Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 13 глава
системы жестких наказаний, то, несмотря на упоминание о казнях в ранних главах «Шуцзин» (что явно было вызвано политической необходимостью обеспечить полное повиновение только что покоренного населения), практика раннего Чжоу, вплоть до Конфуция, убеждает в том, что не наказания лежали в основе древнекитайской системы права. Вспомним, что говорил Конфуций, этот последовательный сторонник регулирующе-контролирующей правовой функции-ли, когда в Китае были опубликованы первые Уложения о наказаниях. Столь категорическое неприятие Конфуцием законодательства не было лишь риторикой. Оно вполне вписывалось в традицию, где абсолютно господствовали возвышенные Конфуцием и конфуцианством правила-ли. И далеко не случайно в одной из поздних глав «Шуцзин», «Люй-син», специально посвященной проблеме наказаний и созданной, видимо, в период Чжаньго, не ранее IV в. до н. э.48, вся эта система была приписана задним числом варварскому племени мяо, которое будто бы еще во времена легендарного Шуня (управлявшего, согласно историографической традиции, методами добродетели и справедливости) чуть ли не в противовес ему стало использовать метод наказаний-син. Именно им, т. е. легендарным мяо, и было приписано создание системы пяти наказаний, обстоятельно изложенной в «Люй-син» 49. Для.правового мышления древних китайцев была характерна уверенность в существовании правовой этической нормы, санкционированной Небом и дао (в его конфуцианской интерпретации), причем эта норма была для них необходимой и д^таточной. Именно она в виде конфуцианских правил-ли была не просто возвеличена Конфуцием, но и противопоставлена им нарушениям нормы, вызвавшим к жизни необходимость издания административных Уложений о наказаниях (т. е. законов-фа). Содержание первых Уложений не известно — они не сохранились. Но не исключено, что некоторое представление о них может дать упомянутая глава «Шуцзин» «Люй-син», специально посвященная именно теме о наказаниях.
Суть главы сводится к тому, что, хотя введенные мяо наказания привели к хаосу (люди перестали доверять друг другу, исчезла вера в справедливость, добро и т. п.) и великий Шанди за это истребил весь народ мяо, законы, сводившиеся к определенной системе наказаний, все же стали фактом. Правда, пользоваться ими нужно с умом и умеренностью, принимая во внимание мнение виновной стороны и ее свидетелей-защитников и в сомнительных случаях склоняясь в пользу виновного, т. е. прощая его. Более того, вину можно отпустить за выкуп — в главе дана градация цен за все пять видов наказаний (клеймение; отрезание носа; отрубание ног; кастрация; казнь) 50. И это не только теория — все перечисленные виды наказаний были реальностью чжоуского, да и после- 48 См.: Creel H. G. The Origins..., p. 463. 49 Шаншу, т. 4, с. 709 и ел. 50 Шаншу, т. 4, с. 719—720. Legge J. Op. cit, vol. 3, p 605—606. Karlgren B. The Book of Documents, p. 74—78. чжоуского Китая, что и оправдывает попытку видеть в «Люй-син» отражение не дошедших до нас более древних Уложений о наказаниях (правда, в Уложениях, возможно, более четко были сформулированы преступления, за которые нужно наказывать; в «Люй-син» этого нет). Хотя глава «Люй-син» была включена в «Шуцзин», и аналогичной ей в легистских сочинениях и у Мо-цзы (не говоря уже о даосах) нет, можно предположить, как уже упоминалось, что в этой главе отражена реальность именно тех периодов древнекитайской истории, когда одних только правил-ли было явно недостаточно (несмотря на усилия Конфуция возвеличить их, сделать всеобщей и общепризнанной нормой), а появление Уложений о наказаниях п вообще административных законов-фа стало необходимостью. Поэтому можно считать, что в главе «Люй-син» отражен начальный этап возникновения системы законодательно, т. е. административно фиксированных наказаний, первые шаги системы законов-фа".
