Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия 9 глава




9 См., в частности, сообщение «Цзо чжуань» от 25 г. Сян-гуна (548 г. до н. э.). Legge J. Op. cit, vol. 5, pt 2, p. 514—515.

но с Юя берет начало легендарная династия Ся (преемником Юя стал его добродетельный сын), которая спустя несколько поколе­ний правителей, если верить преданиям «Шуцзин», бесславно за­вершилась утратившим дэ порочным Цзе, замененным по воле Неба иньским Чэн Таном.

Итак, псторико-политическая концепция «Шуцзин» в основных своих чертах сводится к нескольким генеральным позициям соста­вившим фундамент политической культуры Китая:

— управление Поднебесной осуществляется по мандату Неба, а в качестве критерия смены этого мандата выступает этический детерминант, реализующийся в форме обладания сакральной благо­датью дэ, которая может накапливаться и иссякать на протяжении династийного цикла;

— управлять Поднебесной должны мудрецы, обладающие дэ; принцип передачи власти не столь важен, хотя факты свидетельст­вуют, что древние нормы меритократии (власть способных, заслу­женных) со временем уступили место наследственной преемствен­ности;

— правитель обязан быть справедливым и старательным, забо­титься о благе подданных и быть моральным эталоном для всех; он обязан окружать себя способными помощниками и всегда выдви­гать талантливых;

— принцип исторического прецедента либо умело интерпрети­рованного псевдопрецедента имеет огромную этико-дидактическую значимость и является решающим аргументом в системе доказа­тельств, что раз и навсегда определило роль этого принципа в по­литической культуре Китая.

Однако политическая жизнь чжоуского Китая развивалась не только в форме осмысления переинтерпретированных событий глу­бокой старины и нравоучительной дидактики. Реалии исторического процесса, связанные с децентрализацией Западного Чжоу (1027771 гг. до н. э.) и с превращением власти вана в Восточном Чжоу (771—221 гг. до н. э.) в чисто номинальную, расставили новые ак­центы. Прежде всего это нашло проявление в тенденции к форма­лизации социальных связей, особенно в среде аристократии.

Уже в начале Чжоу в связи с ростом удельной знати и раз­растанием ее генеалогического древа первоочередной задачей ста­ла необходимость формализации социально-семейных отношений. Необходимость четкого упорядочения структуры разросшихся знат­ных кланов постепенно привела к замене прежде неупорядоченной титулатуры более строгой системой социальных рангов, представ­лявших собой ступени вассально-иерархической пирамиды. Упро­чившиеся иерархические связи младших и старших были закрепле­ны в ритуалах и церемониале, важность которых высоко ставил еще Чжоу-гун, которому традиция приписывает создание ряда ритуаль­ных норм. И хотя формализовавшиеся социально-политические свя­зи в условиях междоусобиц и децентрализации были неустойчивы­ми, а заговоры и интриги рвавшихся к власти честолюбцев нередко рушпли нормы взаимоотношений между младшими и старшими,

между вассалами и сюзеренами, это не разрушало тенденции к иерархической формализации.

Второй важной тенденцией в интересующем нас плане следует считать превращепие усилившихся уделов в крупные царства, пра­вители которых временами приобретали огромную реальную власть п по сути становились властителями Поднебесной, гегемонамп-ба. Первым таким ба стал в начале VII в. до н. э. цнскпн Хуань-гун, чему во многом способствовали успешная политика и умелые реформы знаменитого Гуапь Чжуна. Смысл его реформ п политики сводился к тому, чтобы усилить власть правителя царства Ци и сплотить основные царства чжоуского Китая под эгидой Цп с тем, чтобы дать отпор наседавшим на ослабленный децентрализацией Китай варварам и одновременно упрочить сакральный престиж чжоуского вана как номинального главы Чжоу. Институт гегемо-нов-ба, которых традиция насчитывает пять, сыграл важную роль в политическом осмыслении принципов администрации, что впослед­ствии нашло отражение в обстоятельной теории о двух путях правления — ван-дао, т. е. добродетельном правлении легитимного государя, и ба-дао, т. е. правлении, основанном на силе.

