Благодарю Вас, уважаемый господин профессор, за послание, содержащее Ваши взгляды на древнюю историю человеческой культуры. Равно как и Ваше летнее путешествие, моя летняя поездка в силезские Исполиновы горы*, немало способствовала перерыву в обмене корреспонденцией. Продолжу, однако, прясть мифологическую нить и разделю мои записи на параграфы, как в предыдущих моих посланиях.
Триглав
Что касается его происхождения от индийского божества Тримурти, то Вы в своём «Мифе» исчерпывающе осветили сию тему. Посему напомню лишь о том, что я не могу здесь обойти, а именно, что в Штеттине* * в Померании в его честь был возведен знаменитый храм, равно как в Альт-Бран-денбурге на горе Мариенберг, в Юлине, Арконе, Пренцлау, Гриммен и т. д. его имя продолжает жить в названиях различных селений. Биографы Святого Отто в ярких красках живописуют нам всю роскошь главного храма в Штеттине, после разрушения коего епископ отправил три позолоченные головы Триглава в качестве трофея христиан в Рим, где они, должно быть, до сих пор лежат в одном из архивов Ватикана. В то время, как белый конь Святовита служил Оракулом для народа, и у Триглава был чёрный конь. Языческие жрецы объясняли наличие трёх голов у божества тем, что они символизировали господство над небом, над землей и над потусторонним миром. Хотел бы еще подчеркнуть, что глаза и рот Триглава были завязаны золотой повязкой.
Табл. XIX. № 5.
После сего предисловия прилагаю для Вас рису-нок небольшого примечательного золотого брактеа-та, посвященного Триглаву, на коем изображены три главы оного, у двух их них рот, действительно, завя-
Табл. XIX. № 6.
Табл. ХХ. № 1.
зан. Буквы О. S. сбоку я объясняю как посвящение монеты «Oraculo Stetinensi». Я обязан изображением сей монеты любезности господина Кретчмера, смот- рителя Королевского нумизматического кабинета в Берлине, который изготовил его для меня 12 лет на- зад. Оригинал находился в ту пору в одной из частных коллекций, которая вскоре после этого была продана и нынешний владелец которой мне неизвестен. Я сам владел маленьким серебряным брактеатом, найден- ным в Витково в округе Гнезен (Гнезно), с изображе- нием только одной головы, рот коей был также завя- зан, и с надписью на иврите: Brocho w-hatzlocho, «бла- гословение и счастье», которую я прилагаю.
Чернобог
был вынужден в новейшее время уступить свое мес- то львам или так называемым жабам Домского собо- ра в Бамберге, поскольку на одном из них, а именно, на том, что установлен у северной стены, сохрани- лось несколько письменных знаков, в коих именитые исследователи старины усмотрели, как им показалось, славянские руны, коими начертано имя Чернобога. Ис- торическое общество города Бамберга поместило в своем 3 годовом докладе за 1840 год на стр. 16, 17 изображение сего льва, в коем я, однако, не нашел ни одной буквы, каковая могла бы указывать на имя Чер- нибога. В следующем, 4 докладе я нашёл на стр. 48 ещё один абзац, посвященный тому же предмету, и позволил себе в 6 докладе на стр. 8 изложить мою точку зрения, согласно коей я узрел в сей надписи слово VALHALLA и возвёл собаку, за каковую я принял льва из-за его вислых ушей, в ранг стража Вальгаллы. По моей просьбе уважаемое учёное общество поручило изготовить для меня новый исправленный рисунок, на коем письменные знаки представляются совершенно видоизмененными.
При этом предмет приобретает совершенно иной образ, и теперь мне представляется, что ни славянс- кий, ни германский Олимп не имеют никакого отно- шения к сим двум изваяниям животных. По моему
Табл. ХХ. № 2, 3.
Табл. XIX.
№ 2, 3, 4.
Табл. ХХ. № 4.
Табл. ХХ. № 5.
Табл. I. № 18.
мнению, это всего лишь две собаки, служащие архи- тектурным украшением у входов в восточные ворота, как символы верности, которые должны охранять вход. Скупые, частично уже стершиеся письменные знаки, были в свое время нацарапаны на них неумелой ру- кой, как то явствует из их разбросанности и кривизны, а в новейшее время еще и дополнены буквами LBvL, нанесёнными из шалости школьниками, которые ежед- невно проходят мимо.
