Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 8 глава




Но Каутилья, бесспорно, не был в этом отношении оригинален. Он — наиболее известный, а не единственный представитель «макиа­веллизма» в древнеиндийской политической мысли. Он исходил из широко распространенных установок брахманизма.

В «Шантипарве» Бхишме приписывается разработка проблемы соотношения политики и морали, принципиально близкая Каутилье. Бхишма приводит слова Бхарадваджи, определяющие «ападхарму», или дхарму, в условиях кризиса, которая должна применяться при исключительных трудностях и позволяет нарушать принципы дхар­мы, установленной для нормального течения дел. Оправдывая такие действия, Бхишма ссылается на самосохранение, неотделимость на­силия от управления и на особую дхарму кшатриев, позволяющую им в периоды бедствий прибегать к крайним мерам 17°.

164 Varma V. P. Op. cit., p. 28.

"5 Артхашастра, третий отд., разд. 57, 58, гл. 1, с. 160—161.

166 Там же, с. 161.

167 Saletore В. A. Op. cit., p. 186.

188 Varma V. P. Op. eft., p. 297—298.

169 Артхашастра. с. 260—271.

170 Varma V. P. Op. cit., p. 160—161, 395.

Тенденция освобождения политики от моральных соображений получает обобщенное выражение в ряде фрагментов «Панчатантры», сборника басен и поучений, первоначальные варианты которых не­которые исследователи относят к 100—300 гг. п. э.171

Формулируется правило: часть должна приноситься в жертву целому, но в порядке исключения целое без индивидуальной лично­сти должно приноситься в жертву ее интересам; ради семьи следует пожертвовать одним из ее членов, в интересах деревни можно по­жертвовать какой-то одной семьей, ради царства или его части — деревней, но ради самого себя весь мир может быть принесен в жертву (I, 117). В том же источнике говорится, что от милосердно­го царя следует бежать (I, 174), что царством нельзя управлять в соответствии с обычными нормами поведения людей, ибо то, что для обычного человека является грехом, для царя превращается в доб­родетель (I, 176), что политика царя, как шлюха, должна приобре­тать разные обличья, она должна быть правдивой и лживой, грубой н мягкой, жестокой и сострадательной, скупой и щедрой (I, 177) 172.

Четкость формулировок «Панчатантры» позволяет сделать ряд наблюдений над историческими истоками решения проблемы соот­ношения политики и морали, типичного для древнеиндийской мысли. Вполне справедливо замечание В. П. Вармы, что Каутилья со своим «макиавеллизмом» отнюдь не сознавал, что его предписа­ния противоречат дхарме, или, как мы бы сказали, этике 173. У не­го, как и у большинства древних индийцев, были просто иные пред­ставления об этике, причем не только об этике правителя, но и об этике вообще. Инстинкт самосохранения как основа нравственных категорий, столь четко сформулированный в «Панчатантре», был свойствен всем древним народам. Мы находим его не только в древ-нейшпх литературных источниках Индии, но и в эпосе греков, гер­манцев и т. д. Ложь, коварство, жестокость были вполне нормаль­ными способами поведения богов и мифических героев глубокой древности. Общественная жизнь не достигла еще той степени совер­шенства или той степени лицемерия, когда защита собственных интересов, вопреки интересам других, была бы объявлена амораль­ной. Такая позиция возникает на более высоком уровне развития политических институтов и этических представлений. Следы перво­бытного подхода к этике не только в Индии, но и в Европе пере­шагнули далеко за эпоху древности. В памятниках политической мысли древней Индии они вполне очевидны. Идея особой дхармы для правителей возникает как их модификация, как пепользование бывших некогда универсальными принципов растущим государствен­ным механизмом. В ней борются два подхода — старый — от личной выгоды, от инстинкта самосохранения (Бхарадваджа) и новый — от интересов общественного целого (Каутилья).

От господствующей в политической мысли древней Индии тен­денции по вопросу о соотношении морали и политики отступают,

"• G'i,,ihal U. V. Op. cit., p. 272.

»72 Ibid, р. 278—279.

173 Varma V. P. Op. cit., p. 100.

как отмечает В. П. Варма, три направления. «Рамаяна» не дает философского осмысления проблемы, но ее герой не следует прин­ципам Каутильи и не является типичным политиком, он следует строгим этическим правилам и идет на жертвы и испытания, ко­торые в конечном счете вознаграждаются.

