниченными возможностями и женщин, стали менее дифференцированными. Группы стали реже соглашаться со сложившимся типом власти, особенно патриархальной. Данные теоретические перспективы помогли проанализировать новые социальные проблемы и отреагировать на них. Перспективы темнокожего населения и других притесняемых групп и мультикультурные подходы также помогли социальным работникам использовать на практике новые знания о роли в социальных отношениях групп этнических меньшинств, женщин, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Кроме того, антидискриминационная теория и теория антипритеснения имеют ряд теоретических преимуществ по сравнению с другими подходами к социальной работе. Они развивают радикальные подходы, которые учитывают различные основания притеснения групп, неравенства и расслоения в обществе и, таким образом, обеспечивают более эффективный анализ проблем, с которыми сталкиваются социальные работники. Эти теории внесли свежую струю и укрепили позиции радикальных подходов в социальной работе. Это позволило вновь сосредоточиться на притеснении и предоставить более полную информацию о радикальной социальной работе, которая, в свою очередь, внесла вклад в развитие критической теории. Антидискриминационная теория и теория антипритеснения привлекают внимание к недостаткам многих психологических и индивидуалистских теорий социальной работы, которые особенно ярко прояатяются при решении проблем дискриминации меньшинств и женщин в современном обществе, и предлагают путь к осознанию этих проблем, укрепляя тем самым социологическую основу социальной работы.
Критика антидискриминационной теории и теории сопротивления угнетению зависит от конкретно избранной перспективы. Либеральный феминизм, антирасистская теория, а также плюралистическая мультикультурная теория и теория чуткости, подвергаются критике, поскольку они принимают существующий социальный порядок и не отражают адекватно существующее различие интересов и сил в обществе, которые ведут к притеснению определенных групп. Если мы согласимся с такой критикой, то придем к структуралистской перспективе. Взгляды радикальных феминистов и перспективы притесняемых групп могут подвергаться критике за неспособность учитывать институционализированные структурные притеснения, хотя они принимают во вни- мание правовое неравенство, поскольку индивиды и группы испытывают на себе его влияние.
Структурный анализ проблем дискриминации и притеснений более успешен, чем экономический и классовый анализ марксистских перспектив в социальной работе. Он в большей степени соответствует проблемам повседневной практики социальных работников. Эти взгляды подвергались критике, поскольку заставляли профессионалов предписывать определенные поведение и отношения, принимаемые за норму, что само по себе воспринималось как притеснение. Сторонники теории сопротивления угнетению берут на себя контроль над тем, как притесняемые группы понимают притеснение. Перспективы этих групп и темнокожего населения структурно ограничены. Требуется уделять большое внимание желаниям и потребностям таких групп во всем их разнообразии, а не принимать лишь одно структурное объяснение притеснения. Тем не менее существует совместный опыт притеснений, требующий реагирования со стороны служб и социальных работников. Культурный и сензитивный подходы к проблемам темнокожего населения и притесняемых групп считают невозможным объединение всех жертв притеснений в одну группу, и стремятся к более комплексному анализу их потребностей. Необходимо чутко реагировать на нужды клиентов, признавать важность структурного анализа власти как частичного условия такого реагирования. В результате появится множество услуг, соответствующих потребностям определенных групп меньшинств и притесняемых групп. Подходы, основанные на чуткости, концентрируются на том, чтобы вырабатывать у социальных работников конкретное и особое понимание. Все социальные работники должны принять на себя ответственность за чуткое реагирование на нужды и желания людей, с которыми они работают. Если клиентам необходима специализированная помощь, их следует направлять к тем, кто имеет соответствующие знания и опыт. Недостатком культурного и сензитивного подходов (если рассматривать их с точки зрения работы с притесняемыми группами и темнокожим населением) являются предписание определенных практических действий. Мы видели, что в феминистских теориях сопротивления угнетению и чуткости использовались методы стимулирования активности клиента для ликвидации этого пробела, а разработка теории стимулирования активности клиента является предметом главы 14.
