Подлежащие и действующие лица
Первый принцип может напомнить вам кое-что из того, что вы изучали в средней школе, но на самом деле все несколько сложнее. Основа каждого предложения — его подлежащее и сказуемое. Основа каждой истории — ее действующие лица и действия. В средней школе вас, возможно, учили, что подлежащие — это действующие лица («деятели»). Но так бывает не всегда, потому что подлежащие могут относиться и к предметам, не являющимися действующими лицами. Сравните два следующих предложения (в каждом простом предложении подчеркнут весь состав подлежащего): 2а. Локк часто повторялся, так как он не верил, что слова точно именуют предметы. 26. Причина частых повторений у Локка лежит в его неверии в точность именующей силы слов. Подлежащие в предложении (2а) удовлетворяют этому школьному определению: подлежащие — Локк — действующие лица. Подлежащее предложения (26) — Причина частых повторений у Локка — определенно ему не удовлетворяет, поскольку не является действующим лицом. Мы можем увидеть точно такое же различие и между следующими двумя предложениями (составы подлежащих подчеркнуты): За. Если тропические леса будут и дальше уничтожаться, чтобы обслуживать краткосрочные экономические интересы, вся биосфера может нарушиться. 36. Дальнейшее уничтожение тропических лесов ради обслуживания краткосрочных интересов может привести к нарушению всей биосферы. В более ясном варианте, (За), взгляните на первые несколько слов каждого простого предложения: За. Если тропические леса тт1ащ.с будут и дальше уничтожаться, вся биосфера может нарушиться. Эти подлежащие называют главных действующих лиц в нескольких коротких, конкретных словах: тропические леса и вся биосфера. Для сравнения:
36. Дальнейшее уничтожение тропических лесов ради обслуживания краткосрочных экономических интересов подлсжашее может привести к нарушению всей биосферы В предложении (36) подлежащее в длинном словосочетании выражает, скорее, действие: Дальнейшее уничтожение тропических лесов ради обслуживания краткосрочных экономических интересов. Если мы согласимся, что варианты (2а) и (За) яснее вариантов (26) и (36), то мы сможем увидеть, почему эти школьные определения представляют собой, возможно, и не очень хорошую теорию языка, но предлагают хорошие советы относительно письменного изложения. Первый принцип ясного изложения следующий: Читатели будут считать ваши предложения ясными и читабельными настолько, насколько вы сумеете заставить подлежащие ваших глагольных сказуемых называть главных действующих лиц вашей истории. В частности, делайте подлежащие ваших предложений короткими, специфическими и конкретными. 16.2.2. ГЛАГОЛЬНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ, ДЕЙСТВИЯ И «НОМИНАЛИЗАЦИИ» Есть второе ключевое различие между ясными и неясными текстами: оно зависит от того, как авторы выражают важнейшие - действия в своих историях — в глаголах или именах существительных. Например, взгляните еще раз на пары предложений (2) и (3) ниже. (Мы выделили жирным шрифтом слова, называющие действия; действия, выраженные глаголами, подчеркнуты; действия, выраженные именами существительными, подчеркнуты двойной линией.) 2а. Локк часто повторялся, так как он не верил в то, что слова точно именуют предметы. 2б. Причина частых повторений у Локка лежит в его неверии в точность именующей силы слов. 3а. Если тропические леса будут и дальше уничтожаться, чтобы обслуживать краткосрочные экономические интересы, вся биосфера может нарушиться. 3б. Дальнейшее уничтожение тропических лесов ради обслуживания краткосрочных экономических интересов может привести к нарушению всей биосферы.
Предложения (2а) и (За) яснее предложений (26) и (36) потому, что их подлежащие являются действующими лицами, но также и потому, что их действия выражены не именами существительными, а глаголами — повторялся вместо повторений, не верил вместо неверии, именуют вместо именующей силы, уничтожаться вместо уничтожение, обслуживать вместо обслуживания, нарушиться вместо нарушению. Существует технический термин для того, что мы делаем, когда превращаем глагол (или имя прилагательное) в имя существительное: мы номинализируем его. (Когда мы номинализируем глагол номинализировать, мы создаем номинализацию номинализация.) Большинство номинализаций оканчиваются на -ция, -ство, -ние, -тие, -та, -ка.
