Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

УРОК ПЕРВЫЙ. Мышление на бумаге




ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ

В этом уроке мы объясним, как мы определяем исследование, почему мы считаем, что вы извлечете пользу, научившись выполнять его хорошо, почему мы ценим его ипочему мы надеемся, что и вы научитесь ценить его.

Всякий раз, как вы читаете о научных прорывах или кризисе в мировой политике, вы пользуетесь результатами исследований авторов, которые, в свою очередь, пользовались результатами исследований бесчисленного множества других авторов. Когда вы стоите в читальном зале библиотеки, готовясь приступить к рабо­те, вы видите вокруг себя столетия исследований. Когда вы «вы­ходите» в Интернет, вы получаете доступ к миллионам исследо­вательских отчетов. Все эти отчеты — продукт деятельности исследователей, которые поставили бесчисленные вопросы и проблемы, собрали неописуемый объем информации, прорабо­тали ответы и решения, а затем поделились ими со всеми нами.

Преподаватели всех уровней посвящают свои жизни иссле­дованиям. Государства тратят на это миллиарды, а частные компа­нии — еще больше. Исследования ведутся в лабораториях и в биб­лиотеках, в джунглях и на океанских глубинах, в пещерах и в откры­том космосе. Они стоят за любой новой технологией, продуктом или научным открытием — и за большей частью старых технологий, продуктов и открытий. Исследования, по сути, являются сегодня самой большой индустрией в мире. Те, кто не умеют выполнять доб­росовестных исследований или оценивать чужие исследования, окажутся на обочине мира, который все больше и больше опира­ется на прочные идеи, базирующиеся на надежной информации, полученной заслуживающими доверия методами поиска.

В самом деле, исследования, о которых письменно сообщают другие люди, являются источником большей части того, во что мы все верим. Из нас, трех авторов, только Уильяме когда-либо ступал на землю Австралии, но Бут и Коломб уверены в ее существовании, потому что всю жизнь читали о ней в сообщениях, которым они доверяют, видели ее на заслуживающих доверия картах (и слышали о ней от Уильямса). Никто из нас не был на Венере, но мы верим, что там жарко, сухо и что там много гор. Почему? Потому что именно это читали мы в сообщениях, кото­рым доверяем. Всякий раз, как мы «ищем что-нибудь», наше ис­следование опирается на исследования других людей, но мы мо­жем доверять этим исследованиям только в том случае, если ве­рим, что исследователи выполнили их добросовестно и сообщили о них точно.

 

1.1. ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Популярно говоря, исследованиями занимаются все: мы все собираем информацию, чтобы получить ответ, который решает проблему. Вы делаете это каждый день:

Проблема: Вам нужен гоночный шлем для вашего «мустанга» 65-го года.

Исследование: Вы заглядываете в спортивные магазины, чтобы узнать, есть ли в них нужный вам шлем.

Проблема: Вы хотите узнать, где родился Майкл Джордан.

Исследование: Вы отправляетесь в библиотеку и открываете биографический словарь. Или вы «открываете» Google.com и просматриваете 410 000 ссылок на этого баскетболиста.

Проблема: Вы хотите больше узнать об открытии нового вида тропической рыбки.

Исследование: Вы ищите в Интернете газетные и журнальные статьи.

Хотя все мы выполняем исследования такого рода каждый день, не все мы записываем их. Однако мы опираемся на тех, кто это сделал: поставщиков спортивного инвентаря, биографов Джор­дана и первооткрывателей рыбки — всех тех, кто записал резуль­таты своих исследований, потому что они предвидели, что од­нажды у кого-нибудь возникнет вопрос, на который их данные смогут ответить.

В самом деле, без добросовестных и проверенных опубликован­ных исследований, доступных всем нам, мы были бы прикованы к мнениям минуты или были бы пленниками того, что только мы сами испытали, или были бы доверчивыми слушателями того, что нам говорят. Конечно, мы все хотим верить, что наши мнения обоснованы; тем не менее ошибочные, даже опасные идеи процветают, оттого что слишком много людей принимают на веру слишком много мнений, не имея ни одного достоверного факта. А те, кто действуют исходя из необоснованных мнений, могут привести и себя, и других к катастрофе. Спросите те тысячи лю­дей, почему они вложили свои деньги в обанкротившийся энер­гетический гигант «Энрон»? Потому что они слышали слишком много хороших мнений о нем от аналитиков и из СМИ. Только после того, как была обнародована и письменно проанализиро­вана лживая бухгалтерская отчетность «Энрона», они увидели, что эти высокие мнения основывались на плохих, иногда даже подтасованных исследованиях.

