Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

УРОК ТРЕТИЙ. От тем к вопросам




В этом уроке мы расскажем о том, как исследовать ваши интересы, что 6ы найти тему, сузить ее до разумных пределов, задать ей вопросы, кото­рые помогут найти в ней признаки проблемы, а затем превратить ее в проблему, которая будет направлять ваше исследование. Если вы опытный исследователь или уже знаете, какие темы вы хотите исследовать, вы мажете перейти к Уроку 4. Но если вы начинаете свой первый исследова­тельский проект, этот урок будет вам полезен.

Если вы вольны исследовать любую тему, которая вам инте­ресна, эта свобода может оказаться мучительной — такой огром­ный выбор и так мало времени. Но в какой-то момент вам при­дется остановиться на той или иной теме; однако помимо темы вы должны также найти цель — не считая вашего задания, — ради которой вы посвятите недели, а то и месяцы исследованию и записи его результатов, а затем будете просить читателей потра­тить их время на чтение вашего отчета.

Как мы сказали, читатели ожидают, что вы сделаете больше, тем просто сложите гору данных и сообщите их; они ожидают, что вы сообщите их таким способом, который продолжает установившуюся беседу между авторами и читателями, образующими сообщество исследователей. Чтобы сделать это, вы обязаны из всех данных, собранных вами, отобрать только те, которые поддерживают ответ на вопрос, который решает проблему, требующую, по мнению ваших читателей, решения. Во всех исследовательских сообществах некоторые проблемы уже «висят в воздухе», широко обсуждались и глубоко исследовались, например: являются ли черты характера, такие, как робость или склонность к риску, ге­нетически наследственными или благоприобретенными. Но другие вопросы могут волновать только конкретного исследователя: Почему кошки трутся о нас мордочками? Почему самые большие орехи оказываются в верхней части банки? Именно так начинается большая часть исследований — не с «большого» вопроса, извест­ного всем специалистам в данной области, а с интеллектуального «зуда», который беспокоит одного-единственного исследователя.

Если вы испытываете такой «зуд» — хорошо. Но, как мы ска­зали (и скажем еще раз), в какой-то момент вам придется ре­шить, является ли ответ на ваш частный вопрос столь же значи­мым и для других людей: вашего преподавателя, коллег, других исследователей или даже общества в целом, чьи жизни ваше ис­следование может изменить. В этот момент ваша цель — не только ответить на вопрос, но поставить и решить проблему, которую и другие люди считают достойной решения.

Наконец, само слово проблема представляет собой проблему: обычно «проблема» означает беду, однако среди исследователей она имеет значение настолько специфическое, что мы посвятим ей весь следующий урок. Она поднимает вопросы, которые толь­ко очень немногие начинающие исследователи способны решить до конца, вопросы, которые могут обескуражить даже опытных исследователей. Но, прежде чем вы сможете обратиться к иссле­довательской проблеме, вы должны найти тему, которая может заключать ее в себе. Поэтому мы начнем с темы.

 

3.1. ОТ ИНТЕРЕСА К ТЕМЕ

Большинство из нас имеют более чем достаточно разных инте­ресов, которые мы можем развить, но новички часто испытыва­ют затруднения в нахождении среди своих интересов темы, дос­таточно сфокусированной, чтобы поддержать исследовательский проект. Исследовательская тема — это интерес, определенный до­статочно узко, для того чтобы вы могли вообразить себя местным экспертом по ней. Это не означает, что вы уже много знаете о ней или должны знать о ней больше, чем ваш профессор. Вы просто хотите узнать больше, чем вы знаете сейчас.

Если ваше задание предоставляет вам свободу в изучении лю­бой темы в пределах разумного, мы можем предложить вам толь­ко один «штамп»: начните с того, что интересует вас больше все­го. Ничто не способствует качеству вашей работы больше, чем ваша увлеченность ею. Начните с перечисления двух-трех интере­сов, которые бы вы хотели изучить. Если вы начинаете исследова­тельский проект по курсу в определенной области, просмотрите новейший учебник, поговорите с другими студентами или проконсультируйтесь у вашего преподавателя. Вы можете попробовать определить интерес, отталкиваясь от работы, которую вы делаете или будете делать по другому предмету.

