Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины происхождения государства.

1. Врожденная потребность людей жить вместе: «Ибо человек не склонен к обособленному существованию и уединенному скитанию, но создан для того, чтобы даже при изобилии всего не удаляться от подобных себе».

2. Природное желание человека продолжить свой род: «Первоначальные узы состоят в самом супружестве, далее — в появлении детей, затем в создании одного дома и общего имущества; это уже начало и как бы рассадник государства. В дальнейшем возникают связи между братьями, затем между двоюродными братьями и сыновьями, которые, когда один дом уже не может их вместить, уходят в другие дома, словно в колонии. Затем возникают браки и связи между свойственниками, благодаря чему близких людей становится еще больше. Это появление и распространение потомства служит началом государств».

 

3. Потребность в охране частной собственности: поскольку «частной собственности не бывает от природы», то имущественные и социальные различия между людьми возникают не от рождения, а путем завоевания, завладения, на основе соглашения или закона. Защита частной собственности является важнейшей задачей государства.

 

Формы государственного правления различаются по двумкритериям: 1) количество правящих и 2) цели правления — способность государства к осуществлению определенной добродетели.

1. Царская власть — «когда верховная власть находится в руках одного человека», при этом «благоволением своим нас привлекают цари».

 

2.   Аристократия (власть оптиматов) — «когда власть находится в руках у выборных», правление которых олицетворяет мудрость.

 

3.  Демократия — когда«все находится в руках народа»,а гражданам свойственна свобода.

При всех достоинствах эти простые (правильные) формы государственного правления несовершенны, поскольку не предусматривают «ступеней общественного положения»: каждая форма дает преимущества какой-либо одной группе граждан, забывая об интересах других групп. Следствием этого является отсутствие в государстве равновесия и устойчивости:

1.Монархия перерождается в тиранию, где нет справедливости, «нет общей связи народа в виде права и согласия людей и вообще нет никакого государства»;

2.Аристократия перерождается в олигархию, в которой господствует клика богатых и знатных;

3. Демократия перерождается в охлократию, когда правят «безумие и произвол толпы».

 

«Государственную власть, словно мяч, выхватывают тираны царей, у самих тиранов — первенствующие люди или народ, а у народа — клика или тираны». Все эти «дурные государства» вообще не являются государствами, поскольку ни одно из них не является «достоянием народа» и «общим правопорядком».

Концепция совершенного государства. Наилучшей формойгосударственного правления является смешанная форма государства —государство,соединяющее в себе достоинства монархии,аристократии и демократии; где «было бы нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». Важнейшими достоинствами такого строя являются прочность государства и правовое равенство его граждан. Именно таким государством была Римская республика «во времена отцов и дедов»,в которой:

монархическое начало представлено властью консулов;

аристократическое начало представлено правлением Сената;

демократическое начало представлено Народным собранием и народными трибунами.

Основатели совершенного государства сознают «необходимость равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий, с тем чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа».

По форме правления идеальное государство является аристократической сенатской республикой,оно может стать вечным приналичии следующих условий:

— разделение и взаимное равновесие властей;

— существование мудрого государственного деятеля (политика);

— наличие идеального гражданина как субъекта государства и права;

— существование справедливых законов.

Только мудрый государственный деятель способен «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой». Для этого он должен обладать следующими качествами:

— изучать науки о государстве и праве как «такие науки, которые могут сделать нас полезными государству»; такое служение государству — «самая главная задача мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность»;

— уметь «видеть пути и повороты в делах государства, дабы зная, куда приведет тот или иной из них, быть в состоянии задержать его ход и даже воспрепятствовать ему»;

— всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка»;

— руководствоваться интересами подвластных, забыв свои собственные;

— заботиться о государстве в целом, не отдавая предпочтение какому-либо сословию;

— быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым;

— не прислушиваться к черни и не связывать своих надежд с получением наград;

— «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив»;

— обладать способностью смягчаться и быть милосердным, проявлять доступность и душевную простоту;

— бороться с преступностью не только с помощью санкций закона, но также развивая в людях чувство стыда, воспитывая в них добрые нравы и распространяя философские учения;

— в том случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель должен «как диктатор установить в государстве порядок».