Черты IHAN возле уха, видимо, передают имя Johann (Иоанн), а из остальных букв, принимая их за перевернутые латинские, можно за неимением луч- шего сложить имя польского правителя, который от- правил Святого Отто Бамбергского в Померанию: Болеслав. Так что дадим сим верным стражам от- дохнуть, которые за столько веков уже вынуждены были расстаться со своими мордами, и доверим их бережным рукам школьной молодежи, а сами займем- ся поисками иного Чернобога.
Идолы из Прильвитца научили нас тому, что Чер- нобог встречается также в образе животных, льва или химеры, и мы можем отнести к нему те памятники славянской земли, в коих облик животных отступает от их обычной формы и приобретает мифологические черты.
К ним относится, по-видимому, кроме чудовищ на картине в Крушвице, некоторые из коих я Вам опи- сал в предыдущем послании, фигура льва на Tab. II. N 6 в Wocels Grunddzuge der
bohmischen Alterthumskunde; - далее: медный амулет, найденный в Польше, который изображен у Лелевеля в Etudes numismatiques et Archeologiques pag. 155. К ним же можно тнести маленький серебряный брак- теат из собрания господина государственного совет- ника Шаусса в Берлине, на коем изображена озираю- щаяся птица с ушами и надпись на иврите: Ob, обо- значающая злого духа.
Предположительно к ним относится и изобра- женный у Нарбута Сотвор (Потвор – монстр), посколь-
Табл. ХХ. № 19.
Табл. ХХ. № 6.
Табл. VI. № 7-17.
Табл. VII. № 1-7.
ку трудно представить себе, что идол с когтями и ро-гами может иметь какие-либо добрые и благие наме-рения, тем более, если рассмотреть сбоку
изображение отвратительной Горгоны с карнизов раз-валин храма на Яве, которое мы находим в Junghahns Reise durch Java, pag. 75., Tab. 1. fig. 1., и которое неко-торым образом схоже с Сотвором у Нарбута. У Sanchuniathon, Buch IV. Cap. 15. читаем: «ибо припи-сывали они злым духам рога». – Наконец, я
располагаю в своей коллекции медным кольцом, по-крытым патиной, которое было найдено в Польше и на коем изображено мифологическое животное или лев со звездой на спине на кончике хвоста. О том, что сей предмет имеет некое значение, свидетельствует описание Бюшинга в Alterthumer der Stadt Gorlitz, 1825, pag. 6.: «Еще примечательнее и важнее предметы из металла, найденные рядом с урнами и в них. К ним относятся некоторые предметы медной утвари, как то наконечник стрелы, игла, кольца (столь редко встре-чающиеся в Силезии), а среди них в особенности – медное кольцо, выполненное в форме перстня, на ко-тором видно несколько стершееся и суровое изобра-жение льва с маленькой звездой, и пр. ». Подобные монстры, видимо, указывают на культ чёрных (злых) богов, аналогичных часто встречающимся на
нордических золотых брактеатах драконам и змеям.
Посему я полагаю, что широко распространенное в своё время в Литве поклонение змеям, коих даже прикармливали в домах, было основано на культе Чер-нобога, поскольку даже в христианских догмах чёрт (сатана) предстает в раю в облике змеи.
Льваражик, Сильнобог, Крепкобог – Геркулес
По сему поводу я могу предъявить Вам примечательный памятник пер-вого века после Рождества Христова (время расцвета гностиков), каковой посвящен культу Геркулеса у русских. Я нашёл его среди многочисленных изображений гностических гемм в Gorlaei Dactyliotheca. Lugduni 1695. Tab. CXL. n. 440, 441. Автор сего произведения, естественно, не знает толкования сего явления, тем более, что он всё перевернул на своем изображении вверх ногами и явил нам земляной вал в виде облака на небе.
Табл. XXI. № 2.
Табл. XXI. № 3.
Поскольку я не знаю, располагаете ли Вы сим произведением, я прилагаю здесь рисунок сей дву-сторонней геммы из нефрита. На одной стороне мы видим Геркулеса-Льваражика, повергающего льва, на обратной стороне – насыпь или земляной вал с бруствером и надпись: EWBA PPABAЛЛT PVHCC. Jehova praevallat Russia. Иегова ограждает Россию. Тройная монограмма АТ или ТА может читаться как призыв Atta (Отец), который был характерным как для греков, так и для славян; если только сей шифр не представляет собой К и не указывает на Киев или Крепкобога. Что касаемо упомянутой выше надписи, то Е здесь является русским «je», В читается, как принято у славян, как W, русско-греческое А пишется как перевернутое V, как зачастую в ма-кедонских и этрусских письменах, а АТ в конце каж-дого второго слова, представляется здесь монограм-мой. Древние называли Россию, из коей вышли лон-гобарды (казаки с длинными пиками), - RVGIA. На русских средневековых монетах вплоть до XIV века мы читаем: MONETA. DOI. RVGSIE. См. Bandtkie Numismatyka krajowa, Tab. 1. nr. 8-11. Славянская буква G идентична Н, потому на сей гемме в имя RVSSIA вписано Н.
