Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различные формы защиты интересов клиента




Понятие «защита» связано с термином «представление». Адвокаты «пред­ставляют» защиту, т.е. действуют и выступают в интересах своих клиентов. Филип (1979) под понятием «защита» имеет в виду аспект социальной рабо­ты, где «представлять» означает интерпретировать или выражать интересы клиентов перед властными общественными группами.

В начале своего развития защита рассматривалась как обслуживание клиен­тов. Фреддолино и др. (2004) выделяют следующие четыре типа защиты кли­ентов:

■ защиту людей из групп риска;

■ создание поддержки, улучшающей функционирование;

■ защиту и продвижение требований или просьб;

■ поддержку идентичности и контроль.

Третий тип развивался в течение 1970-х гг. по двум направлениям, к кото­рым относятся защита клиентов и защита по делу {саше аа"уосасу). Защита клиентов обеспечивается профессионалами для облегчения доступа клиентов к различным формам обеспечения в целях улучшения их положения. Защита по делу направлена на достижение социальных изменений в пользу соци­альных групп, к которым принадлежат клиенты. Важной частью практики яв­ляется работа по соблюдению прав на социальное обеспечение, которая гаран­тирует клиентам, получающим определенные социальные пособия, право на другие виды социального обеспечения. Первоначально эта деятельность пред­полагала обеспечение клиентов денежными социальными пособиями, но те­перь она рассматривается более широко. Она связана с правами, поскольку, в отличие от многих видов социальных услуг, такая социальная помощь часто основывается на данных законом правах. На вопрос о том, является ли такая деятельность неотъемлемой частью социальной работы, нет однозначного от­вета (см.: Фимистер, 1986; Бергесс, 1994), поскольку работа по защите прав на социальное обеспечение больше полагается на анализ законных прав и их отстаивание в официальных учреждениях, чем на использование опыта меж­личностных отношений в терапевтических целях. Однако границы здесь раз­мыты, так как для того чтобы понять права людей и помочь им осознать их, необходим опыт взаимоотношений. Кроме того, нужен опыт защиты, чтобы


 


действовать от имени клиентов в других формах социальной работы. Сделать так, чтобы люди получали все, что им полагается от других служб, является важной частью социальной работы (Пэйн, 2001; 2002а). Бедность и экономи-ческая-безопасность — важные аспекты многих проблем клиентов. Реакция на эти проблемы является частью большинства форм социальной работы, хотя оценка и защита специализированного социального обеспечения могут по­требовать привлечения других специалистов, не связанных с социальной ра­ботой. Бэйтмэн (2000) разрабатывает положение о навыках, необходимых для такой работы. При этом он использует методы, широко применяемые в соци­альной работе. Деятельность по соблюдению прав на социальное обеспечение Бэйтмэн называет «принципиальной защитой», политикой получения от си­стемы социального обеспечения как можно большей помощи, без заключе­ния с ней соглашения, связанного с притеснениями. Это требует сосредото­чения внимания на определенных видах интервьюирования, следования цен­ностным принципам социальной работы, а не только желаниям и указаниям клиента, как это бывает в адвокатской деятельности. Решающую роль играют напористость и умение вести переговоры.

