Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое учение Шарля Луи Монтескье

Шарль Луи Монтескье (настоящая фамилия— де Секонда) —французский правовед, политический философ, основоположник классического либерализма, писатель и историк.

Биография. Монтескье родился в1689г.в аристократическойсемье в замке Ла Бред, вблизи города Бордо, расположенного на юго-западе Франции. Фамилию Монтескье он принял в 1716 г. после смерти своего бездетного дяди, который вместе с титулом завещал ему все свое состояние. Шарль Луи получил хорошее философское и юридическое образование, был адвокатом, советником, а с 1716 г. состоял одним из президентов («председателей») парламента Бордо. На этом посту он имел возможность ознакомиться с практикой высших судебных учреждений своего времени, оценить их общественное значение и уяснить их недостатки. Одновременно он уделяет большое внимание литературной и научной деятельности, публикует свои труды и избирается членом Бордоской академии.

В 1725 г. Монтескье поселяется в Париже, а в 1728 г. становится членом Парижской академии. Сложив с себя обязанности президента парламента Бордо, он много путешествует по Европе: почти два года жил в Англии, побывал в Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и некоторых немецких княжествах. Из своих путешествий Монтескье вынес глубокое знание политической жизни посещенных им стран. Он умел подмечать характерные черты каждой местности, интересы населения, их нравы и обычаи. В Англии особое внимание французский мыслитель уделил государственным учреждениям. Именно здесь окончательно сформировались его политические убеждения.

В1731 г. Монтескье возвратился на родину. Живя то в Париже, то в родовом имении недалеко от Бордо, он работал над своими философско-политическими произведениями. Однако феодальная реакция резко осудила его трактат «О духе законов», который был включен римским папой в «Индекс запрещенных книг».

 

Умер Монтескье в 1755 г. в Париже.

Основные работы: «Персидские письма» (1721г.), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.), «В защиту “Духа законов”» (1750 г.).

Содержание политического учения

Естественное состояние. В естественном состоянии отсутствовала «война всех против всех», а люди подчинялись естественным законам:

1) первым естественным законом человека является мир: первобытный человек чувствовал свою слабость и крайне боязливо относился к себе подобным, ему было чуждо стремление нападать на других людей;

2) вторым естественным законом людей является стремление добывать себе пищу:с чувством своей слабости в состоянии дикости человек соединяет ощущение собственных нужд;

3) просьба, с которой один человек обращается к другому,составляет третий естественный закон человека, который способствует взаимному общению людей;

4) у людей появляется желание жить в обществе, которое представляет собой четвертый естественный закон человека.

В конечном счете естественные законы сблизили первобытных людей и без всякого общественного договора привели к образованию общества. Сначала появились патриархальные семьи, где отношения уже регулировались нравами, обычаями и нормами, вытекающими из естественной власти отца над женой и детьми. Семьи увеличивались, и таким путем постепенно сформировалось общество героических времен, где отношения между людьми уже регулировались на основе справедливости. С течением времени в нем появились большие имущественные различия между людьми, вследствие чего человечество вступило в эпоху вражды и раздоров.

 

Происхождение и сущность государства. Всеобщая войналюдей друг с другом поставила общество перед выбором: или погибнуть в раздорах, или стать государственно организованным сообществом,где отношения между людьми регулируются положительными (волеустановленными) законами. В государстве выполнение этих законов становится обязательным для всех членов общества. Так появляется публичное право и возникает политическое состояние, а общество превращается в государство.

Хотя государство возникает вследствие вражды и войн, его наличие предполагает согласие всех членов общества стать гражданами государства. В связи с этим Монтескье трактует общественный договор как акт принятия основных законов государства,где народ лишь делегирует свою власть правителям. Народ вправе изменить форму правления, если правители злоупотребляют полученной властью и ведут себя тиранически.

Таким образом, наличие в государственно-организованном обществе права — важнейший признак, отличающий государство от иных ступеней развития и форм человеческого сообщества.

Государство — это общество, в котором есть законы. Главнаязадача государства — силой заставить членов общества выполнять законы, выражающие общее благо, примирять социальные противоречия, направлять борьбу между людьми в легитимное русло. Поэтому государство есть прежде всего правовое сообщество граждан,в котором право регулирует отношения междулюдьми.

Учение о праве. Монтескье разделял все виды законов на естественные законы —неизменные,созданные высшим разумом,и общественные законы — несовершенные и изменчивые, зависящие исключительно от законодателя. Законодатель не может поступать по своему произволу: законы общества должны находиться в тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены. Совокупность этих законов — политических, гражданских и международных — «образует то,что называется Духом законов». Право же есть совокупность законов,порождающих какие-либо отношения одного рода.

