Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 1. Исследование, исследователи и читатели




Уэйн К. Бут

Грегори Дж. Коломб

Джозеф М. Уильямс

ИССЛЕДОВАНИЕ

Шестнадцать уроков для начинающих авторов

 

Авторизованный перевод с английского языка

Андрея Станиславского

ЧАСТЬ I. ИССЛЕДОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ЧИТАТЕЛИ

Урок Первый. Мышление на бумаге

1.1. Что такое исследование?

1.2. Зачем записывать?

1.3. Зачем формальный отчет?

1.4. Выводы

Урок второй.

2.1. Беседы между исследователями

2.2. Создание отношений с читателем: ваша роль

2.3. Создание второй половины отношения: роль читателя

2.5. Преодоление неустранимой проблемы - неопытности

 

ЧАСТЬ II. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ, ПОИСК ОТВЕТОВ СВОИХ УТВЕРЖДЕНИЙ

Урок третий. От тем к вопросам

3.1. От интереса к теме

3.2. От широкой темы к сфокусированной теме

3.3. От сфокусированной темы к вопросам

3.4. От просто интересного вопроса к его более широкой значимости

Урок четвертый. От вопросов к проблемам

4.1. Проблемы, проблемы, проблемы

4.2. Общая структура проблем

4.3. Нахождение хорошей исследовательской проблемы

4.4. Выводы: проблема проблемы

Урок пятый. От вопросов к источникам

5.1. Проверка источников на надежность

5.2. Нахождение опубликованных и других фиксированных источников

5.3. Нахождение источников в Интернете

5.4. Сбор информации непосредственно у людей

5.5. Библиографические тропы

5.6. Что вы находите

Урок шестой. Использование источников

6.1. Три вида использования источников

6.2. Читайте не спеша, но критически

6.3. Берегите то, что вы находите

6.4. Обращайтесь за помощью

ЧАСТЬ III. УТВЕРЖДЕНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ.. 127

Пролог. СОБИРАНИЕ АРГУМЕНТАЦИИ ВОЕДИНО. 128

Урок Седьмой. Построение хорошей аргументации 132

7.1. Аргументация и беседа....................... 132

7.2. Поддержка утверждений доводами 134

7.3. Поддержка доводов фактами............ 135

7.4. Признание альтернатив и ответ на них 136

7.5. Обоснование соответствия доводов 137

7.6. Построение сложной аргументации из блоков простой аргументации 140

7.7. Аргументация и этос............................ 140

Урок Восьмой. Утверждения.................................... 145

8.1. Какого вида ваше утверждение?...... 145

8.2. Оценка вашего утверждения............. 147

Урок Девятый. Доводы и факты.............................. 156

9.1. Пользуйтесь доводами для планирования вашей аргументации 156

9.2. «Скользкое» различие между доводами и фактами 158

9.3. Факты и сообщение фактов................ 160

9.4. Выбор правильной формы для сообщения фактов 163

9.5. Надежные факты................................... 164

Урок Десятый. Признания и ответы....................... 170

10.1. Опрос вашей аргументации............. 171

10.2. Нахождение альтернатив к вашей аргументации 173

10.3. Решите, что признавать..................... 176

10.4. Ответы как дополнительная аргументация 179

Урок Одиннадцатый. Основания............................. 184

11.1. Как «работает» основание............... 185

11.2. Как выглядит основание................... 186

11.3. Как узнать, когда формулировать основание... 187

11.4. Проверка ваших оснований............. 189

11.5. Как оспорить чужие основания....... 196

 

ЧАСТЬ IV. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА 201

Пролог. СНОВА ПЛАНИРОВАНИЕ............................. 202

Урок Двенадцатый. Планирование и написание черновика 206

12.1. Подготовка к написанию черновика 206

12.2. Планирование: четыре ловушки, которых следует избегать 208

12.3. План черновика................................... 211

12.4. Ловушка, которую следует избегать во что бы то ни стало: плагиат 219

12.5. Следующий шаг................................... 224

Урок Тринадцатый. Исправление организации вашей письменной работы и ее аргументации 227

