Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 8 глава
Но Каутилья, бесспорно, не был в этом отношении оригинален. Он — наиболее известный, а не единственный представитель «макиавеллизма» в древнеиндийской политической мысли. Он исходил из широко распространенных установок брахманизма. В «Шантипарве» Бхишме приписывается разработка проблемы соотношения политики и морали, принципиально близкая Каутилье. Бхишма приводит слова Бхарадваджи, определяющие «ападхарму», или дхарму, в условиях кризиса, которая должна применяться при исключительных трудностях и позволяет нарушать принципы дхармы, установленной для нормального течения дел. Оправдывая такие действия, Бхишма ссылается на самосохранение, неотделимость насилия от управления и на особую дхарму кшатриев, позволяющую им в периоды бедствий прибегать к крайним мерам 17°. 164 Varma V. P. Op. cit., p. 28. "5 Артхашастра, третий отд., разд. 57, 58, гл. 1, с. 160—161. 166 Там же, с. 161. 167 Saletore В. A. Op. cit., p. 186. 188 Varma V. P. Op. eft., p. 297—298. 169 Артхашастра. с. 260—271. 170 Varma V. P. Op. cit., p. 160—161, 395. Тенденция освобождения политики от моральных соображений получает обобщенное выражение в ряде фрагментов «Панчатантры», сборника басен и поучений, первоначальные варианты которых некоторые исследователи относят к 100—300 гг. п. э.171 Формулируется правило: часть должна приноситься в жертву целому, но в порядке исключения целое без индивидуальной личности должно приноситься в жертву ее интересам; ради семьи следует пожертвовать одним из ее членов, в интересах деревни можно пожертвовать какой-то одной семьей, ради царства или его части — деревней, но ради самого себя весь мир может быть принесен в жертву (I, 117). В том же источнике говорится, что от милосердного царя следует бежать (I, 174), что царством нельзя управлять в соответствии с обычными нормами поведения людей, ибо то, что для обычного человека является грехом, для царя превращается в добродетель (I, 176), что политика царя, как шлюха, должна приобретать разные обличья, она должна быть правдивой и лживой, грубой н мягкой, жестокой и сострадательной, скупой и щедрой (I, 177) 172.
Четкость формулировок «Панчатантры» позволяет сделать ряд наблюдений над историческими истоками решения проблемы соотношения политики и морали, типичного для древнеиндийской мысли. Вполне справедливо замечание В. П. Вармы, что Каутилья со своим «макиавеллизмом» отнюдь не сознавал, что его предписания противоречат дхарме, или, как мы бы сказали, этике 173. У него, как и у большинства древних индийцев, были просто иные представления об этике, причем не только об этике правителя, но и об этике вообще. Инстинкт самосохранения как основа нравственных категорий, столь четко сформулированный в «Панчатантре», был свойствен всем древним народам. Мы находим его не только в древ-нейшпх литературных источниках Индии, но и в эпосе греков, германцев и т. д. Ложь, коварство, жестокость были вполне нормальными способами поведения богов и мифических героев глубокой древности. Общественная жизнь не достигла еще той степени совершенства или той степени лицемерия, когда защита собственных интересов, вопреки интересам других, была бы объявлена аморальной. Такая позиция возникает на более высоком уровне развития политических институтов и этических представлений. Следы первобытного подхода к этике не только в Индии, но и в Европе перешагнули далеко за эпоху древности. В памятниках политической мысли древней Индии они вполне очевидны. Идея особой дхармы для правителей возникает как их модификация, как пепользование бывших некогда универсальными принципов растущим государственным механизмом. В ней борются два подхода — старый — от личной выгоды, от инстинкта самосохранения (Бхарадваджа) и новый — от интересов общественного целого (Каутилья).
