Методология анализа финансовой отчетности
Методом финансового анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: - использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации; - изучение причин изменения этих показателей; - выявление и измерение причинно-следственных связей между ними. Методика анализа - это система правил и требований, гарантирующих эффективное применение метода. В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу финансового анализа. Все аналитические методы можно разделить на две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные). К качественным методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся: метод сравнения; метод построения систем аналитических таблиц; метод построения систем аналитических показателей; метод экспертных оценок; метод сценариев; психологические и морфологические методы и т.п. Количественные методы - это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов. Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические методы анализа и т.д. В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления. Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.
Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (логические, формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся: 1. Метод абсолютных, относительных и средних величин. Абсолютные показатели характеризуют численность, объем, размер изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную). Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на единицу другого показателя. Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных. 2. Метод сравнения. Метод сравнения - универсальный логический способ познания, посредством которого устанавливается по определенному характерному признаку равенство или различие исследуемых объектов, явлений путем их сопоставления. 3. Вертикальный анализ. Вертикальный анализ- представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.
4. Горизонтальный анализ. Горизонтальный анализфинансового отчета заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике используются аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей. 5. Трендовый анализ. Трендовый анализ- часть перспективного анализа, используется для финансового прогнозирования. Тренд - это путь развития; он определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей предприятия, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. 6. Факторный анализ. Под факторным анализомпонимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. 7. Анализ с помощью финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках. Предпочтительные значения коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может влиять общее состояние экономику, фаза экономического цикла. 8. Метод экспертных оценок. Экспертные методыиспользуются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|