13.1. Думать, как читатель......................... 228

13.2. Анализ и исправление организации письменной работы 229

13.3. Исправление вашей аргументации..Г. 236

13.4. Последний шаг................................... 238

Урок Четырнадцатый. Введения и выводы.......... 241

14.1. Три элемента введения.................... 241

14.2. Установка общего языка.................. 244

14.3. Формулирование вашей проблемы 247

14.4. Формулирование вашего ответа.... 251

14.5. Быстрое или медленное.................. 253

14.6. Организация всего введения.......... 254

14.7. Выводы................................................. 255

Урок Пятнадцатый. Визуальное сообщение фактов 260

15.1. Визуально или вербально?.............. 262

15.2. Таблицы или рисунки........................ 263

15.3. Построение таблиц............................ 263

15.4. Создание рисунков............................ 267

15.5. Визуальная коммуникация и этика 279

15.6. Графические изображения в качестве подспорья вашего мышления 280

Урок Шестнадцатый. Исправление стиля: Рассказывайте вашу историю ясно 282

16.1. Суждение о стиле.............................. 282

16.2. Первый принцип: истории и грамматика 284

16.3. Второй принцип: старое, затем новое 293

16.4. Выбор между активными и пассивными конструкциями

16.5. Последний принцип: сложность — в конце 297

16.6. Шлифовка и полировка..................... 300

ЧАСТЬ V. НЕСКОЛЬКО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ 303

Этика исследования……............................... 304

Постскриптум для преподавателей......... 308

Приложение для поиска источников...... 315

Несколько слов о некоторых наших источниках 347

 

 

СЛОВО К РУССКОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Как ежедневно демонстрируют мировые события, на нас всех оказывает огромное влияние не только качество иссле­дований, на основании которых принимаются важные ре­шения, но и то, насколько ясно и объективно сообщаются его результаты тем людям, которые эти решения принима­ют. Мы живем в мире, чье благополучие все больше и боль­ше зависит от знаний тех, кто занимается исследованиями. Но надежное исследование опирается не только на знания.

Исследования и сообщение их результатов имеют также и этическое измерение. Исследователи несут этическую от­ветственность не только перед теми, кто пользуется их ра­ботой, но и всеми, на кого она оказывает влияние. Пресле­дуя свои личные цели, слишком многие не удосуживаются объективно проанализировать ненадежную информацию, умышленно искажают ее или обманывают нас относитель­но ее значимости. Добросовестные и этичные исследователи — наша лучшая защита против подобной неправды. Надежное исследование и честное сообщение его результатов все чаще становятся проявлениями мужества и принципиальности.

Мы счастливы, что издательства «Юниверсити оф Чи­каго Пресс» и «Флинта» предоставили нам возможность по­делиться этими ценностями и знаниями, которые поддер­живают их, в этом русском переводе «Искусства исследова­ния». Мы особенно признательны Андрею Станиславскому, который, заинтересовавшись английским вариантом этой книги, сначала перевел ее на русский язык, а затем добил­ся ее публикации.

Уэйн К. Бут

Грегори Дж. Коломб

Джозеф М. Уильямc

2 октября 2003 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ АМЕРИКАНСКОМУ ИЗДАНИЮ

Мы полагаем, что второе издание «Исследования», как и пер­вое, удовлетворит потребности всех исследователей: не только первокурсников или студентов старших курсов и аспирантов, но также специалистов в частном и государственном секторе — всех, кому приходится проводить исследование по любой теме: будь то технология, политика или коммерция. Наша цель —

• провести вас через трудности организации и написания чер­новика отчета, который ставит значимую проблему и предла­гает убедительное решение;

• показать вам, как читать ваши отчеты таким образом, как это сделали бы ваши читатели, чтобы определить фрагменты, ко­торые они, скорее всего, сочтут излишне трудными, и как их затем эффективно исправить.