«Бхагавадгпта» представляет собой оправдание насильственной природы дхармы кшатриев, но не с позиций самосохранения или общественной целесообразности, как в артхашастрах и дхармашаст-рах, а с религиозно-этических позиций. По «Гите», подчеркивает Б. Л. Смирнов, как и в буддизме, грешны не сами по себе дейст­вия, а лежащие в их основе намереният. Тот, кто совершает бес­корыстное действие, продиктованное долгом, нравственно чист: «Кто свободен от самости, чей не запятнан разум, тот, даже убив этих людей, не связан, не убивает» (XVIII, 17) "5.

Последовательное отрицание имморализма в политике было ха­рактерно только для буддийской традиции. Корыстной «кшатрийской науке», как именуются в палийском каноне артхашастры, противо­поставляются верховенство праведности, этики над политикой и без­условное единство принципов праведного поведения для всех ми­рян — как правителей, так и подданных. Тем самым отвергается одна из исходных посылок брахманизма о кастовой дхарме, дикту­ющей кшатриям насильственные действия, о дхарме раджей, осво­бождающей от обыденных представлений о добре и зле. Палийский капон исходит из разрыва между этикой и политикой в действи­тельности и из идеала их соединения. Эта традиция была продол­жена в других раннебуддийских источниках, в частности в «Джата-камале» поэта Арьятшуры (300—400 гг. н. э.) 176.

Личность и общество. Древняя Индия не знала антитезы лич­ность — политически организованное общество. «Личность» или да­же «подданный» как политическое понятие едва ли существовало. Оно формируется в борьбе с феодальным неравенством в эпоху бур­жуазных революций. В древней Индии оно дробилось на представ­ления о варнах, кастах и ступенях жизни, чей особый статус тща­тельно регламентировался. Корпоративизм, основу которого в Индии составляли касты, поглощал личность, а религиозные источники, в частности «Бхагавадгита», призывали ее отбросить идею «само­сти», уводящую от познания абсолюта. В этом также нет ничего специфически индийского или восточного: в Европе индивидуализм возникает в эпоху Возрождения.

Другим проявлением того же феномена недифференцированности общественной жизни были широкие функции государства, не знаю­щие границ между личным и общественным, между частным и публичным правом. Индийский историк Р. Мажумдар пишет: «В од­ном отношении понимание государства в древней Индии разительно отличается от нашего понимания. Сфера его деятельности была все­объемлющей и нцкаких различий не делалось между личными и

174 Махабхарата П. Бхагавадгита / Введение Б. Л. Смирнова, с. 61.

175 Там же, с. 162.

176 Ghoshal U.. V. Op cit. р. 400.

гражданскими правами и ооязанностями, или между моральными принципами и позитивным правом. Все, что имеет какое-нибудь отно­шение к моральной и духовной природе или материальным услови­ям жизни человека, составляло предмет деятельности государст­ва» 177.

В этих условиях концепция прав личности не сформировалась в древней Индии, что вовсе не означает, что там царил произвол или безопасность постоянно не была обеспечена. Во всяком обще­стве существуют какие-то границы, в пределах которых личность считается свободной и огражденной от посягательств. Эти грани­цы тем надежнее, чем более они обеспечиваются обычаем. Сама по­становка вопроса о правах личности предполагает неудовлетворен­ность реальным положением, стремление изменить, расширить пре­делы свободы и уровень политического индивидуального сознания, которого Индия, как и большинство древних обществ, не достигла. Политическая система древней Индии базировалась на иных прин­ципах. Она исходила из представлений не о правах, а о месте, предназначении каждого человека в обществе, а это место определя­лось его происхождением, его кастой. Как поясняет В. П. Варма, «метафизпка кармы и дхармы исключала появление определенных политических проблем, таких, как личность — государство, полити­ка — этика, или концепции политической ответственности короля перед народом» 178. Идея ответственности вытекает из религиозной метафизики, из обычая и канонических источников, а не из обя­зательств людей друг перед другом 179.

