Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. От вопросов к проблемам




В этом уроке мы объясним, каким образом очертить ваш проект как про­блему, которую читатель хочет увидеть решенной,крайне важный шагдля серьезных исследователей. Если вы пробуете себя в первом исследова­тельском проекте, этот урок может оказаться трудным. (Вы можете найти дополнительную помощь по рассматриваемым нами проблемам в
Уроке 14.) Если вы почувствуете, что запутались, можете перейти к Уроку
5, но мы надеемся, что вы «примете вызов». Вы узнаете о важней­ших шагах, которые можно сделать уже сейчас и которые вам, безуслов­но, придется сделать в будущем.

В прошлом уроке мы описали, как найти среди ваших интере­сов тему, как ее сузить, а затем задать ей вопросы. Мы предложи­ли вам определять значимость ваших вопросов с помощью запол­нения трехступенчатой модели:

1. Тема: Я изучаю

2. Вопрос: потому что хочу узнать, что/почему/как

3. Значимость: для того чтобы помочь моим читате­лям понять.

Эти шаги определяют развитие не только вашего проекта, но и вас как исследователя.

Когда вы переходите от Шага 1 к Шагу 2, вы перестаете быть просто сборщиком данных, потому что теперь вами руководит не бесцельное любопытство (импульс далеко не бесполезный сам по себе), но желание понять что-то лучше. Эти шаги также помогают вам развить ваши все более и более усложняющиеся отношения с читателями. Когда вы переходите от Шага 2 к Шагу 3, вы фокуси­руете свой проект на значимости этого понимания хотя бы для себя самого. Но вы сможете присоединиться к сообществу иссле­дователей только тогда, когда сумеете увидеть эту значимость с точки зрения ваших читателей. Делая этот последний шаг, вы ме­няете свою цель с простого открытия и понимания чего-то для себя на показ и объяснение этого другим — шаг, который оказыва­ет на читателей более сильное воздействие и, следовательно, еще больше укрепляет ваши отношения с ними.

 

4.1. ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ

Шаг 3 труден для всех, даже для опытных исследователей. Очень многие люди пишут так, как будто их работа исчерпывается отве­том на какой-то вопрос, который их интересует. Они не понима­ют, что их ответ должен также решать проблему, которая значима для сообщества их читателей. Но исследователи часто могут на­чать свой проект, не зная наверняка, какую проблему они, в ко­нечном счете, будут решать. Многие начинают, имея только до­гадку, головоломку, нечто, о чем они хотят узнать больше; быва­ет, что, пока они не углубятся в свое исследование, иногда даже в написание черновика, они так и не узнают, какую проблему решили. Поэтому не нервничайте, если на ранних этапах вашего проекта вы не будете знать точно, на какой вопрос вы сможете ответить. Но вы можете начать планирование вашего исследова­ния, зная (или, по крайней мере, надеясь), что хороший вопрос где-то найдется.

Однако для того чтобы понять, как найти этот хороший воп­рос, а затем сообщить о его значимости, вам необходимо узнать, что такое исследовательская проблема в действительности.

4.1.1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Повседневные исследования обычно начинаются не с узнава­ния темы во сне, а с решения практической проблемы, которая неожиданно «сваливается» на вас, с проблемы, которая грозит бедой, если не будет решена. Когда решение неочевидно, вы за­даете вопросы, ответы на которые, как вы надеетесь, помогут ее решить. Но чтобы ответить на них, вы обязаны поставить и ре­шить проблему другого вида — исследовательскую проблему, ко­торая определяется тем, чего вы не знаете или не понимаете, но чувствуете, что должны узнать или понять, чтобы решить вашу практическую проблему.

Процесс работы с практическими проблемами вам знаком. Вот его типичный вид:

Практическая проблема: Мои тормоза начали скрипеть.

Исследовательский вопрос: Как мне их исправить прямо сейчас?

Исследовательская проблема: Нужно найти справочник «Желтые страницы» и в нем — ближайшую автомастерскую.

Исследовательский ответ: Фирма «Кар Шоп», 55-я Ист-стрит, дом 1401.

Приложение к практической проблеме: Позвонить туда и узнать, когда они смогут починить их.

Эта модель применима во всех сферах нашей жизни:

Национальная ружейная ассоциация уговаривает меня выступить против контроля над огнестрельным оружием. Проиграю ли я вы­боры, если не соглашусь? Проведи опрос - Большинство моих изби­рателей высказались за контроль над огнестрельным оружием. А теперь подумай, соглашаться ли на просьбу НРА.