Упадок реальной власти легитимного правителя-вана, возникно­вение института гегемонов-ба, феодальные 10 междоусобицы в цар­ствах, княжествах и уделах чжоуского Китая, равно как и культ аристократизма, рыцарской доблести,— все это уже в период Чуньцго (VIII—V вв. до н. э.) способствовало формированию не­которых новых моментов в политической жизни и не могло не най­ти отражения в политической мысли Чжоу. В частности, на этой основе складывалось учение о том, что между государством и раз­росшимся феодальным кланом нет принципиальной разницы, что государство в конечном счете — это большая разросшаяся семья и что примерно таким же образом им следует управлять.

Рубеж между периодами Чуньцю и Чжаньго (V—III вв. до н. э.) был переломным в древнекитайской истории. Ряд серьезных про­цессов социально-экономического и социально-политического харак­тера обусловили структурную трансформацию чжоуского Китая. Уходила в прошлое феодально-удельная система, а на передний план выходили укрепившиеся путем поглощения слабых соседей мощные царства, в рамках которых бывшие феодальные уделы преобразовывались в административные уезды, а место истреблен­ной в междоусобицах аристократии все прочнее занимала чиновная бюрократия. Распад общины, как и быстрый рост производительных сил, связанный с энергичным наступлением железного века, способ­ствовал ускорению процесса приватизации, сопровождавшегося развитием товарно-денежных отношений, появлением разбогатевших простолюдинов, откровенной ставкой на частный интерес и стяжа-

10 Употребляемые здесь применительно к древнекитайскому обществу поня­тия «феодальный», «феодализм» имеют отношение к социально-политиче­ской структуре и соответствующим институтам (вассалитет, знать, междо­усобицы, уделы-кланы, иерархия и т. п.), но никак не связаны с привыч­ным понятием формации. Подробней см.: Васильев Л. С. Указ. соч., с. 236.

тельство. Все более очевидно приходили в упадок и рушились ве­ками устоявшиеся ценности, подрывался и без того расшатанный моральный стандарт. Естественно, этот острый социальный, поли­тический и экономический кризис не мог пройти мнмо тех мысли­телей и реформаторов, на долю которых выпала нелегкая забота выработать новую всеобъемлющую формулу, могущую согласовать тенденции реального исторического процесса с уже сложившими­ся в чжоуском Китае нормами и идеалами умелой администрации. Именно на это и были направлены усилия тех незаурядных умов, совокупными стараниями которых в период Чжаньго были сформу­лированы основы политической мысли и политической культуры Китая. Первым среди них по праву считается Конфуций.

2. Общество, государство и право в учении Конфуция

Конфуций (Кун-цзы, 551—479 гг. до н. э.) остро ощущал упадок современного ему общества. Новые, в его время еще только-только нарождавшиеся процессы, по его мнению, столь же явственно под­рывали моральный стандарт, как и междоусобицы и пнтриги ухо­дившей в прошлое удельной структуры. То и другое заслуживало осуждения. Поэтому в поисках эталона добродетельной нормы Конфуций обратился к древности.

Сознавая, что общество — это прежде всего строго упорядочен­ная и хорошо организованная система общепринятых нормативных условностей, закрепленных в устойчивых и автоматически реализуе­мых стереотипах, он направил все свои усилия на то, чтобы как-то восстановить, реформировать, укрепить эту систему, максимально упрочить и возвеличить ее структурообразующий стержень, кото­рый он видел в незыблемых нормах и принципах возвеличенного пм морального стандарта. Прибегая к авторитету древности, этот мыслитель стремился найти прочный фундамент, позволяющий не просто высоко поднять, но и должным образом преподнести, бро­сить в лицо деморализующемуся обществу упомянутый стандарт, восходивший в конечном счете к этическому детерминанту Чжоу-гуна.

«Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее» (VII, 1),— сказано в сборнике изречений философа «Луньюй», составленном его учениками в V в. до н. э. и И хотя действительно многое из того, чему учил Конфуций, восходит к глубокой старине, к принци­пам Чжоу-гуна, было бы ошибкой не заметить, что поставленные пм акценты и разработанные в его доктрине категории и понятия способствовалп в конечном счете превращению этого учения в глу­бокую и оригинальную философскую концепцию.

Конфуций справедливо считается прежде всего великим мора-

11 Ссылки на «Луньюй» даются по общепринятой норме: первая цифра ука­зывает главу трактата, вторая — параграф в ней. Текст переводится по из­данию: Чжуцзы цзпчэн (ЧЦЦЧ). Пекин, 1956, т. 1; см. также: Legg? J. Op. cit., vol. 1. Древнекитайская философия. М., 1972, т. 1.