Как уже говорилось, впервые о наказаниях как о важном методе администрации говорил Мо-цзы. Именно в его доктрине правовая мысль отчетливо стала ассоциироваться уже не столько с ли, как это было у Конфуция, сколько с наказанием-син и косвенно с законом-фа, что и дает основание считать его идейным предтечей легизма (остальные ранние легисты или протолегисты, будь то реформатор Гуань Чжун или министр Цзы Чань, теоретиками не были). Вслед за тем с IV в. до н. э. наступил звездный час легизма и легистов. Г. Крил уже обратил внимание на то, что в моменты энергичной централизации власти, будь то в начале Чжоу (о чем свидетельствует текст главы «Шуцзин» «Кан-гао») или в IV в. до н. э., в период расцвета легизма, ставка на принуждение и наказание резко усиливалась5г. Это, видимо, было естественным стремлением к усилению власти в условиях, когда нормы обычного права по какой-либо причине становились мало значимы и даже сознательно преуменьшались. Правовая мысль легистов, опиравшаяся на суровую реальность критических трансформаций переходного периода древнекитайской истории, включая уход со сцены удельной знати и выход на передний план новых социальных слоев, в том числе и большого отряда частных собственников, «стяжателей», исходила из ряда основополагающих принципов. Вкратце они сводились к тому, что люди в основном эгоистичны и своекорыстны и поэтому администрация должна быть строга и нелицеприятна, а основой ее должен служить безликий и равный для всех закон с содержащимися в нем строгими санкциями. Только наказания могут обеспечить тот высокий морально-политический стандарт, который необходим для успешного управления. Только они способны обеспечить единомыслие, без которого государство не сможет стать сильным. Такого рода теории,, 51 Bodde D. Op. cit., p. 176. 52 Creel H. G. Legal Institutions and Procedures during the Chou Dynasty.— Essays on China's Legal Tradition/Ed. J. A. Cohen et al. Princeton, 1980, p. 46-47. частично п весьма успешно реализуясь на практике (царство Цинь после реформ Шан Яна), получили дальнейшее развитие, принимая все более изощренные формы (техника администрации по Шэнь Бу-хаю, уникальные по своей откровенности тезисы Хань Фэй-цзы), постепенно вели к тому, что позитивный закон, жесткое административное регулирование становились нормой и в свою очередь порождали деспотизм, произвол, насилие. Все это послужило базой, на которой формировались идейно-инстнтуциональные основы тоталитаризма, столь ярко проявившего себя в короткое, но весьма впечатляющее правление династии Цинь в конце III в. до н. э.
Как уже упоминалось, легпзм как сумма важных практических институтов не исчез с крушением Цинь — больше того, он стал в какой-то мере основой новой империи и всей последующей структуры императорского Китая ". Но компрометация легизма как доктрины, его дискредитация в качестве течения мысли, в том числе и правовой, привела к тому, что начиная с династии Хань в Китае на передний план в качестве основной контрольно-регулирующей нормы снова вышли конфуцианские правила-ли 54. До предела конкретное, ясное, тщательно разработанное усилиями многих поколений конфуцианцев, это ли было навсегда четко упрочено и зафиксировано в канонах, прежде всего в компендиуме Лицзи. Оно стало правовой основой существования империи в гораздо большей степени, нежели законы-фа, хотя именно с Хань в Китае и начал свое существование кодифицированный закон55. Правила-ли в китайской империи приняли хорошо известную форму «китайских церемоний», которые не просто смягчали бесстрастно-равнодушную к личности норму кодифицированного права, но и по сути превращали этот закон лишь в необязательное (хотя порой и необходимое) добавление к существующим нормам общежития, основанным на этих церемониях, т. е. на ли. Право закона — точнее, система наказаний — вступало в силу лишь тогда, когда этической нормы оказывалось недостаточно, когда ею пренебрегали. Чаще всего это относилось к простолюдинам, откуда и пошла хорошо известная, закрепленная именно в Лицзи формула: для верхов — ли, для низов — наказания. Суть этой формулы не в том, что чиновников не подвергали наказаниям — это нередко случалось, о чем достаточно красноречиво говорит судебная практика. Суть формулы в том, что воспитание важнее наказания и только тогда, когда воспитательных мер недостаточно, в силу вступали нормы кодифицированного закона.
