ПРИЛОЖЕНИЕ. 1-е занятие. Гдемама? Там. Кто?. Таммама. Кто там? Мама.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Метод фонетической ритмики предполагает включение в каждое занятие речевого материала из всех разделов программы по произношению: речевое дыхание, голос, звуки и их сочетания, ритм, темп, интонация. Примечание. Весь речевой материал, предлагаемый в книге, распределен авторами на 120 занятий, что практически составляет 2—3 года обучения (в зависимости от количества занятий в неделю). Авторы предлагают примерные разработки таких занятий с самого начала работы над произношением по методу фонетической ритмики. Основная цель — дать образец, по которому учитель может проследить, как происходит накопление речевого материала, при помощи которого формируются произносительные навыки младших слабослышащих школьников. ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ1 1-е занятие
1. Формирование навыка диафрагмального дыхания Дети стоят по кругу, положив руки на область диафрагмы (для контроля за вдохом и выдохом). Вдох — носом, выдох — ртом.
2. Звук А Описание упражнения. а) И. п. Глубокий вдох, развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении: па__. б) Выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать: па. в) Выпрыгнуть вверх с одновременным разведением руки вверх в стороны и ног в стороны, сказать: па. Повторить упражнение несколько раз. Резкий удар кулаками перед собой: па, плавно развести руки в стороны: па __. Краткое и протяжное произнесение выполняются на одном выдохе. Повторить упражнение несколько раз.
3. Развитие голоса Описание упражнения. а) Руки согнуть на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. Легкий удар кулаками на уровне талии: па. Сильно встряхнуть кулаками рук наверху: па́ .
б) Руки развести в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог па́, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию. ______________________________ 1 Остальной аналогичный речевой материал, рассчитанный на обучение в течение нескольких лет, авторы представят в следующих их книгах. Повторить упражнение несколько раз. в) Учитель. Послушайте, как я говорю. Повторите. Учитель поворачивается спиной к ученикам и говорит слоги. Ученики повторяют их в сопровождении движений и без них.
Примечание. Инструкции учитель дает по необходимости. В большинстве случаев один вид работы переходит в другой без инструкций, только по подражанию.
4. Звук М Учитель. Сядьте. Ученики садятся на пол «по-турецки». Описание упражнения. а) Руки согнуть на уровне груди. Развести их вверх в стороны, затем плавным движением подвести их к носу: а__м__. Повторить несколько раз. б) Плавным движением руки отвести вперед от носа и затем развести вверх в стороны: м__а__. Повторить несколько раз. в) Слегка вытянуть вперед прямую левую руку. Правой рукой нежно поглаживать левую руку от плеча к кисти: м__а__. Повторить несколько раз мягким, нежным голосом. г) Правой рукой нежно погладить левую руку от плеча к кисти: мама. Повторить несколько раз.
5. Интонация Описание упражнения. а) Правой рукой нежно погладить левую руку от плеча к кисти: мама. Опустить руки вниз, сказать без движений в нормальном темпе: мама. б) Руки согнуть на уровне груди. Быстрым движением развести руки вверх в стороны. Голос радостный: мама! в) Руки согнуть на уровне груди, локти чуть подняты в стороны. Выполнить движение, обозначающее вопрос: мама? г) Руки развести в стороны. В голосе растерянность: мама...
д) Повторить упражнение, чередуя произнесение слов: Мама. Мама! Мама? Мама... с разной интонацией. е) У ч и т е л ь. Послушайте, как я говорю. Повторите. Различение на слух слова мама, произнесенного с разной интонацией. Учитель поворачивается спиной к ученикам и говорит в свой микрофон. Ученики повторяют слово с заданной интонацией, сопровождая проговаривание соответствующими движениями.
6. Звук Ф Описание упражнения. Учитель. Встаньте. Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки: быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед: ф__. 7. Упражнение на изменение темпа та та (медленный) та-та-та (средний) та, та, та (быстрый) тататата (очень быстрый) Описание упражнения. а) Резко топнуть правой, затем левой ногой: та та. б) Резко топнуть правой, затем левой ногой: та-та-та- та, та, та, та... (убыстряя темп от среднего до быстрого). в) Учитель. Послушайте, как я говорю. Повторите. Различение медленного, среднего и быстрого темпа на слух. Учитель поворачивается спиной к ученикам, проговаривает речевой материал в нужном темпе. Ученики повторяют, сначала с движениями, а затем без них. г) Резко топнуть ногой с одновременным ударом руки, зажатой в кулак: та. д) Резко топнуть ногой, рукой резко указать в сторону: там.
8. Логическое ударение Там мама. Где? Там мама. Гдемама? Там. Кто? Таммама. Кто там? Мама. Описание упражнения см. на с. 100, пункт 1.
9. Звук С Описание движений см. на с. 11.
10. Дифференциация звуков С—Т Описание упражнения. а) Движение на звук с переходит в движение на звук а. (Движения описаны выше). б) Топнуть правой ногой: та́. Чередовать произнесение слогов та́ — с___а, сопровождая проговаривание движениями. в) Топнуть правой ногой, одновременно указательным движением выбросить правую руку в сторону: та́ м, затем указательным пальцем правой руки показать на себя: са́ м. Повторить несколько раз проговаривание слогов и слов в сопровождении движений.
11. Ритм Учитель. Повернитесь по кругу друг за другом. Описание упражнения. Односложный ритм та́ ́ — и слова на этот ритм.
а) Топнуть правой ногой: топ. б) Чередовать удар ногой с хлопками: топ-хлоп, топ- хлоп. Примечание. Деление на разделы под № 1—11 дается только для учителя. Смена упражнений (проговариваний и движений) во время урока происходит после небольшой паузы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|