Мое преданное послание от 4-го числа с. м., наверное, уже получено Вами, глубокоуважаемый господин профессор, и я спешу выполнить своё обещание и продолжить мои записи о мифологии, которые мне придется, однако, для наглядности разделить на параграфы.
Пиколло
Табл. III. № 1.
Табл. XVII. № 2.
В первом собрании опубликованных мною пи-сем о славянских древностях, Вы уже видели, что я приписал изображение золотого амулета, опублико-ванное у Трогилло Арнкиля в части 3. на стр. 144. под № 5, Пиколло. Само изображение и надпись на нём не допускают сомнений в правильности моего суждения. Пользуясь случаем, прилагаю здесь ри-сунок маленькой бронзовой фигурки из моего собра-ния.
Сей предмет, изображенный в соответствии с его размерами, видимо, служил рукояткой жертвенного клинка, поскольку он от частого использования сильно истерся. Он был случайно вырыт свиньями тридцать лет назад в округе Бромберг, на хуторе Му-раванец во дворе рядом с садом и подарен мне для коллекции старым достойным и ныне здравствую-щим вольным старостой Йох. Готлибом Радке, вла-дельцем упомянутого хутора и депутатом ландтага провинции. Человеческая фигурка, изображенная до середины торса, с короткой мужской стрижкой, дер-жит в левой согнутой руке голову, а в правой – то ли
Табл. II. и IV.
Табл. XVII. № 1.
Табл. XVII. № 3.
короткое копьё, то ли кинжал, скипетр или жезл, ко- торым касается головы или наносит ей удар. Из-за видимых выпуклостей на груди приходится полагать, что это фигура женщины, хотя в остальном, в осо- бенности, покроем одежды, она напоминает в точ- ности трех прусских идолов на знамени Видевута.
При упоминании сего часто обсуждаемого прус-ского языческого знамени я пользуюсь случаем, дабы заметить, что бюст с головой медведя, каковой Хеннебергер в части 2. и его переписчики считают щитом Видевута, одет так же, как три идола на флаге, из-за чего он также может быть причислен к изображениям богов. Если же голова всё же принадлежит волку, то сей образ может быть отне-сен к литовскому колдуну Вилкатасу, по-латышски – Вилкатс, по-польски – Вилколак, по-русски – Вол-колак (оборотень).
Человеческая голова в руке моей фигурки, не-сомненно, указывает на культ Пиколло, которому, по Нарбуту, ч. I. стр. 29., приносились в жертву головы людей, лошадей и ослов. Грунау и Хеннебергер пи-шут: «знаком уважения к этому Поколли или укра-шением служили черепа людей, лошадей или коров», что повторяют за ними и более поздние летописцы, в том числе Фойгт в ч. 1. на стр. 586. Более опреде-ленно и оригинальнее по поводу сего божества выс-казывается Мартин Муриниус в своей «Хронике ма-гистров прусских»: „ktoremu ku czei kazdy w domu u siebie glowe umarlego czlowieka chowal“ – (в честь коего каждый хранил в доме человеческий череп).
Так что же символизирует моя фигурка с че-репом в руке и в облачении божества Пиколло? Яв-ляется ли она женщиной, которая держит в руке го-лову убитого врага, или посвящённой культу Пикол-ло Вайделоттой, весталкой, по Нарбуту, ч. 1., стр. 266, или, наконец, самим Пиколло, несмотря на ярко выраженную женскую грудь? Пока я сам не нашёл ответа на сей вопрос.