Именно потому в этой книге мы будем настойчиво убеждать вас быть конструктивно-скептичными относительно большей ча­сти исследований, о которых вы читаете, задавать им вопросы, даже если вы понимаете, насколько сильно вы от них зависите. А мы, трое авторов, уверены ли на все 100%, что сообщения о том, что на Венере жарко, сухо и она гориста, истинны? Нет, но мы доверяем исследователям, которые опубликовали сообщения о ней, а также редакторам, рецензентам и читателям-скептикам, которые проверили эти сообщения и опубликовали свои собствен­ные результаты. Поэтому мы будем думать, что на Венере сухо и жарко до тех пор, пока другие исследователи не сообщат более надежные факты, проверенные другими исследователями, дока­зывающие, что это не так.

Возможно, вы читаете эту книгу только потому, что препода­ватель задал вам исследовательский проект, у вас может возник­нуть сильное желание отнестись к нему, как к рутинной обязан­ности или бессмысленному упражнению. Мы надеемся, что этого не случится. У вас есть практические причины отнестись к этой работе серьезно: вы освоите навыки, которые окупятся сторицей почти в любой специальности, которую вы изберете. Кроме того, ваш проект пригласит вас присоединиться к самым древним и достойным беседам в истории человечества, беседам, которые ведутся тысячелетия философами, инженерами, биологами, социологами, историками, литературными критиками, лингвиста­ми, теологами — список этих исследователей бесконечен.

В данную минуту вы можете чувствовать, что беседа эта ка­жется вам односторонней, что вам приходится больше слушать, чем говорить, и что в любом случае вы можете предложить не­много нового. Это, может быть, справедливо для данной минуты. Но в какой-то момент времени вас попросят присоединиться к беседе, которая в своем высшем проявлении может помочь вам и вашему сообществу освободиться от невежества, предрассудков, заблуждений и недодуманных идей, которыми столько шарлата­нов пытаются напичкать нас. Мир меняется каждый день благода­ря исследованиям — и не всегда к лучшему. Выполненное как следует исследование незаменимо для улучшения каждого аспек­та нашей жизни. Не будет преувеличением сказать, что ваше ис­следование и сообщение о нем могут улучшить пусть и не весь мир, но хотя бы тот его уголок, где живете вы.

 

1.2. ЗАЧЕМ ЗАПИСЫВАТЬ

Некоторые из вас, тем не менее, могут решить, что наше при­глашение присоединиться к этой беседе все еще легко отклонить. Если вы возьметесь за исследование, перед вами встанут трудные задачи: найти хороший вопрос, найти надежные данные и под­держать хороший ответ, а затем записать все это. Даже если вы сдадите первоклассный отчет, он, вероятно, будет прочитан не ожидающим его с нетерпением миром, а всего лишь вашим пре­подавателем. А, кроме того, можете вы подумать, мой преподава­тель знает о моей теме все. Если бы он только подсказал мне отве­ты или назвал нужные книги, я мог бы сосредоточиться на изучении того, что в них написано. Что я приобрету от записывания моего исследования кроме того, что докажу, что я могу это сделать?

Вот несколько ответов.

1.2.1. ЗАПИСЫВАТЬ, ЧТОБЫ ЗАПОМНИТЬ

Исследователи записывают то, что они находят, просто для того, чтобы запомнить это. Очень немногие счастливые люди мо­гут запоминать информацию, не записывая ее, но почти каждый из нас теряется, когда думает о том, что нашел Смит в свете позиции Вонг, и сравнивает свои данные со странными результа­тами Брунелли, в частности потому, что те согласуются с резуль­татами Босковича, — Но, минуточку, я забыл, что сказал Смит! Многие исследователи могут планировать и выполнять свои про­екты только с помощью письменного изложения: перечисляя ис­точники, составляя исследовательские конспекты, ведя лабора­торный журнал, составляя планы и т.п. То, что вы не записывае­те, вы, скорее всего, забудете или, что хуже, запомните неправильно. Вот почему добросовестные исследователи не ждут, пока они соберут все свои данные, прежде чем начать писать: они пишут с самого начала своего проекта, для того чтобы мак­симально ясно сохранить в своей памяти его максимально боль­шую часть.