Когда вы номинализируете имена прилагательные и глаголы, вы изменяете свои предложения еще в двух отношениях: • Вы должны добавить глаголы, которые всегда будут менее конкретными, чем те, которые вы могли бы использовать. • Вы, скорее всего, сделаете действующих лиц вашей истории второстепенными членами предложения или исключите их из предложения совсем. Взгляните на следующие два предложения: 4а. Разработка и стандартизация нами показателя для измерения психических расстройств сделала возможным определение реакций как функции различий в лечении. 46. Теперь, когда мы разработали и стандартизировали показатель, который измеряет психические расстройства, мы можем определять, как будут реагировать больные на различные виды лечения. Когда мы использовали номинализации в предложении (4а) вместо глаголов, как в (46), мы вынуждены были добавить «пустой» глагол сделала, превратить мы в нами и исключить больные совсем. А в результате мы создали более трудное для восприятия и менее ясное предложение. Отсюда вытекают два принципа ясного стиля: • Делайте ваших центральных действующих лиц подлежащими глагольных сказуемых; эти подлежащие должны быть короткими, конкретными и специфическими.
• Пользуйтесь глагольными сказуемыми, чтобы выражать важнейшие действия. 16.2.3.ДИАГНОЗ И ПРАВКА На основании этих принципов чтения мы можем предложить два принципа письменного изложения — один для анализа, другой для правки: Чтобы поставить диагноз: 1. Подчеркните первые четыре-пять слов в каждом простом предложении — главном (самостоятельном) или придаточном, — стоящем в начале, в середине или в конце сложного предложения. 2.Если эти четыре-пять слов подлежащие, которые являются не действующими лицами, а абстракциями, или если сказуемое выражено глаголом общего назначения, таким, как иметь, думать, быть и т.п., тогда это предложение вам, возможно, следует исправить. Чтобы выполнить правку: 1.Сначала найдите действующих лиц, о которых вы хотите рассказать историю. Если вы не можете найти ни одного такого лица, решите, кто должен ими стать. 2.Затем выясните, что эти действующие лица делают. Если их действие «спрятано» в номинализаций, превратите ее в глагол (т.е. «деноминализируйте» его) и сделайте данное действующее лицо его подлежащим. Помните, что вам, возможно, придется перестроить ваше предложение по одной из следующих схем: Если X, то Y; Поскольку X..., Y; Хотя X, Y; Когда X, Y.; Это простая ситуация. Теперь мы должны ее чуть-чуть усложнить. 16.2.4. КТО ИЛИ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ Вы, вероятно, удивились, когда мы назвали тропические леса и всю биосферу «действующими лицами», так как обычно люди представляют себе действующих лиц из плоти и крови. И в самом деле, большинство читателей предпочитают читать тексты, в которых действующие лица люди из плоти и крови. Но мы также можем рассказывать истории, в которых действующие лица — абстракции. В вашем виде исследований вам, может быть, придется рассказывать историю о демографических изменениях, социальной мобильности, безработице или изотермах, магнетизме, генофонде. Порой вы можете оказаться перед выбором: ваша письменная работа по экономике может рассказывать историю о людях, таких как потребители, Совет директоров Федерального резервного банка и Конгресс США, или об абстракциях, ассоциируемых с ними, таких, как сбережения, фискальная политика и законотворчество.
