Пословицы и народная мудрость
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Нe оставить на ком-то ни одного живого волоса (живого места, раскритиковать); рвать на себе волосы; волосы встают дыбом; съесть все волосы на голове у кого-то (объедать, разорять кого-то); съесть с кожей и волосами (ср.: съесть со всеми потрохами); выйти нестриженым (выйти сухим из воды); поплатиться волосами; волос долог, да ум короток. Притча: «Сигналы Ангела смерти» Один человек заключил дружбу с Ангелом смерти. Однажды он сказал своему новому другу: «Ты самый успешный во все времена: куда бы ты ни пошел, всюду достигаешь своей цели, У меня есть к тебе просьба: дай мне знать, прежде чем заберешь меня. Ангел смерти согласился. Однажды он явился к своему другу и сказал: «Завтра я приду за тобой». «Как же так, - возразил человек, - ты же обещал предупредить меня заранее». Ангел смерти ответил ему: «Я подавал тебе слишком много знаков, но ты никак не реагировал на мои сигналы: когда умер твой отец, ты ничего не взял в толк; когда умерла твоя мать, ты не обратил внимания на это мое послание; когда я одного за другим забрал твоих тестя, соседа и друга, ты и на это закрыл глаза... Завтра ты пойдешь со мной». Когда на следующий день Ангел уносил своего друга на небо, он показал ему толпу умерших кричащих людей: «Почему ты заблаговременно не предупредил нас? Мы могли бы довести до конца столько дел!» «Теперь ты видишь, - сказал Ангел смерти, - как люди обращаются с моими сигналами!» Аспекты самопомощи: развитие облысения с точки зрения позитивной психотерапии Исходя из того факта, что каждый волос имеет свой корень, а также нерв, волосы можно назвать тоже органами чувств, которые могут реагировать на различные нервные воздействия. Так, становится понятным, что как соматические, так и психические расстройства могут повлиять на количество, рост и цвет волос. Если вспомнить о том значении, которое имеют именно волосы для самооценки человека, то можно понять, что значит потерять волосы, «оставить волосы» и что означает, если человек с подобной симптоматикой реагирует на душевные травмы или конфликты. В профессиональной сфере эти люди часто усердны и успешны. В этом им помогают их обязательность, точность, пунктуальность и любовь к порядку. С точки зрения нашей позитивной концепции пациенты с выпадением волос - это люди, которые обладают способностью расставаться с чем-то очень личным и видимым образом выражать свои ощущения. Перестраивать следует особенно отношение к Я, к своему телу к ощущениям, а также к способностям в сфере контактов, необходима работа по созданию позитивных установок на будущее. Когда речь идет о людях с выпадением волос, часто приходится сталкиваться с очень тесными отношениями с родителем того же пола в прошлом, что отражало стремление ребенка к близости, терпению, совместному времяпрепровождению и признанию, у пациентов, которые пережили такие отношения, мы установили, что при потере близких людей они реагируют выпадением волос. Важным критерием прически для них было: «Что скажут люди?» Отношения между родителями - как их воспринимали пациенты - чаще были дистанцированными, деловыми; вторичные актуальные способности играли очень важную роль. Контакты, помимо семьи, избегались. Общественность считалась пустым растрачиванием времени. В семьях, где очень ценились разум и достижения, причем установка к своему телу и волосам чаще была отрицательной, соответственно мало времени отводилось уходу за волосами (Время - деньги!). Вопросы о смысле жизни, «жизненной философии» и т.д. считались бесполезными.
Волосы остригали, чтобы кого-либо обесчестить и наказать, что долго сохранялось в отдельных немецких законах. Рабам не разрешалось носить длинные волосы. У германцев также остриженные волосы считались признаком подчинения. Волосами жертвовали; грешники брили свои головы (что и по сей день делают монахи); скорбящие рвут па себе волосы или пренебрежительно относятся к ним, выражая тем самым свои переживания. У женщин длинные волосы давно считаются признаком женственности и сексуальной привлекательности.
Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы. Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при выпадении волос Описание случая: «Я просто лишен корней» В одном фотоателье со мной заговорил мужчина с густыми длинными волосами: «Вы меня узнаете?» Увидев, что я сомневаюсь, он сказал: «Я... тот, который пришел к Вам с большой лысиной. Сегодня я выгляжу вот так!» При первом интервью прежде я позитивно проинтерпретировал выпадение у него волос так: «Вашей большой лысиной Bы очень заметно выражаете свои ощущения. Вы, очевидно, вы должны были расстаться со многим очень личным. Видимо, с Вами многое произошло». Я еще не совсем закончил свое позитивное толкование, как пациент уже начал рассказывать о событиях своей жизни: 1) В начале февраля 1983 г., после возвращения с лыжного отдыха, моя жена обнаружила у меня на голове большой участок без волос. 2) Б то же время мы узнали, что мой тесть, который уже давно страдал заболеванием почек и мочевого пузыря, попал в больницу, пока мы были в отпуске. 3) Позднее выяснилось, что он болен неизлечимым раком костей; он умер в конце 1983 г. За время его болезни мое очаговое облысение усилилось. 4) Моя тетя, жена брата моего отца, также умерла после непродолжительной тяжелой болезни в марте 1983 г. 5) Я должен упомянуть также и то, что мой дядя, т.е. брат моего отца, с мая по сентябрь 1982 г. лежал в больнице при смерти. В то время благодаря частым посещениям и долгим разговорам о его судьбе (проблемы на работе, вечный отказ от желаний в сексуальной сфере и развлечений вроде поездок и путешествий, которые не разделяла моя тетя, вместо этого постоянное сидение дома и экономия, экономия, экономия...) наши отношения значительно улучшились и углубились.
6) Одновременно с тем он однажды рассказал мне о том, что всю жизнь любил мою мать и поэтому 18-летним юношей уехал в США; его жена всегда хорошо относилась к нему, была прекрасной хозяйкой и матерью, и то, что она избегала сексуальных контактов, он не может ставить ей в упрек. 7) Наконец, он рассказал мне, что давным-давно, в один из своих приездов он увел мою мать, но я ни в коем случае не должен никому ничего говорить. 8) В то время я никак не мог сконцентрироваться на своей работе. Многое было недоделано... 9) Я должен был, помимо работы, заботиться о двух новых сотрудниках. Поскольку я, однако, был «не совсем там», я делал это обычно некачественно, на скорую руку. Из-за этого меня мучает совесть. 10) Прежде чем я получил развод в первом своем браке, у меня было очень много проблем. Моим нынешним браком я доволен, однако нас угнетают финансовые обязательства перед первой женой. 11) Я очень много интересовался политикой и хотел изменить сознание людей и отношения. Люди должны активно влиять на историю, не прячась, особенно теперь, когда велика угроза уничтожения в атомной войне и разрушения естественных ресурсов человека. Кто-то объединяется в группы, союзы, профсоюзы, партии и т.д., вносит свой вклад в изменение этих структур и самих себя - Каждый на своем месте. При этом я прошел через много разочарований». Психологическая констелляция до и в начале появления симптоматики Описанная симптоматика развивалась в непосредственной временной связи с этими событиями, как бы символизируя процесс лишения корней». Утраты привели пациента к упрекам в свой адрес «Если бы я не...» и - через чувство отвергнутости к общей проблематике самоценности. Эта реакция полностью соответствует базовому конфликту: пациент был прежде всего воспитан на нормах достижения, обязательности и бережливости. Его мать всегда ожидала от него правильных поступков. Его даже ставили в пример сестрам. В этой ситуации было сформировано сильное сверх-Я с выраженным Я-идеал-составляющим, что в актуальной конфликтной ситуации обусловило особое снижение ощущения самоценности. Значение имела также сильная связь мать - сын. После смерти тестя (1983), что было сопряжено с материальными трудностями (бережливость), эта патологическая реакция горя кумулятивно усилилась. На этой почве возникли экзистенциальные проблемы и супружеские конфликты, которые в совокупности с тематикой разлуки не могли быть преодолены собственными силами пациента. Потери имели для него травматизирующий характер. В состоянии беспомощности и безнадежности дело дошло до ресо-матизации аффекта в описанной симптоматике. Речь шла о вегетативно-функциональных нарушениях с подтвержденной психической этиологией на основе кумулятивно действовавшей патологической реакции горя и о наслоившихся в связи с этим вторичных конфликтах (профессиональные проблемы). Возникла тенденция к депрессивной структуре невроза. Органические причины выпадения волос обнаружены не были.
