Часть III. Утверждения и их обоснование
ПРОЛОГ. СОБИРАНИЕ АРГУМЕНТАЦИИ ВОЕДИНО Если вы накопили порядочную кипу заметок, ксерокопий и конспектов, занимающую весь ваш рабочий стол или весь жесткий диск вашего компьютера, самое время подумать о придании этому некоторой формы, особенно если вы можете разглядеть хотя бы проблеск ответа на ваш исследовательский вопрос. Риск, однако, заключается в том, что вам, как и многим другим исследователям, может захотеться рассортировать ваши данные по самым очевидным категориям, организовать эти категории в некоторой произвольной последовательности и начать изложение. К сожалению, эти очевидные категории, как правило, и наименее полезные, поскольку отражают только то, что предлагают источники. Даже если эти предполагаемые категории идут дальше банальностей, они, скорее всего, будут выстроены в линейной последовательности (А+В+С.) — конструкции, как правило, слишком слабой, чтобы поддержать сложную аргументацию. И почти наверняка они будут организованы не тем способом, который ясно поддерживает утверждение, отвечающее на ваш вопрос. Для того чтобы придать всей этой информации полезную упорядоченность, вам необходим принцип организации, который исходит не из категорий ваших данных, а из логики вашего ответа и его поддержки. Вы должны организовать отчет так, чтобы он поддерживал утверждение, отвечающее на ваш исследовательский вопрос, и оправдывал как время, которое вы потратили, отвечая на этот вопрос, так и время, которое вы просите потратить на чтение о нем ваших читателей. Поддержка такого ответа и утверждения принимает форму исследовательской аргументации. Хотя сначала вам следует организовать материалы вокруг элементов вашей аргументации, окончательный черновик должен отразить не только структуру вашей аргументации, но и структуру понимания ваших читателей. Мы расскажем об этих двух шагах, как если бы вы могли их сделать по отдельности: сначала собрать элементы вашей аргументации, а затем организовать их так, чтобы они отвечали знаниям и потребностям ваших читателей. Но процесс создания эффективного отчета цикличен, поэтому, сосредотачиваясь на сборке аргументации в Части III, держите «в уголке» памяти наш совет о планировании черновика, о котором пойдет речь в Части IV. По мере приобретения опыта, сборка аргументации и планирование первого варианта черновика будут постепенно становиться единым действием.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ В Уроке 4 мы показали отличие повседневных неприятных проблем от проблем, которые мотивируют исследовательские проекты. Так же точно теперь нам предстоит показать отличие повседневной аргументации (спора) от аргументации, которая составляет исследовательские отчеты. Люди обычно думают об аргументации (споре) как о диспуте: дети спорят из-за игрушки; соседи по комнате в студенческом общежитии — из-за стереомагнитофона; водители — из-за того, кто кого должен пропустить. Аргументация такого рода может быть спокойной или разгоряченной, но она всегда связана с конфликтом, с победителями и побежденными. Конечно, исследователи иногда пререкаются из-за фактов, а время от времени нападают друг на друга с обвинениями в безответственности, некомпетентности и даже подлоге. Но это не тот вид аргументации, который делает их собственно исследователями. В следующих пяти уроках мы изучим вид аргументации, который меньше похож на острый диспут со своими победителями и побежденными, а больше — на вдумчивую беседу между доброжелательными коллегами, беседу, в которой вы совместными усилиями исследуете спорный вопрос, требующий, по вашему общему мнению, решения, беседу, нацеленную не на принуждение каждого каждым к согласию, а на совместный поиск наилучшего ответа на трудный вопрос и принятие этого ответа.