Себестоимость продукции на нашем заводе в Омахе выросла. Что случилось? Сравни нынешних рабочих с теми, которые были рань­ше. Текучесть кадров сегодня выше. Если мы улучшим техничес­кое обучение и моральный климат, наши рабочие не будут от нас уходить. Отлично, давай посмотрим, сможем ли мы это сде­лать.

Подобные проблемы редко требуют от нас, чтобы мы записы­вали их решения. Мы записываем их только тогда, когда должны убедить других в том, что мы нашли и решили проблему, важную для них:

Руководителю завода в Омахе: Себестоимость продукции в Ома­хе выросла, потому что у нас высокая текучесть кадров. Рабочие не видят перспективы и увольняются через несколько месяцев после устройства на работу. Чтобы удержать их, мы должны по­высить их квалификацию, и тогда они захотят остаться. Вот план...

Однако прежде чем кто-нибудь сможет решить практическую проблему роста себестоимости, кто-то должен поставить и ре­шить исследовательскую проблему, определяемую незнанием того, почему выросла себестоимость. Только тогда можно решить, что с ней делать.

4.1.2. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАКТИЧЕСКИМИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ

Хотя решение практической проблемы обычно требует, что­бы мы решили также и исследовательскую проблему, крайне важно делать между ними различия, так как мы решаем их и пишем о них по-разному.

Практическая проблема возникает вследствие некоторого ус­ловия во внешнем мире — от ненужных электронных сообще­ний до терроризма, — которая делает нас несчастными, по­тому что наносит нам ущерб, выражающийся в потере време­ни, денег, уважения, безопасности, здоровья, иногда даже
жизни. Вы решаете практическую проблему, делая нечто, что либо меняет внешний мир, устраняя те условия, из-за кото­рых мы понесли этот ущерб, либо побуждает нас это сделать.

Исследовательская проблема мотивируется не действительным несчастьем, а неполным знанием или заблуждением. Вы ре­шаете ее, не изменив мир, но поняв его лучше.

Хотя исследовательская проблема часто мотивируется прак­тической проблемой, вы не решаете практическую проблему, толь­ко решая исследовательскую проблему. Руководитель завода в Омахе может знать ответ на вопрос Почему себестоимость растет?, но все же мучиться, решая практическую проблему Как нам улуч­шить техническое обучение?

Термин проблема, таким образом, имеет специальное значе­ние в исследовательском мире, значение, которое иногда сбива­ет с толку начинающих исследователей. В нашем повседневном мире практическая проблема — это что-то, чего мы стараемся избежать. Но в научном мире исследовательская проблема — это что-то, что мы активно разыскиваем, если необходимо. В самом деле, исследователь, не имеющий «хорошей» исследовательской проблемы, имеет «плохую» практическую проблему, поскольку при отсутствии исследовательской проблемы ему просто нечего делать.

Есть и другая причина, по которой неопытные исследователи мучаются с определением исследовательской проблемы. Опытные исследователи часто говорят о своей исследовательской проблеме в сокращенной форме. Когда их спрашивают, над чем они работа­ют, они дают ответ, который звучит, как одна из тех общих тем, о которых мы вас предупреждали в предыдущем уроке: корь у взрослых, ранние ацтекские гончарные изделия, брачные сигналы у вайомингских лосей.

В результате некоторые новички думают, что иметь тему, по которой им следует читать литературу, — то же самое, что иметь проблему, которую им следует решить. Но, думая таким образом, они сталкиваются с большей практической проблемой, так как они не могут должным образом сфокусировать свое исследова­ние, чтобы ответить на конкретный вопрос. Поэтому они собира­ют данные нецеленаправленно, не имея никакой возможности узнать, когда же их будет достаточно. Затем они мучаются, чтобы решить, что включать в свой отчет, а что нет, и, в конце концов, просто вставляют в него все, что у них есть, — «на всякий слу­чай». Поэтому неудивительно, что они обижаются, когда читатель говорит: Я не вижу идеи; это просто гора данных. Чтобы избежать такого рода суждений, вам нужна проблема, которая бы сфоку­сировала ваше внимание только на тех конкретных данных, которые помогают ее решить. А это значит — прежде всего, понять, как проблемы «работают».

