Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и народная мудрость




Нe оставить на ком-то ни одного живого волоса (живого места, раскритиковать); рвать на себе волосы; волосы встают дыбом; съесть все волосы на голове у кого-то (объедать, разорять кого-то); съесть с кожей и волосами (ср.: съесть со всеми потроха­ми); выйти нестриженым (выйти сухим из воды); поплатиться волосами; волос долог, да ум короток.

Притча: «Сигналы Ангела смерти»

Один человек заключил дружбу с Ангелом смерти. Однажды он сказал своему новому другу: «Ты самый успешный во все времена: куда бы ты ни пошел, всюду достигаешь своей цели, У меня есть к тебе просьба: дай мне знать, прежде чем забе­решь меня. Ангел смерти согласился. Однажды он явился к своему другу и сказал: «Завтра я приду за тобой». «Как же так, - возразил человек, - ты же обещал предупредить меня заранее». Ангел смерти ответил ему: «Я подавал тебе слиш­ком много знаков, но ты никак не реагировал на мои сигналы: когда умер твой отец, ты ничего не взял в толк; когда умерла твоя мать, ты не обратил внимания на это мое послание; когда я одного за другим забрал твоих тестя, соседа и друга, ты и на это закрыл глаза... Завтра ты пойдешь со мной». Когда на следующий день Ангел уносил своего друга на небо, он показал ему толпу умерших кричащих людей: «Почему ты за­благовременно не предупредил нас? Мы могли бы довести до конца столько дел!» «Теперь ты видишь, - сказал Ангел смер­ти, - как люди обращаются с моими сигналами!»

Аспекты самопомощи: развитие облысения с точки зрения позитивной психотерапии

Исходя из того факта, что каждый волос имеет свой корень, а также нерв, волосы можно назвать тоже органами чувств, кото­рые могут реагировать на различные нервные воздействия. Так, становится понятным, что как соматические, так и психические расстройства могут повлиять на количество, рост и цвет волос. Если вспомнить о том значении, которое имеют именно воло­сы для самооценки человека, то можно понять, что значит поте­рять волосы, «оставить волосы» и что означает, если человек с подобной симптоматикой реагирует на душевные травмы или конфликты. В профессиональной сфере эти люди часто усердны и успешны. В этом им помогают их обязательность, точ­ность, пунктуальность и любовь к порядку. С точки зрения нашей позитивной концепции пациенты с выпадением волос - это люди, которые обладают способностью расставаться с чем-то очень личным и видимым образом выражать свои ощущения. Перестраивать следует особенно отношение к Я, к своему телу к ощущениям, а также к способностям в сфере контактов, необ­ходима работа по созданию позитивных установок на будущее. Когда речь идет о людях с выпадением волос, часто приходит­ся сталкиваться с очень тесными отношениями с родителем того же пола в прошлом, что отражало стремление ребенка к близости, терпению, совместному времяпрепровождению и признанию, у пациентов, которые пережили такие отношения, мы установили, что при потере близких людей они реагируют выпадением волос. Важным критерием прически для них было: «Что скажут люди?» Отношения между родителями - как их воспринимали пациен­ты - чаще были дистанцированными, деловыми; вторичные ак­туальные способности играли очень важную роль. Контакты, по­мимо семьи, избегались. Общественность считалась пустым рас­трачиванием времени. В семьях, где очень ценились разум и до­стижения, причем установка к своему телу и волосам чаще была отрицательной, соответственно мало времени отводилось уходу за волосами (Время - деньги!). Вопросы о смысле жизни, «жиз­ненной философии» и т.д. считались бесполезными.

Волосы остригали, чтобы кого-либо обесчестить и наказать, что долго сохранялось в отдельных немецких законах. Рабам не разрешалось носить длинные волосы. У германцев также остриженные волосы считались признаком подчинения. Воло­сами жертвовали; грешники брили свои головы (что и по сей день делают монахи); скорбящие рвут па себе волосы или пре­небрежительно относятся к ним, выражая тем самым свои пере­живания. У женщин длинные волосы давно считаются призна­ком женственности и сексуальной привлекательности.

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при выпадении волос

Описание случая: «Я просто лишен корней»

В одном фотоателье со мной заговорил мужчина с густыми длинными волосами: «Вы меня узнаете?» Увидев, что я сомневаюсь, он сказал: «Я... тот, который пришел к Вам с большой лысиной. Сегодня я выгляжу вот так!»