5а. Когда потребители больше экономят, Федеральный резервный банк инициирует фискальную политику, которая влияет на то, какие налоговые законы принимает Конгресс. 56. Растущие сбережения приводят к фискальной политике, которая влияет на налоговое законотворчество Конгресса. В этом смысле, действующим лицом будет любой объект, реальный или абстрактный, на котором вы сфокусируете внимание на протяжении нескольких предложений. Этот фрагмент может быть либо о людях, либо об абстракциях, которые мы ассоциируем с ними: банкиры или фискальная политика, вкладчики или микроэкономика, аналитики или прогнозы. В тех абстрактных историях, которые любят рассказывать эксперты, главными действующими лицами часто оказываются абстрактные номинализации (выделены жирным шрифтом ниже): 6. Теперь, когда мы разработали и стандартизировали показатель, который измеряет психические расстройства, мы можем определять, как будут реагировать больные на различные виды лечения. Эти измерения показывают, что лечение, требующее продолжительной госпитализации, существенно не уменьшает число случаев психоза у больных шизофренией. Номинализации во втором предложении — измерения, лечение, госпитализация — относятся к трем понятиям, так же хорошо известным предполагаемым читателям этого автора, как и понятия врачи и больные. Учитывая эту аудиторию, автор может не исправлять их. В каком-то смысле этот пример «подрывает» наш принцип об исключении номинализации, поскольку теперь, вместо исправления всех номинализации, вы должны выбирать, какие из них превратить в глаголы, а какие оставить без изменения. Например, номинализации во втором предложении фрагмента (6) те же, что и во фрагменте (7а): 7а. Госпитализация больных без надлежащего лечения приводит к ненадежным измерениям результатов. Но это предложение выиграет, если эти номинализации будут превращены в глаголы: 76. Когда мы госпитализируем больных, но не лечим их надлежащим образом, мы не можем надежно измерять результаты. Поэтому наши советы не «железные» правила письменного изложения, а скорее принципы диагноза и правки, которые вы должны применять обдуманно. В общем, однако, читатели предпочитают тексты, в которых предложения имеют короткие, специфические и конкретные подлежащие. А это, как правило, означает действующих лиц из плоти и крови.
16.2.5.АБСТРАКЦИИ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Самые серьезные проблемы в абстрактных текстах возникают тогда, когда вы создаете главное действующее лицо из номинализации, используете это номинализированное действующее лицо в подлежащих ваших предложений, а затем помещаете вокруг него другие номинализации. Вот фрагмент о двух абстрактных действующих лицах — непосредственной интенции и перспективной интенции. Эти действующие лица достаточно таинственны сами по себе; обратите внимание, однако, как другие номинализации в этом фрагменте еще больше усложняют данную историю (мы подчеркнули подлежащие, выделили жирным шрифтом номинализации отличные от «интенции»): 8а. Утверждение состоит в следующем. Познавательная составляющая интенции демонстрирует высокую степень сложности. Интенция по аспекту времени делится на две: перспективную интенцию и непосредственную интенцию. Познавательная функция перспективной интенции — представление аналогичных действий субъекта в прошлом, его текущей ситуации и направления его действий в будущем. То есть познавательная составляющая перспективной интенции — план. Познавательная функция непосредственной интенции — наблюдение за непосредственными движениями тела и управление им. Взятые вместе, эти познавательные механизмы очень сложны. Популярное психологическое определение убеждения, однако, это точка зрения, которая допускает ограниченную сложность содержания. Таким образом, познавательная составляющая интенции является чем-то отличным от популярных психологических поверий. Мы можем исправить этот фрагмент, сохранив номинализацию интенция; если мы превратим ненужные номинализации в глаголы и имена прилагательные (выделены жирным шрифтом), то создадим намного более ясный фрагмент: 86. Я утверждаю следующее. Познавательная составляющая интенции достаточна сложна. Интенция по аспекту времени делится два типа: перспективную интенцию и непосредственную интенцию. Познавательная функция перспективной интенции позволяет представить, как человек аналогично действовал в прошлом, в его текущей ситуации и как он будет действовать в будущем. То есть познавательная составляющая перспективной интенции позволяет ему планировать. Познавательная Функция непосредственной интенции, с другой стороны, позволяет ему наблюдать за своим телом, когда оно двигается, и управлять им. Взятые вместе, эти познавательные механизмы слишком сложны, чтобы их можно было объяснить в понятиях того, во что нас хочет заставить поверить популярная психология. Вывод: не старайтесь превратить каждую номинализацию в глагол. Некоторым из ваших центральных понятий, возможно, придется быть абстракциями. Но если они абстракции, избегайте других номинализации, в которых вы не нуждаетесь. Как всегда, секрет в том, чтобы знать, в каких из них вы нуждаетесь, а в каких нет (вам, как правило, их требуется меньше, чем вы думаете). Знание, какие из них оставлять, — это умение, которое приходит только с практикой и опытом. 16.2.6. ВЫБОР ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ Ограничив наш принцип однажды, мы усложним его еще раз. Если ваши предложения читабельны, то ваши действующие лица будут подлежащими глагольных сказуемых, а эти глагольные сказуемые будут выражать важнейшие действия, в которых участвуют эти действующие лица. Но большинство историй имеют несколько действующих лиц, любое из которых мы можем сделать более важным, чем остальные, просто тем, как мы строим предложения. Возьмем, например, наше предложение о тропических лесах: 9. Если тропические леса будут и дальше уничтожаться, чтобы обслуживать краткосрочные экономические интересы, вся биосфера может нарушиться. Это предложение рассказывает историю, которая подразумевает и других действующих лиц, но не конкретизирует их: кто уничтожает леса? Более важно: имеет ли это значение? Эта история может сфокусировать внимание на них, но кто эти «они»?