В этом религиозно-философском контексте следует рассматри­вать и проблемы прав личности и соотношения личности и обще­ства. В. П. Варма -полагает, что для политической мысли древней Индии характерно сочетание идеи системы, контролирующей все проявления общественной жизни, с «метафизическим индивидуализ­мом». «Во всех системах политической и моральной мысли древних индусов подчеркиваются два положения,— пишет он.— Эмпирическая личность не имеет совсем никаких социальных и политических прав против господствующих требований общества и государства... Чело­век, занятый поисками вечного бытия и высшей истины, не связан какими-либо социальными или политическими ограничениями» 180. Философия пренебрежения земной оболочкой личности, божествен­ной предопределенности ее судьбы получила одно из наиболее яр­ких воплощений в «Бхагавадгите», в концепции «действия без же­лания результата». Человеку, стремящемуся добиться рузультатов, не придается большого значения. Он должен понять, что привязан­ность к плодам действий тщетна, что ему принадлежит право только на действие, а не на его последствия. Дхарма тождественна долгу, а право как получение каких-то плодов, выгод выводится за пределы человеческой деятельности и усмотрения.

177 Maiumdar R. С. Ancient India, p. 149. Цнт. по: Varma V. P. Op. cit, p. 76—77

178 Yarma V. P. Op. cit.. p. 271.

179 Ghoshal U.. V. Op. cit., p. 537.

180 Varma V. P. Op. cit., p. 395—396.

Ортодоксальная философская и политическая мысль исключала понятия равенства перед законом и неотчуждаемых прав лично­сти1S1. «Неудивительно... что индусское право начинается с обязан­ностей, а не с прав, как на Западе» 182,— пишет Д. Маккензи Браун. По мнению индийских профессоров Алтекара и Вармы, поли­тические мыслители древней Индии исходили из того, что между государством и гражданином не должно быть конфликтов, которые делали бы необходимым четкое разграничение их взаимных прав и обязанностей183. Достоинство этих позиций в том, что они стре­мятся проникнуть в характер и строй политической мысли древно­сти, а не подойти к ней с мерками нашего времени.

181 Ibid., p. 413—414.

182 Brown D. M. Op. cit., p. 16

183 Sale tore В. A. Op. cit., p. 242.

Глава III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Как и древнеиндийская, древнекитайская мысль глубока и ориги­нальна. Наиболее яркой и важной ее особенностью следует считать демифологичность, рационалистичность. Будучи достаточно равно­душной к религиозно-метафизическим спекуляциям и не уделяя вни­мания воспеванию божеств и их героических деяний, древнекитай­ская мысль сконцентрировала свое внимание на проблемах общест­ва, государства, этики. Магии она решительно предпочитала мантику, молитве и религиозному экстазу — строгий ритуал и де­тально разработанный церемониал, мифу и сказке — торжественные оды и гимны, дидактическое историописание. Эти и многие другие особенности мышления древних китайцев позволяют понять ту ог­ромную роль, которую в древнекитайской культурной традиции за­няли социально-этические и политические мотивы. В гораздо мень­шей степени это относится к правосознанию и правовой культу­ре—то и другое было практически включено в этику и политику, так что правильнее было бы говорить о правовых аспектах древне­китайской мысли'.

1 Принимая во внимание поставленный в современном правоведении вопрос о различии права и закона как совокупности официально санкционирован­ных государственных регламентов (см., в частности, Нерсесянц В. С Пра­во п закон. М., 1983), стоит заметить, что древнекитайская правовая прак­тика знала и то и другое. Вместе с тем, однако, важпо иметь в виду, что роль этического регулятора (правила-ли) была ведущей и практически всег­да (за исключением краткого периода IV—III вв. до н. э.) абсолютно преоб­ладающей, что впоследствии наложило заметный отпечаток па всю систему права и судопроизводства в китайской империи, сохранившуюся до XX в.