Другая форма зашиты, включающая различные элементы услуг, возникла в 1980-е гг. Поначалу она была направлена на развитие у людей с психически­ми заболеваниями и задержкой умственного развития способности управлять своей жизнью. Возникло движение по оказанию помощи этим клиентам в предоставлении гражданских прав в рамках существующих институтов и вы­писке из заведений, где они содержались по принуждению (Брэндон и др., 1995; Брэндон, 1995). Это движение зародилось в Скандинавии, а затем стало популярным в Великобритании. Особенно важно было содействовать незави­симости людей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Одно из направлений работы по оказанию помощи членам семей инвалидов связа­но с формированием представления о трудностях клиентов и членов их семей. Активизация ресурсов клиента в данном случае заключается не только в обо­сновании необходимости в предоставлении определенных услуг или в удов­летворении потребностей. Бэйли (1997), например, говорит о том, что многие люди с задержкой умственного развития страдают от «вакуума» отношений и нуждаются в помощи по установлению контактов дома, на работе, в местах отдыха. Барнес (1997) показывает, каким образом члены семьи могут способ­ствовать личностному и социальному развитию людей с задержкой умствен­ного развития, если социальные работники помогут установить или восстано­вить с ними связи. Самозащита, главным образом, для людей с задержкой умственного развития, включает помощь в обеспечении возможности заяв­лять о себе. Это имеет отношение, в частности, к процессам планирования, таким как обсуждение индивидуального случая или встречи по планированию индивидуальных программ. При групповой деятельности люди собираются для обсуждения своих ситуаций и используют поддержку для того, чтобы расска­зать о своих проблемах и выразить пожелания. Большую роль в защите прав клиентов играет международная адвокатская группа «Реор1е Р1Г81». Защита граж­дан осуществляется с привлечением добровольцев для развития отношений с потенциально изолированными клиентами с целью понимания и представле­ния их нужд. Защита равных (равных по происхождению, образованию, воз­расту или другому признаку. — Примеч. науч. ред.)реег адуосасу — связана


с организациями самопомощи, в которых клиенты после перенесенных жиз­ненных трудностей работают совместно для репрезентации своих индивиду­альных потребностей.

Самопомощь и участие

Важной областью практики социальной работы является содействие груп­пам самопомощи (Джек, 1995; Уилсон, 1995а, в; Тёрз и др., 1995; Эдамс, 2003). Социальные работники поддерживают инициативу людей, столкнувшихся с одинаковыми проблемами и желающих осуществлять взаимную поддержку. Но­вые идеи о необходимых социальных услугах часто исходят от самих участников групп. Группы либо создают службы сами, либо вынуждают агентства изменить свою практику. Мандрос и Уилсон (1994, 2—5) выделяют четыре вида теоре­тической работы, связанной с этой деятельностью. К ним относятся:

■ теоретический анализ источников социального недовольства;

■ классификация процессов воздействия на микросоциальную среду;

■ описание движений бедноты за власть;

■ осмысление практического опыта организации помощи таким группам.

Многое из сказанного связано с дискуссией в гл. 10 о социальном развитии и развитии микросоциальной среды.

По мнению Джека (1995), понятие активизации является парадоксальным. Оно связано с передачей власти (полномочий) клиентам для участия в реше­нии своих проблем наряду со специалистами. Но если власть дается организаци­ей или отдельным лицом, то это означает, что они должны передать свои вла­стные полномочия. Группы самопомощи должны взять власть, поскольку в за­конодательстве или системе управления социальным обслуживанием отражены лишь незначительные полномочия клиента. Это не следует смешивать с предо­ставлением возможности, т.е. с тем, что делают социальные работники, когда помогают организациям развиваться для получения власти. Оливер (1996) ут­верждает, что социальные и политические права, связанные с гражданством, должны формировать основу власти для групп людей с ограниченными воз­можностями. При этом работа социальных служб должна быть более «участли­вой» (Крофт и Бересфорд, 1994; Шеммингс и Шеммингс, 1995), т.е. более согласованной в действиях по предоставлению услуг, чуткой, учитывающей культурные особенности (О'Брайан и Пэйс, 1998). Движение к достижению этого результата связано с идеей потребительства, т.е. с усилением возможно­стей потребителей услуг высказывать критику и жаловаться на социальные ус­луги, не соответствующие их потребностям. Бересфорд и Крофт (1993) пытают­ся внести изменения в деятельность социальных служб через активность групп и проведение кампаний. Такие подходы тесно связаны как с поддержкой самопо­мощи, так и с социальным развитием микросоциальной среды. Это возможно даже в тех сферах, в которых закон имеет ограничительный характер, например закон о защите детей (Клоук и Дэвис, 1995). Согласно Катц (1995), в работе по защите детей участие и активизация ресурсов клиента могут быть обеспечены с помощью получения доступа к информации, вовлечения клиентов в процесс


