Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 12 глава
39 Штейн В. М. Указ. соч., с. 235—249. 40 Трактат цитируется и излагается по изд. ЧЦЦЧ, т. 2. См. также переводы: Dubs H. H. The Works of Hsiintze. L., 1928; Watson B. Hsim Tzu: Basic Writings L.; N. Y., 1963; Древнекитайская философия, т. 2; Феоктистов В. В. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976. Эта этическая презумпция побудила Сюнь-цзы сделать особый акцент на самоусовершенствование людей, причем добровольное: насильно добродетельным никого не сделаешь. Цель самоусовершенствования — выработка умения обуздывать себя, стремления к золотой середине: «Если у вас буйный нрав, смягчайте его гармонией; если ваш ум скрытен, измените его искренностью; если вы чересчур энергичны, компенсируйте это обходительностью; если слишком торопливы, действуйте с осторожностью; если ваш ум ограничен, расширяйте кругозор; если вы вульгарны, сонливы и жадны, воспитывайте в себе высокие устремления; если скучны и посредственны, прибегайте к помощи учителя и друзей; если ленивы и небрежны, подталкивайте себя мыслью о возможных бедствиях; если излишне искренни и прямы — умеряйте ваш темперамент ритуалом и музыкой... Это и называется искусством обуздывать темперамент и тренировать ум» (гл. 2). Нельзя не признать, что теория, исходящая из порочности природы человека, разработана достаточно детально, а предложенные методы достижения золотой середины, выработки качеств подлинного цзюнь-цзы, разнообразны и многосторонни. К этому следует добавить, что основой основ всех методов самоусовершенствования Сюнь-цзы считал ритуал, о котором очень подробно говорится в 19 главе трактата. Ритуал — это как раз то, что превращает человека из раба вещей и обстоятельств в господина над ними. Именно в результате соблюдения ритуальных норм все в мире становится на свои места. Желания приходят в соответствие с возможностями, а общество в целом обретает столь важную для него консервативную стабильность.
Огромное внимание Сюнь-цзы уделял проблемам социальной и политической организации. Человек именно тем отличается от всего живого (не говоря уже о неживом) в природе, что он способен к осознанной социальной организации. Организация же как таковая базируется на разделении, на социальной дистинкции, которая в свою очередь вызывается к жизни чувством долга: «Появившись на свет, люди не могут не сорганизоваться, а общество не может существовать без различий — иначе возникнет соперничество, соперничество приведет к смуте, смута — к расчленению, расчленение — к слабости, а слабые не в состоянии подчинить себе все сущее...» (гл. 9). Словом, человек немыслим без общества, а общество — без дистинкции и иерархии. Люди не могут быть равны: если все разделить поровну, на всех не хватит, так как люди любят одно и то же, а хороших и ценных вещей мало. Поэтому возникнут соперничество, хаос, расчленение. Как видно из изложенного, в трактате «Сюнь-цзы» нет социально-утопических мотивов, подобных тем, которые преобладали в сочинениях Конфуция и Мэн-цзы. Несмотря на то что Сюнь-цзы высоко чтил конфуцианские добродетели (гуманность и справедливость, ритуал и долг, мудрость древних), он в то же время был реалистом до мозга костей. Поэтому многие важные вопросы ставились им по-иному. Так, касаясь проблем политической администрации, Сюнь-цзы не делал акцента на приоритете блага народа, но зато настаивал на том, что правитель обязан заботиться о народе в собственных же интересах: «Правитель подобен лодке, а народ — волне; вода несет лодку, но может и опрокинуть ее» (гл. 9). Чтобы этого не случилось, нужно управлять справедливо, выдвигая мудрых и способных, честных и старательных, чтобы во главе угла всегда стояли ритуал и чувство долга, чтобы все были на местах и каждый старательно исполнял свое дело (гл. 7).