При первом интервью прежде я позитивно проинтерпретировал выпадение у него волос так: «Вашей большой лысиной Bы очень заметно выражаете свои ощущения. Вы, очевидно, вы должны были расстаться со многим очень личным. Видимо, с Вами многое произошло». Я еще не совсем закончил свое пози­тивное толкование, как пациент уже начал рассказывать о со­бытиях своей жизни:

1) В начале февраля 1983 г., после возвращения с лыжного отдыха, моя жена обнаружила у меня на голове большой участок без волос.

2) Б то же время мы узнали, что мой тесть, который уже давно страдал забо­леванием почек и мочевого пузыря, попал в больницу, пока мы были в отпуске.

3) Позднее выяснилось, что он болен неизлечимым раком костей; он умер в конце 1983 г. За время его болезни мое очаговое облысение усилилось.

4) Моя тетя, жена брата моего отца, также умерла после непродолжительной тяжелой болезни в марте 1983 г.

5) Я должен упомянуть также и то, что мой дядя, т.е. брат моего отца, с мая по сентябрь 1982 г. лежал в больнице при смерти. В то время благодаря час­тым посещениям и долгим разговорам о его судьбе (проблемы на работе, веч­ный отказ от желаний в сексуальной сфере и развлечений вроде поездок и пу­тешествий, которые не разделяла моя тетя, вместо этого постоянное сидение дома и экономия, экономия, экономия...) наши отношения значительно улуч­шились и углубились.

6) Одновременно с тем он однажды рассказал мне о том, что всю жизнь любил мою мать и поэтому 18-летним юношей уехал в США; его жена всегда хорошо относилась к нему, была прекрасной хозяйкой и матерью, и то, что она избегала сексуальных контактов, он не может ставить ей в упрек.

7) Наконец, он рассказал мне, что давным-давно, в один из своих приездов он увел мою мать, но я ни в коем случае не должен никому ничего говорить.

8) В то время я никак не мог сконцентрироваться на своей работе. Многое было недоделано...

9) Я должен был, помимо работы, заботиться о двух новых сотрудниках. По­скольку я, однако, был «не совсем там», я делал это обычно некачественно, на скорую руку. Из-за этого меня мучает совесть.

10) Прежде чем я получил развод в первом своем браке, у меня было очень много проблем. Моим нынешним браком я доволен, однако нас угнетают фи­нансовые обязательства перед первой женой.

11) Я очень много интересовался политикой и хотел изменить сознание людей и отношения. Люди должны активно влиять на историю, не прячась, особенно те­перь, когда велика угроза уничтожения в атомной войне и разрушения естест­венных ресурсов человека. Кто-то объединяется в группы, союзы, профсоюзы, партии и т.д., вносит свой вклад в изменение этих структур и самих себя - Каждый на своем месте. При этом я прошел через много разочарований».

Психологическая констелляция до и в начале появления симптоматики

Описанная симптоматика развивалась в непосредственной временной связи с этими событиями, как бы символизируя процесс лишения корней». Утраты привели пациента к упрекам в свой адрес «Если бы я не...» и - через чувство отвергнутости к общей проблематике самоценности. Эта реакция полностью соответствует базовому конфликту: пациент был прежде всего воспитан на нормах достижения, обязательности и бережливос­ти. Его мать всегда ожидала от него правильных поступков. Его даже ставили в пример сестрам. В этой ситуации было сформировано сильное сверх-Я с выраженным Я-идеал-состав­ляющим, что в актуальной конфликтной ситуации обусловило особое снижение ощущения самоценности. Значение имела также сильная связь мать - сын. После смерти тестя (1983), что было сопряжено с материальными трудностями (бережли­вость), эта патологическая реакция горя кумулятивно усили­лась. На этой почве возникли экзистенциальные проблемы и супружеские конфликты, которые в совокупности с тематикой разлуки не могли быть преодолены собственными силами паци­ента. Потери имели для него травматизирующий характер. В состоянии беспомощности и безнадежности дело дошло до ресо-матизации аффекта в описанной симптоматике. Речь шла о ве­гетативно-функциональных нарушениях с подтвержденной пси­хической этиологией на основе кумулятивно действовавшей па­тологической реакции горя и о наслоившихся в связи с этим вторичных конфликтах (профессиональные проблемы). Воз­никла тенденция к депрессивной структуре невроза. Органичес­кие причины выпадения волос обнаружены не были.

В связи с пережитыми пациентом утратами я рассказал ему притчу «Сигналы ангела смерти». Пациент:

Я был прежде евангелистом, несколько лет назад, однако, вышел из церкви и ощущаю себя «материалистом». Если быть до конца честным, я еще глубоко не задумывался над вопросом о смерти, особенно в отношении себя самого. Вероятно, пришло время сделать это однажды.