ятия решении, а также при серьезном внимании к альтернативным взгля-1а процесс социальной работы. Хегар (1989) считает, что работа с детьми имулированию их активности будет более эффективной, если применять 1Ы работы со взрослыми с учетом традиций и ценностей данного подхо-этом случае дети будут вовлекаться в процесс принятия решений и анализ а, поддерживающего самостоятельность в различных видах деятельности. >т и Бересдорф (1994) утверждают, что участие клиентов представляет цую важность, поскольку они имеют право быть вовлеченными в процесс ятия решений, имеющих к ним отношение, и осуществления действий. Их:чение отражает демократическую основу социальной работы, повышает ственность, делает предоставляемые услуги более эффективными и помо-юстичь целей социальной работы. Данный подход также позволяет прота­ять институционализированной дискриминации. По мнению Крофта и Бе-|рфа, практика соучастия предполагает следующее:

стимулирование активности клиента, включающее сопротивление при­теснениям и предоставление клиентам возможности нести ответствен-тость за решение своих проблем;

гредоставление клиентам контроля, позволяющего определять их собствен­нее нужды, а также участвовать в принятии решений и планировании;

шделение клиентов личностными ресурсами для обеспечения возможности >тстаивать свои права через развитие у них уверенности, самоуважения, шетойчивости, знаний и умений;

организацию деятельности агентства, открытого для участия.

еммингс и Шеммингс (1995) считают, что социальные работники дол-проявлять внимание и быть чуткими к желаниям и потребностям клиен-)ни должны доказать, что достойны доверия, будучи справедливыми и вуя соответствующим образом.

1лософия самоуправления, личной ответственности и самореализации активизацию ресурсов клиента связана с когнитивным и гуманистичес-юдходами. Они подчеркивают важность признания и формирования спо-ютей клиентов или их компетентности. Малюцио (1981) видит влияние и экологических систем, поскольку здесь требуется работа по формиро-э способностей клиентов эффективно взаимодействовать со своим окру-гм. Однако эта работа проводится также в рамках когнитивного подхода, •льку, как мы видели в главе 6, когнитивный подход включает в себя:з того, как люди воспринимают и интерпретируют информацию об ок-ощей среде (Флеминг, 1981). Силовая перспектива является гуманисти-й или конструкционистской, поскольку сосредоточена на способности [тов определять свое взаимодействие с окружающей средой. Однако счи-I, что ее сосредоточенность на возможности для стимулирования актив-клиента противоположна проблемно-ориентированным или дефицит-лоделям практики (Сэйлибей, 1992, 1996). Активизация ресурсов клиен-ащита его интересов придают большее значение дифференциалам влас-[ассам и социальному притеснению как аспектам, затрудняющим само-зацию и требующим активного преодоления.


Политика активизации ресурсов клиента и защиты его интересов

Активизация ресурсов клиента и защита его интересов являются относи­тельно новыми концептами. Хотя они и были востребованы в социальной ра­боте, однако не находились в центре теоретической мысли. Симон (1995) счи­тает, что активизация ресурсов клиента представляет собой идеал американ­ской социальной работы. Эзелл (1994) считает таким идеалом защиту интере­сов клиента. Однако это предстает как истолкование на языке современной терминологии исторических идей, не предполагающих политических и соци­альных перемен. Тем не менее исследование Эзелл (1994) показало, что мно­гие американские социальные работники использовали элементы защиты, главным образом, в индивидуальной работе с клиентом и в рамках деятельно­сти своих агентств. Защита дела саше айуосасу выполнялась на добровольной основе. Кнаан (1996) утверждает, что американское общество многослойно и включает в себя как безжалостный капитализм, так и сложные системы, обес­печивающие благосостояние и независимость через добровольную и группо­вую помощь.

