Последовательность анализа финансовой отчетности
Эффективное управление предприятием предполагает точную оценку сложившейся ситуации и выбор возможных и наиболее эффективных комбинаций управленческих решений. Подобная работа предполагает прохождение трех этапов в процессе финансового анализа: 1. Оценка текущего состояния предприятия и его изменения по сравнению с предыдущим периодом. Собственные наблюдения руководителя дополняются расчетом финансовых коэффициентов. Снижение коэффициентов может сигнализировать, что положение предприятия слабеет, рост - что положение становится более устойчивым. Задачей этого этапа является не только анализ динамики показателей, но и определение допустимого уровня снижения коэффициентов. В некоторых случаях осознанно допускается временное снижение показателей. Например, проводя масштабную инвестиционную программу - стремясь в рекордно короткие сроки построить и оснастить производство - предприятие может осуществлять вложения, превышающие его текущие финансовые возможности. То есть, на финансирование капитальных затрат помимо заработанной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов могут использоваться краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность, что может привести к снижению показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Такие действия могут быть оправданы - короткие сроки строительства позволят «не упустить» сложившуюся рыночную ситуацию. Осуществляя капитальные вложения «дозировано» в течение длительного периода, предприятие может прийти к ситуации: производство будет готово к запуску нового продукта, но рынок к тому моменту изменится, и продукт уже не будет актуален. Таким образом, во имя будущего прироста прибыли и, следовательно, будущего упрочения финансового положения временно может допускаться снижение основных финансовых показателей. Задача руководителя - найти ту грань, переступать которую нельзя - ниже которой финансовая ситуация станет критической.
2. Определение причин, которые привели к изменению финансового положения предприятия. Необходимо установить не только причины проблем, но и причины успехов. При этом важно определить, в какой области лежат эти причины - результаты деятельности или использование результатов; какие действия предприятия или изменения внешней среды привели к сложившемуся положению (неграмотное планирование объемов производства и работа на склад; повышение цен поставщиками). 3. Разработка программы действий на будущее. Комбинации решений могут быт разнообразны и изменяться из периода к периоду. В периоды спада прибыльности (например, сезонного падения спроса) особенно значимым становится контроль управления оборотным капиталом - объемов закупаемых запасов, своевременность поставок комплектующих, точность планируемых объемов производства и отсутствие затоваривания склада - и определение допустимой величины капитальных вложений. Сокращение оборотных активов может создать дополнительный резерв средств для финансирования капитальных вложений - например, за счет закупки меньшего объема запасов (с соблюдением объема, необходимого для производства) или получения быстрее, чем обычно, средств от дебиторов.
Рис. 1.1. Последовательность анализа финансовой отчетности
Если прибыль невелика и резервы оптимизации оборотного капитала практически исчерпаны, стоит обратить особое внимание на затраты. В условиях падения объемов продаж иногда целесообразно передать часть технологических операций на сторону, сократив часть своих производственных фондов (характерно для крупных предприятий, с недозагруженными производственными фондами, имеющих значительные вспомогательные производства).
При росте объемов продаж сокращение затрат может быть достигнуто за счет организации производства отдельных комплектующих у себя и отказа от их закупки на стороне. При этом необходима оценка целесообразности такого проекта (расчет дополнительной прибыли) и оценка финансовой возможности предприятия реализовать такой проект. Вопросы для самоконтроля 1. Какие задачи решает финансовый анализ? 2. В чем различия между понятиями «метод» и «методика» анализа? 3. Назовите объект и субъект анализа финансовой отчетности. 4. Какие методы относятся к качественным и каково их значение в анализе финансовых отчетов? 5. Какие количественные методы используются в финансовом анализе? 6. Что такое вертикальный анализ? Каковы его основные черты? 7. Чем отличается горизонтальный анализ от вертикального, и когда он применяется? 8. В чем сущность трендового анализа финансовой отчетности? 9. С чем связано использование метода финансовых коэффициентов в анализе финансовой отчетности предприятия? 10. Каковы основные этапы анализа финансовой отчетности?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|