Часть IV. Подготовка к написанию, написание и правка черновика
ПРОЛОГ. СНОВА ПЛАНИРОВАНИЕ Ни одна формула не подскажет вам, когда вам следует начать писать черновик. Бут начинает в каком-то смысле «очень рано»; затем, как только его идеи прояснятся, он должен решать неприятную задачу: что ему выбросить. Коломб, заядлый планировщик, пишет дюжину планов и два-три «предварительных конспекта». Уильяме пробует столько же вариантов, сколько Бут и Коломб, но в уме; он пишет по ходу, но начинает серьезный черновик только тогда, когда имеет некоторое целостное представление. Вам тоже необходимо найти для себя наилучший способ, как начать свой черновик. Вы можете подготовиться к этому моменту, если пишете конспекты, аналитические и критические замечания с самого начала работы над проектом. Вы узнаете о своей готовности, если: • вы представляете, как выглядят ваши читатели, почему их должна волновать ваша проблема; вы имеете представление о том характере, который вы хотите предъявить им; • вы можете наметить вопрос, определяющий пробел в знании или понимании, который вы хотите заполнить, и ответ на одно-два предложения; • вы можете наметить поддержку для вашего утверждения: ваши главные доводы и факты; • у вас есть представление о тех видах вопросов, альтернатив и возражений, которые, вероятно, будут предложены вашими читателями, и вы можете ответить на них; • вы знаете главные основания, которые вы должны сформулировать, а возможно, и поддержать. Когда опытные авторы полагают, что они готовы начать черновик, они знают, что им не удастся прошагать, как на параде, прямо к окончательному продукту. Они знают, что будут попадать в тупики, но и делать открытия, а может быть, даже переосмыслят весь свой проект. Они допускают, что многое из их первоначального изложения окажется в папках или мусорной корзине, и поэтому они начинают пораньше, чтобы оставить себе время для правки. Именно тогда они будут обдумывать, является ли то, что они знают, тем, что, в конечном счете, сумеют сказать.
В Уроке 12 мы проведем вас через процесс планирования и написания черновика вашего отчета, затем, в Уроке 13, через не менее трудную задачу исправления его организации. В Уроке 14 мы объясним, как «презентовать» весь ваш проект с помощью введения, которое побуждает читателей читать ваш отчет более внимательно. В Уроке 15 мы расскажем, как ясно представить сложные данные в визуальной (графической) форме. Наконец, в Уроке 16 мы разберем проблемы ясного и конкретного стиля изложения. Крайний срок наступает слишком быстро, заставляя нас мечтать еще об одном месяце, неделе или даже всего одном дне. (Мы трое «сражались» со сроками, когда готовили первое издание этой книги и снова — работая над этим изданием.) В самом деле, есть некоторые исследователи, которые не способны окончить свою работу; они думают, что должны продолжать ее до тех пор, пока их отчет, статья, диссертация или книга не станут совершенными. Ни одного такого совершенного документа никогда не существовало и не будет существовать. Все, что вы можете сделать, — это постараться максимально приблизить ваш отчет к идеалу с учетом времени, имеющегося в вашем распоряжении. Работая над ним, мысленно говорите себе: Приложив все мои силы, вот что я считаю истиной — не всей или окончательной истиной, — но истиной, важной для меня и, я надеюсь, для вас, истиной, которую я поддержал настолько всесторонне, насколько время и мои способности мне позволили, так чтобы вы могли найти в моей аргументации веские доводы рассмотреть ее, даже принять ее и, возможно даже, пересмотреть то, что вы считаете истиной.
