Различные формы защиты интересов клиента
⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30 Понятие «защита» связано с термином «представление». Адвокаты «представляют» защиту, т.е. действуют и выступают в интересах своих клиентов. Филип (1979) под понятием «защита» имеет в виду аспект социальной работы, где «представлять» означает интерпретировать или выражать интересы клиентов перед властными общественными группами. В начале своего развития защита рассматривалась как обслуживание клиентов. Фреддолино и др. (2004) выделяют следующие четыре типа защиты клиентов: ■ защиту людей из групп риска; ■ создание поддержки, улучшающей функционирование; ■ защиту и продвижение требований или просьб; ■ поддержку идентичности и контроль. Третий тип развивался в течение 1970-х гг. по двум направлениям, к которым относятся защита клиентов и защита по делу {саше аа"уосасу). Защита клиентов обеспечивается профессионалами для облегчения доступа клиентов к различным формам обеспечения в целях улучшения их положения. Защита по делу направлена на достижение социальных изменений в пользу социальных групп, к которым принадлежат клиенты. Важной частью практики является работа по соблюдению прав на социальное обеспечение, которая гарантирует клиентам, получающим определенные социальные пособия, право на другие виды социального обеспечения. Первоначально эта деятельность предполагала обеспечение клиентов денежными социальными пособиями, но теперь она рассматривается более широко. Она связана с правами, поскольку, в отличие от многих видов социальных услуг, такая социальная помощь часто основывается на данных законом правах. На вопрос о том, является ли такая деятельность неотъемлемой частью социальной работы, нет однозначного ответа (см.: Фимистер, 1986; Бергесс, 1994), поскольку работа по защите прав на социальное обеспечение больше полагается на анализ законных прав и их отстаивание в официальных учреждениях, чем на использование опыта межличностных отношений в терапевтических целях. Однако границы здесь размыты, так как для того чтобы понять права людей и помочь им осознать их, необходим опыт взаимоотношений. Кроме того, нужен опыт защиты, чтобы
действовать от имени клиентов в других формах социальной работы. Сделать так, чтобы люди получали все, что им полагается от других служб, является важной частью социальной работы (Пэйн, 2001; 2002а). Бедность и экономи-ческая-безопасность — важные аспекты многих проблем клиентов. Реакция на эти проблемы является частью большинства форм социальной работы, хотя оценка и защита специализированного социального обеспечения могут потребовать привлечения других специалистов, не связанных с социальной работой. Бэйтмэн (2000) разрабатывает положение о навыках, необходимых для такой работы. При этом он использует методы, широко применяемые в социальной работе. Деятельность по соблюдению прав на социальное обеспечение Бэйтмэн называет «принципиальной защитой», политикой получения от системы социального обеспечения как можно большей помощи, без заключения с ней соглашения, связанного с притеснениями. Это требует сосредоточения внимания на определенных видах интервьюирования, следования ценностным принципам социальной работы, а не только желаниям и указаниям клиента, как это бывает в адвокатской деятельности. Решающую роль играют напористость и умение вести переговоры. Другая форма зашиты, включающая различные элементы услуг, возникла в 1980-е гг. Поначалу она была направлена на развитие у людей с психическими заболеваниями и задержкой умственного развития способности управлять своей жизнью. Возникло движение по оказанию помощи этим клиентам в предоставлении гражданских прав в рамках существующих институтов и выписке из заведений, где они содержались по принуждению (Брэндон и др., 1995; Брэндон, 1995). Это движение зародилось в Скандинавии, а затем стало популярным в Великобритании. Особенно важно было содействовать независимости людей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Одно из направлений работы по оказанию помощи членам семей инвалидов связано с формированием представления о трудностях клиентов и членов их семей. Активизация ресурсов клиента в данном случае заключается не только в обосновании необходимости в предоставлении определенных услуг или в удовлетворении потребностей. Бэйли (1997), например, говорит о том, что многие люди с задержкой умственного развития страдают от «вакуума» отношений и нуждаются в помощи по установлению контактов дома, на работе, в местах отдыха. Барнес (1997) показывает, каким образом члены семьи могут способствовать личностному и социальному развитию людей с задержкой умственного развития, если социальные работники помогут установить или восстановить с ними связи. Самозащита, главным образом, для людей с задержкой умственного развития, включает помощь в обеспечении возможности заявлять о себе. Это имеет отношение, в частности, к процессам планирования, таким как обсуждение индивидуального случая или встречи по планированию индивидуальных программ. При групповой деятельности люди собираются для обсуждения своих ситуаций и используют поддержку для того, чтобы рассказать о своих проблемах и выразить пожелания. Большую роль в защите прав клиентов играет международная адвокатская группа «Реор1е Р1Г81». Защита граждан осуществляется с привлечением добровольцев для развития отношений с потенциально изолированными клиентами с целью понимания и представления их нужд. Защита равных (равных по происхождению, образованию, возрасту или другому признаку. — Примеч. науч. ред.) — реег адуосасу — связана
с организациями самопомощи, в которых клиенты после перенесенных жизненных трудностей работают совместно для репрезентации своих индивидуальных потребностей.