В этой беседе, однако, вы делаете больше, чем просто вежливо обмениваетесь идеями. Мы все имеем право на собственные мнения, и ни один закон не требует от нас объяснять или защищать их. Но в исследовательском сообществе от нас ожидают как того, что мы будем делать утверждения, новые и важные настолько, чтобы заинтересовать ими наших читателей, так и того, что мы будем объяснять их, как если бы наши читатели задали нам вполне разумный вопрос: Почему вы так считаете? В исследовательском отчете ваша цель — не «закормить» читателей вашими утверждениями, а «стартовать» там, где и они, — с того, что они знают и не знают, принимают и ставят под сомнение. Затем вы отвечаете на эти вопросы таким способом, который позволит читателям увидеть, каким образом ваше утверждение решает их проблему и, следовательно, служит их интересам. Чтобы сделать это, вам следует предвидеть, что они будут ставить вопросы к каждому элементу вашей аргументации — не для того, чтобы «разбить» их, а для того, чтобы помочь и вам, и себе найти и понять истину, которую вы можете разделить. Конечно, когда вы пишете свою аргументацию, с вами рядом нет читателей, которые могут задать вам вопросы; именно поэтому вы обязаны уметь представить себе их вопросы, с тем чтобы ваша аргументация была подлинной беседой с читателями. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ Нет ничего труднее, чем представить себе вопросы людей, которых вы не знаете. Опытные исследователи имеют преимущество личного знакомства со многими из своих читателей. Они общаются с ними, «обкатывают» свои идеи, прежде чем записать их. А когда они не знают своих читателей, они стараются с ними познакомиться. Несколько физиков, которые хотели, чтобы биологи обратили внимание на их исследования, огорчились, когда первая рукопись, которую они отправили в биологический журнал, была отвергнута. Поэтому они стали посещать конференции по биологии, читать биологические журналы, даже бывать в конференц-зале биологического факультета. После того как они познакомились с тем, как биологи думают, они внесли некоторые коррективы в свое изложение и смогли публиковать статьи, которые повлияли на развитие данной области,
Студенты редко имеют возможность встречаться со своими читателями, особенно до того, как они начали специализироваться в какой-либо области. Но вы можете выполнить небольшое домашнее задание по вопросам, которые могут задать ваши читатели. • Почитайте научные журналы, публикующие исследования, которые похожи на ваше. Обращайте внимание на то, какие виды вопросов статьи в этих журналах признают и на какие — отвечают. • Отрепетируйте вашу аргументацию с вашим преподавателем. После того как у вас появится план, но до начала работы над черновиком, обсудите с ним ваши идеи, спрашивая, не кажутся ли ему некоторые из них путаными или сомнительными. * Попросите кого-нибудь почитать ваши черновики и отмечайте, где у людей возникают вопросы или где они видят альтернативы. Найдите человека, максимально похожего на ваших предполагаемых читателей. Вам говорили тысячу раз: думайте о ваших читателях: Чтобы делать это, вы должны с ними познакомиться.
УРОК СЕДЬМОЙ. ПОСТРОЕНИЕ ХОРОШЕЙ АРГУМЕНТАЦИИ. ОБЗОР В этом уроке мы расскажем о пяти элементах исследовательской аргументации, показав, каким образом они отвечают на предполагаемые вопросы читателей и каким образом вы можете организовать их в действительно согласованную аргументацию. Когда вы знаете достаточно для того, чтобы начать планирование вашего исследовательского отчета, у вас должно быть предварительное, но ясное понимание вашего вопроса и того, почему он может иметь значение для ваших читателей, и предварительный, но достаточно конкретный ответ. Вы должны иметь список доводов, которые поддерживают ваше утверждение, факты, поддерживающие эти доводы, и некоторое представление о видах тех вопросов и возражений, которые, скорее всего, возникли бы у ваших читателей, если бы те сидели напротив вас. Вы не сможете представить себе все их вопросы, они и не ждут этого от вас. Но вы обязаны предвидеть, по крайней мере, те вопросы, которые подразумевают пять элементов аргументации, и ответить на них прежде, чем они их вам зададут.