 

4.2. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОБЛЕМ

Практические и исследовательские проблемы имеют одну и ту же фундаментальную структуру. И те и другие состоят из двух частей:

1. ситуация, или условие, и

2. нежелательные следствия, ущерб, который вы не хотите нести.

Что отличает их — это природа условий и ущерба.

4.2.1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Спустившееся колесо представляет собой типичную практи­ческую проблему, потому что она — (1) условие внешнего мира (спустившееся колесо), которое (2) связано с осязаемым ущер­бом, который вы, возможно, не хотите нести (опоздание на ра­боту или пропущенная встреча в ресторане). Но предположим, что вас вынудили согласиться на эту встречу, хотя вы предпочли бы оказаться где-нибудь в другом месте. В этом случае спустившееся колесо — ущерб незначительный; в самом деле, теперь оно даже принесло прибыль: то есть спустившееся колесо — не проблема, а решение. Нет ущерба — нет проблемы.

Для практической житейской проблемы условием может слу­жить все что угодно, даже выигрыш в лотерею. Предположим, вы выиграли в лотерею миллион долларов, но вы задолжали ростов­щику два миллиона, а ваше имя попало в газеты. Он найдет вас, отберет у вас ваш миллион и переломает вам кости. Выигрыш миллиона может оказаться Большой Проблемой.

Для того чтобы сформулировать практическую проблему, вы должны суметь описать обе ее части:

• ее условие: Я не успел на автобус. Озоновая дыра растет.

• ущербот этого условия, который делает вас (или кого-то другого) несчастным: Я опоздаю на работу и могу потерять место. Много людей умрет от рака кожи.

А теперь важное предостережение: Ваши читатели будут су­дить о значимости проблемы по связанному с ней ущербу не для вас, а для них. Поэтому вы обязаны очертить вашу проблему с их точки зрения. Чтобы сделать это, вообразите: когда вы ставите условие вашей проблемы, ваши читатели отвечают: Ну и что? Например,

В прошлом году озоновая дыра выросла. Ну и что?

Вы отвечаете, назвав ущерб от этой проблемы: Чем больше размер озоновой дыры, тем больше ультрафиолетовых лучей будет достигать Земли.

Предположим, ваш собеседник снова спросит Ну и что?

Вы отвечаете, назвав дальнейший ущерб: Очень сильное ультрафиолетовое излучение может вызвать рак кожи.

Если, как бы это ни было маловероятным, он снова спросит Ну и что?, значит, вы не сумели убедить его в том, что это не только ваша проблема, но и его. Мы признаем, что проблема су­ществует, только тогда, когда прекращаем спрашивать Ну и что?, а говорим: Только не это! Что же нам делать?

Практические проблемы вроде рака легко «ухватить», потому что они всегда имеют осязаемые следствия. Однако в научном мире вы, возможно, будете больше работать с исследовательскими проблемами, «ухватить» которые труднее, потому что и их условия, и ущерб от них всегда абстрактны.

4.2.2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Практическая и исследовательская проблемы имеют одну и ту же структуру, но их условия и ущерб от них отличаются в двух важных отношениях.

• Условием практической проблемы может быть любое положе­ние дел, ущерб от которого делает вас (или кого-то другого) несчастным. Условие исследовательской проблемы — это все­гда тот или иной вариант вашего незнания или непонимания чего-то.

Вы можете определить условия, отрабатывая модель, предло­женную в Уроке 3. Второй шаг указывает на то, чего вы не знаете или не понимаете:

Я изучаю рассказы об Аламо, потому что хочу понять, почему избиратели реагировали на них так, что это служило интересам местных техасских политиков.

Вот почему мы подчеркиваем ценность вопросов. Они застав­ляют вас задуматься о том, чего вы не знаете или не понимаете, но хотите узнать или понять.

• Ущерб от практической проблемы — это несчастье. Ущерб от исследовательской проблемы — это что-то еще, чего мы — или, что важнее, наши читатели — не знаем или не понима­ем, но что является более значимым, более существенным, чем неведение или заблуждение, определяемое условием. Это тоже можно выразить в виде вопроса.

Вы определили эти следствия в Шаге 3 нашей модели:

Я изучаю рассказы об Аламо, потому что хочу понять, почему избиратели реагировали на них так, что это служило интересам местных техасских политиков, для того чтобы помочь читателям понять, как региональная самоидентификация влияет на нацио­нальную политику.