Но то, что Поклуса приравнивают к Пиколло, я
не понимаю, когда разглядываю изображение По-клуса и его жены Ниёле у Нарбута на табл. 1., фигу-ра 3. Мужчина в шлеме и с панцирем на груди, через которую переброшена с левого плеча на правое бедро то ли рыцарская, то ли воинская повязка, пре-клонив колено, держит в левой руке лавровый венок и неизвестный предмет – в правой; атрибуты, при-сущие Пиколло, полностью отсутствуют. Имена Пиколло и Поклус также имеют различный корень. Имя Пиколло, бога ада, является производным от слова «ад» - „pieklo“, и я считаю возможным, что первые представления об аде связаны у славян-язычников с действовавшими в те времена на их территориях вулканами. Как и во многих других сла-вянских землях, давно выгоревшие кратеры при Тре-месно в Великом Герцогстве Познанском, располо-женные на возвышенности в полутора часах запад-нее города, носят имена «большого и малого ада» - pieklo i piekielko. Больший кратер, который летом зачастую высыхает до самого дна, так что остается лишь рыхлый ил, и по краям, равно как на дне которого встречаются интересные вулканические породы и шлаки, имеет ширину в 1000 футов и глу-бину примерно в 100 футов. Еще год назад на краю котла лежал жертвенный камень весьма крупных размеров, который, к сожалению!, был не так давно взорван с разных сторон пороховыми запалами и разобран жителями неоднократно горевшего города Тремесно на строительный материал для возведения фундаментов их новых домов. Жертвами подобного вандализма пали в позапрошлом году при строительстве шоссе в бедной камнями Куявии многочисленные так называемые могильные кур-ганы древних жителей сей земли, каковые пережили не одно тысячелетие. Среди малых кратеров в Тремесно есть один, который никогда не высыхает и по местному преданию является бездонным; нет недостатка и в необыкновенных легендах о проис-шествиях, которые в былые времена приключились здесь и указывают на извержение вулкана. Актив-
ность сего вулкана, очевидно, прекратилась еще в VI веке, по крайней мере ограничилась лишь перио- дическими землетрясениями, иначе город Тремес- но, один из старейших в стране, построенный одно- временно с Гнезно после прихода ляхов, не возник бы непосредственно на сей вулканической возвышен- ности. Название города Тремесно связано с сим местом: фсЭмп, tremo, tremesco – я дрожу. *
Если мы исследуем теперь происхождение кор- ня имени Поклус, то придем к следующему: chlustac, pochlustac, zachlustac, wychlustac – обрызгивать во- дой, поливать, плескать и т. п., как будто волны пле- щутся у берега. По Нарбуту, ч. 1., стр. 64., Поклус жил на дне реки Россь, куда он увел за собой при помощи водяного цветка Ниёле (Прозерпину). Сле- довательно, Поклус (это можно определить даже по звуку его имени), является производным от Плуто- на, но от этого еще не становится Пиколло. Плутон является первородным и справедливым богом под- земного мира, а Пиколло, в отличие от него, злым духом ада, чертом, алчущим человеческой крови, и когда он ее не получает, то обрушивает на несчаст- ных людей свой гнев с грохотом, наподобие домо- вого, нагоняет на них страх, терзает их, т. е. он яв- ляется злым духом, не имеющим ничего общего с Плутоном. Даже миниатюрное изображение Покла- са, которое, по Нарбуту, стр. 29., Криве-Кривейте всегда носил на груди, называлось Росскас (бог реки Россь). Если Поклус увёл свою жену с Волги на Россь, на дне которой он сам жил, то он был боже- ством не только литовцев, но пришел с Востока, в связи с чем Фольмер также не соотносит Поклуса с Пиколло, а рассматривает его как особого идола.
Теперь перехожу к
Святовиту
Во второй тетради моего труда о древнейших памятниках польского народа* * я представил пуб- лике гемму с бюстом и именем Святовита, которая была изображена господами Клапротом (Klaproth)
Табл. XVIII. № 1, 2.
Табл. XIX. № 1. а. б.
Табл. VII. № 11.
Табл. XVII. № 4.
и Доровом (Dorow) в 1823 году среди египетских древностей собрания рыцаря Палина (ф. Пален) на табл. XIV. № 728. Я был удивлен тем, что эти два замечательных археолога не разглядели отчетливую надпись «Swjatowit» с характерным знаком над S под четырехглавым бюстом, хотя они совершенно справедливо отметили в сноске ***, что сей экспо- нат чужд египетским знакам.
Прилагаю для Вас рисунок с этой геммы, а так- же увеличенное изображение картинки.
На рукоятке одного старинного меча из моего собрания изображен четырехглавый Святовит, изоб- ражение коего натурального размера я не преминул приложить здесь. Клинок здесь заменяет крепкий длинный хобот из акулы-пилоноса (Pristis antiquorum), который в прежние времена из-за нехватки руды использовали языческие остзейские славяне в борь- бе с врагом. Не думаю, чтобы сей меч был игруш- кой более поздних времен, поскольку его внешний вид соответствует именно той форме, каковая была принята во времена, когда король Вальдемар разру- шил культ Святовита в Арконе.
