Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия «мировая политика» и «международные отношения»




Традиционно под международными отношениями понимается совокупность экономических, политических, правовых и других связей между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене.

Определенную сложность представляет разграничение понятий мировой (международной) политики и международных отношений. В прошлом в теории международных отношений для обозначения взаимодействия между суверенными государствами использовалось понятие «внешняя политика». Однако в современных условиях мировое сообщество состоит не только из независимых государств, но и различных экономических, торговых, военно-политических союзов, сложившихся на двусторонней или многосторонней основе. Действуют также ООН, региональные международные организации, международные правительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.п. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собой всю гамму связей и взаимодействия, которые возникают между субъектами мирового сообщества.

В связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке помимо понятия «внешняя политика» стал использоваться термин «мировая политика». Мировая политика понимается как ядро международных отношений и представляет собой совокупность политической деятельности всех разнотипных субъектов международного права. Она включает в себя процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества, совокупность установок и целей, определяемых коренными интересами государств, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокупную политическую деятельность основных субъектов международного права. Структурно мировая политика представлена внешнеполитической деятельностью государств, региональных межгосударственных и общественных структур, союзов и группировок, других учреждений, деятельностью на глобальном уровне ООН и других универсальных и специализированных международных институтов.

Содержанием международных отношений являются, по преимуществу, отношения между государствами: так бесспорным примером международных отношений являются межгосударственные договоры. В свою очередь, межгосударственные отношения выражаются в специфическом поведении символических персонажей – дипломата и солдата. Проше говоря, международные отношения в самой своей природе содержат альтернативу мира и войны. Особенность международных отношений состоит в том, что они основаны на вероятном характере и того, и другого и поэтому включают в себя значительный элемент риска.

В современных условиях виды международных отношений рассматриваются либо на основании сфер общественной жизни (и, соответственно, содержания отношений): экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические и т.п., либо на основании взаимодействующих участников: межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, ТНК и т.п. В зависимости от географического охвата, числа участвующих в связях народов и государств, масштаба охватываемых сфер они делятся на такие типы: глобальные, надрегиональные, региональные, двусторонние. Этим типам соответствуют организации, посредством которых осуществляются международные отношения и политика.

На осуществление международных отноше­ний оказывает существенное влияние внешняя среда - внесоциальная и социальная. Под внесоциалъной средойсистемы международных отношений принято понимать природу в ее первоначальном, не затронутом внешним воздействием виде. Там, где влияние внесоциальной среды на международные отношения осо­бенно заметно, на стыке гуманитарных и естественно-научных дис­циплин возникают особые, пограничные науки, например, геополи­тика.

По сравнению с темпами развития общества изменение природной среды происходит крайне медленно. Но сегодня сама внесоциальная среда испытывается воздействие технического и технологического про­гресса и, в свою очередь, меняясь, оказывает влияние на междуна­родные отношения. Очевидно, что изменение климата или исчерпа­ние того или иного природного ресурса не может не отразиться на экономике и на повседневной жизни людей, а тем самым - и на от­ношениях между странами и народами.

Воздействие социальной среды на международные отношения го­раздо глубже и динамичнее. К ней относятся экономика, политика, техника, технология, идеология, культура, религия и т. д. Особое влияние на эволю­цию международных отношений в последнее столетие оказало разви­тие транспортных и информационных технологий.

Тер­мин «международные отношения» был введен в оборот англий­ским философом Дж. Бентамом на рубеже XVIII-XIX вв. Этот период стал важным этапом в эволюции самого фено­мена международных отношений. К тому времени в Западной Евро­пе сложилась система суверенных национальных госу­дарств. На смену отношениям между монархами и правящими династиями пришли отношения между государственно-организованными народами-нациями. Тогда же оформилась и модель международных отношений, до недавнего времени считавшаяся эталонной и само собой разу­меющейся. В соответствии с ней гражданское общество каждой страны наделяло государство полномочиями в деле обеспечения национальной безопасности и внешних сношений. Правительство одного государства в соответствии с этими полномочиями вступало в официальные связи с правительством другого государства, и именно по этому каналу осуществлялось большинство связей не только меж­ду государственными структурами, но и между различными субъ­ектами гражданского общества этих стран.

