Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над интонацией. Логическое ударение. Где?     Где? . Там.     там. Кто?     Кто? . Мама. Папа.




РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ

 

Роль интонации в речи огромна. Она организует смысло­вую сторону речи при помощи логического ударения, повес­твования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Она усиливает лексическое зна­чение слов.

Для значительной части слабослышащих школьников ха­рактерно нарушение интонационной стороны речи, выража­ющееся в монотонности. Однако следует заметить, что слабослышащие дети могут воспринимать интонацию учителя и подражать ей. Эти возможности существенно увеличивают­ся при пользовании звукоусиливающей аппаратурой.

Работа по формированию интонационной стороны уст­ной речи осуществляется в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение, как известно, состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу. Задача облегчается, если учитывать цель  высказывания. Слова, на которые падает ударение, могут выделяться хлопаньем в ладоши, притоптыванием, энергич­ными движениями рук и т. п. Ученики вместе с учителем выполняют эти движения, одновременно проговаривая слогосочетания, словосочетания, предложения, выделяя необхо­димые слова голосом и движением. Кроме того, предусмат­риваются задания на выделение движением и голосом опре­деленного слова по предъявленной табличке или с требова­нием подобрать нужный вопрос к высказыванию учителя.

Большое внимание на занятиях фонетической ритмикой уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и пове­лительной интонациями. Кроме того, ведется работа по фор­мированию у детей естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др. (рис. 85).

 

 

Одним из наиболее простых средств выражения эмоций являются междометия в виде отдельных гласных или слогов. Их воспроизведение сопровождается различными произ­вольными, часто естественными движениями, которыми люди обычно пользуются в Жизни для выражения радости, испуга, удивления и т. д. (рис. 86).

Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов и стихотворений. Проговаривание сопровождается определенными выразительными движениями: при передаче, например, интонации вопроса делается выразительное движение кистями рук (рис. 87), указательным пальцем, лицо говорящего принимает соответ­ствующее вопросу выражение, голова и туловище немного наклоняются вперед. Движения сопровождают произнесе­ние речевого материала до тех пор, пока учащиеся не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят ревой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

 

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

 

1. Там мама.      2. Там папа.

Где мама?                    Где папа?

Там мама.                   Там папа.

Где?                             Где?

Там.                             Там.

Кто там?               Кто там?

Там мама.                        Там папа.

Кто?                   Кто?

Мама.                  Папа.

 

Примечание.

Слова, на которые падает логичес­кое ударение, выделены жирным шрифтом.

 

Дети стоят по кругу.

1. Проговаривается текст с движениями:

Там мама — Правая рука согнута на уровне груди. Указа­тельным движением выбросить правую руку в сторону с повествовательной интонацией; там мама.

Где мама? — Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты, кисти рук опустить вниз, а затем поднять вверх через стороны, одновременно топнуть правой ногой: где? На лице вопросительное выражение, в голосе интонация вопро­са, затем это движение переходит в другое — руки на этом же уровне в стороны: мама.

Там мама — Правая рука согнута на уровне груди, указа­тельным движением выбросить ее в сторону, топнуть при этом правой ногой, громко: там, на этом же движении нор­мально: мама.

Где? — Повторить упражнение, описанное выше для сло­ва где (см. рис; 87).

Там — Повторить упражнение, описанное выше для слова там.

Кто там? — Выполнить движение, обозначающее во­прос, выделяя голосом интонацию вопроса (см. рис. 87).

 

Примечание.

Здесь и далее интонация вопроса и движение на эту интонацию будут обозначаться словами: выполнить движение, обозначающее вопрос (см. рис. 78, 79, 87, 91).

Там мама — Правую руку согнуть на уровне груди, указа­тельным движением выбросить ее в сторону: там, затем сде­лать утвердительный жест (пальцем показать сверху вниз), топнуть правой ногой и громко: мама.

Кто? — Выполнить движение, обозначающее вопрос.

Мама — Повторить утвердительный жест, выделяя слово голосом.

2. Текст «Там папа» проговаривается аналогично перво­му.    

 

* * *

Ау! Ау!

Мы в лесу.

Кто в лесу?

Мы в лесу.

Кто?

Мы.

Где мы?

Мы в лесу.

Где?

В лесу.

Ау! Ау! — Стоя по кругу, прикладывать ладошки то пра­вой, то левой руки ко рту: Ау! Ау! интонация восклицатель­ная (рис. 88).

Мы в лесу — Указательный жест на всех — согнутая пра­вая рука описывает полукруг слева направо: мы, затем, руки согнуть на уровне груди, пальцы рук подвести ко рту, слег­ка давящим движением опустить вниз: в лесу, интонация повествовательная.

Кто в лесу? — Выполнить движение, обозначающее воп­рос.

Мы в лесу — Повторить движение, описанное выше, сло­во мы выделить голосом и ударом ноги о пол.

Кто? — Выполнить движение, обозначающее вопрос.

Мы — Повторить движение, описанное выше.

Где мы? — Выполнить движение, обозначающее вопрос.

Мы в лесу — Плавное движение на слово мы переходит в такое же движение на слова в лесу, которое выделяется бо­лее громким голосом и ударом ноги о пол.

Где? — Выполнить движение, обозначающее вопрос.

В лесу — Повторить движения, описанные выше.

* * *

1. с__а__с__а__с__а__                4. Кто прогнал осу?

Вон летит оса!                           Мы прогнали осу.

2. с__у__с__ о__с__а__                5. Кого мы прогнали?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...