В 1990-е гг. активизация ресурсов клиента и защита его интересов связыва­лись со многими видами социальной работы. В частности с индивидуальной работой, которая рассматривалась как активизация ресурсов клиента, хотя во многих случаях в своем первоначальном значении активизация использова­лась применительно к притесняемым группам, а не к отдельным лицам. Пар­оле (1996а) полагает, что активизация ресурсов клиента предназначена для того, чтобы предоставить клиентам большую возможность высказывать свое мнение об организации их обслуживания, принимать участие в планировании услуг через представительские консультации, а также объединяться с другими людьми при организации услуг по оказанию самопомощи. Использование ак­тивизации ресурсов клиента как модной концепции идеализирует и, возмож­но, вводит в заблуждение практику, поскольку роль социальных служб уси­ленно ограничивается задачами или предоставлением услуг. С таким же успе­хом активизация ресурсов клиента может быть целью, поскольку предостав­ление услуг в полном объеме затруднительно в условиях ограниченных фи­нансовых возможностей. Практика активизации ресурсов клиента допускает, что социальные работники передают свою власть клиентам на то время, кото­рое необходимо для оказания помощи клиенту в получении им возможности осуществлять контроль над своей жизнью. Для этого социальные работники нуждаются в ресурсах. Не следует смешивать активизацию ресурсов клиента и обеспечение возможностей для его развития. Активизация не ограничивается созданием возможностей, разрешением или помощью клиентам в соверше­нии действий. Она предполагает отказ от власти и передачу ее клиентам для того, чтобы они могли постоянно контролировать свою жизнь. Милей и Дю­буа (1999) разработали практику, ориентированную в большей степени на микросоциальную среду. Эта практика включает фазу диалога, на которой формируются партнерские отношения с клиентом и определяются направле­ния деятельности, фазу открытия, на которой определяются или создаются силы, союзы и ресурсы, фазу развития, на которой достигается прогресс в выполнении целей через использование обнаруженных ресурсов. Милей и Дюбуа


фокусируются, в частности, на практике активизации ресурсов, создания со­юзов и расширения возможностей для людей, входящих в группы и общины.

Джек (1995) считает, что передача власти путем отказа от власти невоз­можна. Увеличение общего объема используемой власти возможно, так как способность взять власть используется неполностью. Клиенты часто имеют власть, которую они не в состоянии использовать. Они могут также не ве­рить в то, что у них есть власть. Таким образом, активизация ресурсов клиен­та является более эффективным подходом в социальной работе, чем тради­ционные радикальные подходы или теории антипритеснения, согласно ко­торым притесняемые группы бессильны перед лицом притеснения властных структур (Пис, 2002). МакДональд и МакДональд (1999) считают влияние информации и открытость важными аспектами активизации ресурсов кли­ента. Имброгно (1999) поддерживает «диалектический дискурс», в котором активизация ресурсов клиента осуществляется с помощью взаимодействия сторон, обладающих властью. Следовательно, социальный работник активи­зирует клиента через процесс его вовлечения в дискурс важных проблем. Шерраден и др. (2002) считают, что «защита политики сотрудничества» мо­жет с пользой привлекать объединения клиентов, организации по месту жи­тельства и политиков в области защиты, особенно если социальные измене­ния позволяют оказывать большее влияние на политические инициативы на местном уровне. Однако Бэрри и Сидэвэй (1999) утверждают, что работа с участием малых социальных групп, а также деятельностью по стимулирова­нию активности клиента зачастую фокусируются на вопросе: «Как это сде­лать?», и на определении препятствий, а не на анализе типов желаемых перемен, которые могут быть достигнуты. Кроме того, по их мнению, недо­статочно четко определены цели.

Защита интересов клиента отчасти является аспектом активизации ресур­сов клиента, так как может быть использована при обсуждении проблемы ресурсов в широком смысле или при изменении представления о клиентах, выработанного властными группами. Она также имеет длительную историю как аспект правовой работы по социальному обеспечению, а также как суще­ственный аспект деятельности социальных работников от имени своих клиен­тов в рамках своих агентств или агентств, представляющих их интересы. В ряде случаев социальные работники отказываются от участия в защите клиентов, так как считают, что она должна осуществляться самими клиентскими груп­пами (самозащита или защита равных). Однако наряду с традиционной про­фессиональной ролью в работе по защите интересов клиента социальные ра­ботники могут действовать как официальные адвокаты, следуя инструкци­ям своих клиентов.

