1. Проблема субъекта и субъектности в философии и психологии
Стр 1 из 30Следующая ⇒ Федеральное Агентство по образованию ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Н. Я. Большунова
Субъектность
НОВОСИБИРСК 2005 УДК 159. 9 + 13 ББК 88. 37 + 87. 2 Б – 799 Р е ц е н з е н т ы: Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии и истории психологии НГПУ В. Г. Леонтьев Доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии СГУПС Н. В. Силкина Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики НГТУ Л. В. Меньшикова
Б – 799 Большунова, Н. Я. Субъектность как социокультурное явление / Н. Я. Большунова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 324 с.
ISBN 5-85921-609-2
Монография посвящена исследованию проблемы субъекта и субъектности как универсального качества человека. Рассмотрена структура субъектности, определены механизмы ее становления, условия и средства ее развития на материале дошкольного и юношеского возраста. Показано, что субъектность представляет собой социокультурное явление, и ее развитие осуществляется в контексте соответствующей возрасту и этносу субкультуры. Монография может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии, научным работникам, занимающимся проблемами субъекта, личности, индивидуальности.
УДК 159. 9 + 13 ББК 88. 37 + 87. 2
ISBN 5-85921-609-2 © Большунова Н. Я., 2005 © Новосибирский государственный
ВВЕДЕНИЕ Исследование проблемы субъекта и субъектности является прерогативой именно отечественной психологии, что, думается совсем не случайно. Ведь вопрос о том, что есть человек, в чем лежат духовные основания его жизни - вечный вопрос русской литературы, истории и русской религиозной философии. Мотивы выбора собственного пути, ответственности человека за свою духовную судьбу звучат практически у каждого талантливого русского поэта, писателя, литератора (может быть, особенно откровенно и по-русски в творчестве З. Н. Гиппиус):
Не знаю я, где святость, где порок, И никого я не сужу, не меряю. Я лишь дрожу пред вечною потерею: Кем не владеет Бог, владеет Рок. Ты был на перекрестке трех дорог, – И ты не стал лицом к Его преддверию Он удивился твоему неверию И чуда над тобой свершить не мог. Проблема субъекта является, по-видимому, некоторым основанием, по отношению к которому происходит самоопределение психолога, работающего как в области теоретической, так и практической психологии, осуществляется методологическое размежевание психологов и «психологий». От того, как понимается человек: как субъект, обладающий способностью к выбору социокультурного (духовного) пути развития, ответчивый голосу (зову) культуры и духа, или как социальный индивид, достигающий соответствия социальным ожиданиям (стандартам успешности), выполняющий определенную социальную роль и стремящийся к полной самореализации, зависит выбор исследовательских и психодиагностических методик, психотехник консультирования и психологической помощи. Весьма символично для выбора позиции психолога, для понимания психологом, на чьей он стороне (развития духовности, культуры, «очеловечивания» человека или реализации социальных притязаний (успеха, престижа) звучат строки Н. Гумилева: Он не солгал нам, дух печально-строгий, Принявший имя утренний звезды, Когда сказал: «Не бойтесь Вышней мзды, Вкусите плод и будете, как боги». Для юношей открылись все дороги, Для старцев – все запретные труды, Для девушек – янтарные плоды
И белые как снег, единороги. Но почему мы клонимся без сил, Нам кажется, что кто-то нас забыл, Нам ясен ужас древнего соблазна, Когда случайно чья-нибудь рука Две жердочки, две травки, два древка Соединит на миг крестообразно. Соответственно, разработка этой проблематики крайне необходима именно в плане развития и уточнения методологических и теоретических положений, характеризующих специфику отечественной психологической науки. Проблема субъекта и субъектности привлекала и привлекает внимание многих психологов, занимающихся вопросами личности и индивидуальности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский, А. К. Абульханова, Л. И. Анцыферова, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова, Л. М. Веккер, В. Н. Дружинин, А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, В. П. Зинченко, В. А. Кольцова, В. И. Моросанова, Т. А. Ребеко, В. В. Селиванов, Е. А. Сергиенко, И. Г. Скотникова, А. Н. Славская, И. Р. Федоркова, В. И. Слободчиков, Е. Д. Божович, Г. А. Цукерман, Б. Д. Эльконин и др. ). Она имеет продолжительную историю в философской (Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, К. Маркс, А. Шопенгауэр, Н. Н. Бердяев, Е. В. Шорохова, М. С. Каган, А. М. Коршунов, А. С. Арсеньев и др. ) и психологической культуре. Понимание субъекта и субъектности имеет множество разнообразных, зачастую взаимоисключающих определений. В большинстве случаев они основаны на концепциях, которые требуют нового осмысления и развития, либо диалектического снятия. Поэтому определения субъекта и субъектности грешат глубинной противоречивостью как внутри себя, так и по отношению друг к другу. В частности, в постмодернистской философии провозглашаются «смерть субьекта», «смерть автора», основанные на представлениях о деперсонализации и «растворении» субъекта в «Другом», в семиотической реальности. В то же время новейшие течения постмодернизма утверждают «воскрешение субъекта» как преодоление «кризиса идентификации». Недостаточно исследован также вопрос о соотношении понятий личности, субъектности, индивидуальности. В то же время понимание сущности человека, путей его возрастного и индивидуального развития в условиях появления в психологии наряду с естественнонаучной, гуманистической и гуманитарной парадигм, востребуют продвижения в понимании субъекта и субъектности как для теоретической, так и для практической психологии. Необходимо отметить также, что в психологии до сих пор еще недостаточно освоен богатейший материал по данной проблеме, который имеется в работах православных религиозных мыслителей, русских религиозных философов и психологов (В. С. Соловьев, Н. Н. Бердяев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, святитель Феофан Затворник Вышенский, преподобный Иоанн Лествичник, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский и др. ).