Развитие социальной сферы, прогресс транспортных и информа­ционных коммуникаций отразились на экономике и политике. Число взаимосвязей, прежде всего между частными субъектами, в развитых странах стремительно увеличивалось, причем государство уже не могло и не стремилось их полностью контролировать. Значи­тельно возросли число и роль международных организаций, прави­тельственных и неправительственных, получивших возможность стать в одни ряд с государствами как международными акторами. Эти процессы дали основание специалистам говорить о переходе от международных (international)к транснациональным (transnational)отношениям и даже о «смерти национальных государств». Представляется, что переход к новому типу отношений еще не произошел; такой переход скорее проявляется как тенденция в наи­более экономически и технологически развитой части современного мира. Поэтому изучение мировой политики дополняет, а не заменяет изучение международных отношений.

Современные международные отношения имеют сложную внут­реннюю структуру, Цент­ральное место в ней принадлежит международным политическим отношениям. Они зародились вместе с появлением самой политики и основ­ного политического института - государства. Эти отношения склады­вались в ходе реализации каждым из государств собственной внешнеполитической линии, основанной на их нацио­нальных интересах.

Международные политические отношения можно рассматривать и как международную политику - одну из основных сфер мира по­литических процессов и отношений. Субъектами международной политики изначально выступали государства, коалиции государств, а последние сто с лишним лет также и международные межправи­тельственные организации. В центре международной политики на­ходится борьба государств за власть, т. е. способность в максималь­ной степени влиять на поведение других международных субъектов в соответствии со своими собственными интересами. Из этого выте­кает основная дилемма международных политических отношений - межгосударственный конфликт или межгосударственное сотрудни­чество. В прошлом она часто выступала в виде главной международ­ной проблемы - проблемы войны или мира.

Международная политика формировалась и функционировала в локальных и региональных рамках, вплоть до 2-й половины XIX в. ее глобального уровня не существовало. В Древнем мире параллельно разворачивались конфликты в Европе, Азии, Африке, но они не были взаимосвязаны из-за огромных расстояний между государствами и регионами. Появление глобального уровня международной полити­ки связано с заверше­нием процесса превращения мира в единое целое. Начало ему было положено эпохой великих географических открытий, а закончился он в результате революционных технологических и экономических сдвигов в середине XIX столетия. На базе сложившейся мировой экономики началось формирова­ние и мировой политики. Об этом свидетельствовало и то, что вслед за мировыми экономическими кризисами пришли мировые войны - вооруженные конфликты невиданных ранее масштабов.

Термины «мировая политика» и «международная политика» многи­ми авторами употребляются как синонимы. Это упрощенное представление, ибо мировая политика отличается от международной политики предшествующих столетий и по содержанию проблем, стоящих в ее центре, и по харак­теру субъектов, действующих в ее рамках.

Традиционные для международной политики проблемы межгосу­дарственных конфликтов и межгосударственного сотрудничества до­полнились проблемами выбора целей и путей экономического, соци­ального и политического развития мира. Возникшие во 2-й половине XIX в. на базе глобальных политических идеологий (либерализм, консерватизм, социализм и т. д.) международные политические дви­жения стали предлагать свои варианты общественного устройства, а также средства и способов их достижения. Эти движения оформились на мировой политической арене как сеть междуна­родных неправительственных организаций, тесно связанных с партиями, организациями и движениями в отдельных национальных государствах. Граница, разделявшая внутреннюю и внешнюю политику, становилась все более проницаемой, пока в конце XX в. не стала совсем условной. К этому времени особую актуаль­ность для мировой политики приобрели проблемы, получившие название глобальных проблем современности: экологическая, демогра­фическая, энергетическая, продовольственная и др. Мировая политика зародилась и выросла на фундаменте между­народных отношений, однако полного тождества между ними нет. Взаимосвязь мировой политики и международных отношений весьма сложна и динамична. Это следует учитывать при определении предмета исследования научных дисци­плин, изучающих международные проблемы.

Для теории междуна­родных отношений, как одной из них, предмет исследо­вания может быть определен следующим образом:

- изучение закономерностей международных отношений как целостной системы;

- анализ международной политики и внешней политики отдельных государств;

-анализ динамики и тенденций развития мирового политического процесса и основных направлений деятельности его ведущих субъ­ектов;

- комплексное исследование отдельных вопросов мировой политики.

