Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Формироапние политических и правовых учений Нового времени.

 

Политическое учение Джона Локка

Политическое учение Шарля Луи Монтескье

Политическое учение Жана Жака Руссо

 

Основные определения по теме:

Естественное право — одно из широко распространенных понятий поли­тической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой челове­ка и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государства.

 

Теократия (греч. theos — бог, kratos — власть) — форма государственно­го правления, при которой власть сосредоточена в руках высшего духовенства или главы церкви.

 

Утопия политическая (греч. и — нет и 1ороs — место, то есть место, которого нет; по др. версии, и — благо и 1ороs — место, то есть благословенное место) — изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобра­зований.

Литература: 1; 3; 7; 8; 12; 14; 17

 

Политическое учение Джона Локка

Джон Локк —выдающийся английский философ и политический мыслитель, основоположник классического либерализма.

Биография. Родился Локк в1632г.в городе Рингтоне,расположенном в графстве Сомерсет, на юго-западе Англии, в небогатой семье. Его отец был клерком у мировых судей и в качестве кавалерийского капитана принимал участие в гражданской войне на стороне Парламента.

Закончив Вестминстерскую школу, в 1652 г. Джон поступил в Оксфордский университет, где изучал не только философию, латинский и греческий языки, но и метафизику, естественные науки, медицину. По окончании университета он остался там в качестве преподавателя греческого языка и риторики. В 1656 г. Локк получает ученую степень бакалавра, а в 1658 г. — магистра.

Сначала Локк поддерживал режим Реставрации, но к 1667 г. разошелся с властями в вопросе о веротерпимости. Благодаря личным связям с признанным лидером партии вигов лордом Антони Эшли (с 1672 г. — графом Шефтсбери), философ активно включился в политическую жизнь. В 1667 г. он стал домашним врачом, а затем и воспитателем сына и советником Эшли. По его протекции Локк в течение ряда лет занимал значительные должности в высших правительственных учреждениях.

Выступив против попыток Карла II править без парламентского контроля, в 1682 г. граф Шефтсбери вынужден был бежать в Амстердам — центр политической и религиозной эмиграции всей Европы. Год спустя за ним последовал и Локк. Он был покорен царившей в Голландии свободой, лично убедившись в возможности практической реализации своих либеральных идей. В Голландии он сближается с зятем Якова II Вильгельмом Оранским и его окружением.

В Англию Локк вернулся в 1689 г. — вскоре после восхождения на престол Вильгельма Оранского и установления в стране конституционной монархии. Локк начинает активно участвовать в политической жизни, занимает ряд видных административных должностей. В 1700 г. он ушел со своих постов и последний период жизни посвятил научной работе, опубликовав многие ранее подготовленные сочинения.

Умер философ в 1704 г. от тяжелой легочной болезни в местечке Отс, недалеко от Лондона. На его надгробии была помещена сочиненная им эпитафия: «Остановись, путник: здесь покоится Джон Локк. Если ты спросишь, что за человек он был, то знай — он был доволен своим скромным уделом. Он был воспитан как ученый, все свои дни и труды он посвятил постижению истины. Это ты сможешь узнать из его сочинений».

Основные работы: «Опыты о законах природы» (1662—1664 гг.), «Два трактата о правлении» («Два трактата о государственном правлении») (1690 г.).

Содержание политического учения

Естественное состояние. До возникновения государства людижили в естественном состоянии, которое представляло собой «состояние полной свободы в отношении их действий и в отношениираспоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли».

Это также и состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, «никто не имеет больше другого». Все люди имеют равные права на жизнь, свободу и собственность, которые являются естественными и неотчуждаемыми. Естественное состояние опирается на закон природы,которым управляется и который обязателен для всех: он предоставляет людям неограниченную свободу распоряжения своей личностью и собственностью, но запрещает уничтожать себя или других людей. В первобытном состоянии люди были взаимно доброжелательными, поскольку их интересы почти не сталкивались.

Общественный договор. Несмотря на преимущества вольнойжизни, естественное состояние имеет ряд недостатков:

— в нем нет установленного и общего для всех закона, который был бы признан всеми в качестве нормы справедливости;

— в нем нет «знающего и беспристрастного судьи», который обладал бы властью разрешать возникающие конфликты в соответствии с этим законом;

— в нем нет «силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение».

