Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть IV. Подготовка к написанию, написание и правка черновика




 

ПРОЛОГ. СНОВА ПЛАНИРОВАНИЕ

Ни одна формула не подскажет вам, когда вам следует начать писать черновик. Бут начинает в каком-то смысле «очень рано»; затем, как только его идеи прояснятся, он должен решать непри­ятную задачу: что ему выбросить. Коломб, заядлый планировщик, пишет дюжину планов и два-три «предварительных конспекта». Уильяме пробует столько же вариантов, сколько Бут и Коломб, но в уме; он пишет по ходу, но начинает серьезный черновик только тогда, когда имеет некоторое целостное представление. Вам тоже необходимо найти для себя наилучший способ, как начать свой черновик.

Вы можете подготовиться к этому моменту, если пишете кон­спекты, аналитические и критические замечания с самого начала работы над проектом. Вы узнаете о своей готовности, если:

• вы представляете, как выглядят ваши читатели, почему их должна волновать ваша проблема; вы имеете представление о том характере, который вы хотите предъявить им;

• вы можете наметить вопрос, определяющий пробел в знании или понимании, который вы хотите заполнить, и ответ на одно-два предложения;

• вы можете наметить поддержку для вашего утверждения: ваши главные доводы и факты;

• у вас есть представление о тех видах вопросов, альтернатив и возражений, которые, вероятно, будут предложены вашими читателями, и вы можете ответить на них;

• вы знаете главные основания, которые вы должны сформули­ровать, а возможно, и поддержать.

Когда опытные авторы полагают, что они готовы начать чер­новик, они знают, что им не удастся прошагать, как на параде, прямо к окончательному продукту. Они знают, что будут попадать в тупики, но и делать открытия, а может быть, даже переосмыс­лят весь свой проект. Они допускают, что многое из их первона­чального изложения окажется в папках или мусорной корзине, и поэтому они начинают пораньше, чтобы оставить себе время для правки. Именно тогда они будут обдумывать, является ли то, что они знают, тем, что, в конечном счете, сумеют сказать.

В Уроке 12 мы проведем вас через процесс планирования и написания черновика вашего отчета, затем, в Уроке 13, через не менее трудную задачу исправления его организации. В Уроке 14 мы объясним, как «презентовать» весь ваш проект с помощью введения, которое побуждает читателей читать ваш отчет более внимательно. В Уроке 15 мы расскажем, как ясно представить слож­ные данные в визуальной (графической) форме. Наконец, в Уро­ке 16 мы разберем проблемы ясного и конкретного стиля изложе­ния.

Крайний срок наступает слишком быстро, заставляя нас меч­тать еще об одном месяце, неделе или даже всего одном дне. (Мы трое «сражались» со сроками, когда готовили первое издание этой книги и снова — работая над этим изданием.) В самом деле, есть некоторые исследователи, которые не способны окончить свою работу; они думают, что должны продолжать ее до тех пор, пока их отчет, статья, диссертация или книга не станут совершенны­ми. Ни одного такого совершенного документа никогда не суще­ствовало и не будет существовать. Все, что вы можете сделать, — это постараться максимально приблизить ваш отчет к идеалу с учетом времени, имеющегося в вашем распоряжении. Работая над ним, мысленно говорите себе:

Приложив все мои силы, вот что я считаю истиной — не всей или окончательной истиной, — но истиной, важной для меня и, я надеюсь, для вас, истиной, которую я поддержал настолько всесторонне, насколько время и мои способности мне позволи­ли, так чтобы вы могли найти в моей аргументации веские дово­ды рассмотреть ее, даже принять ее и, возможно даже, пере­смотреть то, что вы считаете истиной.

ПОДСКАЗКА: ПЛАНИРОВАНИЕ

План может быть полезен, а может оказаться помехой. Мы трое помним, как, будучи студентами, мучились над составлени­ем планов с римскими цифрами, каждый уровень — со своим отступом, каждому подзаголовку «А» всегда соответствует подзаголовок «Б». (Конечно, мы, как правило, сначала писали работу и только потом «планировали» ее, а после утверждали, что дела­ли все наоборот.) Одним авторам необходим подробный план; другим — формальный план кажется слишком подробным. У Бута есть папка с двадцатью одним планом, которые на протяжении семи с лишним лет исправляли изложение одной из его книг. Коломб использовал почти столько же планов для своей первой книги, но он взял за правило с каждым новым черновиком унич­тожать предыдущий. Уильяме составил план своей книги по ис­тории английского языка на обратной стороне конверта. В самом деле, разные виды планов полезны на разных этапах процесса планирования: важно делать различие между планами, основан­ными на темах, и планами, основанными на идеях, и знать, когда полезен каждый из них.