листом. Социально-политическая часть его доктрины производи?» от его моральных максим. Поэтому необходимо прежде всего сказать несколько слов о них. Идея сакральной благодати-добродетели дэ, бывшая краеугольным камнем формулы Чжоу-гуна, в доктрине Конфуция потускнела. Это и понятно: престиж сына Неба в его время был столь низок, а политическая роль так ничтожна, что говорить о сакральном дэ вана не имело смысла. Зато сама идея дэ, потерявшая сакральный оттенок 12, трансформировалась в чисто этическое понятие и в качестве такового стала неизменным компо­нентом его построений.

Основное внимание и главные усилия Конфуций направил на отработку эталона высшей морали, должного поведения, на созда­ние идеала совершенного человека. Этот идеал, цзюнь-цзы (цзюнь — господин, государь; цзы — сын), в его трактате утратил свой со­циальный смысл и приобрел чисто этическое звучание, подобно рус­скому слову «благородный». Именно в этом плане он был противо­поставлен обычным людям, прежде всего простолюдинам, сяо-жэнь. Благородный цзюнь-цзы в учении Конфуция должен был основывать свои жизненные принципы и поступки на нормах обязательного и четко расписанного ритуала (ли), который он призван был знать в совершенстве; он был обязан обладать добродетелью (дэ), любовью к людям, т. е. гуманностью, человечностью (жэнь), а также чувст­вом долга и справедливости (и). Ему следовало всегда стремиться к знаниям (чжи), почитать старших (сяо и ди), демонстрировать верность и преданность (чжун), быть в то же время уступчивым и мягким (жан), уважительным (цзин). Все эти требования, как бы аккумулировавшие то лучшее, что породил моральный стандарт прошлого, включая и нормы поведения аристократов-рыцарей, вос­ходили в конечном счете к главному первоисточнику, к культуре (вэнь), топ самой, благодаря которой китайцы, по Конфуцию, так отличны от варваров.

Суть социального порядка, опиравшегося на сформулированный им моральный идеал, Конфуций видел в том, чтобы в обществе все было прочно и стабильно, чтобы все находились на своих местах и каждый знал свои права и обязанности. Этот принцип в учении Конфуция имел целью укрепить расшатавшиеся устои и восстановить опирающуюся на ритуал формализацию отношений. «Государь должен быть государем, подданный—подданным, отец— отцом, а сын — сыном» — так сформулирован этот тезис в «Лунь-юй» (XI, 11). И хотя уже в нем четко выявлены те социальные разграничения, которые необходимы для стабильности общества, им одним дело отнюдь не ограничилось. Пусть государство — боль­шая семья (постулат, который любил выражать в различных планах Конфуций), но один только отец-государь справиться с ее управле­нием явно не в состоянии. В качестве его верных и надежных по­мощников должны выступать чиновники — те самые цзюнь-цзы,

12 Позже, в период империи, когда престиж сына Неба был восстановлен, сак­ральное дэ императора возродилось — на сей раз в рамках официального конфуцианства.

о которых уже говорилось. При этом существенно, что свое право на руководство трудящимися низами (сяо-жэнь) п государством в целом управляющие верхи (цзюнь-цзы) должны были доказывать в терминах высокой морали — знания, способности, мудрости, добро­детели. Конечно, здесь мы опять-таки видим восходящий к седой старине принцип меритократии, тот самый, которым руководствова­лись еще Яо и Шунь. Но приданный этому принципу новый ак­цент в духе этического детерминизма в конкретной ситуации совре­менного Конфуцию общества вел к тому, что старое как бы броса­ло менее добродетельному новому резкий политический вызов. Еще большим вызовом в этом плане была политическая программа Конфуция.