От господствующей в политической мысли древней Индии тенденции по вопросу о соотношении морали и политики отступают, "• G'i,,ihal U. V. Op. cit., p. 272. »72 Ibid, р. 278—279. 173 Varma V. P. Op. cit., p. 100. как отмечает В. П. Варма, три направления. «Рамаяна» не дает философского осмысления проблемы, но ее герой не следует принципам Каутильи и не является типичным политиком, он следует строгим этическим правилам и идет на жертвы и испытания, которые в конечном счете вознаграждаются. «Бхагавадгпта» представляет собой оправдание насильственной природы дхармы кшатриев, но не с позиций самосохранения или общественной целесообразности, как в артхашастрах и дхармашаст-рах, а с религиозно-этических позиций. По «Гите», подчеркивает Б. Л. Смирнов, как и в буддизме, грешны не сами по себе действия, а лежащие в их основе намереният. Тот, кто совершает бескорыстное действие, продиктованное долгом, нравственно чист: «Кто свободен от самости, чей не запятнан разум, тот, даже убив этих людей, не связан, не убивает» (XVIII, 17) "5. Последовательное отрицание имморализма в политике было характерно только для буддийской традиции. Корыстной «кшатрийской науке», как именуются в палийском каноне артхашастры, противопоставляются верховенство праведности, этики над политикой и безусловное единство принципов праведного поведения для всех мирян — как правителей, так и подданных. Тем самым отвергается одна из исходных посылок брахманизма о кастовой дхарме, диктующей кшатриям насильственные действия, о дхарме раджей, освобождающей от обыденных представлений о добре и зле. Палийский капон исходит из разрыва между этикой и политикой в действительности и из идеала их соединения. Эта традиция была продолжена в других раннебуддийских источниках, в частности в «Джата-камале» поэта Арьятшуры (300—400 гг. н. э.) 176. Личность и общество. Древняя Индия не знала антитезы личность — политически организованное общество. «Личность» или даже «подданный» как политическое понятие едва ли существовало. Оно формируется в борьбе с феодальным неравенством в эпоху буржуазных революций. В древней Индии оно дробилось на представления о варнах, кастах и ступенях жизни, чей особый статус тщательно регламентировался. Корпоративизм, основу которого в Индии составляли касты, поглощал личность, а религиозные источники, в частности «Бхагавадгита», призывали ее отбросить идею «самости», уводящую от познания абсолюта. В этом также нет ничего специфически индийского или восточного: в Европе индивидуализм возникает в эпоху Возрождения.
Другим проявлением того же феномена недифференцированности общественной жизни были широкие функции государства, не знающие границ между личным и общественным, между частным и публичным правом. Индийский историк Р. Мажумдар пишет: «В одном отношении понимание государства в древней Индии разительно отличается от нашего понимания. Сфера его деятельности была всеобъемлющей и нцкаких различий не делалось между личными и 174 Махабхарата П. Бхагавадгита / Введение Б. Л. Смирнова, с. 61. 175 Там же, с. 162. 176 Ghoshal U.. V. Op cit. р. 400. гражданскими правами и ооязанностями, или между моральными принципами и позитивным правом. Все, что имеет какое-нибудь отношение к моральной и духовной природе или материальным условиям жизни человека, составляло предмет деятельности государства» 177. В этих условиях концепция прав личности не сформировалась в древней Индии, что вовсе не означает, что там царил произвол или безопасность постоянно не была обеспечена. Во всяком обществе существуют какие-то границы, в пределах которых личность считается свободной и огражденной от посягательств. Эти границы тем надежнее, чем более они обеспечиваются обычаем. Сама постановка вопроса о правах личности предполагает неудовлетворенность реальным положением, стремление изменить, расширить пределы свободы и уровень политического индивидуального сознания, которого Индия, как и большинство древних обществ, не достигла. Политическая система древней Индии базировалась на иных принципах. Она исходила из представлений не о правах, а о месте, предназначении каждого человека в обществе, а это место определялось его происхождением, его кастой. Как поясняет В. П. Варма, «метафизпка кармы и дхармы исключала появление определенных политических проблем, таких, как личность — государство, политика — этика, или концепции политической ответственности короля перед народом» 178. Идея ответственности вытекает из религиозной метафизики, из обычая и канонических источников, а не из обязательств людей друг перед другом 179.