ИТОГИ ГЛАВЫ | Подходы, связанные с антидискриминацией, притеснениями и сензитивностью, подчеркивают, насколько важны ответные действия на дискриминацию и притеснения, особенно при решении расовых и этнических проблем. | Хотя в этих подходах представлены ценности, которые проникают в социальную работу, остается неясным, смогут ли они создать основу самостоятельного подхода в своем развитии, поскольку для реализации этих подходов кроме ценностей востребованы также другие виды услуг и терапевтические методы. ■ Рассматриваемые подходы предполагают стимулирование активности клиента Однако это не созвучно со структурной направленностью антидискриминационной практики. Практика сопротивления угнетению критикуется за предписание ей определенных поведения и отношений, которые считаются правильными. Это связано с контролем профессионалов над тем, что считать притеснением или дискриминацией. Структурные объяснения притеснения являются основными в антидискриминационной теории. Они отчетливо разъясняют социальные цели этой теории. Подходы, связанные с чуткостью, сосредоточены на культурных и социальных отношениях как методе включения этих вопросов в другие подходы к практике социальной работы. Рассматриваемые подходы, скорее, стремятся влиять на все формы социальной работы, чем создавать особые модели практики. Глава 14. АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ КЛИЕНТА И ЗАЩИТА ЕГО ИНТЕРЕСОВ О чем повествует эта глава Активизация ресурсов клиента1 направлена на предоставление клиентам возможности участвовать в решении своих проблем через снижение влияния социальных или личностных препятствий в реализации существующих прав. Этот вид деятельности предполагает также поддержку индивидов и групп с целью приобретения уверенности в себе и развития их способностей отстаивать свои права. Защита интересов клиентов заключается в отстаивании их прав перед находящимися у власти лицами и социальными структурами. Критически настроенные социальные работники утверждают, что активизация ресурсов клиента и защита его интересов не всегда опираются на структурные идеи при анализе социальных и психологических проблем. Отчасти это связано с тем, что эти подходы более широко используются в нерадикальных контекстах. Они также часто используются в терминологическом аппарате других теорий социальной работы и в основном отражают самоопределение и открытость, а не критическую практику, поскольку, как утверждает Симон (1995), социальная работа демонстрировала приверженность к активизации ресурсов клиента на протяжении всей своей истории. Таким образом, эти подходы, как и теория этнокультурной чуткости, находятся между социал-коллективистскими, индивидуал-реформистскими и рефлексивно-терапевтическими подходами. В них акцентируется внимание на социальных изменениях как относительно личностного, так и группового развития. В рамках этих подходов используются различные практические методы.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > Активизация ресурсов клиента и защита его интересов связаны с критической, феминистской и антидискриминационной теориями, но они берут свое начало в социал-демократической практике, направленной на то, чтобы дать людям возможность преодолеть препятствия в достижении жизненных целей и получить доступ к социальным услугам. > Защита интересов клиента основывается на юридической квалификации и связана со многими помогающими профессиями. > Самопомощь связана с самозащитой (особенно это относится к работе с группой). 1 Терминологическое выражение «активизация ресурсов клиента» имеет переводческий эквивалент — «стимулирование активности клиента». Оба выражения используются в отечественной научной литературе на равных. — Примеч. науч. ред. > При осуществлении защиты социальные работники представляют интересы клиентов двумя способами: выступая от их имени, а также интерпретируя и представляя их властным структурам. > Защита по судебным делам добивается социальных изменений для групп, в то время как защита клиентов отстаивает права и добивается улучшения положения клиентов и их семей. > Защита клиентов с ограниченными возможностями, в частности с задержкой умственного развития, психическими заболеваниями и ограниченными физическими возможностями, — важный источник стимулирования правозащитного движения. > Защита интересов клиента и стимулирование его активности связаны с самопомощью и участием индивидов, а также малых социальных групп в принятии определяющих для них решений.