Самопомощь и участие Важной областью практики социальной работы является содействие группам самопомощи (Джек, 1995; Уилсон, 1995а, в; Тёрз и др., 1995; Эдамс, 2003). Социальные работники поддерживают инициативу людей, столкнувшихся с одинаковыми проблемами и желающих осуществлять взаимную поддержку. Новые идеи о необходимых социальных услугах часто исходят от самих участников групп. Группы либо создают службы сами, либо вынуждают агентства изменить свою практику. Мандрос и Уилсон (1994, 2—5) выделяют четыре вида теоретической работы, связанной с этой деятельностью. К ним относятся: ■ теоретический анализ источников социального недовольства; ■ классификация процессов воздействия на микросоциальную среду; ■ описание движений бедноты за власть; ■ осмысление практического опыта организации помощи таким группам. Многое из сказанного связано с дискуссией в гл. 10 о социальном развитии и развитии микросоциальной среды. По мнению Джека (1995), понятие активизации является парадоксальным. Оно связано с передачей власти (полномочий) клиентам для участия в решении своих проблем наряду со специалистами. Но если власть дается организацией или отдельным лицом, то это означает, что они должны передать свои властные полномочия. Группы самопомощи должны взять власть, поскольку в законодательстве или системе управления социальным обслуживанием отражены лишь незначительные полномочия клиента. Это не следует смешивать с предоставлением возможности, т.е. с тем, что делают социальные работники, когда помогают организациям развиваться для получения власти. Оливер (1996) утверждает, что социальные и политические права, связанные с гражданством, должны формировать основу власти для групп людей с ограниченными возможностями. При этом работа социальных служб должна быть более «участливой» (Крофт и Бересфорд, 1994; Шеммингс и Шеммингс, 1995), т.е. более согласованной в действиях по предоставлению услуг, чуткой, учитывающей культурные особенности (О'Брайан и Пэйс, 1998). Движение к достижению этого результата связано с идеей потребительства, т.е. с усилением возможностей потребителей услуг высказывать критику и жаловаться на социальные услуги, не соответствующие их потребностям. Бересфорд и Крофт (1993) пытаются внести изменения в деятельность социальных служб через активность групп и проведение кампаний. Такие подходы тесно связаны как с поддержкой самопомощи, так и с социальным развитием микросоциальной среды. Это возможно даже в тех сферах, в которых закон имеет ограничительный характер, например закон о защите детей (Клоук и Дэвис, 1995). Согласно Катц (1995), в работе по защите детей участие и активизация ресурсов клиента могут быть обеспечены с помощью получения доступа к информации, вовлечения клиентов в процесс
ятия решении, а также при серьезном внимании к альтернативным взгля-1а процесс социальной работы. Хегар (1989) считает, что работа с детьми имулированию их активности будет более эффективной, если применять 1Ы работы со взрослыми с учетом традиций и ценностей данного подхо-этом случае дети будут вовлекаться в процесс принятия решений и анализ а, поддерживающего самостоятельность в различных видах деятельности. >т и Бересдорф (1994) утверждают, что участие клиентов представляет цую важность, поскольку они имеют право быть вовлеченными в процесс ятия решений, имеющих к ним отношение, и осуществления действий. Их:чение отражает демократическую основу социальной работы, повышает ственность, делает предоставляемые услуги более эффективными и помо-юстичь целей социальной работы. Данный подход также позволяет протаять институционализированной дискриминации. По мнению Крофта и Бе-|рфа, практика соучастия предполагает следующее: стимулирование активности клиента, включающее сопротивление притеснениям и предоставление клиентам возможности нести ответствен-тость за решение своих проблем; гредоставление клиентам контроля, позволяющего определять их собственнее нужды, а также участвовать в принятии решений и планировании; шделение клиентов личностными ресурсами для обеспечения возможности >тстаивать свои права через развитие у них уверенности, самоуважения, шетойчивости, знаний и умений; организацию деятельности агентства, открытого для участия. еммингс и Шеммингс (1995) считают, что социальные работники дол-проявлять внимание и быть чуткими к желаниям и потребностям клиен-)ни должны доказать, что достойны доверия, будучи справедливыми и вуя соответствующим образом. 