Работа над темпом
Темп устной речи играет важную роль в реализации процесса общения. Для разговорной речи характерно произношение 5—6 слов в секунду. Резкие отклонения от общепринятого темпового диапазона могут привести к снижению внятности речи. В пределах нормального темпового диапазона различают замедленный, средний и быстрый темпы. Характерной особенностью произношения слабослышащих школьников младших классов является замедленный темп устной речи. Нормализация темпа речи у слабослышащих учащихся имеет важное значение для осуществления коммуникативной функции языка. Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической ритмики составляют формирование умения: v двигаться в заданном темпе; v чередовать движения в различном темпе; v сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; v проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.
Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. Если упражнения связаны со слоговым материалом, то темп усваивается на таких простых движениях, как ходьба в медленном и быстром темпе, прыжки, взмахи руками. Когда используются слогосочетания, слова, словосочетания, считалки, скороговорки, то характер движений становится более разнообразным: включаются отхлопывания, дирижирование указательным пальцем в такт проговариванию, подскоки. Проговаривание маленьких стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притоптыванием и бегом в различном темпе — от медленного к быстрому и наоборот. Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения, в свою очередь, благотворно сказывается на координации общих движений.
СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ та та замедленный та-та-та средний та, та, та... быстрый тататата... очень быстрый (рис. 80 и 81).
Примечание. Здесь и далее если в тексте нет специальных указаний, в каком темпе произносить тот или другой речевой материал, то следует руководствоваться: интервал означает замедленный темп произнесения (па па па); черточка — средний'(па-па-па); запятая — быстрый (па, па, па); без знаков — очень быстрый (папапа... ). Дети стоят по кругу, руки на поясе. 1. Резко топнуть правой, затем левой ногой: та та. 2. Топнуть правой, затем левой ногой: та-та-та..., убыстряя средний темп до быстрого. 3. Топать поочередно то правой, то левой ногой, одновременно подергивая то правым, то левым плечом: та, та, та..., доводя быстрый темп произнесения до возможно быстрого.
* * * па по пу па па – па па па по пу па па – па па па, по, пу па, по, пу па, по, пу па, по, пу
Дети стоят по кругу, руки на поясе. 1. Прыжок на месте двумя ногами: па. Прыжок вправо двумя ногами: по. Прыжок вперед двумя ногами с небольшим приседанием: пу (см. рис. 81). Повторить два раза. 2. На месте па, по, пу с указательным движением пальцем на каждый слог (см. рис. 80). Повторить два раза. 3. два прыжка на правой ноге: па па. Два прыжка на левой ноге: па па. Повторить два раза. 4. Повторить упражнение пункта 2.
* * * па па та та в замедленном темпе папа папа тата тата па-па та-та в среднем темпе папа — папа тата — тата па, па та, та в быстром темпе
папа, папа тата тата
Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. 1. Резкий удар правой рукой вправо: па. Повторить упражнение, вместо одного слога на одном движении произносить ряд слогов: папа папа тата тата. 2. Чередовать эти же движения и слоги в среднем и быстром темпе: па-па та-та папа — папа тата — тата па, па та, та папа, папа тата, тата
Повторить все сначала, доводя движения и проговаривания слогов от замедленного темпа до среднего; от среднего до быстрого; от быстрого до возможно быстрого. * * * па__па __ в замедленном темпе папапа быстро пу___ пу__ в замедленном темпе пупупу быстро пэ__ пэ___ в замедленном темпе пэпэпэ быстро
Дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди. Левую руку плавно, в замедленном темпе поднять вверх в сторону: па__. Руки опустить на пояс. Сделать три быстрых подскока на месте: папапа (подскок — слог). 2. Правую руку отвести в сторону, описать ею полукруг и вернуть в И. п.: пу__. Левую руку плавно отвести в сторону, описать ею полукруг и вернуть в И. п.: пу__. Чуть присесть и сделать три маленьких, резких прыжка вперед: пупупу (прыжок — слог). 3. Вытянуть правую руку вперед в сторону: пэ__. Вытянуть левую руку вперед в сторону: пэ__. Три резких подскока на месте, руки разведены в стороны: пэпэпэ. * * * па па па па-па-па папа, папа, папа
Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной. 1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг — слог). 2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок — слог). 3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок — два слога). Повторить все упражнения со слогами по, пу. * * * па па па папапа... по по по попопо...