В связи с пережитыми пациентом утратами я рассказал ему притчу «Сигналы ангела смерти». Пациент: Я был прежде евангелистом, несколько лет назад, однако, вышел из церкви и ощущаю себя «материалистом». Если быть до конца честным, я еще глубоко не задумывался над вопросом о смерти, особенно в отношении себя самого. Вероятно, пришло время сделать это однажды. Он начал постоянно идентифицировать себя с героями притчи, находить взаимосвязь между «сигналами» и его нынешними проблемами и обозначил это «позитивными аспектами» своих переживаний в связи с потерями. Он больше не был фиксирован на выпадении волос, а видел это в единой взаимосвязи. Таким образом, он оказался в состоянии обнаружить свои ресурсы. Он начал включать в свой жизненный репертуар четыре переработки конфликтов. Для поддержки были назначены тренинг по Jacobson (1938) и антидепрессанты. В этот процесс была вовлечена и его жена; акцент в работе с ней был следующим: как она переживала выпадение волос у своего мужа? Она очень охотно пошла на сотрудничество и оказала большую поддержку в терапии. В ходе лечения пациент заметил: «Я все больше осознаю, что и в крупных событиях мелочи играют свою роль». Был проведен содержательный анализ четырех форм переработки конфликтов и актуальных способностей: усердие/деятельность (см. ч.II, гл.9), бережливость (см. ч.II, гл.25), справедливость (см. ч.II, гл.1), обязательность (см. ч.II, гл.23), время (см. ч.II, гл.33), контакты (см. ч.II, гл.15), надежда и вера (см. ч.II, гл.36). Здесь мы коснемся только темы «Надежда» - индивидуальная способность «Надежда» Понятие и развитие: способность исходя из настоящего момента развивать позитивное отношение к своим способностям и таковым партнера, группы. В этом смысле мы надеемся, что завтра. В следующем году или в неопределенном будущем случится что-то, что позволит наполнить нашу жизнь и наши поступки смыслом. Позитивная концепция надежды - оптимизм, а негативная - пессимизм. В своем развитии надежда зависит от опыта и переживаний, которые приобрел человек, и от возможностей, предоставленных ему в распоряжение окружающим миром. Надежда как отношение к будущему контролируется положительным опытом и разочарованием, которые соотносятся с конкретными актуальными способностями.
Как об этом спрашивают: Кто из Вас настроен более оптимистично? Какие у Вас есть планы в Вашей личной и профессиональной жизни? Как Вы (Ваш партнер) реагируете в случае разочарования (ситуации)? В каких сферах Вы особенно подвержены разочарованиям (ситуации)? Есть ли у Вас надежда, что v Вас или Вашего партнера все изменится к лучшему (обоснование)? Кто из Ваших родителей был более оптимистичным или пессимистичным? В чем это выражалось? Синонимы и расстройства: надеяться, рассчитывать на что-либо, давать себе обещание, многообещающий, ожидать, обещать кому-либо что-либо, хвататься за соломинку, видеть все в розовом цвете, видеть все в черном цвете, бессмысленный, безнадежный, недостижимый, нерешаемый, невозможный - безнадежность, неудовлетворенность, пессимизм, жизненный страх, страх смерти, бездействие, суицидальные намерения. Особенности поведения: «Каждая темная ночь имеет светлый конец». Вместо: «Я же не могу», «Я еще не могу» следует различать то, что можно изменить, и то, что нужно научиться выносить (рождение, смерть, прошлое). Я просто жду, когда исполнятся мои надежды, или что-нибудь для этого делаю. Даже самая беспросветная безнадежность имеет свои причины, обычно это связано с опытом в сфере отдельных актуальных способностей. Девиз: Каковы реальные корни безнадежности? Несмотря на надежду и самое скрупулезное планирование, остается непредсказуемая часть. Девиз: Я радуюсь надежному будущему, но радуюсь и неожиданностям. В рамках этой глубиннопсихологически ориентированной психотерапии патологическая реакция горя могла быть переработана. Переструктурирование личности происходило только тогда, когда это было необходимо для преодоления актуальной конфликтной ситуации и устранения симптоматики. Несмотря на склонную к депрессиям невротическую структуру, его гибкое мышление и возможности развития импонировали позитивному процессу. На протяжении 17 сеансов в течение 6 мес. как выпадение волос, так и депрессивное состояние больного ft значительной степени удалось преодолеть. Он был в состоянии от своих жалоб перейти к заинтересованности вопросами смысла жизни и политическими проблемами, обнаружив между ними адекватную связь, а также научился спокойно обращаться со всеми «несправедливостями». Он замечал, помимо прочего: «После того как я заинтересовался вопросом о смысле моей жизни, я лучше смог понять свое облысение. Это дает мне надежду».