Гораздо важнее изваяние Святовита, по колени высеченное из камня, стоящее в притворе церкви в Альтенкирхен на острове Рюген, рисунок коего я при- лагаю. Я обязан им любезности прежнего пастора сей церкви, господина суперинтенданта д-ра Фр. В. фон Шуберта. Сей камень замурован в стену на за- падной стороне, однако, обратной стороной, предпо- ложительно, дабы выразить тем самым презрение к пережиткам язычества. Господин ф. Шуберт в новейшее время велел разобрать верхнюю часть сте- ны, которая закрывала лицо. По его утверждению некий путешественник еще 300 лет тому назад яко- бы видел сие изваяние. Первое упоминание я нашел у ныне умершего профессора Леветцов (Lewezow) в труде о подлинности божеств Прильвитца, в кото- ром он, однако ошибочно указал, что сей памятник стоит рядом с купелью, в то время как он находит-
ся в притворе, где устанавливаются катафалки. Выбитая надпись – Sanctus Vitus или Swatewiti – была сделана в более поздние времена. В своем христианском рвении автор её решил приблизить образ Святовита Святому Витусу (Витту. – Прим переводчика) и убрал два лица по бокам головы, следы которых, однако, сохранились.
То, что традиционное мнение, будто Святовит возник от Св. Витуса, поклонение которому рекомен-довали язычникам монахи острова Рюген, является плохо придуманной сказкой, я доказал сие ещё во второй тетради своих «Древних памятников» и при-вел десять доводов:
1. Если бы Световит лишь к концу IX века произошел от Св. Витуса, как бы тогда Хельмхольд, мог назвать его в 1170 году: Deum deorum – antiquissimum Zwantewith quod colebatur ab omni natione slavorum – inter omnia numina slavorum primatum etc. – старейшим, главнейшим богом всех славянских богов? Что же, у славян до прихода корвейских монахов, ко-торые пришли лишь с намерением разрушить язычество, не имели вовсе богов?
2. Уже Свен Отто, король Дании в Х веке, признавал более высокое положение Святовита по отношению к другим богам славян и посылал ему драгоценные дары. Единый Бог, возникший лишь за столетие до этого, не мог столь быстро вытеснить авторитет старейших богов народа, который завоевывала для него одного почетная гвардия из 300 всадников, приносившая ему человеческие жертвы и требовавшая постоянной ежегодной уплаты дани от славянских земель.
3. Если согласиться с тем, что жители Рюгена создали по совету мо-нахов из святого Витта своего Святовита, то откуда у всех остальных удалённых славянских племен, у которых не читались проповеди о Св. Витусе, возникла обязанность платить ежегодную дань за каждого чело-века обоих полов Святовиту, но не прочим богам своей родины? Не тре-бовали бы жрецы других основных божеств – Иесса, Перкуна, Радегаста, Яровита и т. п. – такой же дани для своих храмовых сокровищниц? Хельмхольд говорит: unde etiam nostra adhuc aetate, non solum Wagirensis terra, sed omnes slavorum provinciae illue tributa annuatim transmittebant etc.
4. Откуда жителям Рюгена пришла странная мысль приделать свято-му Витту, о мученичестве коего им читали проповеди монахи, четыре головы вместо одной и превратить юношеский образ святого, который, как известно, был ребенком, в столь могучего великана, что королю Валь- демару пришлось снести целую стену, когда он велел вынести его из хра-ма в Арконе? Как соотносятся густые усы и борода каменного изваяния Святовита в Альтенкирхен на Рюгене с нежным юношеским обликом святого Витта?
5. Как могли жители Рюгена ожидать от поклонения христианскому святому защиты и мести надвигающемуся христианству, с которым они вели кровавые ожесточенные войны? Тем не менее, Святовит был, как известно, самым страшным врагом христиан, ради истребления коих он по ночам выезжал на своем белом коне в поля.
6. Святовит почитался также в Богемии и Моравии, которые уже приняли христианство, прежде чем была построена церковь в Корвее.
7. Сходство имени Святовита еще недостаточный повод для предположения, что оно является производным от слова Swiaty Wit, поскольку есть немало славянских божеств, имена которых оканчиваются на «вит»: Баровит, Белевит, Громовит, Харвит, Херовит, Яровит, Ютровит, Каревит, Маровит, Пильвит, Поревит, Ругевит и т. п., а также мужские имена Драговит, Гостивит, Людевит, Зимовит и пр., а они вовсе не произошли от святого Витта.