7.1. АРГУМЕНТАЦИЯ И БЕСЕДА В исследовательском отчете вы делаете утверждение, подкрепляете его доводами, опирающимися на факты, признаете взгляды других людей и отвечаете на них, а иногда объясняете принципы вашей аргументации. Нет ничего загадочного ни в одном из этих элементов, поскольку вы пользуетесь ими в каждой беседе, которая вдумчиво обсуждает нерешенный вопрос. А: Я слышал, тебе нелегко дался прошлый семестр? Как, по-твоему, сложится этот? (А поднимает проблему, которая интересует ее, высказывая ее в форме вопроса.) Б: Лучше, я надеюсь. (Б делает утверждение, которое отвечает на вопрос) А: Почему? (А спрашивает о доводах, требующихся ей, чтобы поверить утверждению Б.) Б: Я, наконец, начну изучать предметы по специальности. (Б предлагает довод.) А: Почему ты считаешь, что это должно что-то изменить? (А не видит, каким образом довод Б соответствует его утверждению о том, что дела у него пойдут лучше.) Б: Когда я изучаю предметы, которые мне интересны, я работаю напряженнее. (Б предлагает общий принцип, который связывает его довод и утверждение.) А: Какие предметы? (А спрашивает о фактах, поддерживающих довод Б.) Б: История архитектуры, введение в дизайн. А: А как насчет матанализа, который тебе нужно пересдать? (А находит идею, которая противоречит доводу Б.) Б: Да, я провалил матанализ, но я нашел очень хорошего репетитора. (Б признает это возражение и отвечает на него.) А: Но не придется ли тебе готовиться к экзаменам по пяти предметам одновременно? (А высказывает еще одно возражение.) Б: Да, это будет нелегко. (Б уступает относительно идеи, которую он не может отвергнуть.) А: И ты улучшишь свои оценки? (А спрашивает о границах утверждения Б.) Б: Должен. Я рассчитываю закончить, по крайней мере, без «троек», если, конечно, мне не придется подрабатывать. (Б ограничивает пределы своего утверждения и добавляет к нему определенное условие.) Если вы сможете вообразить себя в роли как А, так и Б, то не найдете ничего странного в «сборке» исследовательского отчета, потому что каждая письменная аргументация, исследовательская или нет, построена из ответов на те же самые пять вопросов, которые вы обязаны задать от имени своих читателей: 1. Что вы утверждаете? 2. Какие доводы поддерживают это утверждение? 3. Какие факты поддерживают эти доводы? 4. Признаете ли вы эту альтернативу/трудность/возражение и как вы на это отвечаете?
5. Какой принцип (основание) определяет связь этих доводов с данным утверждением?
7.2. ПОДДЕРЖКА УТВЕРЖДЕНИЙ ДОВОДАМИ Сердцем каждого исследовательского отчета является утверждение — ответ на исследовательский вопрос, поддержанный двумя видами опор. Первая опора — это хотя бы один довод, одно-два предложения, объясняющие, почему читатели должны принять ваше утверждение. Обычно мы можем соединить утверждение и довод союзом потому что: Освобождение русских крестьян было пустым жестом, утверждение потому что оно не повысило материальный уровень их повседневной жизни. довод Сцены насилия в телепрограммах могут иметь негативное психологическое воздействие на детей, утверждение потому что дети, которые смотрят их в большом количестве, имеют тенденцию усваивать ценности того, что они видят. довод В этом месте мы должны сделать паузу и прояснить несколько терминов. Нам следует отличать утверждения вообще от главных утверждений, а те и другие — от доводов: • Для наших целей утверждением является любое предложение, которое объявляет, что нечто может быть истинным или ложным и поэтому нуждается в поддержке: Температура на плане • Главное утверждение — это предложение (или несколько предложений), которое поддерживается всем вашим отчетом (некоторые люди называют его тезисом). Если вы написали отчет • Довод — это предложение, поддерживающее любое утверждение, главное или нет. Эти термины могут сбивать с толку, потому что довод часто поддерживается дополнительными доводами, которые делают первый довод полноправным утверждением. В самом деле, одно предложение может быть и доводом, и утверждением одновременно, если то, что оно говорит, (1) поддерживает утверждение, и (2), в свою очередь, поддерживается другим доводом. Например: Сцены насилия в телепрограммах могут иметь негативное психологическое воздействие на детей, утверждение, потому что дети, наблюдающие их в большом количестве, имеют тенденцию усваивать ценности того, что они видят.довод, поддерживающий утверждение:1 / утверждение: 2.. поддержанное доводом 2 Постоянное наблюдение ими сцен насилия делает их неспособными отличать фантазию от реальности. довод 2 поддерживающий довод 1/ утверждение 2 Доводы могут опираться на доводы, но в конечном итоге доводы должны опираться на факты.