В этом религиозно-философском контексте следует рассматривать и проблемы прав личности и соотношения личности и общества. В. П. Варма -полагает, что для политической мысли древней Индии характерно сочетание идеи системы, контролирующей все проявления общественной жизни, с «метафизическим индивидуализмом». «Во всех системах политической и моральной мысли древних индусов подчеркиваются два положения,— пишет он.— Эмпирическая личность не имеет совсем никаких социальных и политических прав против господствующих требований общества и государства... Человек, занятый поисками вечного бытия и высшей истины, не связан какими-либо социальными или политическими ограничениями» 180. Философия пренебрежения земной оболочкой личности, божественной предопределенности ее судьбы получила одно из наиболее ярких воплощений в «Бхагавадгите», в концепции «действия без желания результата». Человеку, стремящемуся добиться рузультатов, не придается большого значения. Он должен понять, что привязанность к плодам действий тщетна, что ему принадлежит право только на действие, а не на его последствия. Дхарма тождественна долгу, а право как получение каких-то плодов, выгод выводится за пределы человеческой деятельности и усмотрения. 177 Maiumdar R. С. Ancient India, p. 149. Цнт. по: Varma V. P. Op. cit, p. 76—77 178 Yarma V. P. Op. cit.. p. 271. 179 Ghoshal U.. V. Op. cit., p. 537. 180 Varma V. P. Op. cit., p. 395—396. Ортодоксальная философская и политическая мысль исключала понятия равенства перед законом и неотчуждаемых прав личности1S1. «Неудивительно... что индусское право начинается с обязанностей, а не с прав, как на Западе» 182,— пишет Д. Маккензи Браун. По мнению индийских профессоров Алтекара и Вармы, политические мыслители древней Индии исходили из того, что между государством и гражданином не должно быть конфликтов, которые делали бы необходимым четкое разграничение их взаимных прав и обязанностей183. Достоинство этих позиций в том, что они стремятся проникнуть в характер и строй политической мысли древности, а не подойти к ней с мерками нашего времени.
181 Ibid., p. 413—414. 182 Brown D. M. Op. cit., p. 16 183 Sale tore В. A. Op. cit., p. 242. Глава III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Как и древнеиндийская, древнекитайская мысль глубока и оригинальна. Наиболее яркой и важной ее особенностью следует считать демифологичность, рационалистичность. Будучи достаточно равнодушной к религиозно-метафизическим спекуляциям и не уделяя внимания воспеванию божеств и их героических деяний, древнекитайская мысль сконцентрировала свое внимание на проблемах общества, государства, этики. Магии она решительно предпочитала мантику, молитве и религиозному экстазу — строгий ритуал и детально разработанный церемониал, мифу и сказке — торжественные оды и гимны, дидактическое историописание. Эти и многие другие особенности мышления древних китайцев позволяют понять ту огромную роль, которую в древнекитайской культурной традиции заняли социально-этические и политические мотивы. В гораздо меньшей степени это относится к правосознанию и правовой культуре—то и другое было практически включено в этику и политику, так что правильнее было бы говорить о правовых аспектах древнекитайской мысли'. 1 Принимая во внимание поставленный в современном правоведении вопрос о различии права и закона как совокупности официально санкционированных государственных регламентов (см., в частности, Нерсесянц В. С Право п закон. М., 1983), стоит заметить, что древнекитайская правовая практика знала и то и другое. Вместе с тем, однако, важпо иметь в виду, что роль этического регулятора (правила-ли) была ведущей и практически всегда (за исключением краткого периода IV—III вв. до н. э.) абсолютно преобладающей, что впоследствии наложило заметный отпечаток па всю систему права и судопроизводства в китайской империи, сохранившуюся до XX в. 1. Истоки политической мысли и правосознания Древнекитайская цивилизация, включая развитый урбанизм, производство изделий из бронзы, сложную социально-политическую структуру (протогосударство) и письменную культуру сложилась примерно в XIV—XIII вв. до н. э. К этому времени относится и зарождение политической мысли. Из некоторых надписей на гадальных