Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое учение Аристотеля

Аристотель —древнегреческий философ и ученый,основатель античной политической науки и ряда естественных наук, родоначальник формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.

Биография. Аристотель родился в384г.до н.э.в Стагире,греческом городе-полисе, расположенном во Фракии. Его отец Никомах был лейб-медиком македонского царя Аминты II, и будущий философ в детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии. В 367 г. до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где стал слушателем Платоновской Академии. В стенах этого заведения он пробыл около 20 лет.

После смерти Платона Аристотель покинул Афины и перебрался в малоазийскую Грецию, где активно занимался философией и научными исследованиями. В 343 г. до н.э. он был приглашен царем Филиппом II в столицу Македонии Пеллу в качестве воспитателя тринадцатилетнего наследника престола Александра — впоследствии великого полководца древности. В Македонии Аристотель пробыл около восьми лет. В 335 г. до н.э. в возрасте 50 лет Аристотель возвратился в Афины, где открыл собственную философскую школу, в которой преподавал 12 лет. Эта школа была расположена возле храма Аполлона Ликейского (отсюда ее название — Ликей или Лицей). В состав Ликея входил тенистый сад с крытыми галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля также называлась перипатической (от греч. peripateo — «прохаживаюсь», «прогуливаюсь»), а члены школы — перипатетиками («прогуливающимися»).

Второй афинский период жизни Аристотеля почти полностью совпадает со временем завоевательных походов Александра Македонского, с которым философ постоянно поддерживал связь. Смерть Александра вызвала в Афинах восстание против македонского владычества в Греции. Обвиненный в промакедонских симпатиях, Аристотель был вынужден бежать на остров Эвбею, в Халкиду, где и умер в 322 г. до н.э.

Основные работы: «Политика» (ок. 329г.до н.э.), «Никомахова этика» (336—322 гг. до н.э.), «Большая этика», «Афинская полития».

Содержание политического учения

Сущность и цель политики. Политика—это:

— наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве;

— умение, искусство государственного управления.

Цель политики — привить гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо; иными словами, цель политики — справедливое, т.е. общее благо.

Понятие справедливости. Как приобретенное качество душисправедливость является величайшей из добродетелей. Справедливость — это прежде всего то, что соответствует законам. Существует два вида справедливости:

— справедливость уравнивающая — воздаяние равным за равное в силу принадлежности индивида к данному сообществу; охватывает область гражданско-правовых сделок, включая сферу деятельности судьи, возмещающего своим решением причиненный ущерб или воздающего наказанием за совершенное преступление;

справедливость распределяющая — распределение благ каждому по достоинству, в соответствии с особенностями индивидов; относится главным образом к сфере политики и связана «с распределением почестей, имущества и всего прочего, что может быть поделено между согражданами определенного государственного устройства».

Сущность государства. Государство—это«политическоеобщение граждан», «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни», т.е. «для того, чтобы жить счастливо».

Государственное устройство включает три составляющие:

1) законодательная власть, которая решает вопросы войны и мира, заключения и расторжения союзов, принятия законов о смертной казни, об изгнании, о конфискации имущества, об избрании должностных лиц и об их отчетности;

2) административная власть, в ведении которой находятсявопросы распределения должностей в государстве и способов их замещения, поскольку именно от этого зависит эффективность исполнения законов;

 

3) судебная власть,которая осуществляет функции рассмотрения судебных дел и вынесения приговоров.

Главным элементом государства является гражданин — тот, кто может реально участвовать в государственном управлении и в суде, а также нести военную службу и осуществлять жреческие функции.

Формы государственного правления различаются по тремкритериям:

количественный критерий: в чьих руках власть — у одного лица, у немногих или у большинства;

качественный критерий: цель правителей — общая польза или только собственная выгода;

имущественный критерий: одно лицо, немногие или большинство могут быть богатыми или бедными.

Поскольку деление по имущественному признаку совпадает с делением по количественному признаку, в результате получается шесть форм государственного правления (устройства), которые подразделяются на две группы:

Правильные формы правления:

1. Монархия — правление одного, имеющего в виду общее благо;

2. Аристократия — правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан;

3. Полития — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе.

Неправильные формы правления:

1. Тирания — правление одного, руководствующегося собственной выгодой;

2. Олигархия — правление немногих состоятельных граждан,стремящихся только к собственной выгоде;

3. Демократия — правление неимущего большинства в интересах исключительно этого большинства.

 

Полития как наилучшая из реально существующих форм государства:

— встречается «крайне редко и у немногих»; прообразом политии является государственный строй Афин, установленный Солоном, когда доступ к государственным должностям был обусловлен цензом;

— обеспечивает гражданам счастливую жизнь.