ПОДСКАЗКА: ПЛАНИРОВАНИЕ План может быть полезен, а может оказаться помехой. Мы трое помним, как, будучи студентами, мучились над составлением планов с римскими цифрами, каждый уровень — со своим отступом, каждому подзаголовку «А» всегда соответствует подзаголовок «Б». (Конечно, мы, как правило, сначала писали работу и только потом «планировали» ее, а после утверждали, что делали все наоборот.) Одним авторам необходим подробный план; другим — формальный план кажется слишком подробным. У Бута есть папка с двадцатью одним планом, которые на протяжении семи с лишним лет исправляли изложение одной из его книг. Коломб использовал почти столько же планов для своей первой книги, но он взял за правило с каждым новым черновиком уничтожать предыдущий. Уильяме составил план своей книги по истории английского языка на обратной стороне конверта. В самом деле, разные виды планов полезны на разных этапах процесса планирования: важно делать различие между планами, основанными на темах, и планами, основанными на идеях, и знать, когда полезен каждый из них. План, основанный на темах, состоит не из законченных высказываний, а из имен существительных и именных словосочетаний. Введение: Компьютеры в учебном процессе. Применение компьютеров а) Лабораторные занятия б) Семинарские занятия Контрольные исследования а) Исследование А б)Исследование Б
Подобный набросок может направить в самое начало вашей работы над черновиком, если вам кажется, что вы знаете, что именно хотите сказать в каждой его части. Но как только вы начали писать черновик, вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях. I. Ведение: Ценность компьютеров в учебном процессе неопределенна. II. Разное их применение дает разные результаты. а) Все применения увеличивают гибкость. б) Объединенные в сеть компьютерные классы обеспечивают взаимодействие между студентами. в) На семинарских занятиях компьютеры не улучшают обучение III. Исследования показывают, что преимущества правки на компьютерах ограничены.
а) Исследование А: авторы более многословны. б) Исследование Б: авторам нужен распечатанный на бумаге экземпляр, чтобы эффективно вносить исправления. IV. Выводы: Слишком рано говорить, насколько сильно компьютеры улучшают обучение. а) Слишком мало надежных экспериментальных исследований. б) Слишком короткая история, слишком много учебных программ, которые совершенствуются. План этого вида помогает увидеть, сочетаются ли ваши идеи между собой. Возможно, вам не удастся создать его до тех пор, пока вы не закончите черновик, но чем раньше вы сумеете составить его, чтобы проверить свою аргументацию, тем лучше. Если вы отдаете предпочтение визуальному мышлению, изложите ваш план как «доску объявлений», поместив каждую идею и ее поддержку на отдельной карточке или странице (см. с. 157). Многие авторы лучше «схватывают» структуру, когда они могут буквально разложить ее на столе или развесить на стене. (Это особенно полезно, когда вы работаете в группах.)
УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА Если вы следовали нашим советам, то вы уже написали многое, что должно помочь вам начать первый вариант вашего черновика. Но если у вас трудности с тем, как начать его, этот урок должен помочь вам, работаете ли вы над своим первым или двадцать первым исследовательским проектом. Нет ничего легче, чем отложить написание вашего черновика «на потом» — Почитаю еще неделю, думаете вы, еще день, еще час; вот только допью эту чашку кофе и я буду готов, чтобы все обдумать еще раз и начать писать. И в дальнейшем, пожалуй, не будет ничего, что доставит вам столько огорчений. Письменное изложение — тяжелая работа, более тяжелая, чем чтение еще одной статьи или даже десятка статей. Но когда-нибудь вы должны начать, и вам будет это легче сделать, если у вас будет подробный план. Фактически вы уже составили его, если собрали элементы вашей аргументации так, как мы предлагали в последних уроках. От этого плана всего один маленький шаг до первого варианта вашего черновика.