План, основанный на темах, состоит не из законченных выска­зываний, а из имен существительных и именных словосочетаний.

Введение: Компьютеры в учебном процессе. Применение компьютеров

а) Лабораторные занятия

б) Семинарские занятия

Контрольные исследования

а) Исследование А

б)Исследование Б


Выводы

 

Подобный набросок может направить в самое начало вашей ра­боты над черновиком, если вам кажется, что вы знаете, что именно хотите сказать в каждой его части.

Но как только вы начали писать черновик, вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях.

I. Ведение: Ценность компьютеров в учебном процессе неопреде­ленна.

II. Разное их применение дает разные результаты.

а) Все применения увеличивают гибкость.

б) Объединенные в сеть компьютерные классы обеспечивают вза­имодействие между студентами.

в) На семинарских занятиях компьютеры не улучшают обучение

III. Исследования показывают, что преимущества правки на компь­ютерах ограничены.

а) Исследование А: авторы более многословны.

б) Исследование Б: авторам нужен распечатанный на бумаге эк­земпляр, чтобы эффективно вносить исправления.

IV. Выводы: Слишком рано говорить, насколько сильно компьюте­ры улучшают обучение.

а) Слишком мало надежных экспериментальных исследований.

б) Слишком короткая история, слишком много учебных про­грамм, которые совершенствуются.

План этого вида помогает увидеть, сочетаются ли ваши идеи между собой. Возможно, вам не удастся создать его до тех пор, пока вы не закончите черновик, но чем раньше вы сумеете соста­вить его, чтобы проверить свою аргументацию, тем лучше. Если вы отдаете предпочтение визуальному мышлению, изложите ваш план как «доску объявлений», поместив каждую идею и ее под­держку на отдельной карточке или странице (см. с. 157). Многие авторы лучше «схватывают» структуру, когда они могут букваль­но разложить ее на столе или развесить на стене. (Это особенно полезно, когда вы работаете в группах.)

 

 

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА

Если вы следовали нашим советам, то вы уже написали многое, что долж­но помочь вам начать первый вариант вашего черновика. Но если у вас трудности с тем, как начать его, этот урок должен помочь вам, работаете ли вы над своим первым или двадцать первым исследовательским проек­том.

Нет ничего легче, чем отложить написание вашего черновика «на потом» — Почитаю еще неделю, думаете вы, еще день, еще час; вот только допью эту чашку кофе и я буду готов, чтобы все обду­мать еще раз и начать писать. И в дальнейшем, пожалуй, не бу­дет ничего, что доставит вам столько огорчений. Письменное из­ложение — тяжелая работа, более тяжелая, чем чтение еще одной статьи или даже десятка статей. Но когда-нибудь вы должны на­чать, и вам будет это легче сделать, если у вас будет подробный план. Фактически вы уже составили его, если собрали элементы вашей аргументации так, как мы предлагали в последних уроках. От этого плана всего один маленький шаг до первого варианта вашего черновика.

 

12.1. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ЧЕРНОВИКА

Если вы сначала обдумаете свое изложение, а затем набросае­те предварительный план, работа над черновиком пойдет быст­рее и даст лучший результат. Те из вас, кто просто садятся за стол и пытаются придумать первое слово, а потом следующее, рискуют столкнуться с явлением, которое называется «писатель­ский блок», когда вы не можете писать совсем или, что хуже, начинаете по капле ронять слова, расплывающиеся в бесфор­менные абзацы. Но, прежде чем вы начнете планировать черно­вик, вам следует поразмыслить над тем, зачем и как вы его буде­те писать.

12.1.1. ЧЕРНОВИК-ИССЛЕДОВАНИЕ И ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ЧЕРНОВИК

Опытные авторы часто начинают писать до того, как они уз­нают точно, что они собираются сказать, но они также знают, что первый вариант их черновика является всего лишь чернови­ком-исследованием и что многое из того, что они пишут, не со­хранится. Поэтому они начинают пораньше и планируют внести множество исправлений. Риск незапланированного изложения-исследования заключается в том, что вы можете так и не перейти к серьезной работе над черновиком до того, как крайний срок заставит вас сдать все, что у вас накопилось. Черновик-исследо­вание может помочь вам открыть предметы, о которых вы не мог­ли даже подумать, но он неэффективен, если у вас есть время только на один-два варианта черновика. Если вам необходимо быстро получить окончательный вариант, вы должны писать чер­новик целенаправленно.