7.3. ПОДДЕРЖКА ДОВОДОВ ФАКТАМИ В обычном разговоре мы, как правило, поддерживаем утверждение только доводом: Нам следует уходить, утверждение: потому что сейчас пойдет дождь. довод Мы не спрашиваем: Какими фактами вы располагаете, что сейчас пойдет дождь? (если только спрашивающий не считает себя метеорологом: Это не дождевые тучи; они всего лишь...). Однако когда вы рассматриваете серьезные вопросы письменно, вы не можете рассчитывать на то, что читатели примут ваши доводы «за чистую монету». Вдумчивые читатели будут вести себя, скорее, как «метеоролог», спрашивая о фактах — данных, свидетельствах, на которые вы опираете ваши доводы: Сцены насилия в телепрограммах могут иметь негативное психологическое воздействие на детей, утверждение: l потому что дети, наблюдающие их в большом количестве, имеют тенденцию усваивать ценности того, что они видят. довод неспособными отличать фантазию от реальности. довод 2, поддерживающий довод 1/ утверждение: 2 Смит (1977) обнаружил, что дети в возрасте от 5 до 9 лет, которые смотрят телепередачи со сценами насилия более трех часов в день, на 25% вероятнее скажут: то, что они видели по телевизору, «происходит на самом деле». факт, поддерживающий довод 2 По крайней мере, в принципе, факты — это то, что вы и ваши читатели могут увидеть, пощупать, понюхать или услышать (или то, что принимается всеми просто как «голый факт» — Вчера утром всходило солнце.) Не имеет смысла вопрос: Куда мне пойти, чтобы увидеть ваши доводы? Имеет смысл вопрос: Куда мне пойти, чтобы увидеть ваши факты? Например, мы не можем увидеть детей, усваивающих ценности, но мы можем увидеть, как ребенок отвечает на вопрос: Как ты думаешь, то, что ты смотришь по телевизору, происходит на самом деле? Этот пример несколько упрощает идею «факта из внешнего мира», но иллюстрирует принцип. (Мы расскажем о различии между доводами и фактами более подробно в Уроке 9.) Теперь мы имеем ядро исследовательской аргументации: Утверждаю, потому что имеются Доводы, которые опираются на Факты.
7.4. ПРИЗНАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ И ОТВЕТ НА НИХ Ответственный исследователь поддерживает утверждение доводами, опирающимися на факты. Но вдумчивые читатели не принимают утверждение только потому, что вы подкрепляете его вашими доводами и вашими фактами. Если только они не думают точно так же, как и вы (что маловероятно, иначе вы бы не строили аргументацию), они, возможно, подумают о фактах, которых у вас нет, интерпретируют ваши факты иначе или сделают из тех же самых фактов совершенно иной вывод. Они могут опровергнуть истинность ваших доводов или принять их в качестве истинных, но отрицать, что те соответствуют вашему утверждению, и, следовательно, по их мнению, могут поддержать его. Они могут подумать об альтернативных утверждениях, которые вы не рассматривали. Другими словами, у ваших читателей, вероятно, возникнут вопросы к любой части вашей аргументации. Поэтому вы должны предвидеть как можно больше их вопросов, затем признать самые важные и ответить на них. Например, читатели, рассматривая утверждение, что дети, наблюдающие сцены насилия в телепрограммах, усваивают эти ценности, могут поинтересоваться, не привлекает ли детей телевизионное насилие потому, что они уже имеют склонность к насилию разного вида. Если вы полагаете, что читатели могут задать этот вопрос, вы поступите разумно, если признаете его и ответите на него: Сцены насилия в телепрограммах могут иметь негативное психологическое воздействие на детей, утверждение 1 потому что дети, наблюдающие их в большом количестве, имеют тенденцию усваивать ценности того, что они видят. довод 1, поддерживающий утверждение 1 / утверждение г, поддержанное доводом 2 Постоянное наблюдение ими сцен насилия делает их неспособными отличать фантазию от реальности. довод 2, поддерживающий довод 1 / утверждение 2 Смит (1997) обнаружил, что дети в возрасте от 5 до 9 лет, которые смотрят телепередачи со сценами насилия более трех часов в день, на 25% вероятнее скажут: то, что они видели по телевизору, «происходило на самом деле». факт, поддерживающий довод 2 Можно предположить, конечно, что дети, которые имеют тенденцию смотреть много телепередач со сценами насилия, уже имеют склонность к насилию, признание но Джонс (1989) обнаружил, что детей, не имеющих предрасположенности к насилию, эти передачи привлекают так же, как и детей, имеющих опыт насилия. ответ Проблема, с которой сталкиваются все исследователи, — не просто ответить на вопросы, альтернативы и возражения читателей, но представить их себе. (Мы расскажем о вопросах и возражениях, которые вы должны предвидеть, в Уроке 10.) Поскольку ни одна исследовательская аргументация не может обойтись без этих элементов, мы добавляем признание и ответы к нашей схеме, чтобы показать, как они связаны со всеми другими элементами аргументации: Утверждения – доводы – факты – признание – ответ. Я признаю эти вопросы, возражения и альтернативы и отвечаю на них следующим образом...