Он начал постоянно идентифицировать себя с героями притчи, находить взаимосвязь между «сигналами» и его нынешними про­блемами и обозначил это «позитивными аспектами» своих пере­живаний в связи с потерями. Он больше не был фиксирован на выпадении волос, а видел это в единой взаимосвязи. Таким обра­зом, он оказался в состоянии обнаружить свои ресурсы. Он начал включать в свой жизненный репертуар четыре переработки кон­фликтов. Для поддержки были назначены тренинг по Jacobson (1938) и антидепрессанты. В этот процесс была вовлечена и его жена; акцент в работе с ней был следующим: как она переживала выпадение волос у своего мужа? Она очень охотно пошла на со­трудничество и оказала большую поддержку в терапии.

В ходе лечения пациент заметил: «Я все больше осознаю, что и в крупных событиях мелочи играют свою роль». Был про­веден содержательный анализ четырех форм переработки кон­фликтов и актуальных способностей: усердие/деятельность (см. ч.II, гл.9), бережливость (см. ч.II, гл.25), справедли­вость (см. ч.II, гл.1), обязательность (см. ч.II, гл.23), время (см. ч.II, гл.33), контакты (см. ч.II, гл.15), надежда и вера (см. ч.II, гл.36). Здесь мы коснемся только темы «Надежда» - индивидуальная способность «Надежда»

Понятие и развитие: способность исходя из настоящего мо­мента развивать позитивное отношение к своим способностям и таковым партнера, группы. В этом смысле мы надеемся, что за­втра. В следующем году или в неопределенном будущем случит­ся что-то, что позволит наполнить нашу жизнь и наши поступки смыслом. Позитивная концепция надежды - оптимизм, а нега­тивная - пессимизм. В своем развитии надежда зависит от опыта и переживаний, которые приобрел человек, и от возмож­ностей, предоставленных ему в распоряжение окружающим миром. Надежда как отношение к будущему контролируется положительным опытом и разочарованием, которые соотносят­ся с конкретными актуальными способностями.

Как об этом спрашивают: Кто из Вас настроен более оптимис­тично? Какие у Вас есть планы в Вашей личной и профессио­нальной жизни? Как Вы (Ваш партнер) реагируете в случае ра­зочарования (ситуации)? В каких сферах Вы особенно подвер­жены разочарованиям (ситуации)? Есть ли у Вас надежда, что v Вас или Вашего партнера все изменится к лучшему (обоснова­ние)? Кто из Ваших родителей был более оптимистичным или пессимистичным? В чем это выражалось?

Синонимы и расстройства: надеяться, рассчитывать на что-либо, давать себе обещание, многообещающий, ожидать, обе­щать кому-либо что-либо, хвататься за соломинку, видеть все в розовом цвете, видеть все в черном цвете, бессмысленный, без­надежный, недостижимый, нерешаемый, невозможный - без­надежность, неудовлетворенность, пессимизм, жизненный страх, страх смерти, бездействие, суицидальные намерения.

Особенности поведения: «Каждая темная ночь имеет светлый конец». Вместо: «Я же не могу», «Я еще не могу» следует раз­личать то, что можно изменить, и то, что нужно научиться вы­носить (рождение, смерть, прошлое). Я просто жду, когда ис­полнятся мои надежды, или что-нибудь для этого делаю. Даже самая беспросветная безнадежность имеет свои причины, обыч­но это связано с опытом в сфере отдельных актуальных способ­ностей. Девиз: Каковы реальные корни безнадежности? Не­смотря на надежду и самое скрупулезное планирование, остает­ся непредсказуемая часть. Девиз: Я радуюсь надежному будущему, но радуюсь и неожиданностям.

В рамках этой глубиннопсихологически ориентированной психотерапии патологическая реакция горя могла быть переработана. Переструктурирование личности происходило только тогда, когда это было необходимо для преодоления актуальной кон­фликтной ситуации и устранения симптоматики.

Несмотря на склонную к депрессиям невротическую структуру, его гибкое мышление и возможности развития импонировали позитивному процессу. На протяжении 17 сеансов в течение 6 мес. как выпадение волос, так и депрессивное состояние больного ft значительной степени удалось преодолеть. Он был в состоянии от своих жалоб перейти к заинтересованности вопросами смысла жизни и политическими проблемами, обнаружив между ними аде­кватную связь, а также научился спокойно обращаться со всеми «несправедливостями». Он замечал, помимо прочего: «После того как я заинтересовался вопросом о смысле моей жизни, я лучше смог понять свое облысение. Это дает мне надежду».

