Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные источники контр-трансферного сопротивления[1].




ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНТР-ТРАНСФЕРНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ[1].

Действия, вызванные контр-трансферным сопротивлением, возникают в нескольких основных субъективных эмоциональных созвездиях, которые терапевты приносят в свои группы.

 

Потребность в счастливой семье.

Выражение внутригрупповой враждебности, напряжения и дисгармонии часто являются необходимой прелюдией к тому, чтобы группа достигла интегрированного и сотрудничающего функционирования. Однако некоторые терапевты имеют потребность в том, чтобы их группа предлагала счастливый семейный сеттинг, в котором доминируют позитивные чувства и взаимная готовность помочь. В этих группах могут преобладать утонченные выражения чувства обиды, соперничества, враждебности или гнева. Такого можно достичь путем избегания, отвлечения, медиации, юмора и уговоров.

Во время седьмой сессии в группе взрослых в некоторых начальных стычках начала проявляться война полов. Когда женщина в группе яростно обвинила другого члена группы в том, что он ведет себя грубо и бесчувственно, терапевт поспешно указал женщине, высказавшей обвинение, что она смещает на члена группы тот гнев, который она чувствовала по отношению к своему мужу. Эта интервенция фактически воспрепятствовала двум членам группы проработать негативные чувства, возникшие между ними, заблокировала для женщины возможность эмоционального инсайта в свои отношения с мужем и послужила предупреждением группе, что гнев нежелателен. Другой терапевт, столкнувшись с тлеющей ситуацией между соперничающими членами группы, вместо этого обратился к третьему члену группы, задавая вопрос о событии в ее жизни вне группы (дефлектировал, т. е. отвел).

 

Потребность быть любимым и реакции на агрессию и враждебность.

Многие терапевты признают тот принцип, что групповая терапия предлагает сеттинг, при котором все чувства могут быть выражены путем вербализации. Однако оказавшись реально перед лицом своих групп некоторые терапевты предпочитают приязнь, восхищение, тепло и уважение. Когда проявляется трансферная ненависть членов группы (как это неизбежно должно случиться), эти терапевты чувствуют, что их ранят обвинения, что они не помогают или не понимают, или что они проявляют предпочтение к другим сиблингам в групповой семье.

Терапевты могут испытывать нарциссическую озабоченность своими задетыми чувствами. В этом случае терапевт весьма склонен к действиям в результате контр-трансферного сопротивления, которое может проявляться любым из следующих способов: избегание агрессии, контратака при помощи враждебной интерпретации, попытки задействовать других членов группы как союзников в подавлении или отражении нападающего, исключение нападающего из группы или скрытые попытки заставить нападающего уйти.

Одни терапевт, который регулярно связывался с отсутствующими членами группы, забыл позвонить члену группы, склонному к критике, который пропустил две сессии подряд. Другой терапевт, столкнувшись со вспышкой жалоб и несколькими угрозами ухода, заявил, что никому не следует уходить, пока они не обсудят такое решение на протяжении одной сессии. Фактически он одобрил это отыгрывание.

Желание избежать враждебности, особенно когда она исходит от группы в целом, может служить объяснением тому, почему большое количество групповых терапевтов предпочитают работать с отдельными членами группы поодиночке, вместо того чтобы способствовать выражению негативного переноса и сопротивления всей группы в целом. Если терапевт не испытывает острой потребности, чтобы его любили и ценили, то он свободен объективно исследовать, почему члены группы чувствуют, что они не получают помощи. Он способен похвалить критикана за его честность и способен насладиться чувством компетентности, когда члены группы способны выразить весь спектр человеческих чувств по отношению к нему.

 

Реакции на конкуренцию и противостояние.

Когда у терапевта появляется потребность утвердить свой авторитет и контроль, это может серьезно мешать достижению связной группы своего потенциала расти и достигать зрелости. Терапевтам может оказаться трудно разделить с группой ответственность за поведение ее членов. Если один член группы или подгруппа отказывают в сотрудничестве, они не способны спросить: “Почему вы позволяете все это? ”

 

Миссис Р, член новообразовавшейся группы матерей, принимала очень активную роль, задавая вопросы другим членам, предлагая советы и интерпретации и направляя поток дискуссии. В заметках для своего супервизора терапевт написал: “Меня очень беспокоит миссис Р и как с ней справиться. Я чувствую себя беспомощным и не могу ничего сделать с ее конкурированием с остальными членами группы, в особенности со мной. Я оказался втянутым в борьбу за власть с ней - и я вынужден отступить”.

На следующей групповой сессии миссис Р пришла первой и начала говорить о появившемся у нее интересе к тому, чтобы пройти обучение на социального работника, в надежде в конечном итоге завести собственную практику. Она спросила терапевта, как обучался он и какие необходимы дипломы. Терапевт резко сменил тему, спросив о брачных проблемах миссис Р.

Ощущающий угрозу для себя терапевт тем самым сказал миссис Р следующее: “Я не хочу слышать о том, что вы хотели бы стать не хуже меня; я хочу слышать только о ваших проблемах (недостатках)”.

Потребность миссис Р показать себя адекватной в группе была легко разрешена, когда терапевт присоединился к ней в этом желании. В течение нескольких сессий терапевт спрашивал мнения миссис Р, как помочь другим членам группы и в каком направлении должна идти дискуссия в группе. Она была очень довольна и какое-то время отвечала конструктивными предложениями, а затем спросила терапевта “Что это я тут делаю вашу работу? Мне своими проблемами надо заниматься”.

Молодой терапевт столкнулся с очень агрессивным, интересным и чувствительным новым членом группы, которая демонстрировала потребность быстро отвечать на любые вопросы, которые другие члены группы задавали терапевту. Не сумев проконтролировать свое чувство обиды, терапевт начал саркастически называть ее Доктор. Сочетание отсутствия опыта и его собственных неразрешенных проблем соперничества мешали терапевту использовать свои индуцированные чувства для того, чтобы понять собственное полное соперничества детство пациентки, и не позволило ему исследовать ее потребность конкурировать и позволить группе справиться с ее поведением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...