12.1. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ЧЕРНОВИКА Если вы сначала обдумаете свое изложение, а затем набросаете предварительный план, работа над черновиком пойдет быстрее и даст лучший результат. Те из вас, кто просто садятся за стол и пытаются придумать первое слово, а потом следующее, рискуют столкнуться с явлением, которое называется «писательский блок», когда вы не можете писать совсем или, что хуже, начинаете по капле ронять слова, расплывающиеся в бесформенные абзацы. Но, прежде чем вы начнете планировать черновик, вам следует поразмыслить над тем, зачем и как вы его будете писать. 12.1.1. ЧЕРНОВИК-ИССЛЕДОВАНИЕ И ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ЧЕРНОВИК Опытные авторы часто начинают писать до того, как они узнают точно, что они собираются сказать, но они также знают, что первый вариант их черновика является всего лишь черновиком-исследованием и что многое из того, что они пишут, не сохранится. Поэтому они начинают пораньше и планируют внести множество исправлений. Риск незапланированного изложения-исследования заключается в том, что вы можете так и не перейти к серьезной работе над черновиком до того, как крайний срок заставит вас сдать все, что у вас накопилось. Черновик-исследование может помочь вам открыть предметы, о которых вы не могли даже подумать, но он неэффективен, если у вас есть время только на один-два варианта черновика. Если вам необходимо быстро получить окончательный вариант, вы должны писать черновик целенаправленно. 12.1.2. ДВА СТИЛЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ НАД ЧЕРНОВИКОМ «Быстрый и неряшливый». Многие авторы, как только составят план, начинают писать настолько быстро, насколько быстро они способны перемещать авторучку или нажимать на клавиши компьютера. Не заботясь о стиле и даже о ясности, и меньше всего — о безукоризненной грамматике, они стремятся сохранить поток своих идей. Если какой-либо раздел «топчется на месте», они отмечают место, где это произошло, сверяются со своим планом и продолжают писать. Если изложение идет гладко, они не заботятся о включении цитат или сносок: они записывают ровно столько, сколько необходимо, чтобы знать, что им следует добавить позднее. Затем, если они «застрянут», им есть чем заняться: добавить ссылки, вписать длинные цитаты, убедиться, что библиография включает все источники — делать все, что угодно, лишь бы отвлечься от того, что блокирует их, не уводя в то же время от задачи; они дают возможность своему подсознанию поработать над данной проблемой. Или отправляются на прогулку. «Медленный и аккуратный». Другие авторы умеют писать только одно отшлифованное предложение за другим. Если вы не можете представить себе более быстрого — но и более грубого — стиля, смиритесь с этим. Но помните: чем больше мелких деталей вы доводите до совершенства вначале, тем меньше возможностей у вас будет поменять их местами позднее. Если вы попытаетесь внести крупномасштабные исправления, вы столкнетесь с большими трудностями, потому что даже небольшое изменение может потребовать больше попутных изменений, чем остается времени на это. Поэтому, если вы пишете одно отшлифованное предложение за другим, составьте подробный план, который подскажет вам, куда идти и как туда добраться, а затем периодически отслеживайте свое продвижение.
Каков бы ни был ваш стиль, создайте «ритуал» вашей писательской деятельности. Установите ежедневные нормы времени и страниц. Ритуально поправьте ваш рабочий стол, усядьтесь поудобнее, заточите карандаши или загрузите компьютер, отрегулируйте настольную лампу. Не проверяйте электронную почту и не входите в Интернет. Твердо придерживайтесь своего решения сидеть за столом положенное время, независимо от того, будут ли приходящие вам в голову слова казаться золотыми или заурядными.
12.2. ПЛАНИРОВАНИЕ: ЧЕТЫРЕ ЛОВУШКИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ Проблемы с организацией первого варианта черновика у начинающих исследователей часто возникают оттого, что они учатся тому, как писать, одновременно узнавая, что им писать. В этих борениях они хватаются за первый приходящий им в голову принцип организации черновика. Мы опишем несколько надежных планов чуть ниже, но сначала объясним, каких четырех планов следует избегать, потому что они парализуют ваше индивидуальное мышление. 