1лософия самоуправления, личной ответственности и самореализации активизацию ресурсов клиента связана с когнитивным и гуманистичес-юдходами. Они подчеркивают важность признания и формирования спо-ютей клиентов или их компетентности. Малюцио (1981) видит влияние и экологических систем, поскольку здесь требуется работа по формиро-э способностей клиентов эффективно взаимодействовать со своим окру-гм. Однако эта работа проводится также в рамках когнитивного подхода, •льку, как мы видели в главе 6, когнитивный подход включает в себя:з того, как люди воспринимают и интерпретируют информацию об ок-ощей среде (Флеминг, 1981). Силовая перспектива является гуманисти-й или конструкционистской, поскольку сосредоточена на способности [тов определять свое взаимодействие с окружающей средой. Однако счи-I, что ее сосредоточенность на возможности для стимулирования актив-клиента противоположна проблемно-ориентированным или дефицит-лоделям практики (Сэйлибей, 1992, 1996). Активизация ресурсов клиен-ащита его интересов придают большее значение дифференциалам влас-[ассам и социальному притеснению как аспектам, затрудняющим само-зацию и требующим активного преодоления.
Политика активизации ресурсов клиента и защиты его интересов Активизация ресурсов клиента и защита его интересов являются относительно новыми концептами. Хотя они и были востребованы в социальной работе, однако не находились в центре теоретической мысли. Симон (1995) считает, что активизация ресурсов клиента представляет собой идеал американской социальной работы. Эзелл (1994) считает таким идеалом защиту интересов клиента. Однако это предстает как истолкование на языке современной терминологии исторических идей, не предполагающих политических и социальных перемен. Тем не менее исследование Эзелл (1994) показало, что многие американские социальные работники использовали элементы защиты, главным образом, в индивидуальной работе с клиентом и в рамках деятельности своих агентств. Защита дела саше айуосасу выполнялась на добровольной основе. Кнаан (1996) утверждает, что американское общество многослойно и включает в себя как безжалостный капитализм, так и сложные системы, обеспечивающие благосостояние и независимость через добровольную и групповую помощь. В 1990-е гг. активизация ресурсов клиента и защита его интересов связывались со многими видами социальной работы. В частности с индивидуальной работой, которая рассматривалась как активизация ресурсов клиента, хотя во многих случаях в своем первоначальном значении активизация использовалась применительно к притесняемым группам, а не к отдельным лицам. Пароле (1996а) полагает, что активизация ресурсов клиента предназначена для того, чтобы предоставить клиентам большую возможность высказывать свое мнение об организации их обслуживания, принимать участие в планировании услуг через представительские консультации, а также объединяться с другими людьми при организации услуг по оказанию самопомощи. Использование активизации ресурсов клиента как модной концепции идеализирует и, возможно, вводит в заблуждение практику, поскольку роль социальных служб усиленно ограничивается задачами или предоставлением услуг. С таким же успехом активизация ресурсов клиента может быть целью, поскольку предоставление услуг в полном объеме затруднительно в условиях ограниченных финансовых возможностей. Практика активизации ресурсов клиента допускает, что социальные работники передают свою власть клиентам на то время, которое необходимо для оказания помощи клиенту в получении им возможности осуществлять контроль над своей жизнью. Для этого социальные работники нуждаются в ресурсах. Не следует смешивать активизацию ресурсов клиента и обеспечение возможностей для его развития. Активизация не ограничивается созданием возможностей, разрешением или помощью клиентам в совершении действий. Она предполагает отказ от власти и передачу ее клиентам для того, чтобы они могли постоянно контролировать свою жизнь. Милей и Дюбуа (1999) разработали практику, ориентированную в большей степени на микросоциальную среду. Эта практика включает фазу диалога, на которой формируются партнерские отношения с клиентом и определяются направления деятельности, фазу открытия, на которой определяются или создаются силы, союзы и ресурсы, фазу развития, на которой достигается прогресс в выполнении целей через использование обнаруженных ресурсов. Милей и Дюбуа фокусируются, в частности, на практике активизации ресурсов, создания союзов и расширения возможностей для людей, входящих в группы и общины. Джек (1995) считает, что передача власти путем отказа от власти невозможна. Увеличение общего объема используемой власти возможно, так как способность взять власть используется неполностью. Клиенты часто имеют власть, которую они не в состоянии использовать. Они могут также не верить в то, что у них есть власть. Таким образом, активизация ресурсов клиента является более эффективным подходом в социальной работе, чем