Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы обучения. Понятие и сущность метода, приема и средства обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения.




Методический прием-это часть метода.

Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения.

Классификация методов:

1) Традиционная: а) словесные методы (лекция, семинар, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой) б) образ, наглядные методы (наблюдение, демонстрация опытов просмотр кино-, видеофильмов), в) практика (определенные действия выработки умений и навыков) упражнения, лаб работы, практикумы

2) По типу познавательной деят-ти (Лернера и Скаткина): а) объяснительно- иллюстративный метод, б) репродуктивный метод (воспроизведение приобретенных знаний, умений и навыков), в)проблемный метод(учитель с помощью проблем строит изложение, каких- то знаний, а учащиеся под рук-ом учителя пытаются решить эти проблемы), г) частично-поисковый метод (учитель часть знаний излагает сам, подводит учащегося к какому-то противоречию. д) исследовательский метод (ученики выполняют учебно-исследовательское задание, изучают материал, составляют план своей работы, учитель их консультирует),

3) В основе логика изложения материала: а) индуктивный (от частного к общему, от простого к сложному), б) дедуктивный (от общего к частному, от сложного к простому)

Методы стимулирования познавательной деят-ти.

1) методы стимулирования познавательного интереса (игры дискуссия, создание ситуации эмоционально направленного переживания (ситуация успеха)),

2) методы стимулирования долга и ответственности,

3) поощрение, наказание, похвала

Методы КОНТРОЛЯ и самоконтр.

1) методы устного контроля (индивидуальный или фронтальный опрос, устный зачет),

2) письменный контроль (экзамен, реферат), лабораторно-практический практикум.

Критерии выбора метода: а)соответствие метода целям и задачам, б)целесообразность метода, в)соответствие метода учебным возможностям детей, уровню их развития г)учет технической базы школы, д)соответствие уровню подготовки самого учителя.

Понятие о средствах обучения, классификация средств обучения

Средстваа обучения - материальный или идеальный объект, который использован учителем или учащимся для усвоения новых знаний.

По составу объектов средства обучения делятся на материальные и идеальные. Материальные - учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, а также условия обучения (микроклимат, расписание занятий, режим питания и т. д.).

Система средств обучения строится согласно следующим принципам

1) Оборудование должно полностью удовлетворять пед. требованиям, предъявляемых к др. элементам учебного процесса, наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемыми обозримым, иметь эстетический вид и т, д.

2) Все приборы, имеющие общее назначение должны соответствовать друг другу и демонстрированным установкам

3) Кол-во и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе

4) средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения.

Наглядные пособия обычно классифицируются по 3 группам: объёмные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. д.). печатные пособия (картинки, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. д.). Проекционный матерьял (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. д.). Они выполняют следующие ф-ии: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе, ознакомление с внешним видом предмета в его современном виде и историческом развитии, наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса, этапы эксплуатации изготовления или проектирования изделия, наглядное представление об устройстве предмета и принципе его действия, управление им техники безопасности; ознакомление с историей науки и перспективами её развития.

Идеальные: те усвоенные заранее знания,которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний(речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и т.д).

 

Урок как основная форма обучения. Понятие «урок». Типы и структура уроков. Требования к современному уроку (общие, дидактические, воспитательные, развивающие).

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Комбинир.(смешанные)уроки:

1.Органи-ция урока 2.Повторение изученного 3.Изучение новых знаний,формирование новых умений 4.Закрепление, систематизация, применение. 5.Задание на дом.