1.2.2. ЗАПИСЫВАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ

Вторая причина для того, чтобы записывать, — понимание. Когда вы организуете и реорганизуете результаты вашего иссле­дования новыми способами, вы открываете новые связи, контрасты, сложности и смыслы. Если бы даже вы смогли удержать в памяти все, что нашли, вам бы все равно потребовалась помощь, чтобы «выпрямить» аргументацию, которая расползается в раз­ные стороны, описать сложные связи, разобрать расхождения между экспертами. Я хочу воспользоваться утверждениями Вонг, но ее аргументация сводится на нет данными Смита. Но, сравнив их, я вижу, что Смит не рассматривает заключительную часть аргу­ментации Вонг. Ага! Если я свяжу ее с тем местом из работы Бру­нелли, я смогу выделить ту часть аргументации Вонг, которая по­может мне опровергнуть Смита. Письменное изложение будит мысль, не только помогая лучше понять то, что вы нашли, но и помогая найти в этом более крупные смысловые блоки.

1.2.3. ЗАПИСЫВАТЬ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ

Основная причина, по которой мы пишем, — необходимость перенести наши мысли из головы на бумагу, где мы сможем уви­деть их в более ясном освещении печатного слова, которое всегда ярче и, как правило, менее обманчиво. Почти все мы — студенты и специалисты в равной степени — считаем свои идеи более со­гласованными в теплом сумраке нашего мышления, чем они пред­стают перед нами в холодном свете дня. Вы улучшите свое мыш­ление, стимулируя его заметками, планами, конспектами, ком­ментариями и другими формами мышления на бумаге. Но вы не сможете узнать, что вы на самом деле сумеете продумать, пока не отделите конкретные идеи от стремительного и илистого пото­ка ваших мыслей и не зафиксируете их в согласованной и органи­зованной форме.

Короче говоря, вам следует записывать, чтобы запоминать более точно, понимать лучше и видеть то, о чем вы думаете, бо­лее ясно. (И, как вы увидите, чем лучше вы будете записывать, тем более критически вы будете и читать.)

 

1.3. ЗАЧЕМ ФОРМАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ?

Даже если вы согласитесь, что письменное изложение — важ­ная часть процесса обучения, мышления и понимания, некото­рые из вас могут все еще сомневаться: почему нельзя писать сво­им собственным способом, почему вы должны выполнять фор­мальные требования, установленные каким-то исследовательским сообществом, в частности тем, к которому вы еще, возможно, и не принадлежите (или даже не хотите принадлежать). Требова­ния, устанавливаемые письменным изложением для других лю­дей, часто обескураживают студентов, которые полагают, что у них нет никаких причин подчиняться практике беседы, к кото­рой они непричастны. Я не понимаю, почему я должен осваивать язык и формы, которые не являются моими? Что плохого в моем собственном языке? Не пытаетесь ли вы просто превратить меня в такого же ученого, как вы сами? Если я буду писать так, как от меня ожидает мой преподаватель, я могу потерять свою индивиду­альность.

Такие опасения оправданны (студентам следует высказывать их почаще). Ничтожно было бы то образование, которое не изме­няло бы вас совсем, и чем глубже ваше образование, тем больше оно изменяет того «вас», которым, по-вашему, вы являетесь или хотите быть. Вот почему так важно тщательно выбирать, что вы изучаете и с кем. Но это ошибка — предполагать, что обучение написанию серьезных исследовательских отчетов должно угрожать вашей индивидуальности. Обучение тому, как выполнять иссле­дования, не превратит вас в клона ваших преподавателей. Оно изменит ваши способы мышления, дав вам больше этих способов. Вы можете стать другим человеком, но вы также станете более свободным в выборе того, кем вы хотите быть и что вы хотите делать в будущем.

Возможно, важнейшая причина, чтобы научиться сообщать об исследовании способами, знакомыми вашим читателям, — больше узнать о своих собственных идеях и о самом себе, прове­ряя их с помощью стандартов и ценностей других людей. Пись­менное изложение для других требует от вас больше, чем изложе­ние для себя. К тому моменту, когда вы зафиксируете свои идеи письменно, они станут настолько знакомыми для вас, что вам потребуется помощь, чтобы увидеть их не такими, какими вы хотите, чтобы они были, но такими, какие они есть в действи­тельности. Вы достигнете этой цели, только представив себе по­требности и ожидания других людей, а затем и удовлетворив их: вы заключаете своего рода соглашение со своими читателями, то есть всеми теми, кого мы привыкли называть риторическим сооб­ществом.