12.2.1. НЕ ОРГАНИЗУЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ Начинающие исследователи в своих письменных работах часто повторяют буквальные формулировки своего задания. Поступайте так, только если ваше задание требует этого и только если вы не можете придумать ничего лучшего. Если задание просит вас сравнить А с Б, не думайте, что ваша работа должна состоять из двух частей — одна для А, другая для Б, и только в этом порядке. Если вы повторите ваше задание слово в слово в первом же абзаце, ваш преподаватель, вероятно, сочтет, что вы не добавили ни одной собственной идеи, как в примере ниже. Задание преподавателя: Разные теории восприятия по-разному учитывают участие познания в обработке сенсорной информации. Некоторые ученые утверждают, что информация достигает мозга напрямую, другие — что органы восприятия подвержены познавательному воздействию. Сравните две-три теории визуальной, акустической или тактильной перцепции, которые занимают разные позиции по этой проблеме. Первый абзац студенческой работы: Разные теории визуальной перцепции по-разному учитывают роль участия познания в обработке сенсорной информации. В этой работе я сравню две теории визуальной перцепции, одна из которых... 12.2.2. НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕСЬ ОБОБЩЕНИЕМ ИСТОЧНИКОВ Когда вы незнакомы с предметом, легко соскользнуть в обобщение (конспектирование) и цитирование, особенно если вы начинаете с «истории вопроса». Наихудшая форма этого называется «с миру по нитке» — сшивание вместе цитат из дюжины источников в форме, которая в очень незначительной степени отражает ваше собственное мышление. Вас почти неизбежно упрекнут: Это всего лишь конспект, никакого анализа. В некоторых областях требуется, чтобы вы изучили то, что сказали другие, но ваш преподаватель и в этих конспектах-обобщениях все равно будет искать вашу точку зрения, свидетельства работы над источниками вашего мышления. «С миру по нитке» особенно рискованно, если вы выполняете большую часть вашего исследования, опираясь на Интернет. После того как вы «скачали» несколько цитат, графиков, таблиц и гистограмм, нет ничего проще, чем поместить их все в ваш текст, добавив несколько слов-связок. Но опытные преподаватели научились определять такие коллажи из веб-страниц, и поэтому вам не удастся провести большинство из них. Если вы выполняете полевое исследование, не просто сообщайте наблюдения или повторяйте цитаты из опросов. В нем тоже должен быть виден ваш личный «вклад» на протяжении всего отчета — в тех способах, с помощью которых вы отбирали и использовали ваши данные. Пользуйтесь своими наблюдениями, чтобы поддержать ваш анализ, а не заменить его. 12.2.3. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ТЕМ ВАШИХ ДАННЫХ Легко организовать отчет вокруг очевидных тем, таких, как те люди и предметы, о которых вы пишете. Но лучше разместить данные в более «аналитические» категории, категории, созданные вашим собственным изучением данной темы. Допустим, вы пишете о снах и воображении у Фрейда и Юнга, фокусируясь на социальных и биологических переменных. Вы можете «ухватиться» за такую очевидную организацию вашей работы: первая половина о Фрейде, вторая — о Юнге, поскольку их имена узнаваемы и данные могут быть разделены на две простые категории. Но этот порядок помешает читателям увидеть, каким образом вы проанализировали эти данные в контексте вашего утверждения. Если вы утверждаете: Сны в большей степени зависят от биологических переменных, воображение — от социальных, тогда организуйте ваш отчет не вокруг Фрейда и Юнга, и даже не вокруг социальных и биологических переменных, а вокруг снов и воображения. 12.2.4. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ РАССКАЗА О ВАШЕМ ИССЛЕДОВАНИИ Немногие читатели заинтересуются скрупулезным отчетом о том, что вы нашли, препятствиях, которые вы преодолели, о новом направлении, в котором вы двинулись, и как вы затем нащупали ответ. Вы увидите признаки этой проблемы в таком языке, как Первый вопрос, который я рассмотрел, был..., Затем я сравнил... Выделите каждое предложение, которое относится больше к выполнению вашего исследования, чем к его результатам; больше к актам вашего мышления и письменного изложения, чем непосредственно к вашим идеям. Если вы выделили довольно много таких предложений, то вы, скорее всего, не поддерживаете свое утверждение, а рассказываете историю о том, как вы его нашли. Вычеркните все, что не помогает читателям «ухватить» вашу аргументацию, а затем реорганизуйте то, что осталось. В лабораторном исследовании не «закапывайте» ваши результаты в пошаговом описании лабораторной работы. Когда вы описываете свой метод, ваш вклад должен быть виден именно в том, как вы отобрали только подходящие к делу (соответствующие) детали.