1. Истоки политической мысли и правосознания

Древнекитайская цивилизация, включая развитый урбанизм, произ­водство изделий из бронзы, сложную социально-политическую струк­туру (протогосударство) и письменную культуру сложилась пример­но в XIV—XIII вв. до н. э. К этому времени относится и зарож­дение политической мысли. Из некоторых надписей на гадальных костях эпохи Шан-Инь можно сделать вывод о том, что правитель иньцев, ван, воспринимался в качестве высокосакрализованноа полубожественной персоны, своего рода посредника между живу­щими его подопечными и умершими его предшественниками-ванами, чья неустанная забота о живых потомках играла столь важную роль в обеспечении духовного комфорта последних (собственно, именно для этого и производился обряд гадания, включая соответ­ствующие надписи). В надписях иньский ван горделиво именовал себя «Я, Единственный», причем из контекста многих гадальных надписей можно заключить, что этот несколько претенциозный тер­мин а общем достаточно адекватно соответствовал реалиям: иньцы действительно воспринимали своего правителя как некий символ без сакральной силы которого нечего ожидать удачи и успеха. Ле­гитимация власти вана, в частности посредством гадальных надпи­сей, обращенных к сверхъестественным силам, к обожествленным умершим предкам во главе с великим первопредком Шанди, играла столь существенную роль в политической культуре иньцев, что не­которые специалисты склонны полагать, что классический лозунг абсолютизма «государство — это я» был более справедлив по отно­шению, например, к У Дину, чем к Луи XIV 2.

, Когда ^в 1027 г. до н. э. коалиция соседних племен во главе с чжоусцами свергла Шан-Инь, перед правителями нового государства Чжоу встала нелегкая задача легитимировать свою власть. Эта зада­ча была решена регентом при малолетнем Чэн-ване, знаменитым Чжоу-гуном, который и заложил основы идей и институтов, позво­ливших чжоуским ванам управлять Китаем на протяжении долгих веков. Сердцевиной выработанной Чжоу-гуном формулы, призван­ной легитимировать власть предводителя малочисленных чжоусцев и придать ей нерушимую сакральную святость в терминах иньско-чжоуской политической практики, была генеральная идея о небес­ном мандате (тянь-мин) и о праве Неба на смену этого мандата (гэ-мин). Этот термин используется ныне для выражения понятия «революция»).'

Отождествив почитавшееся ими Небо с пньским первопредком Шанди и придав Небу функции абстрактной верховной регулирую­щей силы, чжоусцы провозгласили тезис о том, что Небо не просто вмешивается в земные дела, но и регулирует их, вручая мандат на управление Поднебесной достойному. Принцип этического детер-

2 Keightley D. N. The Shang State as seen in the Oracle-bone Inscriptions.— Early-China, 1979/1980, vol. 5, p. 33.

мпнанта, являвшийся в концепции Чжоу-гуна критерием выбора (Небо отбирает власть у порочного и вручает ее добродетельному), был тщательно разработан уже в начале Чжоу, что нашло свое от­ражение как в ранних iлавах книги исторических преданий «Шу-дзин», датируемых примерно VIII в. до н. э.3, так и в надписях на бронзовых сосудах, например в надписи на сосуде «Да Юй дин», датируемой X в. до н. э.4

Суть проблемы этического детерминанта была сведена к тому, что право на небесный мандат дает обладание наибольшим коли­чеством дэ, причем этим термином обозначена не столько доброде­тель в плане этического совершенства, сколько благодать, нечто вроде харизмы (по М. Веберу). И дело здесь даже не в личности как таковой (хотя и она очень важна), а скорее в динамике ди-настииного цикла. Получающий мандат преисполнен дэ, его наслед­ники и потомки продолжают владеть передаваемой по наследству сакральной благодатью, однако со временем она, подвергаясь свое­го рода энтропии, утрачивается, что и находит проявление в пороч­ности правителей. Наконец наступает критический момент, когда Небо уже не может не вмешаться. Оно отбирает мандат у пороч­ного и вручает его тому, у кого к данному моменту накоплено мно­го дэ, после чего цикл повторяется.

Для того чтобы авторизовать выработанную Чжоу-гуном форму­лу легитимации власти чжоуских ванов, в начале Чжоу была раз­работана практика преднамеренной интерпретащш и даже фальси­фикации фактов истории с тем, чтобы ссылкой на исторический прецедент оправдать и освятить столь важную для политических интересов династии идею. Так, в упоминавшихся уже главах <<П1уцзш1» Чжоу-гуп, обращаясь к покоренным ипьцам и убеждая их смириться с волей Неба и верно служить чжоускому вану, ут­верждал, что некогда точно таким же образом Небо отняло свой мандат у недобродетельного правителя династии Ся 5 и отдало его высокодобродетельному Чэн Тану, основателю династии Шан-Инь. Иными словами, как династийный цикл, так и факты истории в интерпретации Чжоу-гупа должны были служить средством леги­тимации власти4 чжоуского ваиа.