Такое широкое предметное поле и определяет место и роль тео­рии международных отношений в структуре современного гумани­тарного знания.

2. Теория международных отношений в структуре социально-гуманитарных наук. Теория международных отношений относится к числу сравнительно молодых обществоведческих дисциплин, хотя ее истоки восходят к социально-политической мысли далекого и недавнего прошлого. Поскольку предметная область теории международных отно­шений — это сфера политики, данная наука относится к области политического знания, более того, до недавнего времени она рассматривалась как один из разделов политической науки.

На начальном этапе развития в современной политологии между­народной проблематике большого внимания не уделялось. В рабо­тах М. Вебера, Г. Моски, В. Парето и других классиков политической науки рубежа XIX-XX вв. почти нет рассуждений о междуна­родных отношениях того периода. Такое положение можно объяс­нить условиями, в которых происходило становление политологии.

В середине XIX в. в политическом развитии ведущих стран За­падной Европы и Северной Америки произошли серьезные сдвиги. Там сформировались политические системы современного типа, включавшие наряду с государством политические партии, разнообразные группы интересов и другие, новые для того времени институты. Одно­временно в этих странах утвердилась парламентская демократия. Избирательный процесс приобрел регулярный и систе­матический характер. Сфера публичной политики радикально изме­нилась, а у ее субъектов сформировался спрос на такие полити­ческие знания, которые невозможно было получить традиционным для философии или юридических наук путем. Необходимо было го­товить кадры для обслуживания политического процесса, для рабо­ты в государственных и партийных структурах. Для удовлетворения этих потребностей в ряде университетов создали кафедры и инсти­туты политических наук.

Однако в отличие от внутренней политики формирование внеш­ней продолжалось прежним путем, резко ограничивавшим число субъ­ектов, причастных к принятию решений. Необходи­мости в специальном анализе международной политики ни в конце XIX в., ни в начале XX в. не ощущалось.

Первая мировая война изменила ситуацию. Ее ход, итоги и результаты подтолкнули политическое и научное сообщество к необходимости внимательного изучения меж­дународных отношений, для того чтобы в будущем не допустить ошибок, следствием которых стала бы подобная катастрофа. Не слу­чайно термин «теория международных отношений» возник сразу же после окончания Первой мировой войны. Этот термин был впервые использован в 1919 г. в Уэлльсском университете (Вели­кобритания), где одну из новых кафедр назвали кафедрой истории и теории международных отношений. Однако, несмотря на появление термина, теория международных отношений как учебная и научная дисциплина в те годы реально не сложилась.

Естественно, военное время было не лучшим пе­риодом для развития наук, тем более, социально-гуманитарного профи­ля. Но и окончание мировой войны не означало для многих государств Европы наступления стабильности. Едва последствия войны стали пре­одолеваться, начался мировой экономический кризис. Он явился при­чиной серьезных политических сдвигов в странах Европы. Если не­посредственно после окончания войны в них развернулись процессы демократизации, то затем в ряде европейских стран устанавливаются авто­ритарные и тоталитарные политические режимы. Во 2-й половине 1930-х гг. к демократическим можно было отнести лишь североевропейские страны, Ве­ликобританию, Францию, а в Восточной Европе лишь Чехослова­кию.

Диктатура несовместима со свободой научного творчества, особенно в области гуманитарных наук, а тем более в политологии. Развитие политической науки в Европе затормозилось, а в некоторых странах и вовсе было остановлено, например, в Германии и Италии. В 1930-е гг. шла массовая миграция ученых разного профиля из европейских стран в США, среди эмигрантов были обществоведы, в том числе политологи. Поэтому в межвоенный период центр мировой политической науки переместился в США, где для развития политологии сохраня­лись благоприятные условия.

Ведущую роль в американской политической науке меж­военного периода играли ученые Чикагской школы - Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Госнелл. Важная заслуга представите­лей Чикагской школы состояла в том, что они на примере конкретных эмпирических исследований обосновали вывод о необходимости ис­пользования в политологии междисциплинарного подхода, количе­ственных методов, повышения организационного уровня научной ра­боты. Начало Второй мировой войны и вступление в нее США обусло­вили повышение роли американской политологии в подготовке и при­нятии важнейших политических решений как по внутренним, так и по международным проблемам.