Сюнь-цзы не был склонен, подобно Мэн-цзы, решительно отвергать силу как метод администрации и полагаться только на этику. Посетив царство Цпнь после реформ Шан Яна, Сюнь-цзы пришел к выводу, что применение силы (режим ба-дао) дает немалые результаты. Это примирительное отношение к насилию, равно как и склонность положительно оценивать метод наград и наказаний,— основной в административной практике легистов,— еще одно важное свидетельство того шага, который Сюнь-цзы сделал в сторону от классического конфуцианства: «Если не воспитывать людей, а наказывать, то наказаний будет много, а порок не будет искоренен; если только воспитывать, но не наказывать, порочные останутся безнаказанными; если наказывать, по не поощрять, люди не станут стараться; если наказывать и поощрять, но не ограничивать, подданные будут в неуверенности и народ не будет единым» (гл. 10). Здесь даже лексика заимствована у легистов, не говоря уже об идеях. В доктрине Сюнь-цзы легизм сближен, соединен с конфуцианством: нужны как отеческая мягкость, так и безликая жесткость наказаний, как легистский кнут, так и конфуцианский пряник. В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, считавших, что за проступки подданных несет ответственность не воспитавший их должным образом руководитель, Сюнь-цзы вводит тезис о необходимости казнить злодеев, не пытаясь их перевоспитать. Более того, следуя апробированному в политической культуре Китая методу создания псевдоисторического прецедента, он приписывает эти же идеи Конфуцию: в главе 28 рассказывается, что будто.бы Конфуций, став сановником Лу, казнил чиновника шао-чжэна Мао за то, что тот смущал народ своими речами. Совершенно очевидно, что этот эпизод — явная фальсификация. В аутентичных источниках нет ни такого эпизода, ни такого чиновника, ни, как уже упоминалось, убедительных данных о том, что Конфуций вообще когда-либо занимал ответственный пост, не говоря уже о том, что все известное о Конфуции п его взглядах решительно противоречит рассказу Сюнь-цзы. Зато из этого рассказа хорошо видно, сколько далеко Сюнь-цзы ушел от своего великого предшественника, за спину которого он хотел спрятаться, дабы сохранить авторитет конфуцианца. Здесь прагматизм и реализм Сюнь-цзы доходят до явного цинизма. Трезвость и рационализм доктрины Сюнь-цзы видны из его хорошо известного отрицания суеверий, стремления ослабить роль мистических связей и зависимости человека и общества от Неба. Однако, отвергая мистику, Сюнь-цзы высоко ставил эмоции, музыку (гл. 20), видя в этом своеобразную альтернативу мистике и суевериям. Трактат «Сюнь-цзы» — это рационалистическая реакция как
на элементы утопии в построениях Конфуция и Мэн-цзы, так и на соперничавшие с конфуцианством доктрины — легизм, моизм, даосизм. Склонность Сюнь-цзы к компромиссу, к творческому синтезу позволили, как упоминалось, преодолеть непримиримость раннего^ конфуцианства и тем самым заложить основы для превращения: доктрины Конфуция в официальную идеологию императорского Китая. Правда, это произошло не сразу. 10. Синтез теории и практики легизма в «Хань Фэй-цзы» Среди учеников Сюнь-цзы только двое вошли в историю мысли Китая — это Хань Фэй-цзы и Ли Сы, причем оба они известны как правоверные легисты. Парадокс? И да п нет. Да, ибо Сюнь-цзы был все-таки конфуцианцем. Нет, потому что сделанный пм крен в сторону легизма и сама обстановка в Китае в самом конце Чжоу с активной борьбой за объединение империи были вызваны к жизни именно необходимостью жестких мер и методов. И если учитель сделал заметный шаг в эту сторону, то стоит ли удивляться, что-его реалисты-ученики сделали еще несколько шагов в том же направлении п практически оказались в лагере легизма. Что касается Ли Сы, то он был не теоретик, а практик, и именно ему во многом обязан своими успехами, как и конечной неудачей легистского эксперимента, первый император династии Цинь—Цинь Шихуанди. Хань Фэй-цзы же, напротив, был блестящим теоретиком,, причем это сыграло роковую роль в его жизни: завидовавший ему Ли Сы оговорил Хань Фэй-цзы перед Цинь Ши-хуанди и заставил-загнанного в угол философа покончить с собой. Правда, позже, ознакомившись с сочинениями Хань Фэй-цзы, Цинь Ши-хуандиг как отмечает древнекитайский историк Сыма Цянь, сильно сожалел' об этом 41.
