Современные теории обучения (дидактические концепции). Ассоциативно-рефлекторная теория. Развивающее обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. Теория проблемного обучения.
В теории заключена система научных знаний: 1. педагогическая идея или ряд идей, т.е. концепция, в которой содержательный прогноз выражается в форме гипотезы. 2. политийный аппарат 3. закономерности и принципы педагогической процесса или явлении 4. разработка нового подхода к процессу обучения или воспитания Пед. теория - это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представлениях в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать развитие и саморазвитие пед. процессов и явления. Дидактическая теория - это система научных знаний о дидактических процессах, явлениях, представлениях в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющие целостно описать, объяснить и прогнозировать развитие и саморазвитие пед. процесса и явлении. Ассоциативно-рефлекторная теория (Рубинштейн, Менчинская, Богоявленский) Ассоциация - это связь между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Сущность: усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие личностных качеств есть процесс образования в сознании человека различных связей (ассоциаций) Этапы: -восприятие учебного материала -осмысление -запоминание -применение знаний в практической деятельности. Развивающее образование. Сущность: в процессе обучения в психике появляются новообразование в результате внутренних интеграционных процессов («сплав»:Р+Э+Д) Этапы: -обучение ведется на высоком уровне трудности -в начальном обучении ведущая роль отводится теоретическим знаниям -ребенок – субъект деятельности
-РО направлено на развитие совокупности качеств личности: РО=ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДН -РО происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Выготский - обучение должно проходить в зоне ближайшего развития. На определенном этапе развития ребенок может решать определенные задачи под руководством взрослых и сотрудничестве с более умными сотоварищами. Развивающее обучения интенсивное общее развитие. РО=ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДН (знания, умения, навыки) (умственная деятельность) (само управляющие механизмы) (эмоциональная нравственность) (деятельно практическая) Теория поэтапного формирования умственного действий (Гальперин, Талызина) Сущность: Психологическое учение об интериоризации (преобразование внешней действительности во внутреннюю психическую деятельность). В основе теории лежит о единстве психической и материнской деятельности человека его первичные роли материнской деятельности в этом единстве. Этапы: - ознакомление с целью обучения, создание мотивации к учению - составление схемы ориентировачной основы действий - выполнение действий в материальном или материализованном виде - внешняя речь - внутренняя речь (мысленное свертывание информации) - автоматизация умственных действий (интериоризация материальных процессов в процесс психический) Теория проблемного обучения (Матюшкин, Махмутов) Теория опирается на действенный подход и предполагает создание проблемной ситуации, которую школьник должен решить. Проблемная ситуация - познавательная задача, кот-я характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями и умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями. Сущность: развитие умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся на основе создания проблемной ситуации. Этапы: -выявление проблемы, ее формулировка. -анализ условий, отделение известного от неизвестного
-выдвижение гипотезы и поиск плана решения -реализация плана -проверка правильности действий и результатов.
10.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Понятие «содержание образования». Теории формирования содержания образования. Критерии и принципы отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Нормативные документы. Компоненты содержания образования. Содержание образования - один из компонентов процесса обучения. Это - система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их морали и поведения, подготовку к общественной жизни, к труду. Две теории образования: 1) Формальная (развитие сп-тей и интересов, и познавательных процессов об-я) 2) Материальная (набор ЗУН необходимых в практике, жизни, и деят-ти) Критерии отбора сод-я обр-я: 1) Форм-е базовой культуры личности (Газман) · Культура жизненного самоопр-я (р-к сам должен опр-ся) · Культура умственного труда · Экологическая · Семейных отн-й · Правовая · Общение 2) Научно-практичекая значимость 3) Соотв-ие содержания учебным восп-ем детей 4) Соотв-ие объема содержания учебного предмета, времени на его из-я 5) Учет международного опыта, построение содержания общего, среднего обр-я 6) Соотв-е сод-я обр-я, имеющейся учбно-методической и материальной базы – школы Принципы отбора: 1) Соотв-ия сод-я обр-я требуемые обществом (появление новых предметов: инф-ка, экономика…) 2) Единство содержательной и процессуальной сторон обучения 3) Структурное единство сод-я обр-я (согласование учебного материала пед деят-ти и особ-ти личностей учащихся) Содержание образования определяется: 1) гос учебным планами, 2)учебными программами, 3)учебная литература. (1) Учебный план - гос док-т, в котором содержится перечень всех предметов, подлежащих изучению, определяется последов-ть изуч-я предметов по годам, содержится расчет по каждому предмету и средняя недельная нагрузка на учащегося. (2) Учебная программа - док-т, определяющий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием послед-ти тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
(3) Уч литература строится в соотв с уч программой, и в нем наиболее полно излагается содержание предмета Компоненты: 1.Федеральный определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграции личности в систему мировой культуры. 2.Национально-региональный – содержит нормативы в области родного языка, литературы, географии, искусства, трудовой подготовки. 3.Школьный – определяет специфику и направленность отдельного образовательного учреждения. Стандартом образования называется – система основных параметров применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Стандарт отражает обязательства государства с одной стороны перед своими гражданами, а с другой стороны граждан перед государством. Государство требует от граждан достижение определенного статуса образования и гарантирует в свою очередь необходимого уровня образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|