Если коммерсанты будут и дальше уничтожать тропические леса, чтобы обслуживать свои краткосрочные экономические интересы, они могут нарушить всю биосферу. 96. Если лесозаготовители будут и дальше уничтожать тропические леса, чтобы обслуживать свои краткосрочные экономические интересы, они могут нарушить всю биосферу. 9в. Если Бразилия будет и дальше уничтожать тропические леса, чтобы обслуживать свои краткосрочные экономические интересы, она может нарушить всю биосферу. Какой вариант самый лучший? Это зависит от того, о ком эта история должна рассказывать. Ставя диагноз предложениям, вы должны принять два решения. По возможности, помещайте действующих лиц в подлежащие, а действия в глагольные сказуемые. Но убедитесь, что это действующее лицо является вашим центральным действующим лицом — хотя бы для этого предложения.
16.3. ВТОРОЙ ПРИНЦИП: СТАРОЕ, ЗАТЕМ НОВОЕ Существует второй принцип чтения, диагноза иправки, даже более важный, чем тот, который мы только что рассмотрели. К счастью, эти два принципа связаны. Сравните варианты (а) и (б) в следующей паре. Какой читать легче? Почему? (Подсказка: обратите внимание на то, как эти предложения начинаются.) 10а. Поскольку именующая сила слов не внушала доверия Локку, он часто повторялся. Теории языка семнадцатого столетия, в частности схема универсального языка Уилкинса, предусматривавшая создание бесчисленных знаков для бесчисленных значений, концентрировались вокруг именующей силы слов. Новая эра в изучении языка, которая сосредоточилась на двусмысленном отношении между смыслом и референтом, начинается с этого недоверия Локка. 106. Локк часто повторялся, поскольку не доверял именующей силе слов. Именующая сила слов была в центре теорий языка семнадцатого столетия, в частности схемы универсального языка Уилкинса, предусматривавшей создание бесчисленных знаков для бесчисленных значений. Это недоверие Локка начинает новую эру в изучении языка, которая сосредоточилась на двусмысленном отношении между смыслом и референтом. Большинство читателей предпочтут фрагмент (106). Они не скажут, что фрагмент (10а) слишком сложен или напыщен, но скажут, что он кажется бессвязным, что он не течет — оценочные слова, которые опять же описывают не то, что есть на странице, а то, как читатели воспринимают то, что они читают. Мы сможем объяснить, что вызывает эти ощущения, если снова выполним тест на «первые четыре-пять слов». В «бессвязном» варианте (10а), предложения начинаются совершенно иначе, чем в варианте (106). Предложения в фрагменте (10а) начинаются информацией, которую читатели сочтут незнакомой: именующая сила слов теории языка семнадцатого столетия новая эра в изучении языка Предложения в варианте (106), напротив, начинаются информацией, которую читатели сочтут знакомой: Локк Именующая сила слов Это недоверие [номинализация, но полезная номинализация, так как она повторяет кое-что из предыдущего предложения] Локка Некоторые из этих слов — абстракции, но они относятся к идеям, которые появлялись в предшествующем предложении, идеям, которые читатели легко вспомнят. Ваши читатели, переходя от одного предложения к другому, будут следовать за вашей историей легче всего, если они смогут начинать каждое предложение с действующего лица или идеи, которые им знакомы — либо потому, что вы уже упоминали их, либо потому, что они ожидают их. Из этого принципа чтения мы можем вывести принцип диагноза и правки: • Взгляните на первые четыре-пять слов каждого предложения. • Убедитесь, что каждое из них начинается информацией, которую ваши читатели сочтут знакомой, легкой для понимания (обычно это слова, использовавшиеся в этом тексте раньше). • Помещайте ближе к концу ваших предложений информацию, которую ваши читатели сочтут новой, сложной, более трудной для понимания. Этот принцип сочетается с принципом о действующих лицах и подлежащих, поскольку более старая информация (как правило, называет действующее лицо (после того как вы уже ввели его). Но всякий раз, как вам предстоит сделать выбор между этими двумя принципами, всегда выбирайте принцип: старое — затем новое.
