Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и народная мудрость




розы, цветущие поздно, самые прекрасные; каждому столько Лет, насколько он себя чувствует; и на старуху бывает проруха; заботы старят прежде времени; не следует посылать старика, чтобы купить осла, и мальчика - выбирать женщину (персид­ская пословица); старика нужно уважать, юношу следует мудреца нужно спрашивать, с дураком следует мириться пословица).

 

Таблица 6. Актуальные способности

Распределение в пробе (N = 53) среди людей в возрасте 65 - 1

Актуальные способности Оценка
очень высоко высоко средне мало очень низкие
аккуратность          
опрятность          
пунктуальность          
вежливость          
искренность          
усердие/трудолюбие          
обязательность          
бережливость          
послушание          
справедливость          
верность          
терпение          
время          
контакты          
доверие          
надежда          
сексуальность          
религия          

 

Притча: «Тайна семени»

Семя жертвует собой ради дерева, которое из него выраста­ет. На первый взгляд, семя вроде бы погибает, по то вещест­во, что принесено в жертву, воплощается в дереве, его вет­вях, цветах и плодах. Если бы это семя не было пожертвова­но для дерева, то не смогли бы появиться ни ветви, ни цветы, ни плоды (Peseschkian, 1979, S.85).

Аспекты самопомощи: гериатрические проблемы с точки зрения позитивной психотерапии.

В Европе старость обычно воспринимается негативно, иначе, чем в некоторых странах восточных культур. Снижение физи­ческой активности, болезни, изменения обмена веществ, окон­чание профессиональной деятельности, социальная изоляция и безнадежность влияют на восприятие жизни, в свою очередь обусловливающее ощущение Тело-Я. Порой многолетней при­вычкой, разводом или смертью разлученные с партнером, они ищут себе занятие в жизни, которое могло бы увлечь и утвердить их. В подавляющем большинстве они находят его в одной из двух сфер: во-первых, в собственном организме, возрастные или болезненные изменения в котором создают почву не только для многолетних размышлений, но и для бесчисленных консультаций у различных врачей. Выявляемые нарушения становятся предлогом, позволяющим поддерживать контакты, и являются тем занятием, в котором они нуждаются.

Второй момент можно охарактеризовать как «проблемы справедливости»: после того, как многие годы жизни были пожертвованы детям, теперь в этом уже нет необходимости, воз­никает ощущение своей ненужности. Наши наблюдения пока­зывают, что у многих пожилых людей в Германии, начиная с молодого возраста особо значимы были сферы достижений, в то время как контакты и фантазии (вопросы о смысле) были развиты в меньшей степени. Этим объясняются проблемы поколений. В аргументах за и против включения старых людей в семью решающую роль также играют актуальные способности как сформированные в процессе развития субъективные цен­ности.

Практики, изо дня в день сталкивающиеся с подобными ус­тановками, поведением и жалобами пожилых людей, нуждают­ся в такой ситуации в ориентирующей помощи, которая позво­лила бы им избежать характерных тупиков и найти выходы в лабиринтах переживаний престарелых людей. В качестве такой ориентирующей помощи, в известной степени как компромисс, служит модель позитивной психотерапии, которая помогает практику сделать свое вмешательство терапевтичным, т.е. веду­щим к решению. На практике это выглядит следующим обра­зом: мы спрашиваем о том значении, которое симптом имеет для пожилого человека и его социальной группы, пытаясь вы­делить при этом и позитивные аспекты: Какие позитивные ас­пекты имеет этот возраст? Что значит для меня тот факт, что я старею? и т.д.

Практические дополнения к этому аспекту самопомощи в конце главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при гериатрических проблемах

Описание случая: «Старость почти всегда делает седым, но не всегда мудрым».

Инженер в возрасте 67 лет обратился ко мне в связи с депрес­сией и мыслями о самоубийстве. К терапии была привлечена его супруга. Она произвела на меня впечатление очень скромной, аккуратной, опрятной и «миролюбивой». Типичная кон­фликтная сфера была выявлена следующим образом:

В сентябре 1982 г. мы продали наш дом в N., поскольку постепенно хотели перебраться в собственную квартиру в W. В это же время я прекратил активную деятельность в одном гастрономическом предприятии, которым я владел вместе с двумя моими компаньонами. Одновременно я сложил с себя вой почетные обязанности в различных организациях (городской совет, транспортный союз, прочие объединения). С того же времени я занимался до "' г. передачей еще одного моего предприятия неподалеку от О.