Уже само выдвижение на передний план раннечжоуской мысли згдеи легитимации власти чжоусцев свидетельствует о той важной роли, которую ипьцы и воспитанные в русле их традиционных пред-

3 В главах «Шао-гао», «До-ши», «Цзюнь-ши» и «До-фан» обстоятельно повест­вуется о том, как п почему Небо отбирает мандат у порочного правителя тонущей династии, в частности у иньского Чжоу (Шоу). См.: Шаншу нзд-во «Шисань цзин чжушу», Пекин, 1957, т. 4; Legge J. The Chinese Clas­sics 7 \ol. Hongkong, 1865, vol. 3, pt 2, p. 420—433, 453—463, 474—486, 492— 507

4 Го Vo-жо. Толкование надписей на бронзе обоих периодов Чжоу. Пекин, 1957, т. fi. с. 33—31 На кит. яз. См. также: Васильев Л. С. Проблемы генезиса ки­тайского государства. М, 1983, с. 162.

5 С> шествование династии Ся сомнительно, доказать его практически певоз-можно, хотя не исключено, что термином Ся именовалась какая-то группа неолитических протокнтапцев (возможно включая протоиньцев) до воз­никновения протогосударства Шан. См.: Васильев Л. С. Указ. соч., гл. 2.

ставлений и ценностей чжоусцы придавали моменту права, правды, справедливости. Правовая мысль и правовая культура иньцев и чжоусцев на рубеже II —I тысячелетий до н. э. не были, как упо­миналось, вычленены из общего контекста социально-этических гг политических идей. Более того, они составляли неотъемлемую часть этих идей, ибо идея небесного мандата и принцип основанного на этическом детерминанте изменения мандата возникли и разрабаты­вались в конечном счете ради того, чтобы утвердить в чжоуском Китае представление о санкционированной Небом высшей справед­ливости, о детерминированном высоким моральным стандартом праве чжоусцев управлять остальными народами. Тем самым право­сознание подчиненных чжоусцам народов было сознательно ориен­тировано на нормы естественного права: Небо, действуя через по­средство этического рычага, регулирует нормы бытия, отклонение от которых им решительно пресекается.

Эта концепция была не только декларирована; она стала фун­даментом представлений о правопорядке, согласно которым умелая: администрация — это прежде всего разумное использование всех необходимых средств и методов, чтобы заставить подчиненных по­виноваться. В одной из сравнительно ранних глав «Шуцзин» («Кан-гао») чжоуский правитель (по всей вероятности, это У-ван, разгромивший Шан-Инь) наставляет своего младшего брата, кото­рому был дан в управление населенный иньцами удел. Ван призы­вает правителя удела быть мудрым и осторожным, заботиться о на­роде, учиться уму-разуму у знающих людей, вести людей к миру и: счастью, перенимать опыт прошлого, не допускать праздности, ува­жать правила, и т. п. При этом центральным пунктом наставления стала развернутая и детально обенованная рекомендация о том, как пресекать нарушения и добиваться порядка и послушания; «[Если] кто-либо совершит небольшой проступок, но это не слу­чайность, а преднамеренное действие, направленное против приня­той нормы, то, хотя бы этот проступок был незначителен, нельзя не казнить [виновного]; если нарушение серьезное, но случайное и непреднамеренное, то, если виновный безоговорочно признал свою вину, его можно не казнить». Вообще в судебных делах рекомен­дуется соблюдать те установления иньцев, которые соответствуют моральной норме: «Наказания применяй в соответствии с иньскими установлениями. Но, применяя их [следуй тому, чтобы] наказания: и казни были справедливыми» 6.

Раскрывая более подробно то, что следует считать справедли­вым и потому законным, т. е. соответствующим принятым нормам права и традиционным (иньским) установлениям, У-ван продол­жает: «Все, кто совершает преступления — грабит, ворует, уличен в злодеяниях и предательстве, убивает людей или нападает на них с целью грабежа, не боясь смерти,— пусть вызывают ненависть... Когда [процветают] столь отвратительные злодеяния, возрастают

6 См.: Шаншу, т. 4, с. 485—486; Legge I. Op. cit, p. 388—391; Karlgren В. Thfr Book of Documents.— Bull, of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stock­holm, 1950, N 22, p. 40.