Трактат «Хань Фэй-цзы» — объемное (20 глав, 55 параграфов) и многогранное произведение. В него включены едва ли не все положения, которые были разработаны теоретиками легизма — будь то реформы Гуань Чжуна, законы Шан Яна или искусство администрации Шэнь Бу-хая. В трактат включены основные положения даосизма и даже есть немало суждений на конфуцианские темы, включая вопросы гуманности и справедливости. Но решительно преобладают в нем рассуждения, имеющие отношение прежде всего к государству, к организации управления. Не повторяясь, стоит лишь заметить, что для Хань Фэй-цзы, как и для предшествовавших ему теоретиков легизма, государство — это система давно и сознательно созданных институтов, высшая цель которых — обеспечить порядок и процветание общества, силу государства и преданность, а точнее — повиновение населения. Для этого на первый план выдвигается закон как важнейшее средство достижения указанных целей. Закон, как и теснейшим образом связанная с ним система 41 Сыма Цянь. Избранное. М., 1956, с. 65. наказаний, выше всего, включая и государя. Государь, следуя принципу увэй, осуществляет лишь всеобщий контроль, чиновники управляют всеми делами, опираясь на различные методы и используя веками выработанное искусство администрации. Большое значение в трактате придается централизованному контролю, системе экономического регулирования, причем подчеркивается, что первостепенное внимание следует уделять основному, т. е. земледелию и военной силе государства. Словом, в некотором смысле трактат — синтез всего того, что создал легизм (как аналогичным синтезом с несколько иным, экономическим уклоном следует считать близкий к нему по времени и идеям трактат «Гуань-цзы»). Однако есть в идеях Хань Фэй-цзы и кое-что новое, принадлежащее именно этому философу. Так, очень интересны 3 и 9 параграфы, помещенные соответственно в 1 п 4 главы, где идет речь об искусстве убеждать: нужно хорошо знать, что, кому, когда и как следует сказать, дабы добиться успеха; нужно хорошо рассчитать мельчайшие нюансы речи, настроения слушающей царственной персоны и многие другие, подчас едва уловимые, но важные моменты, совокупность которых может сопутствовать, либо воспрепятствовать достижению желаемой цели. Ряд параграфов (9 в гл. 2; 10 в гл. 3; 14 в гл. 4) касается разоблачения тех многочисленных коварных методов, посредством которых своекорыстные сановники и царедворцы ищут возможности воздействовать на государя в своих интересах. Ряд последующих разделов (§ 15—19, гл. 5) раскрывает всю гибельность этого для государства. В § 30—35 (гл. 9—14) дается перечень советов государям — это нечто вроде квинтэссенции практической политической мудрости (как сохранить власть, внимать советам, награждать и назначать, вести себя по отношению к окружающим, чпповникам, народу и т. п.).