Этих вопросов касаются и другие учебные издания, но данная книга отличается во многих отношениях. Большая часть новейших руководств согласны в том, что исследователи не движутся по прямой линии от нахождения темы через формулирование тезиса и заполнение каталожных карточек к написанию черновика и правке. Реальное исследование петляет из стороны в сторону, дела­ет один-два шага вперед, возвращается назад и снова движется впе­ред, намечая при этом этапы, которые еще и не начинались. Но, насколько нам известно, ни одно руководство до этого не пыталось показать, как каждая часть этого процесса влияет на все осталь­ные — каким образом постановка вопросов о теме подготавлива­ет исследователя к написанию черновика, как написание черно­вика вскрывает проблемы в аргументации, каким образом по­пытка написать введение может снова отправить вас в библиотеку.

СЛОЖНОСТИ ЗАДАЧИ

Поскольку процесс исследования столь сложен, мы постара­лись рассказать о нем поподробнее, включив те разделы, которые обычно остаются не проясненными, разделы, считающиеся час­тью таинственного творческого процесса, в том числе:

• как превратить расплывчатый интерес в проблему, достой­ную постановки и решения;

• как построить аргументацию, которая побудит читателей при­нять ваше утверждение;

• как предугадать возражения вдумчивых, но критически мыс­лящих читателей и как затем ответить на них надлежащим об­разом;

• как написать введение и выводы, которые ответят на самый трудный вопрос: Ну и что?;

• как прочесть свое собственное письменное изложение так, как это могли бы сделать другие люди, и таким образом узнать, когда и как исправить его.

Центральным в каждом уроке является наш совет ставить себя на место своих читателей, представить себе, как они будут судить о том, что они читают. Однако оправдание их ожиданий — не единственная награда за освоение вами формальных элементов исследовательского отчета. Когда вы изучите эти формальные при­емы, вы сможете лучше планировать, выполнять и оценивать процесс, который создает ваш отчет. Элементы отчета — его струк­тура, стиль и методы доказательства — не пустые формулы для того, чтобы убедить читателей принять ваши утверждения. Они помогают вам проверить вашу работу и найти в ней новые на­правления.

Как вы можете догадаться, мы полагаем, что умение выпол­нить исследование и судить о нем не является достоянием элиты; оно может быть приобретено любым студентом. И хотя некоторые аспекты серьезных исследований могут быть изучены только в контексте конкретного исследовательского сообщества, задача облегчается тем, что даже если вы пока и не являетесь членом такого сообщества, вы можете создать нечто ему подобное само­стоятельно. Для этого в нашем «Постскриптуме для преподавате­лей» мы покажем вам (и вашим преподавателям), как учебная группа может создать такое сообщество.

Мы должны сказать и о том, чего мы не касаемся. Мы не рассматриваем того, как включать в аргументацию изложение фактов и «пространные описания». Не исследуем мы и того, как включать в аргументацию магнитофонные записи и другие формы аудио (звукового) представления фактов. И первое, и второе — очень важные вопросы, но слишком обширные, чтобы мы могли уделить им должное внимание в этой книге. Существуют также «продвинутые» технологии поиска в Интернете и другие способы сбора данных, охватить которые мы не имеем возможности. Наша библиография предлагает большое количество источников для ориентации в этих областях.

О ВТОРОМ ИЗДАНИИ

Исправляя первое издание, мы, естественно, были благодар­ны всем тем, кто хорошо отозвался о нем, но особенно тем, кто им пользовался. Мы рассчитывали на широкую читательскую ауди­торию, но не ожидали, что она будет такой широкой: от перво­курсников до студентов старших курсов, аспирантов и опытных исследователей (в том числе, судя по нашей электронной почте, нескольких профессоров). Мы очень признательны всем читате­лям, которые поделились своими пожеланиями по улучшению этой книги.