Табл. XVIII. № 1, 2.
8. То, что славянский Святовит является никем иным, как индийским Брахмой, доказывает его четырехглавый образ, в особенности благодаря упомянутой мною выше и обнаруженной среди собрания египетских древностей гемме, на коей образ Святовита является нам в индийском го-ловном уборе.
(Мне удалось впоследствии найти источник происхождения имени Брахмы в славянском язы-ке. У индусов Брахма называется также Pra-Brama – бесконечный Брахма. Значение славянского понятия pra-czasy, pra-dziady, pra-pra-dziady из-вестно и сродни латинскому prae. «В» в славянс-ких языках идентично W, ВРЕМА означает «вре-мя», а ПРА-ВРЕМА соответствует понятию веч-ности, бесконечности. Сии атрибуты придаются Брахме самими индусами, когда они говорят: Он – вечная, единственно истинная сущность, раскры-вающаяся в блаженстве и радости и т. п. Следо-вательно, Прабрахма – Святовит в культе древних славян является единственной и вечной сущ-ностью, источающей божественный дух во все че-
9.
10.
Табл. XVIII. № 3.
Табл. XVIII. № 4, 5, 6.
тыре стороны света!
Еще одним доказательством азиатского происхождения Святовита является то обстоятель- ство, что жрецы его храма вынуждены были за- держивать дыхание при входе, как сие принято в храмах индо-персидского культа огнепоклонства. Наконец, следует обратить внимание на то, что найденная у брегов Нила гемма с изображе- нием и именем Святовита определенно старше мо- настыря, заложенного в IX веке в Корвее, на ты- сячу лет. Если бы старинная, выполненная задом наперед (справа налево) надпись с именем Свя- товита, состоящая из древнегреческих и латинс- ких букв, возникла у брегов Балтийского моря, она была бы выполнена нордическими руническими знаками, как надписи на идолах из Прильвитца. Следовательно, то, что монахи Корвея, покро- вителем коих был святой Витт, прибыли ради про- поведования Евангелия в местность, где существо- вал культ Святовита, имеющего похожее имя, было простым совпадением, которое еще долгое время давало повод для размышлений и предпо- ложений. В будущем от этих сказок вряд ли что- либо останется.
У господина фон Райхеля в Петербурге хра- нится маленький серебряный жезл с клеймом, на котором изображен четырехглавый Святовит. 25 лет тому назад в городе Витково, округ Гнезно, был найден также горшок с очень тонкими ма- ленькими серебряными брактеатами с чеканкой, которая позволяет их отнести к монетам, предназ- наченным для ежегодной уплаты дани в сокровищ- ницу Святовита. Они были изготовлены для бед- нейшего населения, в то время как князи и магна- ты приносили в дар более крупные серебряные изделия, как, например, маленький жезл господи- на ф. Райхельта.
На нескольких из этих маленьких тонких мо- нет (они изображены во 2 тетради моих памятни- ков древностей) среди четырех лиц можно уви-
Табл. XVIII. № 7.
Табл. XVIII. № 12.
деть букву S, начальную букву имени Святовит.
Другой маленький брактеат, где в жертву при- носится человек на костре, возможно, также свя- зан с культом Святовита. Сия редкая монета хра- нилась в весьма обширном собрании ныне покой- ного Кристиана Якоба Гётца в Дрездене, который отложил её в польский раздел, Более 20 лет назад он прислал мне на рассмотрение и для вынесения суждения её изображение, вместе со второй мо- нетой, на которой изображён стоящий мужчина (божество? ) без головы, с рогом и луком в руках, атрибутами Святовита.
Прилагаю Вам рисунок. От неполной надписи осталось лишь BOHO, старый дательный падеж от слова Boh (Бог). Несмотря на то, что по этой надписи трудно определить, какой Бог здесь име- ется в виду (поскольку их существует великое мно- жество: Белобог, Чернобог, Даждьбог, Ютробог, Крепкобог, Пеклобог, Порембог, Потреббог, Пра- бог, Сиебог, Сильнобог, Стрибог, Святобог, Тжи- бог, Земиобог, Злыбог), я всё же придерживаюсь мнения, что здесь мы имеем дело со Святобо- гом, которого Вы в своем труде о славянских ми- фах на стр. 154. считаете идентичным Святовиту, и атрибуты коего – рог и лук – соответствуют сему. Голова на монете либо стерлась, либо закрыта вуалью. Будущее должно будет вынести оконча- тельный вердикт, если найдутся экземпляры сего брактеата лучшей сохранности.