Хань Фэй-цзы, следуя Шэнь Бу-хаю, очень высоко ставит власть, считая именно ее основой правления. Государь не должен делиться ею и тем более уступать сколько-нибудь значительную ее часть кому-либо другому; он должен умело распоряжаться ею сам. Ни гуманность, ни жестокость, как и любые крайние меры, не являются результативными. Нужно быть суровым и справедливым, дабы тебя боялись и повиновались тебе с доверием; нужно уметь использовать законы и людей, хорошо владеть рычагами наград и наказаний, держать в руках чиновников и весь аппарат управле-пия, решительно пресекать смуту, интриги, своекорыстие честолюбцев и властолюбцев. Трактат, о" котором идет речь, являет собой своего рода итог древнекитайского легизма, его кульминацию. Правда, ему не суждено было сыграть заметную роль в истории Китая: крушение гигантского эксперимента правителя первой империи — Цппь Шп-хуанди подорвало позиции легизма как практики и ликвидировало влияние его теории. Легизм был дискредитирован и как самостоятельное направление мысли навсегда исчез из китайской истории. Все, что было им сделано разумного, полезного и нужного стране, было инкор- порпровано пришедшим ему па смену официальным ханьским конфуцианством, рамки которого оказались достаточно гибки и широки для этого. Однако в истории политической мысли Китая легизм остался, и в этом смысле трактат «Хань Фэй-цзы» — явление значительное, заслуживающее пристального внимания и изучения. В некотором смысле этот трактат можно уподобить «Сюнь-цзы»: как и реалистически мысливший конфуцианец, Хань Фэй-цзы, будучи к тому же его ближайшим и лучшим учеником, стремился преодолеть крайности той доктрины, развитию идей которой он посвятил свою жизнь. В «Хань Фэй-цзы» действительно нет жестких крайностей легпзма, таких, какими, например, полон трактат Шан Яна. Хань Фэй-цзы даже не без ехидства заметил, что отрубание голов в качестве критерия для награды едва ли может принести пользу делу — а именно так это выглядит у Шан Яна (§ 43 гл. 17). В то же время Хань Фэй-цзы стремился соединить шанъяновский закон с искусством управления Шэнь Бу-хая в единое гармоничное искусство администрации. Одним словом, в иных обстоятельствах трактат Хань Фэй-цзы мог оказаться основой для налаживания администрации на началах, близких к смягченному легизму. Однако этих обстоятельств не было. Были другие, которые вызвали к жизни схему рационализированного конфуцианства, у истоков которой стоял Сюнь-цзы и вклад в которую внесли многие, включая авторов «Чжоули» и особенно министра ханьского У-ди реформатора и теоретика Дун Чжун-шу. Но деятельность последнего, как и вся схема политической структуры и история политической мысли императорского Китая в рамках китайской истории, уже выходит за пределы древности. Пока же — несколько итоговых замечаний. 11. Основные принципы и специфика древнекитайской политической и правовой мысли Начнем с того, что фундаментальные принципы политической мысли — при всей автономии мысли и вообще сферы идей — вторичны в том плане, что они отражают политическую и социально-экономическую реальность общества и государства. Как древнегреческая политическая мысль Платона или Аристотеля отражала реалии рабовладельческого полиса и создавала утопии, в рамках которых равенство граждан соседствовало с бесправием рабов, а демократия как форма правления противопоставлялась тирании, точно так же п древнекитайская мысль исходила из логично обоснованного тезиса о том, что общество делится на два основных слоя (управляющие верхи и трудящиеся низы) и что тирании узурпатора или власти силы может быть противопоставлено только отеческое отношение мудрого правителя к народу. Ни заметной роли рабства, ни демократии как формы правления Китай просто не знал, хотя некоторое количество неполноправных, как и определенные элементы народо- властия (точнее — волеизъявления народа), существовали и принимались во внимание. Другое сопоставление — Китай и Индия. Казалось бы, должно быть больше сходства, по крайней мере ни там, ни здесь нет речи ни об античном рабстве, ни о полисе, нп о демократии. Но возникает другое, совершенно новое различие: вся история и культура Индии — это процесс стабилизации присущих ей социальных форм организации (варны, касты-джати, общины с устойчивой системой джаджмани). Несмотря на то что в Китае тоже всегда были мощные и влиятельные социальные корпорации (семья, клан, община), нп одна из них не идет в сравнение с темп, которые определили социальную структуру Индии. Отсюда и результат: если китайская мысль ориентирована на земную активную социально-политическую деятельность, в центре которой интересы большого коллектива, практически