Поскольку прием, который был оказан первому изданию, был таким радушным, мы поначалу колебались, приниматься ли за второе. Мы не хотели утратить то, что нашли полезным читатели первого издания. Тем не менее, мы чувствовали, что узнали кое-что за последние десять лет, и знали, что в книге есть места, которые можно улучшить. (Кроме того, каждый из нас троих все­гда рад возможности написать еще один вариант всего того, что мы пишем.)

Мы провели чистку во всех уроках, удалили повторы и испра­вили не совсем удачные предложения. Мы расширили наши за­метки о том, каким образом компьютеры изменили исследова­ния. Мы значительно переработали уроки, посвященные аргумен­тации, для того чтобы лучше объяснить ряд важных вопросов. Мы также указали на одно существенное различие, которое упустили в первом издании, — разницу между доводами и фактами. (Как получилось, что оно ускользнуло от нашего внимания, мы уже никогда не узнаем; слабым утешением может служить тот факт, что очень мало найдется других книг по исследовательской аргу­ментации — если найдется вообще, — которые бы указывали на нее.) Мы видоизменили то, что говорили об ограничениях и опровержениях, которые теперь мы называем подтверждениями и от­ветами. Мы также переделали урок о визуальном представлении данных. Наконец, мы несколько реорганизовали порядок уроков. Однако везде мы постарались сохранить ту тональность, тот «го­лос» и то ощущение конкретности, которые столь многие из вас сочли важными в первом издании. Мы исправляли для того, что­бы сделать текст лучше. Иногда правка делает его хуже, но мы надеемся, что этого не случилось.

ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ

Когда мы готовили второе издание, Буту позвонил один из его бывших студентов, которого он, как всех своих студентов, когда-то настойчиво призывал исправлять свои письменные работы. Теперь он специалист, ему уже давно за сорок; а позвонил он, чтобы пере­сказать Буту сон, который видел прошлой ночью. «Вы стояли перед св. Петром у Жемчужных Ворот, надеясь, что Вас пропустят. Св. Петр взглянул на Вас, поколебался с минуту и, наконец, оказал: "Прости­те, Бут, но нам нужен еще один вариант вашей письменной работы"».

НАШИ ДОЛГИ

Мы хотим еще раз поблагодарить тех многих людей, без чьей помощи первое издание никогда не было бы реализовано, осо­бенно Стива Бигела, Джейн Эндрю и Донадда Фримена. Урок о визуальном представлении данных был значительно улучшен бла­годаря замечаниям Джо Хармона и Марка Монмонье. Мы бы так­же хотели поблагодарить тех, кто помогал нам подготовить и от­редактировать «Приложение об источниках»: Джейн Блок, Дайан Карозерс, Тину Хрзастовски, Джеймса Донато, Билла Макклил-лана, Нэнси О'Брайен, Кристин Фоулер, Клару Лопез, Ким Стил, Дэйвида Стерна, Эллен Саттон и Лёсли Траутмена. Мы также в долгу перед теми людьми в «Юниверсити оф Чикаго Пресс», ко­торые, с тех пор как мы почти десятилетие назад согласились взяться за этот проект, следили, чтобы мы довели его до конца. Что касается второго издания, мы хотели бы поблагодарить тех, чьи вдумчивые отзывы о первом издании и наших первых попытках его исправить помогли нам увидеть возможности, кото­рые бы мы иначе не заметили: Дона Бреннейса, Калифорнийс­кий университет в Санта-Круз; Джона Кокса, Колледж Хоуп; Джона Марка Хансена, Чикагский университет; Ричарда Хелли, Чикагский университет; Сусанну Хешел, Дартмутский колледж; Майрона Марти, Университет Дрэйка; Роберта Симпсона, Чи­кагский университет; У. Филлипс Шивели, Миннесотский уни­верситет; Тима Спирса, Колледж Мидлбери.

Мы также признательны Алеку Макдонадцу и Сам Ча за их неоценимую помощь в выяснении деталей разного рода и Эдаму Джернигану за его добросовестное вычитывание рукописи. Все трое были отзывчивы и надежны.