12.3. ПЛАН ЧЕРНОВИКА В общем, прежде чем вы сформируете план, потратьте какое-то время на «категоризацию» и «перекатегоризацию» своих данных с тем, чтобы помочь себе найти точку зрения, которая наилучшим образом отразит ваш образ мыслей и поможет увидеть его читателям. Какие категории наилучшим образом отразят структуру ваших доказательств? Воспользуйтесь ими, чтобы организовать аргументацию. Вы можете даже найти утверждение более интересное, чем то, которое вы предложили сначала. Читая о нижеследующих шагах, не предполагайте, что вы должны делать их строго в указанном порядке; сделайте их все, но таким способом, который отвечает вашим потребностям. 12.3.1. РЕШИТЕ, ГДЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ВАШУ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ Если у вас есть представление о вашей главной идее, выразите ее как можно конкретнее, затем решите, где сформулировать ее в первый раз. Практически говоря, у вас есть выбор только из двух вариантов: • во введении — в конце или ближе к концу; • в выводах — в начале или ближе к началу. Этот выбор крайне важен, потому что он формирует социальный контракт с вашими читателями. Если вы формулируете главную идею (то, что мы называли вашим главным утверждением, когда рассказывали об элементах аргументации) в конце введения, вы говорите читателям: Отныне вы контролируете чтение этого отчета. Вы знаете в общих чертах мою проблему и ее решение. Вы можете решить, как — и стоит ли вообще — читать дальше. Читателям не придется гадать, каково ваше утверждение, но если оно серьезно, они захотят узнать, каким образом вы поддерживаете его. С другой стороны, если вы ждете до выводов, чтобы сформулировать вашу главную идею, вы установите отношения с читателями, в большей степени контролируемые вами: Читатели, вы последуете за мной через весь отчет, рассматривая каждый пункт, который я предлагаю, в порядке, который я выбрал, до самого конца, где я изложу вам мои выводы. Вы заставляете читателей выяснять, куда их ведут ваши факты, как в детективе. Большинство читателей исследовательских отчетов (или фактически большей части нехудожественной литературы) предпочитают видеть главную идею пораньше — в конце введения, потому что это дает им максимальный контроль над собственным чтением и помогает лучше понять сообразность (соответствие) всего, что идет дальше. В самом деле, во многих областях стандартные формы отчетов требуют следовать структуре «идея сначала»; к ним относятся авторефераты, которые сообщают главную идею и обобщают ее поддержку. (Некоторые авторефераты, однако, обобщают только проблему и методологию; см. с. 238—240.) В других областях, однако, стандартные формы требуют, чтобы вы помещали главную идею в разделе, называемом Выводы. Если вы следуете этой форме, читатели по-прежнему должны знать, куда направляется ваш отчет. Поэтому во введении дайте им представление о направлении (они могут, конечно, сразу «перепрыгнуть» к выводам, прочесть их и начать чтение еще раз или отложить ваш отчет в сторону). ИДЕИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕШЕНИЯ, ОТВЕТЫ И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВАШИХ САМЫХ ВАЖНЫХ МЫСЛЕЙ В Части II мы пользовались понятиями ответ и решение, чтобы указать на предложение или предложения, которые решают вашу центральную проблему. В Часта III мы пользовались термином утверждение, чтобы указать на предложение или предложения, которые составляют центральное высказывание, поддерживаемое вашей аргументацией. Ответ, решение и утверждение — это, как правило, одно и то же предложение. Эти понятия также указывают на главное утверждение вашего отчета (некоторые авторы также пользуются понятием тезиса). Мы пользуемся разными понятиями для одного и того же предложения потому, что каждое понятие определяет его под разным углом зрения. Большинство письменных работ, исследовательских или нет, высказывают идеи — сначала главную идею, центральную для работы в целом, а затем промежуточные идеи, центральные для каждого раздела и абзаца. В исследовательском отчете ваша главная идея является также вашим главным утверждением, а ваши промежуточные идеи — доводами. Ваша главная идея/утверждение также отвечает на ваш вопрос или формулирует решение вашей проблемы. 