Приложение: опросник к выпадению волос Ф.И.О._______________ №_______ Дата______ Тело/ощущения - профессия /деятельность - контакты - фантазии/будущее 1) Есть ли люди, которые, по-Вашему, «не оставили бы на Вас ни одного живого волоса»? Можете ли Вы от этого поседеть? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно Вашего заболевания? Что это за пословицы? 2) Кто и когда сообщил Вам о Вашей болезни? Принимаете ли Вы какие-нибудь лекарства? 3) Думаете ли Вы о том, что выпадение волос может быть сопутствующим симптомом другой болезни? 4) Что Вы делали до сих пор, чтобы остановить выпадение волос? Беспокоит ли Вас облысение с эстетической точки зрения? 5) Приходится ли Вам «оставлять волосы» на работе или приходить с нее «нечесаным»? 6) Чувствуете ли Вы в себе возрастающее напряжение или волнение? Какое влияние оказывают проблемы на работе на Ваши партнерские отношения? Какое влияние оказывают партнерские/семейные проблемы на Вашу профессиональную деятельность? 7) Можете ли Вы иногда «рвать на себе волосы» из-за семейных/партнерских отношений? Из-за чего именно? 8) Бывает ли у Вас иногда «гусиная кожа» при общении с дрУ' гими людьми? 9) Переживали ли Вы в последние 5 лет разлуку в связи с разводом, переездом, смертью близких? 10) Чувствуете ли Вы себя «лишенным корней» из-за событий, произошедших в последние годы? 11) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смер' ти, жизни после смерти)? 12) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, про' фессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)? . Заболевания кожи и аллергия Способность кожей чувствовать напряжения; сигнализировать при помощи кожи о том, timo не может быть выражено иначе, и тем самым достигать того, что раньше не могло быть достигнуто по-другому Определение Нейро'дермитом называют нервное заболевание кожи, при котором прежде всего на открытых участках кожи (лицо, шея, кисти, локти, под коленями), а также иногда на груди и плечах появляются высыпания. Urtikaria, или крапивница, характеризуется кратковременным острым образованием волдырей, преимущественно на лице. При психогенном зуде речь идет о болезненном раздражении кожи. Дерматомикозы - это вызываемые грибами инфекционные заболевания кожи и слизистых. Различают нитевые грибы, дрожжи и плесени. Понятие «Tinea» (пятна) обозначает все инфекции кожи (эпидермии), волос (трихофитии) и ногтей (онихомикозы), вызываемые нитевыми грибами. Обычно речь идет о смешанной инфекции различными возбудителями. Симптоматика Для иейро'дермита типичен мучительный зуд, возникающий особенно часто по ночам. Из-за расчесов образуются многочисленные повреждения кожи, царапины с последующим образованием корочек, что в свою очередь приводит к утолщению и огрубению кожных покровов. Болезнь часто начинается уже в раннем детстве в форме так называемого диатеза. В этом возрасте чаще страдают покровы головы, лицо, сгибы суставов и нередко ягодицы. При крапивнице различные по величине, обычно красные кожные высыпания, обусловленные расширением капилляров, Сзывают сильный зуд. Психогенный зуд характеризуется чрезвычайно сильным °*Цущением раздражения кожи, которое может возникать по всему телу, однако редко затрагивает голову. Может дойти до ВЬ1сыцаний воспалительного характера, которые усиливаются ПРИ расчесывании. Латинское слово «prurigo» означает «че-Саться», а также «похотливость», «сладострастие». Поверхностное грибковое поражение тканей может проте, кать с почти незаметным повреждением кожи, с другой сторо ны, могут развиваться тяжелейшие воспалительные изменения приводящие к образованию шрамов и нарушающие нормальную регенерацию кожи. Кожные аллергические реакции: аллергической называется реакция, отличающаяся от нормальной, т.