традиционные радикальные подходы или теории антипритеснения, согласно которым притесняемые группы бессильны перед лицом притеснения властных структур (Пис, 2002). МакДональд и МакДональд (1999) считают влияние информации и открытость важными аспектами активизации ресурсов клиента. Имброгно (1999) поддерживает «диалектический дискурс», в котором активизация ресурсов клиента осуществляется с помощью взаимодействия сторон, обладающих властью. Следовательно, социальный работник активизирует клиента через процесс его вовлечения в дискурс важных проблем. Шерраден и др. (2002) считают, что «защита политики сотрудничества» может с пользой привлекать объединения клиентов, организации по месту жительства и политиков в области защиты, особенно если социальные изменения позволяют оказывать большее влияние на политические инициативы на местном уровне. Однако Бэрри и Сидэвэй (1999) утверждают, что работа с участием малых социальных групп, а также деятельностью по стимулированию активности клиента зачастую фокусируются на вопросе: «Как это сделать?», и на определении препятствий, а не на анализе типов желаемых перемен, которые могут быть достигнуты. Кроме того, по их мнению, недостаточно четко определены цели. Защита интересов клиента отчасти является аспектом активизации ресурсов клиента, так как может быть использована при обсуждении проблемы ресурсов в широком смысле или при изменении представления о клиентах, выработанного властными группами. Она также имеет длительную историю как аспект правовой работы по социальному обеспечению, а также как существенный аспект деятельности социальных работников от имени своих клиентов в рамках своих агентств или агентств, представляющих их интересы. В ряде случаев социальные работники отказываются от участия в защите клиентов, так как считают, что она должна осуществляться самими клиентскими группами (самозащита или защита равных). Однако наряду с традиционной профессиональной ролью в работе по защите интересов клиента социальные работники могут действовать как официальные адвокаты, следуя инструкциям своих клиентов. Риз (1991) также обращает внимание на политическую роль активизации ресурсов клиента в социальной работе. Он определяет следующие пять важных практических понятий в рамках активизации ресурсов клиента. ■ Биография. Через биографию анализируются опыт клиента и его взгляд на мир. Она позволяет понять неразрывность и последовательность опыта клиента и помогает определить, что мешает ему действовать. Изучение биографии повышает возможность изменить способ участия клиента в будущих событиях. ■ Власть. Власть следует понимать и как потенциально освобождающую, и как притесняющую. В соответствии с идеями об активизации ресурсов клиента власть рассматривается как что-то, что можно использовать позитивно, т.е. не обязательно (как в радикальной теории) связывается с притеснениями. Риз оценивает восприятие власти по ее воздействию на людей. Он привлекает внимание к политике как к процессу получения ресурсов и разрешения конфликтов с использованием влияния на властные структуры, и подчеркивает, что использование языка выражает властные отношения. ■ Политическое понимание. Политическое понимание необходимо для практической работы при изучении случаев принуждения и благоприятных возможностей. Осуществление социальной работы всегда связано либо с принятием имеющегося способа организации властных отношений, либо со стремлением изменить его. Вера в экономический либерализм связана с административным контролем над деятельностью агентств и социальных систем, особенно при решении вопросов производительности и эффективности. Однако в реальности цели административных структур, в большей степени связанных с притеснениями, отличаются от целей социальной работы, направленной на достижение справедливости. ■ Умения. Умения могут активизировать ресурсы клиента. Развитие и использование умений — эффективный способ приобретения опыта освобождения. ■ Взаимозависимость политики и практики. Развитие политики нельзя рассматривать вне связи с практической деятельностью социальных работников. Риз считает, что основной целью активизации ресурсов клиентов является социальная справедливость, которая обеспечивает им большую безопасность, а также политическое и социальное равенство на основе взаимной поддержки и совместного изучения проблемы, тем самым продвигая их малыми шагами к более общим целям. Кондрат (1995) утверждает, что при стимулировании активности клиента необходимо анализировать информацию. Речь идет о том, что следует сосредоточиться на локальных сведениях, особенно тех, что поступили от клиентов. Кроме того, практика должна отклонить инсайт и самосознание в качестве