В это время меня больше, чем когда-либо, занимали мысли и заботы том, как все будет дальше. Уйдя на покой, буду ли я достаточно обеспечен материально и не выбьют ли меня из колеи сложности со здоровьем или же, быть может, меня одолеет какая-нибудь длительная хвороба?

Жена: С тех пор как мой муж перестал работать, с ним стало просто невыносимо. Дома он постоянно должен что-то делать, мастерить и все подряд ре монтировать. Если я ему говорю, что мне бы этого не хотелось или хотелось бы сделать что-то иначе, он становится невероятно свирепым и кричит, что он специалист, что он лучше знает и мне лучше держать язык за зубами. Только потому, что он 40 лет был лучшим работником на своей фирме, он стал те­перь домашним тираном (Peseschkian, 1989).

Объяснение, что оба обладают в настоящий момент способнос­тью действовать на основе своего жизненного опыта и допол­нить его, побудило ее к спонтанному замечанию: «Когда мой муж отказывался понимать меня, мы действовали, не принимая во внимание решающих обстоятельств!» После того как супруга на первых трех ступенях начала изменять свое поведение в от­ношении учтивости/прямоты, перед ней была поставлена зада­ча обогащения своего Я, а для них обоих рассматривалась пере­работка конфликтов, касавшихся преимущественно актуальных способностей учтивости (см. ч.II, гл.26), прямоты (см. ч.П, гл.5) и послушания (см. ч.П, гл.21). Пятистадийное лечение продлилось до 18 встреч. Опросник дал обоим пациентам воз­можность познать способности и шансы и в соответствии с этим реализовать дальние цели.

 

Приложение: опросник к гериатрическим проблемам

Ф.И.О._______________ №_______ Дата__

Тело/ощущения: способность поддерживать здоровье

Свою задачу мы видим в позитивных переистолкованиях, чтобы помочь пациентам выработать альтернативные установки к своим заболеваниям и таким образом апеллировать к их относительности. Способствовать «изменению точки зрения» и субъективной оценки могут, прежде всего, транскультурные сравнения, касаю­щиеся индивидуальных проблем старого человека.

На первом плане стоит ощущение Тело-Я. Как человек воспринимает свое тело? Как он переживает различные ощущения и информацию из внешнего мира?

1) Уделяете ли Вы внимание уходу за телом, Вашей одежде, Вашей фигуре?

2) Поддерживаете ли Вы себя «в форме» при помощи гимнас­тики, походов, плавания или других занятий спортом?

3) Часто ли Вы делаете глубокий вдох и выдох?

4) Можете ли Вы расслабляться при помощи аутогенной тре­нировки, йоги или других упражнений?

5) Следите ли Вы за качеством и количеством своего питания?

6) Является ли для Вас еда способом поддерживать или налаживать контакты?

7) Придерживаетесь ли Вы диеты?

8) Каково Ваше пищеварение?

9) Придерживаетесь ли Вы определенного ритма сна и бодрствования (времени ложиться спать и вставать)?

10) Цените ли Вы физические контакты и нежность? С кем есть у Вас подобные отношения?

11) Есть ли у Вас еще сексуальные контакты или у Вас нет такой возможности или желания?

12) Что Вы делаете, когда ощущаете боль? Принимаете ли Вы лекарства? Расслабляетесь? Ведете Вы себя активно или пассивно?

 

Деятельность: способность оставаться активным

Сюда относятся рассматриваемые нормы деятельности и дости­жения, как они включены в Я-концепцию. Мышление и разум позволяют систематически и целенаправленно решать пробле­мы и оптимизировать деятельность.

1) Чем Вы занимаетесь в свободное время?

2) Есть ли у Вас хобби?

3) Чувствуете ли Вы себя в состоянии еще выполнять «полез­ную» работу?

4) Есть ли у Вас желание начать делать что-то новое (напри­мер, изучать иностранный язык, заняться рукоделием)?

5) Можете ли Вы помогать окружающим в их школьных или профессиональных проблемах исходя из собственного опыта (например, помогать детям при выполнении школь­ных заданий)?

6) Могли бы Вы что-нибудь «организовать» (например, поезд­ку, выставку, выступление с докладом)?