Учитывая, что в последние годы в отечественной психологии утвердилось понимание субъектности как авторства собственной жизни, исследование этой проблематики дает возможность выявить содержание этого явления и исследовать условия, при которых возможна реализация авторства собственной жизни в процессе развития человека в онтогенезе. Продвижение в понимании содержания явления субъектности позволит определить структуру, ступени развития субъектности в контексте типов социокультурного развития человека, и соответственно, определиться со средствами и условиями развития субъектности. Данная проблема приобретает особое значение в современных социокультурных условиях, которые востребуют от человека не только активности, ответственности, но и способности к самоопределению в отношении социокультурного пути развития, способности осуществлять выбор своего пути в неоднозначном и противоречивом в ценностном отношении мире. Предваряя подробный анализ результатов исследования в тексте настоящей монографии, хотелось бы кратко выделить основные положения, на которые оно опирается. Субъектность, с нашей точки зрения, представляет собой квинтэссенцию индивидуальности, выраженную в стремлении человека к достижению адекватной себе формы духовности, своей человеческой подлинности, посредством соизмерения своих действий, переживаний, мыслей с социокультурными образцами, как мерами, представляющими собой композицию ценностей, свойственных определенному типу культуры. Субъектность образуется сложным взаимодействием ответчивости человека социокультурным основаниям, ответчивости самому себе (самости), своему «Я» и рефлексии – трансцендирования из социокультурных оснований. Результатом такого взаимодействия становится способность к выбору социокультурного пути развития. Ответчивость социокультурным основаниям и социокультурная (культуросообразная) рефлексия одновременно выступают как механизмы развития субъектности. Субъектность проявляет себя в выборе социокультурного пути развития как череде поступков, т. е. она актуализируется (реализуется) в поступке и обнаруживается (сама для себя) для самого человека в рефлексивном действии. Поступок представляет собой реализацию и проявление субъектности как момента достижения человеком своей подлинности и утверждения онтологичности ценностей в контексте авторского отношения человека к своей жизни (к самому себе и к миру). Субъектность является результатом социокультурного развития и в той или иной мере представлена на всех возрастных этапах развития. Средством развития субъектности является текст как социокультурное явление, как носитель системы ценностей и социокультурных отношений. Условием развития субъектности является организация жизни человека в формах субкультуры, соответствующей возрасту и типу культуры. В отношении возрастного развития это предполагает организацию образования в формах дошкольной, подростковой, юношеской и т. д. субкультур, что означает актуализацию соответствующих возрасту: системы ценностей, общения в формах близости (коммунитас), социокультурно ориентированной деятельности и картины мира (менталитета, мышления, системы представлений и т. д. ), а также средств их осуществления в формах соответствующей субкультуры. Субъектность человека заключается в способности быть причиной самого себя, опираясь на свое духовное «Я» (осуществляя себя). При этом происходит открытие и утверждение собственной уникальной единичности, индивидуальности на основе созерцания (рефлексии) своего духовного «Я». Обнаружение субъектности (или родовой сущности человека в собственной единичности – духовное «Я») осуществляется в процессе созерцания (рефлексии) родовой сущности человека (образа человека) в себе и вовне из социокультурного образца, свойственного определенному типу культуры (рефлексия конечного из бесконечного). Такая рефлексия становится возможной благодаря ответчивости человека социокультурным образцам (встрече с ними, сопровождающейся откликом на зов, призыв к социокультурному развитию). Образ родовой сущности человека явлен в типах культур средствами соответствующей культуры – социокультурными образцами, представленными в текстах (фольклорные, литературные, музыкальные, образ и путь жизни духовных посредников и т. д. ). Утверждение уникальности собственного «Я» и бытийственности базовых человеческих ценностей происходит в поступке как способе существования субъектности. В поступке происходит событие осуществления момента целостности и завершенности уникальной единичности человека в соборном единстве с родовой сущностью человека, неповторимый момент прижизненного соединения конечности и бесконечности человека и мира. Одновременно осуществляется утверждение бытийственности (абсолютности, онтологичности, неотносительности) универсальных человеческих ценностей, представленных в социокультурных образцах. Образ мира (его неоднозначность, отношения конечности и бесконечности, добра и зла, свободы и зависимости и т. д. ) явлен ребенку социокультурными средствами (ритуалы, обряды, сказка, искусство, тексты, реальные отношения людей). Средства развития субъектности – это средства обнаружения своей родовой сущности, своего духовного «Я» и своей уникальной единичности в сложном и противоречивом мире. В них должны быть представлены социокультурные основания человеческой жизни, по отношению к которым человек ответчив и рефлексивен. В качестве таких средств выступают тексты во всем их многообразии и в формах, специфичных для каждого возраста и типа культуры. Этапы развития субъектности в онтогенезе представляют собой движение человека, переход из одной детской субкультуры в последующую, причем, в каждой субкультуре субъектность характеризуется особыми формами ответчивости, рефлексии, выбора и поступка. 1. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И СУБЪЕКТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|