Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и происхождение государства.

  Государство—это «совместное поселение», в котором «каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь».

Формы правления. В обществе наблюдается круговорот несовершенных форм государственного устройства:

1. Аристократия — исторически первая форма правления,существовавшая в мифический «век Кроноса»; власть мудрейших достойнейших во главе с благородными царями.

 

2.  Тимократия — военное государство ахейского типа,в котором власть принадлежит «сильным духом и крепким телом» воинам, стремящимся к подвигам и славе честолюбивым вождям и героям. Тимократическое государство будет вечно воевать с другими государствами, поскольку в нем «господствует яростный дух».

 

3.  Олигархия — господство немногих богатых над большинством бедных. Олигархия неразлучна с борьбой сословий; такое государство никогда не будет единым, ибо в нем будет как бы два государства: «одно — государство бедняков, другое — богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга». Олигархическое государство будут постоянно потрясать внутренние войны, поскольку оно держится применением вооруженной силы или запугиванием основной массы населения, лишенной власти.

4.  Демократия — государство,в котором появляется полнаясвобода и возможность делать то, что хочешь. Все государственные должности при этом строе замещаются по жребию, а не по деловым качествам, поэтому достойным и мудрым людям бывает трудно занять видные государственные посты.

 

5.  Тирания — власть одного человека,узурпированная им в результате военного переворота. Тиран постоянно вовлекает граждан в различные войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. В конечном счете, такой правитель вместе со своими приспешниками становится угнетателем и притеснителем народа, а тирания оказывается наихудшей формой правления.

 

В отличие от несовершенных форм правления идеальное государство (диалог«Государство»):

— основано на божественной справедливости;

— обладает четырьмя этическими добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью и справедливостью, в соответствии с которой каждому гражданину государства предписывается какое-нибудь особое занятие и особое положение;

— представляет собой осуществление идеи блага как высшей идеи, правящей миром;

— состоит из трех сословий: правители (философы), стражи (воины) и производители (ремесленники и земледельцы); при этом каждое сословие занимается только своим делом.

В таком государстве:

— руководят немногие, однако лишь те, кто действительно способен хорошо управлять людьми в силу обладания природными задатками и соответствующей долголетней подготовкой;

— в высших сословиях отсутствуют семья и частная собственность, строго регламентированы быт и отношения полов;

— сурово караются свободомыслие и неверие в богов.

«Второй по достоинству» государственный строй (диалог «Законы») это:

— смешанное государство (сочетает начала монархии и демократии);

— представляет собой сравнительно небольшой земледельческий полис, к которому примыкает окружающая Город территория;

— общество, где допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий.

В таком государстве:

— свободное население состоит из 5040 человек;

— земля делится по жребию на равные наследственные участки, при этом каждый гражданин получает два надела — один возле Города и один у границы, но не в частную собственность, а в личное пользование;

— люди заняты по преимуществу сельским хозяйством, но сами граждане не работают — это рабовладельцы, живущие за счет эксплуатации рабов;

— все граждане в зависимости от размеров имущества разделяются на 4 класса;

— пределы бедности и богатства регулируются строгими законами;

— торговля и ремесла разрешены только иностранцам, ростовщичество запрещено;

— быт пронизан коллективизмом и единомыслием;

— процесс воспитания детей строго регламентирован и осуществляется под контролем должностных лиц;

— детальные и суровые законы контролируют общественную и частную жизнь людей;

— на страже законов стоит правосудие, к отправлению которого причастны все граждане государства;

— обязательна слежка граждан за воззрениями друг друга и всеобщее доносительство;

— форма политического устройства — аристократическая республика. Ее руководящие органы являются выборными и состоят из Ареопага (37 членов), Совета (350 членов), стратегов (военачальников), попечителей храмов, жрецов, надзирателей рынков, городских чиновников, надзирателей за финансами, надзирателей за сельским хозяйством;

— возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет, занимать государственные посты они могут в общей сложности не более 20 лет;

— все кандидаты на должности в обязательном порядке проходят докимасию — проверку их способности управлять государством;

— существует и народное собрание, к участию в котором под страхом наказания обязываются лишь граждане первого и второго классов; для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно;

— во главе государства находится контролирующий орган — «Ночное собрание», которое состоит из 10 мудрейших старцев. Оно следит за процветанием добродетели, охраняет законный порядок, организует и использует тайную полицию из молодых людей, которые должны доносить обо всем, что творится в Городе;

— все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в строгом соответствии с законами; лишь мудрецы «Ночного собрания», причастные к божественной истине, стоят над законами;

— количество лиц, наделенных верховной властью, не имеет значения: если среди мудрейших и достойнейших выделится кто-нибудь один, то это правление будет монархией, а если несколько — то аристократией.

Учение о законах (диалоги«Политик», «Законы»).

— «Я предвижу близкую гибель того государства, где законы находятся под чьей-либо властью. Там же, где законы являются владыкой, а владыки — его рабами, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

— Закон — определение разума: «Мы должны всеми средствами подражать той жизни, которая, как говорят, была при Кроносе; мы должны, насколько позволяет присущая нам доля бессмертия, убежденно следовать этой жизни, как в общественных, так и в частных делах — в устроении наших государств и домов, — именуя законом эти определения разума».

— «Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом».

— «Есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы».

— «Законы, руководствуясь советом богов, сделают наше государство вполне счастливым и блаженным».

— «Там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя».

— «Невозможно устанавливать законы вразрез с местными условиями».

— «Из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, — наука о законах».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...