Риз (1991) также обращает внимание на политическую роль активизации ресурсов клиента в социальной работе. Он определяет следующие пять важных практических понятий в рамках активизации ресурсов клиента.

Биография. Через биографию анализируются опыт клиента и его взгляд на мир. Она позволяет понять неразрывность и последовательность опыта клиента и помогает определить, что мешает ему действовать. Изучение биографии повышает возможность изменить способ участия клиента в будущих событиях.


Власть. Власть следует понимать и как потенциально освобождающую, и как притесняющую. В соответствии с идеями об активизации ресурсов клиента власть рассматривается как что-то, что можно использовать по­зитивно, т.е. не обязательно (как в радикальной теории) связывается с притеснениями. Риз оценивает восприятие власти по ее воздействию на людей. Он привлекает внимание к политике как к процессу получения ресурсов и разрешения конфликтов с использованием влияния на власт­ные структуры, и подчеркивает, что использование языка выражает вла­стные отношения.

Политическое понимание. Политическое понимание необходимо для прак­тической работы при изучении случаев принуждения и благоприятных возможностей. Осуществление социальной работы всегда связано либо с принятием имеющегося способа организации властных отношений, либо со стремлением изменить его. Вера в экономический либерализм связана с административным контролем над деятельностью агентств и социальных систем, особенно при решении вопросов производительности и эффек­тивности. Однако в реальности цели административных структур, в боль­шей степени связанных с притеснениями, отличаются от целей социаль­ной работы, направленной на достижение справедливости.

Умения. Умения могут активизировать ресурсы клиента. Развитие и ис­пользование умений — эффективный способ приобретения опыта осво­бождения.

Взаимозависимость политики и практики. Развитие политики нельзя рас­сматривать вне связи с практической деятельностью социальных работ­ников.

Риз считает, что основной целью активизации ресурсов клиентов является социальная справедливость, которая обеспечивает им большую безопасность, а также политическое и социальное равенство на основе взаимной поддержки и совместного изучения проблемы, тем самым продвигая их малыми шагами к более общим целям. Кондрат (1995) утверждает, что при стимулировании активности клиента необходимо анализировать информацию. Речь идет о том, что следует сосредоточиться на локальных сведениях, особенно тех, что по­ступили от клиентов. Кроме того, практика должна отклонить инсайт и само­сознание в качестве профессиональных и процедурных целей и сконцентри­роваться на критической способности к распознаванию посредством диалога о властных различиях и переменах.

Холмс и Соллебей (1993) утверждают, что лишь подход, в основе которого лежит сотрудничество, может потеснить властные аспекты традиционной ме­дицинской модели социальной работы. Подобным образом Киффер (1994) считает, что активизация ресурсов клиента способствует достижению самоно-нимания и уверенности в себе, помогает более критично относиться к окру­жающей обстановке и развивать личностные и коллективные ресурсы для осу­ществления социальных и политических действий. По мнению Парслоу (1996в), социальные работники могут стимулировать активность клиента через уста­новление с ним хороших отношений, понимание его точки зрения, а также с помощью профессиональных знаний и умений.


Работа с группами самоуправления, предложенная Маллендером и Уодом (1991), отражает важный этап в развитии групповой работы в 1980-х гг. Послед­ние тенденции в большей степени связаны с самопомощью и участием кли­ентов в работе групп, чем с терапевтическими подходами из других теорий. Однако всю групповую работу можно рассматривать как активизацию ресур­сов клиента, что связано с гуманистическими ценностями (Пёнелл, 1985) и опытом воздействия на других людей в изолированном окружении (Хирагама и Хирагама, 1985). Она также может способствовать преодолению зависимос­ти от стационарного обслуживания1 (Коппола и Ривас, 1985). Пиндерхьюз (1995) указывает на то, что зависимость не является предпочитаемым выбо­ром, а представляет собой способ поиска власти в условиях близости к тем, кто ею обладает.