Уроки изучения новых знаний:

1.Органи-ция работы, совмещение темы, цели и задач урока 2.Восприятие нового учебн. материала 3.Осмысление учебн. материала 4.Обощение и систематизация знаний 5.Подведение итогов 6.Задание на дом

Уроки формирования новых умений:

1.Организ-цияработы 2.Сообщение цели, задач уроков 3.Применение изученных знаний в новых практич. ситуациях 4.Подведение итогов 5.Задание на дом

Уроки обобщения и систематизации:

1.Организ-ция работы 2.Сообщение цели, задач уроков 3.Повторение и систематизация основных теоретич положений и ведущих идей предыдущих уроков 4.Итоги урока 5.Задание на дом

Уроки контроля и коррекции:

1.Организ-цияработы 2.Сообщение цели, задач уроков 3.Опрос уч-ся по изученному материалу 4. Итоги урока 5.Задание на дом

Нестандартные уроки:

1.Уроки «погружении» 2.Уроки игры 3.Уроки-прессконференции 4.Театрализированые уроки 5.Компьютерные уроки 6.Уроки с групповыми формами работы 7.Уроки взаимообучения уч-ся 8.Уроки – аукционы 9.Уроки-творческие отчеты 10.Уроки-конкурсы.

Требования к совр.уроку:

Общие требования к уроку подразделяются на три группы:

I Дидактические

1)Конкретный урок должен иметь опред задачи

2)Определение оптимального содержания урока

3)Целесообразный выбор методов и средств обучения для каждой части урока 4)Реализация на уроке принципов обучения

5)использование современных достижений науки и практики

6)Связь с личностным опытом учащихся

II Воспитательные и развивающие требования

1)постановка воспитательных и развивающих задач урока

2)развитие познавательных интересов

3)Развитие всех сфер личности

4)Соблюдение учителем педагогического четкого такта

III Организационные требования

1)наличие плана урока

2)организационная четкость проведения урока

3)подготовка и использование различных средств

 

Контроль успеваемости учащихся. Основные понятия. Принципы диагностирования и контролирования успеваемости. Виды и формы контроля. Современные формы учета и контроля знаний (портфолио, рейтинг, критериальное оценивание).

Диагностирование обученности – процесс, включающий в себя контроль, проверку, оценивание, проверку статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейших действий,событий, результатов.

Контроль – выявление, измеренение и оценивание знаний и умений учащихся. Проверка –процесс выявлений и измерения знаний и умений обуч.

Оценивание – процесс выявления и обоснование учебных успехов школьника. Оценка – определен.результат проверки. Отметка – оценка выраженная в условных знаках (баллах).

Принципы диагностирования:

1.объективность(заключается в научном обосновании, содержании диагностических тестов, заданий, вопросов, процедур и т.д., равном дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точно адекватно установленным критериям оценивания)

2. систематичность(состоит в необходимости проведения контроля на всех этапах обучения при реализации комплексного подхода к диагностированию)

3. наглядность (гласность, проведение контроля всех обучаемых одним критериям: оглашение и мотивация оценок; составление перспективных планов ликвидации пробелов)

Виды контроля:

1предварительный - проверка исходного уровня обученности

2текущий – систематическая проверка усваивания знаний, умений, навыков на каждом уроке, стимулирование учебного труда учащегося с выявлением определенных пробелов в усвоении материалов

3тематический – проверка усвоенности как отдельных элементов учебного материала по конкретной теме, так и ….

4итоговый – заключительная проверка ЗУН в конце каждой четверти и учебного года

Общим родовым понятием выступает контроль, означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых, выявление или измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качесвтенные – в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.д. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Рейтинг - представляет собой количественную оценку успешности учащихся. Проектировнаие рейтинговой системы оценки знаний:

1. Весь учебный материал разбивается на отдельные модули

2. Определяется контрольные точки в каждом модуле и уточняется форма проведения контрольных процедур

3. Определяется величина рейтингового показателя

4. Для всестороннего учета всех показателей, в рейтинговую систему вносят различные коэффициенты. Кол-во коэф-ов отбирает учитель в некоторых случаях он их, проектирует с учетом рекомендаций.

Портфолио – это коллекция работ, учащихся, которая демонстрирует его усилие, прогресс или достижения в определенной области. Бывают: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...