12.1.2. ДВА СТИЛЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ НАД ЧЕРНОВИКОМ

«Быстрый и неряшливый». Многие авторы, как только составят план, начинают писать настолько быстро, насколько быстро они способны перемещать авторучку или нажимать на клавиши ком­пьютера. Не заботясь о стиле и даже о ясности, и меньше всего — о безукоризненной грамматике, они стремятся сохранить поток своих идей. Если какой-либо раздел «топчется на месте», они от­мечают место, где это произошло, сверяются со своим планом и продолжают писать. Если изложение идет гладко, они не заботятся о включении цитат или сносок: они записывают ровно столько, сколько необходимо, чтобы знать, что им следует добавить по­зднее. Затем, если они «застрянут», им есть чем заняться: доба­вить ссылки, вписать длинные цитаты, убедиться, что библио­графия включает все источники — делать все, что угодно, лишь бы отвлечься от того, что блокирует их, не уводя в то же время от задачи; они дают возможность своему подсознанию поработать над данной проблемой. Или отправляются на прогулку.

«Медленный и аккуратный». Другие авторы умеют писать толь­ко одно отшлифованное предложение за другим. Если вы не можете представить себе более быстрого — но и более грубого — стиля, смиритесь с этим. Но помните: чем больше мелких деталей вы доводите до совершенства вначале, тем меньше возможностей у вас будет поменять их местами позднее. Если вы попытаетесь внести крупномасштабные исправления, вы столкнетесь с боль­шими трудностями, потому что даже небольшое изменение мо­жет потребовать больше попутных изменений, чем остается вре­мени на это. Поэтому, если вы пишете одно отшлифованное пред­ложение за другим, составьте подробный план, который подскажет вам, куда идти и как туда добраться, а затем периодически отсле­живайте свое продвижение.

Каков бы ни был ваш стиль, создайте «ритуал» вашей писа­тельской деятельности. Установите ежедневные нормы времени и страниц. Ритуально поправьте ваш рабочий стол, усядьтесь по­удобнее, заточите карандаши или загрузите компьютер, отрегу­лируйте настольную лампу. Не проверяйте электронную почту и не входите в Интернет. Твердо придерживайтесь своего решения сидеть за столом положенное время, независимо от того, будут ли приходящие вам в голову слова казаться золотыми или зауряд­ными.

 

12.2. ПЛАНИРОВАНИЕ: ЧЕТЫРЕ ЛОВУШКИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ

Проблемы с организацией первого варианта черновика у на­чинающих исследователей часто возникают оттого, что они учат­ся тому, как писать, одновременно узнавая, что им писать. В этих борениях они хватаются за первый приходящий им в голову прин­цип организации черновика. Мы опишем несколько надежных планов чуть ниже, но сначала объясним, каких четырех планов следует избегать, потому что они парализуют ваше индивидуаль­ное мышление.

12.2.1. НЕ ОРГАНИЗУЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ

Начинающие исследователи в своих письменных работах час­то повторяют буквальные формулировки своего задания. Посту­пайте так, только если ваше задание требует этого и только если вы не можете придумать ничего лучшего. Если задание просит вас сравнить А с Б, не думайте, что ваша работа должна состоять из двух частей — одна для А, другая для Б, и только в этом порядке. Если вы повторите ваше задание слово в слово в первом же абза­це, ваш преподаватель, вероятно, сочтет, что вы не добавили ни одной собственной идеи, как в примере ниже. Задание преподавателя:

Разные теории восприятия по-разному учитывают участие по­знания в обработке сенсорной информации. Некоторые ученые утверждают, что информация достигает мозга напрямую, другие — что органы восприятия подвержены познавательному воздействию. Сравните две-три теории визуальной, акустической или тактиль­ной перцепции, которые занимают разные позиции по этой про­блеме. Первый абзац студенческой работы:

Разные теории визуальной перцепции по-разному учитывают роль участия познания в обработке сенсорной информации. В этой работе я сравню две теории визуальной перцепции, одна из ко­торых...