Вот почему традиционные формы и планы представляют со­бой больше, чем пустые емкости, которые вы наполняете своими открытиями. Эти формы были выработаны для того, чтобы по­мочь авторам увидеть свои идеи в более ярком свете ожиданий и знаний их читателей. Вы поймете вашу собственную работу луч­ше, когда попытаетесь четко спрогнозировать вопросы ваших чи­тателей: Как вы оценивали факты? Почему вы думаете, что это уместно? Что дают ваши утверждения? Какие идеи вы рассмотре­ли, но отклонили? Как вы можете ответить на предсказуемые воп­росы и возражения ваших читателей? Каждый исследователь мо­жет припомнить такой момент, когда письменное изложение с целью удовлетворения ожиданий читателей выявило недостатки, или ошибки, или даже огромные возможности, которые он не заметил в первом варианте черновика, писавшемся для себя.

Традиционные формы заключают в себе широко практикуе­мые методы и ценности исследовательского сообщества, элементы, которые добавляют индивидуальности не только данному со­обществу, но и каждому из ее членов. В какое бы исследовательс­кое сообщество вы ни вступили, от вас будут ожидать демонстра­ции того, что вы понимаете его практические методы, сообщая о вашем исследовании именно теми способами, которые были вы­работаны для этой цели. Изучив эти стандартные формы, вы по­лучите более ясное представление о вероятных вопросах, харак­терных для вашего сообщества, и будете лучше понимать, что заботит его членов и почему. Но то, что считается хорошей рабо­той, одинаково во всех сообществах независимо от того, мир ли это науки, государственного управления, коммерции или техни­ки. Если вы научитесь хорошо выполнять исследования сейчас, вы получите огромное преимущество независимо от того, какого вида исследования вы будете выполнять в будущем.

 

1.4. ВЫВОДЫ

Написание исследовательского отчета — это, в конце концов, мышление на бумаге, учитывающее точку зрения читателей. Ког­да вы пишете, думая о других, вы уделяете своим идеям то кри­тическое внимание, в котором они нуждаются и которого заслу­живают. Вы освобождаете их от ваших воспоминаний и желаний, с тем, чтобы вы — и другие — могли изучить, развить, объединить и понять их более полно. Мышление в письменной форме для других может оказаться более тщательным, более продолжитель­ным, более согласованным с мнениями людей, имеющих другие взгляды, и более глубоким, чем любой другой вид мышления.

Вы можете, конечно, выбрать менее трудный путь: сделать ровно столько, сколько требуется, чтобы ваш преподаватель ос­тался доволен. Наша книга поможет вам в этом. Но вы обманете сами себя, если на этом остановитесь. Если, напротив, вы найде­те тему, которая вас взволнует, зададите вопрос, на который вы захотите ответить, ваш проект может приобрести очарование тай­ны, разгадка которой вознаградит ваши усилия по ее поиску. Ничто не способствует успеху исследовательского проекта больше, чем ваша увлеченность им.

Мы бы хотели рассказать, как уравновесить вашу веру в цен­ность вашего проекта с необходимостью выполнить требования и какую роль должна сыграть каждая из них. И это особенно спра­ведливо, когда беседа происходит письменно и между коллега­ми-специалистами.

 

 

УРОК ВТОРОЙ.

2.1. БЕСЕДЫ МЕЖДУ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ

Когда мы говорим с другими людьми непосредственно, мы судим о них по тому, насколько хорошо они играют те роли, которые мы приписываем им: внимательно ли слушают, обду­манно ли делают утверждения, прямо ли отвечают на вопросы? То же самое происходит, когда вы читаете: Абрамс сдержан, но неосторожен насчет этого факта. У Куинси хорошие данные, но он чрезмерно обобщает. (Прямо сейчас мы трое ожидаем, что вы выносите суждение о нас.) Но точно так же, как в беседе, эти суждения идут в обоих направлениях: читатели судят об авторе, но и проницательный автор уже заблаговременно вынес сужде­ние о своих читателях, вообразив, кем они могут быть, чем они занимаются, что они знают, что им нужно и чего они хотят. А затем он пользуется этим суждением, формируя то, что пишет.

Например, автор следующих двух фрагментов вынес сужде­ние, что он обращается к читателям, имеющим разный уровень знаний о химии сердечных мышц. Поэтому он представил себя находящимся в очень разных отношениях с ними:

1а. Контроль нарушений в работе сердца с помощью блокаторов каль­циевых каналов может быть наилучшим образом объяснен через понимание роли кальция в активизации мышечных групп. Уп­равляющие белки — актин, миозин, тропомиозин и тропонин — образуют саркомер — основной элемент сокращения мышц.

1б. Нарушение сердечной деятельности происходит тогда, когда сер­дечная мышца сокращается нерегулярно. Когда мышца сокраща­ется, она использует кальций, поэтому мы контролируем нару­шения сердечной деятельности препаратами, называемыми блокаторами кальциевых каналов. Чтобы понять, как они работают, сначала необходимо понять, каким образом кальций влияет на сокращение мышц. Основной элемент сокращения мышц — это саркомер. Он состоит из четырех белков, которые управляют со­кращением мышц, — это актин, миозин, тропомиозин и тропо­нин.

