Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое учение Никколо Макиавели

Никколо Макиавелли —итальянский политический философ,государственный деятель, писатель и историк эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени.

Биография. Макиавелли родился в1469г.во Флоренции в семье юриста. Семья будущего философа принадлежала к знатному роду (генеалогия его семейного клана восходит к древним тосканским маркизам), но была небогатой: отец Никколо лишился права занимать какой-либо важный пост из-за огромного долга перед городом. Основным доходом семьи была земельная рента.

С семи лет Макиавелли штудировал азы латыни, рано приобщился к практическому решению юридических и коммерческих вопросов, связанных с деятельностью своего отца. Хотя Никколо и не получил классического университетского образования ввиду скромных финансовых возможностей своей семьи, он известен как один из самых начитанных авторов в истории политической мысли, в первую очередь благодаря самообразованию.

Свою политическую карьеру Макиавелли начал в 29 лет, когда он, победив на конкурсе, получил высокую государственную должность канцлера канцелярии, в юрисдикции которой находились все внутренние дела государства, а уже через месяц также стал канцлером-секретарем Совета Флорентийской республики, занимаясь не только внутренними, но и отчасти внешнеполитическими вопросами. Четырнадцать с половиной лет (с 1498 по 1512 гг.) он находился на государственной службе, решая вопросы большой сложности и анализируя мир политики.

Это было бурное и трагическое для Италии время. Страна подвергалась нападениям французов, испанцев, швейцарцев и немцев, раздробленность делала страну беззащитной. Гибель Флорентийской республики и возвращение к власти Медичи в 1512 г. роковым образом сказались на судьбе Макиавелли. Он лишился своего поста, а также права занимать какую бы то ни было государственную должность. Кроме того, Никколо обвинили в заговоре против правителей, заключили в тюрьму и подвергли пыткам. Позже Макиавелли был выслан в отдаленные земли Флоренции. Там, в вынужденной изоляции и бездействии он находил утешение в чтении и литературном труде, однако мечтал вернуться к политической жизни. Свой шедевр «Государь» итальянский мыслитель написал в 1513 или 1514 г. и тотчас передал его тогдашнему правителю Лоренцо Медичи, но его расположения так и не добился.

В 1520 г. Макиавелли становится официальным историографом, а в 1521 г. — советником кардинала Джулио Медичи (впоследствии — папа римский Клемент VII). В 1526 г. Никколо участвовал в военной кампании Клемента VII против императора Священной Римской империи Карла V, завершившейся провалом. После изгнания Медичи из Флоренции Макиавелли вновь был лишен всех своих постов.

Умер он 22 июня 1527 г.

Основные работы: «Государь» («Князь») (1513или1514г.),«Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1516—1517 гг.), «История Флоренции» (1520 г.), «О военном искусстве» (1521 г.).

Содержание политического учения

Учение о государстве. Государство—это политическое состояние общества, выражающее отношения господства и подчинения, которые складываются между правителями и подданными. Оно вызывается к жизни потребностями человека в безопасности и защите частной собственности. Для определения государства Макиавелли первым применил термин «stato», который позволяет отличать государство от формы правления, страны, общества, лица или органа, осуществляющего высшую власть.

Источником развития государства и фактором, определяющим выбор формы правления, является борьба народа и знати: «Народ и знать есть в каждом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ; эти два разных стремления приводят в городе к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу какой-нибудь партии». Этими «последствиями» являются три правильные — монархия, аристократия, демократия — и три неправильные —тирания,олигархия,лицензия(распущенность) — формы правления.

Единого подхода к формам правления нет и не может быть, ибо они определяются реальными условиями и соотношением сил, которые могут сделать идеал неприемлемым и оправдать установление формы правления, далекой от совершенства. Республиканская форма правления предпочтительнее монархической во всех случаях, кроме тех, когда надо ввести новые порядки, законы и институты, т.е. преобразовать общество. В стране, раздираемой распрями между аристократией и народом, различными кликами и партиями, «трудно или даже невозможно сохранить или создать республику», а «развращенному народу необходимо единовластие».

Наилучшей формой правления является умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). В республиках же легче осуществить свободу и равенство. Но республиканская форма правления возможна не всегда и не везде: она предполагает, что управление является «общим делом» граждан, которые обладают соответствующими добродетелями. Развращенный народ не в состоянии поддерживать свободу, поэтому ему нет спасения вне монархии. Неспособны к демократии и люди, привыкшие к рабству: свобода может сохраняться только там, где ее приобретает народ, еще свежий силами и не испорченный деспотизмом.