12.2.2. НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕСЬ ОБОБЩЕНИЕМ ИСТОЧНИКОВ

Когда вы незнакомы с предметом, легко соскользнуть в обоб­щение (конспектирование) и цитирование, особенно если вы начинаете с «истории вопроса». Наихудшая форма этого называ­ется «с миру по нитке» — сшивание вместе цитат из дюжины источников в форме, которая в очень незначительной степени отражает ваше собственное мышление. Вас почти неизбежно уп­рекнут: Это всего лишь конспект, никакого анализа. В некоторых областях требуется, чтобы вы изучили то, что сказали другие, но ваш преподаватель и в этих конспектах-обобщениях все равно будет искать вашу точку зрения, свидетельства работы над источника­ми вашего мышления.

«С миру по нитке» особенно рискованно, если вы выполняете большую часть вашего исследования, опираясь на Интернет. Пос­ле того как вы «скачали» несколько цитат, графиков, таблиц и гистограмм, нет ничего проще, чем поместить их все в ваш текст, добавив несколько слов-связок. Но опытные преподаватели на­учились определять такие коллажи из веб-страниц, и поэтому вам не удастся провести большинство из них.

Если вы выполняете полевое исследование, не просто сооб­щайте наблюдения или повторяйте цитаты из опросов. В нем тоже должен быть виден ваш личный «вклад» на протяжении всего от­чета — в тех способах, с помощью которых вы отбирали и ис­пользовали ваши данные. Пользуйтесь своими наблюдениями, чтобы поддержать ваш анализ, а не заменить его.

12.2.3. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ТЕМ ВАШИХ ДАННЫХ

Легко организовать отчет вокруг очевидных тем, таких, как те люди и предметы, о которых вы пишете. Но лучше разместить данные в более «аналитические» категории, категории, создан­ные вашим собственным изучением данной темы. Допустим, вы пишете о снах и воображении у Фрейда и Юнга, фокусируясь на социальных и биологических переменных. Вы можете «ухватить­ся» за такую очевидную организацию вашей работы: первая по­ловина о Фрейде, вторая — о Юнге, поскольку их имена узнава­емы и данные могут быть разделены на две простые категории. Но этот порядок помешает читателям увидеть, каким образом вы проанализировали эти данные в контексте вашего утверждения. Если вы утверждаете: Сны в большей степени зависят от биологи­ческих переменных, воображениеот социальных, тогда органи­зуйте ваш отчет не вокруг Фрейда и Юнга, и даже не вокруг социальных и биологических переменных, а вокруг снов и вооб­ражения.

12.2.4. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ РАССКАЗА О ВАШЕМ ИССЛЕДОВАНИИ

Немногие читатели заинтересуются скрупулезным отчетом о том, что вы нашли, препятствиях, которые вы преодолели, о новом направлении, в котором вы двинулись, и как вы затем нащупали ответ. Вы увидите признаки этой проблемы в таком язы­ке, как Первый вопрос, который я рассмотрел, был..., Затем я срав­нил... Выделите каждое предложение, которое относится больше к выполнению вашего исследования, чем к его результатам; боль­ше к актам вашего мышления и письменного изложения, чем непосредственно к вашим идеям. Если вы выделили довольно много таких предложений, то вы, скорее всего, не поддерживаете свое утверждение, а рассказываете историю о том, как вы его нашли. Вычеркните все, что не помогает читателям «ухватить» вашу ар­гументацию, а затем реорганизуйте то, что осталось. В лаборатор­ном исследовании не «закапывайте» ваши результаты в пошаго­вом описании лабораторной работы. Когда вы описываете свой метод, ваш вклад должен быть виден именно в том, как вы отобрали только подходящие к делу (соответствующие) детали.

 

12.3. ПЛАН ЧЕРНОВИКА

В общем, прежде чем вы сформируете план, потратьте какое-то время на «категоризацию» и «перекатегоризацию» своих дан­ных с тем, чтобы помочь себе найти точку зрения, которая наи­лучшим образом отразит ваш образ мыслей и поможет увидеть его читателям. Какие категории наилучшим образом отразят струк­туру ваших доказательств? Воспользуйтесь ими, чтобы организо­вать аргументацию. Вы можете даже найти утверждение более ин­тересное, чем то, которое вы предложили сначала. Читая о нижеследующих шагах, не предполагайте, что вы должны делать их строго в указанном порядке; сделайте их все, но таким способом, который отвечает вашим потребностям.

12.3.1. РЕШИТЕ, ГДЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ВАШУ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ

Если у вас есть представление о вашей главной идее, вырази­те ее как можно конкретнее, затем решите, где сформулировать ее в первый раз. Практически говоря, у вас есть выбор только из двух вариантов:

• во введении — в конце или ближе к концу;

• в выводах — в начале или ближе к началу.