е. сверхчувствительная по отношению к некоторым раздражителям. Не каждый человек реагирует на это вещество аллергической реакцией. Мы спрашиваем, что приводит к «аллергической настроенности» (диспозиции)? Вопрос звучит так: «На что я реагирую аллергией?» На родителей, партнера, тещу, шефа, работу, политику социальную несправедливость? При этом важен содержательный аспект: как проявляется моя «аллергия» при непунктуальности или чрезмерном требовании к пунктуальности, при скупости или мотовстве, при «идеальном порядке» или «хаотическом беспорядке», при неверности, при «помешательстве на чистоте» или нечистоплотности, или если у партнера «никогда нет времени»?. При ближайшем рассмотрении мы можем установить, что так называемые мелочи (микротравмы) сенсибилизируют человека с раннего детства и вследствие хронического стресса оказывают влияние на функции его иммунной системы, Различают аллергические кожные реакции немедленного и замедленного типа. Эти исследования показывают, что бывает недостаточно только десенсибилизации к специфическим раздражителям вроде пыльцы или, например, домашней пыли. Помимо этого, должны быть учтены задетые микротравмами актуальные способности (четыре формы переработки конфликтов, актуальные способности, четыре модели для подражания). Транскультурный аспект и эпидемиология - При Urtikaria, по мнению многих авторов, причиной считается повышенная аллергическая готовность. Однако, как показали многочисленные исследования, она может быть обусловлена психологическими факторами. - Каждый второй пациент с угрями не может справиться с проблемой своей кожи в течение более чем 7 лет. Многие из опрошенных (30 %) свидетельствуют, что «карьера их угрей» длится 11 лет и более. При обследовании с использованием Фрейбургского личностного теста у каждого третьего пробанда были выявлены высокие показатели по шкале агрессивности, а в случае тяжелого состояния - даже у каждого второго. - По данным Ring (1989), каждый пятый ребенок страдает аллергическими реакциями еще до поступления в школу. - Случаи гинекологических микозов, т.е. грибковых заболе' ваний женских половых органов, по данным Muenzing-Ruet (1987), за последние 20 лет участились в 20 раз. ^ В отношении кожи транскультурные аспекты играют важную роль. В индейских племенах Северной Америки и среди жителей Кении, например, наблюдается более продолжительный и интенсивный телесный контакт с младенцами и маленькими детьми, чем в европейских культурных кругах. Обзор литературы я многочисленных экспериментальных исследованиях, например Graham и Wolf (1950), Wittkower и Lester (1963), fiorelii (1967) и многих других авторов, было показано влияние психических факторов на кожу. Battegay (1970) указывает, что уже в матке через кожу осуществляется обмен с окружающей средой, а после рождения, особенно на первом году жизни, кожа является проводником эмоционального тепла. Если его не достает, то человек в течение всей жизни будет искать для себя объекты, к которым он может прижаться или которые можно прижать, притянуть к себе. Взаимосвязь между недостаточным физическим контактом и нейродермитом в детском возрасте установил Spitz (1957). Для психодинамики, вероятно, большое значение "имеют страхи, напряжение, подавляемая агрессия и сексуальные стремления. Alexander (1971) замечает, что особенно при Pruritus anogenitalis зуд бессознательно служит получению удовольствия и может рассматриваться как замещение мастурбации. Уже многие годы по Peseschkian (1990) «...анализируется, дискутируется и отчасти уже признана взаимосвязь между нейродермитом и психикой. В отдельных случаях уже давно наблюдались прежде всего такие психические факторы, как домннантность матери, эмоциональная лабильность больных нейродермитом, агрессивные тенденции, нерешенные сексуальные проблемы; основополагающим знаниям о «психических» взаимосвязях мы должны быть благодарны прежде всего ВогеШ (1967), Rechenberger (1976), Ring (1989), Braeutigam и Christian (1973) и Miller (1965). Вышеназванные авторы в своих работах и исследованиях касаются не только психосоматических аспектов в картине конституционального нейродермита, но и требуют в этой связи - необходимо - пересмотра дерматологии». Решающим для подхода Peseschkian (1990) является «аспект целостности», как он сформулирован у Gieler и соавт.(1987): «Учитывать психосоматические аспекты в стационарном лечении кожных больных означает, таким образом, необходимость учитывать как соматодерматологические, так и психодинамические аспекты». Пословицы и народная мудрость Он и не чешется (это его совершенно не волнует); это вонзается ему под кожу (это волнует, трогает его до глубины души); не хотел бы я оказаться в его шкуре; чувствовать себя в своей коже (на своем месте); его ничем не прошибешь; иметь тонкую кожу (быть легкоранимым); не мочь вылезти из своей кожи (не ^очь изменить свою натуру); навалиться, насесть на кого-либо; Это меня не трогает; быть в приподнятом настроении; лезть из