Если вы по-прежнему не в силах сдвинуться с места, вы мо­жете найти помощь либо в Интернете, либо в библиотеке. Интер­нет может показаться более легким способом, но он, скорее всего, заведет вас «не туда», особенно если вы новичок в исследования. Начните со стандартных приемов.

Для проекта по общему курсу письменного изложения начни­те с библиотеки. Просмотрите заголовки в общебиблиографических справочниках, таких, как «Читательский путеводитель по периодической литературе». Если вы уже имеете общее представление, воспользуйтесь более специализированными руковод­ствами, такими, как «Американский указатель работ по гуманитарным наукам» или «Указатель Чикано». (Мы обсудим этиресурсы в Части V и перечислим многие из них на с. 315—346.)

Просмотрите заголовки на предмет тем, которые могут вас заинтересовать. Они дадут вам не только возможные темы, но и ссылки на новейшие источники по ним. Если у вас уже есть об­щее представление о теме, можете проверить Интернет, но если у васнет общего представления о том, что вы ищите, тогда то, что вы найдете там, может подавить вас своим количеством. Некоторые указатели доступны «онлайн», но большая часть из них не дает возможности просматривать свое содержимое — можно про­смотреть только предметные заголовки.

Для первого исследовательского проекта в какой-либо конк­ретной области просмотрите заголовки в специализированных указателях, таких, как «Философский указатель», «Психологическийуказатель» или «Рефераты работ по женским вопросам». Как только вы определите общую область вашего интереса, воспользуйтесь Интернетом, чтобы узнать о ней больше и помочь себе сузить тему. (Если вы глубоко «увязли», прочтите «Подсказку» в конце этого урока.)

Если вы выполняете серьезный исследовательский проект, то до того как остановиться на какой-либо теме, вы можете сна­чала выяснить, по какой теме ресурсы наиболее доступны.

Если вы выбрали тему, а затем обнаружили, что ресурсы по ней трудно найти, вам, может быть, придется начать все заново. Если вы сначала определите ресурсы, имеющиеся в вашей биб­лиотеке или в Интернете, то сможете спланировать ваше иссле­дование более эффективно, поскольку будете знать с чего начать.

На первых порах вы можете знать очень немного о таком об­щем интересе, как использование масок в религиозном и социальном контекстах, чтобы превратить его в сфокусированную тему. Если так, вы должны почитать кое-что, чтобы знать, что вам думать о нем. Не читайте наугад: начните со статей в общей энциклопе­дии, затем просмотрите статью в специализированной энцикло­педии или специализированном словаре, а затем полистайте спе­циализированные журналы и посетите специализированные веб­сайты, пока не получите общего представления о вашей теме. Только после этого вы сможете сделать следующие шаги.

 

3.2. ОТ ШИРОКОЙ ТЕМЫ К СФОКУСИРОВАННОЙ ТЕМЕ

В этот момент вы рискуете остановиться на теме настолько ши­рокой, что она может выглядеть, как подзаголовок в энциклопедии: Полеты в космос, история; Шекспир, проблемные пьесы; Естествен­ные виды, доктрина. Тема, как правило, окажется слишком широ­кой, если ее можно сформулировать в четырех-пяти словах:

Свобода воли в «Войне и мире»

История коммерческой авиации

Если ваша тема настолько широкая, вас может испугать одна мысль о поиске, еще больше — чтении даже частички имеющих­ся источников. Поэтому вам необходимо сузить ее примерно так:

Столкновение свободы воли и историчес­кой необходимости в описании Толстым трех сражений в «Войне и мире»

Серьезное содействие военных разработке ДС-3 в первые годы коммерческой авиа­ции

Мы сузили эти темы, добавив слова и словосочетания особо­го рода: столкновение, описание, содействие и разработка. Эти имена существительные образованы из глаголов, выражающих действия или отношения: сталкиваться, описывать, содействовать и раз­рабатывать. Без таких слов ваша тема статична: свобода воли в <Войне и мире», история коммерческой авиации. Но когда вы пользуетесь именами существительными, образованными из глаголов, вы перемещаете вашу тему на один шаг ближе к утверждению, которое ваши читатели могут счесть значимым.