Дворяне — величайшие враги свободы: они всегда хотят властвовать, тогда как народ желает только жить на воле и не быть угнетенным. В стране, где есть дворянство, невозможно иное правление, кроме монархии. Законы бессильны против подобных людей, поэтому над ними необходим властитель. Устроить республику там, где много дворян, невозможно иначе, как истребив их всех. Наоборот, нельзя установить монархическую власть в стране, где существует равенство, иначе, как создав дворянство. Равенство ведет к республике, неравенство — к монархии.

Идеалом политического устройства для Макиавелли является Древний Рим, покоривший весь мир и в течение многих веков мудро управлявший своими гражданами. Для поддержания стабильного государственного устройства римляне использовали следующие средства:

религию — один из самых верных способов влияния на народ и поддержания в нем добрых нравов: «Кто хорошо изучит римскую историю, увидит, насколько религия помогала командовать войсками, воодушевлять плебс, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных… В самом деле, ни у одного народа не было никогда учредителя чрезвычайных законов, который не прибегал бы к Богу, ибо в противном случае законы не были бы приняты; ибо много есть благ, познанных человеком рассудительным, которые само по себе не столь очевидны, чтобы и все прочие люди могли сразу же оценить их достоинства»;

обуздание сильных людей: обычно их честолюбие безгранично, и они представляют величайшую опасность для республики. Поэтому необходимо зорко следить за ними и преграждать все пути к возвышению в особенности тем из них, кто старается обольстить народ и встать над другими;

— с этой целью полезно дать гражданам право обвинения: оно является вместе с тем и клапаном, через который выходит накопившееся недовольство;

опасно и сосредоточение власти в руках одного человека, ибо он легко может злоупотребить ею:в Риме диктатура былаполезна для чрезвычайных случаев, устанавливалась на короткий срок и не уничтожала других должностей;

в республике необходима строгость нравов: очень полезны цензоры, которые, наблюдая за гражданами и предупреждая развращение нравов, служат одним из лучших средств для сохранения свободы.

Технология эффективного политического лидерства. Макиавелли сформулировал ряд принципов, следование которым, по его мнению, позволят политику эффективно осуществлять свои функции:

правитель должен быть скорее скуп, нежели щедр: щедростью всем не угодишь, и, в конце концов, она становится бременем для народа, из которого извлекаются деньги, тогда как скупость обогащает казну, не обременяя подданных. «…Ради того, чтобы не обирать подданных, иметь средства для обороны, не обеднеть, не вызвать презрения и не стать поневоле алчным, государь должен пренебречь славой скупого правителя, ибо скупость — это один из тех пороков, которые позволяют ему править»;

правитель должен стремиться скорее к тому, чтобы его боялись, нежели чтобы его любили: на любовь полагаться нельзяиз-за непостоянства человеческого рода; люди более склонны оскорблять того, кого любят, нежели того, кого боятся, ибо страх — постоянное чувство, которое никогда не оставляет человека, а любовь уступает место другим влечениям. «…Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно»;

важнее всего, чтобы государь не испытывал ненависти и не наживал себе внутренних врагов, поэтому он должен воздерживаться как от имущества, так и от жен своих подданных: такого рода посягательства более всего возбуждают негодование и вооружают людей против правителя. «Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Ибо большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество»;

государь должен избегать презрения подданных: «Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость»;

свое слово государь должен держать только тогда, когда это ему выгодно, иначе он всегда будет обманут коварнымилюдьми: «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность»;

правитель должен обладать силой льва и хитростью лисицы: «…Из всех зверей пусть государь уподобится двум:льву илисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков»;

государь должен заботиться о том, какое он производит впечатление: «…Государь должен бдительно следить за тем,чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстанет как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. …Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими — полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо»;

мудрый правитель имеет и мудрых советников: он должен избегать льстецов и окружать себя людьми, которые бы откровенно высказывали ему правду, когда он их спрашивает.

Способы завладения властью. У простого человека есть двевозможности для того, чтобы войти в состав политического класса, стать государем. Первая возможность — собственная сила, которая проявляется как личная доблесть, духовная мощь человека. Такие политики блестяще используют случай, посланный им судьбой: «Не явись такой случай, доблесть их угасла бы, не найдя применения; не обладай они доблестью, тщетно явился бы случай».