Все это может показаться очень запутанным, но оно проще, чем кажется. Когда вы переходите от вопросов к проблемам, вы всего-навсего переводите модель прорабатывания значимости воп­роса для вас таким образом, чтобы найти ее значимость для ваших читателей.

«Работает» это так: первая часть проблемы — это то, чего вы не знаете, но узнать хотите. Вы можете сформулировать ее в виде прямого вопроса:

Сколько звезд на небе?

Как изменились романтические кинофильмы за последние пятьдесят лет?

А теперь вообразите, что кто-нибудь спросит: Ну и что, если вы не сумеете ответить на этот вопрос? Что вы скажете? Вы ответите, сформулировав что-то ещё, чего вы не узнаете, пока не ответите на первый вопрос, что-то, что ваш собеседник также должен хотеть узнать. Например,

Если мы не сумеем ответить на вопрос, как изменились романти­ческие кинофильмы за последние пятьдесят лет, условие/первый вопрос, то мы не сумеем ответить на более важный вопрос: как изменились в нашей культуре представления о романтической любви. следствие / более общий, более важный вопрос

Если вы считаете нахождение ответа на этот вопрос важным, тo незнание этого ответа является ущербом, который делает изу­чение вашей исследовательской проблемы достойным того, чтобы за нее взяться, а если и ваш читатель думает так же — у вас есть работа.

Но что если ваши потенциальные читатели снова спросят: Ну и что?

Ну и что, если я не знаю, изменились ли в нашей культуре пред­ставления о романтической любви?

Теперь вы должны поставить еще более общий вопрос, ответ на который зависит от ответа на предыдущие вопросы, ответ, который должен быть более значимым для ваших читателей:

Если мы не сумеем ответить на вопрос, как изменились в нашей культуре представления о романтической любви за последние пятьдесят лет, второй вопрос то мы не сможем ответить на еще более важный вопрос: как наша культура формирует представления юношей и девушек о браке и семье. следствие/более важный вопрос.

Если вы вообразите, что читатель снова спросит Ну и что?, вамможет прийти в голову мысль: Неподходящая аудитория. Но если вы зашли в тупик именно из-за аудитории, то вам следует попробовать еще раз.

Неспециалистам, при взгляде на науку со стороны, кажется, что исследователи ставят вопросы настолько узко, что они ка­жутся до смешного банальными: Ну и что, если мы не знаем, как появилась игра «в классики»? Но для тех немногих людей, которых волнует, как народные игры влияют на социальное развитие де­тей, ущерб от незнания этого оправдывает их исследования. Что вы имеете в виду? Если мы выясним, как появились детские народ­ные игры, то мы сможем узнать, как дети устанавливают социальные связи...

4.2.3. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ «ЧИСТЫМИ» И «ПРИКЛАДНЫМИ» ИССЛЕДОВАНИЯМИ

Когда решение исследовательской проблемы не имеет очевид­ного приложения ни к одной из практических проблем внешнего мира, а приложимо только к интересам сообщества исследовате­лей, мы называем такое исследование чистым. Когда исследова­тельская проблема имеет практические следствия, мы называем такое исследование прикладным.

Вы сможете узнать, является ли исследовательская проблема чистой или прикладной, взглянув на последний из трех шагов при определении вашего проекта. Относится ли он к знанию/по­ниманию или к деланию.

1. Тема: Я изучаю плотность света и других видов электромагнитного излучения на небольшом участке вселенной,
2. Вопрос: потому что хочу узнать, сколько звезд на небе,

3. Значимость: для того чтобы помочь читателям понять, будет ли вселенная расширяться вечно или сожмется в новом «большом взрыве».

Это проблема чистого исследования, потому что Шаг 3 отно­сится только к пониманию.

В проблеме прикладного исследования второй шаг тоже отно­сится к знанию, но третий шаг относится к деланию:

1. Тема: Я изучаю разночтения между данными, полученными те­лескопом «Хаббл», находящимся на орбите за пределами атмо­сферы, и данными о тех же самых звездах, полученными назем­ными телескопами,

2. Вопрос: потому что хочу узнать, насколько сильно атмосфера искажает измерения света и других видов элек­тромагнитного излучения,
3. Практическая значимость: для того чтобы астрономы смогли использовать данные наземных теле­скопов для более точного измерения плотности элек­тромагнитного излучения.

Это проблема прикладного исследования, потому что астрономы смогут сделать то, что им необходимо, — измерить свет более точно, — только тогда, когда узнают, насколько велико искажение, вносимое в измерения атмосферой.