костях эпохи Шан-Инь можно сделать вывод о том, что правитель иньцев, ван, воспринимался в качестве высокосакрализованноа полубожественной персоны, своего рода посредника между живущими его подопечными и умершими его предшественниками-ванами, чья неустанная забота о живых потомках играла столь важную роль в обеспечении духовного комфорта последних (собственно, именно для этого и производился обряд гадания, включая соответствующие надписи). В надписях иньский ван горделиво именовал себя «Я, Единственный», причем из контекста многих гадальных надписей можно заключить, что этот несколько претенциозный термин а общем достаточно адекватно соответствовал реалиям: иньцы действительно воспринимали своего правителя как некий символ без сакральной силы которого нечего ожидать удачи и успеха. Легитимация власти вана, в частности посредством гадальных надписей, обращенных к сверхъестественным силам, к обожествленным умершим предкам во главе с великим первопредком Шанди, играла столь существенную роль в политической культуре иньцев, что некоторые специалисты склонны полагать, что классический лозунг абсолютизма «государство — это я» был более справедлив по отношению, например, к У Дину, чем к Луи XIV 2. , Когда ^в 1027 г. до н. э. коалиция соседних племен во главе с чжоусцами свергла Шан-Инь, перед правителями нового государства Чжоу встала нелегкая задача легитимировать свою власть. Эта задача была решена регентом при малолетнем Чэн-ване, знаменитым Чжоу-гуном, который и заложил основы идей и институтов, позволивших чжоуским ванам управлять Китаем на протяжении долгих веков. Сердцевиной выработанной Чжоу-гуном формулы, призванной легитимировать власть предводителя малочисленных чжоусцев и придать ей нерушимую сакральную святость в терминах иньско-чжоуской политической практики, была генеральная идея о небесном мандате (тянь-мин) и о праве Неба на смену этого мандата (гэ-мин). Этот термин используется ныне для выражения понятия «революция»).' Отождествив почитавшееся ими Небо с пньским первопредком Шанди и придав Небу функции абстрактной верховной регулирующей силы, чжоусцы провозгласили тезис о том, что Небо не просто вмешивается в земные дела, но и регулирует их, вручая мандат на управление Поднебесной достойному. Принцип этического детер- 2 Keightley D. N. The Shang State as seen in the Oracle-bone Inscriptions.— Early-China, 1979/1980, vol. 5, p. 33. мпнанта, являвшийся в концепции Чжоу-гуна критерием выбора (Небо отбирает власть у порочного и вручает ее добродетельному), был тщательно разработан уже в начале Чжоу, что нашло свое отражение как в ранних iлавах книги исторических преданий «Шу-дзин», датируемых примерно VIII в. до н. э.3, так и в надписях на бронзовых сосудах, например в надписи на сосуде «Да Юй дин», датируемой X в. до н. э.4 Суть проблемы этического детерминанта была сведена к тому, что право на небесный мандат дает обладание наибольшим количеством дэ, причем этим термином обозначена не столько добродетель в плане этического совершенства, сколько благодать, нечто вроде харизмы (по М. Веберу). И дело здесь даже не в личности как таковой (хотя и она очень важна), а скорее в динамике ди-настииного цикла. Получающий мандат преисполнен дэ, его наследники и потомки продолжают владеть передаваемой по наследству сакральной благодатью, однако со временем она, подвергаясь своего рода энтропии, утрачивается, что и находит проявление в порочности правителей. Наконец наступает критический момент, когда Небо уже не может не вмешаться. Оно отбирает мандат у порочного и вручает его тому, у кого к данному моменту накоплено много дэ, после чего цикл повторяется. Для того чтобы авторизовать выработанную Чжоу-гуном формулу легитимации власти чжоуских ванов, в начале Чжоу была разработана практика преднамеренной интерпретащш и даже фальсификации фактов истории с тем, чтобы ссылкой на исторический прецедент оправдать и освятить столь важную для политических интересов династии идею. Так, в упоминавшихся уже главах <<П1уцзш1» Чжоу-гуп, обращаясь к покоренным ипьцам и убеждая их смириться с волей Неба и верно служить чжоускому вану, утверждал, что некогда точно таким же образом Небо отняло свой мандат у недобродетельного правителя династии Ся 5 и отдало