непочтительность детей к родителям, неуважение братьев друг к другу. Если же сын относится с неуважением к отцу, он ранит ■его в самое сердце, так что отец не может более относиться к сыну с нежностью, но начинает ненавидеть его. Если младший брат на­перекор воле Неба не почитает старшего, то и старший станет не­дружелюбно относиться к младшему. Поэтому, если мы не будем употреблять власть по отношению к преступникам, то данные Не­бом для нашего народа установления придут в большое расстройст­во. И я призываю вас энергично расправляться с такими [преступ­никами] в соответствии с кодексом наказаний Вэнь-вана и нака­зывать их без снисхождения. Те, кто не соблюдает установлений Неба (речь идет об отношениях в семье.— Л. В.), должны сурово наказываться. Тем более это касается воспитывающих людей вай-шу-цзы, чиновников чжэн-жэнь и сяо-чэнь, обладающих соответст­вующими функциями. Если они распространяют неположенные взгляды, стремясь добиться одобрения людей, не думают и не за­ботятся [о должном] и тем причиняют страдание правителю, это порождает зло. Я отношусь к этому с отвращением. Вам следует быстро, согласуясь с нормами справедливости, предать их смер­ти» 7.

Лексика и весь строй приведенного текста позволяют предполо­жить, что глава «Кан-гао» была подвергнута более поздней редак­ции. Тем не менее специалисты датируют ее в целом периодом на­чала Чжоу или во всяком случае Западного Чжоу (XI— VIII вв. до н. э.) 8. Это значит, что высказанные в пей идеп в принципе следует соотнести именно с реалиями первых веков Чжоу, когда формировались основы не только политической, но и правовой куль­туры древних китайцев. Касаясь более конкретно отраженных в главе принципов правосознания, стоит обратить особое внимание на несколько моментов.

Во-первых, это заметное стремление подчеркнуть преемствен­ность, традиционность норм права, будь то ссылки на иньскяе установления или упоминание о явно никогда не существовавшем (но тем не менее являвшем собой нетленпый образец всего поло­женного и достойного) «кодексе наказаний Вэнь-вапа». Подчеркну­тое стремление сослаться на идеальный либо древний, освященный веками эталон тесно связано с постоянными упоминаниями о спра­ведливости, т. е. естественном праве. Нормы естественного пра­ва—это те самые установления Неба (воля Неба), в духе которых должны формироваться отношения в семье и поддержание, воспи­тание которых является едва ли не первейшей обязанностью чинов­ников администрации.

Во-вторых, это настойчивое стремление подчеркнуть примат санкционированного этической нормой (и в конечном счете Небом) естественного права перед формальными, уже введенными и необ-

' Шапшу, т. 4. г. 487—490 Legge J. Op. cit, p. 392—394

8 Creel H G The Origin* of Statecraft in China. Chicago; London, 1970, \ol. 1. The Western Chou Empire, p. 450—451.

ХОДНМЫМП, но все же, в свою очередь, восходящими к естественно­му праву п обусловленными им законодательными установлениями, нормативными административными предписаниями. В частности, это видно нз того, что намерение, т. е. этическая позиция правонаруши­теля, преступника, важнее преступления как такового.

И наконец, в-третьих, это демонстративное приравнивание этико-социо-полнтических правонарушений к преступлениям. Суровые на­казания для убийц и грабителей практически одинаковы с теми, которым подвергаются наставники и администраторы, вводящие в систему воспитания и управления неположенные взгляды, неапроби-рованные методы, т. е. объективно разрушающие строго установлен­ную норму взаимоотношений, понятий, оценок и т. п. Здесь опять проявляется жесткая ставка на нерушимость общепринятых этиче­ских и социально-политических нормативов, в основе которых ле­жит патриархально-клановая традиция.