4.2.4. СВЯЗЫВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПРАКТИЧЕСКИМИ СЛЕДСТВИЯМИ

Некоторые малоопытные исследователи испытывают диском­форт, работая над чистым исследованием, потому что ущерб в нем — простое незнание чего-то — очень абстрактен. Не будучи еще членами исследовательского сообщества, которое заботится об ответах на свои вопросы, эти исследователи чувствуют, что результаты их исследования недостаточно надежны. Поэтому в концептуальный вопрос — дабы он казался более значимым — сии вставляют практический ущерб:

1. Тема: Я изучаю расхождения между различными вариантами рас­сказов об Аламо в девятнадцатом веке,

2. Вопрос: потому что хочу узнать, каким образом политики использовали рассказы о значительных событиях, чтобы формировать общественное мнение,

3. Потенциальная практическая значимость: для того чтобы помочь читателям защититься от беспринципных политиков.

Большинство читателей, скорее всего, сочтут эту связь не­сколько натянутой.

Чтобы сформулировать продуктивную проблему прикладного исследования, вы должны показать, что ответ в Шаге 2 правдо­подобно ведет к Шагу 3. Задайте себе вопрос:

А) Если мои читатели захотят достичь цели [сформулируйте вашу задачу из Шага 3],

Б) решат ли они, что для этого нужно узнать [сформулируйте ваш вопрос из Шага 2)?

Попробуйте проверить прикладную астрономическую проблему:

(а) Если мои читатели хотят использовать данные, полученные на­земными телескопами, чтобы более точно измерять плотность электромагнитного излучения,

(б) решат ли они, что для этого нужно узнать, насколько сильно атмосфера искажает его измерение?

Поскольку астрономы имеют огромное количество данных, полученных наземными телескопами, данные, которые могут быть откорректированы с учетом атмосферного искажения, то отве­том, по-видимому, будет Да.

А теперь попробуйте проверить проблему Аламо:

(а) Если мои читатели хотят достичь цели — помочь людям защи­тить себя от беспринципных политиков,

(б) решат ли они, что для этого нужно узнать, каким образом поли­тики девятнадцатого века использовали рассказы о великих со­бытиях, чтобы формировать общественное мнение?

Опять же: это кажется натяжкой.

Если вы действительно думаете, что ответ на вашу исследова­тельскую проблему может быть приложен к практической про­блеме, сформулируйте вашу проблему как проблему чистого ис­следования, а затем добавьте ваше приложение в качестве чет­вертого шага:

1. Тема: Я изучаю расхождения между различными вариантами рассказов об Аламо в девятнадцатом веке,

2. Вопрос: потому что хочу узнать, каким образом политики использовали рассказы о значительных событиях, что­бы формировать общественное мнение,

3. Концептуальная значимость: для того чтобы помочь читателям понять, как политики использу­ют элементы народной культуры, чтобы добивать­ся своих политических целей,
4. Потенциальная практическая значимость: и для того, чтобы читатели смогли лучше защититься от беспринципных политиков.

Когда вы формулируете вашу проблему во введении, ее, как правило, лучше формулировать как чисто концептуальную ис­следовательскую проблему, чья значимость определяется концеп­туальными следствиями. Если ваше задание не включает вопрос о практических приложениях, отложите их до выводов. (Больше о введениях и выводах см. Урок 14.)

Большинство исследовательских проектов в гуманитарных, многих точных, естественных и социальных науках[3] не имеют приложений к повседневной жизни. В самом деле, как и предполагает само слово «чистое», многие исследователи ценят чистое исследование выше, чем прикладное. Они считают, что поиск знания «ради самого знания» отражает высшее предназначение человечества — знать больше и понимать лучше не ради денег или власти, но ради того блага, которое приносят знание и понимание. Как вы, быть может, догадались, мы трое одобряем и чистое, и практическое исследование — при том условии, что исследование выполнено хорошо и не искажено под влиянием нечестных или недобрых мотивов.

Сегодня угроза как чистым, так и практическим исследова­ниям, особенно в биологических науках, заключается в том, что прибыль от патентов предопределяет не только выбор исследовательских проблем, но и «цвет» их решений: Скажите нам, что вы хотите найти, и мы вам это найдем! Это поднимает этические вопросы, которых мы коснемся позднее (с. 304—307).

