Интонация в слогах и коротких словах
Дети стоят по кругу. Проговаривание междометий при обязательном обыгрывании, их мимикой лица. Интонация выделена в тексте при описании движений. Ай! — Интонация испуга. а___ — Движение на звук а. й__ — Движение на звук и. Ай ! — Немного отпрянуть назад, отдернув руку, как от ожога, на лице выражение испуга. Ой! —Интонация радости. о __— Движение на звук о. й__ — Движение на звук и. Ой! —Всплеснуть руками и поднести их к лицу, на лице — радость. Эй! — Звательная интонация. э__— Движение на звук э. й__— Движение на звук и. Эй! — Взмах рукой вверх (радостно). * * * Дети стоят по кругу, речевые упражнения выполняются сначала хором, потом индивидуально. Интонация выделена в тексте при описании движений. Ай! — Руки прижать к себе, испуганно отклониться назад. Ай-я-яй ! — Укоризненно покачать головой и погрозить пальцем. Ой! — Радостно, с улыбкой слегка развести руки в стороны. Ой-ё-ёй! — Покачать головой с сожалением, руки немного развести в стороны. Эй! — Радостный окрик, руку вытянуть вверх. Эй-е-ей! — Повторить предыдущее движение, приветливо помахать вверху рукой. Ай-я-яй! Как нехорошо! — Укоризненно погрозить пальцем. Ой-ё-ёй! Как жалко! — С сожалением развести руки в стороны. Эй-е-ей! Идите сюда! — Радостно крикнуть и махнуть рукой. * * * Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на слоге па. Интонация радости — руки согнуты на уровне груди. Быстрым движением руки вверх в стороны. Голос радостный, на лице соответствующее выражение: па __! Интонация вопроса — руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в стороны. Кисти рук опустить вниз, а затем поднять вверх в стороны, как бы описывая ими нижний полукруг. В голосе и на лице выражение вопроса: па?
Интонация растерянности — руки согнуты на уровне груди. Развести их немного в стороны. Растерянность на лице и в голосе: па__. Интонация испуга — руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Легкие махи руками перед собой (как будто бы отмахиваемся от чего-то). Немного сжаться всем телом, имитируя испуг. Соответствующая интонация в голосе и выражение на лице: па, па... Интонация отвращения — движения аналогичны описанным в предыдущем упражнении, на лице гримаса отвращения: па, па... * * * Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации. Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! — Радостно, руки положить на область диафрагмы, имитировать смех. Ах! Ах! Ах! — Испуганно, кисти рук поднять к щекам. На лице выражение испуга. Ох! ох__ох__ох! — С сожалением, движение, описанное в предыдущем упражнении. * * * Дети стоят по кругу. Воспроизведение повествовательной, вопросительной, восклицательной интонаций на слове мама. Упражнение выполняется сначала фронтально; потом с каждым учеником индивидуально. 1. Правой рукой погладить левую руку от плеча к кисти: мама. 2. Опустить руки вниз: мама. 3. Руки согнуты на уровне груди. Быстрым движением развести руки вверх в стороны. Голос радостный: мама! (рис. 92). 4. Руки согнуты на уровне груди. Выполнить движение, обозначающее вопрос: мама? 5. Воспроизведение различной интонации на слове мама в произвольном порядке: Мама. Мама! Мама! Мама? Мама? Мама. (и т. д. ) * * * Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на словах: стоп, стой, встань. С __топ! — Повелительно, движение на звук с переходит в резкое движение, при котором сжимаются кулаки: С__ топ! С__той! Повелительно, движение на звук с переходит в быстрое разведение рук вверх в стороны: С__ той! В__с__танъ! — Просительно, руги согнуты на уровне груди. Кисти рук поднести ко рту. Плавным движением выдвинуть руки вперед ото рта, затем немного опустить и сделать естественный жест: встань (см. рис. 86).
Встань! — Повелительно, повторить движение, но выполнить его резко, требовательно.
* * * Дети стоят по кругу, руки опущены вниз. Воспроизведение разной интонации на словах: на, нет, ну, но. НА__— Просительно, мягким, плавным движением вытянуть руку вперед («что-то даю»). На__ — Сердито, резким движением вытянуть руку вперед. Учитель говорит слова с просительной и сердитой интонациями, повернувшись к ученикам спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Ученики повторяют с соответствующей интонацией. Не__т — Жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен. Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким движением покачивать головой. Нет — Отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой перед собой. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой только на слуховое восприятие учащихся. Учащиеся воспроизводят на и нет с соответствующей интонацией и движением руки. * * * Но! — Восклицательно, руки вытянуть вперед («натягивать вожжи»). Правую руку поднять вверх («погонять лошадей»): Но! Ну? — Вопросительно, руки согнуты на уровне груди, выполнить движение, обозначающее вопрос: Ну? Ученики поворачиваются друг к другу и задают вопрос: Ну? * * * Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на словах дай, не дам. Д__ай! — Просительно, легкий взмах правой рукой к себе («прошу»). Дай! — Повелительно, то же движение резко, требовательно. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой только, на слуховое восприятие учащихся. Не дам! — Сердито, руки резко прижать к груди, слегка податься туловищем назад (рис. 93). Не дам! — Жалобно, сжаться в комочек, руки прижать к груди. Упражнение на различение интонаций (жалобной и сердитой) на словосочетании не дам! затем просительной и повелительной на слове Дай! Упражнение проводится с опорой только на слуховое восприятие учащихся. Дети отвечают сначала в сопровождении движений, а затем без них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|