 

Приложение: опросник к выпадению волос

Ф.И.О._______________ №_______ Дата______

Тело/ощущения - профессия /деятельность - контакты - фантазии/будущее

1) Есть ли люди, которые, по-Вашему, «не оставили бы на Вас ни одного живого волоса»? Можете ли Вы от этого посе­деть? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь послови­цы и поговорки относительно Вашего заболевания? Что это за пословицы?

2) Кто и когда сообщил Вам о Вашей болезни? Принимаете ли Вы какие-нибудь лекарства?

3) Думаете ли Вы о том, что выпадение волос может быть со­путствующим симптомом другой болезни?

4) Что Вы делали до сих пор, чтобы остановить выпадение волос? Беспокоит ли Вас облысение с эстетической точки зрения?

5) Приходится ли Вам «оставлять волосы» на работе или при­ходить с нее «нечесаным»?

6) Чувствуете ли Вы в себе возрастающее напряжение или волнение? Какое влияние оказывают проблемы на работе на Ваши партнерские отношения? Какое влияние оказыва­ют партнерские/семейные проблемы на Вашу профессио­нальную деятельность?

7) Можете ли Вы иногда «рвать на себе волосы» из-за семей­ных/партнерских отношений? Из-за чего именно?

8) Бывает ли у Вас иногда «гусиная кожа» при общении с дрУ' гими людьми?

9) Переживали ли Вы в последние 5 лет разлуку в связи с раз­водом, переездом, смертью близких?

10) Чувствуете ли Вы себя «лишенным корней» из-за событий, произошедших в последние годы?

11) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смер' ти, жизни после смерти)?

12) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс по­знать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про' фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?

. Заболевания кожи и аллергия

Способность кожей чувствовать напряжения; сигнализировать при помощи кожи о том, timo не может быть выражено иначе, и тем самым достигать того, что раньше не могло быть достигнуто по-другому

Определение

Нейро'дермитом называют нервное заболевание кожи, при ко­тором прежде всего на открытых участках кожи (лицо, шея, кисти, локти, под коленями), а также иногда на груди и плечах появляются высыпания.

Urtikaria, или крапивница, характеризуется кратковремен­ным острым образованием волдырей, преимущественно на лице.

При психогенном зуде речь идет о болезненном раздражении кожи.

Дерматомикозы - это вызываемые грибами инфекционные заболевания кожи и слизистых. Различают нитевые грибы, дрожжи и плесени.

Понятие «Tinea» (пятна) обозначает все инфекции кожи (эпидермии), волос (трихофитии) и ногтей (онихомикозы), вызываемые нитевыми грибами. Обычно речь идет о смешанной инфекции различными возбудителями.

Симптоматика

Для иейро'дермита типичен мучительный зуд, возникающий особенно часто по ночам. Из-за расчесов образуются многочис­ленные повреждения кожи, царапины с последующим образова­нием корочек, что в свою очередь приводит к утолщению и ог­рубению кожных покровов. Болезнь часто начинается уже в раннем детстве в форме так называемого диатеза. В этом воз­расте чаще страдают покровы головы, лицо, сгибы суставов и нередко ягодицы.

При крапивнице различные по величине, обычно красные кожные высыпания, обусловленные расширением капилляров, Сзывают сильный зуд.

Психогенный зуд характеризуется чрезвычайно сильным °*Цущением раздражения кожи, которое может возникать по всему телу, однако редко затрагивает голову. Может дойти до ВЬ1сыцаний воспалительного характера, которые усиливаются ПРИ расчесывании. Латинское слово «prurigo» означает «че-Саться», а также «похотливость», «сладострастие».

Поверхностное грибковое поражение тканей может проте, кать с почти незаметным повреждением кожи, с другой сторо ны, могут развиваться тяжелейшие воспалительные изменения приводящие к образованию шрамов и нарушающие нормальную регенерацию кожи.