Обратите внимание на то, что происходит, когда эти темы
становятся утверждениями. Темы (1а) и (2а) почти не измени­лись:

ТЕМА
  В «Войне и мире» Толстой опи­сывает три сражения таким способом, который заставляет свободу воли столкнуться с ис­торической необходимостью В первые годы коммерческой авиации военные серьезно со­действовали тому, каким образом разрабатывался ДС-3
Свобода воли и историческая необходимость имеют место в «Войне и мире» Толстого

УТВЕРЖДЕНИЕ

История коммерческой авиации -> Коммерческая авиация имеет историю

 

 

Темы фрагментов (16) и (26), с другой стороны, ближе к утверждениям, которые читатели могут найти интересными:

16. Столкновение свободы воли и исторической необходимости в описании Толстым трех сражений в «Войне и мире»

2б. Серьезное содействие военных при разработке ДС-3 в первые годы коммерческой авиации

Эти утверждения, на первый взгляд, покажутся слабыми, но вы делаете их более конкретными в ходе работы над вашим проектом.

Более конкретная тема также позволит вам увидеть пробелы, головоломки и непоследовательности, о которых вы можете спра­шивать, когда будете превращать вашу тему в исследовательский вопрос (больше об этом через минуту). Конкретная тема может также послужить вашим рабочим названием, кратким ответом, когда кто-нибудь спросит вас, над чем вы работаете.

Предостережение: не сужайте вашу тему настолько, что вы не сумеете найти достаточного количества данных по ней:

СЛИШКОМ МНОГО ИМЕЮЩИХСЯ ДАННЫХ

История коммерческой авиации

Решение удлинить законцовку крыла на прототипе ДС-3 как результат же­лания военных использовать ДС-3 в качестве грузового самолета

 

3.3. ОТ СФОКУСИРОВАННОЙ ТЕМЫ К ВОПРОСАМ

Делая этот шаг, исследователи часто совершают ошибку но­вичков: они торопятся перейти от темы к «массированному» сбо­ру данных. Как только они встречают тему, которая кажется им перспективной, такую, как политические корни и развитие легенд о Битве за Аламо, они тут же начинают искать источники — раз­ные точки зрения на этот рассказ в книгах и кинофильмах, мек­сиканских и американских, девятнадцатого века и двадцатого. Они накапливают стопки конспектов этих рассказов, описаний сходств и различий между ними, подробностей, по которым эти расска­зы конфликтуют с тем, что, по мнению новейших историков, происходило на самом деле. Они записывают все это и делают вывод: «Таким образом, мы видим множество сходств и различий между...»

Большинство школьных учителей поставили бы такому отчету положительную оценку, потому что он показывает, что школь­ник умеет придерживаться темы, находить данные по ней и мо­жет составить из этих данных отчет — не малое достижение для первого проекта. Но для любого предмета в вузе, в том числе ввод­ного курса по письменному изложению в колледже, такой отчет будет неудовлетворителен, поскольку он предлагает всего лишь разрозненную информацию. Если автор не задаст вопрос, заслуживающий размышления, он не сможет предложить и сфокуси­рованный ответ. Читатели исследовательских отчетов желают не просто получить информацию; они желают получить ответ на воп­рос, заслуживающий постановки. Конечно, людям, увлеченным какой-либо темой, часто кажется, что любая информация по ней достойна чтения ради нее самой: коллекционеры японских монет или афиш фильмов с участием Элвиса Пресли будут читать что угодно о своем предмете. Опытные исследователи, однако, сообщают данные не ради данных; они сообщают их, чтобы поддер­жать ответ на вопрос, который они (и, как они надеются, их читатели) считают достойным его постановки.

Лучший способ выяснить, что вы знаете о той или иной теме, — «обстрелять» ее вопросами. Сначала задайте вопросы, естествен­ные в вашей области. Например, первые вопросы историка к рас­сказам об Аламо касались бы их источников, развития этих рас­сказов и их точности. Также задайте стандартные журналистские вопросы кто, что, когда и где, но сделайте основной упор на как и почему. Наконец, вы можете систематически задавать четыре вида аналитических вопросов, но не задерживайтесь на поиске ответов. (И не беспокойтесь о занесении вопросов в подходящие категории, которые идут ниже; пользуйтесь этими категориями только в качестве стимула для постановки вопросов и подготовки ответов на них.)