По окончании Второй мировой войны созданная в рамках системы ООН специализированная организация по вопросам культуры и об­разования - ЮНЕСКО провела ряд мероприятий по конституированию политологии в качестве международно-признанной научной дисциплины. С этой целью в 1948 г. в Париже состоялся междуна­родный политологический коллоквиум, на котором были определе­ны содержание и структура политической науки. В частности, она должна была включать следующие вопросы: 1) политическую тео­рию (теорию политики и историю политических идей); 2) теорию политических институтов; 3) раздел, изучающий деятельность пар­тий, групп, общественное мнение; 4) теорию международных отно­шений (исследование международной политики, международных орга­низаций, международного права. Начиная с 40-х гг. XX в. теория международных отношений раз­вивается в общем русле политической науки. Организационные струк­туры для преподавательской деятельности и научных исследований в области международной политики формировались в рамках институтов, факультетов или иных подразделений политологического профиля. Хотя истоки теории международных отношений восходят к истории западноевропейской политической мысли, в качестве само­стоятельной дисциплины она конституировалась в США, что и пред­определило длительное доминирование американской школы в данном научном сообществе. Даже названия основных направлений теории международных отношений (идеализм, реализм, неолиберализм, нео­реализм) появились на американской почве и отразили американ­скую специфику. Почти все наиболее авторитетные специалисты в об­ласти теории международных отношений: Г. Моргептау, Дж. Розенау, Дж. Модельски, М. Каплан, К. Дойч, К. Уолтц, Р. Гилпин, Р. Кохэн, Дж. Най и многие другие представляют американскую политическую науку. Постепенно теория международных отношений как научная и учебная дисциплина получила распространение в странах Запад­ной Европы и других регионах.

В Советском Союзе общественные науки могли существо­вать только на идеологической и методологической базе марксизма-ленинизма. Это касалось как их содержания, так и структуры, которая должна была отражать структуру самого марксистского учения, сложившегося еще в XIX в. Поэтому общест­венные науки, сформировавшиеся в более поздний период, не имели в СССР официального статуса, даже если опирались на марксизм-ленинизм. Правда, с 1960-х гг. положе­ние в советском обществоведении постепенно менялось. Активизация внешней политики Советского Союза как одной из двух сверхдержав биполярного мира требовала интенсивного и, по возможности, объективного изучения зарубежных стран и регионов. С этой целью в системе Академии наук СССР были созданы новые научно-исследователь­ские центры с международной тематикой: Институт мировой эко­номики и международных отношений (ИМЭМО), Институт США и Канады, Институт Латинской Америки, Институт Дальнего Востока, Институт Африки, Институт международного рабочего движения (ныне Институт сравнительной политологии). Вместе с ранее суще­ствовавшими: Институтом философии, Институтом истории, Инсти­тутом государства и права, Институтом востоковедения они получи­ли несколько большую свободу научных исследований.

Советская общественность получила возможность знакомиться с работами западных ученых, в том числе и политоло­гов. Исследования иностранных авторов стали поступать в крупные научные библиотеки Москвы и Ленинграда.

Некоторая либерализация духовной жизни советского общества продолжалась и в период, впоследствии названный «застоем». Некоторые советские ученые и публицисты пытались придать отечественному обществоведению схожесть с мировыми стандартами. В частности, Ф. Бурлацкий добивался официального признания политической науки, правда отмечая ее «марксистско-ле­нинский» характер. Группа сотрудников ИМЭМО во главе с акаде­миками Н. И. Иноземцевым и Е. М. Примаковым готовила объемное издание под названием «Теория международных отношений». Удалось создать исследовательские группы в ИМЭМО и других научных учреждениях, которые занимались теоретическим анализом международных отношений под прикрытием задачи «раз­облачения буржуазной идеологии» или апологетики «ленинской ми­ролюбивой политики КПСС». В Московском государственном инсти­туте международных отношений (МГИМО) читался учебный курс «Основы теории международных отношений». На рубеже 1980-1990-х гг. положение радикально изменилось. Однако влияние новой ситуации в постсоветской России на развитие тео­рии международных отношений было противоречивым. С одной сто­роны, исчезли идеологические и политические препятствия для ее развития, с другой — экономические потрясения переходного периода негативно сказались на работе научных и учебных учреждений. Круше­ние коммунистической идеологии образовало идейный вакуум, ко­торый стал заполняться самыми разными теориями и концепциями. В связи с актуальностью проблем внешней политики России, ее роли и места в современном мире особую популярность приобрели раз­личные геополитические концепции. В то же время основные поло­жения теории международных отношений оставались малоизвест­ными даже в среде политической элиты и политологическом сооб­ществе.