(Специфика древнекитайской правовой мысли и соответствующих институтов весьма заметна — особенно на фоне совершенно иной и весьма развитой правовой культуры и законодательной практики античности. К этому можно добавить, что такого рода специфика, 53 Д. Бодде оценил это явление словами: «Триумф легпзма. но конфуцнаниза-ция закона» (ВосМе D. Op. cit., p. 182). Это явное преувеличение, ибо триумфа не было — была дискредитация. Но суть выражена верно. 54 Об этом писал, в частности, Д. Нидэм. См.: Needham J. Op. cit., p. 519 *D См.: Hulsewe A. F. P. Remnants of Han law. Leiden, 1955, vol. 1. пусть в другой конкретной форме, была свойственна и иным восточным обществам. Это в определенной степени закономерность для всего неевропейского мира, и объясняется она второстепенной ролью в нем частнособственнических отношений, а также незначительностью прав и гарантий индивида-собственника в неевропейских структурах, о чем не раз писали специалисты. Закономерно и то, что на передний план в этих структурах (наиболее яркий пример — исламские страны) выходили нормы, восходящие к обычному праву, пусть даже и соответствующим образом санкционированные религией. Шариат в этом смысле — не строго кодифицированное право, как, впрочем, и не вполне право обычное (обычное право в исламском мире — адат). Еще большую роль обычное право всегда играло в традиционном индийском обществе. Особенностью Китая является то обстоятельство, что нормы обычного права были воплощены в форме ритуально-церемониальных предписаний, санкционированных не религией, а вполне рациональными и обходящимися без мистики и метафизики соображениями и резонами. Иными словами, древнекитайское право как таковое (конфуцианское ли) в своем зрелом виде, было санкционировано не религией, а моралью. И это подводит к идее о конкретности, четкой образности, рациональной реальности китайской мысли как таковой. Очень незначительные (хотя и весьма весомые по глубине конструкций) мистические и метафизические уклоны в китайской мысли, представленные даосизмом, в целом влияли лишь на внутренний мир, на эмоциональную натуру людей, но почти никак не затронули сферу социальных отношений и политической жизни, которые практически целиком определялись нормами конфуцианства.
Это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе китайской культуры, в частности науки: науки негуманитарного, не социально-этического цикла не считались достойными внимания умного и самобытного, тем более желавшего преуспеть в жизни человека. Оттачивающие логически-понятийный аппарат познания абстрактные идеи не развивались. Конкретика как норма, как генеральная парадигма мышления была тормозом развития науки, но она же способствовала деятельной отработке той гигантской политико-административной машины, равной которой не создала ни одна империя. Это последнее, о чем стоит особо сказать несколько слов. Необходимо заметить, что в древнекитайской политической мысли всех направлений было уделено много внимания чиновничье-бюрократическому аппарату власти как таковому. Генеральной идеей, как уже говорилось, был тезис о том, что умные и способные должны управлять страной и что принцип меритократии должен выступать в качестве важнейшего объективного критерия при комплектовании аппарата администрации. Способствовавшая преодолению феодальной сословности централизация власти в царствах позднечжоуского Китая была той базовой основой, на которой в китайской мысли сформировались и созрели принципы бюрократической структуры, сыгравшей позже столь значительную роль в более чем двухтысячелетней истории империи, неоднократно восстававшей буквально из руин, выраставшей заново из пепла — и всегда в том же виде, с теми же основными конфуцианскими идеями, и, главное, с той же бюрократической структурой. В известном смысле можно заметить, что без хорошо отработанной бюрократической машины власти, основанной на древнекитайских идеях, не было бы столь долго существовавшей и не терявшей своего лица китайской империи. В этом — огромная роль древнекитайской политической мысли и — шире — политической культуры. И еще одно. Усилиями едва ли не всех направлений древнекитайской политической мысли была тщательно разработана сама концепция администрации, центральным пунктом которой стал принцип недеяния, увэй. Этот принцип, касавшийся как искусства администрации, так и ее техники, как этики управления, так и экономии, рационального использования и распределения сил, ресурсов и внимания управителей, со временем стал своего рода структурообразующим стержнем всего бюрократического аппарата империи. Вообще говоря, это не чисто китайский принцип; многие властители мира, особенно стран Востока, им интуитивно руководствовались. Однако именно в Китае этот принцип был глубоко осмыслен, тщательно разработан и последовательно, умело реализован на практике. Завершая изложение основ политической мысли древнего Китая, стоит отметить, что Китай дал истории культуры огромное количество интересных и глубоких идей. Причиной этого была сама историческая реальность Китая, обусловившая характер социально-политической структуры и выработавшая ряд особенностей практического рационалистического мышления, главной тенденцией которого стало осмысление политических реалий и поиск путей оптимизации социальной структуры и политической администрации. '
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|