всех, то индийская — теистична, индивидуальна, интро-вертна, асоциальна и аполитична: закон кармы неумолим, только смерть и перерождение может улучшить твое место в системе каст и вообще в земной жизни, поэтому не ропщи, не восставай, но молча терпи, неси свою ношу и старайся заслужить хорошую карму. Можно найти существенную разницу и при сопоставлении Китая с древним Востоком, особенно Египтом, структурно очень близким ему (аналогичные государственно-административная и социальная системы, сходные формы' власти и динамики исторического процесса). Эта разница сводится в основном к тому, что в Китае социальная, этическая и политическая мысль расцветали, мыслители там все время стремились найти оптимальную форму социальной организации, упорядочения общества, тогда как в древнем Египте все считалось достаточно хорошо организованным и упорядоченным, все было санкционировано волей и могуществом великих богов, и потому мысль принимала формы восхваления мудрости богов, формы насквозь теистичные и уже по одному этому в сущности аполитичные. Аналогичный вывод даст и сравнение с философскими воззрениями древних евреев, запечатленными в Ветхом Завете. Итак, древнекитайская мысль в высшей степени социальна и политична, проникнута этикой, слабо связана с религией. К этому можно добавить, что она всегда была практичной п прагматичной, мало была проникнута мистикой, метафизическими п иррациональными мотивами, мифологическими конструкциями. В центре ее всегда стояло стремление понять и объяснить не мир вообще, а мир человека, общества, основы социальной организации и государства. И не только понять и объяснить, но и преобразовать, найти оптимальный вариант социального порядка и мудрой администрации. К этому нужно добавить, что социально-политический мир, мир человека вообще для древних китайцев — это Китай, Поднебесная. Вне ее обитают «варвары», которые недалеко отошли от уровня животного мира и принципиальное отличие которых от китайцев как раз и заключается в том, что они незнакомы с великой культурой, не имеют знаний и потому не могут добпться совершенной социальной и политической организации. [Согласно учениям древнекитайских философов мир человека неотделим от мира природы. Больше того, существуют определенные общие принципы регулирования того и другого, восходящие в конечном счете к высшим координирующим функциям Неба или Дао. Существует ассоциативно-коррелятивная связь между явлениями природы и событиями в мире людей. Когда в IV—III вв. до н. э. Цзоу Янем была разработана теория о взаимодействии и взаимопроникновении пяти первоэлементов (земля—вода—огонь—дерево—металл) и о коррелятивных связях каждого из элементов с соответствующим ему цветом, направлением, позже также и божеством-планетой, то именно эта теория была логично объединена с существовавшей ранее идеей о небесном мандате и его смене в концепцию метациклической эволюции природы и общества: династия закономерно сменяет другую, как один первоэлемент в пяти-членном цикле преодолевает предшествующего ему 42. Похоже обстоит дело и с теорией инь-ян, женского и мужского начал, которая как философская система сформировалась примерно в то же время (IV—III вв. до н. э.) и с которой затем в китайской мысли стали ассоциироваться как динамика централизации и децентрализации в политической жизни, так и вообще различия между доктринами: конфуцианство и легизм в социально-политическом плане ассоциируются с ян, даосизм — с инь43. Даже философское осмысление гадальных формул Ицзин, возникшее опять-таки примерно на рубеже IV—III вв. до н. э., отражало, видимо, видение мира, адекватное социальному бюрократическому порядку, и ассоциировалось, в частности, со схемами «Чжоули» 44. Ассоциативно-коррелятивная связь между макро- и микрокосмом, между природой и обществом была осознана не сразу. Однако она существовала уже в древности, что проявилось в концепции небесного мандата, с которой берут начало многие кардинальные идеи политической теории Китая. Развитие этой теории также шло с постоянными реверансами в сторону естественного, санкционированного Небом или Дао порядка вещей. Небо создает мудрых и вручает им мандат. Мудрые создают государство и устанавливают незыблемый порядок вещей. И Небо, и мудрецы, и государство, и весь строгий порядок вещей, базирующийся на крайней степени формализации (основана она на ритуале-лп или законе-фа — это в данном случае второстепенная деталь),— все это естественно, натурально, реально и потому незыблемо и вечно. Существует все это для блага народа, хотя ему принадлежит лишь пассивная роль повинующегося. В задачу хорошо организованного государства входит обогатить население, усилить структуру, наладить экономический контроль. Для этого следует использовать либо ритуал-ли, мудрость и справедливость (конфуцианство), либо методы усредненных потребностей (моизм), либо законы и детально разработанную прак^ 42 .