Сущность и происхождение государства.
Государство—это «совместное поселение», в котором «каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь». Формы правления. В обществе наблюдается круговорот несовершенных форм государственного устройства: 1. Аристократия — исторически первая форма правления,существовавшая в мифический «век Кроноса»; власть мудрейших достойнейших во главе с благородными царями.
2. Тимократия — военное государство ахейского типа,в котором власть принадлежит «сильным духом и крепким телом» воинам, стремящимся к подвигам и славе честолюбивым вождям и героям. Тимократическое государство будет вечно воевать с другими государствами, поскольку в нем «господствует яростный дух».
3. Олигархия — господство немногих богатых над большинством бедных. Олигархия неразлучна с борьбой сословий; такое государство никогда не будет единым, ибо в нем будет как бы два государства: «одно — государство бедняков, другое — богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга». Олигархическое государство будут постоянно потрясать внутренние войны, поскольку оно держится применением вооруженной силы или запугиванием основной массы населения, лишенной власти. 4. Демократия — государство,в котором появляется полнаясвобода и возможность делать то, что хочешь. Все государственные должности при этом строе замещаются по жребию, а не по деловым качествам, поэтому достойным и мудрым людям бывает трудно занять видные государственные посты.
5. Тирания — власть одного человека,узурпированная им в результате военного переворота. Тиран постоянно вовлекает граждан в различные войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. В конечном счете, такой правитель вместе со своими приспешниками становится угнетателем и притеснителем народа, а тирания оказывается наихудшей формой правления.
В отличие от несовершенных форм правления идеальное государство (диалог«Государство»): — основано на божественной справедливости; — обладает четырьмя этическими добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью и справедливостью, в соответствии с которой каждому гражданину государства предписывается какое-нибудь особое занятие и особое положение; — представляет собой осуществление идеи блага как высшей идеи, правящей миром; — состоит из трех сословий: правители (философы), стражи (воины) и производители (ремесленники и земледельцы); при этом каждое сословие занимается только своим делом. В таком государстве: — руководят немногие, однако лишь те, кто действительно способен хорошо управлять людьми в силу обладания природными задатками и соответствующей долголетней подготовкой; — в высших сословиях отсутствуют семья и частная собственность, строго регламентированы быт и отношения полов; — сурово караются свободомыслие и неверие в богов. «Второй по достоинству» государственный строй (диалог «Законы») это: — смешанное государство (сочетает начала монархии и демократии); — представляет собой сравнительно небольшой земледельческий полис, к которому примыкает окружающая Город территория; — общество, где допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. В таком государстве: — свободное население состоит из 5040 человек; — земля делится по жребию на равные наследственные участки, при этом каждый гражданин получает два надела — один возле Города и один у границы, но не в частную собственность, а в личное пользование;
— люди заняты по преимуществу сельским хозяйством, но сами граждане не работают — это рабовладельцы, живущие за счет эксплуатации рабов; — все граждане в зависимости от размеров имущества разделяются на 4 класса; — пределы бедности и богатства регулируются строгими законами; — торговля и ремесла разрешены только иностранцам, ростовщичество запрещено; — быт пронизан коллективизмом и единомыслием; — процесс воспитания детей строго регламентирован и осуществляется под контролем должностных лиц; — детальные и суровые законы контролируют общественную и частную жизнь людей; — на страже законов стоит правосудие, к отправлению которого причастны все граждане государства; — обязательна слежка граждан за воззрениями друг друга и всеобщее доносительство; — форма политического устройства — аристократическая республика. Ее руководящие органы являются выборными и состоят из Ареопага (37 членов), Совета (350 членов), стратегов (военачальников), попечителей храмов, жрецов, надзирателей рынков, городских чиновников, надзирателей за финансами, надзирателей за сельским хозяйством; — возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет, занимать государственные посты они могут в общей сложности не более 20 лет; — все кандидаты на должности в обязательном порядке проходят докимасию — проверку их способности управлять государством; — существует и народное собрание, к участию в котором под страхом наказания обязываются лишь граждане первого и второго классов; для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно; — во главе государства находится контролирующий орган — «Ночное собрание», которое состоит из 10 мудрейших старцев. Оно следит за процветанием добродетели, охраняет законный порядок, организует и использует тайную полицию из молодых людей, которые должны доносить обо всем, что творится в Городе; — все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в строгом соответствии с законами; лишь мудрецы «Ночного собрания», причастные к божественной истине, стоят над законами;
— количество лиц, наделенных верховной властью, не имеет значения: если среди мудрейших и достойнейших выделится кто-нибудь один, то это правление будет монархией, а если несколько — то аристократией. Учение о законах (диалоги«Политик», «Законы»). — «Я предвижу близкую гибель того государства, где законы находятся под чьей-либо властью. Там же, где законы являются владыкой, а владыки — его рабами, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». — Закон — определение разума: «Мы должны всеми средствами подражать той жизни, которая, как говорят, была при Кроносе; мы должны, насколько позволяет присущая нам доля бессмертия, убежденно следовать этой жизни, как в общественных, так и в частных делах — в устроении наших государств и домов, — именуя законом эти определения разума». — «Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом». — «Есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы». — «Законы, руководствуясь советом богов, сделают наше государство вполне счастливым и блаженным». — «Там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя». — «Невозможно устанавливать законы вразрез с местными условиями». — «Из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, — наука о законах».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|