16.4. ВЫБОР МЕЖДУ АКТИВНЫМИ И ПАССИВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ В этом месте некоторые из вас могут вспомнить совет, который вам давали когда-то учителя, в частности английского языка: избегайте пассивных сказуемых[12]. Этот совет не просто ошибочен; он может оказаться губительным. Вместо того чтобы заботиться об активных и пассивных сказуемых, задайте себе более простой вопрос: начинается ли ваше предложение со знакомой информации, желательно с главного действующего лица? Если вы помещаете знакомых действующих лиц в подлежащие, вы будете пользоваться активными и пассивными конструкциями правильно. Например, вы могли заметить, что один из наших предыдущих примеров имел пассивные сказуемые: 11а. Если тропические леса будут и дальше уничтожаться, чтобы обслуживать краткосрочные экономические интересы, вся биосфера может нарушиться. Если бы мы последовали стандартному совету, это предложение выглядело бы следующим образом: 116. Если лесозаготовители будут и дальше уничтожать тропические леса, чтобы обслуживать свои краткосрочные экономические интересы, они могут нарушить всю биосферу. Это предложение делает лесозаготовителей главным действующим лицом — замечательно для статьи о лесозаготовках. Но если вы рассказываете историю о генофонде в бассейне Амазонки, тогда главным действующим лицом должны быть тропические леса и биосфера, — и потому данное предложение должно быть пассивным. Преподаватели письменного изложения говорят студентам, чтобы они пользовались исключительно активными конструкциями, но в технике, точных, естественных и некоторых социальных науках им говорят прямо противоположное: пользуйтесь пассивными конструкциями. Как и первый, второй совет (основывающийся якобы на стремлении к научной объективности) по большей части так же вводит в заблуждение. Сравните пассивное предложение (12а) с активным предложением (126): 12а. Колебания тока были измерены/измерялись/измеряли с двухсекундными интервалами. 126. Мы измеряли колебания тока с двухсекундными интервалами. Эти предложения одинаково объективны, но их истории отличаются: одна история — о колебаниях, другая — о человеке, проводившем измерения. Первая считается более «объективной», потому что фокусирует внимание на токе и игнорирует человека. Но сами по себе пассивные конструкции не более объективны, чем активные; они просто подразумевают, что данное действие может быть выполнено другими неназванными людьми, которые, если захотят, могут повторить процедуры данного исследователя. Следовательно, в данном случае пассивная конструкция будет правильным выбором. С другой стороны, сравните эту пару предложений: 13а. Предполагается, что эти колебания произошли в результате эффекта Бернса[13]. 136. Мы предполагаем, что эти колебания произошли в результате эффекта Бернса. Активное глагольное сказуемое в предложении (136) не только общепринято в научных текстах, но и уместно. Какая разница? Разница связана с видом того действия, которое выражается сказуемым. Пассивные сказуемые уместны тогда, когда авторы ссылаются на действия, которые они выполняют в лабораториях и которые другие люди могут повторить: измерить, записать, соединить и т.д. Но когда авторы ссылаются на действия, которые только они имеют право выполнять — риторические действия, такие, как предполагать, доказывать, утверждать, настаивать, показывать и т.д., — тогда именно эти авторы являются главными действующими лицами и потому именно они должны быть подлежащими активных глагольных сказуемых. Исследователи обычно пользуются первым лицом и активными глагольными сказуемыми в начале статей, помещаемых в научных журналах, когда описывают, каким образом они нашли свою проблему, и в конце, когда описывают, каким образом они решили ее.