3.3.1. ОПРЕДЕЛИТЕ ЕЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ

• Каковы составные части вашей темы и как они связаны между собой?

В рассказах об Аламо каковы лейтмотив, структура сюжета, ос­новные действующие лица? Как эти действующие лица связаны с сюжетом, сюжет — с реальной битвой, битва — с действую­щими лицами, действующие лица — между собой?

• Каким образом ваша тема является элементом более общей системы?

Как этот рассказ использовали политики? Какую роль он играет в мексиканской истории? Какую роль он играет в американской истории? Кто были рассказчики? Кто их слушал? Как нацио­нальная принадлежность рассказчика влияла на каждый рассказ?

3.3.2. ПРОСЛЕДИТЕ ЕЕ СОБСТВЕННУЮ ИСТОРИЮ И ЕЕ РОЛЬ В БОЛЕЕ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ

• Каким образом и почему ваша тема изменялась во времени
как что-то, имеющее свою собственную историю?

Как эти рассказы развивались? Как развивались разные расска­зы? Как менялась аудитория? Как менялись рассказчики? Как менялась их мотивация?

• Каким образом и почему ваша тема является эпизодом в более общей истории?

Как эти рассказы встраиваются в историческую последователь­ность событий? Что заставило их измениться? Как они повлияли на национальное самосознание в Соединенных Штатах? В Мек­сике? Почему они просуществовали так долго?

3.3.3. ОПРЕДЕЛИТЕ ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КАТЕГОРИИ, В КОТОРЫЕ ОНА ВХОДИТ

• Что представляет собой ваша тема? Каковы ее границы? Чем
ее отдельные примеры похожи друг на друга и чем они отли­чаются?

Каков наиболее типичный рассказ? Чем отличаются другие рас­сказы? Какой рассказ отличается от других больше всего? Как записанные и устные рассказы отличаются от киноверсий? Ка­ким образом мексиканские рассказы отличаются от американс­ких?

• В какие более крупные категории можно включить вашу тему?
Как это помогает нам понять ее?

Какие другие рассказы в американской истории похожи на рас­сказы о Битве за Аламо? В мексиканской истории? Как эти рас­сказы выглядят в сравнении с другими мифическими рассказа­ми о битвах? Какие еще культуры имеют похожие рассказы?

3.3.4. ОПРЕДЕЛИТЕ ЕЕ ЦЕННОСТЬ

• Какие ценности отражает ваша тема? Какие темы она поддер­живает? Каким противоречит?

Преподает ли этот рассказ какой-либо моральный урок, если да, то какой? Какую цель преследует каждый рассказ? Кого про­славляет? Кого обвиняет? Почему?

Насколько хороша или плоха ваша тема? Полезна ли она?

Лучше ли одни рассказы других? Более искусны, чем другие? Какой вариант самый лучший? Самый худший? Какие части наи­более точные? Какие наименее?

3.3.5. ОЦЕНИТЕ ВАШИ ВОПРОСЫ

Когда у вас исчерпаются вопросы (или вы решите: Хватит!), самое время — оценить их. Во-первых, повремените с вопросами, ответы на которые вы можете найти в справочной литературе. Вопросы, которые спрашивают кто, что, когда и где важны, но они могут спрашивать о вещах, которые представляют собой ус­тановленные факты (хотя и не всегда). Вопросы, которые спра­шивают как и почему, скорее побудят вас к более углубленному исследованию и скорее приведут к более интересным ответам.

Затем попробуйте объединить узкие вопросы в более широ­кие, более значимые вопросы. Например, несколько вопросов об Аламо вращаются вокруг проблемы интересов, которые имели рассказчики, и влияния этих интересов на их рассказы:

Как этот рассказ использовали политики? Какую роль он играет в мексиканской истории? Какую роль он играет в американской истории? Как менялись рассказчики? Как менялась их мотива­ция? Как они повлияли на национальное самосознание в Соединенных Штатах? Как эти рассказы выглядят по сравнению с дру­гими мифическими рассказами о битвах? Преподает ли этот рас­сказ какой-либо моральный урок? Какую цель преследует каждый рассказ?