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА НОВИЧКА

Длянекоторых новичков, в частности тех, кто занимается серьезными практическими проблемами, исследовательские проблемы не кажутся «достаточно» практическими, даже когда имеют очевидные приложения. Поэтому они стараются «приспособить» свой проект к практической сфере. Это, как правило, ошибка. Никто не может решить великие мировые проблемы в пяти- или даже пятидесятистраничном исследовании, но хороший исследователь способен помочь нам понять эти проблемы лучше, а это приблизит нас и к их решению. Поэтому, если вы глубоко озабочены практической проблемой, такой, как учащение случаев разрушительных лесных пожаров на западе США, вычлените из нее исследовательский вопрос, на который вы можете ответить и который, в конечном счете, приведет к практическому решению:

Насколько важны пожары для экологического здоровья леса? Как местные правила пожарной безопасности влияют на огнестойкость зданий?

Выберите один из таких «маленьких» вопросов, помня, что ма­ленькие ответы на маленькие вопросы иногда приводят к великим решениям.

 

4.3. НАХОЖДЕНИЕ ХОРОШЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Что отличает великих исследователей от всех остальных — это неординарность, талант или слепая удача, когда, столкнувшись с проблемой, они находят решение, которое заставляет всех ос­тальных взглянуть на мир по-новому. Мы все можем научиться тому, как распознать хорошую проблему, когда «налетаем» на нее или она нас (или когда она уже стала злободневным вопро­сом). Но исследователи часто начинают проекты, не вполне по­нимая, в чем заключается их проблема. Иногда они надеются лишь прояснить ее. Действительно, те, кто находят новую проблему или умудряются прояснить старую, добиваются большей славы, а (иногда) и богатства, чем те, кто решают проблему, уже опреде­ленную. Некоторые исследователи добились признания за опро­вержение правдоподобной гипотезы, которую они собирались доказать. Поэтому не расстраивайтесь, если не сможете сформу­лировать свою проблему полностью уже в начале исследования.

Очень немногие из нас могут это сделать. Но ее обдумывание сэкономит вам часы работы — и, возможно, избавит вас от па­ники при завершении вашего проекта.

Вот несколько способов, как можно «нацелиться» на пробле­му прямо со старта.

4.3.1. ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ

Делайте то, что делают опытные исследователи: беседуйте с преподавателями, однокурсниками, родственниками, друзьями, соседями — со всеми, кто может заинтересоваться вашей темой и вашим вопросом. Почему кому-то может понадобиться ответ на ваш вопрос? Что они сделают с ответом? Какие вопросы ваш ответ может вызвать?

Если вы свободны в выборе проблемы, ищите узкую пробле­му, которая является частью более широкой проблемы. Маловероятно, что вы решите ее, но ваш фрагмент унаследует частицу ее значимости. (Вы также познакомитесь с кругом проблем в вашей области — немалое приобретение.) Спросите вашего препо­давателя, над чем он работает и не можете ли вы поработать над частью его проекта. Но предостерегаем: если ваш преподаватель по­могает вам определить проблему и дает вам советы относительно источников, не позволяйте этим предложениям определить границы вашего исследования. Ничто так не огорчает любого преподавателя, как студент, который делает только то, что ему предложили, и ничего больше. В этой ситуации преподаватель, возможно, хочет, чтобы вы выполнили некоторое исследование, которое поможет ему выяснить что-то, чего он не знал или не понимал, например, поможет ему узнать о лучших источниках или новых данных.

4.3.2. ИЩИТЕ ПРОБЛЕМЫ, КОГДА ЧИТАЕТЕ

Вы можете найти исследовательскую проблему, если читаете что-либо критически, где вы обнаруживаете противоречия, несообразности, неполные объяснения. Если вы не удовлетворены объяснением, если что-то кажется вам странным, запутанным или неполным, предположите, что и другим читателям может или должно показаться то же самое. Многие исследовательские проблемы начинаются с воображаемой беседы, которую ведет исследователь с письменным отчетом другого человека: Минуточку, он игнорирует...

Но, прежде чем вы решите исправить пробел, ошибку или заблуждение, убедитесь, что они реальны, а не есть результат вашего неверного прочтения. Перечитайте ваш источник внимательно, не спеша. Бесчисленное количество отчетов имело целью опровергнуть утверждения, которых не делал ни один автор.