12.3.2. СПЛАНИРУЙТЕ РАБОЧЕЕ ВВЕДЕНИЕ Некоторые авторы не пишут последних слов своего отчета, пока не напишут его первые слова; наряду с планом большинство из нас нуждается в рабочем введении, которое укажет верное направление. Вы должны быть готовы исправить его, возможно, даже отказаться от него, но для ваших ближайших задач оно должно быть максимально конкретным (вернитесь к с. 147—150). Наименее продуктивно введение, которое всего лишь объявляет тему: Настоящее исследование — о порядке рождения и успехах среди недавних иммигрантов. Лучше создать небольшой контекст, затем кратко сформулировать ваш вопрос и указать, почему он важен, а затем ответить на него, если ответ вам известен. Если у вас нет решения, попробуйте охарактеризовать тот вид решения, которое вы надеетесь найти. Вот эти четыре шага по отдельности: Говорят, что старшие сыновья в белых семьях из среднего класса больше зарабатывают, дольше сохраняют рабочее место и сообщают о большем удовлетворении от своей работы. mlmKCT Но ни одно исследование не рассматривало недавних иммигрантов из Юго-Восточной Азии с целью выяснить, не повторяют ли они ту же модель. Если эта модель не действует, мы должны понять, действует ли какая-то иная модель, почему она иная и в чем состоят ее следствия, потому что только тогда мы сможем понять, каким образом модели успехов и неудач в других этнических общинах отличаются от этих же моделей в европейских общинах следствия вопроса Предполагаемая модель, похоже, распространяется на все этнические группы, особенно на группы из Вьетнама, но она отчасти зависит от того, как долго семьи находятся в США и каков был их экономический уровень до прибытия в США. гипотетический ответ Это введение лишь намечает проблему и указывает направление ее решения, но его достаточно, чтобы вы отправились в путь. В окончательном варианте вашего черновика вы исправите его так, чтобы оно сформулировало более ясное и более полное представление о проблеме и решении, которое вы предлагаете (мы рассмотрим введения подробно в Уроке 14). Если вы «застряли» всерьез с тем, как начать ваш черновик, вернитесь к Уроку 4 (с. 80—82) и воспользуйтесь трехступенчатой моделью оттуда: В этой работе мы рассмотрим корреляцию между экономическим успехом и порядком рождения среди недавних иммигрантов из Юго-Восточной Азии, тем1 чтобы определить, действует ли для них та же самая модель, которая действует для коренных американцев. 1ощос, Это даст нам возможность объяснить, каким образом семейное происхождение и национальность влияют на социальную мобильность в разных культурах. тп 2 Если вы решили объявить вашу главную идею пораньше, сформулируйте ее здесь, в конце введения. Затем, по мере дальнейшей работы над черновиком, сверяйтесь с ней, чтобы удостовериться, что ваша аргументация по-прежнему поддерживает ее. Если вы решили отложить вашу идею до выводов (вам нужно иметь очень веские доводы, чтобы сделать это), закончите рабочее введение вашей идеей в любом случае. Затем, занимаясь правкой, вы удалите ее, заменив ее «идеей-трамплином», о которой мы расскажем в Уроке 14. 12.3.3.ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ОТЧЕТА В некоторых областях вы можете спланировать вашу аргументацию в традиционной, предписанной форме. Типичный порядок для экспериментальной письменной работы, следующий: Введение — Методы и материалы — Результаты — Обсуждение — Выводы. Если читатели в вашей области рассчитывают увидеть подобные формы, у вас небольшой выбор того, как вам организовать вашу аргументацию. В других областях, однако, вам необходимо найти свою собственную форму. Вот стандартный план, подходящий для отчета, в котором вы разместили вашу главную идею в конце введения: 1. Наметьте необходимые детали, определения, условия. Как только вы получите рабочее введение, решите, что вашим читателям следует знать и понять, прежде чем они смогут понять суть вашей аргументации. В зависимости от области вам, быть может, придется изложить вашу проблему и определить термины, проанализировать важные основания, установить границы вашего проекта, поместить вашу проблему в более широкий исторический или социальный контекст и т.д. Эта «история вопроса» должна быть краткой, иначе вы рискуете получить нецеленаправленный и не подходящий к делу конспект. Не позволяйте этому конспекту доминировать над вашим отчетом. Не следует подробно конспектировать сюжет пьесы или романа, все недавние исследования по вашей теме, исторический фон какого-либо события и т.п. Сообщайте ровно столько деталей, сколько необходимо, чтобы читатели поняли специальные термины, исследования, которые повлияли на ваше исследование, и главные факты по вашей теме. Если ваша «история вопроса» больше двух-трех страниц (даже это может оказаться слишком много), закончите ее краткой сводкой того, что вы хотите, чтобы читатели «взяли» с собой, когда они перейдут к основной части вашей аргументации. Затем подумайте о замене этого раздела его конспектом. 