Многие из этих вопросов могут быть объединены в один, бо­лее значимый вопрос: Как и почему рассказчики об Аламо придавали этому событию мифический характер?

Как только вы остановитесь на одном-двух вопросах, вы по­лучите руководство для того, чтобы придать вашему исследова­нию более системный характер. Вопрос ограничивает ваш поиск только теми данными, которые вам необходимы для ответа на него. А как только у вас появится ответ, который вы, как вам кажется, сможете поддержать данными, знайте — пришло время закончить «охоту». Но когда у вас имеется всего лишь тема, данные, которые вы можете найти, — буквально неисчерпаемы; хуже — вы никогда не будете знать, собрали ли их вы достаточно.

Из всего вышесказанного следует выделить самую важную цель: найти вопросы, которые озадачивают вас или лучше — вызывают у вас сильное любопытство. Конечно, вы не можете знать наверняка, куда приведет вас ваш частный вопрос, но «допрос» этого вида может показать вам направления, о которых вы никогда не задумывались, открыть перед вами новые интересы, новые исследовательские горизонты. Нахождение хороших вопросов — важ­нейший шаг в любом проекте, идущем дальше простого добыва­ния фактов. Имея в голове один-два вопроса, вы готовы сделать следующие шаги.

 

3.4. ОТ ПРОСТО ИНТЕРЕСНОГО ВОПРОСА К ЕГО БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ЗНАЧИМОСТИ

Даже если вы опытный исследователь, вам, возможно, не удастся сделать следующий шаг до тех пор, пока вы достаточно не углубитесь в ваш проект. А если вы новичок, вы можете воспри­нять этот шаг довольно болезненно, даже когда закончите ваш проект. Тем не менее, как только у вас появится вопрос, который вызывает у вас интерес, вы обязаны задать более серьезный воп­рос: Почему этот вопрос должен захватить также и моих чита­телей? Что делает его достойным того, чтобы его задать?

Начните с вопроса: Ну и что? Сначала спросите себя: Ну и что, если я не знаю или не понимаю, как полярные гуси ориентируются зимой, как в пятнадцатом веке музыканты на­страивали свои инструменты или почему рассказ об Аламо стал мифом? Ну и что, если я не сумею ответить на эти вопросы?

В конце концов, вы должны ответить на этот вопрос не только для себя самого, но и для ваших читателей. Нахождение ответа на него беспокоит всех исследователей, начинающих и опытных в равной степени, потому что трудно предвидеть, что в действительности интересует читателей. Однако вместо того, чтобы отве­тить за читателей «с ходу», вы можете подойти к ответу на этот вопрос за три шага.

3.4.1. ШАГ 1: НАЗОВИТЕ ВАШУ ТЕМУ

Если вы только начинаете ваш проект, имея всего лишь тему и, возможно, только проблески нескольких хороших вопросов, опишите вашу тему одним предложением, максимально конк­ретным (взгляните еще раз на с. 58—60): Я пытаюсь узнать о (работаю над, изучаю)…

Заполните пробел вашей темой. Обязательно воспользуйтесь несколькими именами существительными, образованными из глаголов или имен прилагательных:

Я изучаю диагностические операции при наладке систем охлаждения.

Я работаю над верой Линкольна в предопределение в его ранних выступлениях.

3.4.2. ШАГ 2: ДОБАВЬТЕ ВОПРОС

Как можно скорее добавьте к этому предложению косвенный вопрос, конкретизирующий то, чего вы не знаете или до конца не понимаете в вашей теме, но хотите узнать или понять:

1. Я изучаю X,

2. потому что хочу узнать кто/что/когда/где/как/ли.

1. Я изучаю диагностические операции при наладке систем охлаждения,

2. потому что хочу узнать, как опытные ремонтники определяют неисправности.

1. Я работаю над верой Линкольна в предопределение в его ранних выступлениях,

2. потому что хочу узнать, как его вера в судьбу повлияла на его понимание причин Гражданской войны.

Когда вы добавляете придаточные предложения типа потому-что-хочу-узнать-как/почему, вы указываете, почему вы хотите исследовать вашу тему: чтобы ответить на вопрос, важный для вас.

