Методы обучения. Понятие и сущность метода, приема и средства обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения.
Методический прием-это часть метода. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Классификация методов: 1) Традиционная: а) словесные методы (лекция, семинар, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой) б) образ, наглядные методы (наблюдение, демонстрация опытов просмотр кино-, видеофильмов), в) практика (определенные действия выработки умений и навыков) упражнения, лаб работы, практикумы 2) По типу познавательной деят-ти (Лернера и Скаткина): а) объяснительно- иллюстративный метод, б) репродуктивный метод (воспроизведение приобретенных знаний, умений и навыков), в)проблемный метод(учитель с помощью проблем строит изложение, каких- то знаний, а учащиеся под рук-ом учителя пытаются решить эти проблемы), г) частично-поисковый метод (учитель часть знаний излагает сам, подводит учащегося к какому-то противоречию. д) исследовательский метод (ученики выполняют учебно-исследовательское задание, изучают материал, составляют план своей работы, учитель их консультирует), 3) В основе логика изложения материала: а) индуктивный (от частного к общему, от простого к сложному), б) дедуктивный (от общего к частному, от сложного к простому) Методы стимулирования познавательной деят-ти. 1) методы стимулирования познавательного интереса (игры дискуссия, создание ситуации эмоционально направленного переживания (ситуация успеха)), 2) методы стимулирования долга и ответственности, 3) поощрение, наказание, похвала Методы КОНТРОЛЯ и самоконтр. 1) методы устного контроля (индивидуальный или фронтальный опрос, устный зачет),
2) письменный контроль (экзамен, реферат), лабораторно-практический практикум. Критерии выбора метода: а)соответствие метода целям и задачам, б)целесообразность метода, в)соответствие метода учебным возможностям детей, уровню их развития г)учет технической базы школы, д)соответствие уровню подготовки самого учителя. Понятие о средствах обучения, классификация средств обучения Средстваа обучения - материальный или идеальный объект, который использован учителем или учащимся для усвоения новых знаний. По составу объектов средства обучения делятся на материальные и идеальные. Материальные - учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, а также условия обучения (микроклимат, расписание занятий, режим питания и т. д.). Система средств обучения строится согласно следующим принципам 1) Оборудование должно полностью удовлетворять пед. требованиям, предъявляемых к др. элементам учебного процесса, наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемыми обозримым, иметь эстетический вид и т, д. 2) Все приборы, имеющие общее назначение должны соответствовать друг другу и демонстрированным установкам 3) Кол-во и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе 4) средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения. Наглядные пособия обычно классифицируются по 3 группам: объёмные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. д.). печатные пособия (картинки, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. д.). Проекционный матерьял (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. д.). Они выполняют следующие ф-ии: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе, ознакомление с внешним видом предмета в его современном виде и историческом развитии, наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса, этапы эксплуатации изготовления или проектирования изделия, наглядное представление об устройстве предмета и принципе его действия, управление им техники безопасности; ознакомление с историей науки и перспективами её развития.
Идеальные: те усвоенные заранее знания,которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний(речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и т.д).
Урок как основная форма обучения. Понятие «урок». Типы и структура уроков. Требования к современному уроку (общие, дидактические, воспитательные, развивающие). Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Комбинир.(смешанные)уроки: 1.Органи-ция урока 2.Повторение изученного 3.Изучение новых знаний,формирование новых умений 4.Закрепление, систематизация, применение. 5.Задание на дом. Уроки изучения новых знаний: 1.Органи-ция работы, совмещение темы, цели и задач урока 2.Восприятие нового учебн. материала 3.Осмысление учебн. материала 4.Обощение и систематизация знаний 5.Подведение итогов 6.Задание на дом Уроки формирования новых умений: 1.Организ-цияработы 2.Сообщение цели, задач уроков 3.Применение изученных знаний в новых практич. ситуациях 4.Подведение итогов 5.Задание на дом Уроки обобщения и систематизации: 1.Организ-ция работы 2.Сообщение цели, задач уроков 3.Повторение и систематизация основных теоретич положений и ведущих идей предыдущих уроков 4.Итоги урока 5.Задание на дом Уроки контроля и коррекции: 1.Организ-цияработы 2.Сообщение цели, задач уроков 3.Опрос уч-ся по изученному материалу 4. Итоги урока 5.Задание на дом Нестандартные уроки: 1.Уроки «погружении» 2.Уроки игры 3.Уроки-прессконференции 4.Театрализированые уроки 5.Компьютерные уроки 6.Уроки с групповыми формами работы 7.Уроки взаимообучения уч-ся 8.Уроки – аукционы 9.Уроки-творческие отчеты 10.Уроки-конкурсы.
Требования к совр.уроку: Общие требования к уроку подразделяются на три группы: I Дидактические 1)Конкретный урок должен иметь опред задачи 2)Определение оптимального содержания урока 3)Целесообразный выбор методов и средств обучения для каждой части урока 4)Реализация на уроке принципов обучения 5)использование современных достижений науки и практики 6)Связь с личностным опытом учащихся II Воспитательные и развивающие требования 1)постановка воспитательных и развивающих задач урока 2)развитие познавательных интересов 3)Развитие всех сфер личности 4)Соблюдение учителем педагогического четкого такта III Организационные требования 1)наличие плана урока 2)организационная четкость проведения урока 3)подготовка и использование различных средств
Контроль успеваемости учащихся. Основные понятия. Принципы диагностирования и контролирования успеваемости. Виды и формы контроля. Современные формы учета и контроля знаний (портфолио, рейтинг, критериальное оценивание). Диагностирование обученности – процесс, включающий в себя контроль, проверку, оценивание, проверку статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейших действий,событий, результатов. Контроль – выявление, измеренение и оценивание знаний и умений учащихся. Проверка –процесс выявлений и измерения знаний и умений обуч. Оценивание – процесс выявления и обоснование учебных успехов школьника. Оценка – определен.результат проверки. Отметка – оценка выраженная в условных знаках (баллах). Принципы диагностирования: 1.объективность(заключается в научном обосновании, содержании диагностических тестов, заданий, вопросов, процедур и т.д., равном дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точно адекватно установленным критериям оценивания) 2. систематичность(состоит в необходимости проведения контроля на всех этапах обучения при реализации комплексного подхода к диагностированию)
3. наглядность (гласность, проведение контроля всех обучаемых одним критериям: оглашение и мотивация оценок; составление перспективных планов ликвидации пробелов) Виды контроля: 1предварительный - проверка исходного уровня обученности 2текущий – систематическая проверка усваивания знаний, умений, навыков на каждом уроке, стимулирование учебного труда учащегося с выявлением определенных пробелов в усвоении материалов 3тематический – проверка усвоенности как отдельных элементов учебного материала по конкретной теме, так и …. 4итоговый – заключительная проверка ЗУН в конце каждой четверти и учебного года Общим родовым понятием выступает контроль, означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых, выявление или измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качесвтенные – в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.д. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Рейтинг - представляет собой количественную оценку успешности учащихся. Проектировнаие рейтинговой системы оценки знаний: 1. Весь учебный материал разбивается на отдельные модули 2. Определяется контрольные точки в каждом модуле и уточняется форма проведения контрольных процедур 3. Определяется величина рейтингового показателя 4. Для всестороннего учета всех показателей, в рейтинговую систему вносят различные коэффициенты. Кол-во коэф-ов отбирает учитель в некоторых случаях он их, проектирует с учетом рекомендаций. Портфолио – это коллекция работ, учащихся, которая демонстрирует его усилие, прогресс или достижения в определенной области. Бывают: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|