Как легко заметить, формы правосознания и элементы правовой культуры в раннечжоуском Китае были тесно связаны с особенно­стями социальной и политической мысли, с идеями и нововведения­ми, связанными с именем Чжоу-гуна и его последователей. Сквозь призму всех этих идей и нормативных установлений (включая идею о мандате Неба, принцип этического детерминанта, исторический прецедент и роль традиции, дидактику и жесткость нерушимой нормы со строгими наказаниями за отклонения от нее, культ воли Неба, т. е. естественного права, и т. п.) и стали впоследствии рас­сматриваться, оцениваться и интерпретироваться все явления и со­бытия, в том числе и те, что осмыслялись и включались в историо­графическую традицию Китая задним числом. В частности, это касается преданий о мудрых древних правителях типа Яо и его преемников, деяния которых считались эталоном добродетели и справедливости.

Слабость мифологической традиции и сила рационалистического прагматизма способствовали тому, что на смену неразвитой мифоло­гии приходила высокоразвитая традиция дидактического историопи-сания. В процессе историзации мифов и племенных преданий раз­ных народов, включенных в объединение Чжоу, создавалась вели­чественная и стройная конструкция, отодвигавшая реальные исторические события далеко в глубь веков и приписывавшая ди­дактическим эталонам роль реально существовавших мудрецов и правителей.

Ни в пньских гадальных надписях, ни в раннечжоуских над­писях на бронзе имен таких мудрецов и правителей не было. Одна­ко в главах «Шуцзин» — правда, не в ранних, западночжоуских, а во втором хронологическом слое этого памятника, датируемом примерно VIII—VI вв. до н. э., эти мудрецы не только присутст­вуют, но и доминируют. Именно здесь они представлены в виде тех добродетельных правителей, чья эпоха была будто бы «золотым ве­ком» древнего Китая. Как возникли эти главы, материалы для со­ставления которых явно опирались на существовавшую до того ле­гендарную традицию?

Составителями глав «Шуцзин», особенно тех из них, где нет изложения прямой речи реальных исторических персон, а дается описание деяний мудрецов прошлого, были древнекитайскпе исто­риографы, мастера ведения записей, которые всегда занимали вид­ное место близ трона правителей и в обязанность которых входило фиксировать все заслуживающие внимания деяния и речи. Именно эта высокопоставленная категория чиновников, существовавшая еще в Шан-Инь, аккумулировала и перерабатывала предания старины, мифологические сюжеты и сведения об исторических событиях. Источники свидетельствуют, что делом чести историографа было записать правду и что ради этого некоторые из них в критический час не колебались предпочесть правду смерти 9. Однако если поста­вить вопрос, что было в их представлении правдой, особенно когда речь шла не о событиях текущего дня, а об интерпретации преданий старины, то в этом случае сама постановка вопроса предрешит от­вет. Правдой было то, что соответствовало принятой системе взгля­дов и подтверждало ее — будь то рассуждения на тему о мандате Неба и этическом детерминанте дэ или смутные очертания мудрых правителей далекого прошлого. Поэтому создание эталона мудрых правителей нельзя даже называть фальсификацией истории — во всяком случае в том смысле, в каком данное понятие применяется в наши дни. Это была рационалистическая интерпретация в соче­тании с дидактической историзацией, смешение легенд и реминис­ценций старины, стремление поставить должным образом истолко­ванный исторический или псевдоисторический прецедент в позицию общепризнанного эталона. Именно таким образом в политическую мысль и политическую культуру вошли Яо, Шунь и Юй, которые параллельно с их последователями Чэн Таном и У-ваном, а также с их антиподами Цзе и Чжоу стали тем знаком-символом, который в истории китайской философии обычно выступал в качестве ана­лога абстрактных понятий, столь мало разработанных мыслителями Китая.

Традиционно «Шуцзин» первым мудрецом-правителем считает Яо, чьи феноменальные способности и достоинства позволили ему привести в состояние гармонии и возглавить все народы Поднебес­ной, наладить календарь и администрацию. Свои функции Яо со временем передал не сыну (хотя он имелся), а столь же доброде­тельному, как и он, мудрецу Шуню, который сделал дальнейшие успехи в области управления, выделив его различные сферы и по­ручив руководство ими помощникам из числа способных чиновников, а также — едва ли не главное в последующей традиции — просла­вился в качестве примерного сына, почитавшего своего недоброде­тельного отца. Шунь тоже передал власть не сыну, а добродетель­ному и феноменально способному Юю — тому самому, который ук­ротил разбушевавшиеся воды (вариант всемирного потопа) и уделил внимание землеустройству и определению ресурсов. Имен-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...