Гутиэррез и др. (1995) изучали мнения социальных работников об активи­зации ресурсов клиентов в США. Концепции этих исследований включают контроль над жизнью, способность решать важные для клиентов проблемы, распознавать или развивать их стремление к действию, наличие доступа к вариантам выбора, а также независимость от других в принятии решений. Гу­тиэррез показывает, как рост самосознания в группах способствует развитию этнического сознания представителей меньшинств, что приводит к переоцен­ке ими своих проблем и возможного способа изменения ситуации и позволяет клиентам стать более активными в решении проблем этнических меньшинств. Гутиэррез в определенной степени разделяет положение о том, что рост само­сознания может привести к стимулированию активности клиента. Спиэр и Петерсон (2000) создали шкалу оценки анализа изменений индивида в про­цессе стимулирования его активности. В нее включены когнитивные факторы (мнение о методах власти), эмоциональные факторы (мнение клиентов о сво­ем влиянии на различные ситуации) и поведенческие факторы (принимают ли клиенты участие в осуществлении различных форм политического влия­ния). Это исследование направлено на обеспечение эмпирической поддержки практической работы по активизации ресурсов клиента и укрепление профес­сиональной, а не идеологической, позиции.

Активизация ресурсов клиента может быть использована в работе со взрос­лыми, например с пожилыми людьми (Тёрз и др., 1995; Стивенсон, 1996), поскольку взаимная поддержка позволяет взрослым людям разделить опыт стигматизации и уменьшить изоляцию. Кокс (1989), например, применял груп­повую работу для стимулирования активности пожилых людей.

Барбер (1986) считает, что теория наученной беспомощности может со­здать интересную перспективу для социальной работы. Эта теория тесно свя­зана со стимулированием активности клиента и обеспечивает ему опреде­ленную научную поддержку. Селигман (1975) в ходе ряда экспериментов с животными и людьми выявил, что если люди переживают ситуации, в кото­рых их действия не оказывают влияния на происходящее с ними, то у них формируется представление о том, что их действия в целом не приносят результатов. Это приводит к нежеланию учиться полезному поведению в других

1 Стационарное обслуживание (гезШепНа/ саге) — специальная система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в специальные учреждения, например в дома престарелых. — Примеч. науч. ред.


ситуациях. Люди могут утратить мотивацию, испытывать тревожность, по­давленность. Этот факт подтверждает выводы Соломон (1976) о беспомощ­ности. Люди, беспомощные в течение всей своей жизни, несут ощутимую ношу наученной беспомощности. По мнению Барбер (1986), необходимо обо­гащение окружающей обстановки с помощью передачи клиентам опыта ситу­аций, в которых они находятся под контролем и достигают успешных ре­зультатов.

С данной формой защиты связана (Тоуэлл, 1988; Рэмон, 1991; Браун и Смит, 1992) норм&шзация, или повышение социальной роли (Вольфенсбергер, 1972, 1984; Рэйс, 2003). Она предполагает, что клиентам, находящимся в со­циальных учреждениях, создают условия, близкие к тем, в которых они нахо­дятся вне этих учреждений. Нормализация является важным аспектом в разви­тии стационарного обслуживания (Синклер, 1988). Кроме того, ее можно использовать при работе с клиентами, реинтегрированными в микросоциаль­ную среду из лечебного учреждения или после стационарного обслуживания. Рэмон (1989) считает, что повышение социальной роли включает деятель­ность между представителями общественности и профессионалами, обеспе­чивающими предоставление услуг, а также людьми с физической или ум­ственной отсталостью и организациями, работающими с ними.

