Тема 3. Политические учения Средневековья.
Политическое учение Фомы Аквинского Политическое учение Никколо Макиавели Политическое учение Жана Бодена
Основные определения по теме: Возрождение — эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.
Ересь (греч. hairises — особое вероучение) — особое вероучение, отклоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви.
Клерикализм —политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни. Литература: 1; 5;9;14;16;18 Политическое учение Фомы Аквинского Фома Аквинский —итальянский католический философ и политический мыслитель, доминиканский монах, преподаватель ряда университетов Западной Европы. Биография. Фома родился в1225или1226г.под Неаполем,вокрестностях городка Аквино (Ломбардия), в семье графа Ландольфо. Он принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником Фридриха Барбароссы. В жилах Аквината текла норманнская и ломбардская кровь. При крещении мальчик по-лучил имя Томазо (по-гречески — Фома). Фома был грузным мужчиной, передвигался медленно и всегда оставался спокойным. В студенческой среде юношу прозвали «немым бычком». Его учитель Альберт Великий однажды пророчески заметил: «Этот немой бык заполнит своим ревом весь мир». Сначала Фома учился в школе при аббатстве, а затем — в университете Неаполя, основанного Фридрихом II. В Неаполе он сблизился с доминиканцами — нищенствующими монахами — и стал одним из них, отказавшись от графского титула. Семья будущего философа отнеслась к этому поступку враждебно: некоторое время его даже держали под домашним надзором.
Получив свободу, Фома продолжил обучение у доминиканца Альберта Великого — сначала в Париже, а затем — в Кельне. Целью доминиканского ордена была борьба с ересями «при помощи костров и силлогизмов». В 1252 г. главный магистр доминиканского ордена пригласил Фому в качестве своего ассистента в Париж. С 1252 по 1254 гг. он — бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 гг. — бакалавр «сентенциариус». С 1256 по 1259 гг. Аквинат, будучи магистром теологии, возглавляет кафедру в Парижском университете. Затем, по традиции ордена, начинаются странствия Фомы, связанные с преподаванием в университетах Кельна, Болоньи, Рима, Неаполя. 7 марта 1274 г. по пути в Лион, куда он направлялся по приказу папы Григория Х для участия в Соборе, Аквинат умер. Канонизирован 18 июля 1323 г. В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.
Фому Аквинского называли «универсальным доктором» за широкую эрудицию и «ангельским доктором» за верность учению Католической церкви. В 1567 г. он был признан пятым «великим учителем церкви». В 1879 г. религиозно-политическое учение Фомы Аквинского объявляется папой Львом XIII «единственно истинной философией католицизма». Основные работы: «Сумма теологии» (1265—1274гг.),«О правлении государей» («О правлении владык») (1266 г.). Содержание политического учения Учение о государстве. Государство—часть универсальногопорядка, создателем и управителем которого является Бог. Существование государства вследствие объединения людей в политическое сообщество — естественный закон, веление разума. Человек отличается от всех других созданных Богом тварей тем, что он — животное политическое, а поэтому стремится к объединению, к общению с другими людьми для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей.
Поэтому семья не может обеспечить безопасности, порядка и полного удовлетворения материальных и духовных потребностей человека; для этого необходимо общество, которое объединяет людей разных способностей и занятий. Создание государства — проявление инстинкта человека, результат его естественной склонности к общественной жизни, однако и оно предопределено волей Бога и опосредовано разумом человека. Цель государства — общее благо,как материальное,так и духовное. Политическое общество предполагает власть, в которой необходимо различать три элемента: — сущность власти, т.е. порядок отношений господства и подчинения, при котором подданные подчиняются правителям. Этот порядок установлен Богом, а все, что от Бога — это добро; — происхождение (приобретение) власти, которое может быть правильным или неправильным («незаконная или дурная власть не от Бога»); — использование власти, которое может быть правильным или неправильным (злоупотребляющий властью заслуживает того, чтобы она была у него отнята). Таким образом, повиноваться власть имущим следует постольку, поскольку они от Бога. Но они могут быть и не от Бога: — по неправильному приобретению власти: в этом случае похититель власти не есть настоящий правитель, и люди вправе не повиноваться ему; — по злоупотреблению властью, которое может быть двояким: 1) когда повелевается то, что противно повелению Божьему, ибо Бог — высший властитель; 2) когда повелевается то, на что не простирается власть правителя. Если злоупотребление властью оборачивается тиранией, то народ имеет право на восстание против правителя: «Восстание в защиту общей пользы не должно называться возмущением и считаться грехом». Соотношение светской и духовной властей. Светская властьдолжна управлять только «телесными действиями подданных», а духовная власть — душами людей. «Так как духовная власть и светская обе производны от власти Божьей, то светская власть настолько находится под духовной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской. В том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти, чем церковной, соответствии с поучением “ Отдайте кесарево кесарю ”». Духовная власть может вмешиваться в дела светской власти:
