Работа над интонацией. Логическое ударение. Где? Где? . Там. там. Кто? Кто? . Мама. Папа.
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ
Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Она усиливает лексическое значение слов. Для значительной части слабослышащих школьников характерно нарушение интонационной стороны речи, выражающееся в монотонности. Однако следует заметить, что слабослышащие дети могут воспринимать интонацию учителя и подражать ей. Эти возможности существенно увеличиваются при пользовании звукоусиливающей аппаратурой. Работа по формированию интонационной стороны устной речи осуществляется в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение, как известно, состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу. Задача облегчается, если учитывать цель высказывания. Слова, на которые падает ударение, могут выделяться хлопаньем в ладоши, притоптыванием, энергичными движениями рук и т. п. Ученики вместе с учителем выполняют эти движения, одновременно проговаривая слогосочетания, словосочетания, предложения, выделяя необходимые слова голосом и движением. Кроме того, предусматриваются задания на выделение движением и голосом определенного слова по предъявленной табличке или с требованием подобрать нужный вопрос к высказыванию учителя. Большое внимание на занятиях фонетической ритмикой уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями. Кроме того, ведется работа по формированию у детей естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др. (рис. 85).
Одним из наиболее простых средств выражения эмоций являются междометия в виде отдельных гласных или слогов. Их воспроизведение сопровождается различными произвольными, часто естественными движениями, которыми люди обычно пользуются в Жизни для выражения радости, испуга, удивления и т. д. (рис. 86). Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов и стихотворений. Проговаривание сопровождается определенными выразительными движениями: при передаче, например, интонации вопроса делается выразительное движение кистями рук (рис. 87), указательным пальцем, лицо говорящего принимает соответствующее вопросу выражение, голова и туловище немного наклоняются вперед. Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока учащиеся не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят ревой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
1. Там мама. 2. Там папа. Где мама? Где папа? Там мама. Там папа. Где? Где? Там. Там. Кто там? Кто там? Там мама. Там папа. Кто? Кто? Мама. Папа.
Примечание. Слова, на которые падает логическое ударение, выделены жирным шрифтом.
Дети стоят по кругу. 1. Проговаривается текст с движениями: Там мама — Правая рука согнута на уровне груди. Указательным движением выбросить правую руку в сторону с повествовательной интонацией; там мама. Где мама? — Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты, кисти рук опустить вниз, а затем поднять вверх через стороны, одновременно топнуть правой ногой: где? На лице вопросительное выражение, в голосе интонация вопроса, затем это движение переходит в другое — руки на этом же уровне в стороны: мама.
Там мама — Правая рука согнута на уровне груди, указательным движением выбросить ее в сторону, топнуть при этом правой ногой, громко: там, на этом же движении нормально: мама. Где? — Повторить упражнение, описанное выше для слова где (см. рис; 87). Там — Повторить упражнение, описанное выше для слова там. Кто там? — Выполнить движение, обозначающее вопрос, выделяя голосом интонацию вопроса (см. рис. 87).
Примечание. Здесь и далее интонация вопроса и движение на эту интонацию будут обозначаться словами: выполнить движение, обозначающее вопрос (см. рис. 78, 79, 87, 91). Там мама — Правую руку согнуть на уровне груди, указательным движением выбросить ее в сторону: там, затем сделать утвердительный жест (пальцем показать сверху вниз), топнуть правой ногой и громко: мама. Кто? — Выполнить движение, обозначающее вопрос. Мама — Повторить утвердительный жест, выделяя слово голосом. 2. Текст «Там папа» проговаривается аналогично первому.
* * * Ау! Ау! Мы в лесу. Кто в лесу? Мы в лесу. Кто? Мы. Где мы? Мы в лесу. Где? В лесу. Ау! Ау! — Стоя по кругу, прикладывать ладошки то правой, то левой руки ко рту: Ау! Ау! интонация восклицательная (рис. 88). Мы в лесу — Указательный жест на всех — согнутая правая рука описывает полукруг слева направо: мы, затем, руки согнуть на уровне груди, пальцы рук подвести ко рту, слегка давящим движением опустить вниз: в лесу, интонация повествовательная. Кто в лесу? — Выполнить движение, обозначающее вопрос. Мы в лесу — Повторить движение, описанное выше, слово мы выделить голосом и ударом ноги о пол. Кто? — Выполнить движение, обозначающее вопрос. Мы — Повторить движение, описанное выше. Где мы? — Выполнить движение, обозначающее вопрос. Мы в лесу — Плавное движение на слово мы переходит в такое же движение на слова в лесу, которое выделяется более громким голосом и ударом ноги о пол. Где? — Выполнить движение, обозначающее вопрос.
В лесу — Повторить движения, описанные выше. * * * 1. с__а__с__а__с__а__ 4. Кто прогнал осу? Вон летит оса! Мы прогнали осу. 2. с__у__с__ о__с__а__ 5. Кого мы прогнали?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|