Контакты: способность устанавливать отношения и поддерживать их

Здесь важно отношение к самому себе, партнеру, семье; отношение к другим людям, социальным группам, слоям и иным культурным кругам; отношение к животным, растениям и вещам. Социальное поведение определяется индивидуальным опытом и традицией. Наши возможности устанавливать контакты и социально обусловленные критерии выбора, которые управляют этими возможностями, могут быть, например, такими: человек ожидает от своего партнера вежливости, искренности справедливости, аккуратности, заинтересованности в определенных жизненных областях и т.д. и выбирает себе партнеров которые в той или иной степени соответствуют этим критериям'

1) Какие «актуальные способности» Вы особенно цените g людях, с которыми общаетесь или хотели бы общаться: ак­куратность, опрятность, пунктуальность, вежливость, ис­кренность, трудолюбие, обязательность, бережливость, по­слушание, справедливость, верность, терпение, время, кон­такты, доверие, нежность, надежда, сексуальность, рели­гия?

2) Какие из этих актуальных способностей являются Вашими «аллергическими моментами», которые осложняют или ог­раничивают контакты?

3) Где Вы приобрели подобные установки, кто сообщил их Вам?

4) Какие у Вас отношения с Вашими подчиненными?

5) Можете ли Вы возобновлять старые контакты, беря при этом инициативу на себя?

6) Можете ли Вы взаимодействовать с другими людьми, кото­рые одиноки, и предпринимать что-нибудь вместе (напри­мер, организовать клуб по интересам)?

7) Могли бы Вы по просьбе сделать что-нибудь для других людей (например, проверить домашние задания у детей, чьи родители очень заняты на работе; понянчить маленького ре­бенка)?

8) Участвуете ли Вы в общественной жизни, церковных общи­нах, в партийной деятельности и т.д.?

Фантазии/будущее: способность представлять себе свое будущее

Интуиция и фантазия возвышаются над окружающей действи­тельностью и могут определять все то, что мы называем смыслом деятельности, смыслом жизни, желаниями, мечтами о будущем или утопией. На способностях интуиции/фантазии и развиваю­щихся на их основе потребностях строятся мировоззрения и рели­гии, которые определяют отношение к далекому будущему.

1) На что обычно направлены Ваши фантазии: на тело, быв­шую профессию, возможные контакты, философско-мировоззренческие вопросы?

2) Есть ли у Вас планы на сегодняшний день и на будущее, ко­торые бы Вы хотели воплотить в жизнь?

3) Интересуетесь ли Вы - активно или пассивно - музыкой, живописью, лепкой, литературой? Кто Ваш любимый писа­тель?

4) Какую роль играет в Вашей жизни религия?

5) Что является для Вас смыслом жизни? Смыслом здоровья и болезни?

6) Задумывались ли Вы над вопросом о смерти? у) Есть ли, по-Вашему, жизнь после смерти?

8) Делаете ли Вы что-нибудь для окружающего Вас мира (воздух, земля, растения, животные) или можете активно включиться в такую деятельность?

9) Интересуетесь ли Вы политикой?

10) Считаете ли Вы мир во всем мире достижимой целью? Что Вы можете для этого сделать?

11) Что Вы думаете по поводу единства человечества? Является ли это для Вас целью? Как можно реализовать это единст­во?

Четыре сферы подобны всаднику, который нацелен на достиже­ние (деятельность) и стремится к цели (фантазии): Для этого ему необходима хорошая ухоженная лошадь (тело) и на тот случай, если она все-таки подведет своего наездника, необхо­дим помощник, который поможет снова оказаться в седле (кон­такты). Это означает, что терапия не может быть направлена лишь на одну из сфер, а должна учитывать все взаимодейст­вующие области.


Выпадение волос

Способность постепенно демонстрировать свое обновление, способность расставаться с чем-то очень личным и заметным образом проявлять свои ощущения.

Определение

Поскольку волосы ежедневно растут и обновляются, то неболь­шое выпадение волос (30 - 50 в день) совершенно нормально. Если же новые волосы не вырастают и образуются участки об­лысения, то это связано либо с гибелью корней волос, либо с болезненным нарушением, которое зачастую лишь временно за­трудняет рост волос.

Симптоматика

Временное выпадение волос с традиционной точки зрения меди­цины может быть обусловлено механическими, химическими, инфекционными и гормональными факторами. Если волосы внезапно начинают выпадать, образуя при этом круглые, вели­чиной с монету, участки облысения, то говорят об очаговом об­лысении или alopecia areata. Также внезапно волосы могут на­чать расти снова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...