его высокодобродетельному Чэн Тану, основателю династии Шан-Инь. Иными словами, как династийный цикл, так и факты истории в интерпретации Чжоу-гупа должны были служить средством легитимации власти4 чжоуского ваиа. Уже само выдвижение на передний план раннечжоуской мысли згдеи легитимации власти чжоусцев свидетельствует о той важной роли, которую ипьцы и воспитанные в русле их традиционных пред- 3 В главах «Шао-гао», «До-ши», «Цзюнь-ши» и «До-фан» обстоятельно повествуется о том, как п почему Небо отбирает мандат у порочного правителя тонущей династии, в частности у иньского Чжоу (Шоу). См.: Шаншу нзд-во «Шисань цзин чжушу», Пекин, 1957, т. 4; Legge J. The Chinese Classics 7 \ol. Hongkong, 1865, vol. 3, pt 2, p. 420—433, 453—463, 474—486, 492— 507 4 Го Vo-жо. Толкование надписей на бронзе обоих периодов Чжоу. Пекин, 1957, т. fi. с. 33—31 На кит. яз. См. также: Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М, 1983, с. 162. 5 С> шествование династии Ся сомнительно, доказать его практически певоз-можно, хотя не исключено, что термином Ся именовалась какая-то группа неолитических протокнтапцев (возможно включая протоиньцев) до возникновения протогосударства Шан. См.: Васильев Л. С. Указ. соч., гл. 2. ставлений и ценностей чжоусцы придавали моменту права, правды, справедливости. Правовая мысль и правовая культура иньцев и чжоусцев на рубеже II —I тысячелетий до н. э. не были, как упоминалось, вычленены из общего контекста социально-этических гг политических идей. Более того, они составляли неотъемлемую часть этих идей, ибо идея небесного мандата и принцип основанного на этическом детерминанте изменения мандата возникли и разрабатывались в конечном счете ради того, чтобы утвердить в чжоуском Китае представление о санкционированной Небом высшей справедливости, о детерминированном высоким моральным стандартом праве чжоусцев управлять остальными народами. Тем самым правосознание подчиненных чжоусцам народов было сознательно ориентировано на нормы естественного права: Небо, действуя через посредство этического рычага, регулирует нормы бытия, отклонение от которых им решительно пресекается. Эта концепция была не только декларирована; она стала фундаментом представлений о правопорядке, согласно которым умелая: администрация — это прежде всего разумное использование всех необходимых средств и методов, чтобы заставить подчиненных повиноваться. В одной из сравнительно ранних глав «Шуцзин» («Кан-гао») чжоуский правитель (по всей вероятности, это У-ван, разгромивший Шан-Инь) наставляет своего младшего брата, которому был дан в управление населенный иньцами удел. Ван призывает правителя удела быть мудрым и осторожным, заботиться о народе, учиться уму-разуму у знающих людей, вести людей к миру и: счастью, перенимать опыт прошлого, не допускать праздности, уважать правила, и т. п. При этом центральным пунктом наставления стала развернутая и детально обенованная рекомендация о том, как пресекать нарушения и добиваться порядка и послушания; «[Если] кто-либо совершит небольшой проступок, но это не случайность, а преднамеренное действие, направленное против принятой нормы, то, хотя бы этот проступок был незначителен, нельзя не казнить [виновного]; если нарушение серьезное, но случайное и непреднамеренное, то, если виновный безоговорочно признал свою вину, его можно не казнить». Вообще в судебных делах рекомендуется соблюдать те установления иньцев, которые соответствуют моральной норме: «Наказания применяй в соответствии с иньскими установлениями. Но, применяя их [следуй тому, чтобы] наказания: и казни были справедливыми» 6. Раскрывая более подробно то, что следует считать справедливым и потому законным, т. е. соответствующим принятым нормам права и традиционным (иньским) установлениям, У-ван продолжает: «Все, кто совершает преступления — грабит, ворует, уличен в злодеяниях и предательстве, убивает людей или нападает на них с целью грабежа, не боясь смерти,— пусть вызывают ненависть... Когда [процветают] столь отвратительные злодеяния, возрастают 6 См.: Шаншу, т. 4, с. 485—486; Legge I. Op. cit, p. 388—391; Karlgren В. Thfr Book of Documents.