Как только вы решите, что действительно нашли головоломкуили ошибку, сделайте больше, а не просто укажите на них. Если источник говорит X, а вы думаете Y, то вы получите иссле­довательскую проблему только в том случае, если сумеете пока­зать, что читатели, которые продолжают считать X правильным, поймут неправильно что-то еще более важное. (Наиболее часто встречающиеся виды противоречий см. в нашей «Подсказке» на с. 88-90.)

Наконец, внимательно читайте несколько последних страниц ваших источников. Именно там многие исследователи предлагают большую часть вопросов, которые нуждаются в ответах. Автор следующего абзаца только что закончил объяснять, как повседнев­ная жизнь русского крестьянина девятнадцатого века влияла на его поведение в бою. И как опыт мирной жизни рядовых влиял на их поведение на поле боя, точно так же должен был влиять на офицеров опыт жизни офицерского корпуса. В самом деле, многие комментато­ры после русско-японской войны объясняли поражение России привычками, приобретенными офицерами в ходе своих хозяй­ственных занятий. В любом случае, чтобы оценить служебные при­вычки царских офицеров в мирное и военное время, нам нужен струк­турный — если хотите, антропологический — анализ офицерского корпуса, аналогичный тому, что был предложен здесь для рядового состава [выделено нами].

Последнее предложение сообщает нам не только проблему, которую этот автор собирается решить, но и новую проблему, которая еще ждет своего исследователя.

4.3.3. ИЩИТЕ ПРОБЛЕМУ, КОТОРУЮ РЕШАЕТ ВАШЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

Критическое чтение также поможет вам отыскать хорошую исследовательскую проблему в ваших более ранних черновиках. Авторы почти всегда выдают свой наилучший интеллектуальный продукт на последних страницах черновика. Часто только к этому моменту они начинают формулировать заключительное утверж­дение, о котором они не могли и мечтать, когда начинали проект. Если в каком-либо раннем черновике вы встретите неожиданное утверждение, спросите себя, на какие вопросы оно может отве­чать. Как бы парадоксально это ни казалось, вы можете даже най­ти решение проблемы, которой вы еще не ставили. Ваша задача — выяснить, в чем эта проблема состоит. Вполне вероятно, что вы сумеете «идя назад» сформулировать лучшую, более интересную проблему, чем та, с которой вы начали.

 

4.4. ВЫВОДЫ: ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМЫ

Ваши преподаватели понимают, что вы исследователь-новичок, но они хотят, чтобы вы начали развивать и практиковать интеллектуальные подходы серьезного исследователя. Они хотят, чтобы вы делали больше, чем просто накапливали и сообщали факты по теме, которая вас случайно заинтересовала. Они хотят, чтобы вы сформулировали вопрос, который, как вы считаете, достоин ответа, и поставили проблему, которая, как вы считае­те, достойна решения независимо от того, интересуется ли этим кто-либо еще.

Но постепенно, когда вы будете переходить к серьезной работе, у вас возникнет необходимость поделиться вашим новым знанием и пониманием с другими. К этому моменту вы обязаны понять, что ваши читатели считают интересными вопросами и проблемами. Как мы подчеркивали, они выводят это суждение из того ущерба, который они понесут в результате незнания или непонимания чего-то. И шаг, о котором мечтаем все мы, — не только найти проблему, которую читатели хотят видеть решенной, но и убедить читателей серьезно задуматься о такой проблеме, о которой никто из них не задумывался прежде. Никто не делает все эти три шага с первого раза. Почти все мы добираемся до первого: Какое открытие мне было бы интересно сделать? Большинство из нас делают и второй шаг: Чем бы могли заинтересоваться мои чи­татели? Очень немногие из нас, однако, делают третий шаг: Каким образом я могу убедить их в том, что они задают неправильные вопросы? Но тот, кто не сделал всех этих шагов, не обязательно «провалился», так как мы можем измерить наш успех и по тому, насколько хорошо, по мнению наших читателей, мы ответили на вопросы, которые их уже волнуют. Наихудший ответ, который вы можете услышать, — это не Я не согласен, а Меня это не волнует.