7.5. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ДОВОДОВ Даже если читатели согласны, что довод хорошо поддерживается фактами, они могут не увидеть, почему он должен привести к принятию вашего утверждения. Они спросят, почему этот довод, пусть даже фактически верный, соответствует вашему утверждению. Допустим, вы предлагаете следующее утверждение и поддерживающий его довод (предположим, что факты у вас есть): Дети, имеющие большое количество развлечений, связанных с насилием, имеют тенденцию, повзрослев, думать, что насилие является социально приемлемым компонентом повседневной жизни, утверждение потому что, будучи детьми, они имеют тенденцию усваивать ценности, одобряющие насилие, в том, что они видят. довод Читатели могут усомниться не в истинности этого довода, а в его соответствии этому утверждению: Почему дети, усваивающие ценности, которые одобряют насилие, должны, повзрослев, обязательно иметь тенденцию принимать насилие в качестве социально приемлемого компонента повседневной жизни? Я не вижу, каким образом ваше утверждение вытекает из вашего довода? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вы обязаны предложить общий принцип, который покажет, почему вы считаете, что ваш частный довод соответствует вашему частному утверждению, и почему вы имеете право связать их: Когда дети усваивают определенные ценности, повзрослев, они имеют тенденцию считать «нормальным» любое поведение, которое отражает эти ценности. Это высказывание — иногда называемое основанием — выражает общий принцип аргументации, который охватывает больше, чем сцены насилия в телепрограммах. Он охватывает все ценности, приобретаемые детьми и все виды поведения взрослых. Думайте об основании как о принципе, утверждающем, что набор общих условий предсказуемо позволяет вам вывести общее следствие. Вы можете затем использовать это основание, чтобы «узаконить» вывод о том, что конкретное следствие (ваше утверждение) вытекает из конкретного примера этого общего условия (вашего довода). Но, для того чтобы применить основание, читатели должны сначала согласиться, что конкретное условие (или довод) является надежным примером общего условия этого основания и что конкретное следствие (или утверждение) является надежным примером общего следствия. Как вы увидите, нелегко решить, куда поместить основания в цепочке аргументации, или даже решить, нужны ли они вам вообще. В самом деле, авторы редко формулируют основания — только когда полагают, что читатели могут усомниться в соответствии довода их утверждению. Например, предположим, что вы сделали следующее высказывание: Спускаясь по лестнице, смотрите под ноги, потому что лампочка перегорела. Вам не нужно добавлять основание: В темноте вы должны быть осторожны, чтобы не оступиться. осно вание Следовательно, спускаясь по лестнице, смотрите под ноги, утверждение потому что лампочка перегорела. довод Это покажется самоочевидным. Но если вы полагаете, что читатели не сразу увидят, каким образом довод соответствует вашему утверждению, то вы обязаны обосновать эту связь, как правило, перед тем, как вы ее сделаете: Сцены насилия в телепрограммах и видеоиграх могут оказать вредное психологическое воздействие. главное утверждение Очень немногие из нас сомневаются, что когда дети постоянно подвергаются воздействию определенных ценностей в яркой и привлекательной форме, они пользуются этим ценностями, чтобы строить свое понимание внешнего мира. основание Таким же точно образом, дети, которые постоянно наблюдают сцены насилия, имеют тенденцию усваивать ценности того, что они видят... (Как видите, нет аспекта аргументации более абстрактного и трудного для усвоения, чем основания.) Мы добавим основания к нашей схеме, чтобы показать, как они соединяют утверждение с поддерживающим его доводом: ОСНОВАНИЕ Принцип, позволяющий мне соединить мой довод и мое утверждение — это...
