Директ-костинг и политика цен
Одно из наиболее важных направлений управленческой деятельности предприятий — политика цен, в результате проведения которой обеспечивается тот или иной объем выручки от реализации продукции, а значит, во многом и прибыли предприятия. Рассмотрим некоторые аспекты политики цен с точки зрения директ-костинга. В настоящее время в рыночной экономике более популярны такие подходы к ценообразованию, при которых прежде всего учитываются факторы, относящиеся более к спросу, чем к предложению, т.е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. После установления цены равновесия необходимо проанализировать все затраты предприятия и постараться максимально сократить их. Калькуляция фактической себестоимости изделия не может прямо использоваться при установлении продажной цены, но ее следует принимать во внимание при рассмотрении вопроса о выпуске товара, предполагаемая цена реализации которого установлена с учетом условий рынка. Некоторые специалисты по ценам считают, что уровень спроса вообще должен быть единственным фактором, который следует принимать во внимание при установлении цен, причем производственные затраты рассматриваются при принятии решения только как ограничивающий фактор. Такой подход к ценообразованию можно принижать или оспаривать, но в любом случае он отражает тенденцию ориентации цены не на производство, а на спрос и, значит, показывает ^бессмысленность в условиях рынка частого составления точных фак-, тических калькуляций. Однако знать возможные пределы снижения |'йен в зависимости от влияния различных рыночных факторов для Шредприятия так же необходимо, как исследовать сам рынок. Поэтому |>В управленческом учете существуют понятия долгосрочного и кратко-|срочного нижнего предела цены.
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно I установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара. Он равен полной себестоимости изделия. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую только переменные затраты. Он равен себестоимости лишь в части переменных затрат. Расчет долгосрочного нижнего предела цены свя-ган с калькулированием полной себестоимости изделий, расчет краткосрочного нижнего предела цены — с учетом и калькулированием по < истеме директ-костинга. С директ-костингом связан и такой аспект политики цен, как ус-| ановление заниженной цены по сравнению с существующей на рынке с целью усиления конкурентных позиций. Актуальной для отечественных промышленных предприятий, помучивших возможность выхода со своей продукцией на внешние рынки, или предприятий с участием иностранного капитала является адача установления цены на экспортную продукцию, причем зачастую | акую цену нужно устанавливать как можно ниже, с тем чтобы внедриться на рынок. Пример 8.10. Предприятие продает на внутреннем рынке продукцию в объеме 15 000 шт. Данные о затратах на весь объем и на единицу продукции приведены в шбл. 8.26. Предприятие имеет возможность дополнительно произвести некоторое ко- •шчество такой же продукции и реализовать ее на внешнем рынке. Необходимо устано-мить цену на экспортируемую продукцию. Изделия, которые продаются на внутреннем рынке по цене 7 руб. за единицу, имеют рентабельность 17%. Из табл. 8.26 видно, что переменные затраты, т.е. расходы, изме-мнющиеся пропорционально объему производства, составляют 4 руб. на единицу. Из-мсчтно, что 15 000 шт. изделий уже продаются на внутреннем рынке, и предполагается,
•но можно продать на внешнем рынке какое-то количество продукции данного вида. И ном случае можно использовать себестоимость в части переменных затрат в качестве '•ты для определения экспортной цены, так как, во-первых, постоянные накладные 1'исходы в размере 30 000 руб. не изменятся и их долю в себестоимости каждого изделия в размере 2 руб. не нужно возвращать в ценах изделий, реализуемых на экспорт; во-вторых, предприятие в данном случае может ограничиться прибылью меньшей, чем 1 руб. 1 Иными словами, предприятие получит прибыль от экспорта данного изделия, если экс-1 портная цена будет выше величины переменных затрат на изделие, т.е. 4 руб. Если! предприятие захочет продавать изделие с той же рентабельностью, что и на внутрен-1 нем рынке, то при учете только переменных затрат получится экспортная цена, равная | 4,0-1,17 = 4,68 руб. Таблица8.26. Исходные данные о затратах
Применять такой подход к ценообразованию целесообразно в тех случаях, когда] постоянные накладные расходы могут возмещаться и фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного базового количества производимых изделий, а цены! определяются на базе переменных затрат только для дополнительного количества изде-1 ЛИЙ. Следующий сравнительный расчет показывает варианты принятия! решений о снижении цен при увеличении объемов при учете полной] себестоимости в системе директ-костинга. Пример 8.11. Предприятие производит и реализует в течение отчетного периода! 10 000 шт. изделий одного вида. Полная себестоимость равна 10 000 руб. Продажная! цена за единицу составляла до настоящего времени 1,54 руб. Исследования рынка по-1 казали, что если снизить цену на 11 коп. за штуку, то объем реализации вырастет на 20%| и составит 12 000 шт. Так как производственные мощности позволяют увеличить объем! производства в таком размере, необходимо просчитать варианты и принять решение о! том, стоит ли снижать цену. Информацию для расчетов возьмем из системы учета полной! себестоимости и системы директ-костинга. Для расчетов по системе директ-костинга из! 10 000 руб. (суммы полной себестоимости) вычтем 6000 руб. (постоянные затраты)! Сравнительные расчеты прибыли, получаемой при расчетах по обоим вариантам, пред-1 ставлены в табл. 8.27.
Если проводить альтернативный анализ на основе учета полной себестоимости (см.| табл. 8.27), то получается, что предприятию невыгодно снижать цену на данное изделие,! даже если это приведет к росту объема продаж, так как общая прибыль снизится на| 240 руб. Если делать расчеты прибыли по системе директ-костинга, выбрав второй вариант,! то прибыль увеличивается на 960 руб. (6360 - 5400), что совпадает с ростом маржиналь-| ного дохода (12 360 - 11 400). В случае расчета прибыли на основе полной себестоимости искусственно занижа-1 ется прибыль на единицу продукции при втором варианте (объем 12 000 шт.), поскольку! не учитывается снижение доли постоянных расходов на единицу продукции при росте! объема производства с 10 000 до 12 000 шт. При альтернативных расчетах по Себестоимости ее величина остается неизменной и равняется I руб., фактически же с.увеличением объема производства полная себестоимость единицы изделия снижается за счет экономии на постоянных расходах, что ведет к росту прибыли на единицу. Этот 1 факт учтен при анализе вариантов по системе директ-костинга, ибо в расчет принимается Себестоимость единицы изделия только в части переменных затрат, которая постоянна I' | расчете на единицу продукции при изменениях объема производства. Расчеты прово- | |ится на основе сравнения общего маржинального дохода и разности его величины и | суммы постоянных затрат. Этот вариант расчетов более правильно отражает прибыль предприятия, которую оно сможет получить, приняв тот или иной вариант.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|