Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология анализа финансовой отчетности




Методом финансового анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть финансовых процессов и явлений в их взаимо­связи и взаимозависимости.

Характерными особенностями метода экономического ана­лиза являются:

- использование системы аналитических показателей, все­сторонне характеризующих финансово-хозяйственную де­ятельность организации;

- изучение причин изменения этих показателей;

- выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Методика анализа - это система правил и требований, га­рантирующих эффективное применение метода.

В совокупности метод и методика представляют собой мето­дологическую основу финансового анализа.

Все аналитические методы можно разделить на две большие группы: качественные (логические) и количественные (форма­лизованные).

К качественным методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним отно­сятся: метод сравнения; метод построения систем аналитических таблиц; метод построения систем аналитических показателей; метод экспертных оценок; метод сценариев; психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные методы - это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов. Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические ме­тоды анализа и т.д.

В процессе сбора данных получают информацию о значени­ях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления. Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений мо­жет быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих пока­зателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет опреде­ленное значение и занимает важное место в аналитическом про­цессе.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (логические, формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

1. Метод абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем, размер изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на единицу другого показателя.

Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных.

2. Метод сравнения.

Метод сравнения - универсальный логический способ познания, посредством которого устанавливается по определенному характерному признаку равенство или различие исследуемых объектов, явлений путем их сопоставления.

3. Вертикальный анализ.

Вертикальный анализ- представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позво­ляет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамичес­кие ряды этих величин, посредством которых можно отслежи­вать и прогнозировать структурные изменения в составе акти­вов и источников их покрытия.

4. Горизонтальный анализ.

Горизонтальный анализфинансового отчета заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозиро­вать их значения.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно до­полняют друг друга. Поэтому на практике используются аналитические таблицы, характеризующие как структуру от­четной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

5. Трендовый анализ.

Трендовый анализ- часть перспективного анализа, используется для финансового прогнозирования. Тренд - это путь развития; он определяется на основе анализа времен­ных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей предприятия, определяется сред­негодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значе­ние показателя.

6. Факторный анализ.

Под факторным анализомпо­нимается методика комплексного и системного изучения и из­мерения воздействия факторов на величину результативных по­казателей.

7. Анализ с помощью финансовых коэффициентов.

Финансовые коэффициенты применяются для анализа фи­нансового состояния предприятия и представляют собой отно­сительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отче­та о прибылях и убытках.

Предпочтительные значения коэффициентов зависят от от­раслевых особенностей предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодо­вой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэф­фициентов, кроме того, может влиять общее состояние эконо­мику, фаза экономического цикла.

8. Метод экспертных оценок.

Экспертные методыиспользуются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экс­пертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...