Мы снова в долгу перед теми людьми в «Юниверсити оф Чи­каго Пресс», которые помогали готовить это издание.

От У.К.Б.: Я поражаюсь, когда, оглядываясь на свои более чем пятьдесят лет преподавательской и научной деятельности, вижу, сколько моих студентов и коллег можно назвать здесь в качестве людей, которые расширили мой кругозор. Поскольку этот список получился бы слишком длинным, я благодарю в первую очередь моего главного критика, мою жену Филлис, за множе­ство полезных советов и добросовестное редактирование. Она и мои дочери, Кэтрин Стивенсон и Элисон Бут, и их дети Робин, Эмили и Аарон вместе со всеми моими коллегами помогли мне преодолеть период отчаяния за судьбу ответственного исследова­ния.

От Г.Дж.К.: Мне тоже повезло со студентами и коллегами, которые научили меня многому: первые среди них — те сотни студентов, которые делили со мной свое обучение учительской профессии. Они первые показали мне возможности совместного исследования. Однако главное, на что я опираюсь, — это дом и семья: Сандра, Робин, Карен и Лорен. Во времена хаоса и покоя они придавали цель и смысл всему. До них была другая любящая семья, чей центр, Мэри, по-прежнему служит для меня образ­цом, к которому я могу только стремиться.

От Дж.М.У.: Моя семья увеличилась со времени выхода пер­вого издания, я еще больше благодарен им за любовь и поддерж­ку: Ол, Крис, Дэйв и Патти, Меган и Фил, Джо и Кристин, а теперь Лили и двойняшки Николас и Кэтрин. И, от начала и до конца, Джоан; ее терпение, любовь и здравый смысл вознаграж­дают меня более щедро, чем я того заслуживаю.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Эта книга, английское название которой можно перевести как «Искусство (или «мастерство») исследования» в рекомендациях не нуждается. Достаточно сказать, что ее первое издание, вышед­шее в 1995 году, было переведено на несколько иностранных язы­ков и только в США разошлось тиражом более 150 тыс. экземпля­ров, что для учебного пособия является показателем большого успеха.

Как читатель, советую не пожалеть времени на знакомство с предложенной авторами в Части II очень эффективной трехсту­пенчатой стратегией обдумывания черновика исследовательского отчета, а в Части III — оригинальной и действенной методикой логического анализа текстов, как своих, так и чужих.

Как читатель и переводчик, хочу обратить внимание еще на одну особенность этой книги. Авторы много говорят о работе с источниками — как их искать, отбирать, анализировать и т.п. Этому специально посвящены Уроки 5 и 6, а также два заключительных раздела в Части V. По понятным причинам значительная часть этих источников, а также ресурсов по их поиску может оказаться недоступной среднему российскому читателю, в том числе сту­денту. Я полагаю, однако, что познакомиться с названиями и краткой характеристикой этих источников полезно уже хотя бы потому, что данная область — «риторика исследований», как ее называют авторы, — к сожалению, пока недостаточно разработа­на в отечественной литературе. Кроме того, тем «начинающим авторам» — студентам, аспирантам, преподавателям и специали­стам разных областей, — которые занимаются или только соби­раются заняться серьезными исследованиями, не обойтись без знания того, как это делается «у них». С этой точки зрения пред­лагаемая авторами обширная библиография, в том числе на элек­тронных носителях (Интернет, CD-ROM) послужит превосход­ным путеводителем по англоязычным библиографическим ресур­сам, физическим и «виртуальным». Международные контакты России, в том числе в области науки и образования, постоянно расширяются, поэтому не вызывает сомнения, что многие из упомянутых в этой книге ресурсов могут в недалеком будущем войти в отечественный научный и культурный оборот. Первое

знакомство с ними, тем более «с подачи» трех авторитетных уче­ных и педагогов с многолетним стажем, поможет сделать гряду­щую и более продолжительную встречу с этими источниками и более продуктивной.