Нийя и Дзидзиля
Под сим заголовком я опубликовал во 2. тет- ради моих древнейших памятников Польши два изображения каменных изваяний, кои были заму- рованы в фундаменты столицы Гнезно, а ныне из- влечены и помещены на хорах тамошней Колле- гиатской церкви Св. Георгия. В то время в их изоб- ражение, равно как и в толкование закрались су- щественные ошибки, кои были обнаружены рек- тором городской школы Гнезно, господином д-ром
Табл. XVIII. № 9.
Табл. XVIII. № 8.
Нейем, за что мы ему благодарны. Несмотря на то, что после опубликования в издании д-ра Нейя «Друг народа» (Przyjaciel Ludu, rok 10., nr. 35., pag. 273. ) точных изображений богини Нийи, я испра- вил свою ошибку в Познанском литературном еже- недельнике (Tygodnik literacki), я думаю, что сие издание не распространено за рубежом в такой степени, как оно того, возможно, заслуживает, и хотел бы здесь ещё раз повторить свою поправку.
Когда я 25 лет тому назад зарисовал эти два каменных изваяния, они были еще замурованы в фундамент, причём одна из них была с краю глу- боко вмурована в стену, закреплена железной ско- бой, а место было густо замазано извёсткой. Ког- да каменщик замазывал извёсткой скобу, он при- дал ей округлую форму, дабы скрасить вид. Веро- ятно, школьники, ежедневно проходя через церков- ный двор и играясь, постепенно превратили сию округлость в образ ребенка. Таким я и нашел сей камень, когда зарисовал богиню с ребенком на ру- ках, каковую принял за славянскую Венеру. После того, как нескольку лет тому назад сей камень с его боковой частью при обновлении фундамента церкви был отбит, а предполагаемая голова ре- бенка отпала и камень был выставлен на обозре- ние в церкви Св. Георга, господин д-р Ней принял похвальное решение очистить его от остатков из- вёстки и зарисовать, отчего выяснилось, что мое изображение 25-летней давности было неточ- ным в основе своей, и у богини с завязанными гла- зами не было на руках ребенка, а правая рука её была поднята в угрожающем или предупреждаю- щем жесте. Поскольку сия рука касается непос- редственно внешнего края камня, она была скры- та кладкой и стала невидимой, когда ее замурова- ли.
Как известно, на том же самом месте, где се- годня возвышается собор в Гнезно, стоял прежде широко известный храм Нийи, богини подземного мира; и я не побоюсь утверждать, что сия фигура
Табл. XV. № 1. Табл. III. № 9. Табл. XVII. № 13. Табл. XVIII. № 10.
с завязанными глазами, которая, подобно слепой судьбе, поднимает навстречу стоящей напротив нее богине правую руку в торжественном предуп- реждающем жесте, является богиней Нийей, в то время, как вторая фигура из этой композиции из-за её причудливого головного убора представ- ляет собой богиню любви и тщеславия Дзидзилю, что подтверждается также моей колоссальной ста- туей, изображение коей я направил Вам в моём предшествующем послании.
Лайма,
славяно-литовская Диана Люцина. Вы найдете ее изображение в первом собрании моих писем о сла- вянских древностях, табл. III. № 9. Здесь же я хочу лишь обратить
Ваше внимание на одну монету с портретом и именем сей богини, которая представлена в: Hoffmanns Alte und neue Munzschlussel, ad pag. 135., n. 6. На стр. 121. он приписывает сию монету сла- вянским сорбам и вендам VII века. Чеканка по- вторяет монеты того же времени, посвященные Анастасию, Маврикию Тиберию и Фоке (491-610 годы).
Аверс: Голова Дианы Люцины в облике Лай- мы, с надписью по окружности: ЛЙХУЙНЛ ЙНЙЕЛЛ, Ljucina Iniell, ангел Люцина.
Реверс: Крылатая богиня Виктория в лавро- вом венке и с крестом в полный рост. Путаная надпись по окружности – VON. SPON ONVA ЛЙVО должна означать: Spes nova aevi. – Лонгобарды выбрали в то время тот же образец для своих монет, какими мы видим их в Lelewels Atlas numismatique du moyen-age, Tab. 1. n. 20. Отлича- ются лишь головы и надписи по окружности.