Этот выбор крайне важен, потому что он формирует соци­альный контракт с вашими читателями. Если вы формулируете главную идею (то, что мы называли вашим главным утверждени­ем, когда рассказывали об элементах аргументации) в конце вве­дения, вы говорите читателям: Отныне вы контролируете чтение этого отчета. Вы знаете в общих чертах мою проблему и ее реше­ние. Вы можете решить, каки стоит ли вообщечитать даль­ше. Читателям не придется гадать, каково ваше утверждение, но если оно серьезно, они захотят узнать, каким образом вы под­держиваете его. С другой стороны, если вы ждете до выводов, чтобы сформулировать вашу главную идею, вы установите отно­шения с читателями, в большей степени контролируемые вами: Читатели, вы последуете за мной через весь отчет, рассматривая каждый пункт, который я предлагаю, в порядке, который я выбрал, до самого конца, где я изложу вам мои выводы. Вы заставляете чита­телей выяснять, куда их ведут ваши факты, как в детективе.

Большинство читателей исследовательских отчетов (или фак­тически большей части нехудожественной литературы) предпо­читают видеть главную идею пораньше — в конце введения, пото­му что это дает им максимальный контроль над собственным чте­нием и помогает лучше понять сообразность (соответствие) всего, что идет дальше. В самом деле, во многих областях стандартные формы отчетов требуют следовать структуре «идея сначала»; к ним относятся авторефераты, которые сообщают главную идею и обоб­щают ее поддержку. (Некоторые авторефераты, однако, обобща­ют только проблему и методологию; см. с. 238—240.)

В других областях, однако, стандартные формы требуют, что­бы вы помещали главную идею в разделе, называемом Выводы. Если вы следуете этой форме, читатели по-прежнему должны знать, куда направляется ваш отчет. Поэтому во введении дайте им представление о направлении (они могут, конечно, сразу «пе­репрыгнуть» к выводам, прочесть их и начать чтение еще раз или отложить ваш отчет в сторону).

ИДЕИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕШЕНИЯ, ОТВЕТЫ И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВАШИХ САМЫХ ВАЖНЫХ МЫСЛЕЙ

В Части II мы пользовались понятиями ответ и решение, чтобы указать на предложение или предложения, которые решают вашу центральную проблему. В Часта III мы пользовались термином утверждение, чтобы указать на предложение или предложения, которые составляют центральное высказывание, поддерживаемое вашей аргументацией. Ответ, решение и утверждение — это, как правило, одно и то же предложение. Эти понятия также указывают на главное утверждение вашего отчета (некоторые авторы также пользуются понятием тезиса). Мы пользуемся разными понятиями для одного и того же предложения потому, что каждое понятие определяет его под разным углом зрения. Большинство письменных работ, исследова­тельских или нет, высказывают идеи — сначала главную идею, цент­ральную для работы в целом, а затем промежуточные идеи, цент­ральные для каждого раздела и абзаца. В исследовательском отче­те ваша главная идея является также вашим главным утверждением, а ваши промежуточные идеи — доводами. Ваша главная идея/утвер­ждение также отвечает на ваш вопрос или формулирует решение вашей проблемы.

12.3.2. СПЛАНИРУЙТЕ РАБОЧЕЕ ВВЕДЕНИЕ

Некоторые авторы не пишут последних слов своего отчета, пока не напишут его первые слова; наряду с планом большин­ство из нас нуждается в рабочем введении, которое укажет вер­ное направление. Вы должны быть готовы исправить его, возмож­но, даже отказаться от него, но для ваших ближайших задач оно должно быть максимально конкретным (вернитесь к с. 147—150). Наименее продуктивно введение, которое всего лишь объяв­ляет тему:

Настоящее исследование — о порядке рождения и успехах среди недавних иммигрантов.

Лучше создать небольшой контекст, затем кратко сформулиро­вать ваш вопрос и указать, почему он важен, а затем ответить на него, если ответ вам известен. Если у вас нет решения, попробуйте охарактеризовать тот вид решения, которое вы надеетесь найти.