Я искренне благодарен авторам, профессорам Уэйну Буту, Грегу Коломбу и Джозефу Уильямсу, за их моральную и техни­ческую поддержку при работе над русским изданием, издатель­ству «Юниверсити оф Чикаго Пресс» — за любезное разрешение на перевод и за сотрудничество, издательствам «Флинта» и «На­ука» за их отзывчивость и профессионализм при осуществлении этого проекта, а также Аркадию Бущенко, внимательному чита­телю и критику рукописи перевода.

Андрей Станиславский

 

ЧАСТЬ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ЧИТАТЕЛИ

 

 

ПРОЛОГ. НАЧАЛО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Если вы начинаете свой первый исследовательский проект, эта задача, возможно, покажется вам непосильной. Как мне най­ти тему? Где я найду информацию о ней? Что мне делать с ней, когда я найду ее? Даже если вы уже написали одну исследователь­скую работу по курсу письменного изложения, мысль еще об одной работе может показаться даже более пугающей, если теперь вы должны сделать что-то реальное. Даже опытные исследователи немного волнуются, когда принимаются за новый проект, осо­бенно если он нового рода. Поэтому, что бы вы сейчас ни чув­ствовали, знайте: большинство исследователей чувствуют то же самое. (Это чувство хорошо знакомо и нам троим.) Разница зак­лючается в том, что опытные исследователи знают, что ждет их впереди — тяжелая работа, но также и азарт охотника; разочаро­вания, но и тем большее удовольствие; периоды метаний, но и уверенность в том, что все это сложится вместе.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Опытные исследователи также знают, что исследование чаще всего «складывается», когда они имеют план — не важно, на­сколько «сырой». Прежде чем начать, они могут точно и не знать, что именно они ищут, но они знают в общих чертах, что им требуется, как это найти и как оно должно выглядеть, когда они найдут это. А собрав свой материал, они не садятся тут же писать, так же как и квалифицированные строители не начинают тут же пилить бревна: они составляют план — может быть, не более чем набросок плана, даже не на бумаге. Но ни в коем случае умные исследователи не позволят своему плану загнать себя в угол. Они меняют его, если сталкиваются с проблемой или если обнаружат в какой-нибудь второстепенной проблеме что-то более интерес­ное, что отправит их в новом направлении. Но начинают они с плана.

Газетный репортер, например, следует плану, когда пишет свою историю в форме перевернутой пирамиды, помещая наиболее важную информацию вначале. Но делает он это не потому, что ему так удобнее, что так ему будет легче работать над черно­виком, а потому, что так читатели могут быстрее увидеть суть его сообщения, а затем решить, читать ли им его дальше. Бухгалтер знает, как спланировать аудиторское заключение, но это заклю­чение также позволяет инвесторам быстро найти информацию, которая им необходима, чтобы решить, является ли их компания «Интелом» или еще одним «Энроном». В этих рамках авторы, ко­нечно же, свободны иметь разные точки зрения, делать ударение на отдельных идеях, оставлять на своей работе отпечаток своей индивидуальности. Но они также знают, что, когда они следуют стандартному плану, они помогают себе писать, а читателям чи­тать — эффективно и продуктивно.

Цель этой книги — помочь вам создать, выполнить и, если необходимо, исправить план, который позволит вам не только осуществить ваши самые лучшие, самые оригинальные идеи, но и написать черновик отчета, который отвечает самым высоким читательским ожиданиям.

ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Но сначала простой вопрос: А зачем заниматься исследования­ми вообще? Помимо оценки, что в нем для вас лично?

Для новичков в исследованиях есть непосредственные и прак­тические выгоды. Изучение техники выполнения исследований поможет вам понять изучаемый материал так, как это не сделает никакой другой вид работы. Вы оцените то, что вы читаете, мак­симально вдумчиво только тогда, когда вы испытали на себе изменчивый и часто хаотичный процесс выполнения собственного исследования. Написание вами самостоятельного отчета поможет вам понять ту работу, которая стоит за тем, что вы находите в учебниках и что эксперты рассказывают общественности. Отчет даст вам возможность узнать непосредственно, каким образом знание зависит от того, какие вопросы задаются, а какие нет; каким образом стандартные формы представления исследования влияют на виды тех вопросов, которые вы задаете, и ответы, ко­торые вы предлагаете.