кожи вон; показывать когти; одурачить, околпачить кого-либо; прокаженный; кожа как зеркало души. Притча: «Выбор между коровой и глиняным бочонком» Один крестьянин долго копил деньги, чтобы купить своей корове очень красивый глиняный сосуд для питья. Поразмыслив он решил купить что-то вроде глиняного бочонка. В один ппе[ красный день рога коровы застряли в горлышке бочонка, и корова не могла вытащить из него голову. Крестьянин пришел в отчаяние, когда убедился, что не может вытащить голову коровы из бочонка. Он в своем горе молил Всемогущего Аллаха о помощи. Что оставалось делать? Разбить бочонок, за который он совсем недавно дорого заплатил на базаре? Или зарезать корову? Он стоял как вкопанный, погрузившись в мысли потом схватил топор и отрубил корове голову. Он хотел спасти хотя бы бочонок, по понял, что и теперь не сможет вытащить голову коровы из него. В полном отчаянии он стал разбивать драгоценный сосуд. Но когда он увидел у своих ног осколки, горько стало у него на душе: он понял, что потерял и корову, и сосуд (Peseschkian, 1988a, S.65). Аспекты самопомощи: развитие кожных заболеваний и аллергии с точки зрения позитивной психотерапии а) Жалобы и физиология Кровеносные сосуды кожи и потовых желез реагируют как на физические, химические, так и на психологические раздражители: на холоде сосуды сужаются, то же происходит при испуге, страхе, отвращении и зависти; человек при этом бледнеет или даже «становится белым как полотно». Если жарко, сосуды расширяются, так же как и при стыде или гневе; человек краснеет. Иногда кожа покрывается красными пятнами, особенно шея и верхняя часть грудной клетки, это так называемые гекти-ческие пятна, так бывает при стрессе, интенсивных переживаниях или при сексуальном возбуждении («sex flush»). Человека может «бросить в пот» не только при жаре и высокой температуре тела, но и при волнении и страхе (холодный пот ужасав При неприятных прикосновениях или от пугающих мыслей может появиться «гусиная кожа» и т.д. Грибковые инфекции являются хорошим подтверждением ослабленное™ защитной системы организма. При них человек постоянно должен беспокоиться о чистоте. Некоторые грибковые больные - неистовые «фанатики чистоты». б) Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфликта - психосоциальная ситуация перенапряжения Предпочитаемой сферой переработки конфликтов является сфера тело/ощущения. В этом пациент с кожными заболев^- развивает особые, хорошо дифференцированные, хотя, П0_видимому, и противоречивые способности. Его одновременно можно назвать и толстокожим, и тонкокожим. С одной сто-его кожа. как у слона, толстая, он ни на что, кажется, не внимания. С другой стороны, некоторые вещи он чувствует», что-то «подзуживает» его, ему хочется «вылезти из кожи вон», хотя он так и не может «расстаться со своей кожей». При такой значимости телесной сферы остальные, естественно, оказываются недоразвитыми. Способности в сфере профессия/деятельность не развиваются в оптимальной мере или полностью блокированы. В сфере контактов могут возникать трудности вследствие амбивалентных установок к общению: потребность в привязанности при одновременном страхе полной близости («кожной близости»). Очень часто возникают проблемы. Вследствие недостаточной открытости и тенденции угождать, подавляя агрессию, быстро появляются разногласия и фрустрация. Если кто-то не может за себя постоять, «всыпать кому-либо»,- to символически эту задачу берет на себя кожа в форме «высыпаний». И тогда можно дать себе волю чесать, скрести и т.д. В фантазиях преобладают зачастую лишь односторонние, т.е. негативные, представления и ожидания. в) Базовый конфликт: четыре модели для подражания - условия раннего развития Если проанализировать историю жизни пациента с кожным заболеванием, то, с одной стороны, можно выявить ранний дефицит в сфере тела и ощущений. Тепло и защищенность, которые большей частью передаются при тесном физическом контакте, т.