— Bull, of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1950, N 22, p. 40. непочтительность детей к родителям, неуважение братьев друг к другу. Если же сын относится с неуважением к отцу, он ранит ■его в самое сердце, так что отец не может более относиться к сыну с нежностью, но начинает ненавидеть его. Если младший брат наперекор воле Неба не почитает старшего, то и старший станет недружелюбно относиться к младшему. Поэтому, если мы не будем употреблять власть по отношению к преступникам, то данные Небом для нашего народа установления придут в большое расстройство. И я призываю вас энергично расправляться с такими [преступниками] в соответствии с кодексом наказаний Вэнь-вана и наказывать их без снисхождения. Те, кто не соблюдает установлений Неба (речь идет об отношениях в семье.— Л. В.), должны сурово наказываться. Тем более это касается воспитывающих людей вай-шу-цзы, чиновников чжэн-жэнь и сяо-чэнь, обладающих соответствующими функциями. Если они распространяют неположенные взгляды, стремясь добиться одобрения людей, не думают и не заботятся [о должном] и тем причиняют страдание правителю, это порождает зло. Я отношусь к этому с отвращением. Вам следует быстро, согласуясь с нормами справедливости, предать их смерти» 7. Лексика и весь строй приведенного текста позволяют предположить, что глава «Кан-гао» была подвергнута более поздней редакции. Тем не менее специалисты датируют ее в целом периодом начала Чжоу или во всяком случае Западного Чжоу (XI— VIII вв. до н. э.) 8. Это значит, что высказанные в пей идеп в принципе следует соотнести именно с реалиями первых веков Чжоу, когда формировались основы не только политической, но и правовой культуры древних китайцев. Касаясь более конкретно отраженных в главе принципов правосознания, стоит обратить особое внимание на несколько моментов. Во-первых, это заметное стремление подчеркнуть преемственность, традиционность норм права, будь то ссылки на иньскяе установления или упоминание о явно никогда не существовавшем (но тем не менее являвшем собой нетленпый образец всего положенного и достойного) «кодексе наказаний Вэнь-вапа». Подчеркнутое стремление сослаться на идеальный либо древний, освященный веками эталон тесно связано с постоянными упоминаниями о справедливости, т. е. естественном праве. Нормы естественного права—это те самые установления Неба (воля Неба), в духе которых должны формироваться отношения в семье и поддержание, воспитание которых является едва ли не первейшей обязанностью чиновников администрации. Во-вторых, это настойчивое стремление подчеркнуть примат санкционированного этической нормой (и в конечном счете Небом) естественного права перед формальными, уже введенными и необ- ' Шапшу, т. 4. г. 487—490 Legge J. Op. cit, p. 392—394 8 Creel H G The Origin* of Statecraft in China. Chicago; London, 1970, \ol. 1. The Western Chou Empire, p. 450—451. ХОДНМЫМП, но все же, в свою очередь, восходящими к естественному праву п обусловленными им законодательными установлениями, нормативными административными предписаниями. В частности, это видно нз того, что намерение, т. е. этическая позиция правонарушителя, преступника, важнее преступления как такового. И наконец, в-третьих, это демонстративное приравнивание этико-социо-полнтических правонарушений к преступлениям. Суровые наказания для убийц и грабителей практически одинаковы с теми, которым подвергаются наставники и администраторы, вводящие в систему воспитания и управления неположенные взгляды, неапроби-рованные методы, т. е. объективно разрушающие строго установленную норму взаимоотношений, понятий, оценок и т. п. Здесь опять проявляется жесткая ставка на нерушимость общепринятых этических и социально-политических нормативов, в основе которых лежит патриархально-клановая традиция. Как легко заметить, формы правосознания и элементы правовой культуры в раннечжоуском Китае были тесно связаны с особенностями социальной и политической мысли, с идеями и нововведениями, связанными с именем Чжоу-гуна и его последователей. Сквозь призму всех этих идей и нормативных установлений (включая идею о мандате Неба, принцип этического детерминанта, исторический прецедент и роль традиции, дидактику и жесткость нерушимой нормы со строгими наказаниями за отклонения от нее, культ воли Неба, т. е. естественного права, и т. п.) и стали впоследствии