Вот эти четыре шага по отдельности:

Говорят, что старшие сыновья в белых семьях из среднего класса больше зарабатывают, дольше сохраняют рабочее место и сооб­щают о большем удовлетворении от своей работы. mlmKCT Но ни одно исследование не рассматривало недавних иммигран­тов из Юго-Восточной Азии с целью выяснить, не повторяют ли они ту же модель. Если эта модель не действует, мы должны по­нять, действует ли какая-то иная модель, почему она иная и в чем состоят ее следствия, потому что только тогда мы сможем понять, каким образом мо­дели успехов и неудач в других этнических общинах отличаются от этих же моделей в европейских общинах следствия вопроса Предполагаемая модель, похоже, распространяется на все этни­ческие группы, особенно на группы из Вьетнама, но она отчасти зависит от того, как долго семьи находятся в США и каков был их экономический уровень до прибытия в США. гипотетический ответ

Это введение лишь намечает проблему и указывает направле­ние ее решения, но его достаточно, чтобы вы отправились в путь. В окончательном варианте вашего черновика вы исправите его так, чтобы оно сформулировало более ясное и более полное пред­ставление о проблеме и решении, которое вы предлагаете (мы рассмотрим введения подробно в Уроке 14).

Если вы «застряли» всерьез с тем, как начать ваш черновик, вернитесь к Уроку 4 (с. 80—82) и воспользуйтесь трехступенчатой моделью оттуда:

В этой работе мы рассмотрим корреляцию между экономическим успехом и порядком рождения среди недавних иммигрантов из Юго-Восточной Азии, тем1 чтобы определить, действует ли для них та же самая модель, которая действует для коренных амери­канцев. 1ощос, Это даст нам возможность объяснить, каким обра­зом семейное происхождение и национальность влияют на соци­альную мобильность в разных культурах. тп 2

Если вы решили объявить вашу главную идею пораньше, сформулируйте ее здесь, в конце введения. Затем, по мере даль­нейшей работы над черновиком, сверяйтесь с ней, чтобы удосто­вериться, что ваша аргументация по-прежнему поддерживает ее. Если вы решили отложить вашу идею до выводов (вам нужно иметь очень веские доводы, чтобы сделать это), закончите рабо­чее введение вашей идеей в любом случае. Затем, занимаясь прав­кой, вы удалите ее, заменив ее «идеей-трамплином», о которой мы расскажем в Уроке 14.

12.3.3.ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ОТЧЕТА

В некоторых областях вы можете спланировать вашу аргумен­тацию в традиционной, предписанной форме. Типичный порядок для экспериментальной письменной работы, следующий: Введе­ние — Методы и материалы — Результаты — Обсуждение — Вы­воды. Если читатели в вашей области рассчитывают увидеть по­добные формы, у вас небольшой выбор того, как вам организо­вать вашу аргументацию. В других областях, однако, вам необходимо найти свою собственную форму. Вот стандартный план, подходя­щий для отчета, в котором вы разместили вашу главную идею в конце введения:

1. Наметьте необходимые детали, определения, условия. Как толь­ко вы получите рабочее введение, решите, что вашим читате­лям следует знать и понять, прежде чем они смогут понять суть вашей аргументации. В зависимости от области вам, быть может, придется изложить вашу проблему и определить тер­мины, проанализировать важные основания, установить гра­ницы вашего проекта, поместить вашу проблему в более ши­рокий исторический или социальный контекст и т.д.

Эта «история вопроса» должна быть краткой, иначе вы рискуе­те получить нецеленаправленный и не подходящий к делу кон­спект. Не позволяйте этому конспекту доминировать над вашим отчетом. Не следует подробно конспектировать сюжет пьесы или романа, все недавние исследования по вашей теме, исто­рический фон какого-либо события и т.п. Сообщайте ровно столько деталей, сколько необходимо, чтобы читатели поня­ли специальные термины, исследования, которые повлияли на ваше исследование, и главные факты по вашей теме. Если ваша «история вопроса» больше двух-трех страниц (даже это может оказаться слишком много), закончите ее краткой свод­кой того, что вы хотите, чтобы читатели «взяли» с собой, когда они перейдут к основной части вашей аргументации. Затем подумайте о замене этого раздела его конспектом.

2. Найдите оптимальный порядок изложения доводов и фактов. Не­которые области требуют, чтобы отчет, построенный на экс­периментах, имел отдельный раздел, называющийся Резуль­таты или Полученные данные. Именно там вы сообщаете ваши данные. Если, однако, вам необходимо спланировать отчет вокруг последовательности доводов, вы обычно формулируе­те ваш довод, а затем излагаете поддерживающие его факты. Некоторые авторы сначала излагают факты, как в своего рода детективе, но принятый порядок — сначала довод, затем фак­ты.