профессиональных и процедурных целей и сконцентрироваться на критической способности к распознаванию посредством диалога о властных различиях и переменах. Холмс и Соллебей (1993) утверждают, что лишь подход, в основе которого лежит сотрудничество, может потеснить властные аспекты традиционной медицинской модели социальной работы. Подобным образом Киффер (1994) считает, что активизация ресурсов клиента способствует достижению самоно-нимания и уверенности в себе, помогает более критично относиться к окружающей обстановке и развивать личностные и коллективные ресурсы для осуществления социальных и политических действий. По мнению Парслоу (1996в), социальные работники могут стимулировать активность клиента через установление с ним хороших отношений, понимание его точки зрения, а также с помощью профессиональных знаний и умений. Работа с группами самоуправления, предложенная Маллендером и Уодом (1991), отражает важный этап в развитии групповой работы в 1980-х гг. Последние тенденции в большей степени связаны с самопомощью и участием клиентов в работе групп, чем с терапевтическими подходами из других теорий. Однако всю групповую работу можно рассматривать как активизацию ресурсов клиента, что связано с гуманистическими ценностями (Пёнелл, 1985) и опытом воздействия на других людей в изолированном окружении (Хирагама и Хирагама, 1985). Она также может способствовать преодолению зависимости от стационарного обслуживания1 (Коппола и Ривас, 1985). Пиндерхьюз (1995) указывает на то, что зависимость не является предпочитаемым выбором, а представляет собой способ поиска власти в условиях близости к тем, кто ею обладает. Гутиэррез и др. (1995) изучали мнения социальных работников об активизации ресурсов клиентов в США. Концепции этих исследований включают контроль над жизнью, способность решать важные для клиентов проблемы, распознавать или развивать их стремление к действию, наличие доступа к вариантам выбора, а также независимость от других в принятии решений. Гутиэррез показывает, как рост самосознания в группах способствует развитию этнического сознания представителей меньшинств, что приводит к переоценке ими своих проблем и возможного способа изменения ситуации и позволяет клиентам стать более активными в решении проблем этнических меньшинств. Гутиэррез в определенной степени разделяет положение о том, что рост самосознания может привести к стимулированию активности клиента. Спиэр и Петерсон (2000) создали шкалу оценки анализа изменений индивида в процессе стимулирования его активности. В нее включены когнитивные факторы (мнение о методах власти), эмоциональные факторы (мнение клиентов о своем влиянии на различные ситуации) и поведенческие факторы (принимают ли клиенты участие в осуществлении различных форм политического влияния). Это исследование направлено на обеспечение эмпирической поддержки практической работы по активизации ресурсов клиента и укрепление профессиональной, а не идеологической, позиции. Активизация ресурсов клиента может быть использована в работе со взрослыми, например с пожилыми людьми (Тёрз и др., 1995; Стивенсон, 1996), поскольку взаимная поддержка позволяет взрослым людям разделить опыт стигматизации и уменьшить изоляцию. Кокс (1989), например, применял групповую работу для стимулирования активности пожилых людей. Барбер (1986) считает, что теория наученной беспомощности может создать интересную перспективу для социальной работы. Эта теория тесно связана со стимулированием активности клиента и обеспечивает ему определенную научную поддержку. Селигман (1975) в ходе ряда экспериментов с животными и людьми выявил, что если люди переживают ситуации, в которых их действия не оказывают влияния на происходящее с ними, то у них формируется представление о том, что их действия в целом не приносят результатов. Это приводит к нежеланию учиться полезному поведению в других 1 Стационарное обслуживание (гезШепНа/ саге) — специальная система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в специальные учреждения, например в дома престарелых. — Примеч. науч. ред. ситуациях. Люди могут утратить мотивацию, испытывать тревожность, подавленность. Этот факт подтверждает выводы Соломон (1976) о беспомощности. Люди, беспомощные в течение всей своей жизни, несут ощутимую ношу наученной беспомощности. По мнению Барбер (1986), необходимо обогащение окружающей обстановки с помощью передачи клиентам опыта ситуаций, в которых они находятся под контролем и достигают успешных результатов. С данной формой защиты связана (Тоуэлл, 1988; Рэмон, 1991; Браун и Смит, 1992) норм&шзация, или повышение социальной роли (Вольфенсбергер, 1972, 1984; Рэйс, 2003). Она предполагает, что клиентам, находящимся в