Утверждение довод Признание и ответ
УТВЕРЖДЕНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ Эти пять элементов составляют «базовую» аргументацию. Но многие виды аргументации помимо этого включают также объяснение вопросов, которые читатели могут не понимать. Например, если бы вы строили аргументацию о связи между инфляцией и различными формами поступления денег для читателей, незнакомых с экономикой, вам бы понадобилось объяснить все те различные способы, какими экономисты определяют понятие «деньги».
7.6. ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ ИЗ БЛОКОВ ПРОСТОЙ АРГУМЕНТАЦИИ Аргументация в исследовательских отчетах, конечно, сложнее, чем эти простые примеры. Во-первых, исследователи почти всегда поддерживают утверждения несколькими доводами, каждый из которых поддерживается своими собственными фактами и может «узакониваться» своим собственным основанием. Во-вторых, поскольку читатели увидят много альтернатив к любой сложной аргументации, вдумчивые исследователи обычно отвечают на целый ряд альтернатив. Но важнее всего другое: с каждым элементом серьезной аргументации самим по себе они, вероятно, будут обращаться как с утверждением, поддерживаемым своей собственной аргументацией. С каждым доводом они, как правило, будут обращаться как с утверждением, поддерживаемым другими доводами, представляющими собой отдельные утверждения. Основание может поддерживаться своей собственной аргументацией с доводами и фактами, возможно, даже со своим собственным основанием, признанием и ответами. Каждый ответ может представлять собой мини-аргументацию, иногда развернутую аргументацию. Только факты «стоят сами по себе», но вам, быть может, придется объяснить, где вы их взяли и почему считаете их надежными.
7.7. АРГУМЕНТАЦИЯ И ЭТОС Процесс «заполнения» аргументации цепочками другой аргументации — это один путь, каким авторы добиваются доверия читателей. Читатели будут судить о вас по тому, насколько хорошо вы справитесь с этими элементами аргументации, стараясь предвидеть их вопросы. Фактически они судят о качестве вашей интеллектуальной работы, даже о вашем предполагаемом характере, традиционно называемым «вашим этосом». Когда вы покажете себя человеком, который повсеместно поддерживает свои утверждения и добросовестно рассматривает другие точки зрения, вы дадите читателям веский довод доверять тому, что вы говорите, и не спрашивать вас о том, чего вы не говорите. Признавая их взгляды и возражения, вы увеличиваете их желание работать с вами вместе над проверкой новых идей. Этос, который вы демонстрируете в каждой отдельной аргументации, постепенно вырастет в вашу репутацию — вещь, которая волнует каждого исследователя, потому что ваша репутация станет невидимым шестым элементом каждой написанной вами аргументации. Она отвечает на немой вопрос: Могу ли я доверять этому человеку? Если ваши читатели не знают вас, вам следует зарабатывать это доверие в каждой аргументации. Но если они знают вас, вы, конечно, хотите, чтобы их ответ был Да. В следующих четырех уроках мы рассмотрим каждый элемент аргументации и покажем вам, и как собирать их в завершенную аргументацию, и как обдумывать их критически. В Части IV мы рассмотрим вопрос о превращении этих элементов в согласованный отчет. ПОДСКАЗКА: СТРОЙТЕ АРГУМЕНТАЦИЮ НЕ ДЛЯ СЕБЯ, А ДЛЯ ВАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ: ДВЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ Аргументация может не удаться по многим причинам, но неопытные исследователи «спотыкаются» чаще всего тогда, когда чрезмерно опираются на то, что им кажется знакомым и удобным, и недостаточно — на то, что необходимо их читателям. Вот две ошибки, которых следует избегать. НЕУМЕСТНЫЕ ФАКТЫ Если вы работаете в новой для себя области и не знакомы с присущими ей формами аргументации, вы будете стремиться соскользнуть на те формы аргументации, которые вы уже знаете. Однако всякий раз, как вы вступаете в новое исследовательское сообщество, вы обязаны выяснить, что нового в присущих ему видах аргументации ожидают от вас его члены. Если из первого курса письменного изложения вы узнали, что нужно искать факты в вашем личном опыте или занимать личную позицию по вопросам общественной значимости, не рассчитывайте, что вы сможете делать то же самое в областях, которые делают упор на «объективных данных», таких, как экспериментальная психология. С другой стороны, если вы, специализируясь на психологии или биологии, научились собирать данные, подвергать их статистической обработке и не допускать привязки их к своим собственным ощущениям, не рассчитывайте, что вы сможете