Терапевтический пыл.. Идентификация с членами группы.
Терапевтический пыл. Одним из сильнейших источников контр-трансферного сопротивления является сильнейшее желание терапевта, чтобы его пациенты улучшались, чтобы у них был прогресс и чтобы они достигли исцеления. Если действовать на основании этого, то это приводит к ситуации, когда терапевт кидается исцелять, прежде чем пациент готов быть более зрелым, ответственным, компетентным, взрослым и удовлетворенным. Открытые и скрытые требования к пациентам добиваться достижений и зрелого функционирования, которые предъявляются без учета их эмоционального возраста и уровня развития на данный момент, могут иметь крайне отрицательный терапевтический эффект, индуцируя регрессию и использование более патологических защит. Для одного пациента требование достижений может означать что его раньше времени вышвырнули из люльки; другой может переживать это требование как второе издание чересчур бурного приучения к горшку. Когда пациенты стремятся выполнить те требования изменения и роста, которые предъявляют им терапевт и другие члены группы, хватаясь за жизненные задачи и сепарации, которые находятся за пределами имеющихся у них эго-ресурсов, может наступить серьезная регрессия. Одна группа по настоянию своего терапевта мобилизовалась, чтобы помочь одной из членов группы преодолеть давнюю зависимость от больших доз транквиллизаторов. Целые сессии были посвящены этой проблеме, и все уговаривали Бет воздерживаться. Любое самое слабое снижение количества принятых ею лекарств принималось аплодисментами, похвалами и дальнейшими поощрениями продолжать со своим улучшением. Члены группы приходили к Бет домой, чтобы следить за ее прогрессом. Вначале Бет купалась в непривычном внимании и выражала чувства глубокой благодарности за их беззаветные усилия в ее адрес. Терапевт, который вначале поднял перед группой в качестве проблемы серьезность зависимости Бет, получил огромное удовлетворение от того какую преданность группа демонстрирует одному из своих членов.
Однако по мере того как группа продолжала свое давление на Бет, чтобы она справилась со своей зависимостью от лекарств, она начала становиться менее открытой. Она начала приходить на сессии с опозданием, проявлять признаки депрессии и намекнула на присутствие мыслей о самоубийстве. В дополнение к этому некоторые другие члены группы начали на сессиях уходить в себя, а другие стали жаловаться на то, что у них развились те или иные соматические симптомы. Обеспокоенный таким ходом событий терапевт сделал о группе доклад на семинаре по групповой терапии. Там было решено, что развивается кризисная ситуация. Зависимость Бет от лекарств была защитой от лежащего в основе психотического процесса, и все давление на Бет, чтобы она улучшилась, и на группу - чтобы та помогла ей улучшиться - необходимо было немедленно прекратить. На следующей сессии терапевт спросил членов группы и Бет, какие чувства у них вызывает эта сосредоточенность на ней в последнее время. Исследование высвободило значительное количество подавленных чувств. Члены группы рассказывали о том, что чувствовали себя обокраденными в своей законной части времени и внимания группы и обиженными, что терапевт явно считал проблемы Бет наиболее приоритетными. Все признали, что у них нарастает враждебность в адрес терапевта и в адрес Бет. Бет объяснила, что после первой вспышки удовольствия из-за интереса группы к ней, она начала чувствовать все усиливающееся отчаяние по поводу того, что не может соответствовать ожиданиям группы. В то же самое время ее тревога, как бы не показаться неблагодарной за заботу группы, не позволяла ей выразить свое чувство затравленности.
Идентификация с членами группы. В этой категории контр-трансферного сопротивления терапевт не способен отделить себя эмоционально от пациента с которым он идентифицировался. Он не свободен использовать свои собственные индуцированные чувства и реакции на пациента, поскольку они точно такие же, как реакции пациента. Если член группы, с которым терапевт идентифицируется, жалуется, что ему не помогают или его не понимают, то терапевт склонен полагать, что член группы имеет основания для своей жалобы, и это эмоциональное согласие может эффективно блокировать агрессию члена группы в адрес терапевта. Особые формы контрпереноса могут работать в связи с вопросом, направлять или не направлять пациентов в группы. Пациенты, которые вызывают фрустрацию, чувство поражения, которые нападают, которые непродуктивны или скучны, могут быть направлены в группы на основе интенсивных негативных чувств, которые они индуцируют у своих терапевтов. Перевод пациента в группу может в некоторых случаях быть эквивалентом того, как нежеланного ребенка, доставляющего неприятности, отсылают в интернат. Время прихода пациента в группу может быть продиктовано либо субъективными, либо индуцированными контр-трансферными факторами. Один терапевт, которого в его собственном детстве раньше времени поставили перед жестким требованием вести себя как взрослый, проигрывал паттерн перевода пациентов в группу задолго до того, как они были к этому готовы. Обратной стороной контр-трансферного направления в группу является контр-трансферное не направление. Целый ряд факторов может участвовать в том, что терапевт не использует групповую терапию для своих пациентов. Среди них недостаток понимания терапевтической динамики группы; собственные неразрешенные желания терапевта сохранять близость с одним из своих родителей; чувства и воспоминания, связанные с болезненным групповым опытом, приобретенным в группе собственной семьи. Некоторые терапевты могут с тревогой рассматривать перспективу предъявления своих терапевтических усилий другим тем, что направляют пациента в группу.
Контрперенос, изначально рассматривавшийся в негативных терминах как фактор, который мешает, и который следует убрать, теперь приобрел значительно более позитивную ауру; он признается не только как неизбежный компонент лечения, но и как компонент желательный. При таком более доброкачественном отношении у терапевтов больше не возникает ощущения, что они не имеют права на свои чувства любви или ненависти по отношению к собственным пациентам, и они могут радоваться им и использовать их для того, чтобы добиться большего понимания. Сопротивление было представлено во многих формах и видах, которые оно принимает в групповой ситуации. Сопротивления в диапазоне от безвредных и благожелательных до угрожающе деструктивных по отношению к группе были определены и проиллюстрированы на уровне индивидуального члена подгруппы и группы в целом. Эти идентифицированные сопротивления сопровождались подходами и техниками для их разрешения. Сопротивление является неизбежным и вездесущим измерением терапевтической ситуации, которая служит в качестве жизненно важного, хотя и примитивного и косвенного послания о жизненной истории пациента и о его паттернах приспособления к семейной жизни. Именно при разрешении таких сопротивлений члены группы достигают более высоких уровней зрелости. Следует надеяться, что у читателя появится обостренная чуткость к принципам, которые возникают при формировании групп, к отбору на базе эмоционального возраста пациента и его способности противостоять стрессу членства в группе, к присутствию открытых и скрытых проявлений сопротивления и к мощному подводному течению контр-трансферного чувства, которое группы так прекрасно умеют вызывать. В этих рамках терапевт может помочь освободить группу людей от тирании паттернов бессознательных импульсов, которые они не могут понять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|