Только к концу 1990-х гг. интерес к теории международных отно­шений стал возрастать. Появились новые научно-теоретические и учебно-методические работы по данной проблематике. Сегодня во многих университетах России осуществля­ется обучение по специальностям «Политология», «Социология», «Международные отношения», «Регионоведение», «Связи с общест­венностью». Учебные планы этих специальностей и направле­ний включают учебные курсы по теории международных отноше­ний.

Хотя отечественная школа теории международных отношений по мировым меркам является очень молодой, она сталкивается с теми же проблемами, которые стоят перед этой наукой и в странах, где она зародилась. Одна из таких проблем - определение места теории ме­ждународных отношений в структуре современных наук об общест­ве. Некоторые российские авторы вслед за западными колле­гами выдвигают тезис о том, что произошло размежевание теории международных отношений и политической науки. Более того, вы­сказывается мнение о существовании отдельной науки о междуна­родных отношениях. С одной стороны, представления об обособле­нии области изучения международных отношений от политологии имеют под собой объективную основу институционального харак­тера. Если в 1950-е гг. международная проблематика разрабатыва­лась внутри общеполитологических структур, то в последние десятилетия появились отдельные подразделения, занимающиеся исследованием международной политики. Сегодня на Западе подготовка полито­логов и специалистов в области международных отношений и дипло­матии часто осуществляется раздельно, в России же так было приня­то изначально.

С другой стороны, подготовка специалистов в области между­народных отношений имеет свою специфику, которая заключается в изучении большого количества дисциплин, например иностранных языков. К тому же в современном мире международные отношения отнюдь не сводятся к отношениям политическим, следовательно, спе­циалист в этой сфере - это не всегда политолог. Международные от­ношения обладают сложной внутренней структурой и исследуются не отдельной наукой, а целым набором научных дисциплин. Теория международных отношений, как было отмечено, рассматривалась в этом ряду как составная часть по­литической науки. Можно ли говорить о принципиальном измене­нии такого положения? На наш взгляд, лишь отчасти.

В последние годы в рамках политологии появляются новые разделы, такие как сравнительная поли­тология, этнополитология, экополитология и т. д. Кроме политологии развиваются и другие науки о политике: политическая философия, политическая социология, политическая антропология, политическая психология, политическая история, политическая география. Место теории международных отношений, вероятно, находится между этими относительно самостоятельными политическими науками и одним из разделов политологии, каковой она и была в момент рождения и на первых этапах своего развития. Процесс превращения теории международных отношений в самостоятельную науку еще не завершился.

3. Методы изучения международных отношений. Для изучения международных отношений применяют большинство общенаучных методов и методик, которыми пользуются и в исследо­ваниях иных общественных явлений. В то же время для анализа меж­дународных отношений существуют и специальные методо­логические подходы, обусловленные спецификой политических процессов, отличающихся oт политических процессов, разворачивающихся в рамках отдельных государств

Значительное место в исследовании мировой политики и между­народных отношений принадлежит методу наблюдения. Прежде всего, мы видим, а затем оцениваем события, происходящие в сфере меж­дународной политики. В последнее время специалисты все чаще при­бегают к инструментальному наблюдению, которое осуществляется с помощью технических средств. Например, наиболее важные явле­ния международной жизни, такие как встречи лидеров государств, международные конференции, деятельность международных органи­заций, международные конфликты, переговоры по их урегулирова­нию, мы можем наблюдать в записи (на видеопленке), в телевизион­ных передачах.

