Тема 6. Проблемы международной безопасности в современном мире
1. Основные теоретические подходы к обеспечению международной безопасности. С момента утверждения Вестфальской системы международная безопасность рассматривалась как отсутствие непосредственной военной угрозы. В таком понимании международной безопасности акцентируются два момента, во многом взаимоисключающие друг друга. Первый связан с физическим выживанием государства и его правом и возможностью вести себя в международной системе, руководствуясь, прежде всего своим суверенитетом. На практике это стимулирует сильного к нарушению международной безопасности в пользу собственных интересов. Второй момент - гарантированное поддержание мира в отношениях между государствами в пределах определенного политического пространства. Сегодня перед мировым сообществом стоят новые задачи, без эффективного решения которых международная безопасность не будет ни стабильной, ни долговременной. Одна из них - предотвращение распространения оружия массового поражения. В связи с этим особое внимание привлекают так называемые пороговые государства,располагающие возможностями для создания собственного ядерного оружия. Если это произойдет, то будет нарушен баланс сил на региональном, а возможно и глобальном, уровнях. Также актуальна сейчас проблема борьбы с международным терроризмом, так как террористические акты на атомных электростанциях, химических предприятиях и подобных им объектах могут привести к серьезным катастрофам. В современном мире все большее значение приобретают экономические и информационные аспекты обеспечения безопасности. Экономические кризисы в условиях глобализации мировой экономики могут очень быстро дестабилизировать народное хозяйство стран, расположенных друг от друга за тысячи километров. Трудно представить себе и возможные последствия сбоев в функционировании информационных сетей, поскольку информация -важный экономический, политический и социальный ресурс. Нерешенные глобальные проблемы современности - экологическая, энергетическая, продовольственная - также наполняют новым содержанием понятие международной безопасности.
Изменились и общественно-политические условия, в которых должны решаться новые задачи в системе международных отношений в целом и в сфере международной безопасности. Если раньше у государства были две четко разграниченные области деятельности - внутренняя и внешняя и безопасность в них обеспечивалась разными способами, то на рубеже XX-XXI вв. эта грань размывается. Раньше государство, добившись внутренней стабильности, могло быть уверено, что сможет постоять за себя и на международной арене. В наше время международная сфера может, в принципе, сломать любое, внутренне сколь угодно стабильное, государство, даже не обнаруживающее никаких признаков внешней агрессивности (например, в случае мировой ядерной катастрофы были бы «попутно» уничтожены десятки нейтральных стран). С другой стороны, международная сфера может стать мощным фактором внутренней безопасности государства, недостижимой по каким-либо причинам иными средствами. Один из современных подходов к проблемам безопасности построен на основе теории международных режимов. Участие того или иного государства в любом международном режиме безопасности определяется его собственными интересами, прежде всего, интересами обеспечения собственной национальной безопасности. Национальная безопасность, таким образом, остается базовой категорией, отправной точкой для определения понятия международной безопасности. Традиционно под национальной безопасностьюпонимается обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан. Состояние безопасности означает, что данному государству не угрожают войной либо иными покушениями извне на его самостоятельное и независимое развитие, сохраняется гарантия его территориальной целостности и полноценного участия в системе международных отношений. Нетрудно заметить: при таком подходе к вопросу безопасности преобладают политические и военные аспекты, что всовременных условиях уже недостаточно. Сегодня не меньшее значение имеют экономическая, экологическая, гуманитарная ииные виды безопасности.
Если иметь в виду традиционное военно-политическое понимание безопасности, то можно выделить три основные модели режимов безопасности для любого регионасовременного мира: режим общей безопасности, режим коллективной безопасности, режимбезопасности на основе сотрудничества. Международный режим общей безопасностипредусматривает добровольный взаимный отказ от конфронтации. Основные принципы такого режима следующие: 1) отказ от использования военной силы как способа решения международных конфликтов и применение ее исключительно в целях самообороны; 2) отказ от традиционной стратегии достижения военного преимущества над другими государствами; 3) признание того, что безопасность государства не должна зависеть от уровня его военной мощи; 4) признание сокращения вооруженных сил ивооружения базовым принципом общей безопасности. Концепция общей безопасности утвердилась тогда, когда стала ясна бесперспективность старых представлений о роли вооруженнойсилы в международных отношениях, особенно в связи с осознанием бессмысленности применения ядерного оружия. Идея коллективной безопасностиимеет давнюю историю, а в XX в. она нашла исвое практическое воплощение. Под коллективной безопасностью понимается такой порядок межгосударственных отношений, при котором любой акт агрессии против кого-либо из участников подобной системы расценивается как агрессия против всех остальных ее участников. Коллективная безопасность направлена не только вовне, против не участвующих в данной системе государств, но и против участников этой же системы, допускающих агрессивные акты внарушение своих обязательств.
Однако режимы коллективной безопасности не являются идеальными и обладают определенными недостатками. Например, существует так называемая проблема коллективного действия, состоящая в том, что некоторые участники режимов коллективной безопасности стремятся пользоваться преимуществами такого участия без адекватного вклада в поддержание этого режима. Принятые в системах коллективной безопасности процедуры принятия решений замедляют ответные шаги на агрессию в случае ее начала. Преимущество режимовколлективной безопасности состоит в том, что их распространение, вовлечение в них новых государств делает агрессию менее вероятной и, следовательно, укрепляет общую стабильность. Если в рамках системы коллективной безопасности государства объединяются против общего возможного (или действительного) агрессора, то концепция безопасности на основе сотрудничестваисходит из принципа общего участия, при котором наличие формальных институтов не обязательно, а поддержание неформального диалога представляется более эффективным. Данная концепция во многом сходна с концепцией общей безопасности. Безопасность на основе сотрудничества часто определяется как дипломатическое сотрудничество между государствами в деле обеспечения безопасности. В то время как традиционные концепции баланса сил рассматривают в основном возможные действия государства вусловиях военной конфронтации, концепция безопасности через сотрудничество подчеркиваетроль превентивной дипломатии имер военно-политического доверия, т. е. межгосударственного диалога по вопросам безопасности, выработку механизма консультаций и принятия решения. Если в рамках системы коллективной безопасности государства объединяются против общего агрессора, то концепция безопасности на основе сотрудничества опирается на принцип общего участия, при котором на первое место выступает не наличие формальных институтов, а поддержание неформального диалога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|