е. через кожу, часто недостаточны. Мать больными часто описывается как отвергающая или холодная, отец - как человек, у которого постоянно не хватает времени и терпения. С другой стороны, может обнаруживаться утрированная нежность со стороны одного из родителей. В воспитании большое значение отводилось чистоплотности в широком смысле этого слова («Будь чист»}. В отношениях между родителями ребенок наблюдает либо отсутствие нежности, либо ее избыток. Как позитивные переживания, так и гнев, споры скрывались от детей. К другим людям родители относились скорее сдержанно, недружелюбно или, наоборот, старались выглядеть подчеркнуто дружески и г°стелриимно. В их представлении большую роль играло то, Что подумают о них люди («Что только об этом могут поду-•Чапгъ люди?»). Установка родителей к вопросам смысла жизни и ьеры многим больным неизвестна («Об этом не говори- Лось»), или они вспоминали отдельные твердые правила. г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя динамика конфликта Кожу можно назвать зеркалом психических процессов. Не яв ляется случайностью и то, что определенные участки кожи особенно реагируют при аффектах. Внешний вид, именно внешний вид кожных покровов, особенно много значит для человека При помощи этого органа можно многое сообщить невербально' По цвету и состоянию кожи мы определяем, молод человек или стар, устал он или бодр, хорошо ли чувствует себя «в своей коже», «чувствует ли он кожей» что-либо. Не случайно кожу называют «зеркалом души». Часто центральную роль играют так называемые мелочи повседневности вроде наших установок на аккуратность, чистоплотность, вежливость, честность, справедливость, пунктуальность и добросовестность, а. также на телесный контакт, нежность и сексуальность. Это обычно упускают из виду и сам пациент, и его партнер.
йо.'!Ы1ы<: и щ-ирсшрмигом Ej%jj больные с другими кожными L':-"1 контрольная групп' Рис. 21. Оценка определенных актуальных способностей в трех группах (по Peseschkian, 1990). Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы. ггерапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при кожных заболеваниях л аллергии Описание случая: «Единственный день любви в году» ^ациент 56 лет обратился ко мне по совету своего лечащего врача. Он выглядел подавленным и при первом интервью говорил тихим, прерывающимся голосом: Я страдаю чешуйчатым лишаем. Когда у меня нет высыпаний, я чувствую себя хорошо и комфортно. Когда наступает обострение болезни, с каждым •тем площадь высыпаний растет, мне становится все хуже. Когда же болезнь постигает своего пика, она становится причиной большого беспорядка, и я испытываю особое неудобство, когда вижу, как выглядят от этого моя комната и непосредственно то место, где я нахожусь. Иногда, правда, бывают момен-гы, когда я приветствую свою болезнь, потому что предвкушаю уже пребывание в клинике или в санатории. Там я свободен и весел, нахожусь в обществе других людей - пусть всего каких-то 6 - 8 нед - это для меня великолепно, это меня делает счастливым. Мою профессию я выбрал исключительно по соображениям разумности, она меня абсолютно не увлекает, поэтому же мне меньше всего нужна была женщина, которую я выбрал себе в жены. Я женился наперекор всем увещеваниям. И вдруг - можно сказать с момента свадьбы - все стало во мне неправильным. Все мои друзья, знакомые, мои увлечения моей женой отвергались, и вообще все, что я делал, было неправильным. С 1975 г. я оставил всякие надежды «хоть чего-то» добиться от моего брака. Моим единственным утешением был мой сын, с которым мы очень хорошо понимали друг друга... Больной оказался в безвыходной ситуации: он хотел многое изменить, но боялся. Я рассказал ему притчу «Выбор между коровой и глиняным бочонком». Он мгновенно среагировал: «Это как раз моя ситуация! Неважно, как я поступаю и какое решение принимаю: оно неверно! Как выбраться из этой ямы?» Позитивная интерпретация о том, что при помощи кожи он создал себе «панцирь», несмотря ни на что, придерживается своих концепций (акт верности), хотя в глубине души тоскует по теплоте общения, поразила его. Он начал рассказывать о своих «микротравмах» в последние годы. 2: инвентаризация * Life-events» и микротравмы '> Проблемы в браке в течение 30 лет с лишним. ^' 1965 г.: знакомство с другой женщиной. Намерения развестись с женой! " 1966 г.: новое партнерство закончилось, так как жена забеременела. Жена не придает никакого значения сексуальной сфере, отвергая эмоцио-тепло. 5) Жена много лет считает, что она больна, и ведет соответствующий обо-жизни (ежедневный прием снотворных таблеток в течение 20 лет!). 6) 1985 г.: 80-летняя мать не может больше заботиться о себе сама. Жена q вергает совместное ведение хозяйства. Мать вынуждена отправиться в дг," престарелых. 