2. Найдите оптимальный порядок изложения доводов и фактов. Некоторые области требуют, чтобы отчет, построенный на экспериментах, имел отдельный раздел, называющийся Результаты или Полученные данные. Именно там вы сообщаете ваши данные. Если, однако, вам необходимо спланировать отчет вокруг последовательности доводов, вы обычно формулируете ваш довод, а затем излагаете поддерживающие его факты. Некоторые авторы сначала излагают факты, как в своего рода детективе, но принятый порядок — сначала довод, затем факты. Намного сложнее найти оптимальный порядок изложения доводов. Если ваша аргументация опирается на последовательность параллельных доводов, попробуйте расположить их в разном порядке. Легче отказаться от неудачных вариантов сейчас, чем исправить их позднее. Вы сумеете сделать это легче всего, если распечатаете ваш план как «доску объявлений» с каждым главным доводом в верхней части отдельной страницы. Добавьте поддерживающий материал, в частности факты, отведя им, если необходимо, несколько страниц (соедините их степлером). Затем попробуйте разные комбинации и разный порядок, помня о том, что нужно вашим читателям. Вы можете воспользоваться несколькими принципами, которые опираются на то, что знают и понимают ваши читатели. • От старого к новому. В общем, читатели предпочитают двигаться от того, что они знают, к тому, чего они не знают. Принимайте этот принцип как руководство к действию, когда вы «застряли»: начинайте с того, что знакомо вашим читателям, и двигайтесь к незнакомому. • От более короткого и более простого к более длинному и более сложному. Читатели также предпочитают встречать более короткие и менее сложные доводы до того, как они встретят • От бесспорного к более спорному. Как правило, читатели легче двигаются от вопросов менее спорных к более спорным. Если ваше главное утверждение полемично, вы можете предложить Рассмотрите также следующие варианты: хронологический порядок; логический порядок — от факта к утверждению, и наоборот; сначала уступки и условия, затем возражения, которые вы можете опровергнуть, затем ваш собственный поддерживающий факт, или наоборот. К сожалению, эти критерии конкурируют между собой: то, что некоторые читатели понимают лучше всего, — это взгляды, которые противоположны вашим, но которых они придерживаются с завидной твердостью; то же, что вы считаете решающим доводом, может оказаться новейшим и чрезвычайно спорным утверждением. Тут мы не можем предложить никаких надежных правил, только варианты для сравнения. Всеми вашими суждениями должен руководить следующий верховный принцип: что должны ваши читатели знать сейчас, прежде чем они смогут понять то, что появится позднее? Кстати, этот принцип о раннем формулировании идей приложим также к главным разделам и подразделам. Читатели предпочитают находить главную идею раздела в его первых нескольких предложениях. Если они смогут обойтись и без нее, они все равно нуждаются в одном-двух предложениях, чтобы получить представление о том, что они вот-вот начнут читать. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖНОГО ПОРЯДКА Рассчитывайте испробовать несколько вариантов порядка, прежде чем найдете нужный. Мы это делали. Уроки, которые вы читаете, идут в другом порядке, чем в первом издании, потому что некоторые читатели говорили нам, что в первоначальном порядке они «не текли». Помимо других изменений мы переместили урок на самую трудную тему — основания — в конец Части III, так что, если этот урок обескуражит читателей, они, по крайней мере, уже прочтут о других элементах аргументации. Но в изменении этого порядка не было ничего нового: мы уже испробовали более дюжины вариантов при написании черновика первого издания (и до сих пор не сделали этого как следует). 3. Разместите признания и ответы. Постарайтесь признать наиболее важные вопросы и возражения там, где, по-вашему, у читателей они возникнут, и постарайтесь ответить на них. * Если вся ваша аргументация оспаривает кого-то, кратко изложите чужую аргументацию во введении. Затем, в основной части вашей аргументации, расскажите о ней более подробно. Изложив ее, вы сможете проработать ее шаг за шагом. * Если вы полагаете, что у читателей может появиться альтернатива во время чтения, но вы хотите закончить какую-либо мысль, прежде чем признать эту альтернативу, кратко признайте ее, закончите свою мысль, затем вернитесь к этой альтернативе и ответьте на нее. * Если вы полагаете, что у читателей появится альтернатива только после того, как они поймут