Радегаст
Его изображение с очень старого полотна, хра- нившегося в бывшем соборе, а ныне в Коллегиат- ской церкви в Крушвице, я уже представил публи-
Табл. XIX. № 2, 3, 4.
ке во 2 тетради моих древнейших памятников. В то время я ещё был неуверен, приписать ли его славянскому Туру (Тору) или Радегасту, однако теперь склонился к последнему. Сие связано с тем, что Радегаст встречается среди идолов Прильвитца также в образе Чернобога с головой животного и характеризуется здесь, кроме того, изображением насаженной на копье головы уби- того Иоанна, епископа Мекленбургского. Ориги- нальность сей картины, кроме её старины, состав- ляет то обстоятельство, что в руку сего безоб- разного божества вложен в качестве трофея крест епископа. Ибо какой мастер решился бы, и какой священник допустил бы в последующие фанатич- ные века вложить святой крест в руку сего чудо- вища, если сие изображение в оригинале, первой и второй копией коего мы располагаем, не суще- ствовало бы задолго до этого и народ не был бы к нему привычен?
Именно на этой старой картине в церкви в го- роде Крушвице (Kruswica), названном по древне- му финикийскому маяку „Kruh-swica“ на озере Гопла, находятся ещё некоторые
Черные боги-монстры,
низвержением коих заняты клерикалы. Прилагаю для Вас их изображения. Я принял бы их за фан- том, померещившийся художнику, если бы ориги- нальность изображения выше упомянутого Раде- гаста, расположенного под ними, не подтвержда- ло их аутентичность.
Сей первоначальный собор являлся до обра- щения в христианство языческим храмом, соору- женным из обтесанных валунов, на внешней сте- не коего был помещён языческий рунический знак Sacro-Sanctum. * Мы находим его и на славянских урнах, см., например, во Friderico-Francisceum Tab. XXXIV. fig. 2., и Buschings schlesische Alterthumer Heft 1. Tab. I. n. 1. Было бы заблуждением счи- тать сей знак из-за его крестообразной формы
Табл. XVII. № 5.
Табл. XVII. № 6
Табл. XVIII. № 15
символом христианства. Крест являлся символом язычников ещё задолго до христианизации; см. Olaus Magnus lib. 1 Histor. Sept. cap. 20. – Trоgillo Arnkiel Th. 3. pag. 367. Боевой молот Тора имел форму креста, также мы находим кресты на геммах, созданных в дохристианские времена, например, с изображением Артемиды или Дианы в монашеском облике, с крестами на головах в: Kreutzers Symbolik, Theil 1. Tab. 3. n. 3.
Обратимся же теперь к славянскому
Туру или Тору,
который, как на то указывает его имя, родствен славянскому быку (туру, Taurus, Auerochse), изоб- ражение коего располагалось на щите Радегаста, на гербе Мекленбурга, а также валахов. На пос- леднем мы видим даже солнце, луну и звезды, что напоминает нам египетского Аписа и далее золо- того теленка Аарона. Уже во времена Рождества Христова, при Августе, бык (тура) являлся покро- вителем и символом Валахии, бывшей, как извес- тно местом ссылки у римлян. Ибо мы находим варварские монеты того времени со славянским орлом (в подражание орлу римских легионеров) с одной стороны, и с валахской головой быка с сол- нцем между рогами, с другой стороны, а также надпись: CEBACTVIS (Август). Хотя Лелевель прочел её как AMBACTVS, но сие прочтение оп- ровергается второй однородной монетой с надпи- сью AVGustus. См. Lelewels Atlas, Type gaulois ou celtique, Tab. IX. n. 9, 11.
Примечательными являются многочисленные обнаруженные северо-восточнее Индии выбитые в скалах храмы неизвестного древнего народа, на- селявшего некогда сии земли, где изображение Тура (быка) выло выбито на стенах. Посему я считаю необыкновенным явлением, что на одном из шести индийских изображений реинкарнации Вишну в книге Кирхера China illustrata pag. 157 изображена священная корова Камдева со славян-
Табл. XVIII № 11.
ской надписью поверху – Тур-Бог. Кирхер, кото-рый считает сию письменность санскритом, чи-тает данное слово следующим образом: Txatorboc (татарский Бог, Бог татар). На самом деле, это вавилонский шрифт, и лишь добавленные внизу гласные звуки заимствованы из санскрита, дабы подчеркнуть произношение.