Намного сложнее найти оптимальный порядок изложения до­водов. Если ваша аргументация опирается на последователь­ность параллельных доводов, попробуйте расположить их в раз­ном порядке. Легче отказаться от неудачных вариантов сейчас, чем исправить их позднее. Вы сумеете сделать это легче всего, если распечатаете ваш план как «доску объявлений» с каждым главным доводом в верхней части отдельной страницы. До­бавьте поддерживающий материал, в частности факты, отве­дя им, если необходимо, несколько страниц (соедините их степлером). Затем попробуйте разные комбинации и разный порядок, помня о том, что нужно вашим читателям. Вы може­те воспользоваться несколькими принципами, которые опи­раются на то, что знают и понимают ваши читатели.

От старого к новому. В общем, читатели предпочитают двигать­ся от того, что они знают, к тому, чего они не знают. Прини­майте этот принцип как руководство к действию, когда вы «застряли»: начинайте с того, что знакомо вашим читателям, и двигайтесь к незнакомому.

От более короткого и более простого к более длинному и более сложному. Читатели также предпочитают встречать более ко­роткие и менее сложные доводы до того, как они встретят
доводы более длинные и более сложные. Начинайте с элемен­тов вашей аргументации, которые читатели поймут легче все­го. Самые легкие части, скорее всего, окажутся также и самы­ми знакомыми.

От бесспорного к более спорному. Как правило, читатели легче двигаются от вопросов менее спорных к более спорным. Если ваше главное утверждение полемично, вы можете предложить
несколько вариантов аргументации, чтобы поддержать ее; нач­ните с варианта, который читатели примут с наибольшей ве­роятностью.

Рассмотрите также следующие варианты:

хронологический порядок;

логический порядок — от факта к утверждению, и наоборот; сначала уступки и условия, затем возражения, которые вы можете опровергнуть, затем ваш собственный поддерживаю­щий факт, или наоборот.

К сожалению, эти критерии конкурируют между собой: то, что некоторые читатели понимают лучше всего, — это взгляды, которые противоположны вашим, но которых они придержива­ются с завидной твердостью; то же, что вы считаете решающим доводом, может оказаться новейшим и чрезвычайно спорным утверждением. Тут мы не можем предложить никаких надежных правил, только варианты для сравнения. Всеми вашими суждения­ми должен руководить следующий верховный принцип: что долж­ны ваши читатели знать сейчас, прежде чем они смогут понять то, что появится позднее?

Кстати, этот принцип о раннем формулировании идей при­ложим также к главным разделам и подразделам. Читатели пред­почитают находить главную идею раздела в его первых несколь­ких предложениях. Если они смогут обойтись и без нее, они все равно нуждаются в одном-двух предложениях, чтобы получить представление о том, что они вот-вот начнут читать.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖНОГО ПОРЯДКА

Рассчитывайте испробовать несколько вариантов порядка, преж­де чем найдете нужный. Мы это делали. Уроки, которые вы читаете, идут в другом порядке, чем в первом издании, потому что некото­рые читатели говорили нам, что в первоначальном порядке они «не текли». Помимо других изменений мы переместили урок на самую трудную тему — основания — в конец Части III, так что, если этот урок обескуражит читателей, они, по крайней мере, уже прочтут о дру­гих элементах аргументации. Но в изменении этого порядка не было ничего нового: мы уже испробовали более дюжины вариантов при написании черновика первого издания (и до сих пор не сделали это­го как следует).

3. Разместите признания и ответы. Постарайтесь признать наибо­лее важные вопросы и возражения там, где, по-вашему, у читателей они возникнут, и постарайтесь ответить на них.

* Если вся ваша аргументация оспаривает кого-то, кратко из­ложите чужую аргументацию во введении. Затем, в основной части вашей аргументации, расскажите о ней более подробно. Изложив ее, вы сможете проработать ее шаг за шагом.

* Если вы полагаете, что у читателей может появиться альтер­натива во время чтения, но вы хотите закончить какую-либо мысль, прежде чем признать эту альтернативу, кратко при­знайте ее, закончите свою мысль, затем вернитесь к этой аль­тернативе и ответьте на нее.

* Если вы полагаете, что у читателей появится альтернатива только после того, как они поймут нечто, тогда же и при­знайте ее.

* Если существует несколько возможных альтернативных реше­ний вашей проблемы, вы можете спланировать вашу аргумен­тацию так, чтобы последовательно ставить и снимать их, ос­тавив ваше решение в качестве окончательного варианта.