Вследствие этого люди стремятся как можно скорее выйти из естественного состояния, обрести гарантии, обеспечивающие неприкосновенность их естественных прав и свобод, для чего заключают общественный договор. По этому соглашению люди отказываются от принадлежавшего им ранее права самостоятельно обеспечивать исполнение закона природы в пользу сообщества, но не отказываются от своих естественных прав как таковых.

Общественный договор имеет ограниченный и строго определенный характер, он заключается с целью обеспечения наилучшего способа защиты свободы и собственности людей, что вовсе не означает всесилия государства и полного бесправия подданных.

Сущность и назначение государства. В государстве(политически организованном обществе):

— каждый человек отказывается от естественной власти быть судьей в собственном деле в пользу этого политически организованного общества;

— политически организованное общество становится третейским судьей;

— человек обращается за защитой к закону, т.е. к постоянным беспристрастным для всех нормам и правилам общественно-политической жизни;

 

— некоторые люди получают от общества (государства) полномочия проводить в жизнь эти правила, разрешать разногласия по правовым вопросам и наказывать преступников в соответствии законом.

Основной целью государства является обеспечение мира, безопасности и общественного блага народа. Поэтому властные полномочия государства необходимо ограничить с целью недопущения злоупотребления ими.

Такими ограничителями власти государства являются:

естественные неотчуждаемые права человека: «Закон природы выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как и для других. Те законы, которые они создают для направления действий других людей, должны, так же как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы, т.е. Божьей воле, проявлением которой он является»;

общественное благо: государственная власть «не имеет иной цели, кроме сохранения общества и, следовательно, никогда не может иметь права уничтожать, порабощать или умышленно разорять подданных», «не может являться абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа»;

духовные пределы деятельности государства: оно не имеет права вмешиваться во внутренний мир человека; в том, что касается суждения, каждый является высшей и абсолютной властью. Единственным предметом забот государства должно быть сохранение мира, а души человека касаться оно не должно;

согласие подданных на подчинение: сообщество создается при одобрении каждого отдельного лица со всеми другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству. Благодаря этому, сообщество становится единым организмом, действующим по воле большинства. Именно согласие свободных людей на объединение дает начало любому законному правлению в мире. Истинный суверен — это воля народа;

принцип законности: законы должны быть одинаково обязательны для всех без исключения членов политического сообщества, в том числе и для носителей власти. «Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю». Силой закона обладает только акт, получивший санкцию законодательного органа, избранного и назначенного народом; управлять нужно только посредством установленных народом законов, а не путем импровизированных указов;

принцип разделения властей: чтобы пресечь стремление руководителей сосредоточить в своих руках всю полноту власти и обратить к своей выгоде (как создание законов, так и претворение их в жизнь), необходимо разделить различные ветви власти. Законодательная власть направлена на создание равных для всех общеобязательных и постоянных законов, гарантирующих права и свободы граждан. Исполнительная власть следит «за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе», и осуществляет также судебные функции. Федеративная власть ведает отношениями с другими государствами;

право народа на восстание: «Верховная (законодательная) власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому все еще остается у народа верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию». Поэтому народ имеет право на восстание для восстановления попранной правительством свободы.

Если власть нарушает условия общественного договора и правит, опираясь не на согласие населения, а на грубую силу, народ также перестает быть связан договором; люди как бы возвращаются в естественное состояние, когда каждый сам обеспечивает свои права и может прибегнуть для этого к силе. «Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола — это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом».

Формы правления. Поскольку при заключении общественного договора народ мог выбрать любой вид правления, то все они являются правильными — при условии, что государство основывается на согласии подданных, разделении властей и обеспечивает законность и правопорядок. В зависимости от того, кому принадлежит верховная (законодательная) власть, Локк различает три формы правления: демократию, олигархию и монархию (наследственную и выборную).Народ также может устанавливать сложные и смешанные формы правления в зависимости от того, что он считает наилучшим.

Единственной неправильной формой правления является абсолютная монархия,поскольку в этом случае правитель стоит вышезакона. Между тем, «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключения из законов этого общества…»Поэтому«абсолютная монархия,которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления».

Сам Локк отдавал предпочтение конституционной монархии, где законодательная власть принадлежит парламенту, решающему вопросы «по воле большинства», а исполнительная власть, включая осуществление военных и судебных функций, — правительству (кабинету министров) и королю. Федеративная власть в при такой форме правления также поручается правительству и монарху. Король как глава исполнительной власти имеет право распускать и созывать парламент, право вето на законы парламента, право законодательной инициативы и даже право в интересах общественного блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства. Но деятельность правительства и монарха должна быть строго подзаконна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...