воспользоваться теми же самыми приемами, чтобы построить хорошую аргументацию по истории искусств. Это не означает, однако, что все изученное по одному предмету бесполезно при изучении другого. Все области имеют элементы аргументации, которые мы описываем в этой книге. Но вы обязаны учитывать различия между областями в том, как они обращаются с этими элементами, и быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к новым требованиям, полагаясь при этом на навыки, которыми уже владеете. Следует иметь в виду эту проблему, читая и отмечая те виды фактов, которые используются источниками, к которым вы обращаетесь. Вот только несколько видов фактов, которые вы должны учитывать в разных областях: • личные убеждения и случаи из личной жизни авторов, как в первом курсе письменного изложения; • прямые цитаты, как в большей части гуманитарных дисциплин; • цитаты и заимствования из более ранних авторов, как в праве; • тщательное описание поведения, как в антропологии; • статистические сводки о поведении, как в социологии; • количественные данные, собранные в лабораторных экспериментах, как в точных и естественных науках; • фотографии, аудиозаписи, видеозаписи и киноленты, как в искусстве, музыке, истории и антропологии; • подробные документальные данные, собранные в согласованное повествование, как в истории и антропологии; • взаимосвязи принципов, значений, умозаключений и выводов, независимых от фактических данных, как в философии. Не менее важно отмечать и те виды фактов, которые никогда не используются в вашей области. Рассказы оживляют историю литературы, но редко считаются хорошими фактами в социологических объяснениях; подробные описания очень важны во многих антропологических отчетах, но не годятся для аргументации в физике элементарных частиц. УДОБНАЯ ПРОСТОТА Будучи новичком в какой-либо области, все, что вы читаете, может казаться вам запутанным. Как и любой другой человек на вашем месте, вы будете искать знакомый метод или недвусмысленный ответ, любое упрощение, которое поможет вам справиться со сложностью. Как только вы найдете его, вы столкнетесь с угрозой чрезмерного упрощения своей аргументации. Но ни одно сложное явление не имеет одной-единственной, недвусмысленной причины; ни один серьезный вопрос не имеет одного-единственного стопроцентного ответа; ни одна интересная проблема не имеет одной-единственной методологии, чтобы решить ее. Поэтому, будучи новичком, ищите ограничения; сформулируйте хотя бы одно альтернативное решение вашей проблемы; спросите, не подошел ли какой-нибудь другой специалист в вашей области к этой проблеме иначе. По мере изучения типичных проблем в какой-либо области, ее методов, школ мысли и т.д., вам будет становиться «удобнее» с ее стандартными формами аргументации. Именно в этот период начинающие приобретать опыт исследователи соскальзывают на другой вид чрезмерного обобщения: как только вы освоили один вид аргументации, вы пытаетесь строить одну и ту же аргументацию снова и снова. Помните, что каждая область имеет и второй вид сложности — сложность конкурирующих решений, конкурирующих методологий, конкурирующих целей и задач — все признаки живой области исследований. Чем больше вы узнаете, тем больше вы понимаете, что, хотя предметы не настолько неприступно сложны, как вы думали о них в самом начале, они и не настолько просты, как вам стало это казаться позднее. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕГРУЗКА: НЕСКОЛЬКО ОБОДРЯЮЩИХ СЛОВ В этот момент вы, быть может, чувствуете себя несколько подавленно. Пусть вас приободрит тот факт, что ваша тревога не столько связана с возрастом или интеллектуальными способностями, сколько с банальным отсутствием опыта в конкретной области. Один из нас как-то объяснял преподавателям письменного изложения для юристов, как ситуация «новичка» внушает новым студентам юридических факультетов ощущение неуверенности. В конце лекции одна слушательница сообщила, что она была профессором антропологии и ее опубликованные работы высоко оценивались за ясность и энергичность изложения. Затем она сменила карьеру и поступила на юридический факультет. Она рассказывала, что в течение первых шести месяцев писала настолько бессвязно, что начала опасаться, не страдает ли она дегенеративным умственным расстройством. Конечно же, нет: она переживала нечто вроде временной потери речи, поражающей большинство из нас, когда мы пытаемся писать о проблемах, которые мы не вполне понимаем, для аудитории, которую мы понимаем еще меньше. Она успокоилась, заметив, что, когда она стала понимать юриспруденцию лучше, она начала и лучше писать о ней.