Иными словами, только выдающаяся доблесть таких политиков позволяет им раскрыть смысл счастливого случая, прославить свое отечество и привести его к благополучию. Людям, следующим путем доблести, трудно завоевать власть, поскольку «им приходится вводить новые установления и порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность. А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, введение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые». Для преодоления этих трудностей и опасностей от политика требуется великая доблесть. «Но если цель достигнута, если государь заслужил признание подданных и устранил завистников, то он на долгое время обре-тает могущество, покой, почести и счастье».

Вторая возможность — милость судьбы. Такие политики легко приобретают власть, но с трудом удерживают ее, поскольку «всецело зависят от воли и фортуны тех, кому обязаны властью, т.е. от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых». Они не могут и не умеют удержаться у власти оттого, что не обладают особыми дарованиями и доблестью, не имеют союзников и надежной опоры. «Эти невесть откуда взявшиеся властители, как все в природе, что нарождается и растет слишком скоро, не успевают пустить ни корней, ни ответвлений, почему и гибнут от первой же непогоды. Только тот, кто обладает истинной доблестью, при внезапном возвышении сумеет не упустить того, что фортуна сама вложила ему в руки, т.е. сумеет, став государем, заложить те основания, которые другие закладывали до того, как достигнуть власти».

Но есть еще два способа сделаться государем, не сводимые ни к милости судьбы, ни к личной доблести. Первый способ — когда частный человек достигает верховной власти путем злодеяний и беззакония. В этом случае путь к успеху — правильное применение жестокости. «Жестокость применена хорошо в тех случаях — если позволительно дурное называть хорошим, — когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно… с Божьей и людской помощью удержать власть; действуя вторым — невозможно».

Из этого следует, что политик, овладевающий властью преступным путем, «должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение. Кто поступит иначе, из робости или по дурному умыслу, тот никогда уже не вложит меч в ножны и никогда не сможет опереться на своих подданных, не знающих покоя от новых и непрестанных обид. Так что обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Самое же главное для государя — вести себя с подданными так, чтобы никакое событие — ни дурное, ни хорошее — не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью».

Второй способ — когда человек становится государем своегоотечества в силу благоволения сограждан. Для этого от него требуется «удачливая хитрость». Такое единовластие называется «гражданским» и учреждается по требованию либо знати, либо народа — «в зависимости от того, кому первому представится удобный случай». Народ является более надежной опорой власти правителя, нежели знать, поэтому «если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем нетрудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг — заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту. Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем, если бы сам привел его к власти. …Государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут».

Соотношение политики, морали и права. Политику нельзяподвести под точку зрения безусловной нравственности, точно так же как нельзя приложить к государству начал абсолютного права: над тем и другим господствует высшая цель политической жизни — общее благо. Эта цель сама по себе есть начало нравственное, но она не всегда может быть достигнута безукоризненными средствами. Благоденствие народа невозможно приносить в жертву абсолютной строгости нравственных правил.

В политике верховный закон есть общее благо. Для спасения народа иногда приходится жертвовать всем. Политик не может и уклоняться от действия: он обязан управлять государством, избирая тот путь, который возможен. А поскольку цель непременно должна быть достигнута, то допустимо, в крайнем случае, употреблять и такие средства, которые не оправдываются моралью. «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство».

О власти судьбы над делами людей. Макиавелли оспариваетшироко распространенное мнение о том, что всем в мире правят судьба и Бог, которым люди не в состоянии противостоять. По мнению ученого, это не соответствует действительности: «…Чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям». Судьба «являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».

Именно в этом заключается причина того, что некоторые государи, еще вчера благоденствовавшие, сегодня лишаются власти: объясняется это тем, «что если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов. …Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени».

Иными словами, важнейшим компонентом политического искусства является способность политика точно и объективно оценивать ситуацию, учитывать объективные и субъективные обстоятельства. Объективная оценка ситуации позволяет политику верно определить цели и приоритеты своих действий, а также подобрать средства их практической реализации. Политик, не сумевший в изменившихся обстоятельствах переменить свой образ действий, неминуемо теряет власть. «…Фортуна непостоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец. И все-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать, — таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, — подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...