Кожные аллергические реакции: аллергической называется реакция, отличающаяся от нормальной, т.е. сверхчувствитель­ная по отношению к некоторым раздражителям. Не каждый че­ловек реагирует на это вещество аллергической реакцией. Мы спрашиваем, что приводит к «аллергической настроенности» (диспозиции)? Вопрос звучит так: «На что я реагирую аллер­гией?» На родителей, партнера, тещу, шефа, работу, политику социальную несправедливость? При этом важен содержатель­ный аспект: как проявляется моя «аллергия» при непунктуаль­ности или чрезмерном требовании к пунктуальности, при ску­пости или мотовстве, при «идеальном порядке» или «хаотичес­ком беспорядке», при неверности, при «помешательстве на чис­тоте» или нечистоплотности, или если у партнера «никогда нет времени»?. При ближайшем рассмотрении мы можем устано­вить, что так называемые мелочи (микротравмы) сенсибилизи­руют человека с раннего детства и вследствие хронического стресса оказывают влияние на функции его иммунной системы, Различают аллергические кожные реакции немедленного и за­медленного типа. Эти исследования показывают, что бывает не­достаточно только десенсибилизации к специфическим раздра­жителям вроде пыльцы или, например, домашней пыли. Поми­мо этого, должны быть учтены задетые микротравмами акту­альные способности (четыре формы переработки конфликтов, актуальные способности, четыре модели для подражания).

Транскультурный аспект и эпидемиология

- При Urtikaria, по мнению многих авторов, причиной счита­ется повышенная аллергическая готовность. Однако, как по­казали многочисленные исследования, она может быть обу­словлена психологическими факторами.

- Каждый второй пациент с угрями не может справиться с проблемой своей кожи в течение более чем 7 лет. Многие из опрошенных (30 %) свидетельствуют, что «карьера их угрей» длится 11 лет и более. При обследовании с использо­ванием Фрейбургского личностного теста у каждого третье­го пробанда были выявлены высокие показатели по шкале агрессивности, а в случае тяжелого состояния - даже у каждого второго.

- По данным Ring (1989), каждый пятый ребенок страдает аллергическими реакциями еще до поступления в школу.

- Случаи гинекологических микозов, т.е. грибковых заболе' ваний женских половых органов, по данным Muenzing-Ruet (1987), за последние 20 лет участились в 20 раз.

^ В отношении кожи транскультурные аспекты играют важ­ную роль. В индейских племенах Северной Америки и среди жителей Кении, например, наблюдается более продолжи­тельный и интенсивный телесный контакт с младенцами и маленькими детьми, чем в европейских культурных кругах.

Обзор литературы

я многочисленных экспериментальных исследованиях, например Graham и Wolf (1950), Wittkower и Lester (1963), fiorelii (1967) и многих других ав­торов, было показано влияние психических факторов на кожу. Battegay (1970) указывает, что уже в матке через кожу осуществляется обмен с окру­жающей средой, а после рождения, особенно на первом году жизни, кожа яв­ляется проводником эмоционального тепла. Если его не достает, то человек в течение всей жизни будет искать для себя объекты, к которым он может при­жаться или которые можно прижать, притянуть к себе. Взаимосвязь между недостаточным физическим контактом и нейродермитом в детском возрасте установил Spitz (1957). Для психодинамики, вероятно, большое значение "имеют страхи, напряжение, подавляемая агрессия и сексуальные стремления. Alexander (1971) замечает, что особенно при Pruritus anogenitalis зуд бессо­знательно служит получению удовольствия и может рассматриваться как за­мещение мастурбации.

Уже многие годы по Peseschkian (1990) «...анализируется, дискутируется и отчасти уже признана взаимосвязь между нейродермитом и психикой. В от­дельных случаях уже давно наблюдались прежде всего такие психические факторы, как домннантность матери, эмоциональная лабильность больных нейродермитом, агрессивные тенденции, нерешенные сексуальные проблемы; основополагающим знаниям о «психических» взаимосвязях мы должны быть благодарны прежде всего ВогеШ (1967), Rechenberger (1976), Ring (1989), Braeutigam и Christian (1973) и Miller (1965). Вышеназванные авторы в своих работах и исследованиях касаются не только психосоматических аспек­тов в картине конституционального нейродермита, но и требуют в этой свя­зи - необходимо - пересмотра дерматологии». Решающим для подхода Peseschkian (1990) является «аспект целостности», как он сформулирован у Gieler и соавт.(1987): «Учитывать психосоматические аспекты в стацио­нарном лечении кожных больных означает, таким образом, необходи­мость учитывать как соматодерматологические, так и психодинамические ас­пекты».

Пословицы и народная мудрость

Он и не чешется (это его совершенно не волнует); это вонзается ему под кожу (это волнует, трогает его до глубины души); не хотел бы я оказаться в его шкуре; чувствовать себя в своей коже (на своем месте); его ничем не прошибешь; иметь тонкую кожу (быть легкоранимым); не мочь вылезти из своей кожи (не ^очь изменить свою натуру); навалиться, насесть на кого-либо; Это меня не трогает; быть в приподнятом настроении; лезть из кожи вон; показывать когти; одурачить, околпачить кого-либо; прокаженный; кожа как зеркало души.