Если вы работаете над одним из своих первых исследователь­ских проектов и дошли до этой точки, поздравьте себя, потому вы очертили ваш проект таким способом, который продвигает его дальше нецеленаправленного накопления данных и сообще­ния о них, что испортило немало исследований. Но теперь сде­лайте еще один шаг, если сумеете.

3.4.3. ШАГ 3: МОТИВИРУЙТЕ ВАШ ВОПРОС

Это трудный шаг, но он даст вам возможность узнать, инте­ресует ли этот вопрос только вас или он является еще и значи­мым. Чтобы сделать это, добавьте еще один косвенный вопрос, более широкий, более общий, который объяснит, почему вы за­даете ваш первый вопрос. Введите второй подразумеваемый вопрос словами для того, чтобы помочь моему читателю понять, как, почему:

1. Я изучаю диагностические операции при наладке систем охлаждения,

2. потому что хочу узнать, как опытные ремонтники определяют неисправности,

3. для того чтобы помочь моему читателю понять, как создать компьютеризованную систему, кото­рая сможет диагностировать неисправности и не допускать их.

1. Я работаю над верой Линкольна в предопределение в его ранних выступлениях,

2. потому что хочу узнать, как его вера в судьбу повлияла на его понимание причин Гражданской войны,
3. для того чтобы помочь моему читателю понять, как религиозные воззрения Линкольна влияли на его военные решения.

Именно ответ на третий вопрос даст вам утверждение, кото­рое способно вызвать интерес у ваших читателей. Если этот более общий вопрос затрагивает проблемы, важные для вашей облас­ти, пусть даже косвенно, тогда у вас есть все основания предпо­лагать, что ваших читателей может взволновать ответ на него и, следовательно, ответ на более узкий вопрос, который вы подня­ли в Шаге 2.

Некоторые исследователи могут заполнить эту модель даже до того, как они начнут собирать данные, потому что они работают над хорошо известным вопросом, глубоко исследованной про­блемой, которой интересуются другие исследователи в данной области. В самом деле, опытные исследователи часто начинают исследование с вопросов, которые другие люди задавали до них, но не ответили полностью, а может быть, ответили неправильно. Но многие исследователи, включая нас троих, находят, что не могут заполнить эту модель до тех пор, пока почти не завершат свой проект. И слишком многие, к сожалению, записывают свои результаты, не продумав хорошенько этих шагов вообще.

В начале вашего проекта вам, возможно, не удастся пройти этих первых шагов по определению вашей темы. Но регулярно проверяйте свое продвижение вперед, попросив вашего соседа по комнате в общежитии, родственника или приятеля застав­лять вас задавать вопросы вашей теме и заполнять эту модель. Даже если вы не сможете уверенно сделать все эти три шага, вы узнаете, где вы находитесь и куда вам еще предстоит отправиться.

Подытоживая: ваша цель — объяснить,

1. о чем вы пишете — вашу тему: Я изучаю...

2. что вы не знаете о ней — ваш вопрос: потому что хочу узнать...

3. почему вы хотите об этом узнать — вашу цель: для того чтобы помочь моему читателю лучше понять...

Если вы только начинаете серьезное исследование, не рас­страивайтесь, если вы так и не пройдете дальше первых двух ша­гов. До тех пор пока ваш вопрос интересен вам, упорно идите вперед. Ваш преподаватель должен остаться доволен, потому что вы изменили условия своего проекта с простого сбора данных на постановку вопроса и ответ на него.

Однако если вы студент-старшекурсник или аспирант, заня­тый серьезным исследованием, вы обязаны сделать этот после­дний шаг, потому что ответ на последний вопрос поможет вам создать отношения, которые вы пытаетесь установить с осталь­ными членами вашего исследовательского сообщества. Этот шаг — ваш пропуск на эту беседу подра­зумеваемым ими вопросам, и вы увидите: они важны не только для нахождения хороших исследовательских вопросов, на кото­рые вы хотите ответить, но и для нахождения и формулирования проблемы, которую смогут признать и оценить ваши читатели, что и является вашей целью.