Во фрагменте (1а) автор, похоже, определил себе и своим читателям роли коллег-экспертов, имеющих одинаковый уровень знаний; во фрагменте (16) он определил читателя как человека, который ничего не знает о данном предмете, а себя — как терпе­ливого эксперта, популярно объясняющего сложный вопрос. Если он верно определил своих читателей, то они вынесут о нем бла­гоприятное суждение. Но, когда автор определяет читателей не­верно, он может потерять их доверие, а часто и их желание читать его текст дальше. Если поменять местами читательские аудитории этих фрагментов, то читатель-неэксперт решит, что фрагмент (1а) безразличен к его потребностям, а читатель-эксперт решит, что фрагмент (16) чересчур незатейлив.

В самом деле, авторы не могут не создавать ролей для своих читателей. Поэтому при написании этой книги мы попытались представить себе вас: чем вы занимаетесь, что вы знаете об иссле­довании и волнует ли оно вас вообще. Мы определили вашу роль, создали ваш персональный облик, который, как мы надеемся, вы охотно примете. Затем мы вообразили себя — с нашим персо­нальным обликом, — беседующими с теми «вами», какими вы, в нашем воображении, готовы были бы стать. Это было нелегко, потому что вас «там» очень много, очень разных. Мы надеемся, тем не менее, что сумеем хорошо побеседовать как с теми из вас, кто только начинает свой первый серьезный исследовательский проект, так и с теми, кто уже имеет значительный опыт в своей специальности. Только вы сможете оценить, насколько хорошо мысумели побеседовать со всеми вами.

Эти персональные облики, которые вы создаете для своих читателей, и отношения, которые вы c ними завязываете, на­столько важны, что о них стоит задуматься задолго до того, как вы начнете планировать черновик. Если вы определите читателей неверно, эта ошибка оставит в первом варианте вашего чернови­ка так много следов, что вам будет нелегко устранить их из его окончательного варианта.

 

2.2. СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ЧИТАТЕЛЕМ: ВАША РОЛЬ

Очень немногие люди читают исследовательские отчеты ис­ключительно ради удовольствия. Поэтому вам необходимо знать, что вы можете предложить читателям, чтобы создать отношения, которые побудили бы их прочитать ваш отчет. Начинающие ис­следователи очень часто предлагают отношения, которые оказы­ваются точной копией этого некрасивого диалога между студен­том и преподавателем: Профессор, я знаю настолько меньше вас, человека, который ставит мне оценку. Поэтому моя рольпока­зать вам, как много информации я раскопал, а вашасказать, достаточно ли много информации я нашел. Это большая ошибка. Она не только унижает вас и вашего преподавателя, но и превра­щает ваш проект в одну долгую и бессмысленную муштру. Хуже всего то, что она определяет вам роль, прямо противоположную роли подлинного исследователя.

В исследовательском отчете вам следует поменяться ролями с вашим преподавателем. В качестве исследователя вам следует при­нять на себя роль человека, который знает, что необходимо знать другим людям, и определить своего читателя как человека, кото­рый не знает чего-то, но знать должен. Это будет легче сделать, если вы найдете исследовательский вопрос, на который вы хоти­те ответить, а ваш преподаватель ответить не может — без вашей помощи. (В самом деле, вполне вероятно, что о вашем конкрет­ном вопросе преподаватель будет знать меньше вас.) Но, даже если это не так, вы должны создать тот вид отношений, который имеет исследователь со своими читателями, отношения, которые идут дальше, чем Вот факты, которые я раскопал о средневековом тибетском ковроткачестве. Я нашел то, что нужно?

Поэтому ваш первый шаг в установлении серьезных исследо­вательских отношений с читателями — предложить им больше, чем коллекцию известных фактов. Есть три вида предложений, которые обычно даются опытными исследователями: третий вид наиболее типичен для научного исследования. Начиная работу, представьте, что вы предложили один из этих видов, а читатели приняли его, — чаще всего третий вид.