Притча: «Выбор между коровой и глиняным бочонком»

Один крестьянин долго копил деньги, чтобы купить своей ко­рове очень красивый глиняный сосуд для питья. Поразмыслив он решил купить что-то вроде глиняного бочонка. В один ппе[ красный день рога коровы застряли в горлышке бочонка, и ко­рова не могла вытащить из него голову. Крестьянин пришел в отчаяние, когда убедился, что не может вытащить голову ко­ровы из бочонка. Он в своем горе молил Всемогущего Аллаха о помощи. Что оставалось делать? Разбить бочонок, за кото­рый он совсем недавно дорого заплатил на базаре? Или заре­зать корову? Он стоял как вкопанный, погрузившись в мысли потом схватил топор и отрубил корове голову. Он хотел спасти хотя бы бочонок, по понял, что и теперь не сможет вытащить голову коровы из него. В полном отчаянии он стал разбивать драгоценный сосуд. Но когда он увидел у своих ног осколки, горько стало у него на душе: он понял, что потерял и корову, и сосуд (Peseschkian, 1988a, S.65).

Аспекты самопомощи: развитие кожных заболеваний и аллергии с точки зрения позитивной психотерапии

а) Жалобы и физиология

Кровеносные сосуды кожи и потовых желез реагируют как на физические, химические, так и на психологические раздражите­ли: на холоде сосуды сужаются, то же происходит при испуге, страхе, отвращении и зависти; человек при этом бледнеет или даже «становится белым как полотно». Если жарко, сосуды расширяются, так же как и при стыде или гневе; человек крас­неет. Иногда кожа покрывается красными пятнами, особенно шея и верхняя часть грудной клетки, это так называемые гекти-ческие пятна, так бывает при стрессе, интенсивных пережива­ниях или при сексуальном возбуждении («sex flush»). Челове­ка может «бросить в пот» не только при жаре и высокой темпе­ратуре тела, но и при волнении и страхе (холодный пот ужасав При неприятных прикосновениях или от пугающих мыслей может появиться «гусиная кожа» и т.д.

Грибковые инфекции являются хорошим подтверждением ослабленное™ защитной системы организма. При них человек постоянно должен беспокоиться о чистоте. Некоторые грибко­вые больные - неистовые «фанатики чистоты».

б) Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфликта - психосоциальная ситуация перенапряжения

Предпочитаемой сферой переработки конфликтов является сфера тело/ощущения. В этом пациент с кожными заболев^-

развивает особые, хорошо дифференцированные, хотя, П0_видимому, и противоречивые способности. Его одновремен­но можно назвать и толстокожим, и тонкокожим. С одной сто-его кожа. как у слона, толстая, он ни на что, кажется, не внимания. С другой стороны, некоторые вещи он чувствует», что-то «подзуживает» его, ему хочется «вы­лезти из кожи вон», хотя он так и не может «расстаться со своей кожей». При такой значимости телесной сферы осталь­ные, естественно, оказываются недоразвитыми.

Способности в сфере профессия/деятельность не развива­ются в оптимальной мере или полностью блокированы.

В сфере контактов могут возникать трудности вследствие амбивалентных установок к общению: потребность в привязан­ности при одновременном страхе полной близости («кожной близости»). Очень часто возникают проблемы. Вследствие не­достаточной открытости и тенденции угождать, подавляя агрес­сию, быстро появляются разногласия и фрустрация. Если кто-то не может за себя постоять, «всыпать кому-либо»,- to симво­лически эту задачу берет на себя кожа в форме «высыпаний». И тогда можно дать себе волю чесать, скрести и т.д.

В фантазиях преобладают зачастую лишь односторонние, т.е. негативные, представления и ожидания.