социальных учреждениях, создают условия, близкие к тем, в которых они находятся вне этих учреждений. Нормализация является важным аспектом в развитии стационарного обслуживания (Синклер, 1988). Кроме того, ее можно использовать при работе с клиентами, реинтегрированными в микросоциальную среду из лечебного учреждения или после стационарного обслуживания. Рэмон (1989) считает, что повышение социальной роли включает деятельность между представителями общественности и профессионалами, обеспечивающими предоставление услуг, а также людьми с физической или умственной отсталостью и организациями, работающими с ними. Роуз и Блэк (1985) собрали многие из этих направлений развития в работу по защите, описывающую проект организации независимой жизнедеятельности душевно больных людей в условиях микросоциальной среды. Их концепция основывается на работе Фрейри (1972). Роуз и Блэк стремятся стимулировать активность клиентов, чтобы они могли стать субъектами собственной жизни, вовлекая их в процесс защиты. При критических дискуссиях с клиентами происходит вторжение в их субъективную реальность, которая исследуется совместно с ними. В результате клиенты могут осознать, как субъективная реальность ограничивает их контроль над окружением в конкретных ситуациях. Клиенты вовлекаются в трансформацию от зависимости к взаимозависимости совместно с коллективной сетью социальной поддержки. Полная автономия нежелательна да и недостижима, так как в определенной степени мы зависим друг от друга. В соответствии с перспективой Фрейри, работа Роуз и Блэка имеет образовательный характер. Все социальные перемены имеют политическое содержание, где или принимается, или отрицается существующий социальный порядок. Через доверительный диалог с клиентами, ведущими себя аутентично (в гуманистическом смысле), они вовлекаются в праксис, действуя и сталкиваясь с реальностью, порождаемой их действиями и затем влияющей на последующие действия. Праксис в этом смысле рефлексивен. Социальные работники пытаются проникнуть в мир клиентов и понять реальность, в которой они живут. Зачастую люди, находящиеся в лечебницах для душевно больных, испытывают притеснения, связанные с институционализацией и материальными лишениями. На этом опыте выстраивается их видение мира. Социальные работники поощряют самовыражение, помогающее клиентам обрести жизненные силы и ощущение собственной значимости. Подтверждение является основным процессом лечения, направленным на возвращение клиентам их способности к самовыражению. Социальные работники пытаются понять реальность жизни клиентов, отвергают суждения о том, что они неполноценны. Клиенты становятся «постановщиками-участниками» своей жизни, а не пассивными потребителями услуг. Роуз (1990) выделяет три принципа практики защиты и стимулирования активности клиента. ■ Принцип контекстуализации, согласно которому внимание фокусируется на понимании клиентами их «социального бытия», а не на предположениях и политических действиях социальных работников, что позволяет вести диалог, основываясь на реалиях клиентов. В процессе диалога клиенты получают возможность выражать и развивать свои чувства и понимание жизни. ■ Принцип, согласно которому активизация ресурсов клиента поддерживает клиентов в определении полного диапазона возможностей по удовлетворению их нужд. Работа концентрируется на помощи клиентам в принятии решений, влияющих на их жизнь. ■ Принцип общности, согласно которому внимание концентрируется на уменьшении чувства изоляции и объединении клиентов для того, чтобы они общались. Опыт этой формы общения порождает у клиентов сознание собственной значимости. Подобно этому, важным принципом структурного подхода к социальной работе, по мнению Моро (1990), является коллективизация, а не персонализация, опыта. Активизация ресурсов клиента: основные концепции Полномасштабная активизация ресурсов клиента и перспективы защиты его интересов появились в 1980— 1990-х гг. В США они основываются, в частности, на работе с группами этнических меньшинств, но выходят за пределы этнической и культурной чуткости в межличностной практике (см. гл. 12) благодаря включению социальных перемен и трансформации (см. гл. 11), особенно при групповой работе и работе с малыми социальными группами. В Великобритании авторы концепции активизации пытаются внести перспективы преобразований в рамки административных и политических ограничений государственной социальной работы. Авторы критических теорий (например, Хамфриз, 1996) утверждают, что подобные попытки включения социальных перемен в практическую работу, направленные на достижение социального согласия, будут безуспешными, поскольку они ослабляют влияние социальных перемен, на которые направлены