Однако пока все эти высокопарные разговоры о научном ис­следовании могут показаться оторванными от мира, в котором миллионы людей тратят столько сил и труда, чтобы вырваться вперед или удержать других позади себя. Но когда исследователь­ские проблемы в окружающем нас мире изучаются честно, они имеют точно такую же структуру, как и проблемы в мире науч­ном. И в бизнесе, и в государственном управлении, и в юриспруденции, и в медицине, и в политике, и в международной дипломатии ни одно умение не ценится так высоко, как способность распознать проблему, к которой другие люди должны отнестись серьезно, а затем изложить ее так, чтобы заставить их задуматься о ней. Если вы научитесь делать это на занятиях по истории Ки­тая, вы сможете это сделать и в кресле бизнесмена, и в кресле государственного чиновника — и в своем квартале, и в Гонконге.

ПОДСКАЗКА: НЕСОГЛАСИЕ С ИСТОЧНИКАМИ

Самый распространенный вид исследовательской проблемы вы находите тогда, когда не соглашаетесь с источниками. Мы не можем сказать, с чем именно вам не соглашаться, но можем перечислить несколько стандартных противоречий. Этот список бу­дет особенно полезен, если вы знакомы с исследованиями в ва­шей области, а если вы новичок, они могут показать вам, какого вида противоречия ищут опытные исследователи. В Уроке 14 мы объясним, как воспользоваться этими противоречиями, чтобы написать введение, которое побудит ваших читателей читать ваш отчет дальше. (Этот список не является исчерпывающим, и неко­торые противоречия накладываются друг на друга. Вы можете ис­пытать их и на своей теме.)

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВИДА

Вы утверждаете, что нечто, считающееся предметом одного вида, им не является (или наоборот).

Определенные религиозные группы принято считать «культами» из-за их странных верований, но эти верования по виду ничем не отличаются от традиционных религий.

В следующих моделях замените X и Y вашими собственными терминами. В каждом случае вы можете также утверждать прямо про­тивоположное (т.е., хотя кажется, что X не Y, на самом деле он У).

1. Хотя кажется, что X — это Y, это не так.

2. Хотя кажется, что X — это необходимая характеристика или необходимое качество Y, это не так.

3. Хотя кажется, что X — это хорошее/значимое/полезное/моральное/ интересное..., это не так.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧАСТИ И ЦЕЛОГО

Вы можете утверждать, что другие ошибаются в оценке отно­шений между частями чего-либо.

В последние годы кое-кто доказывал, что спорту нет места в образовании, но на самом деле спорт — неотъемлемая часть хорошо образованной личности.

1. Хотя кажется, что X — часть Y, это не так.

2. Хотя кажется, что часть X относится к части Y способом Z, это не так.

3. Хотя кажется, что части X образуют систему, это не так.

ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Вы можете утверждать, что другие ошибаются относительно происхождения, развития или истории предмета вашего изучения.

Хотя недавно некоторые исследователи доказывали, что население планеты растет, это не так.

1. Хотя кажется, что X стабилен/растет/падает, это не так.

2. Хотя может показаться, что X зародился в Y, это не так.

3. Хотя кажется, что порядок развития X — 1, 2, 3, это не так.

4. Хотя кажется, что X — это часть более широкого исторического развития, это не так.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ

Вы можете утверждать, что предполагаемые причинные отно­шения не существуют (или наоборот).

Новый метод не дать молодым людям превратиться в преступников — это концепция «военно-спортивных лагерей». Но факты говорят о том, что он приносит мало пользы.

1. Хотя кажется, что X является причиной Y, это не так.

2. Хотя кажется, что X является причиной Y, но как X, так и Y вызываются Z.

3. Хотя кажется, что X и Y причинно связаны, это не так.

4. Хотя кажется, что достаточно X, чтобы вызвать Y, это не так.

5. Хотя кажется, что X является причиной только Y, он также является причиной А, В и С.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВИДЕНИЯ

Это противоречие уходит глубже. Большая часть противоречий не изменяет условий дискуссии. В противоречиях видения авторы предлагают, чтобы мы все взглянули на объект по-новому.

Общепризнанно, что рекламная деятельность лучше всего объяс­няется как чисто экономическая функция, но на самом деле она является лабораторией для новых форм и стилей в искусстве.

1.X обсуждался в контексте Y, но новый контекст понимания обнаруживает новую истину об X... (Новый контекст может быть социальный, политический, философский, экономичес­кий, научный, этический, тендерный6 и т.п.)

2.X использовался для объяснения Y, но новая теория заставля­ет нас взглянуть на Y по-другому.

3.X анализировался с использованием теоретической/ценност­ной системы Y, которая привела к отказу от X как не относя­щегося к Y. Но теперь мы видим, что Y связан с X в новом отношении.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...