В более отдаленной перспективе навыки, которые вы приоб­ретете сейчас, станут важны тогда, когда вы будете заниматься серьезной работой в любой области, которую изберете для изуче­ния. В еще более отдаленной перспективе навыки исследования сослужат вам добрую службу через много лет после окончания вуза, особенно в эпоху, удачно названную «Веком Информации» (или, слишком часто, Дезинформации). Солидное исследование, ясно изложенное, имеет сегодня величайшую ценность, когда Интернет и кабельное телевидение наводняют мир таким огром­ным объемом информации, который мы не можем переварить, еще меньше — оценить, особенно когда такой огромный ее объем базируется на исследованиях и мы опираемся на эти исследова­ния на свой страх и риск. И, хотя многие могут счесть это идеа­лизмом, последняя причина для занятия исследованиями — это радость, которую приносит решение загадки, удовлетворение от открытия того, чего никто больше не знает и что приумножает богатство человеческого знания и понимания.

Исследование, однако, предмет не того рода, которому вы обучаетесь раз и навсегда. Каждый из нас троих сталкивался с исследовательскими проектами, которые заставляли нас окиды­вать свежим взглядом то, как мы делаем нашу работу. Всякий раз, как мы адресовали наше исследование новому исследовательско­му сообществу, мы должны были изучить его принципы, чтобы сосредоточиться на том, что важно этим людям. Но даже тогда мы могли по-прежнему опереться на несколько общих принципов, которых придерживаются все исследовательские сообщества, принципы, которые описаны в этой книге. Мы полагаем, что эти принципы будут полезны вам не только сейчас, но и на протяже­нии многих лет, когда будут меняться ваши обстоятельства, а исследовательские задачи (и ваши читатели) будут становиться все более и более требовательными.

Но мы должны быть откровенны: выполнить исследование добросовестно и точно сообщить о нем — дело трудное. Оно включает в себя много задач, часто требующих вашего внимания в одно и то же время. Каким бы сложным ни был этот процесс, мы будем идти не спеша, шаг за шагом, чтобы и вы смогли это сделать. Когда вы сумеете справиться с отдельными частями, вы справитесь и с целым и будете смотреть на новые исследования более уверенно.

ПОТОКИ ДЕЗИНФОРМАЦИИ

Со времени атаки 11 сентября на Всемирный торговый центр правительство США столкнулось с необходимостью не только иско­ренять терроризм, но и противостоять фантастическим утвержде­ниям, которые распространялись на Ближнем Востоке, особенно через Интернет, что среди террористов не было ни одного мусуль­манина, что евреев предупредили заранее и они остались дома, что эти атаки были делом рук ЦРУ, — утверждениям, которым многие верили, хотя они не подкреплялись никакими фактами.

Однако, прежде чем «испытать» чувство собственного превос­ходства, мы должны вспомнить несколько фантастических историй, в которые верят многие американцы: ЦРУ начало эпидемию СПИД, чтобы уничтожить гомосексуалистов; правительство США до сих пор прячет тела инопланетян в «Зоне 51»; штрих-коды — это заговор ООН с целью захватить мировое господство. Ни одно общество не сво­бодно от диковинных суеверий, но мы все можем научиться смот­реть сквозь них и доказывать то, что мы считаем истиной. Это не убедит всех и каждого, но это может убедить кого-то, в том числе и нас самих.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ

Самый лучший способ преодолеть сложность исследования (и беспокойство, связанное с ним) — прочитать эту книгу дважды. Сначала бегло просмотрите ее, чтобы увидеть, что она предлага­ет (листайте дальше, когда почувствуете, что запутались, или почувствуете скуку). Затем, начав работу над своим проектом, читайте внимательно те уроки, которые относятся к вашей бли­жайшей задаче. Если вы совершенный новичок в исследованиях, начните читать с самого начала. Если вы имеете некоторый опыт, но все еще чувствуете себя не вполне уверенно в вашей специаль­ности, просмотрите Часть I, затем сконцентрируйтесь на всем остальном. Если вы считаете себя опытным исследователем, вы найдете, возможно, наиболее полезными Урок 4, Части III и IV.