УРОК ВОСЬМОЙ. УТВЕРЖДЕНИЯ В этом уроке мы расскажем об идее вашей аргументации — утверждении, которое отвечает на ваш исследовательский вопрос и является главной идеей вашего отчета. Как мы подчеркивали, вам необходим предварительный ответ на ваш исследовательский вопрос задолго до того, как вы узнаете, каким будет окончательный ответ. Даже если вы собираетесь заменить ваш «рабочий» ответ, вам нужен какой-то ответ с самого начала, чтобы помочь себе узнать, что вам следует искать, и чтобы, отсеяв ненужные данные, оставить только подходящие. Вам, требуется это предварительное утверждение также и для того, чтобы помочь себе собрать тот вид аргументации, который необходим для поддержки ответа. Поэтому с первых же шагов попробуйте сформулировать самое лучшее, самое развернутое утверждение, которое вам позволяет сделать ваше текущее понимание. Вы можете проверить свое утверждение с помощью трех вопросов: Какого вида утверждение вы делаете? Можете ли вы его конкретизировать? Сочтут ли его значимым ваши читатели? Если вы можете ответить на эти три вопроса, значит, вы готовы к сборке других элементов вашей аргументации, чтобы увидеть, действительно ли вы можете построить хорошее «дело» в защиту вашего утверждения.
8.1. КАКОГО ВИДА ВАШЕ УТВЕРЖДЕНИЕ? Вид поставленной проблемы предопределяет как вид утверждения, которое вы делаете, так и вид аргументации, которая вам потребуется, чтобы поддержать его. Как мы видели в Уроке 4, в научном мире исследователи обычно ставят не практические, а концептуальные проблемы — тот вид проблем, решения которых просят читателей не сделать что-то, а поверить во что-то: Экономический спад 2001—2002 годов был вызван отчасти чрезмерными инвестициями в информационные технологии, которые не сумели увеличить производство настолько, насколько это ожидалось. Некоторые концептуальные утверждения могут подразумевать действие: Коммерческие компании, которые инвестируют в информационные технологии, преуспевают только тогда, когда понимают, как их использовать, чтобы увеличить производство. Но, если вы хотите, чтобы читатели действовали, будет разумным ясно изложить то, что им следует сделать. Авторы слишком часто предполагают, что читатели могут понять больше, чем они понимают в действительности. Некоторые исследователи полагают, что, ставя концептуальный вопрос и отвечая на него, они могут внести вклад в решение практической проблемы. Если бы мы смогли всего лишь понять, что вызывает образование раковых клеток, мы смогли бы выяснить, как этот процесс остановить. Но если читатели думают, что ваша аргументация призвана поддержать и убеждение, и действие, вы рискуете запутать их, если на самом деле вы поддерживаете что-то одно, потому что концептуальные и практические утверждения нуждаются в разных видах аргументации с разными видами поддержки. Прежде чем читатели поверят, что ваш ответ подходит для решения практической проблемы, они, вероятно, будут ожидать, что вы поддержите два концептуальных утверждения: первое объяснит, что является причиной данной проблемы; другое — как сделать что-то, чтобы решить ее. Но помимо этого они могут ожидать, что вы покажете им следующие характеристики вашего решения: • Оно выполнимо; оно может быть осуществлено в разумные сроки. • Его осуществление стоит меньше, чем стоит проблема, которую оно решает. • Оно не создаст большую проблему, чем ту, которую оно решает. • Оно дешевле и быстрее, чем альтернативные решения, — поддержать это утверждение может оказаться очень трудно. Если читатели по ошибке решат, что вы исподволь предлагаете практическое утверждение, они могут ожидать, что вы хотя бы знаете эти четыре пункта. Поэтому, собирая элементы вашей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|