Как нам справиться с глобальным потеплением? Одни предлага­ют, чтобы мы не обращали на него внимания. объ<снс11и|. Но это не выход, потому что...

Другие говорят, чтобы мы воспользовались им, адаптировавшись к более теплым условиям.... oSMClrallIe Но это тоже не выход, потому что...

На другом полюсе те, кто требуют, чтобы мы прекратили все выбросы СО2.... Ллтатс Но это непрактично, потому что...

Ни одна из этих альтернатив не подходит к данной проблеме ответственно. Единственное решение — это...

4. Разместите основания. Как только вы решите, формулировать вам основания или нет, вы должны решить, где их разместить. Вообще говоря, формулируйте основания до того, как вы пред­ложите ваше утверждение и поддерживающий его довод. Чего не хватает в следующем примере?

Поскольку в 1580 году большинство студентов Оксфордского уни­верситета ничего не добавляли к своим подписям, тт большин­ство из них должны были быть простолюдинами. уттстс

Если только вы не эксперт по социальной истории елизаве­тинской Англии, эта небольшая аргументация не имеет смысла. Она стала бы яснее каждому (даже экспертам), если бы она пред­варялась основанием:

В Англии конца XVI столетия только немногие мужчины, называв­шиеся «джентльменами», могли подписывать свое имя с добавлени­ем «мистер», и только сын джентльмена мог добавлять «эсквайр». основание. Поскольку в 1580 году большинство студентов Оксфордс­кого университета ничего не добавляли к своим подписям, до>од большинство из них должны были быть простолюдинами. ущ^„т

Если вы полагаете, что вам необходимо основание, чтобы за­ставить ваше главное утверждение четко соответствовать вашему важнейшему доводу, сформулируйте его в вашем отчете порань­ше; если же вы полагаете, что читатели могут усомниться в нем, постройте аргументацию, поддерживающую его.

Вы также можете сформулировать основание после конкрет­ного утверждения и поддерживающего его довода, как своего рода риторическое украшение, завершающее данную аргументацию на «высокой ноте»:

Нам следовало предполагать с самого начала, что Томас Джефферсон имел связь со своей рабыней Салли Хэмингс хотя бы только потому, что об этом было так много свидетельств совре­менников. доьод В конце концов, нет дыма без огня. ояюн

К этому моменту вы, возможно, отсеете уже немало данных, поскольку те покажутся вам неподходящими. Это не означает, что вы впустую потратили время, собирая их. Исследование напо­минает добычу золота: откапываешь много, отбираешь мало, ос­тальное выбрасываешь. Даже если весь этот материал никогда не появится в вашем отчете, он послужит безмолвным фундаментом того знания, на котором покоится ваша аргументация. Эрнест Хе­мингуэй однажды сказал, что вы не узнаете о том, хорошо ли вы пишете, пока не начнете выбрасывать то, что, по вашему мне­нию, хорошо — но не так хорошо, как то, что вы оставляете.

 

12.4. ЛОВУШКА, КОТОРУЮ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО: ПЛАГИАТ

При написании черновика может произойти самая большая неприятность для исследователя. Вы заполняете страницы или экран компьютера множеством хороших слов, забыв при этом, что вы заимствовали эти слова у кого-то другого. Очень немногие исследователи занимаются плагиатом преднамеренно, но каждый честный исследователь, тем не менее, должен серьезно задуматься об этом именно потому, что большая часть плагиата неумышлен­на. Порой это происходит тогда, когда автор ясно не представля­ет, что цитировать и когда. (Если у вас есть сомнения, попросите совета у вашего преподавателя.)

Большинство авторов, которые допускают плагиат неумыш­ленно, делают это потому, что они небрежно вели заметки (пере­читайте с. 109—124). Видный историк Дорис Кирнс Гудвин была публично опозорена, когда открылось, что она скопировала в свои книги сотни, если не тысячи слов, написанных другими людьми. В свое оправдание она утверждала, что, ведя свои замет­ки, она пренебрегала тем, чтобы помечать цитаты как цитаты. Несколько человек согласились с ее доводами; многие — нет. Если кто-то, столь же знаменитый, как Гудвин, может заниматься пла­гиатом неумышленно, каждый автор должен делать все возмож­ное, чтобы этого избежать.

ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ПЛАГИАТ - ЭТО ВОРОВСТВО Студенты могут не осознавать всей глубины вреда, наносимого преднамере

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...