«Идеальный гражданин»:

— должен следовать таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность;

— не должен вредить другим, покушаться на чужую собственность или совершать иные несправедливости;

— обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага;

— должен активно участвовать в политической жизни;

— обязан защищать отечество в качестве воина.

Учение о праве. В основе всеобщего мирового закона природы лежат принципы человеческой природы, неотъемлемые, вечные и неизменные качества — разум и справедливость, которые составляют естественное право — высший, истинный закон.

Разум и справедливость являются основой согласия людей, объединившихся в государство:

разум означает естественно-правовое требование жить в согласии с природой, честно и добродетельно;

справедливость как основной принцип естественного права «воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними» (т.е. гражданами). «Первое требование справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей».

Виды права. Естественное право (высший истинный закон) — это разумное, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное положение, которое:

— приказывая, призывает к исполнению долга;

— запрещая, отпугивает от преступления;

— ничего не приказывает честным людям и не запрещает им;

— не воздействует на бесчестных, приказывая или запрещая им что-либо.

«Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением Сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем».

Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — Бог, создатель, судья, автор закона».

Наряду с естественным правом в государстве действует также позитивное право (писаный закон) —законы,традиции и обычаи предков, санкционированные государством, решения Сената, приговоры судей, повеления народов.

Естественное право и позитивное право различаются:

по источнику происхождения: естественное право обусловлено природой или богом: «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера»; позитивное право устанавливается человеческими решениями и постановлениями. Естественное право не зависит от позитивного права: «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы»;

по времени возникновения: естественное право возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство как «общий правопорядок» с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право;

по своей юридической силе: естественное право есть «сила природы», «ум и сознание мудрого человека», «мерило права и бесправия». Поэтому естественное право обладает верховенством над писаным законом. Критерием и мерилом справедливостиили несправедливости человеческих (писаных) законов является их соответствие или несоответствие естественному праву. Несправедливые человеческие законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками».

Разновидности позитивного (волеустановленного) права:

— частное право регламентирует все,что связано с пользой

отдельных лиц;

публичное право регулирует отношения, которые затрагивают интересы государства;

международное право («право народов») регулирует вопросы войны и мира, заключения договоров, соблюдения обязательств.

Важнейшим условием действия законов является убежденность граждан в том, что всем правят боги. Поэтому в деле правового регулирования ведущую роль должны играть жрецы. Соблюдение законов обеспечивается также позитивными в социальном плане природными склонностями человека: благородством, любовью к отечеству, чувством долга, желанием служить ближнему.

Существенным признаком закона является то, что он «принят и установлен для всех»:

— поскольку боги дали разум каждому человеку, а право есть следствие разума, то «в разуме и в праве все люди равны»;

— люди всегда стремились именно к равному праву как единственно возможной основе взаимопонимания и сотрудничества;

— установление равного для всех права стало следствием того, что общинники убедились в невозможности найти абсолютно справедливого и честного правителя, способного всегда отстаивать принцип равенства.

Законы должны соблюдать и правители, и подвластные: в государстве должна быть установлена «мера власти для магистратов и мера повиновения для граждан». Принцип законности лежит в основе государственной жизни: «Нет ничего более пагубного для государства, ничего более противного праву и законам, ничего менее подобающего гражданину и менее человечного, чем насильно проводить, что бы то ни было, живя в упорядоченном и устроенном государстве». Если государство переходит от законности к насилию, его крах неминуем.

Справедливость и законность должны соблюдаться и при назначении наказания: «Надо следить и за тем, чтобы тяжесть наказания не превышала тяжести проступка и чтобы не получилось так, что за одни и те же проступки одних людей постигала кара, а другие даже не были привлечены к ответственности». Важным компонентом наказания является божья кара, которая заключается в душевных мучениях при жизни и в позоре после смерти.

Строже других необходимо соблюдать право войны. При этом:

— всегда следует заботиться о сохранении мира, который не таил бы в себе коварных замыслов будущей войны;

война—звериный способ разрешения споров,поэтомуприбегать к нему можно только тогда, когда исчерпаны возможности переговоров;

— войны надо начинать только во имя справедливой цели;

— справедливость требует, чтобы войне предшествовало предъявление требований или как минимум объявление о начале войны;

— слово надо держать даже перед врагом;

— войны надо вести, воздерживаясь от жестокости;

— после войны следует сохранить жизнь тем, кто во время войны не был «ни свиреп, ни жесток».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...