Дети стоят по кругу. 1. Четыре-пять шагов в круг в медленном темпе: па па па па (шаг —слог). 2. Бег в быстром темпе из круга назад: папапа...
3. Медленно идти в круг: по по по... 4. Кружиться на одном месте: попопо... * * * па па медленно папапа… быстро опа опа медленно папапа… быстро па па па медленно папапа... быстро папапа… быстро папапа... быстро
Дети стоят по кругу. Упражнение проводится под барабан. 1. Учитель размеренно два раза стучит в барабан, ученики в такт ударов делают два длинных прыжка в круг: па па. Учитель быстро стучит в барабан, ученики бегут из круга: папапа... 2. Учитель размеренно два раза стучит в барабан, ученики в такт ударов делают два больших прыжка в круг попеременно то на правой, то на левой ноге: опа опа. Учитель быстро стучит в барабан, ученики бегут из круга, сохраняя темп, предложенный учителем: папапа... 3. Учитель несколько раз ударяет в барабан (то медленно, то быстро), ученики соответственно предложенному темпу выполняют прыжки на одной ноге, одновременно поворачиваясь вокруг себя: па па па (медленно), папапа (быстро). Учитель быстро стучит в барабан, ученики прыгают на другой ноге, поворачиваясь в другую сторону: папапа... 4. Учитель быстро стучит в барабан, ученики быстро бегут в круг, поднимая руки вверх: папапа... Учитель быстро стучит в барабан, ученики быстро бегут из круга, опуская руки вниз и отводя их немного назад: папапа... * * * па — оп оп оп па — оп оп оп па — уп уп уп
Дети стоят по кругу. 1. Прыжок на месте, одновременно развести руки и ноги в стороны: па. Руки опустить на пояс, три небольших прыжка вправо: оп оп оп. 2. Повторить движение, прыжки влево: па — оп оп оп. 3. Повторить движение, три прыжка вперед, чуть присевев: па — уп уп уп. Темп движений и проговариваний постепенно убыстряется. * * * па́ па па́ па по та́ та та́ та то па́ та па́ та то та́ па та́ па по
Дети стоят по кругу. 1. Руки согнуть на уровне груди, пальцы сжать в кулаки. Правой рукой удар в сторону, вправо, сказать, выделяя ударный слог: па́ па. Левой рукой удар в сторону, влево: па́ па.
Легкий указательный жест правой рукой вперед: по. 2. Правой рукой удар вправо вниз. Выделить при проговаривании ударный слог: та́ та. Левой рукой удар влево вниз: та́ та. Правой рукой указательный жест в сторону, вправо: то. 3. Повторить движения пункта 1: па́ та па́ та. Правой рукой указательный жест в сторону вправо: то. 4. Повторить движения пункта 2: та́ па та́ па. * * * у́ па о́ па и́ па а́ па
Дети стоят по кругу, руки на поясе. 1. Прыжок на обе ноги вперед, чуть присев: упа. Прыжок на обе ноги вправо: опа. Резко выпрыгнуть вверх, руки вытянуть вверх: ипа. Прыжок на месте, одновременно развести руки в стороны вверх: апа (ноги при прыжке развести в стороны). Повторить упражнение еще раз в замедленном темпе. 2. Проговаривание слогов, стоя на месте и дирижируя в такт проговариванию указательным пальцем: у́ па, о́ па, и́ па, а́ па. Повторить упражнение еще раз в среднем, затем в быстром темпе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|