нечто, тогда же и признайте ее. * Если существует несколько возможных альтернативных решений вашей проблемы, вы можете спланировать вашу аргументацию так, чтобы последовательно ставить и снимать их, оставив ваше решение в качестве окончательного варианта. Как нам справиться с глобальным потеплением? Одни предлагают, чтобы мы не обращали на него внимания. объ<снс11и|. Но это не выход, потому что... Другие говорят, чтобы мы воспользовались им, адаптировавшись к более теплым условиям.... oSMClrallIe Но это тоже не выход, потому что... На другом полюсе те, кто требуют, чтобы мы прекратили все выбросы СО2.... Ллтатс Но это непрактично, потому что... Ни одна из этих альтернатив не подходит к данной проблеме ответственно. Единственное решение — это... 4. Разместите основания. Как только вы решите, формулировать вам основания или нет, вы должны решить, где их разместить. Вообще говоря, формулируйте основания до того, как вы предложите ваше утверждение и поддерживающий его довод. Чего не хватает в следующем примере? Поскольку в 1580 году большинство студентов Оксфордского университета ничего не добавляли к своим подписям, тт большинство из них должны были быть простолюдинами. уттстс Если только вы не эксперт по социальной истории елизаветинской Англии, эта небольшая аргументация не имеет смысла. Она стала бы яснее каждому (даже экспертам), если бы она предварялась основанием: В Англии конца XVI столетия только немногие мужчины, называвшиеся «джентльменами», могли подписывать свое имя с добавлением «мистер», и только сын джентльмена мог добавлять «эсквайр». основание. Поскольку в 1580 году большинство студентов Оксфордского университета ничего не добавляли к своим подписям, до>од большинство из них должны были быть простолюдинами. у„щ^„т Если вы полагаете, что вам необходимо основание, чтобы заставить ваше главное утверждение четко соответствовать вашему важнейшему доводу, сформулируйте его в вашем отчете пораньше; если же вы полагаете, что читатели могут усомниться в нем, постройте аргументацию, поддерживающую его. Вы также можете сформулировать основание после конкретного утверждения и поддерживающего его довода, как своего рода риторическое украшение, завершающее данную аргументацию на «высокой ноте»: Нам следовало предполагать с самого начала, что Томас Джефферсон имел связь со своей рабыней Салли Хэмингс хотя бы только потому, что об этом было так много свидетельств современников. доьод В конце концов, нет дыма без огня. ояю„н„ К этому моменту вы, возможно, отсеете уже немало данных, поскольку те покажутся вам неподходящими. Это не означает, что вы впустую потратили время, собирая их. Исследование напоминает добычу золота: откапываешь много, отбираешь мало, остальное выбрасываешь. Даже если весь этот материал никогда не появится в вашем отчете, он послужит безмолвным фундаментом того знания, на котором покоится ваша аргументация. Эрнест Хемингуэй однажды сказал, что вы не узнаете о том, хорошо ли вы пишете, пока не начнете выбрасывать то, что, по вашему мнению, хорошо — но не так хорошо, как то, что вы оставляете.
12.4. ЛОВУШКА, КОТОРУЮ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО: ПЛАГИАТ При написании черновика может произойти самая большая неприятность для исследователя. Вы заполняете страницы или экран компьютера множеством хороших слов, забыв при этом, что вы заимствовали эти слова у кого-то другого. Очень немногие исследователи занимаются плагиатом преднамеренно, но каждый честный исследователь, тем не менее, должен серьезно задуматься об этом именно потому, что большая часть плагиата неумышленна. Порой это происходит тогда, когда автор ясно не представляет, что цитировать и когда. (Если у вас есть сомнения, попросите совета у вашего преподавателя.) Большинство авторов, которые допускают плагиат неумышленно, делают это потому, что они небрежно вели заметки (перечитайте с. 109—124). Видный историк Дорис Кирнс Гудвин была публично опозорена, когда открылось, что она скопировала в свои книги сотни, если не тысячи слов, написанных другими людьми. В свое оправдание она утверждала, что, ведя свои заметки, она пренебрегала тем, чтобы помечать цитаты как цитаты. Несколько человек согласились с ее доводами; многие — нет. Если кто-то, столь же знаменитый, как Гудвин, может заниматься плагиатом неумышленно, каждый автор должен делать все возможное, чтобы этого избежать. ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ПЛАГИАТ - ЭТО ВОРОВСТВО Студенты могут не осознавать всей глубины вреда, наносимого преднамере
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|