Интересный материал для анализа дает включенное наблюдение, т. е. наблюдение, которое ведут непосредственные участники событий или лица, находящиеся внутри изучаемых структур. Результатом та­кого наблюдения являются мемуары известных политиков и дипло­матов, позволяющие получать информацию по проблемам междуна­родных отношений, делать выводы теоретического и прикладного характера. Мемуары представляют собой важнейший источник для изучения истории международных отношений. Более фундаментальны и информативны аналитические исследо­вания, выполненные на основе собственного дипломатического и по­литического опыта.

Важную информацию о внешней политике государств, о мотивах принятия внешнеполитических решений можно получить, изучая соответствующие документы. Метод изучения документов играет наибольшую роль в исследовании истории международных отношений, но для изучения текущих, ак­туальных проблем международной политики его применение огра­ничено. Дело в том, что информация о внешней политике и международных отношениях часто относится к сфере государст­венной тайны и документы, содержащиеся подобную информацию, доступны ограниченному кругу лиц.

Если доступные документы не дают возможности адекватно оце­нить намерения, цели, предсказать возможные действия участников внешнеполитического процесса, специалисты могут при­менять контент-анализ(анализ содержания). Так называют метод анализа и оценки текстов. Этот метод был разработан американскими социологами и использован в 1939-1940 гг. для анализа речей руко­водителей нацистской Германии с целью прогнозирования их действий. Метод контент-анализа использовался специальными учреждениями США в целях разведки. Только в кон­це 1950-х гг. он стал применяться широко и приобрел статус методо­логии изучения общественных явлений.

В изучении международных отношений находит применение и ме­тод ивент-анализа(анализ событий), в основе которого - отслежива­ние динамики событий на международной арене с целью определения главных тенденций развития политической ситуации в странах, регионах и в мире в целом. Как показывают зарубежные исследования, при помощи ивент-анализа можно успешно изучать международные переговоры. В этом случае в центре внимания находится динамика поведения участников переговорного процесса, интенсивность выдвижения пред­ложений, динамика взаимных уступок и т. д.

В 50-60-х гг. XX в. в рамках модернистского направления для изучения международных отношений стали широко применять мето­дологические подходы, заимствованные из других социально-гума­нитарных наук. В частности, метод когнитивного картированиявна­чале был апробирован в рамках когнитивной психологии. Когнитивные психологи исследуют особенности и динамику формирования зна­ний и представлений человека об окружающем его мире. На основе этого объясняется и прогнозируется поведение личности в различных ситуациях. Базовое понятие в методологии когнитивного картирова­ния - когнитивная карта, являющаяся графическим изображением содержащейся в сознании человека стратегии получения, обработки и хранения информации и составляющая фундамент представлений человека о его прошлом, настоящем и возможном будущем. В исследованиях международных отношений когнитивное карти­рование используется для того, чтобы определить, как тот или иной лидер видит политическую проблему и, следовательно, какие реше­ния он может принять в определенной международной ситуации. Недостаток когнитивного картирования заключается в трудоем­кости этого метода, поэтому в практике его применяют редко.

Еще одним методом, разработанным в рамках других на­ук, а затем нашедшим применение в исследовании международ­ных отношений, стал метод системного моделирования. Это метод изучения объекта на основе конструирования познавательного об­раза, обладающего формальным сходством с самим объектом и от­ражающего его качества. Метод системного моделирования требует от исследователя специальных математических знаний. Следует отметить, что увлечение математическими подходами не всегда дает положительный эффект. Это показал опыт амери­канской и западноевропейской политической науки. Тем не менее, стремительное развитие информационных техноло­гий расширяет возможности использования математических подходов и количественных методов в изучении мировой политики и международных отношений.

Литература: 18, 37, 38, 40, 42, 47, 63, 65, 69, 70 (Здесь и в дальнейшем см. список литературы на стр. 189-191)

Вопросы для самопроверки:

1. Какие проблемы стояли и стоят в центре международной политики?

2.Дайте определение предмета исследования теории международных отношений.

3.Является ли теория международных отношений частью политологии или самостоятельной научной дисциплиной?

4.В какой степени при изучении международных отношений можно использовать исследовательские методы различных гуманитарных и естественных наук?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...