Роуз и Блэк (1985) собрали многие из этих направлений развития в работу по защите, описывающую проект организации независимой жизнедеятельно­сти душевно больных людей в условиях микросоциальной среды. Их концеп­ция основывается на работе Фрейри (1972). Роуз и Блэк стремятся стимулиро­вать активность клиентов, чтобы они могли стать субъектами собственной жизни, вовлекая их в процесс защиты. При критических дискуссиях с клиента­ми происходит вторжение в их субъективную реальность, которая исследуется совместно с ними. В результате клиенты могут осознать, как субъективная реальность ограничивает их контроль над окружением в конкретных ситуаци­ях. Клиенты вовлекаются в трансформацию от зависимости к взаимозависи­мости совместно с коллективной сетью социальной поддержки. Полная авто­номия нежелательна да и недостижима, так как в определенной степени мы зависим друг от друга.

В соответствии с перспективой Фрейри, работа Роуз и Блэка имеет образо­вательный характер. Все социальные перемены имеют политическое содержа­ние, где или принимается, или отрицается существующий социальный поря­док. Через доверительный диалог с клиентами, ведущими себя аутентично (в гуманистическом смысле), они вовлекаются в праксис, действуя и сталки­ваясь с реальностью, порождаемой их действиями и затем влияющей на пос­ледующие действия. Праксис в этом смысле рефлексивен. Социальные работ­ники пытаются проникнуть в мир клиентов и понять реальность, в которой они живут. Зачастую люди, находящиеся в лечебницах для душевно больных, испытывают притеснения, связанные с институционализацией и материаль­ными лишениями. На этом опыте выстраивается их видение мира. Социальные работники поощряют самовыражение, помогающее клиентам обрести жиз­ненные силы и ощущение собственной значимости. Подтверждение является основным процессом лечения, направленным на возвращение клиентам их способности к самовыражению. Социальные работники пытаются понять ре­альность жизни клиентов, отвергают суждения о том, что они неполноценны.


Клиенты становятся «постановщиками-участниками» своей жизни, а не пас­сивными потребителями услуг.

Роуз (1990) выделяет три принципа практики защиты и стимулирования активности клиента.

■ Принцип контекстуализации, согласно которому внимание фокусирует­ся на понимании клиентами их «социального бытия», а не на предполо­жениях и политических действиях социальных работников, что позволяет вести диалог, основываясь на реалиях клиентов. В процессе диалога кли­енты получают возможность выражать и развивать свои чувства и пони­мание жизни.

■ Принцип, согласно которому активизация ресурсов клиента поддержи­вает клиентов в определении полного диапазона возможностей по удов­летворению их нужд. Работа концентрируется на помощи клиентам в при­нятии решений, влияющих на их жизнь.

■ Принцип общности, согласно которому внимание концентрируется на уменьшении чувства изоляции и объединении клиентов для того, чтобы они общались. Опыт этой формы общения порождает у клиентов созна­ние собственной значимости. Подобно этому, важным принципом струк­турного подхода к социальной работе, по мнению Моро (1990), является коллективизация, а не персонализация, опыта.

Активизация ресурсов клиента: основные концепции

Полномасштабная активизация ресурсов клиента и перспективы защиты его интересов появились в 1980— 1990-х гг. В США они основываются, в част­ности, на работе с группами этнических меньшинств, но выходят за пределы этнической и культурной чуткости в межличностной практике (см. гл. 12) бла­годаря включению социальных перемен и трансформации (см. гл. 11), особен­но при групповой работе и работе с малыми социальными группами. В Вели­кобритании авторы концепции активизации пытаются внести перспективы преобразований в рамки административных и политических ограничений го­сударственной социальной работы. Авторы критических теорий (например, Хамфриз, 1996) утверждают, что подобные попытки включения социальных перемен в практическую работу, направленные на достижение социального согласия, будут безуспешными, поскольку они ослабляют влияние социальных перемен, на которые направлены критические перспективы.