16.5. ПОСЛЕДНИЙ ПРИНЦИП: СЛОЖНОСТЬ - В КОНЦЕ Мы обращали внимание на то, каким образом предложения начинаются. Теперь взглянем на то, каким образом они заканчиваются. Вы можете предвидеть этот принцип: если старая информация идет в начале, то самая новая, самая сложная информация идет в конце. Этот принцип особенно важен в трех случаях: · когда вы вводите новый технический термин; · когда вы представляете блок сложной и длинной информации; · когда вы вводите понятие (концепцию), которое собираетесь развить в дальнейшем.
16.5.1. ВВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Когда вы вводите технический термин, с которым ваши читатели могут быть незнакомы, стройте ваше предложение так, чтобы ваш технический термин появился в его последних словах. Сравните эти два варианта: 14а. Блокаторы кальциевых каналов могут контролировать сокращение мышц. Саркомеры — это небольшие участки мышечных тканей, на которые действуют эти лекарства. Два филамента — «тонкий» и «толстый» — находятся в каждом саркомере. Белки актин и миозин содержатся в тонком филаменте. Когда актин и миозин взаимодействуют, ваше сердце сокращается. 146. Сокращение мышц может контролироваться лекарствами, называемыми блокаторами кальциевых каналов. Эти лекарства действуют на небольшие участки мышечных тканей, называемые саркомерами. Каждый саркомер состоит из двух филаментов: «тонкого» и «толстого». «Тонкий» филамент содержит два белка: актин и миозин. Когда актин и миозин взаимодействуют, ваше сердце сокращается. Во фрагменте (14а) все «технически» звучащие понятия появляются в начале предложений; во фрагменте (146) технические термины появляются в конце. 16.5.2. ВВЕДЕНИЕ СЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ Когда вы вводите ряд сложных идей, которые вам приходится формулировать в длинном словосочетании или придаточном, размещайте такую усложненную информацию в конце предложения — и никогда в его начале. Сравните эти два фрагмента: 15а. Есть еще одна причина, почему историки больше занимаются Дарвином, чем Менделем. Сотни писем, как частные, так и научные, адресованные множеству людей, в том числе известным научным деятелям, иллюстрируют гений Дарвина. Всего десять писем ботанику Карлу Нагели и небольшое количество писем матери, сестре, шурину и племяннику представляют Менделя. 15б. Историки науки занимаются больше Дарвином, чем Менделем еще по одной причине. Гений Дарвина иллюстрируется сотнями писем, как частными, так и научными, адресованными множеству людей, в том числе известным научным деятелям. Мендель представлен всего десятью письмами ботанику Карлу Нагели и небольшим количеством писем матери, сестре, шурину и племяннику. Во фрагменте (15а) второе и третье предложения начинаются с блоков сложной информации, с подлежащих, которые растянулись почти на две строки. Напротив, подлежащие во фрагменте (156) — короткие, простые, легко читаемые, — потому что пассивные сказуемые (иллюстрируется и представлен) позволяют нам переместить короткую и знакомую информацию в начало предложения, а длинную и сложную ее часть — в конец. (В этом собственно и состоит основное назначение пассивных конструкций.) Коротко говоря: если вы сможете определить, когда словосочетания и простые предложения покажутся читателям сложными, попробуйте поместить эту сложную информацию не в начале ваших предложений, а в конце. К сожалению, на самом деле это сделать нелегко, так как вы будете слишком хорошо знакомы с вашим текстом, чтобы осознать его сложность. 16.5.3. ВВЕДЕНИЕ ТОГО, ЧТО БУДЕТ ИДТИ ДАЛЬШЕ Когда вы вводите абзац или даже целый раздел, стройте первое предложение этого абзаца таким образом, чтобы его ключевые термины оказались последними словами данного предложения. Какое из следующих двух предложений лучше введет отрывок, который будет идти дальше? 