Монтескье различал три вида права, которые, являясь выражением справедливости, порождают соответствующие законы:

1) международное право — законы,определяющие отношениямежду народами;

2) политическое право — законы,определяющие отношениямежду правителями и управляемыми;

3) гражданское право — законы,которые регулируют отношения граждан между собой.

«Общий дух народа». «Многие вещи управляют людьми:климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа». На общий дух народа влияет множество причин, которые подразделяются на две группы:

физические причины определяют общественную жизнь на ранних стадиях ее развития, когда народы только еще выходят из первобытного состояния. Это климат, качество почвы, ландшафт, положение и размеры страны, численность ее населения и т.д.;

моральные причины определяют общественную жизнь на таких стадиях ее развития, когда народы уже приобщаются к цивилизации. Это принципы организации политического строя, степень свободы, допускаемая устройством государства, религиозные верования населения, его склонности, моральные убеждения, традиции, обычаи и т.д.

Существуют три формы правления:

1. Республика — правление, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части народа; отсюда возможны две формы республиканского правления: демократия и аристократия.

2. Монархия — правление, при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов.

3. Деспотия — правление, в котором все «движется волей и произволом одного лица», поставившего себя выше законов и правил.

Республика характерна для небольших государств, монархия — для государств средней величины, а деспотия — для обширных империй. Тем не менее, республиканское правление может быть установлено и на обширной территории, если будет основываться на федеративных принципах. Федеративная республика как форма правления«есть договор,посредством которогонесколько политических организмов обязываются стать гражданами одного более значительного государства, которое они пожелали образовать».

Каждая форма правления имеет свою природу и принцип. «Различие между природой правления и его принципом в том, что природа есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип — это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй — человеческие страсти, которые двигают им». Природа правления —это сущность,внутренняя закономерностькаждой формы правления. Она выражает суть отношений между правителями и управляемыми в различных формах правления. Принцип правления —это та сила,которая обеспечивает целостность и стабильность природы правления.

Республики и монархии являются умеренными формами правления. Их природа представляет собой политические отношения между правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. Природа деспотии, как неправильной формы правления, — не политические отношения между правителями и подданными, а отношения господина и рабов. В таком государстве нет правовых законов, а само правление противоречит разумной и свободолюбивой природе людей. Принцип республики — политическая добродетель, т.е. любовь к отчизне; принцип монархии — честь; а принцип деспотии — страх.

Разложение каждой формы правления начинается с разложения ее принципа:

— разложение демократии — тогда, когда утрачивается дух равенства или, напротив, когда он доводится до крайности;

— разложение аристократии — тогда, когда власть дворян становится произвольной;

— разложение монархии — тогда, когда отменяются сословные привилегии дворянства и привилегии городов;

— разложение деспотии происходит постоянно вследствие присущего ей внутреннего порока.

Концепция разделения властей. Главная цель государства—гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить им политическую свободу. Политическая свобода достижима лишь в государстве, где все отношения опосредованы правом. В устройстве такого государства должна быть предусмотрена гарантия обеспечения верховенства права. Такой гарантией является разделение властей.

Законодательная власть является«выражением общей волигосударства»; ее назначение — выявить право и сформулировать его в виде положительных законов государства, обязательных для всех граждан. Лучше всего, когда законодательная власть принадлежит всему народу; если же по каким-то причинам это сделать невозможно, ее следует передать собранию представителей народа.

Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. В монархии ею наделяется монарх, а в республике — правитель, поскольку данная «сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими». В силу этой власти монарх или правитель «объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия». Исполнительную власть могут осуществлять и другие лица, но только не члены законодательного собрания, так как это привело бы к нарушению неотъемлемых прав людей и утрате ими своей свободы.

Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц», тем самым обеспечивая свободу и безопасность граждан. Судебную власть «следует поручать лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости», независимо от богатства, знатности, профессии и т.д.

По мнению Монтескье, разделение властей — важнейшая гарантия от злоупотреблений властью, необходимое условие и предпосылка свободы. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. …Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет», а облеченное ими лицо или учреждение получит возможность издавать тиранические законы, а потом самому тиранически исполнять их. «Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной»: если судьи будут законодателями, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола; если судебная власть соединена с исполнительной, то судьи получат возможность стать угнетателями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...