«Гражданская власть подчиняется духовной, как тело душе. Поэтому нельзя считать неправильным присвоением власти, когда духовное лицо вступает в те светские дела, в которых гражданская власть ему подчиняется, или которые предоставляются ему гражданской властью». Государство должно помогать церкви в борьбе с ересью: «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси». Формы правления. В зависимости от отношения к общемублагу государства делятся на правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия). Правильные государства представляют собой политическую власть, основывающуюся на праве и обычае, а неправильные — власть деспотическую, основывающуюся на произволе, не ограниченном правом. Наилучшей формой правления является монархия, поскольку: — власть царя напоминает власть Бога; — Иисус для своей церкви пожелал именно монархической организации; — среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, — сердце; — среди частей души главенствует одна — разум; — у пчел один царь; — жизненный опыт свидетельствует, что провинции и города-государства, которыми управляет не один правитель, постоянно одолеваются раздорами; «и, напротив, провинции и города-государства, которые управляются одним государем, наслаждаются миром, славятся справедливостью и радуются процветанию». Есть две разновидности монархии — абсолютная и политическая. Более предпочтительной является политическая монархия, которая на практике является сословно-представительной и имеет два преимущества перед абсолютной монархией:
— в ней власть государя ограничивается сословно-представительными учреждениями, в которых главную роль играют светские и духовные феодалы («князья церкви»); — кроме того, власть государя в политической монархии ограничена законом, который принимается представительными учреждениями. Правовое учение. Определения закона: — «закон есть известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него»; — «закон должен иметь в виду общее благо»; — «сущность закона состоит в устроении порядка человеческой жизни в отношении к блаженству»; — «закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе». Классификация законов: 1. Вечный закон — естественный божественный закон;установленный Богом порядок вещей в мире, план Провидения, известный лишь Богу и блаженным святым. Вечный закон есть сам божественный разум, управляющий миром, направляющий все действия и движения вещей.
2. Естественный закон — отражение вечного закона в человеческом разуме. Основной принцип естественного закона: «надо делать добро и избегать зла». Порядок предписаний естественного закона есть сам порядок естественных наклонностей человека: сюда относится стремление к самосохранению, половые отношения и воспитание детей, познание Бога и общественная жизнь. Естественная наклонность человека как разумного существа состоит в том, чтобы действовать по указаниям разума. Поэтому к естественному закону принадлежат все действия человека, насколько они разумны (добродетельны). 3. Человеческий (положительный) закон необходим для спокойствия людей и для развития в них добродетели. Есть люди, склонные к порокам и не внемлющие требованиям вечного и естественного законов, поэтому надо принуждать их силой и страхом воздерживаться от зла и не нарушать чужого спокойствия. Подобное принуждение и является главной задачей человеческого закона. Человеческий закон — настолько закон, насколько он проистекает из закона естественного: отклонение же от естественного закона не есть закон. Обязателен для совести только тот человеческий закон, который справедлив. Целью человеческого закона является общее благо, поэтому он может предписывать все добродетели, ибо нет добродетели, действия которой не требовались бы или не устраивались бы в виду общего блага. Поскольку люди в большинстве своем несовершенны, человеческий закон не может запрещать всех пороков: он запрещает только важнейшие, от которых может воздерживаться большинство людей.
Существует два вида несправедливых человеческих законов: 1) те, которые противоречат человеческому благу — такие законы необязательны для подданных; 2) те, которые противоречат божественным установлениям — такие законы вовсе не следует исполнять, ибо Богу надо повиноваться более, нежели человеку. 4. Божественный (Откровенный) закон (правила исповедания), данный людям в Божественном Откровении (в Ветхом и Новом Заветах). Божественный закон необходим: — для того чтобы помочь человеку уяснить конечную цель человеческого бытия; — в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных разногласиях относительно должного и справедливого, спорах о достоинствах и недостатках человеческих законов и т.д.; — для того чтобы направлять порывы человеческой души, которые не подпадают под действие человеческого закона, регулирующего лишь внешние действия человека; — для искоренения всего злого и греховного: грехи, не запрещенные человеческим законом, должны быть запрещены законом, имеющим божественное происхождение. Право —это действие справедливости в Божественном порядке человеческого общежития. Справедливость — одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека к другим людям и состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего. Право — это действие, уравненное в отношении к другому, в силу какого-либо способа уравнения. Способ уравнения может быть двоякий: 1) по природе вещей и 2) в силу человеческого установления. Отсюда — разделение права на естественное и положительное. Человеческое установление можетсделать правом только то, что не противоречит праву естественному.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|