ПОДСКАЗКА: НАХОЖДЕНИЕ ТЕМ

Если вы имеете некоторый опыт в вашей области, но «забук­совали» на поиске темы, вы можете найти ее с помощью неболь­шого исследования. Почитайте недавние статьи и обзорные рабо­ты, а если повезет — недавние диссертации. Обращайте внимание на выводы: они часто предлагают дальнейшие направления для исследований. Вы можете также просмотреть архивы дискуссион­ных списков по вашей специальности в Интернете: ищите вопро­сы текущих дебатов.

Но если вы новичок, а ваш преподаватель не предложил вам никаких конкретных тем, начните с наших предложений по бег­лому просмотру библиографических указателей (с. 315—346). Если вы все еще не можете сдвинуться с места, попробуйте сделать следующие шаги.

ДЛЯ СВОБОДНЫХ ТЕМ

1. Какой конкретный интерес вы имеете — парусный спорт, шах­маты, голуби, старые юмористические книги? Чем это более редкий предмет, тем лучше. Исследуйте что-либо о нем, чего вы не знаете: его происхождение, его технологию, как он прак­тикуется в других странах и т.п.

2. Куда бы вы хотели поехать? «Прогуляйтесь» по Интернету, выяснив все, что сможете, об этом месте. Какая конкретная деталь удивляет вас или побуждает вас больше узнать о нем?

3. Походите по музею, экспонаты которого привлекают ваше вни­мание — произведения искусства, динозавры, автомобили. Если вы не можете попасть в этот музей непосредственно, прогу­ляйтесь по «виртуальному музею» в Интернете. Остановитесь, когда что-либо вызовет ваш интерес. Что еще вы хотите узнать об этом предмете?

4. Пройдитесь по торговому центру или магазину, спрашивая себя Как они делают это? или Интересно, кто придумал этот продукт?

5. Полистайте воскресную газету, в частности ее тематические разделы, пока ваше внимание не задержится на чем-либо. Про­смотрите рецензии книг или кинофильмов в газетах или в Ин­тернете.

6. Загляните в журнальный киоск. Ищите отраслевые журналы или те, которые посвящены специализированным интересам. Полистайте любой из них, который привлечет ваше внима­ние.

7. Если вы имеете возможность воспользоваться группой ново­стей в Интернете, просмотрите список «альтернативных» групп»[2], пока не найдете ту, которая покажется вам интерес­ной. Читайте сообщения, обращая внимание на то, что вас удивляет, или то, с чем вы не согласны.

8. Послушайте какое-либо телевизионное или радио ток-шоу или интервью, пока не услышите утверждение, с которым вы не согласны. Или найдите нечто, с чем вы не согласны, на веб­-сайтах, подключенных к популярным ток-шоу. Посмотрите, сможете ли вы найти достаточно информации, чтобы опро­вергнуть это утверждение, но без того, чтобы просто сорвать­ся на крик.

9. Воспользуйтесь любой поисковой системой в Интернете, что­ бы найти сайты коллекционеров. (Ограничьте поиск только сайтами с названиями, заканчивающимися на «.com».) Вы получите сотни ссылок, но просмотрите только те, которые вас заинтригуют.

10. Есть ли такое общераспространенное убеждение, которое, как вам кажется, слишком упрощено или даже просто ошибочно? Или популярное занятие, которое вам отвратительно? Не за­являйте просто, что это убеждение или занятие ошибочны, а поищите нечто, что вы можете показать о них другим людям, чтобы они изменили свое мнение.

ДЛЯ ТЕМ, СФОКУСИРОВАННЫХ НА КОНКРЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ

1.Просмотрите учебник для студентов следующего курса или по предмету, который вы будете изучать позднее. Обращайте осо­бое внимание на вопросы для дальнейшего изучения.

2.Прослушайте лекцию на старшем курсе, фиксируя то, с чем вы не согласны, чего не понимаете или о чем хотите узнать побольше.

3.Спросите у вашего преподавателя о наиболее дебатируемом вопросе в вашей области.

4.Найдите в Интернете дискуссионный список в вашей области знаний. Просмотрите его архивы на предмет противоречий или неясностей.

5.Прогуляйтесь по факультетским веб-сайтам известных универ­ситетов, в том числе веб-сайтам отдельных курсов и программ. Также просмотрите сайты музеев, национальных ассоциаций и государственных учреждений, если они покажутся вам по­лезными.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...