Благо. народа — едва ли не центральный пункт политической части его доктрины. Это основной смысл и конечная цель доброде­тельной администрации. «(Луский) Ай-гун спросил Ю Жо: „Год неурожайный и средств не хватит. Как быть?" — Ю Жо ответил: „Взимайте десятину—чэ".— „Мне двух десятых не хватает, как же управлюсь с чэ?" — „Если народу хватит, государь не окажется в нужде; если людям не хватит, может ли государь наслаждаться до­статком?"» (XII, 9). Диалог весьма красноречив, определенен и не­двусмыслен. Однако, как известно, не хлебом единым сыт человек. И для моралиста Конфуция это было кардинальным кредо. Как-то, направляясь в царство Вэй с надеждой поступить там на службу и получить возможность испробовать собственные методы управления на практике, Конфуций заметил сопровождавшему его ученику: «Как много здесь людей!» Ученик спросил: «Людей много, но что нужно сделать для них?» «Обогатить»,— был ответ. «А что по­том?» — «Обучить» (XIII, 9). Итак, сначала накормить, потом обучить, воспитать, привить высокую мораль. И далее следует за­ключающая диалог сентенция: «Если бы меня взяли на службу, в течение 12 месяцев я навел бы порядок, а через три года все было бы в совершенстве!» (XIII, 10).

Как видим, Конфуций был высокого мнения о своих админист­ративных способностях. Возможно, что он даже больше надежд возлагал на саму доктрину, в применимости и совершенстве ко­торой для него не было сомнений. Но к чему в конечном счете сводились те методы управления, которые он внушал ученикам и последователям?

Главное — это всегда стоять на правильном пути (дао), т. е. твердо держаться истинного принципа, быть бескомпромиссным в основном, решающем. Если в Поднебесной нет дао, если нет дао в царстве, истинный цзюнь-цзы не должен скорбеть, что он не в чести. Более того, ему лучше даже уйти в отставку (III, 24; V, 1; VIII, 13; XIV, 1).

Исключение может быть только одно — для историографа, записы­вающего истину, который при любых обстоятельствах обязан оста­ваться на посту (XV, 6). Похоже на то, что сентенции такого рода были следствием неудач, которые терпел философ при своих много­кратных попытках обрести должность и приступить к преобразова-

ниям. Но дело все-таки не в этом. Дао остается истинным путем справедливости вне зависимости от того, реализовано оно сегодня или нет, о чем всегда обязан помнить благородный цзюнь-цзы. В частности, нормой дао является забота о людях и их благе, справедливость в использовании их труда (V, 15). «Идти впереди людей, трудиться для них»— вот искусство должной администра­ции (XIII, 1).

Мудрый администратор должен хорошо знать, что любят люди (богатство и престиж) и что они ненавидят (бедность и презре­ние); он всегда должен стремиться к добру — и тогда люди пойдут за ним: куда дует ветер, туда и трава клонится (XII, 19). На вопрос, что такое правильное управление, Конфуций давал ответы с учетом личности спрашивающего. Так, сановнику Цзи Кан-цзы, узурпировавшему власть в родном царстве Конфуция Лу, был дан ответ: «Управлять — зпачит поступать правильно» (XII, 17); сановнику из царства Чу было сказано: «Это когда ближние до­вольны, а дальние привлекаются, тянутся» (XIII, 16). Ученику Цзы-гуну Конфуций сказал, что важно обеспечить людей пищей, оружием и завоевать их доверие. Можно поступиться оружием, можно даже отказаться от пищи (в конце концов все так или ина­че умирают), но без доверия нет основы для государства (XII, 7). А как завоевать доверие?

Во-первых, неустанной заботой о людях. Во-вторых, твердым следованием нормам ритуала, т. е. четким соблюдением принципов формализации, стабилизации структуры. Ритуал и тесно связапиый с ним церемониал — важнейший организующий и интегрирующий принцип. Кто им овладел, тому управлять Поднебесной так же лег­ко, как показать ладонь (III, 11). Наконец, в-третьих, неустанным самоусовершенствованием. Только тот, кто постоянно работает над собой, не будет иметь трудностей в управлении. Если же админист­ратор не в состоянии усовершенствовать себя, как же сможет он выправить поведение других? (XIII, 13).