критические перспективы. Большое значение в развитии активизации ресурсов клиентов имеет работа Соломон (1976) «Стимулирование активности темнокожих клиентов» («В1аск етро\уегтеп1»), основанная на исследовании эмансипации групп этнических менкшинств. Интересны также более современные работы Ли «Активизация ресурсов клиентов как подход к практике социальной работы» («ТНе Етргошегтепг Арргоасп 1о 5ос1а1 \Уогк РгасНсе») (2001), а также Гутиэррез и др. «Активизация ресурсов клиента в практике социальной работы» («ЕтродуегтеШ т 8ос1а1 \Уогк Ргасисе», 1998). Следует также упомянуть труды Риза (1991), работавшего в Великобритании и Австралии, и изданный в Ка- наде сборник под редакцией Шер и Уэллс (1999). В этих работах затрагиваются также вопросы стимулирования активности клиентов-женщин, так как они являются важными объектами социальной работы. Кроме того, интересны две концепции британских авторов различной направленности. В работе Эдамса (2003) представлены общие сведения о практике активизации ресурсов клиента, особенно относящиеся к работе с группой и работе в микросоциальной среде для поддержки самопомощи, что связано с традицией защиты посредством идеи самозащиты. Брэй и Престон-Шут (1995) представляют более широкую практическую перспективу. Маллендер и Вод (1991) в работе «Работа с группами самоуправления» («5е1Г-01гес1ес1 Огоир\уогк») излагают практические материалы, относящиеся и групповой работе по активизации ресурсов клиента, и предлагают более радикально-критический подход к практике стимулирования. Защита интересов клиента: основные концепции Один из источников работы по защите интересов клиента связан с основными концепциями трансформационной практики с участием клиентов, имеющих задержку умственного развития, или физические и психические заболевания (Роуз, 1990; Роуз и Блэк, 1985; Брэндон, 1995). В учебном пособии Бэйтмэна (2000) и книге Фимистера (1986) представлен подход британских авторов к защите прав клиента на социальное обеспечение. Более широкий взгляд на защиту предлагается в американских исследованиях (Шнайдер и Лестер, 2001). Шнайдер и Лестер переносят навыки социальной работы широкого профиля в практику, ориентированную на сохранение различных законодательных и социальных прав. Соответствующая область социальной работы на макроуровне (например, Брюггеманн, 2002) отражает системный подход, характерный для американской школы социальной работы. В рамках этого подхода защита по делу включается в более широкие направления работы по изменению микросоциальной среды и достижению социальных перемен. Ли: активизация ресурсов клиента как подход в социальной работе В основе концепции Ли (2001) лежит стремление социальных работников к социальной справедливости, оказание поддержки малым социальным группам по месту жительства и правовой помощи клиентам. Несмотря на то, что практика активизации ресурсов клиента сложилась на основе работы с этническими меньшинствами, она также отвечает потребностям групп, не обладающих властью (например, дети и женщины). Ли обращает особое внимание на международную систему как главного поставщика бедности. Хотя активизация ресурсов клиента является клинической деятельностью и направлена на индивида и семью, она также ориентируется и на микросоциальную среду. Центральное место в активизации ресурсов клиента занимают три концепта: ■ развитие более позитивного и глубокого осознания собственного «Я»; ■ конструирование знаний и способности к достижению критического взгляда на социальную и политическую реальность; ■ развитие ресурсов, стратегии и способности для достижения личных и коллективных целей. Социальные работники должны стремиться к формированию чувства общности с клиентами для того, чтобы они могли вместе разрешать противоречия, возникающие вследствие уязвимости и притеснений в обществе богатых и наделенных властью. Обладать критическим сознанием, а также знанием структурного неравенства и притеснений — значит, обладать властью. Трансформация как результат повыщения самосознания происходит, когда люди видят альтернативы их нынешнему трудному положению. Это дает им возможность принять на себя ответственность за достижение перемен и работать по повышению эффективности в их осуществлении. Работа по формированию чувства общности в группе является основным методом практической работы. В активизации ресурсов клиента можно выделить аспекты, которые связывают ее с другими перспективами социальной работы. ■ Активизация ресурсов клиента является биопсихологической теорией, использующей из психодинамической практики такие идеи, как эгофунк-ционирование, а также адаптацию и совладение — из эколог
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|