16а. Политическая ситуация изменилась, потому что споры из-за престолонаследия вызывали нечто вроде дворцовых переворотов или народных выступлений в семи из восьми царствованиях династии Романовых после Петра I. 166. Политическая ситуация изменилась, потому что после Петра I семь из восьми царствований династии Романовых были омрачены мятежами из-за споров о престолонаследии. Проблемы начались в 1722 году, когда царь Петр I издал закон о престолонаследии, который положил конец порядку престолонаследия по рождению и требовал, чтобы самодержец назначал себе наследника. Но, поскольку многие русские цари, включая Петра, умерли до того, как смогли назначить себе наследника, те, кто стремились к власти, не обладали этими полномочиями, и поэтому их престолонаследие часто оспаривалось аристократами более низкого ранга. Однако мятежи и волнения происходили даже тогда, когда наследники назначались. Контекст значит здесь много, но большинство читателей, которые прочитали эти фрагменты, находили, что фрагмент (166) лучше связан с остальной частью этого фрагмента. Последние слова фрагмента (16а) кажутся относительно маловажными (в другом контексте, конечно, они могли бы оказаться важными) и вводят следующий фрагмент не так хорошо, как фрагмент (166). Поэтому, как только вы проверите первые четыре-пять слов в каждом предложении, проверьте также и последние три-четыре слова. Если эти слова не самые важные, не самые сложные, не самые «тяжелые», исправьте их так, чтобы они ими стали. Очень внимательно присматривайтесь к концу предложений, которые вводят абзацы или даже целые разделы.
16.6. ШЛИФОВКА И ПОЛИРОВКА Мы обратили ваше внимание на проблемы стиля, относящиеся к написанию именно исследовательских отчетов и на принципы диагноза и правки, которые позволяют нам делать тексты на подлинно сложные темы максимально читабельными. Есть и другие проблемы, относящиеся к письменному изложению, — длина предложений, правильный выбор слов, краткость и т.п. Но это — проблемы письменного изложения любого вида, и они рассматриваются во многих книгах[14]. И, конечно, одной читабельности недостаточно. После того как вы исправили стиль, структуру и аргументацию, вы также должны откорректировать грамматику, орфографию, пунктуацию и ссылки. Будучи важными, эти вопросы, однако, не являются темой настоящей книги. Вы можете найти соответствующую помощь в целом ряде справочных и учебных изданий. ПОДСКАЗКА: САМАЯ БЫСТРАЯ ПРАВКА Наши советы о правке могут показаться очень детальными, но если вы исправляете шаг за шагом, им следовать нетрудно. Первый шаг самый важный: когда вы пишите черновик, забудьте об этих шагах (за исключением этого шага). Ваша первая задача — создать что-нибудь для правки. Вы никогда ничего не сделаете, если будете постоянно спрашивать себя, должны ли вы поставить глагол или имя существительное. Если вы не имеете возможности рассмотреть каждое предложение, начинайте с фрагментов, в которых, как вы помните, вы испытывали самые большие трудности с объяснением ваших идей. Всякий раз, когда вы «сражаетесь» с содержанием, вы, скорее всего, запутаете и свое письменное изложение. У зрелых авторов эта путаница обычно выражается в очень усложненном, «номинализированном» стиле. ДЛЯ ЯСНОСТИ. Диагноз 1.Выделите первые четыре-пять слов в каждом предложении. Пропускайте короткие вводные фразы, такие, как В первую очередь. По большей части и т.д. 2.Пробегите глазами выделенные последовательности, чтобы узнать, составляют ли они устойчивый набор связанных между собой слов. Начинающие эти последовательности слова не должны быть идентичными, но они должны называть людей или понятия, которые ваши читатели сочтут тесно связанными между собой. Если этого нет, исправьте. Правка 1. Определите ваших главных действующих лиц, реальных или концептуальных. Сделайте их подлежащими глагольных сказуемых. 2. Найдите слова, оканчивающиеся на -ция, -ство, -ние и 3. Если они появляются в начале предложений, превратите их в глаголы. 4. Если они появляются в начале предложений, превратите их в глаголы. ДЛЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Диагноз 1. Подчеркните последние три-четыре слова в каждом предложении. 2. В каждом предложении определите слова, которые сообщают самую новую, самую сложную, риторически самую выразительную информацию; «технически» звучащие слова, которые вы использовали в первый раз; или концепции, которые будут развиты в нескольких следующих предложениях. Правка 1. Исправьте предложения так, чтобы эти слова оказались последними.