Велес или Волос
В вышеупомянутой Дактилотеке Горлая я на-хожу под № 433 одностороннюю гемму из гелио-тропа, на коей, как мне представляется, вижу бога скотоводства Велеса, который, по Нестору, пользо-вался почетом в Киеве, а, кроме того, и в Богемии. Коли у русских была гемма с изображением Герку-леса, то могла быть и гемма с портретом Велеса.
Я основываю своё предположение на Вашем мнении, что Вы высказали на стр. 27, 137, 368: Ве-лес или Волос был сродни Пану, а последний, счи-тавшийся у греков и римлян покровителем пастухов истад, зачастую замещал Deus Terminus (Цербера. – Прим. переводчика). Хотя на указанной гемме божество является нам, подобно Пану, с рогами, од-
Табл. XIX. № 7. Табл. ХХ. № 7. Табл. ХХ № 8-14.
нако рога сии напоминают оленьи, коими не мог быть наделен Пан, бывший богом стад. Посему я счи- таю головной убор не рогами и уж никак не оленьи- ми рогами, а прической Plica polonica, каковая по- русски называется «волосие», откуда и произошло имя божества. Сие имя «Волос» напоминает Wolosi (валахи), которые на своем щите изображали голо- ву быка, каковую обрели, возможно, благодаря по- клонению Волосу, покровителю рогатого скота, раз- ве что сие является, как я уже упоминал, пережит- ком поклонения Туру, который перешёл со щита Ра- дегаста на герб Мекленбурга.
Перейдем от рассмотрения Волоса к славян- скому Покровителю границ, богу Чуру.
Маш (Masch) и Воге (Woge) в Оbotrinische Alterthumer, pag. 82. fig. 10 дают нам двустороннее изображение маленького идола, с тремя лицами, не говоря о нём ничего определенного. В Systematische Bildergalerie Conversations-Lexikon 4. Abtheilung, Mythologie und Kultus, Tab. 8. n. 6. повторяетcя сие уменьшенное в два раза изображение, здесь оно названо «славянским божеством», хоть и является лишь двусторонним изображением идола. Фольмер на табл. XXII. под № 2. и 3. повторяет оба изобра- жения идола и дает ему имя славянского покрови- теля границ бога Чура, не посвящая нас в то, откуда ему стало известно, что это именно Чур. – Если бы было исторически доказано, что Чур имел два или более лица, чтобы обозревать границы во все сто- роны, то я бы обратил внимание на то, что на ста- рых брактеатах города Цюриха (название коего напоминает имя Чура) мы находим изображение лица, подобного двуликому Янусу, что приписывает- ся, однако, святым заступникам Феликсу и Регулу, но мне представляется странным, что сии головы святых были изображены не рядом, а сросшимися, как у Януса.
В Швейцарии, как известно, нередко встреча- ются безмозглые уродцы (Acephali, Cretins) и среди них младенцы, сросшиеся головами наподобие Яну-
Табл. ХХ. № 8, 12.
са, один из которых хранится и у меня. Подобные уродцы могли приписываться влиянию злого Прин- ципа и обожествляться. Даже сегодня существуют еще местности, в коих уродство воспринимается как нечто сверхъестественное и богоподобное, как, на- пример, у индиийских абдалов (эйну – субэтничес- кая группа уйгуров. – Прим. переводчика). Швей- царцы (гельветы) во времена Рима, будучи римской провинцией, имели представление о Янусе, посему младенец с ликом Януса ими, должно быть, рассмат- ривался по понятным причинам как потомок боже- ства, равно как рождение молодого Аписа обрадо- вало весь Египет. Возможно, именно таким обра- зом Янус попал в Швейцарию и позже перекочевал к славянам в облике Чура. Наподобие тому, как по- всеместно языческие храмы превращались со вре- менем в христианские церкви, около 853 года в Цюрихе возник храм Януса или Чура, превращён- ный в аббатство Фрау-Мюнстер, которое в 1524 году было распущено. Образ Януса мог быть сохранён народом, привыкшим поклоняться ему, поскольку он имел сходство со святыми заступниками Феликсом и Регулом, которым была посвящена сия женская обитель, и таким образом, на брактеатах из Цюри- ха в средние века возникла двуликая голова Януса, над которой зачастую изображались луна и звезды.