2.2.1. Я НАШЕЛ ЧТО-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНОЕ

Вы сделаете шаг вперед по сравнению с простым добыванием данных, когда сможете сказать вашим читателям: Позвольте мне поделиться с вами некоторой информацией о средневековом тибетском ковроткачестве, которую я считаю действительно интерес­ной. Если вы узнали нечто, заинтересовавшее вас, и можете про­демонстрировать этот интерес в вашем отчете, — это самое лучшее вступление, которое можно сделать, обучаясь тому, как выполнять серьезное исследование. Во вводном курсе письменно­го изложения ваш интерес к своей работе во многом предопреде­лит тот интерес, который будет иметь к ней ваш преподаватель.

В идеале, конечно, вы хотите, чтобы он интересовался тибет­ским ковроткачеством так же, как и вы, и если тема сегодняшне­го семинара искусство Азии, то, возможно, так оно и есть. Но, даже если это не так, вы все равно должны взять на себя роль человека, который нашел нечто интересное, может быть, даже новое и важное, хотя бы для него самого, и определить своему читателю роль человека, в равной степени интересующегося этим. Набираясь опыта, вы также будете нести ответственность за на­хождение фактической читательской аудитории, разделяющей ваши интересы. Но для начала вам необходимо найти роль хотя бы для себя самого, которая показала бы ваш личный интерес, даже энтузиазм к тому, что вы нашли.

2.2.2. Я НАШЕЛ РЕШЕНИЕ ВАЖНОЙ ДЛЯ ВАС ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Вы сделаете еще более значительный шаг в сторону целенап­равленного исследования, когда сумеете представить себя гово­рящим не только Я располагаю информацией, которая может вас заинтересовать, но и Моя информация поможет решить проблему, которая вас волнует. Исследованиями этого вида работники госу­дарственных и частных организаций занимаются каждый день. Они определяют проблемы, которые требуют исследования, сначала только для того, чтобы понять их, а затем и для того, чтобы обду­мать их решение, — начиная с проблемы бездомных и заканчи­вая проблемой снижения прибыли из-за терроризма.

Чтобы помочь вам освоить эту роль, преподаватели иногда изобретают «реалистические» сценарии: профессор экологии мо­жет задать вам написание отчета для директора Агентства по за­щите окружающей среды штата о том, что нужно сделать, чтобы очистить местное озеро от токсинов. По этому сценарию вы не студент, засыпающий преподавателя данными, а человек, кото­рый должен сыграть роль ученого, предлагающего практический, прагматический совет тому, кто в нем нуждается. Чтобы сделать свой отчет заслуживающим доверия, вы должны сыграть роль бес­страстного эксперта, который умеет пользоваться соответствую­щей терминологией, ссылаться на соответствующие источники, предоставлять надежные факты и т.п. Но прежде всего вы должны организовать ваш отчет вокруг конкретной цели, которая форми­рует вашу роль: дать совет читателю о том, что он должен сде­лать, чтобы решить свою проблему. Этот вид исследовательских отчетов типичен для мира в целом, но для мира науки более ти­пичен следующий вид.

2.2.3. Я НАШЕЛ ОТВЕТ НА ВАЖНЫЙ ДЛЯ ВАС ВОПРОС

Хотя академические исследователи иногда дают советы таким людям, как директора Агентств по защите окружающей среды штатов, их наиболее типичная «роль» — роль ученого, человека, который отвечает на вопросы, для того чтобы некое исследова­тельское сообщество могло лучше понять область его специфи­ческих интересов. Другие люди могут воспользоваться в дальней­шем этими ответами, чтобы решить какую-либо практическую проблему: узкоспециальное открытие о распределении простых чисел, например, помогло шифровальщикам разработать нераскрываемый шифр. Но научные исследования как таковые стремят­ся главным образом решить проблему не практическую, а кон­цептуальную, проблему, характеризующуюся неполным знанием или недопониманием. Некоторые исследователи называют такие исследования «чистыми», в противоположность исследованиям «прикладным».

Преподаватели иногда предлагают «реалистические» сценарии, основанные на концептуальных проблемах: профессор политоло­гии просит вас сыграть роль стажера в команде сенатора, которому сенатор поручил исследовать воздействие телевидения на ин­теллектуальное развитие детей. Но более типичен другой сцена­рий: преподаватели предлагают вам представить себя тем, кем вы собираетесь стать, — исследователем, способным обратиться к научно-исследовательскому сообществу с вопросом, интересным его членам, вопросом, который они просто хотят лучше понять. Ваш отчет может помочь объяснить некий более крупный и не совсем понятный вопрос, скажем, каким образом средневековое тибетское искусство повлияло на современное китайское искусство.