ЧАСТЬ V. НЕСКОЛЬКО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ
ЭТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ На предыдущих страницах вы услышали от нас немало «заклинаний». Мы убеждали вас заключить ответственный социальный контракт с вашими читателями; создать этос, который убедит их доверять вам; остерегаться своей неизбежной субъективности при сборе и сообщении фактов; не допускать плагиата и т.п. Теперь мы хотим поделиться с вами нашими основополагающими идеями по вопросам этики и морали в надежде, что вы пожелаете всерьез обдумать их самостоятельно. Все, что мы сказали об исследовании, отражает наше убеждение в том, что это сугубо социальная деятельность. Сообщение о нашем исследовании связывает нас не только с теми, кто воспользуется им, но и с теми, чьими исследованиями пользовались мы, а через них с теми исследованиями, которыми пользовались наши источники. И, поскольку исследования крайне важны практически в любой сфере нашей жизни, эта сеть социальных связей между исследователями является важнейшей частью социальной ткани нашего общества. Чтобы понять, какую ответственность мы несем перед членами этой сети, как теми, кто опирается на наше исследование, так и теми, на чьи исследования опираемся мы, нам следует выйти за рамки методологии и задуматься об этике цивилизованного общения. В своем подходе к этой проблеме мы начинаем с двух аспектов широкого понимания слова этика: как диапазона моральных и аморальных вариантов выбора и как характера связей внутри любого сообщества. Понятие этический происходит от греческого слова этос, означающего либо характер отдельной личности, хороший или плохой, либо черту, общую для какого-либо сообщества. До сих пор мы занимались социальными аспектами исследований. Но исследования в большей степени, чем большинство других видов социальной деятельности, побуждают нас сформулировать наши личные моральные принципы, а затем сделать выбор: либо соблюдать, либо нарушать их. На первый взгляд, академический исследователь должен быть расположен жертвовать принципами ради выгоды меньше, чем, скажем, исследователь с Уолл-Стрит, оценивающий акции, которые его фирма хочет навязать инвесторам, или ученый, оплачиваемый фармацевтической компанией, желающей с его помощью «доказать» безопасность своего продукта (независимо от его эффективности). Ни один преподаватель не заплатит вам, чтобы вы написали отчет, поддерживающий его взгляды или интересы, поэтому вы, возможно, не будете стремиться фальсифицировать результаты, чтобы добиться славы, как это сделал один американский исследователь, получивший известность (и влияние) за открытие вируса ВИЧ, которое он на самом деле «позаимствовал» в одной из лабораторий Франции. Тем не менее вы будете стоять перед подобным выбором с самого начала вашего проекта. Есть несколько очевидных Нельзя: • Этически щепетильные исследователи не занимаются плагиатом и не требуют признания за чужие результаты. • Они не извращают источников и не измышляют результатов. • Они не предлагают данных, в чьей точности у них есть основания усомниться, если только они не высказали этих сомнений. • Они не скрывают возражений, на которые они не могут ответить. • Они не изображают в карикатурном виде и не искажают противоположных взглядов. • Они не уничтожают и не скрывают источников и данных, которые важны для тех, кто пойдет по их следам. Мы применяем эти принципы достаточно легко к очевидным случаям: биолог, который воспользовался китайской тушью, чтобы сфальсифицировать «генетические» следы на мышах, бухгалтеры корпорации «Энрон» и их аудиторы из компании «Артур Андерсен», которые уничтожили подлинники документов, или студент, который сдает письменную работу, «скачанную» с Интернета. Сложнее те случаи, когда этические принципы выводят нас за рамки простых моральных Нельзя к тому, что нам делать Следует. Когда мы думаем об этическом выборе таким образом, то вых
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|