в) Базовый конфликт: четыре модели

для подражания - условия раннего развития

Если проанализировать историю жизни пациента с кожным за­болеванием, то, с одной стороны, можно выявить ранний дефи­цит в сфере тела и ощущений. Тепло и защищенность, которые большей частью передаются при тесном физическом контакте, т.е. через кожу, часто недостаточны. Мать больными часто опи­сывается как отвергающая или холодная, отец - как человек, у которого постоянно не хватает времени и терпения. С другой стороны, может обнаруживаться утрированная нежность со сто­роны одного из родителей. В воспитании большое значение от­водилось чистоплотности в широком смысле этого слова («Будь чист»}. В отношениях между родителями ребенок наблюдает либо отсутствие нежности, либо ее избыток. Как позитивные переживания, так и гнев, споры скрывались от детей. К другим людям родители относились скорее сдержанно, недружелюбно или, наоборот, старались выглядеть подчеркнуто дружески и г°стелриимно. В их представлении большую роль играло то, Что подумают о них люди («Что только об этом могут поду-•Чапгъ люди?»). Установка родителей к вопросам смысла жизни и ьеры многим больным неизвестна («Об этом не говори- Лось»), или они вспоминали отдельные твердые правила.

г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя динамика конфликта

Кожу можно назвать зеркалом психических процессов. Не яв ляется случайностью и то, что определенные участки кожи осо­бенно реагируют при аффектах. Внешний вид, именно внешний вид кожных покровов, особенно много значит для человека При помощи этого органа можно многое сообщить невербально' По цвету и состоянию кожи мы определяем, молод человек или стар, устал он или бодр, хорошо ли чувствует себя «в своей коже», «чувствует ли он кожей» что-либо. Не случайно кожу называют «зеркалом души».

Часто центральную роль играют так называемые мелочи по­вседневности вроде наших установок на аккуратность, чисто­плотность, вежливость, честность, справедливость, пунктуаль­ность и добросовестность, а. также на телесный контакт, неж­ность и сексуальность. Это обычно упускают из виду и сам па­циент, и его партнер.

 

йо.'!Ы1ы<: и щ-ирсшрмигом Ej%jj больные с другими кожными L':-"1 контрольная групп'

Рис. 21. Оценка определенных актуальных способностей в трех группах (по Peseschkian, 1990).

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы.

ггерапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при кожных заболеваниях л аллергии

Описание случая: «Единственный день любви в году»

^ациент 56 лет обратился ко мне по совету своего лечащего врача. Он выглядел подавленным и при первом интервью гово­рил тихим, прерывающимся голосом:

Я страдаю чешуйчатым лишаем. Когда у меня нет высыпаний, я чувствую себя хорошо и комфортно. Когда наступает обострение болезни, с каждым •тем площадь высыпаний растет, мне становится все хуже. Когда же болезнь постигает своего пика, она становится причиной большого беспорядка, и я ис­пытываю особое неудобство, когда вижу, как выглядят от этого моя комната и непосредственно то место, где я нахожусь. Иногда, правда, бывают момен-гы, когда я приветствую свою болезнь, потому что предвкушаю уже пребыва­ние в клинике или в санатории. Там я свободен и весел, нахожусь в обществе других людей - пусть всего каких-то 6 - 8 нед - это для меня великолепно, это меня делает счастливым. Мою профессию я выбрал исключительно по со­ображениям разумности, она меня абсолютно не увлекает, поэтому же мне меньше всего нужна была женщина, которую я выбрал себе в жены. Я женил­ся наперекор всем увещеваниям. И вдруг - можно сказать с момента свадь­бы - все стало во мне неправильным. Все мои друзья, знакомые, мои увлече­ния моей женой отвергались, и вообще все, что я делал, было неправильным. С 1975 г. я оставил всякие надежды «хоть чего-то» добиться от моего брака. Моим единственным утешением был мой сын, с которым мы очень хорошо понимали друг друга...

Больной оказался в безвыходной ситуации: он хотел многое из­менить, но боялся. Я рассказал ему притчу «Выбор между ко­ровой и глиняным бочонком». Он мгновенно среагировал: «Это как раз моя ситуация! Неважно, как я поступаю и какое реше­ние принимаю: оно неверно! Как выбраться из этой ямы?» По­зитивная интерпретация о том, что при помощи кожи он создал себе «панцирь», несмотря ни на что, придерживается своих концепций (акт верности), хотя в глубине души тоскует по теп­лоте общения, поразила его. Он начал рассказывать о своих «микротравмах» в последние годы.

2: инвентаризация

* Life-events» и микротравмы

'> Проблемы в браке в течение 30 лет с лишним.

^' 1965 г.: знакомство с другой женщиной. Намерения развестись с женой!

" 1966 г.: новое партнерство закончилось, так как жена забеременела.

Жена не придает никакого значения сексуальной сфере, отвергая эмоцио-тепло.

5) Жена много лет считает, что она больна, и ведет соответствующий обо-жизни (ежедневный прием снотворных таблеток в течение 20 лет!).