> Активизация ресурсов клиента направлена на достижение социальной справедливости в процессе социальной работы; при этом имеются в виду методы ее выполнения и цели. > Работа с группами самоуправления (Маллендер и Вод) является важным практическим примером активизации клиентов и совместной практики. > Нормализация и поддержание социальной роли людей с ограниченными возможностями направлены на создание для них условий, максимально приближающих их к полноценной жизни. > Теория стимулирования активности клиента основывается на концепции Соломона, дополненной Ли, и тесно связана с историей борьбы темнокожего населения за равноправие в США. > Право не может быть предоставлено людям автоматически; им следует помочь в том, чтобы получить его. > Групповая работа по стимулированию активности клиентов из депривированных групп в дальнейшем сможет способствовать участию в ней граждан. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ > Барьеры, или препятствия, возникающие на пути к достижению социальных целей. > Понимание проблем и открытость в практической работе, а также помощь клиентам в самоуправлении. Необходимо признать невозможность достижения с помощью изменений системы социального обеспечения, а также наличия факторов, препятствующих активности клиента, которые связаны со структурой капиталистического общества. > Нормализация, необходимая для создания среды проживания клиентов в учреждениях стационарного типа и других видов оказания им помощи. > Одобрять и ценить сообщество между людьми. > Подтверждение чувств и опыта людей. Общий теоретический контекст Контексты, имеющие отношение к активизации ресурсов клиента и защите его интересов, включают теорию и практику менеджмента, а также кон- зашн ресурсов клиента (например. Стюарт. 199*1 с онных задач через предоставление им независимости от управленческого контроля. Идеология стимулирования активности клиента предполагает стремление возложить ответственность на индивидов за обеспечение их собственных нужд. При этом скрывается истинная цель — ограничить деятельность государственных служб. Нам следует проявлять осторожность, применяя этот подход, чтобы избежать подобного обмана. Защита берет свое начало, в частности, в правовой области. Термин «зашита» в данном случае используется в практике юристов, представляющих своих клиентов в судах и других учреждениях. Кроме того, защита представляет собой четко очерченную область квалификации. Социальные работники могут приобрести полезные навыки, получая подобные знания, но это редко выполняется в процессе обучения социальной работе. Подобный метод используется с целью повышения квалификации и значимости других специалистов. Так, в Великобритании профессиональный кодекс предписывает медицинским сестрам прибегать к защите интересов клиента, если возникают проблемы в обеспечении ресурсами или организации социальных услуг, которые могут вызвать негативные последствия для пациентов. Фурлонг (1987) выделяет социал-демократическую направленность в активизации ресурсов клиента. Он считает, что согласно этому подходу социальные действия и личностные перспективы не противопоставляются, а работа с индивидами и семьями рассматривается в контексте решения социальных задач. Роджерс (1986) утверждает, что стимулирование активности клиента и защита его интересов, хотя и тесно связаны с критической и марксистской перспективами, имеют иные цели, будучи по своей природе рационалистскими. По его мнению, изменение среды в пользу клиента возможно. Критические подходы являются материалистическими; они предполагают, что социальная система нуждается в серьезных изменениях, которые следует осуществить до того, как станет возможным полноценное стимулирование активности клиента. Критически настроенные социальные работники стремятся к стимулированию активности клиента для создания социальных противоречий, ведущих к возможным изменениям, а не ждать изменений в обществе, как рационалисты. Области пересечения Теории активизации ресурсов клиента и защиты его интересов Активизация ресурсов клиента и защита его интересов являются значимыми аспектами социальной работы. Благодаря им возникли практические теории, объединившие в практику социальной работы положения радикальной и критической теорий. Эти теории пытаются обойтись без опоры на марксистские корни радикальной и критической теорий (см. гл. 11). Начиная с 1970-х гг. защита интересов клиента стала включаться в практику социальной работы широкого профиля, особенно в правовую работу, направленную на достиже- ние максимального благосостояния и обеспечения различными пособиями пользователей социальных услуг. В США также используется выражение «защита по делу» — стремление внести изменения в законодательство или политику от имени группы пользователей социальных услуг. Теория активизации ресурсов клиента была призвана наметить пути достижения радикальных целей без опоры на идеологемы радикальной и критической работы. Рэмчаген и др. (1997) концентрируют внимание на важности стимулирования активности клиента и защиты его интересов при решении неформальных проблем (например, проблем семейных отношений), формальных проблем (например, вопросов принятия решений агентствами), а также правовых вопросов (например, пересмотр судами или трибуналами существующих решений).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|