В таком государстве:

— все свободнорожденные принимают участие в управлении и одновременно сами подчиняются законам, а важнейшие должности занимают наиболее выдающиеся из них;

— средний слой граждан — частных собственников — количественно превосходит богачей и бедняков, вместе взятых, или, по крайней мере, один из этих слоев; только в этом случае «не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних»; «наилучшее государственное общение — то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они обеспечивают равновесие»;

— преобладает частная собственность средних размеров: «величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной»;

— правит большинство в интересах общей пользы. Полития соединяет в себе положительные стороны олигархии и демократии.

Полития как абсолютно совершенное государство:

— предполагает относительно небольшое, «легко обозримое» количество населения, при котором «граждане непременно должны знать друг друга»;

— имеет удобное расположение у моря;

— труднодоступна для вражеского вторжения, но обладает удобными выходами.

В таком государстве:

— полноправными гражданами являются только те свободнорожденные эллины, которые имеют право носить оружие. В молодые годы они служат воинами, а по достижении старшего возраста становятся правителями, судьями, жрецами;

— полноправные граждане не занимаются ни ремеслом, ни торговлей, ни земледелием, а живут за счет рабского труда;

— полноправные граждане ведут образ жизни, соответствующий развитию добродетели и, следовательно, обеспечивающий им счастливую жизнь;

— из числа полноправных граждан исключаются земледельцы, ремесленники и торговцы, так как их образ жизни не способствует развитию добродетели;

— вся земля делится на две части — общественную и частновладельческую;

— собственность граждан, хотя и неодинаковая, такова, что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных;

— брачные законы направлены на то, чтобы рождалось нормальное в физическом отношении молодое поколение.

Эллинский род «обладает и мужественным характером, и умственными способностями», и самой природой предрасположен к тому, чтобы «властвовать над всеми». Будучи распространенным на всех эллинов, совершенное государственное устройство позволит им объединиться в одно целое и править всем миром.

Учение о праве. Право возникает в процессе политическогообщения свободных и добродетельных граждан и выражает отношение одного человека к другому. «Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости.  Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Право служит общей пользе граждан и в этом смысле является государственным благом. Право как политическая справедливость регулирует лишь отношения свободных и равных людей, политические отношения властвования и подчинения, но не деспотические отношения господина и раба. «Понятие “справедливость” означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость — противозаконное и неравномерное (отношение к людям)». Люди не равны по своему достоинству, поэтому претензии лучших по достоинству людей на политические привилегии опираются также на право: «В самом деле, люди более благородного происхождения — с большим правом граждане, чем люди низкого происхождения».

Справедливость требует, «чтобы все равные властвовали в той же мере, в какой они подчиняются, и чтобы каждый поочередно то повелевал, то подчинялся. Здесь мы уже имеем дело с законом, ибо порядок и есть закон. Поэтому предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо из среды граждан. На том же основании, даже если будет признано лучшим, чтобы власть имели несколько человек, следует назначать этих последних стражами закона и его слугами. Раз неизбежно существование тех или иных должностей, то… будет несправедливо при всеобщем равенстве объединение их в руках одного лица».

Конечно, «законы не в состоянии предусмотреть все возможные случаи», но ведь «и человек не в силах был бы их предугадать». В любом случае закон, воспитавший должным образом должностных лиц, предоставляет им возможность в прочих делах «выносить решения и управлять, руководствуясь наиболее справедливым суждением». «Итак, кто требует, чтобы властвовал закон, по-видимому, требует, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это и животное начало, ибо страсть есть нечто животное и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были наилучшими людьми; напротив, закон — это свободный от безотчетных порывов разум».

Разновидности права:

1. Естественное право:

— совокупность всеобщих представлений и требований, наиболее полно отражающих природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни;

— «везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его в законодательстве того или иного государства»;

— регулирует отношения собственности, отношения мужа и жены, отца и детей, господина и раба.

2. Волеустановленное (позитивное) право:

равная мера,которая может быть установлена для регулирования отношений между людьми на основе их взаимного согласия;

— закрепляется в законах (писаное право) и обычаях (неписаное право). При этом любой закон должен соответствовать требованиям политической справедливости.

Необходима законодательная регламентация всех основных аспектов общественной, политической и частной жизни людей: «То, чего закон не приказывает, то он запрещает».

Отличительной особенностью закона как властного акта является его принудительная сила. Однако никакой пользы не принесут самые полезные законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственного строя и законодательства.

Законодательство — часть политики. Искусство законодателя состоит в том, чтобы издавать законы, соответствующие данному государственному строю, а не подгонять государственный строй под законы.

Правление законов, а не людей означает стабильность существующей формы государства и ее политического порядка. Правление через законы, пользование формой закона — общий для всех форм государства политический элемент общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...