Прилагая для Вас рисунок, я привёл под изоб-ражением коровы ту же надпись на иврите, кото-рая читается как Тур-Бог.
Поскольку бог лишь в славянских языках име-нуется «БОГ», здесь напрашивается предположе-ние, что Тур был божеством древних славян, кои населяли земли, где он был изображен в много-численных скальных храмах. Сей культ славянс-кого Тура перешёл не только к индусам, которые дали священной корове имя отца ее Тур-Бога. Бо-лее того, мы находим сей миф и у других народов Востока, как то у китайцев и персов в мифе о древ-нем быке, далее – у ассирийцев, которые согласно Александрийской хронике называли своего бога „Tur Biel“ (а именно, Белобогом, белым или доб-рым богом); у других историков – Jupiter Belus*. Молох, коему исраэлиты приносили в жертву сво-их детей, выступал также в облике быка, а у ски-фов, предков славян, поклонение Туру историчес-ки доказано. Таким образом, Тур (бык) как сим-вол силы и мощи, был национальным славянским божеством и старейшим богом славян, который позже получил распространение на всем европей-ском Севере и был преобразован в Тора. Многие населенные пункты в Польше носят его имя: То-рун, Торжинек, Турек, Турев, Турково, Турново, Турновко, Турополе, Туростово, Турово, Турско, Туржа, Туржнице, Туржно, Туржица, Туржин и пр. Помимо горы Туржа рядом с городком Громадно в Великой Польше, упоминаемом у Длугоша, кое-го я, однако не имел возможности расспросить, я нашел ещё одну гору с тем же названием в округе Могильно, слева от дороги, ведущей из Гнезно в
Гонсаву, недалеко от деревни Рыжевко. Она лишь 100 футов высотой и частично окружена болотом, отчего я полагаю, что она – творение рук челове-ческих. Местные жители называют её Туржа или Турек, что проживающие в сей местности немцы перевели как Turkenberg (Турецкая гора. – Прим. переводчика), и под сим названием она попала на все новые географические карты. На горе видны следы больших камней, каковые лежали там, ви-димо, с древних времен, однако, камни сии не были использованы в качестве строительного материала, а упали и лежат в болоте, которое раньше, оче-видно, было озером. Предположительно, в ходе христианизации культ Тура был на сей горе разру-шен, а жертвенные валуны – свалены вниз в озеро. Поскольку последнее ныне высохло, было бы желательно провести там в трясине раскопки с целью найти изваяние и возможные атрибуты жер-твоприношений Тура. – Создается впечатление, будто культ Тура дожил отчасти до наших дней, поскольку одно из племен друзов, проживающее в предгорьях Горного Ливана и состоящее примерно из 18 000 душ, почитает по некоторым сведениям калифа друзов, своего основателя в облике телёнка.
На сегодня пора завершить моё послание с за-верением Вашего Высокородия в том, что я буду направлять Вам и впредь продолжения сих запи-сей, и с наилучшими пожеланиями.
Т. ф. Воланский
*Выгоревший вулкан я нашел прошлым летом по пути отсюда в Данциг, в пятнадцати стремя четвертями милях от Бромберга, между Либенау и Рауден. Шоссе проходит непосредственно через его картер, край холма вокруг которого в нескольких местах прорезан извергнувшейся лавой.
**Tadeusza Wolanskiego odkrycie najdawniejszych pomnikow narodu polskiego.
Poznan, 1843.
* Мне удалось, между тем, расшифровать этот загадочный знак Sacro-Sanctum,
о котором я высказался на стр. 34 сих писем столь неопределенно. Он является симво-лом буддизма и называется Swarga. S. Neumanns Preisschrift uber die Volker des sudlichen Russlands, pag. 116. – Тем самым, предположение Нарбута по поводу близкого родства литовцев и старых поклонников Будды находит подтверждение.
* Мицкевич считает ассирийцев предками или соплеменниками славян. Я также счи-таю, что традиции обоих народов связаны друг с другом, например, дракону Вавилона соответствует дракон Вавель в Кракове (В и W равнозначны). Известно, что [древние географы] переводили имена народов, правителей, городов, гор и рек на греческий язык. Сарматы, предки славян, получили свое название от ящерицы убэсб, ассирийцы от Assur (jaszczur, ящерица).