\eedham 1. Science and Civilization in China. Cambridge, 1956, vol. 2, p 238—239. 43 Ibid., p. 33. 59 44 Ibid., p. 337—338. тику администрации (легизм), либо даже просто пассивное недеяние (даоспзм). ^р. Связь Небо—мудрец—государство в древнекитайской политической мысли любого направления считалась незыблемой. Каков правитель, таково п государство; от степени его мудрости зависит как состояние дел в стране, так и высшая санкция Неба. Поэтому налаживание умелой и эффективной администрации всегда считалось делом первейшей социально-политической важности — да оно и было таковым в условиях, когда от мудрого либо дурного правления зависело столь многое. Поэтому неудивительно то большое место, которое авторы доктрин уделяли проблеме этики и вообще формализации. Правитель должен быть примером либо перед лицом добродетели, либо перед лицом закона. Правитель — единственный, кто стоит вне шкалы социального отсчета. Все остальные, занимающие место на этой шкале,— подданные. Одни из них работают физически, другие — умственно; одни производят, другие управляют. Это то, что их отделяет друг от друга в социально-профессиональном смысле. Но не в правовом! Сословные грани, существовавшие в феодальной структуре раннего Чжоу, изжили себя достаточно быстро. Для политической мысли Китая, формировавшейся в основном после этого, идея принципиального равенства всех людей была общепризнанной. Плоть от плоти ее — идея меритократии, культ мудрости и справедливости, знаний, способностей, опыта. Любой имеет право в честном соревновании доказать свои потенции, быть выдвинутым и занять в социально-иерархической системе то место, которого он достоин. И система от этого не страдала — напротив, становилась сильнее: идея социальной мобильности питала честолюбивые и властолюбивые устремления и давала им достаточно широкие возможности, умело направляя их в русло апробированного социального порядка, консервативной стабильности общества и государства. Для древнекитайской политической мысли в целом было характерно причудливое сочетание реализма, доходившего порой до унылого практицизма, бескрылой трезвости элементарного циничного расчета, и утопии, поисков совершенства, наивысшей гармонии и порядка, наконец, счастья! Конечно, конфуцианцы видели совершенство, гармонию п счастье в одном, даосы — в другом, легисты — в третьем, монеты — в четвертом. Но по-своему счастья людям желали все, даже легисты, которые видели его в полном подчинении индивида государству, обеспечивающему человека тем прожиточным минимумом, которое дозволено начальством. Ведь и это состояние — получение гарантированного минимума при полном подчинении начальству — тоже для определенного контингента может считаться желанной нормой, как, впрочем, некоторых вполне может устроить и эгалитарная забота о счастье в рамках мопзма, не говоря уже о свободе слиянпя с природой у даосов. Словом, идея поисков-счастья в утопических п полуутопических конструкциях была важным элементом политической мысли и политической практики ' 45 Bauer W. China and the Search for Happiness. N. Y., 1976. А сочетание ее с реализмом и практицизмом — это, если хотите, особенность Китая, причем не столько его мысли, сколько реального бытия: поиски счастья во всех доктринах были земными, не связывались с загробными или сверхъестественными конструкциями и потому считались реальным делом. Иными словами, древнекитайские философы стремились не столько даже объяснить мир людей, сколько изменить его, для чего им необходимо было, стоя на реальной почве, искать возможные пути усовершенствования существующего строя. В этой связи стоит обратить внимание на то, как позиции авторов различных древнекитайских доктрин вписывались в социально-классовую структуру древнего Китая. Дело в том, что этот важный вопрос нередко трактуется с упрощенных, даже вульгарно-со-цпологических позиций, вплоть до того, что каждую из более или менее крупных философских доктрин пытаются связать с тем или иным социальным слоем, интересы которого она будто бы отражала. Между тем конкретная социально-политическая практика чжоуского Китая не дает оснований для таких утверждений, хотя между философами и их доктринами существует разница, в том числе и в социально-политических позициях. Одни из них, как, Конфуций и Мэн-цзы, явно сочувствовали ушедшей с исторической сцены фео-далыю-удельной аристократии, однако этого далеко не достаточно для того, чтобы считать их выразителями