Немалое место в трактате уделено и конкретным практическим советам в области управления. «Опирайтесь на помощников, про­щая им мелкие провинности; привлекайте к службе добродетельных и способных» (XIII, 2). Этот последний пункт, перекликающийся с принципами меритократии, повторен не раз (II, 20), подчас в же­сткой форме: «Цзан Вэнь-чжун не украл ли чужое место? Знал ведь о достоинствах Хуэя из Люся, а не предложил его на (свое) место» (XV, 13). Кроме того, дельный чиновник должен уметь все слышать и видеть, отбрасывать сомнительное и недостоверное и осторожно высказывать свое мнение; избегать рискованного и опасного и действовать с осмотрительностью — только тогда он мо­жет рассчитывать на успех (II, 18). Никогда не следует бросаться словами, если не можешь подтвердить их делами (IV, 22 и 23). «Не спеши с решениями, не перегружайся мелочами,— наставлял Конфуцпй ученика Цзы-ся, когда тот занял важный административ­ный пост. Будешь спешить — не сумеешь вникнуть в суть дела; утонешь в мелочах — не сумеешь решить крупные проблемы» (XIII,

17). Истинный цзюнь-цзы нетороплив в словах, энергичен в делах (IV, 24), а истинное искусство управления состоит в том, чтобы, собрав ц сконцентрировав все основное, реализовать его на практи­ке (XII, 14).

Надо признать, что многие из этих советов и поныне можно отнести к основным заповедям умелой администрации. И убежде-ния Конфуция в том, что будь он призван на службу, он сумел бы достичь быстрого успеха, не были просто результатом самона­деянности. И если он все же потерпел неудачу в своих попытках добиться административного признания и успеха, то- причину ее следует искать не столько в утопичности самой доктрины, сколько в бескомпромиссности ее автора. Политика, как известно,— искус­ство реального. Кое-кто из учеников Конфуция получил высокие должности, но никто из них не смог полностью следовать заветам учителя, а некоторые даже были вынуждены действовать вопреки им. Показателен пример с одним из них, Цю. «Он не мой ученик! Бейте в барабан и выступайте против него!» —в гневе вскричал учитель, когда узнал, что Цю увеличил поборы с населения (XI, 1G).

Важным моментом мудрого управления Конфуций считал искус­ство вербальной коммуникации, продуманное слово. Одно-единст­венное слово, по его мнению, может свидетельствовать об уме или глупости человека (XIX, 25), тем более слово правителя, истинность и уместность которого может подчас решить судьбу государства (XIII, 15). Именно поэтому в обязанность умного чиновника вхо­дит давать мудрые советы правителю, даже если это тому не по вкусу. «Не обманывайте его! Возражайте ему!»—учил Конфуций (XIV, 23). И это не случайно. В концепции Конфуция слово явля­ется существеннейшим элементом ритуала и церемониала, а ритуал — основа социального порядка.

Ритуал-ли в доктрине Конфуция выступает и как основа право­сознания. То, что соответствует ли — соответствует справедливости, правде, праву, санкционированным в конечном счете волей или уста­новлениями Неба, а также нормами истинного пути — Дао. Термин дао в ранних главах «Шуцзин» встречается лишь раз, причем явно в смысле «путь», «курс», «направление», лишенном философского* подтекста. Свое второе и основное в древнекитайской мысли значе­ние — метод, истина, справедливость — этот термин приобрел чуть позже. Впрочем, в трактате «Луньюй» он уже широко использовался в таком смысле для обозначения высшего нормативного комплекса (то, что должно; то, как нужно,— нечто вроде французского comme il faut), верховного принципа, т. е. своего рода источника права, стоявшего рядом с конфуцианским Небом.

Итак, Небо и Дао как высшие источники естественного права с помощью этического детерминанта формируют основные нормы поведения, нормы правового регулирования — правила-ли. Право­вой аспект этих правил заключался прежде всего в их глобально-всеобъемлющей функции социального контроля и повседневного строгого регулирования поведения. Этого, по мнению Конфуция, было вполне достаточно для нормального существования общества

и успешного управления государством. Больше того, это исключало необходимость официального законодательства, обезличенный текст которого способен лишь подорвать те личностные основы, на которых зиждилось управление с помощью правил-ли, четко различавших статус и функции, права и обязанности старших и младших, выс­ших и низших. В рамки конфуцианской доктрины с ее подчеркну­той ставкой на примат морали и норм обычного права, основанных на ритуале и церемониале, обезличенный и обязательный для всех одинаковый закон не вписывался, что подчеркивал сам Конфуций: «Еслп управлять с помощью законов и обеспечивать порядок по­средством наказаний, люди будут стараться избежать наказаний, но не будут испытывать стыда; если же управлять с помощью дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними» (II, 3).