 

2.3. СОЗДАНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ОТНОШЕНИЯ: РОЛЬ ЧИТАТЕЛЯ

Когда вы принимаете одну из этих трех ролей, вы создаете одну половину отношения между вами и вашим читателем. Вто­рую половину вы создаете тогда, когда пишете способом, кото­рый отводит вашему читателю такую роль, благодаря которой у него появляется конкретная причина, чтобы прочесть ваш отчет. Чтобы сделать это, вы должны вообразить читателей такими людь­ми, которые ожидают, что вы сделаете именно то, что вы собственно и собираетесь сделать. Создавая эти роли, вы предлагаете вашим читателям следующий социальный контракт: Я сделаю свою часть, если вы сделаете свою. Если вы определите им роль, кото­рую они примут, а затем создадите роль для себя, которая не будет соответствовать их роли, то создастся впечатление, что вы не выполняете своих обязательств по этому контракту. Но если вы предложите им роль, которую они принять не захотят, то вы, скорее всего, потеряете их доверие совсем.

Например, вообразите, что вы — исследователь, эксперт по дирижаблям и аэростатам. Вас пригласили поделиться своим ис­следованием с тремя разными группами, которые имеют разные причины узнать о том, что вы знаете.

2.3.1. РАЗВЛЕКИТЕ МЕНЯ ЧЕМ-ТО ИНТЕРЕСНЫМ, ЧЕГО Я НЕ ЗНАЮ

Вообразите, что первая группа, которая пригласила вас выс­тупить, — это местный «Клуб любителей дирижаблей». Его члены без ума от дирижаблей, и, хотя они знают о них немало, они не эксперты, а обычные люди, которые сделали дирижабли своим хобби. Вы решаете поделиться с ними некоторыми новыми фак­тами, которые вы нашли, и рассказать им одну-две заниматель­ные истории. Вы читаете им письмо, написанное вашим двою­родным прадедушкой Отто вашему отцу, с рассказом о путеше­ствии на дирижабле в 1936 году и показываете несколько фотографий этого дирижабля и меню из его буфета, которые со­хранил двоюродный дедушка Отто.

Планируя этот доклад, вы рассуждаете, что не будет ничего плохого, если вы посвятите час фанатам дирижаблей. Если так, то вы выполните свою часть контракта, рассказав им кое-что о дирижаблях, что является для них новым и интересным, даже если это ни на чем не основанный фольклор; вы не захватите с собой слайды, таблицы с цифрами или ссылки на источники, чтобы подкрепить ваши сведения. Ваша аудитория исполнит свою роль, если будет слушать вас с интересом, возможно, даже поде­лится своими забавными историями. Вы не ожидаете, что они будут оспаривать аутентичность письма или меню или задавать скептические вопросы о том, каким образом эти фотографии и меню должны изменить их более общее представление о социаль­ной истории дирижаблей.

Некоторые начинающие исследователи представляют своих читателей похожими на такой «Клуб любителей дирижаблей» — людьми, готовыми слушать любую информацию, новую для них. И хотя это иногда получается у экспертов, которые находят под­ходящую аудиторию (см. рамку ниже), это редко получается у студентов, еще только обучающихся выполнять исследования и со­общать о них. Ваши преподаватели задают вам исследовательские проекты для того, чтобы увидеть не только, что вы сможете най­ти, но и что вы сможете извлечь из этого.

2.3.2. ПОМОГИТЕ МНЕ РЕШИТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ

Теперь вообразите, что вас пригласили на прием в отдел по связям с общественностью компании «Hotair.com». Они не до­вольны тем, что название их компании мало узнаваемо, и хотят воспользоваться аэростатом, чтобы демонстрировать ее логотип публике на спортивных соревнованиях, концертах под открытым небом и других массовых мероприятиях. Но они не знают, прак­тично ли это решение. Поэтому они наняли вас в качестве кон­сультанта, чтобы вы рассказали им, сколько это будет стоить, сколько дней погода позволит аэростату находиться в небе и т.п. Для этой группы слушателей вы не будете упоминать о том, что подавали на ужин вашему двоюродному прадедушке Отто на рей­совом дирижабле в 1936 году. Чтобы преуспеть в этих отношени­ях, вы должны предложить людям решение их проблемы и только те факты, которые поддерживают его.

Это именно та ситуация, в которой вы, скорее всего, окаже­тесь, если получите работу или практику или если ваш препода­ватель создаст один из «реалистических» сценариев для письмен­ного задания — вроде роли ученого-эколога, дающего рекомен­дации Агентству по защите окружающей среды о загрязнении озера. Академические исследователи действительно иногда пишут о прак­тических проблемах, но концептуальные проблемы намного бо­лее типичны, даже в прикладных дисциплинах, таких, как тех­ника. Поэтому ставьте практическую проблему, только если ваш преподаватель создаст для нее конкретный сценарий или вы зара­нее проконсультировались с преподавателем. (Мы расскажем о практических проблемах более подробно в следующем уроке.)