интересов упомянутой знати. При всей своей ориентации на нормы седой старины и Конфуций и Мэн-цзы достаточно считались с реальностью, не говоря уже о том, что они активно выступали против любой формы сословных привилегий, за право каждого приобщиться к (конфуцианским) знаниям и в соответствии со своими способностями занять то место в обществе, на которое он может претендовать. Другие (легисты) резко нападали как на уходивших в прошлое аристократов, так и на приходивших им на смену частных собственников, ибо те и другие в конечном счете способствовали децентрализации и вели к ослаблению государства и оскудению казны. Целью леги-стов было максимальное укрепление государства любой ценой. Третьи (даосы) стремились вообще абстрагироваться от социализированных форм общежития, от активного вмешательства политики в жизнь людей. Четвертые (монеты) хотели превратить государство в идеально организованную машину эгалитарного типа с универсально-равновеликими взаимоотношениями людей в ее рамках. Так чьи же интересы отражали авторы разных доктрин? Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что социально-политическая и социально-экономическая структура чжоуского Китая была основана на господстве государственного («азиатского» по Марксу) способа производства с властью-собственностью и системой генеральной редистрибуции в виде идущего в казну ренты-налога в качестве его основы. Соответственной была и социально-классовая реальность этого, общества, которую достаточно адекватно охарактеризовал Мэн-цзы, когда говорил о тех, кто работает, и тех, кто управляет. Только с появлением частнособственнического сектора в экономике чжоуского Китая (V—III вв. до н. э.) ситуация в этом смысле стала усложняться. Появились богатые и бедные, имущие и неимущие, стоявшие вне сферы государственного способа производства. Однако роль и место частнособственнического сектора были второстепенными, а сам этот сектор зависел от государства, весьма обеспокоенного его активностью и стремившегося ввести его в жесткие контролируемые рамки, что и было с успехом реализовано в ходе легпстских реформ, в частности, Шан Яном. Учитывая сказанное, мы вправе заметить, что практически все ведущие древнекитайские доктрины так или иначе отражали интересы государства, только одни из них, резко противопоставляя государство и народ (общество), стремились усилить государство как машину угнетения и принуждения, другие, сближая интересы государства и народа, старались построить администрацию на основе добродетели и справедливости, а третьи видели в государстве идеальную форму организации усредненных равновеликих подданных. И только даосы, скептически относившиеся к государству, как и к любой другой форме искусственной, «окультуренной» организации общества, стояли за уход к природе, деполитизацию общества. Но, отражая интересы государства, как все эти доктрины относились к проблеме права и закона? В чем видели они правовую и законодательную основу той структуры, которая сложилась и была призвана с их помощью укрепиться и оформиться? Следует сразу же заметить — и об этом уже не раз писали специалисты 46,— что древнекитайская система права, равно как и административное законодательство, сильно отличались от того, что было выработано в этой сфере в античной Европе. Но в чем суть различий? Существует мнение, что она сводится к тому, что основой всей юридической системы Китая было не право, правда, справедливость, как в Европе, а прежде всего и главным образом наказание ". Безусловно, наказанию в политической и судебной практике Китая (стоит попутно заметить, что на протяжении всей истории страны вплоть до XX в. административная и судебная функции были слиты, совмещены в едином лице уездного начальника) придавалось огромное, в каком-то смысле даже первостепенное значение. Но значит ли это, что правда, право и справедливость гем самым отодвигались на задний план? Конечно, нет. На деле все было гораздо сложнее. Больше того, в основе правового мышления, всей правовой культуры в Китае всегда лежали именно представления о праве и справедливости "(речь идет не о том, что в реальной практике коррупция либо иные конъюнктурные факторы могли способствовать тому, что об этом забывали). Что же касается 46 Нет нп одной серьезной работы о китайской юридической системе, где об этом не шла бы речь. См, например: Escarra J. Le droit chinois. Peking, 1936; Bodde D. Essays of Chinese Civilization. Princeton, 1981, p. 171—194. 47 Кучера С. Становление традиции коллективной ответственности и наказания в Китае — В кн.: Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972, с. 162.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|