В Части I мы рассмотрим то, что должны серьезно обдумать те из вас, кто берутся за свой первый проект: почему читатели ожи­дают, что вы будете записывать исследование тем или иным спо­собом (Урок 1) и почему вам следует смотреть на свой проект не как на работу исследователя-одиночки, а как на беседу с теми людьми, чью работу вы читаете, а затем и с теми людьми, кото­рые будут читать вашу работу (Урок 2).

В Части II мы расскажем о том, как оформить и развить ваш проект. Мы объясним,

• как вывести тему из некоего интереса, а затем как сосредото­читься на ней и задать ей вопросы (Урок 3);

• как превратить эти вопросы в исследовательскую проблему (Урок 4);

• как найти источники, которые направят ваш поиск ответов (Урок 5);

• как использовать эти источники и проанализировать то, что вы находите (Урок 6).

В Части III мы расскажем о том, как составить солидное «дело» в поддержку вашего утверждения. Мы расскажем

• об элементах исследовательской аргументации (Урок 7);

• что считается значимым утверждением (Урок 8);

• что считается сильными доводами и надежными фактами (Урок 9);

• почему и как вы должны признать вопросы, возражения и альтернативы и ответить на них (Урок 10);

• как вам обосновать логику вашей аргументации (Урок 11).
В Части IV мы изложим шаги по написанию вашего отчета:

• как спланировать и написать первый вариант черновика (Урок 12);

• как проверить и исправить его (Урок 13);

• как написать введение и выводы, которые убедят читателей, что ваш отчет заслуживает того, чтобы они потратили на него свое время (Урок 14);

• как представить сложные количественные факты ясно и целе­направленно (Урок 15);

• как отредактировать ваш стиль так, чтобы он стал ясным, конкретным и читабельным (Урок 16).

В послесловии «Этика исследования» мы поразмышляем о про­блеме, которая выходит за рамки профессиональной компетенции. Выполнение исследования и сообщение о нем — это соци­альная деятельность, имеющая этическое измерение. Мы все зна­ем о недавних скандалах, связанных с нечистоплотными иссле­дованиями историков, физиков, аналитиков фондового рынка и др., и мы видим, насколько широко распространен плагиат сре­ди авторов всех уровней, от школьников до тех, кто находится на вершине в своей профессии. Эти события подчеркивают важность серьезных размышлений о том, что представляет собой этичное исследование и этичное сообщение о нем.

Между некоторыми уроками вы встретите «Подсказки», ко­роткие разделы, которые дополняют уроки. Одни «Подсказки» представляют собой анкеты; другие — рассматривают дополни­тельные вопросы для старшекурсников, третьи — рассматривают вопросы, не отраженные в уроках. Но все они добавляют что-то новое.

В конце этой книги вы найдете краткий обзор недавних работ по вопросам, которые мы рассматриваем в этой книге, эссе, ко­торое предназначено тем, кто учит исследованию, и библиогра­фию источников как для начинающих исследователей, так и для тех, кто приступает к освоению конкретных областей деятельно­сти.

Исследование — это тяжелый труд; но, как и во всякой хоро­шо сделанной сложной работе, и ее процесс, а ее результаты могут принести истинное личное удовлетворение. Немалая доля этого удовлетворения вырастает из знания того факта, что ваша работа укрепляет и сохраняет ткань вашего сообщества. Это ощущение вашего общественного вклада никогда не бывает более радост­ным, чем тогда, когда вы открываете нечто, что, по-вашему, улучшит жизнь ваших читателей, изменив и образ, и строй их мыслей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...