6) 1985 г.: 80-летняя мать не может больше заботиться о себе сама. Жена q вергает совместное ведение хозяйства. Мать вынуждена отправиться в дг," престарелых.

7} Проблемы со здоровьем у матери.

Больной страдает псориазом. Этому сопутствуют симптомы депрессии с чувством тревоги, беспокойством, бессонницей ц депрессивная структура невроза. Для развития симптоматики большое значение имели психические факторы. Последние ос­новывались на эмоциональном перенапряжении, в котором осо­бую роль сыграло заболевание матери. При добрых отношени­ях матери и сына складывающаяся в последнее время ситуация пробудила чувство вины.

Пациент не одно десятилетие страдает от супружеских про­блем: по соображениям верности и вежливости он остался со своей женой. Супруга замкнута и, кроме наведения порядка (аккуратность, чистоплотность), не имеет никаких интересов или хобби. Многие годы она избегает принимать гостей. К этому же добавились проблемы в связи с отделением сына, ко­торое пациент хоть и принял рационально, но эмоционально с трудом переносит, так как сын многие годы был «лучшим дру­гом» и смыслом всей жизни.

Обращение к предыстории обнаруживает временную связь между появлением симптоматики травматически повлиявших событий: партнерские проблемы, заболевание матери, отделе­ние сына. Возникли страх и чувство вины, которые вместе с описанными выше факторами («life-events») превысили пси­хологическую выносливость пациента. До сих пор с этих пози­ций никто не рассматривал это заболевание, а тем временем оно перешло в хроническую форму. Кожные нарушения паци­ента вместе с вегетативными проявлениями являются призна­ком того, как сильно нуждается тело в привязанности и бли­зости.

Ступень 3- ситуативное ободрение

Взаимосвязи, осознанные на 1-й и 2-й ступенях терапии, спо­собствовали изменению его точки зрения на те проблемы, кото­рые до сих пор он не мог решить. Так появилась растущая заин­тересованность в развитии. Пациент смог принять роль больно­го. Так как аутогенная тренировка сначала не была для него эффективна, с ним проводился релаксационный тренинг п° Джекобсону (Jacobson, 1938). Он также получал антидепрес' сайты, чтобы снять эмоциональную подавленность. Эти меро­приятия уже сами по себе принесли отчетливое улучшение со­стояния.

4: вербализация

обсуждались прежде всего те события, которые затрагивали ,игиивостъ (ср. ч. II, гл.26), верность (ср. ч. II, гл.35) и береж-гмвостъ (ср. ч. II, гл.25) пациента, которые, однако, из-за силь­ного контроля над его Я-силами оказались на заднем плане соб­ственных установок и мотиваций. Одновременно интенсивно обсуждалась сфера контактов. Эти формы и последствия стиля общения пациента были перестроены и были рассмотре­ны альтернативные формы общения. Так как он из-за своего •;ома, в который вложил много сил и денег, а также из-за своего возраста не хотел расставаться со своей женой, а та не была го­това участвовать в терапевтических сеансах, он взял на себя «роль терапевта» для самого себя и своей жены: целью было ознакомить его с различными способами поведения, установка­ми и формами мышления, предоставив ему, таким образом, воз­можность решиться со временем на ту или иную альтернативу. При этом мы учитывали также модели для подражания,

Обсуждение темы совести и связанных с этим сфер смысла жизни, смерти и страдания открыло ему возможность осознать свою точку зрения в отношении «жизненной философии» и пересмотреть свои взгляды на будущее.

Актуальная способность «Контакты»

Определение и развитие: способность устанавливать и поддер­живать контакты. Способность устанавливать и поддерживать социальные отношения. Социальный контакт - это форма про­явления способности контактировать, которая может быть на­правлена также на зверей, растения и вещи. В качестве крите­риев для контактов служат другие актуальные способности: че­ловек ожидает от другого вежливости, пунктуальности и акку­ратности, увлеченности определенными сферами интересов и т.д. и выбирает себе партнера в соответствии с этими критериями.

Как об этом спрашивают: Кто из Вас более общителен? Кто из Вас охотнее провел бы вечер с гостями? Как Вы чувствуете себя, когда находитесь в обществе, где много народу? Трудно ли Вам устанавливать контакты с другими людьми? Как Вы себя чувствуете, когда у Вас много гостей? Кто из Ваших роди­телей был более общительным? Было ли у Вас в детстве много Друзей, или Вы чаще находились в одиночестве? Когда Ваши Родители принимали гостей, разрешалось ли Вам присутство­вать и участвовать в разговоре?

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...