Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИЛОЖЕНИЕ. 1-е занятие. Гдемама? Там. Кто?. Таммама.  Кто там? Мама.




ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Метод фонетической ритмики предполагает включение в каждое занятие речевого материала из всех разделов про­граммы по произношению: речевое дыхание, голос, звуки и их сочетания, ритм, темп, интонация.

Примечание.

Весь речевой материал, предлагаемый в книге, распределен авторами на 120 занятий, что практически составляет 2—3 года обучения (в зависимости от количества занятий в неделю).

Авторы предлагают примерные разработки таких заня­тий с самого начала работы над произношением по методу фонетической ритмики. Основная цель — дать образец, по которому учитель может проследить, как происходит на­копление речевого материала, при помощи которого форми­руются произносительные навыки младших слабослыша­щих школьников.

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ1

1-е занятие

 

1. Формирование навыка диафрагмального дыхания

Дети стоят по кругу, положив руки на область диафраг­мы (для контроля за вдохом и выдохом). Вдох — носом, выдох — ртом.

 

2. Звук А

Описание упражнения.

а) И. п. Глубокий вдох, развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении: па__.

б) Выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать: па.

в) Выпрыгнуть вверх с одновременным разведением руки вверх в стороны и ног в стороны, сказать: па.

Повторить упражнение несколько раз.

Резкий удар кулаками перед собой: па, плавно развести руки в стороны: па __.

Краткое и протяжное произнесение выполняются на од­ном выдохе.

Повторить упражнение несколько раз.

 

3. Развитие голоса

Описание упражнения.

а) Руки согнуть на уровне талии, пальцы сжаты в кула­ки. Легкий удар кулаками на уровне талии: па. Сильно встряхнуть кулаками рук наверху: па́ .

б) Руки развести в стороны и поднять вверх. Проговари­вать слог па́, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию.

______________________________

1 Остальной аналогичный речевой материал, рассчитанный на обучение в течение нескольких лет, авторы представят в следующих их книгах.

Повторить упражнение несколько раз.

в) Учитель. Послушайте, как я говорю. Повторите.

Учитель поворачивается спиной к ученикам и говорит слоги. Ученики повторяют их в сопровождении движений и без них.

 

Примечание.

Инструкции учитель дает по необходимости. В большинстве случаев один вид работы переходит в другой без инструкций, только по подража­нию.

 

4. Звук М

Учитель. Сядьте.

Ученики садятся на пол «по-турецки».

Описание упражнения.

а) Руки согнуть на уровне груди. Развести их вверх в стороны, затем плавным движением подвести их к носу: а__м__.

Повторить несколько раз.

б) Плавным движением руки отвести вперед от носа и затем развести вверх в стороны: м__а__.

Повторить несколько раз.

в) Слегка вытянуть вперед прямую левую руку. Правой рукой нежно поглаживать левую руку от плеча к кисти: м__а__.

Повторить несколько раз мягким, нежным голосом.

г) Правой рукой нежно погладить левую руку от плеча к кисти: мама.

Повторить несколько раз.

 

5. Интонация

Описание упражнения.

а) Правой рукой нежно погладить левую руку от плеча к кисти: мама. Опустить руки вниз, сказать без движений в нормальном темпе: мама.

б) Руки согнуть на уровне груди. Быстрым движением развести руки вверх в стороны. Голос радостный: мама!

в) Руки согнуть на уровне груди, локти чуть подняты в стороны. Выполнить движение, обозначающее вопрос: мама?

г) Руки развести в стороны. В голосе растерянность: мама...

д) Повторить упражнение, чередуя произнесение слов: Мама. Мама! Мама? Мама... с разной интонацией.

е) У ч и т е л ь. Послушайте, как я говорю. Повторите.

Различение на слух слова мама, произнесенного с разной интонацией.

Учитель поворачивается спиной к ученикам и говорит в свой микрофон. Ученики повторяют слово с заданной инто­нацией, сопровождая проговаривание соответствующими движениями.

 

6. Звук Ф

Описание упражнения.

Учитель. Встаньте.

Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки: быстро и резко разжать ку­лаки, слегка вытянув при этом руки вперед: ф__.

7. Упражнение на изменение темпа

та та (медленный)

та-та-та (средний)

та, та, та (быстрый)

тататата (очень быстрый)

Описание упражнения.

а) Резко топнуть правой, затем левой ногой: та та.

б) Резко топнуть правой, затем левой ногой: та-та-та- та, та, та, та... (убыстряя темп от среднего до быстрого).

в) Учитель. Послушайте, как я говорю. Повторите.

Различение медленного, среднего и быстрого темпа на слух.

Учитель поворачивается спиной к ученикам, проговаривает речевой материал в нужном темпе. Ученики повторя­ют, сначала с движениями, а затем без них.

г) Резко топнуть ногой с одновременным ударом руки, зажатой в кулак: та.

д) Резко топнуть ногой, рукой резко указать в сторону: там.

 

8. Логическое ударение

Там мама.           Где?                  Там мама.

Гдемама?           Там.                  Кто?

Таммама.          Кто там?           Мама.

Описание упражнения см. на с. 100, пункт 1.

 

9. Звук С

Описание движений см. на с. 11.

 

10. Дифференциация звуков С—Т

Описание упражнения.

а) Движение на звук с переходит в движение на звук а. (Движения описаны выше).

б) Топнуть правой ногой: та́.

Чередовать произнесение слогов та́ — с___а, сопровождая проговаривание движениями.

в) Топнуть правой ногой, одновременно указательным движением выбросить правую руку в сторону: та́ м, затем указательным пальцем правой руки показать на себя: са́ м.

Повторить несколько раз проговаривание слогов и слов в сопровождении движений.

 

11. Ритм

Учитель. Повернитесь по кругу друг за другом.

Описание упражнения.

Односложный ритм та́ ́ — и слова на этот ритм.

а) Топнуть правой ногой: топ.
Топнуть левой ногой: топ.
Хлопки вправо-влево: хлоп-хлоп.

б) Чередовать удар ногой с хлопками: топ-хлоп, топ- хлоп.

Примечание.

Деление на разделы под № 1—11 дается только для учителя. Смена упражнений (проговариваний и движений) во время урока происходит после небольшой паузы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...