Письмо десятое. Управляющему герцогского кабинета искусств в Готе, господину адольфу Бубе, от 21 декабря 1846 года
ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ
Благосклонное сообщение Вашего Высокоблагородия от 30 апреля с. г. получено мною лишь теперь – после моего четырёхмесячного отсутствия – путешествия в Вармбрунн и Исполинские горы. Толкование присланной Вами славянской надписи потребовало лишь одного взгляда, поскольку она не стара (от 15 февраля 1563 года) и очень разборчива благодаря Вашей удивительной точности при копировании её.
ПИСЬМО ОДИННАДЦАТОЕ* Управляющему Герцогского кабинета искусств в Готе, Господину Адольфу Бубе, от 21 декабря 1846 года
Вернувшись вчера домой после пятидневной поездки в деревню, я полу-чил любезное послание Вашего Высокородия от 11 с. м. и спешу на него ответить со всем почтением. Таб. XXI. №11. Меня удивляет, что до сих пор, как Вы заметили, многочисленные попыт-ки ученых мужей не пролили свет на смысл или значение надписей на купели, хранящейся в Герцогском кабинете искусств, ибо они являются очень четкими. Сложенные вместе внутренняя и внешняя надписи означают: Salutus sit de ingestati recor. (Да очистится он – будет благословен, вернёт себе блаженство – чрез омовение – водой, в купели). Salutus является сказуемым, sit – связкой, в коей одновременно содер-жится подлежащее, de ingestati – удаленное дополнение, а recor – наречие. Salutus (от Salus, благо) здесь пишется на старый лад через th, а последняя буква S объединена в монограмму с буквой V. Три знака наружной надписи, напоминающие перевернутое S, являются не буквами, а точками с хвостиками для отделения слов друг от друга. В слове ingestati последнее I объединено в монограмму с N, также – А и Т; вместо Е здесь начертана греческая Эта Н, а вместо Т написана греческая Тета И. Последнее слово recor написано через К, что часто встречается в средневековый рукописях. Многократное повторение сего ряда слов является старинным церковным обычаем, как, например, и в нынешнем ритуале повторяется: Sanctus, sanctus, sanctus.
При сравнении формы букв с рукописями, монументами и клеймами Тевтонского ордена в Пруссии и с учётом обычая смешивать греческие, латинские и готические буквы, возникшего во времена крестовых походов, можно точно установить время возникновения сей надписи в XIII веке (между XII и XIII веком), из-за расщепленного I можно скинуть еще полвека до 1150 года, но не более. Ибо расщепленные буквы хоть и были распространены уже в X веке, однако не смешивались с готическим шрифтом. Я рад столь легко угодить Вашему Высокородию. Вы весьма обяжете меня, если пришлете новые, не истолкованные надписи из Вашего известного собрания.
Ваше Высокородие выразили в своем любезном послании от 1 с. м. пожелание выс- Гота, 11 декабря 1846 года. Адольф Бубе
ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ*
Тому же
Поздравляю Ваше Высокородие с наступлением нового года и благодарю Вас нижайше за новые сообщения, любезно предоставленные мне.
Вы желаете, дабы я высказал свои предположения относительно родины той старой купели? В местностях вдоль Рейна и вообще в Германии, где из-за римлян и франков христианская культура быстро распространилась, нам не следует искать надписей подобного рода. Использование буквы К вместо Полагаю, что сия купель была предназначена для крещения не новорож-денных, а, скорее, язычников, в противном случае слово recor было бы из-лишним. Оно указывает здесь на то, что крещенному возвращается блажен-ство. Он должен был его утратить ранее из-за ошибочного верования, дабы обрести его вновь. Форма письменности, однако, указывает на эпоху, когда южные и западные земли Германии были обращены в христианство. Следо-вательно, мы должны перенестись в местность, где в XII и XIII веках обра-щение язычников в христианство только началось и шло полным ходом, то есть в Померанию или Пруссию, и именно здесь мы находим введенный Тев-тонским орденом готический шрифт, до введения коего использовались ру-нические знаки. В то время как в славянскую Померанию христианство было принесено выдающимся апостолом епископом Отто Бамбергским, который доносил его до народа с любовью и доверием и укрепил его в этом, Тевтонский орден прокладывал дорогу христианству огнем и мечом, сея смертельный страх и ужас, а посему трудно предположить, что он большое внимание уделял цере-мониалу и устанавливал особенные купели с духовными надписями. Ибо рыцари Ордена действовали в Пруссии как враги и были ничуть не лучше варваров, которых они были призваны учить и обращать. Следовательно, мы должны искать родину сей купели у славян в Поме-рании и найти там место, где крещение язычников продвигалось успешнее, а именно в городе Камине, где обращенный в христианство князь и его супруга успешно убеждали народ собственным примером и доброжелательными нра-воучениями следовать им и где был основан Домский собор. Трудно сказать больше о данном предмете, если только на самой купели нет какого-либо ранее упущенного знака, буквы, элемента герба или чего-либо подобного.
(Остальное содержание письма касается иных древностей, не имеющих отношения к нам, а посему опускается. )
*Ответ на следующий запрос господина Бубе от 30 декабря 1846 года. Я крайне признателен Вашему Высокородию за Ваше четкое и основательное толкование надписи на старинной купели в здешнем Кабинете искусств, расшифровка коей до недавнего времени безуспешно предпринималась именитыми учеными. Я сделал о Вашем толковании соответствующую запись в каталоге Кабинета и непременно упомяну его в издании моего скромного труда. Прошу Вас нижайше, дать мне еще сведения о стране или месте, где могла находиться мастерская, в которой сия купель была создана. – (Остальное содержание письма касается иных древностей, не имеющих отношения к нам, а посему опускается. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|