Большое значение в развитии активизации ресурсов клиентов имеет работа Соломон (1976) «Стимулирование активности темнокожих клиентов» («В1аск етро\уегтеп1»), основанная на исследовании эмансипации групп этнических менкшинств. Интересны также более современные работы Ли «Активизация ресурсов клиентов как подход к практике социальной работы» («ТНе Етргошегтепг Арргоасп 1о 5ос1а1 \Уогк РгасНсе») (2001), а также Гутиэррез и др. «Активизация ресурсов клиента в практике социальной работы» («ЕтродуегтеШ т 8ос1а1 \Уогк Ргасисе», 1998). Следует также упомянуть труды Риза (1991), работавшего в Великобритании и Австралии, и изданный в Ка-


наде сборник под редакцией Шер и Уэллс (1999). В этих работах затрагиваются также вопросы стимулирования активности клиентов-женщин, так как они являются важными объектами социальной работы. Кроме того, интересны две концепции британских авторов различной направленности. В работе Эдамса (2003) представлены общие сведения о практике активизации ресурсов кли­ента, особенно относящиеся к работе с группой и работе в микросоциальной среде для поддержки самопомощи, что связано с традицией защиты посред­ством идеи самозащиты.

Брэй и Престон-Шут (1995) представляют более широкую практическую перспективу. Маллендер и Вод (1991) в работе «Работа с группами самоуправ­ления» («5е1Г-01гес1ес1 Огоир\уогк») излагают практические материалы, отно­сящиеся и групповой работе по активизации ресурсов клиента, и предлагают более радикально-критический подход к практике стимулирования.

Защита интересов клиента: основные концепции

Один из источников работы по защите интересов клиента связан с основ­ными концепциями трансформационной практики с участием клиентов, име­ющих задержку умственного развития, или физические и психические забо­левания (Роуз, 1990; Роуз и Блэк, 1985; Брэндон, 1995). В учебном пособии Бэйтмэна (2000) и книге Фимистера (1986) представлен подход британских авторов к защите прав клиента на социальное обеспечение. Более широкий взгляд на защиту предлагается в американских исследованиях (Шнайдер и Лестер, 2001). Шнайдер и Лестер переносят навыки социальной работы широ­кого профиля в практику, ориентированную на сохранение различных зако­нодательных и социальных прав. Соответствующая область социальной работы на макроуровне (например, Брюггеманн, 2002) отражает системный подход, характерный для американской школы социальной работы.

В рамках этого подхода защита по делу включается в более широкие на­правления работы по изменению микросоциальной среды и достижению со­циальных перемен.

Ли: активизация ресурсов клиента как подход в социальной работе

В основе концепции Ли (2001) лежит стремление социальных работников к социальной справедливости, оказание поддержки малым социальным груп­пам по месту жительства и правовой помощи клиентам. Несмотря на то, что практика активизации ресурсов клиента сложилась на основе работы с этни­ческими меньшинствами, она также отвечает потребностям групп, не обла­дающих властью (например, дети и женщины). Ли обращает особое внима­ние на международную систему как главного поставщика бедности. Хотя ак­тивизация ресурсов клиента является клинической деятельностью и направ­лена на индивида и семью, она также ориентируется и на микросоциальную среду. Центральное место в активизации ресурсов клиента занимают три кон­цепта:


развитие более позитивного и глубокого осознания собственного «Я»;

■ конструирование знаний и способности к достижению критического взгля­да на социальную и политическую реальность;

■ развитие ресурсов, стратегии и способности для достижения личных и коллективных целей.

Социальные работники должны стремиться к формированию чувства общ­ности с клиентами для того, чтобы они могли вместе разрешать противоре­чия, возникающие вследствие уязвимости и притеснений в обществе богатых и наделенных властью. Обладать критическим сознанием, а также знанием структурного неравенства и притеснений — значит, обладать властью. Транс­формация как результат повыщения самосознания происходит, когда люди видят альтернативы их нынешнему трудному положению. Это дает им возмож­ность принять на себя ответственность за достижение перемен и работать по повышению эффективности в их осуществлении. Работа по формированию чувства общности в группе является основным методом практической работы.

В активизации ресурсов клиента можно выделить аспекты, которые связы­вают ее с другими перспективами социальной работы.

■ Активизация ресурсов клиента является биопсихологической теорией, использующей из психодинамической практики такие идеи, как эгофунк-ционирование, а также адаптацию и совладение — из эколог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...