2.3.3. ПОМОГИТЕ МНЕ ПОНЯТЬ КОЕ-ЧТО ЛУЧШЕ

Теперь вообразите, что ваша аудитория — преподавательский состав факультета аппаратов легче воздуха (имеющего такой же статус, как, скажем, факультеты физики или английского язы­ка) Университета Зеппо. Эти ученые изучают социальную исто­рию аэростатов и дирижаблей, выполняют исследования их эко­номических и аэродинамических характеристик и участвуют во всемирной беседе об их социально-культурном значении. Они соревнуются друг с другом в создании новых знаний и новых тео­рий, касающихся этих аппаратов, которые они публикуют в со­ответствующих научных журналах и книгах, читаемых всеми спе­циалистами в этой области.

Эти ученые пригласили вас побеседовать о вашей специали­зации — трансатлантических перелетах на дирижаблях в конце 1930-х годов. Они не хотят, чтобы вы просто развлекли их (хотя будут рады, если вам это удастся) или помогли им сделать что-то (хотя будут счастливы, если узнают, как получить работу кон­сультанта в «Hotair.com»). Больше всего они хотят, чтобы вы рас­сказали им что-то, чего они не знают о дирижаблях, но не ради любопытства, а ради того, чтобы лучше понять нечто о дирижаб­лях.

Так как ученые, изучающие аппараты легче воздуха, интере­суются Истиной о дирижаблях, вы знаете, что они ожидают от вас объективности, строгой логики, верности фактам и способ­ности рассмотреть каждый вопрос со всех сторон. Вы также знае­те, что если вы не предъявите им факты, они забросают вас воп­росами в конце лекции и на коктейле после нее, и не потому, что они такие упрямые или даже вредные (хотя могут найтись и та­кие), а потому, что они хотят как можно ближе подойти к Исти­не о дирижаблях. Если вы предложите им что-то новое, вроде меню двоюродного дедушки Отто, они захотят узнать, где и как вы его достали и каким образом этот ассортимент блюд поможет их пониманию данной темы. И для того, чтобы убедиться в его реальности, они будут настойчиво спрашивать вас, откуда вы знаете, что эти меню подлинные.

Еще важнее: они заинтересуются этими меню только в том случае, если вы сумеете показать, что эти меню помогут им отве­тить на вопрос, важный для их понимания дирижаблей, в частно­сти, если вы сумеете убедить их, что они не так хорошо, как им казалось до сих пор, понимали нечто важное о дирижаблях. Если вы этого не сделаете, они зададут вам самый трудный из всех вопросов: Ну и что? Почему меня должны волновать ваши меню?

Итак, вы начинаете ваше выступление:

Как все мы привыкли считать, благодаря многочисленным ис­следованиям по организации питания на трансатлантических рейсах в 1930-е годы (в маетности, Шмидт 1986 и Клопфер 1998), моллюски и другие скоропортящиеся продукты никогда не по­давались из-за опасений за здоровье пассажиров. Однако я не­давно обнаружил меню от 12 июля 1936 года с дирижабля «Гинденбург», показывающее, что на ужин подавались устрицы...

Вы вступаете в беседу этого вида, когда информируете об ис­следовании сообщество ученых, изучающих аппараты легче воз­духа, или других специалистов. Когда вы вступаете в эти отноше­ния с ними, вы обязаны представить себе, что и они мысленно ведут с вами такую же беседу: Не волнуйтесь, изящен ли ваш стиль (хотя мы будем восхищаться вашей работой больше, если это так); не отвлекайте нас занимательными историями о вашем двоюрод­ном дедушке Отто (хотя мы с удовольствием послушаем их, если они помогут нам понять ваши идеи лучше); не заботьтесь о том, сделает ли нас то, что вы знаете, богаче (хотя мы будем рады, если так и будет). Просто расскажите нам что-то, чего мы не знаем, чтобы мы лучше поняли тему, интересующую нас всех.

Поскольку ваши непосредственные читатели будут сильно расположены к тому, чтобы принять именно эту третью роль, они решат, что вы выполнили свою часть контракта только тог­да, когда вы удовлетворите их ожидания и ответите на их вопро­сы, обращаясь с ними как с теми людьми, какими они сами себя считают. Конечно, преподавателей химии или философии, воз­можно, не сильно взволнуют ваши взгляды на дирижабли, еще меньше — на организацию питания на них. Ко

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...