Следует заметить, что в этом Конфуций не был оригинален, но, напротив, следовал уже установившейся к его времени традиции, согласно которой подобного рода нововведения решительно осужда­лись, причем почти в тех же словах и выражениях. Еще в 536 г. до н. э., когда Конфуций был подростком, в царстве Чжэн реформа­тор раннелегистского толка Цзы Чань отлил в бронзе Уложение о наказаниях (Синшу), в связи с чем сановник царства Цзинь на-правпл Цзы Чаню послание, суть которого сводилась к тому, что он разочаровался в Цзы Чане, которого прежде высоко ценил. Мудрые древние так не поступали, на пути преступлений они воздвигали барьер добродетели и справедливости, нормы ритуала. Они учили людей искренности и гармонии, призывали следовать доброму при­меру. Если же теперь люди станут руководствоваться лишь писаны­ми предписаниями, то они перестанут уважать старших, и все это грозит Чжэн печальными последствиями. Цзы Чань ответил на это, что он озабочен нынешним положением дел, что и побудило его издать текст Уложения, тогда как рассуждения о будущем не столь актуальны13. Нечто похожее повторилось в' 513 г. до н. э., причем на сей раз с осуждением отлитого уже в царстве Цзинь Уложения о наказаниях выступил сам Конфуций. Суть его замечаний свелась к тому, что писаная законодательная обезличенная норма — против правил, что старшие (управители) сами должны быть примером, и тогда люди будут уважать их и повиноваться им. Если же закон для всех одинаков, то как быть с социальными различиями между старшими и младшими? u

Конфуций никогда не был демократом. Он был сторонником чет­ких социальных разграничений: «Трудно с женщинами и сяо-жэнь: приблизишь их — становятся непочтительными, отдалишь — роп­щут» (XVII, 25). Однако в отличие от тех, кто призывал управлять непокорными с помощью наказаний и вообще жестких мер, он всег­да твердо и бескомпромиссно настаивал на том, что людей следует не наказывать, а воспитывать. На вопрос о том, стоит ли казнить

13 «Цзо чжуань», 6 г. Чжао-гуна.— Legge J. Op. cit., vol. 5, pt 2, p. 607, 609—610.

14 «Цзо чжуань», 29 г. Чжао-гуна.— Ibid., p. 730, 732.

тех, кто не соблюдает дао (т. е. кто лишен должных принципов поведения и общежития и не хочет им следовать), философ катего­рически заметил, что убивать людей за это не следует — их нужно перевоспитывать (XII, 19). Не будучи демократом, Конфуций в то же время, однако, признавал, что все люди в принципе равны и каждый может, приложив усилия, стать цзюнь-цзы. Он лично гор­дился тем, что никому никогда не отказывал в знаниях за умерен­ную плату («связку сушеного мяса»).

В специальных исследованиях много внимания уделялось док­трине Конфуция, в том числе его политической мысли. Конфуция сравнивали и с Платоном, и с Иисусом. Его учению давали разные оценки, но в одном все были единодушны: Конфуций — один из величайших мыслителей человечества. Специалисты обращали вни­мание на стремление Конфуция обеспечить благо народа, даже сча­стье людей15, на его благородную уверенность в том, что от при­роды все равны16, его принципы администрации, сводящиеся к тому, что главная обязанность управителей — накормить и воспитать людей 17, а также на его личную трагедию, заключавшуюся в том, что он не сумел реализовать свои идеи на практике18. Исследова­тели подчеркивали, что этика для Конфуция — это умелая админи­страция, а администрация — высшая этика, так что одно у него тесно связано с другим 19. Главное в управлении — социальный по­рядок, основанный на принципах морали; устойчивая стабильность, базирующаяся на строгих социальных дистинкциях, и, наконец, личный пример добродетельного правителя20.