7} Проблемы со здоровьем у матери. Больной страдает псориазом. Этому сопутствуют симптомы депрессии с чувством тревоги, беспокойством, бессонницей ц депрессивная структура невроза. Для развития симптоматики большое значение имели психические факторы. Последние основывались на эмоциональном перенапряжении, в котором особую роль сыграло заболевание матери. При добрых отношениях матери и сына складывающаяся в последнее время ситуация пробудила чувство вины. Пациент не одно десятилетие страдает от супружеских проблем: по соображениям верности и вежливости он остался со своей женой. Супруга замкнута и, кроме наведения порядка (аккуратность, чистоплотность), не имеет никаких интересов или хобби. Многие годы она избегает принимать гостей. К этому же добавились проблемы в связи с отделением сына, которое пациент хоть и принял рационально, но эмоционально с трудом переносит, так как сын многие годы был «лучшим другом» и смыслом всей жизни. Обращение к предыстории обнаруживает временную связь между появлением симптоматики травматически повлиявших событий: партнерские проблемы, заболевание матери, отделение сына. Возникли страх и чувство вины, которые вместе с описанными выше факторами («life-events») превысили психологическую выносливость пациента. До сих пор с этих позиций никто не рассматривал это заболевание, а тем временем оно перешло в хроническую форму. Кожные нарушения пациента вместе с вегетативными проявлениями являются признаком того, как сильно нуждается тело в привязанности и близости. Ступень 3- ситуативное ободрение Взаимосвязи, осознанные на 1-й и 2-й ступенях терапии, способствовали изменению его точки зрения на те проблемы, которые до сих пор он не мог решить. Так появилась растущая заинтересованность в развитии. Пациент смог принять роль больного. Так как аутогенная тренировка сначала не была для него эффективна, с ним проводился релаксационный тренинг п° Джекобсону (Jacobson, 1938). Он также получал антидепрес' сайты, чтобы снять эмоциональную подавленность. Эти мероприятия уже сами по себе принесли отчетливое улучшение состояния. 4: вербализация обсуждались прежде всего те события, которые затрагивали ,игиивостъ (ср. ч. II, гл.26), верность (ср. ч. II, гл.35) и береж-гмвостъ (ср. ч. II, гл.25) пациента, которые, однако, из-за сильного контроля над его Я-силами оказались на заднем плане собственных установок и мотиваций. Одновременно интенсивно обсуждалась сфера контактов. Эти формы и последствия стиля общения пациента были перестроены и были рассмотрены альтернативные формы общения. Так как он из-за своего •;ома, в который вложил много сил и денег, а также из-за своего возраста не хотел расставаться со своей женой, а та не была готова участвовать в терапевтических сеансах, он взял на себя «роль терапевта» для самого себя и своей жены: целью было ознакомить его с различными способами поведения, установками и формами мышления, предоставив ему, таким образом, возможность решиться со временем на ту или иную альтернативу. При этом мы учитывали также модели для подражания, Обсуждение темы совести и связанных с этим сфер смысла жизни, смерти и страдания открыло ему возможность осознать свою точку зрения в отношении «жизненной философии» и пересмотреть свои взгляды на будущее. Актуальная способность «Контакты» Определение и развитие: способность устанавливать и поддерживать контакты. Способность устанавливать и поддерживать социальные отношения. Социальный контакт - это форма проявления способности контактировать, которая может быть направлена также на зверей, растения и вещи. В качестве критериев для контактов служат другие актуальные способности: человек ожидает от другого вежливости, пунктуальности и аккуратности, увлеченности определенными сферами интересов и т.д. и выбирает себе партнера в соответствии с этими критериями. Как об этом спрашивают: Кто из Вас более общителен? Кто из Вас охотнее провел бы вечер с гостями? Как Вы чувствуете себя, когда находитесь в обществе, где много народу? Трудно ли Вам устанавливать контакты с другими людьми? Как Вы себя чувствуете, когда у Вас много гостей? Кто из Ваших родителей был более общительным? Было ли у Вас в детстве много Друзей, или Вы чаще находились в одиночестве? Когда Ваши Родители принимали гостей, разрешалось ли Вам присутствовать и участвовать в разговоре?
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|