рассматриваться, оцениваться и интерпретироваться все явления и события, в том числе и те, что осмыслялись и включались в историографическую традицию Китая задним числом. В частности, это касается преданий о мудрых древних правителях типа Яо и его преемников, деяния которых считались эталоном добродетели и справедливости. Слабость мифологической традиции и сила рационалистического прагматизма способствовали тому, что на смену неразвитой мифологии приходила высокоразвитая традиция дидактического историопи-сания. В процессе историзации мифов и племенных преданий разных народов, включенных в объединение Чжоу, создавалась величественная и стройная конструкция, отодвигавшая реальные исторические события далеко в глубь веков и приписывавшая дидактическим эталонам роль реально существовавших мудрецов и правителей. Ни в пньских гадальных надписях, ни в раннечжоуских надписях на бронзе имен таких мудрецов и правителей не было. Однако в главах «Шуцзин» — правда, не в ранних, западночжоуских, а во втором хронологическом слое этого памятника, датируемом примерно VIII—VI вв. до н. э., эти мудрецы не только присутствуют, но и доминируют. Именно здесь они представлены в виде тех добродетельных правителей, чья эпоха была будто бы «золотым веком» древнего Китая. Как возникли эти главы, материалы для составления которых явно опирались на существовавшую до того легендарную традицию? Составителями глав «Шуцзин», особенно тех из них, где нет изложения прямой речи реальных исторических персон, а дается описание деяний мудрецов прошлого, были древнекитайскпе историографы, мастера ведения записей, которые всегда занимали видное место близ трона правителей и в обязанность которых входило фиксировать все заслуживающие внимания деяния и речи. Именно эта высокопоставленная категория чиновников, существовавшая еще в Шан-Инь, аккумулировала и перерабатывала предания старины, мифологические сюжеты и сведения об исторических событиях. Источники свидетельствуют, что делом чести историографа было записать правду и что ради этого некоторые из них в критический час не колебались предпочесть правду смерти 9. Однако если поставить вопрос, что было в их представлении правдой, особенно когда речь шла не о событиях текущего дня, а об интерпретации преданий старины, то в этом случае сама постановка вопроса предрешит ответ. Правдой было то, что соответствовало принятой системе взглядов и подтверждало ее — будь то рассуждения на тему о мандате Неба и этическом детерминанте дэ или смутные очертания мудрых правителей далекого прошлого. Поэтому создание эталона мудрых правителей нельзя даже называть фальсификацией истории — во всяком случае в том смысле, в каком данное понятие применяется в наши дни. Это была рационалистическая интерпретация в сочетании с дидактической историзацией, смешение легенд и реминисценций старины, стремление поставить должным образом истолкованный исторический или псевдоисторический прецедент в позицию общепризнанного эталона. Именно таким образом в политическую мысль и политическую культуру вошли Яо, Шунь и Юй, которые параллельно с их последователями Чэн Таном и У-ваном, а также с их антиподами Цзе и Чжоу стали тем знаком-символом, который в истории китайской философии обычно выступал в качестве аналога абстрактных понятий, столь мало разработанных мыслителями Китая. Традиционно «Шуцзин» первым мудрецом-правителем считает Яо, чьи феноменальные способности и достоинства позволили ему привести в состояние гармонии и возглавить все народы Поднебесной, наладить календарь и администрацию. Свои функции Яо со временем передал не сыну (хотя он имелся), а столь же добродетельному, как и он, мудрецу Шуню, который сделал дальнейшие успехи в области управления, выделив его различные сферы и поручив руководство ими помощникам из числа способных чиновников, а также — едва ли не главное в последующей традиции — прославился в качестве примерного сына, почитавшего своего недобродетельного отца. Шунь тоже передал власть не сыну, а добродетельному и феноменально способному Юю — тому самому, который укротил разбушевавшиеся воды (вариант всемирного потопа) и уделил внимание землеустройству и определению ресурсов. Имен-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|