Все вышеизложенное дает основание заключить, что, апеллиро­вав к авторитету древности и умело расставив необходимые акцен­ты, Конфуций внес большой вклад в формирование основ полити­ческой культуры Китая. Осуществленная им десакрализация понятия дэ способствовала созданию эталона цзюнь-цзы и дала толчок идее морального самоусовершенствования. Возвеличенный им принцип этического детерминанта в новых условиях превратился в структу­рообразующую основу как социального порядка, так и политической администрации. Гипертрофировав роль социальных градаций, а так­же ритуала и церемониала как важнейшей дисциплинирующей и стабилизирующей основы общества, он активно поддержал идею о том, что государство — это большая семья и что ни по функциям, ни по целям, ни по содержанию политическая администрация не должна выходить за пределы, очерченные этой дефиницией. Госу­дарство необходимо, так как без него расширившееся общество су-

15 Creel H. G. Chinese Thought from Confucius to Mao Tse-tung. Chicago, 1953, p. 39.

16 Munro D. J. The Concept of Man in Early China. Stanford, 1969, p. 13—14. " Thomas E. D. Chinese Political Thought. L., 1928, p. 71—72.

18 Schwartz B. J. Transcendence in Ancient China.—Daedalus, 1975, vol. 104, N2, p. 63.

19 Wu J. С. Н. Chinese Legal and Political Philosophy.—In: The Chinese Mind/ Ed. by С A. Moore. Honolulu, 1964, p. 220.

20 Lin Mousheng. Men and Ideas: An Informal History of Chinese Political Thought. X. Y., 19-42, p. 39—40.

ществовать не может, но оно не самоцель и не самоценность, а лишь средство обеспечения блага народа и необходимого для него поряд­ка. Причем существенно, что государство должно опираться не на безликий, всеохватывающий и равно обязательный для всех закон п тем более не на произвол порочного тирана, но на мудрость и добро­детель правителя и его талантливых и достойных помощников. Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан и первые правители чжоусцев (Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-гун) — вот те эталоны добродетельного правителя, на которые всем надлежит равняться. Их мудрая политика и разумные деяния — тот прецедент, который всегда должно брать за основу.

3. Социально-политические и правовые идеи Мо-цзы

Как уже говорилось, Конфуций не добился успехов в попытках реализовать свои идеи на практике. Однако его доктрина, вобрав­шая в себя наследие старины и творчески переработавшая это на­следие с учетом потребностей времени, стала той отправной точкой, той стандартной измерительной шкалой политической культуры, с ко­торой вынуждены были сверять свои теории и на которую, пусть хотя бы частично, должны были ориентироваться на практике мыс­лители и реформаторы последующих поколений. В первую очередь это относится к Мо-цзы (прибл. 479—400 гг. до н. э.).

Смутные сведения о его жизни, сохранившиеся в источниках, свидетельствуют о том, что этот философ вышел из школы Конфу­ция (учился у одного из его учеников). Впоследствии он создал собственную школу, по форме организации и жесткой внутренней структуре напоминавшую скорее секту фанатиков, нежели союз единомышленников, причем структура секты моистов вполне соот­ветствовала духу учения Мо и была создана именно им. Учение это изложено в трактате «Мо-цзы», составленном учениками фи­лософа, видимо,,в IV в. до н. э. Трактат делится на 15 тематиче­ских рубрик-глав, состоящих из 71 параграфа, 18 из которых ныне утеряны. Структурно каждая глава обычно подразделяется на три параграфа, поясняющие основную тему. В отличие от насыщенного емкими афористичными изречениями «Луньюя» этот трактат напи­сан скучно и вяло, наполнен унылой дидактикой и повторами. Однако, несмотря на это, отраженные в нем идеи глубоки и ориги­нальны. Цель их та же, что и у доктрины Конфуция: согласовать мудрость древних с потребностями времени. Но методы и рекомен­дации во многом отличны.

Влияние школы Конфуция сказалось в том, что Мо-цзы считал благо народа конечной целью и важнейшим критерием мудрой администрации, для чего необходимо выдвигать и использовать на службе способных и достойных, которые имели бы право не только управлять, опираясь на общепринятые принципы, но и при необхо­димости поучать, поправлять самого правителя. Высшая воля Неба, руководствуясь принципом этического детерминанта, выражает свое одобрение лнбо неодобрение живущим, п прежде всего их правите-

лям, посредством знамений и аномальных природных явлений. В частности, Небо, по Мо-цзы, выступало против грубой силы и несправедливых войн, разделяющих людей, против ненависти. Опи­раясь на волю Неба, философ гневно осуждал бесцеремонность мо­гущественных и коварство ловких, призывал к умеренности, сове­товал обращать в администрации внимание на главное, дабы не утопать в мелочах. Словом, влияние конфуцианской школы в его доктрине очевидно. Однако не в нем главное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...